УДК 342
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА _
И. В. Мильшина
кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного, административного и финансового права, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. Интеграционные процессы, активным участником которых выступает Российская Федерация, оказали непосредственное влияние на деятельность таможенных органов. В статье анализируются основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации. Теоретико-правовой анализ. Дана теоретическая характеристика деятельности таможенных органов в условиях функционирования Таможенного союза, представлены некоторые примеры практической деятельности указанных органов. Заключение. Делается вывод о значении каждого из рассмотренных направлений.
Ключевые слова: деятельность таможенных органов, полномочия, информационное обеспечение, планирование и прогнозирование, распорядительная деятельность, координация и контроль.
Введение
Функционирование Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, формирование Единого экономического пространства и дальнейшая интеграция в Евразийский экономический союз непосредственным образом повлияли на распределение полномочий органов управления различных уровней. Появился надгосударственный уровень управления - органы Таможенного союза, к полномочиям которых отнесены наиболее важные вопросы, касающиеся перемещения товаров через таможенную границу. Наднациональные органы определяют стратегию, направления и перспективы развития Таможенного союза и принимают решения, направленные на реализацию общесоюзных целей и задач.
Второй уровень управления таможенным делом - государственный. Основная управленческая нагрузка в данном случае возлагается на таможенные органы РФ. Интеграционные процессы оказали непосредственное влияние на деятельность таможенных органов, полномочия которых подверглись значительным изменениям.
Основные направления деятельности таможенных органов представляют собой виды взаимодействия между ними и участниками внешнеэкономической деятельности, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления таможенным делом.
Т4?
Теоретико-правовой анализ
Информационное обеспечение является важным направлением деятельности таможенных органов. Для достижения динамичности управления в рассматриваемой области необходимо, чтобы информация об управляемых объектах поступала в таможенные органы непрерывно. Источники информации поступают в таможенные органы с двух уровней: надгосударственного (Таможенный союз) и национального.
Можно выделить следующие источники, порождающие управленческую информацию:
а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие органы управления в области таможенного дела и должностных лиц таких органов на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенное время и направление. Например, созданная в рамках Таможенного союза Объединенная коллегия таможенных служб государств-членов Таможенного союза призвана координировать деятельность таможенных служб, участвовать в формировании единой правовой базы Таможенного союза, обеспечивать единообразное применение таможенного законодательства [1];
б) обращения граждан и юридических лиц в органы государственного управления в области таможенного дела по реализации своих законных интересов и субъективных прав. Всем обратившимся обеспечивается полная конфиденциальность, а по каждому из полученных сигналов проводится проверка и предоставляются ответы;
в) обязательные указания вышестоящих таможенных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управленческая информация). Например, Федеральная таможенная служба России (далее -ФТС) утвердила Административный регламент по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев таможенных складов [2], где определяет сроки и последовательность действий ФТС и таможен, а также порядок вза-
имодействия Службы, ее структурных подразделений, региональных таможенных управлений и таможен при предоставлении данной услуги;
г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов. Например, качество таможенного контроля повышает использование сети Интернет в деятельности таможенных органов. Это позволяет: значительно ускорить и упростить процесс декларирования товаров; оперативно получать управленческую информацию об обратных связях в системе государственного управления; исключить прямое общение таможенника с участником ВЭД;
д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве органов государственного управления в области таможенного дела и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов). Таможенные органы проводят выборочный анализ информации, полученной в результате таможенного контроля, по результатам которого издаются срочные профили риска. В порядке взаимодействия они информируют другие таможенные органы о результатах проведенного анализа и возможных нарушениях таможенного законодательства.
Неотъемлемым направлением деятельности таможенных органов является прогнозирование. При принятии управленческих решений таможенные органы должны учитывать результаты государственных прогнозов и программ социально-экономического развития. Так, в деятельности ФТС России одним из важнейших направлений является прогнозирование динамики развития внешней торговли, моделирование результатов воздействия на внешнеэкономическую деятельность тех или иных таможенно-правовых механизмов. При помощи прогнозирования могут быть выявлены объективные возможности таможенных органов в финансовой и правоохранительной сфере. Это связано с тем, что прогноз основан на качественных и количественных показателях, которые специалисты получают из различных источников.
