Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

МОНИТОРИНГ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / МОНИТОРИНГ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ЕАЭС / ОПТИМИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ И СВЯЗЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуклина З.Н., Глушак О.В.

В статье рассматривается значение, процесс и принципы мониторинга таможенных услуг с учетом их особенностей и отличительных черт, сравниваются виды мониторинга и цели его применения, прослеживается влияние мониторинга на эффективность таможенного дела в рамках ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF CUSTOMS SERVICES WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article discusses the importance, process and principles of the monitoring of customs services tailored to their characteristics and distinguishing features, and compares the types of monitoring and targets, shows the influence of monitoring on the effectiveness of customs in the framework of the EAEU.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 338

МОНИТОРИНГ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

З.Н. Шуклина, О.В. Глушак

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

В статье рассматривается значение, процесс и принципы мониторинга таможенных услуг с учетом их особенностей и отличительных черт, сравниваются виды мониторинга и цели его применения, прослеживается влияние мониторинга на эффективность таможенного дела в рамках ЕАЭС.

Ключевые слова: таможенные услуги, мониторинг, макроэкономический эффект, ЕАЭС, оптимизация отношений и связей.

Нестабильная ситуация на внешнем рынке, турбулентность геополитической обстановки ставят перед всеми участниками ВЭД задачи по оптимизации отношений и укреплению позиций государства. Таможенная служба, как часть государственного аппарата, адекватно реагирует на риски и оптимизирует свои действия на мировом уровне, участвуя во взаимодействии, интеграции и контроле. Деятельность государств-членов ЕАЭС и ЕЭК направлена на гармонизацию таможенной инфраструктуры государств - членов Союза, повышение степени оснащения и поддержания работоспособности элементов таможенной инфраструктуры стран Союза, выработку согласованной политики применения элементов таможенной инфраструктуры странами Союза, повышение эффективности таможенного контроля при снижении временных затрат участников внешнеэкономической деятельности. Для чего требуется полное соответствие растущим стандартам развития, продиктованных уровнем развития глобальных структур [6]. Система должна стать более гибкой, технологически и информационно обеспеченной, коммуникабельной, более транспарентной и эффективной [5].

Особую актуальность приобретает вопрос мониторинга таможенных услуг, которые относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Таможенные услуги оказывают не только таможенные органы, но и околотаможенные экономические институты, чьи услуги предоставляются субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки и государству, при выполнении функции по регулированию и защите экономики, здоровья населения и охране окружающей среды. В этой связи мониторинг предстает системой постоянного сбора и анализа данных о сложных явлениях, процессах, оцениваемых с помощью ключевых показателей в целях оперативной диагностики состояния объекта исследования и оценки его в динамике.

Особенности развития и совершенствования государственных и таможенных услуг представлены в работах Барамзина С. В., Ерщова А.Д. , Ермилова И.С., Евдокимова А.И., Доля А.Н., Диановой В.Ю., Иванова Н.Н., Макрусева В.В., Колобова И.Н., Кузнецова С.С., Сафронова А.В., Старковой О.А., Свинухова В.Г, Сенотрусовой С.В. ,Терешенковой А Ю., Томиленко А.С., Терещенко Л.К., Шаститко А.Е.

ЕАЭС со всеми позитивными и негативными оценками состоялся как перспективная международная организация региональной экономической интеграции. В 2016 году в ЕАЭС входят пять государств постсоветского пространства - Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Но еще 20 с лишним стран из разных частей света уже высказали свою заинтересованность в сотрудничестве в той или иной форме с новым объединением. И это несмотря на то, что период становления ЕАЭС пришелся на продолжающийся в мире кризис и стремление США вразрез с правилами ВТО навязать другим странам путем создания тихоокеанского и атлантического альянсов с приставкой «транс» новые правила поведения на международном рынке (естественно, в свою пользу). В этих условиях эффективная евразийская ин-

теграция становится действенным защитным механизмом против такого бесцеремонного давления на развивающиеся страны [4].