Прогнозирование оперативной обстановки и экономических явлений неразрывно связано с изучением и предвидением развития событий, возможностью принятия на основе полученных знаний управленческих решений. Так, автоматизированная система «Прогнозирование» используется таможенными органами для прогнозирования показателей сбора таможенных платежей, анализа и прогнозирования статистики международной торговли, прогнозирования по-
казателей соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров. Применение таких инновационных технологий предоставляет возможности моделирования и прогнозирования, позволяет решать сложные задачи сценарного и целевого прогнозирования.
В период глобальных изменений, происходящих в нашей стране, претерпевают изменения и некоторые направления деятельности органов государственной власти, которые были им присущи долгие годы. Это напрямую касается и планирования. Однако, несмотря на ослабление значения планирования, оно активно используется в деятельности таможенных органов.
Планирование включает разработку долгосрочных прогнозов, концепций развития, целевых программ в области таможенного дела. Подобная деятельность имеет в виду рассмотрение достаточно глобальных, комплексных вопросов таможенной политики России. Централизованное планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.
Примером реализации функции планирования в деятельности таможенных органов служит Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [3]. Стратегия представляет собой официально признанную систему долговременных целевых установок и приоритетов, определяющих устойчивое поэтапное развитие таможенных органов. Программа предполагает: развитие ФТС России до уровня, достаточного для обеспечения экономического развития нашей страны в таможенной сфере; качественное таможенное регулирование, позволяющее создать благоприятный инвестиционный климат; поступление доходов в полном объеме в казну; эффективную защиту отечественных товаропроизводителей, объектов интеллектуальной собственности; содействие внешней торговле и пресечение административных правонарушений и преступлений.
Для выполнения плана, программы или концепции, которые подготовлены благодаря деятельности по планированию, необходимы соответствующие условия. Они создаются посредством другого направления деятельности таможенных органов - организационного.
В Таможенном союзе организация должна осуществляться на двух уровнях: надгосудар-ственном и национальном. В рамках организационной функции создается наиболее оптимальная структура органов управления в области таможенного дела, определяется последовательность выполнения предусмотренных планами действий и закрепляется ответственность за лицами и органами, выполняющими определенные задания.
Как известно, целью деятельности таможенных органов являются обеспечение экономических интересов, охрана государственной и общественной безопасности, пополнение доходной части федерального бюджета и стремление к международной экономической интеграции. Достижению указанной цели способствует эффективное применение инструментария таможенного регулирования.
Организация как функция управления в рамках Таможенного союза включает:
- упорядочение структуры органов управления Таможенным союзом. В связи с дальнейшей интеграцией России в мировое экономическое пространство, вступлением во Всемирную торговую организацию, созданием Единого экономического пространства меняется и структура органов управления. Например, Комиссия Таможенного союза с 1 января 2012 г. прекратила свою деятельность и передала полномочия Евразийской экономической комиссии [4];
- упорядочение штатов, персонала. Естественно, что ликвидация Комиссии Таможенного союза и создание Евразийской экономической комиссии отразились на штатах, персонале данных органов. Создание Таможенного союза также оказало влияние на структуру и численность таможенных органов каждого государства Союза. Отмена таможенных границ между этими государствами повлекла за собой реорганизацию и ликвидацию отдельных таможенных органов. Например, до создания Таможенного союза в подчинении Саратовской таможни находилось пять таможенных постов (Саратовский, Энгельс-ский, Балаковский, Александров-Гайский и Озинский). После отмены таможенных границ внутри Таможенного союза два поста были ликвидированы (Озинский и Алгайский). С декабря 2012 г. в состав Саратовской таможни включены еще два поста: Пензенский областной и Мордовский;
- упорядочение процессов управления. В Таможенном союзе происходит постепенное перераспределение управленческих полномочий между надгосударственным и национальным уровнями. Так, отдельные национальные полномочия государства добровольно передали органам управления Таможенного союза, что способствует гармонизации национального законодательства. Надгосударственные органы управления принимают решения, которые носят обязательный характер. Например, среди полномочий, переданных государствами-членами Таможенного союза Евразийской экономической комиссии, можно отметить следующие: утверждение технических регламентов; проведение антидемпинговых и специальных защитных
расследований. Как отмечают руководители государств Союза, к 2015 г. наднациональные органы получат 175 национальных полномочий [5].