В зарубежной и отечественной литературе существует большое количество определений услуг, построенных на противопоставлении понятий «товар» и «услуга». Ученые подчеркивают, что услуги по сравнению с товарами нематериальны, недолговечны, не могут складироваться и храниться, не осязаемы и т.д. Однако большинство определений, верно отмечая отдельные свойства услуг, не дают емкого определения этого термина, которое могло быть использовано в практических целях [3,10,15].

Особенности, черты и отличия услуг от товаров проявляются в специфике рынка услуг, которые можно выделить по определенным признакам [13]:

1. Услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению и транспортировке, что накладывает на процесс потребления определенные временные ограничения, повышает степень предпринимательского риска (в случае отказа).

2. Услуги часто неосязаемые, это отличительное свойство делает торговлю услугами слабо регулируемой и предъявляет особые требования к их качеству. Однако существуют и свои исключения, к примеру, некоторые услуги могут быть осязаемыми (компьютерная программа на переносном электронном носителе), видимы (результат парикмахерских услуг -стрижка).

3. Услуги отличаются от товара неразрывностью производства и потребления. В процессе оказания услуги практически всегда происходит непосредственный контакт производителя и потребителя. Даже при временном разрыве между окончанием производства и потреблением (например, при разработке компьютерной программы), оценка эффективности (качества) не может быть применена до потребления (использования).

4. Количественная оценка торговли услугами значительно сложнее оценки торговли товарами, из чего следуют осложнения в применении методов таможенной стоимости.

5. Определение термина услуги усложняется в юридических источниках (нормативные правовые акты), что связано с неоднозначностью определения термина услуги вообще и степенью ее правого определения.

Целесообразно использовать несколько дефиниций, которые охватывают большую часть такого сложного понятия. Карл Маркс определял услугу как: «...особую потребительскую стоимость, воплощенную и в товаре, и в виде «чистых» услуг, не получающих в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя». В этом определении явно прослеживается двойственная природа услуги. С одной стороны, она может выражаться конечным итогом, воплощенным в товаре, а с другой, это некий процесс, который не имеет конечного вещественного выражения и не отделим от исполнителя [14].

Всемирная Федерация национальных органов по стандартизации выработала следующее определение: «Услуга - это результат взаимодействия поставщика и заказчика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей заказчика». В этом определении упор делается на обязательность взаимодействия поставщика и потребителя (заказчика) услуги, помимо внутренней деятельности поставщика по непосредственному производству [15]. Сфера услуг охватила многие направления человеческой деятельности, развитость и доля услуг в общем объеме ВВП характеризуют степень зрелости экономики стран. Поэтому услуги, как наиболее прогрессивный вид взаимодействия поставщика и потребителя, начинают широко применяться в государственной службе, в том числе, в таможенной службе [18].

Таможенная служба находится на стадии развития и одним из ключевых направлений этого развития является укрепление и развитие взаимодействия с участниками ВЭД. Чтобы отвечать современным требованиям, предъявляемым международными организациями, таможенной службе необходимо становиться более гибкой и современной. Таможенная услуга - это последовательность действий не материального характера в сфере внешнеэкономических связей, связанных с оформлением пересечения товаров (работ, услуг) через границу РФ, оказываемых таможенными органами и околотаможенными институтами всем участникам

ВЭД (физическим, юридическим лицам и государству) [15]. Таможенные услуги - это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики и направления на развитие внешнеэкономических связей. Так в контексте государственного строительства таможенный потенциал непосредственно ориентирован на рынок государственных услуг; в сфере же ВЭД - на рынок частных услуг: в широком плане - на услуги бизнес-сообществу, в узком - конкретному участнику ВЭД

[14].

Понятие «мониторинг» (от англ. monitoring - отслеживание, на базе латинского корня — monitor — напоминающий, предостерегающий) стало общепризнанным как в науке, так и в других областях общественной практики. Смысл сводится к постоянному наблюдению за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату Если диагностика ситуации осуществляется систематически с определенной заданной периодичностью и с использованием одной и той же (базовой) системы индикаторов, мы имеем дело с мониторингом [11]. Понятие мониторинга претерпело ряд изменений в своем понятийном аппарате. Сначала данный термин употреблялся только в значении «надзора». Однако если обратиться к современным толкованиям, то можно встретить следующие значения: наблюдение; отслеживание; надзор; управление [6, 9].

Впервые мониторинг был использован в почвоведении, затем в экологии и других смежных науках. В настоящее время мониторинг изучается и используется и в технических, в социальных и экономических науках, в различных сферах практической деятельности, что подчеркивает важность и необходимость контроля и оценки для всех структур и направлений [13].

Понятие мониторинга менялось в зависимости от вида деятельности, технологической наполненности и целей применения. Так, в экологии понятие «мониторинг» определяется как непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. Например, экологический мониторинг как информационную характеризует систему наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданную с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов [11]. В социологии понятие мониторинга получило практическую нацеленность и применение в социологическом исследовании. Мы обобщили и выделили следующие понятия мониторинга [16]:

1. Мониторинг (предупредительный, предохраняющий) — система регулярного измерения изменений, происходящих в обществе или каких-то его подгруппах, при условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и одного и того же инструментария для сбора данных.

2. Социально-политический мониторинг — постоянный, систематический сбор информации в целях наблюдения и контроля за ходом развития какого-либо социально-политического явления или процесса и его прогнозирования.

3. Кейс-стади — исследование единичных случаев изучаемого феномена и их интенсивный анализ, включающий интервьюирование индивидуума, изучение документов его жизни или случая, который с ним произошел, анализ социальной ситуации в свете поставленной проблемы и формулировки основных выводов и рекомендаций по разрешению возникшей проблемы.

Основная сфера практического применения мониторинга - это управление, т.е. информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление, используется в различных сферах и с различными целями, но при этом, обладает общими характеристиками и свойствами [11]:

1. Мониторинг - это непрерывный процесс, который никогда не завершается.

2. Мониторинг связан с проблемами принятия управленческих решений.

3. Мониторинг должен быть всеобъемлющим, т.е. осуществляется на всех уровнях иерархии организации.

Реформа бюджетного процесса смещает акценты на развитие внутреннего контроля, а именно на организацию эффективного финансового контроля и мониторинга внутри бюджетных учреждений. То есть роль контрольных органов, созданных государственными органами (главные распорядители, распорядители бюджетных средств), повышается и функции их видоизменяются. Ведомственный финансовый контроль обеспечивает надзор за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, наличием и движением имущества, формированием достоверной и полной информации о финансовых результатах деятельности бюджетных учреждений, необходимой для руководства и управления, организации работы по профилактике бесхозяйственности, нехватки и хищений денежных средств и материальных ценностей [7].

Федеральная таможенная служба Российской Федерации осуществляет контроль за использованием федеральной собственности и средств федерального бюджета, выделенных на содержание таможенных органов, реализацию федеральных и ведомственных целевых программ.

В настоящее время к таможенному делу относится деятельность в качестве [16]:

1) таможенного представителя;

2) таможенного перевозчика;

3) владельца склада временного хранения;

4) владельца таможенного склада;

5) владельца магазина беспошлинной торговли.

Информационная поддержка системы мониторинга и контроллинга в таможенных органах РФ является важной частью внутренней среды организации, предназначенной для обеспечения и поддержки информационных потоков в организации с целью повышения эффективности принятия решений [3].

Таможенный союз позиционировался как форма торгово -экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь. Можно определить страны -члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, и потенциальные , изъявившие желание присоединиться. Участники: Армения; Казахстан; Киргизия; Россия; Белоруссия. Кандидаты на членство: Тунис; Сирия; Таджикистан [4].

Таблица 1

Процесс и принципы мониторинга таможенных услуг [3]

Процесс Принципы Сущность

1. Выбор и сбор достоверной информации 1. Целенаправленность все задачи структурных единиц организации должны быть подчинены единой цели

2. Накопление данных 2. Целостность и системность мониторинг проводиться поэтапно на все уровнях иерархии организации

З.Обработка информации 3. Транспарентность мониторинг проводится в условиях открытости и доступности процесса и результатов для потребителей результатов деятельности организации

4. Анализ информации 4.Информационное единство мониторинг проводится на основе единой информации, полученной на всех уровнях организации.