Распорядительская деятельность таможенных органов заключается в установлении различных правовых актов управления: предписаний, указаний, распоряжений, приказов, инструкций и др. Таким образом, нижестоящие таможенные органы получают текущие указания, требующие незамедлительного исполнения. Приведем пример некоторых из них.
Так, при проведении таможенного контроля сотрудники таможенных органов обязаны использовать в своей работе предписание на проведение таможенного осмотра помещений и территорий, форма которого утверждена приказом ФТС России [6]. Порядок выплаты денежного довольствия сотрудникам таможенных органов РФ определен в Методических указаниях [7] и используется в практической работе таможенных органов. Распоряжением ФТС России утверждены Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела [8]. Приказом ФТС утверждена Инструкция об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах РФ [9].
Еще одним направлением деятельности таможенных органов выступает руководство. ФТС России возглавляет всю систему таможенных органов РФ, организует и направляет деятельность всех ее звеньев, способствует укреплению единства и целостности. Таможенным органам свойственна жесткая субординация между звеньями по вертикали.
В связи с созданием Таможенного союза многие полномочия ФТС перешли Комиссии Таможенного союза (а затем Евразийской экономической комиссии), среди них: порядок определения таможенной стоимости; утверждение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза; утверждение форм и порядка заполнения таможенных документов, ведение реестров; утверждение методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами и др. Однако многие руководящие полномочия у ФТС остались, например определение компетенции нижестоящих таможенных органов (региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов).
Координация является неотъемлемым направлением деятельности таможенных органов. С развитием материально-технической базы таможенных учреждений и созданием крупных околотаможенных структур значение координации возрастает, так как возникает задача согласования деятельности отдельных
единиц, входящих в эту систему. При этом необходимо учитывать, что координация управления - не прерогатива субъектов управления, объекты управления также координируют свои действия. При помощи данной функции происходит взаимодействие всех лиц, работающих в таможенных органах, а также осуществление действий, которые направлены на достижение единых целей.
Совершенствование координации состоит в том, что необходимо учесть и согласовать интересы всех участников управленческих отношений, так как где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.
По своему содержанию можно выделить внутреннюю и внешнюю координацию. Внутренняя выражается при осуществлении руководящим центром - ФТС - внутренней организационной деятельности системы таможенных органов. Данный вид координации обеспечивает связь элементов системы, четкую работу всех объектов государственного управления в области таможенного дела.
Внешняя координация позволяет повысить эффективность деятельности таможенных органов и упорядочить их действия с действиями иных государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
На практике таможенные органы тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти, например с МВД России, ФСБ России, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по финансовому мониторингу и другими, по профилактике и пресечению административных правонарушений в области таможенного дела, совместно проводят таможенные проверки, оперативно-розыскные мероприятия и т.д. Взаимодействие с Министерством финансов РФ способствует прогнозированию и учету поступления таможенных платежей, с Федеральной службой государственной статистики и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии повышает точность ведения таможенной статистики и облегчает тарифное и нетарифное регулирование [10, с. 196].
Например, ФТС России совместно с Ге -неральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков были разработаны меры по пресечению оборота на территории РФ запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан [11].
В ст. 103 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) [12] закреплена обязанность таможенных органов при таможенном
контроле перемещаемых товаров, подлежащих контролю другими государственными органами, обеспечивать координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определенном законодательством РФ.
Одним из видов координации деятельности территориальных таможенных органов и властей субъектов РФ является совместное развитие таможенной инфраструктуры в регионах. Региональные власти заинтересованы в упорядочении околотаможенного бизнеса на их территории. Это касается частных складов временного хранения и таможенных складов, деятельности таможенных перевозчиков, таможенных представителей и д. т. Такая координация помогает решить проблему занятости путем создания на предприятиях новых рабочих мест и развития цивилизованной внешнеторговой предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что таможенные органы государств-членов Таможенного союза оказывают взаимную административную помощь, которая включает в себя: обмен информацией; взаимное признание решений, принятых таможенными органами; проведение отдельных форм таможенного контроля таможенным органом одного государства по поручению таможенного органа другого государства Союза (ст. 123 ТК ТС).
Регулирование является основным направлением деятельности таможенных органов. Регулирование может быть различным, оно зависит от специфики управляемого объекта, а также от уровня, на котором оно осуществляется. Формы регулирования могут быть правовыми, материальными и моральными.
В процессе регулирования таможенные органы используют различные способы и методы управления, устанавливают общеобязательные требования и правила для объектов управления (таможенное декларирование, уплата таможенных платежей, проведение таможенного контроля и т. д.) в целях обеспечения порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Результаты реорганизации системы государственного управления таможенным делом в России (децентрализация внешнеэкономической деятельности, интегрирование российской экономики в мировое хозяйство) дают основание говорить о перераспределении государственно-управленческих функций в этой области. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированы правовыми нормами. На обеспечение государственного регулирования направлены, например, следующие акты: Договор о функционировании
Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы [13]; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N° 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Еще одним направлением деятельности таможенных органов является учет. Для эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности, накопления и систематизации информации о ее текущем состоянии, достигнутых результатах и возникающих проблемах таможенные органы ведут учет:
- товаров, находящихся под таможенным контролем;
- товаров в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли государств-членов Таможенного союза;
- товаров, находящихся в свободных таможенных зонах и на свободных складах;
- условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем;
- таможенных платежей;
- актов таможенного досмотра (осмотра) перемещаемых товаров;
- товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц;
- внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу;
- завершения таможенной процедуры таможенного транзита;
- заявлений и материалов, поступающих в таможенные органы, и др.
Контрольная деятельность таможенных органов является правоохранительной. Она направлена на обеспечение законности и правопорядка путем пресечения неправомерных действий должностных лиц и граждан. Таможенные органы законодательно отнесены к правоохранительным, поэтому деятельность по выявлению, предупреждению и борьбе с правонарушениями является для них основной.
Следует отметить, что при выявлении отклонений в ходе осуществления контроля и их причин таможенные служащие определяют возможные пути решения возникающих ситуаций. В каждом конкретном случае применяются индивидуальные способы воздействия на субъектов ВЭД в целях преодоления отклонений и пресечения нарушений таможенного законодательства.
Однако виновными в несоблюдении положений контроля в области таможенного дела могут оказаться не только лица, перемещающие товары (например, при перемещении товаров с сокрытием от таможенного контроля), но и таможенные
органы (например, в результате необоснованного ограничения прав собственности в случаях наложения ареста на товары или их изъятия и др.). В таком случае государство возмещает убытки, в том числе причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, а также недостоверной информации, представленной таможенными органами.
Целью контрольной деятельности таможенных органов является проверка соблюдения законности:
- перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
- применения заинтересованными лицами избранной таможенной процедуры;
- осуществления деятельности в области таможенного дела на основании внесения в реестр (для таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельцев таможенных складов и складов временного хранения).
Заключение
Следует отметить, что, несмотря на происходящие интеграционные преобразования в таможенном деле, основные направления деятельности таможенных органов остались неизменными и представляют собой совокупность действий, необходимых для поддержания этой системы в стабильном состоянии.
Информационное обеспечение деятельности таможенных органов включает сбор, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности. Эффективность деятельности таможенных органов зависит от информации, непрерывно поступающей в систему таможенных органов от различных источников, отвечающей требованиям достоверности, актуальности, доступности и др.
Очевидно, что прогнозирование, так же как и информационное обеспечение, является важным направлением деятельности таможенных органов и одним из условий выполнения ими таких функций управления, как, например, планирование. Прогнозирование, как правило, предшествует планированию, имеет вероятностный характер и альтернативное содержание. Для повышения качества планирования следует спрогнозировать и учесть максимальное количество негативных последствий, что стало возможным с применением новых информационных технологий.