5.Подготовка адекватных управленческих решений по устранению проблем 5.Методическое единство приемов и способов управления мониторинг проводиться на основе единой методики

С 1 января 2015 г. начал функционировать Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор), в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. В свою очередь, Евразийский экономический союз (далее -ЕАЭС) является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Со 2 января 2015 г. вступил в силу документ (подписан в г. Минске 10.10.2014) о присоединении к Договору Республики Армения, а в ближайшее время к ЕАЭС должна присоединиться Кыргызская Республика (соответствующий документ принят в г. Москве 23.12.2014). После этого в составе ЕАЭС будут Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика [8].

Темпы экономического развития в прошлом году в целом по союзу были негативными, в 2015 году взаимная торговля внутри ЕАЭС сократилась на 26%. На 2016 год Евразийская экономическая комиссия в целом дает достаточно осторожный, но позитивный прогноз. Именно благодаря тому, что государства, экономики, хозяйствующие субъекты могут пользоваться возможностями, которые создал союз, по созданию единых рынков в ключевых сферах: обращение товаров, услуг, капитала [9].

Рис. 1. Соотношение уровня допустимых расхождений в таможенной статистике ведущих стран мира и России по объемам их экспорта и импорта

На территории государств-членов ЕАЭС на 01.01.2015 года зарегистрировано [8]:

- 1011 владельцев складов временного хранения;

- 240 владельца таможенных складов; - 50 владельцев свободных складов (Республика Казахстан), При этом на 01.01.2014 года их количество составляло:

- 1018 владельцев складов временного хранения;

- 253 владельца таможенных складов;

- 56 владельцев свободных складов (Республика Казахстан). Общая площадь складского хозяйства в трех странах составила 12 млн. 222 тыс. кв. м., при этом у Республики Беларусь - 2 241 406 кв.м., Республики Казахстан - 4 372980 кв.м., Российской Федерации - 5 608146 кв.м. Средняя площадь одного склада, расположенного на территории Республики Беларусь, составила около 12 тыс.кв. м., в Республике Казахстан более17 тыс.кв.м., в Российской Федерации - около 7 тыс кв.м..

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур [2].

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС. Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии [10].

Для того, чтобы выявить тенденции выполнения таможенных услуг, обратимся в их классификации, которая осуществлена на основании 8 главных признаков (таблица 2). К первой группе услуг следует отнести деятельность, которая определяет отношение таможни к различным рынкам услуг [14]:

1. Таможенные услуги на внутреннем рынке государственных услуг - таможня выполняет делегированные ей функции государства в области таможенного регулирования, в том числе в области предоставления государственных услуг.

2. Таможенные услуги на рынке внутренних коммерческих услуг. В этом случае оказывается содействие участникам внешнеторговой деятельности в осуществлении экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры и таможенных посредников.

3. Таможенные услуги на внешнем рынке услуг, в том числе через специальных уполномоченных и таможенных представителей за рубежом.

Вторую группу услуг составляют действия и меры таможенных органов, имеющие отношение к основным и предварительным (вспомогательным) таможенным процедурам.

К третьей группе относятся таможенные услуги, которые характеризуются своим отношением к форме их предоставления и применения в информационно-коммуникационных технологиях [15]:

1. Оцифрованные услуги, т. е. виртуальные услуги, которые переведены в цифровой формат и поставлены путем пересылки файла по глобальной или корпоративной сети (программное обеспечение, специальная видеопродукция, электронные консалтинговые и информационные услуги и т. д.)

2. Традиционные услуги, т. е. те которые не могут быть переведены в цифровой формат и должны доставляться потребителю в обычном виде.

К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся: таможенное регулирование; осуществление фискальной функции; правоохранительная деятельность; предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций; содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству [3].

Необходимость развития сектора государственных услуг в области таможенного дела обусловлена тенденциями административной реформы в Российской Федерации, а также принятием Таможенного кодекса Таможенного союза, закрепившего идеологические основы, направленные на улучшение предоставляемых услуг в области таможенного администрирования, то есть на оказание качественных государственных услуг в области таможенного дела. Совершенствование системы государственных услуг, предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности, нацелено на расширение их спектра, повышение качества и доступности при внешней их простоте, оперативности и надежности [20].