Несмотря на то, что планирование характеризуется как однозначное решение, имеет императивный характер, небольшая доля неопределенности в данном случае присутствует. Поэтому для повышения качества планирования следует спрогнозировать и учесть максимальное
количество негативных последствий, что стало возможным с применением новых информационных технологий.
Организационная деятельность таможенных органов реализуется посредством выполнения следующих управленческих решений: постановка цели и задач по выполнению намеченных планов; организация взаимодействия как внутри системы таможенных органов, так и вне ее; совершенствование нормативной базы в соответствии с международными стандартами; обмен информацией с органами государственной власти (используя информационные ресурсы) и др.
Распорядительская деятельность таможенных органов, применение актов управления позволяет обеспечить единообразный подход при выполнении ими своих полномочий, определяет последовательность и сроки совершения отдельных операций, что в конечном счете способствует повышению эффективности деятельности таможенных органов.
Рассматривая руководство как непосредственное воздействие на субъектов с целью выполнения ими поставленных задач, как деятельность по определению основных целей и путей их достижения, можно отметить следующее. В области таможенного дела общее руководство на надгосударственном уровне осуществляет Межгосударственный совет глав государства и глав правительств, на национальном уровне - Правительство Российской Федерации. Непосредственное же руководство системой таможенных органов осуществляет Федеральная таможенная служба России.
Таможенные служащие осуществляют координацию деятельности с компетентными иностранными органами и организациями, а также обеспечивают их и граждан информацией по вопросам, связанным с перемещением товаров. Также в Таможенном союзе созданы специализированные координационные органы, среди них: Координационный совет руководителей таможенных служб Таможенного союза, Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, Координационный совет по информационным технологиям и др.
В последние годы заметно возросло значение регулирования в области таможенного дела. Вопросы таможенного регулирования освещаются как в научной литературе, так и в законодательстве. Под этим термином понимается установление государством в нормативно-правовых актах требований к деятельности, осуществляемой органами управления. Перечень направлений реализации регулирования в таможенном деле достаточно велик: это и определение правил
поведения и действий посредством нормативного регулирования; установление конкретных процедур управления (сертификация перемещаемых товаров, внесение в специальный Реестр для осуществления деятельности таможенного представителя и перевозчика); формулирование основных задач и этапов управленческой деятельности и т.д. При помощи регулирования у таможенных органов появляется возможность направлять поведение участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с намеченными целями.
Учетная деятельность таможенных органов служит для определения количества: перемещаемых товаров; таможенных платежей; таможенной документации; правонарушений и преступлений в области таможенного дела и др. Следует отметить, что учет ведется как на уровне государств-членов Таможенного союза, так и на надгосударственном уровне.
Контрольную деятельность таможенных органов характеризует четко определенный порядок. Они реализуют свои полномочия в рамках строго определенных процедур, регламентирующих проведение контрольных мероприятий, принятие решений и их оформление. Правовая форма деятельности таможенных органов по наблюдению и проверке исполнения и соблюдения подчиненными субъектами (организациями, учреждениями, физическими лицами) нормативно-правовых предписаний и предупреждению правонарушений в науке характеризуется как контрольное производство. Здесь уместно привести слова В. Д. Сорокина, определяющего процесс как деятельность, с помощью которой решения органов государственной власти облекаются в предусмотренную законом форму - правовые акты, как индивидуальные, так и нормативные [14, с. 446].
Таким образом, современное состояние таможенных отношений отличается спецификой, вызванной происходящими процессами интеграции России в мировое экономическое пространство. Изменились приоритеты и порядок взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, который теперь основан на принципах взаимодействия и уважения интересов.
В управленческой деятельности таможенных органов поставлены новые приоритеты: прозрачность и предсказуемость, минимальное вмешательство в процессы внешнеторговой деятельности, стандартизация, упрощение таможенных формальностей, принцип «одной остановки» и «одного окна». Предусмотренные Киотской конвенцией преимущества, связанные с облегчением международной торговли, могут
быть достигнуты без ущерба для интересов государства при помощи современных методов, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита, а также с максимальным использованием информационных технологий.
Список литературы
1. Договор об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза (подписан в г. Москве 22 июля 2011 г.) // Бюллетень международных договоров. 2012. № 5. С. 6-11.
2. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев таможенных складов : приказ ФТС России от 20 февраля 2012 г. № 294 // Рос. газ. 2012. 30 мая.
3. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (в ред. от 15 апреля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 2, ст. 109.
4. Договор о Евразийской экономической комиссии (подписан в г. Москве 18 ноября 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 11, ст. 1275.
5. Наднациональным органам Евразийского союза отдадут 175 полномочий. Новости от 18 ноября 2011 г. URL: http://world.lb.ua/news/2011/11/18/124578_ nadnatsionalnim_organam_ evraziys.html (дата обращения: 09.04.2014).
6. Об утверждении формы предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий : приказ ФТС России от 31 января 2011 г. № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 17. С. 63-64.
7. О методических указаниях о порядке выплаты денежного довольствия сотрудникам таможенных органов Российской Федерации : письмо ФТС России от
25 октября 2011 г. № 01-11/51520. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 12.06.2014).
8. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела : распоряжение ФТС России от 12 июля 2011 г № 118-р (в ред. от 12 сентября 2012 г.). URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.06.2014).
9. Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации : приказ ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1557 // Рос. газ. 2012. 24 окт.
10. Мельников П. О. К вопросу о методике и практике управления реализацией внешнего информационного взаимодействия таможенных органов на базе процессного подхода // Таможенное дело : проблемы и перспективы : сб. материалов науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и слушателей. М., 2005. С. 194-197.
11. О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан : указание Генпрокуратуры РФ № 14-7, МВД РФ № 1, ФСКН РФ № 415, ФТС РФ № ВИ-136/13 от 20 января 2010 г. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.06.2014).
12. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (в ред. от 16 апреля 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50, ст. 6615.
13. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан в г. Минске 19 мая 2011 г.). URL: http://www. Consultant. ru/ (дата обращения: 07.06.2014).
14. Сорокин В. Д. Избранные труды. СПб., 2005. 1084 с.
The Main Activities of the Customs Authorities: Theoretical and Legal Characteristics
I. V. Milshina
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. Integration processes, which acts as an active participant in the Russian Federation, had a direct influence on the activities of customs authorities. The paper analyzes the main activities of the customs authorities of the Russian Federation. Theoretical and legal analysis. The theoretical characterization of the customs authorities in the functioning of the Customs Union, are some examples of practical activities of these bodies. Conclusion. It is concluded that the value of each of the above areas.
Key words: activities of customs authorities, powers, information technology, planning and forecasting, administrative activities, coordination and control.
References
1. Dogovor ob Ob'edinennoy kollegii tamozhennyih sluzhb gosudarstv-chlenov Tamozhennogo soyuza [Agreement on the Joint Board of the customs services of the Member States of the Customs Union (signed in Moscow on
July 22, 2011)]. Byulleten mezhdunarodnyih dogovorov [Bulletin of international agreements], 2012, no. 5, pp. 6-11.
2. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Fed-eralnoy tamozhennoy sluzhbyi po predostavleniyu gosudarstvennoy uslugi vedeniya Reestra vladeltsev
tamozhennyih skladov: prikaz FTS Rossii [On approval of the Administrative Regulations of the Federal Customs Service for the provision of public services of the Register of Owners of Bonded Warehouses. Order of the Federal Customs Service of Russia of February 20, 2012 № 294]. Rossiiskaja gazeta [Russian newspaper], 2012, May 30.
3. O Strategii razvitiya tamozhennoy sluzhbyi Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitelstva RF [On the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2020. Regulation of the Government of the Russian Federation of December 28, 2012 № 2575-r (as amended April 15, 2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2013, no. 2, art. 109.
4. Dogovor o Evraziyskoy ekonomicheskoy komis-sii [Treaty on the Eurasian Economic Commission (signed in Moscow on November 18, 2011)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 11, art. 1275.
5. Nadnatsionalnyim organam Evraziyskogo soyuza otdadut 175 polnomochiy (Supranational bodies of the Eurasian Union will give 175 powers. News November 18, 2011. Available at: http: //world.lb.ua/ news/2011/11/18/124578_nadnatsionalnim_organam_ evraziys.html (accessed 9 April 2014).