Таблица 2

Классификация таможенных услуг [20]

Группы Признак классификации услуги Виды услуг

1 группа Деятельность, которая определяет отношение таможни к различным рынкам услуг 1. Таможенные услуги на внутреннем рынке государственных услуг. 2. Таможенные услуги на рынке внутренних коммерческих услуг. 3. Таможенные услуги на внешнем рынке услуг, в том числе через специальных уполномоченных и таможенных представителей за рубежом.

2 группа Действия и меры таможенных органов, имеющие отношение к основным и предварительным (вспомогательным) таможенным процедурам. Таможенное оформление; Хранение товаров на таможенном складе таможенного органа; Таможенное сопровождение.

3 группа Отношение к форме предоставления и применения в информационно-коммуникационных технологиях Оцифрованные услуги Традиционные услуги

4 группа Различные группы поставщиков таможенных услуг Таможенная система, Таможенная инфраструктура, Таможенные брокеры, Таможенные перевозчики, Владельцы таможенных терминалов, складов СВХ, магазинов беспошлинной торговли, Предотгрузочная инспекция, Таможенно-логистические центры, Информационно-коммуникационные центры, Образовательные учреждения

5группа Взаимодействие и меры, имеющие отношения к различным компонентам таможенного дела 1.Услуги в экономической деятельности 2. Услуги в правовой деятельности 3.Услуги в организационно-технологической деятельности 4. Услуги в социальной деятельности

6 группа Услуги, связанные с обслуживанием различных видов транспортных средств Услуги для железнодорожного транспорта, для автомобильного транспорта, для морского и речного транспорта, для воздушного и космического транспорта, для трубопроводного и энергетического транспорта

7 группа Услуги с различной базой расчета Услуги, рассчитываемые по стоимости товара, Услуги, рассчитываемые по весу товара, Услуги, рассчитываемые по расстоянию таможенного сопровождения, Услуги, рассчитываемые по твердо установленным ставкам, Услуги, рассчитываемые по количеству времени, Бесплатные таможенные услуги

8 группа Услуги, по признаку осязаемости 1. Осязаемые таможенные услуги (экспертные услуги, реестровые услуги, информирование и консультирование в письменном виде, компьютерные программы, таможенные карты и т.д.) 2. Неосязаемые (информирование и консультирование в устной форме или по телефону, таможенное оформление, хранение на складе, сопровождение товара и т.д.).

К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся: таможенное регулирование; осуществление фискальной функции; правоохранительная деятельность; предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций; содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству [19]. Необходимость развития сектора государственных услуг в области таможенного дела обусловлена тенденциями административной реформы в Российской Федерации, а также принятием Таможенного кодекса Таможенного союза, закрепившего идеологические основы, направленные на улучшение предоставляемых услуг в области таможенного администрирования, то есть на оказание качественных государственных услуг в области таможенного дела. Совершенствование системы государственных услуг, предоставляемых участникам

внешнеэкономической деятельности, нацелено на расширение их спектра, повышение качества и доступности при внешней их простоте, оперативности и надежности [1].

Услуги содействия развитию интеграционных процессов на пространстве Евразийского экономического сообщества, укреплению Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества и других международных и региональных организаций с участием Российской Федерации [14].

Четвертая группа связана с различными группами поставщиков таможенных услуг, к пятой группе услуг следует отнести взаимодействие и меры, имеющие отношения к различным компонентам таможенного дела, к шестой группе относятся услуги, связанные с обслуживанием различных видов транспортных средств, к седьмой группе относятся услуги, связанные с различной базой их расчета, к восьмой группе относятся услуги, разделяемые по признаку осязаемости [9].

Таможенные услуги можно структурировать по разным признакам, это лишний раз свидетельствует о том, что к данной категории нужно подходить с разных позиций. Главная из них - удовлетворенность со стороны потребителей, которую можно характеризовать как с позиции государства (государственные таможенные услуги), так и с позиции участников ВЭД. В данном исследовании нас интересует вторая группа услуг, как наиболее проблематичная [15].

Первую часть системы мониторинга будут проводить сами участники ВЭД. В их обязательства будет включено [18]:

1. Обеспечение безопасности грузов (отсутствие вредных, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ и т. п.)

2. Обеспечение однозначности и однородности содержимого груза (отсутствие «серого» товара)

3. Отсутствие контрабанды в грузе.

4. Правильное декларирование товаров (при этом необходимо консультироваться с таможенными структурами). Они будут контролировать движение собственного грузопотока вплоть до входа в зону таможенного контроля (таможенную систему). Поэтому показатели данного этапа могут устанавливаться участниками ВЭД самостоятельно, главное - соблюдение всех возложенных на себя обязательств в полном объеме.

Вторую часть мониторинга представляется целесообразным проводить в смешанной форме, т.е. при участии участников ВЭД и таможенных структур, так можно будет достичь максимальной объективности при оценке. Здесь рекомендуется использовать показатели [6]:

1. Надежность и оперативность.

2. Компетентность.

3. Безопасность.

4. Культура обслуживания.

5. Информативность.

На данном этапе в процесс мониторинга качества будет включен непосредственно сам таможенный контроль и все обеспечивающие его условия и сопутствующие ему операции. Методы исследования могут быть разные: анкетирование участников ВЭД (например, анализ негативных стороны деятельности таможни), тестирование персонала таможни (например, компетентность сотрудников), сбор статистических данных (время ТО и ТК) и т.д. [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если рассматривать Рамочные стандарты, то базисом проектируемой этим документом системы являются две «опоры»: системе соглашений между таможенными администрациями и партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом. Такая политика дает много преимуществ. Главная цель данного документа - построить такую систему взаимоотношений участников ВЭД и таможни, которая была бы взаимовыгодна и тем, и другим. С точки зрения таможни - это соблюдение норм и правил таможенного законодательства лицами, пересекающими таможенную границу РФ. С позиции участника ВЭД - это ускорение времени, затрачиваемое на проведение таможенных процедур.

Таблица 3

Компетенции Евразийской экономической комиссии

№ п/п Компетенции комиссии Содержание компетенций

1 Обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза. •таможенные тарифы и нетарифное регулирование; •таможенное администрирование; •техническое регулирование; •санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; •зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; •установление торговых режимов с третьими странами; •статистика внешней и внутренней торговли;

2 Является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета. •макроэкономическая политика; •политика в области конкуренции; •промышленные и сельскохозяйственные субсидии; •энергетическая политика; •естественные монополии; •финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);

3 Принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС. •государственные и муниципальные закупки; •внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции; •транспорт и перевозки; •валютная политика; •интеллектуальная собственность и авторское право; •миграционная политика;

Основным базовым документом, на который опирались эксперты при разработке ТК ЕАЭС, является Международная конвенция о гармонизации и упрощении таможенных процедур (Киотская конвенция), договаривающимися сторонами которой являются все члены ТС и ЕЭП, а также присоединяющаяся с 1 января к ЕАЭС Армения. Безусловно, вопрос о разном объеме обязательств, которые взяли на себя государства - члены Таможенного союза при присоединении к Киотской конвенции, обсуждался и на экспертном уровне, и в рамках Консультативного комитета по таможенному регулированию. Изучение данного вопроса позволит повысить эффективность работы и с другими международными таможенными конвенциями [14].

Таблица 4

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС_

Содержание эффекта Эффект,%

-Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции. 12

-Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития. 22

-Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран. 17

-Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда. 10

-Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары. 15

-Рост благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения. 15

-Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка. 20

Евразийская экономическая комиссия функционирует с 2012 года и является постоянным действующим регулирующим органом Союза. При вступлении в силу Договора о ЕАЭС ее статус и функции останутся теми же и ЕЭК будет по-прежнему заниматься администрированием Союза. Применительно к таможенным вопросам она по-прежнему будет осуществлять таможенное регулирование, то есть принимать нормативные правовые акты - решения, которые сейчас к ее компетенции отнесены Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС). В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС. Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