6. Ob utverzhdenii formyi predpisaniya na provedenie tamozhennogo osmotra pomescheniy i territoriy: prikaz FTS Rossii [On approval of regulations to carry out the customs inspection of premises and territories. Order of the Federal Customs Service of Russia of January 31, 2011 № 169]. Byulleten normativnyih aktov federalnyih organov ispolnitelnoy vlasti [Bulletin of normative acts of federal executive bodies], 2011, no. 17, pp. 63-64.
7. O metodicheskih ukazaniyah oporyadke vyiplatyi dene-zhnogo dovolstviya sotrudnikam tamozhennyih organov Rossiyskoy Federatsii: pismo FTS Rossii (Methodological guidance on the procedure for the payment of money allowances to employees of customs bodies of the Russian Federation. Letter of the Federal Customs Service of Russia of October 25, 2011 № 01-11/51520). Available at: http: //www.consultant.ru/ (accessed 12 June 2014).
8. Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendatsiy po prove-deniyu vedomstvennogo kontrolya resheniy, deystviy (bez-deystviya) v oblasti tamozhennogo dela: rasporyazhenie FTS Rossii (On Approval of the recommendations for the institutional control of decisions, actions (inaction) of customs affairs. Regulation of the Federal Customs Service of Russia of July 12, 2011 № 118-p (as amended September 12, 2012)). Available at: http: //www.consul-tant.ru/ (accessed 12 June 2014).
9. Ob utverzhdenii Instruktsii ob organizatsii i o provedenii sluzhebnoy proverki v tamozhennyih organah Rossiyskoy Federatsii: prikaz FTS Rossii [On approval of the Instruction on the organization and conduct of the official investigation into the customs authorities of the Russian Federation. Order of the Federal Customs Service of Russia of August 2, 2012 № 1557]. Rossiiskaja gazeta [Russian newspaper], 2012, October 24.
10. Melnikov P. O. K voprosu o metodike i praktike up-ravleniya realizatsiey vneshnego informatsionnogo vzaimodeystviya tamozhennyih organov na baze protsess-nogo podhoda [On the question of the methodology and the implementation of management practices external information between customs authorities on the basis of the process approach]. Tamozhennoe delo: problemyi i perspektivyi: sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii molodyih uchenyih, aspirantov i slushateley [Customs: problems and prospects: proceedings of the scientific-practical conference of young scientists, graduate students and trainees]. Moscow, 2005, pp. 194-197.
11. O merah popresecheniyu oborota na territorii Rossiyskoy Federatsii zapreschennyih kuritelnyih smesey i smesey, ne otvechayuschih trebovaniyam bezopasnosti zhizni i zdorovya grazhdan: ukazanie Genprokuraturyi RF № 14-7, MVD RF № 1, FSKN RF № 415, FTS RF № VI-136/13 (On measures to combat trafficking in the Russian Federation banned smoking blends and mixtures does not meet the safety and health of citizens. Notice of the Prosecutor General of the Russian Federation № 14-7, the Interior Ministry № 1, Federal Drug Control Service of the Russian Federation № 415, FCS № VI-136/13 of January 20, 2010). Available at: http: //www.consultant. ru/ (accessed 12 June 2014).
12. Tamozhennyiy kodeks Tamozhennogo soyuza (prilozhe-nie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo soyuza, prinyatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzES na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 № 17) [The Customs Code of the Customs Union (Annex to the Agreement on the Customs Code of the Customs Union, it was decided the EurAsEC Interstate Council at the level of Heads of State from 27.11.2009 № 17) (as amended April 16, 2010)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2010, no. 50, art. 6615.
13. Dogovor o funktsionirovanii Tamozhennogo soyuza v ramkah mnogostoronney torgovoy sistemyi (Treaty on the Functioning of the Customs Union within the framework of the multilateral trading system (signed in Minsk on May 19, 2011)). Available at: http: //www.consultant.ru/ (accessed 7 June 2014).
14. Sorokin V. D. Izbrannyie trudyi [Selected Works]. St. Petersburg, 2005. 1084 p.