Мониторинг качества услуг позволит ФТС России комплексно оценивать ситуацию на рынке таможенных услуг, анализировать причины падения спроса на них и иные негативные тенденции, вносить предложения о смягчении или приостановлении причин их вызвавших [18]. Целевые индикаторы системы государственных услуг развития таможенной службы Российской Федерации: доля участников внешнеэкономической деятельности, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве опрошенных (с 30 процентов в 2012 году до 70 процентов к 2020 году); доля государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой в электронном виде в соответствии с административными регламентами, по которым обеспечена возможность их получения в электронном виде, в общем объеме государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой (с 1 процента в 2012 году до 100 процентов к 2014 году) [10].

Таким образом, мониторинг - это система сбора данных о сложном явлении, процессе, которые описываются с помощью определенных ключевых показателей в целях оперативной диагностики состояния объекта исследования и оценки его в динамике. От качества таможенных услуг зависят сроки прохождения таможенных процедур, финансовые издержки экспортеров и импортеров, уровень удовлетворенности заказчиков выполненными услугами, оптимальные взаимоотношения стран и бизнеса.

Список литературы

1. Агамагомедова С.А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: монография. М.:ИНФРА-М, 2015.-242с.

2. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза- М.: Проспект, 2011. - 134 с.

3. Афонин П.Н., Денисова Е.Н., Мютте Г.Е. Повышение качества таможенных услуг на таможенно-логистических терминалах // Российское предпринимательство, 2012, № 8 (206), с. 138-140

4. Барамзин C.B. Управление качеством таможенной деятельности: монография. М.: Изд-во РТА. 2009.-322с.

5. Глушак Н.В. Анализ перспективности национальных технологических платформ в сфере высоких технологий с позиций NBIC конвергенции. // Креативная экономика. - 2011. -№ 1. - с. 3-9

6. Гупанова Ю.Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг/ Диссертация доктора экономических наук. Москва, 2013.- 432 с.

7. Дианова В.Ю., Макрусев В.В., Маркина O.A. Развитие таможенных институтов. М.: Изд-во РТА. 2009.-322с.

8. Дианова В.Ю. Управление развитием таможенных органов России на принципах маркетинга: монография. М.: Изд-во РТА. 2011.-184с.

9. Ершов А.Д. Информационно-экономические модели управления в таможенной системе: Монография. СПб.: Наука, 2011.-256с.

10. Ершов А.Д., Евдокимов А.И., Доля А.Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни»: монография. СПб.: СПб филиал РТА, 2009.-242с.

11. Ермилов И.С. Повышение качества таможенных услуг / дисс. канд. экон. наук , Саратов, 2011.-221с.

12. Ждахина Ю. Оценку ставит ВЭД // Таможня 2015, № 10 (369)

13. Жигун Л.А. Выявление факторов, определяющих качество управления государственными таможенными услугами [Текст] // Вестник Российской таможенной академии. -2013. - № 3. - С. 30-39

14. Иванов М.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие, ФГОС 3 поколения. М.: РИОР, 2013.-248 с.

15. Иришев Б., Ковалев М. Будущее ЕАЭС: сложный поиск равновесия и роста// Вестник ассоциации белорусских банков, 2014, № 31

16. Коноваленко С. Таможня создает коридоры сотрудничества// Таможня, 2016, №1

17. Старкова О. А. К вопросу об управлении качеством таможенных услуг // Вестник СГСЭУ, 2006, № 13

18. Томиленко А.С. Проблемы оценки качества таможенных услуг// Современная наука, 2015, №9

19. Сайт Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.wcoomd.org (дата обращения: 17.03.2016)

20. Международный таможенный электронный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.worldcustomsjournal.org (дата обращения: 17.03.2016)

Сведения об авторах

Шуклина З.Н. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, zn-shuklina@yandex.ru

Глушак О.В. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, OWG3@yandex.ru

UDK 338

MONITORING OF CUSTOMS SERVICES WITHIN THE EURASIAN

ECONOMIC UNION

Z. N. Shuklina, O. V. Glushak

Bryansk state University named after academician I. G Petrovsky

The article discusses the importance, process and principles of the monitoring of customs services tailored to their characteristics and distinguishing features, and compares the types of monitoring and targets, shows the influence of monitoring on the effectiveness of customs in the framework of the EAEU.

Keywords: customs services, monitoring, macroeconomic effects, EEU, optimization of relationships and connections

References

1. Agamagomedova S.A. Tamozhennyiy kontrol tovarov, soderzhaschih ob'ektyi in-tellektualnoy sobstvennosti: monografiya. M.:INFRA-M, 2015.-242 s.

2. Anohina O.G. Kommentariy k Tamozhennomu kodeksu Tamozhennogo soyuza- M.: Prospekt, 2011. - 134 s.

3. Afonin P.N., Denisova E.N., Myutte G.E. Povyishenie kachestva tamozhennyih uslug na tamozhenno-logisticheskih terminalah // Rossiyskoe predprinimatelstvo, 2012, № 8 (206), c. 138140

4. Baramzin C.B. Upravlenie kachestvom tamozhennoy deyatelnosti: monografiya. M.: Izd-vo RTA. 2009.-322s.

5. Glushak N.V. Analiz perspektivnosti natsionalnyih tehnologicheskih plat-form v sfere vyisokih tehnologiy s pozitsiy NBIC konvergentsii. // Kreativnaya ekonomi-ka. - 2011. - № 1. - s. 3-9

6. Gupanova Yu.E. Razrabotka kontseptualnyih, metodologicheskih i metodicheskih osnov upravleniya kachestvom tamozhennyih uslug/ Dissertatsiya doktora ekonomicheskih na-uk. Moskva, 2013.- 432 s.

7. Dianova V.Yu., Makrusev V.V., Markina O.A. Razvitie tamozhennyih institu-tov. M.: Izd-vo RTA. 2009.-322s.

8. Dianova V.Yu. Upravlenie razvitiem tamozhennyih organov Rossii na printsi-pah marketinga: monografiya. M.: Izd-vo RTA. 2011.-184s.

9. Ershov A.D. Informatsionno-ekonomicheskie modeli upravleniya v tamozhennoy sisteme: Monografiya. SPb.: Nauka, 2011.-256s.

10. Ershov A.D., Evdokimov A.I., Dolya A.N. Teoriya i metodologiya formirovaniya «servisnoy tamozhni»: monografiya. SPb.: SPb filial RTA, 2009.-242s.

11. Ermilov I.S. Povyishenie kachestva tamozhennyih uslug / diss. kand. ekon. nauk , Saratov, 2011.-221s.

12. Zhdahina Yu. Otsenku stavit VED // Tamozhnya 2015, № 10 (369)

13. Zhigun L.A. Vyiyavlenie faktorov, opredelyayuschih kachestvo upravleniya gosudarstvennyimi tamozhennyimi uslugami [Tekst] // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2013. - № 3. - S. 30-39

14. Ivanov M.Yu. Vneshneekonomicheskaya deyatelnost: ucheb.posobie, FGOS 3 po-koleniya. M.: RIOR, 2013.-248 s.

15. Irishev B., Kovalev M. Buduschee EAES: slozhnyiy poisk ravnovesiya i rosta // Vestnik assotsiatsii belorusskih bankov, 2014, № 31

16. Konovalenko S. Tamozhnya sozdaet koridoryi sotrudnichestva // Tamozhnya, 2016, № 1

17. Starkova O. A. K voprosu ob upravlenii kachestvom tamozhennyih uslug // Vest-nik SGSEU, 2006, № 13

18. Tomilenko A.S. Problemyi otsenki kachestva tamozhennyih uslug // Sovremennaya nauka, 2015, № 9

19. Sayt Vsemirnoy tamozhennoy organizatsii [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: www.wcoomd.org (data obrascheniya: 17.03.2016)

20. Mezhdunarodnyiy tamozhennyiy elektronnyiy zhurnal [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: www.worldcustomsjournal.org (data obrascheniya: 17.03.2016)

Author information

Shuklina Z.N. - doctor of economic Sciences, Professor, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, zn-shuklina@yandex.ru

Glushak O. V. - candidate of economic Sciences, associate Professor, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky OWG3@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.