ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Н.В. Шайдуко
аспирант, Научно-исследовательский центр, ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия», консультант отдела судебной защиты, Правовое управление Федеральной таможенной службы
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается правовой статус современных таможенных органов Российской Федерации в системе государственной власти. Предлагается авторское определение понятия «таможенный орган».
Ключевые слова: правовой статус, таможенные органы, административно-правовой статус таможенных органов, правоохранительная деятельность, национальная безопасность.
N.V. Shaiduko, the post-graduate student of the research center of the Russian customs academy, the adviser of department of judicial protection of Legal management of Federal Customs Service
PERFECTION LEGAL STATUS CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. In article the legal status of modern customs bodies of the Russian Federation in system of the government is considered. Author's definition of concept 'customs body' is offered.
Keywords: legal status, customs bodies, it is administrative-legal status customs the of bodies, law-enforcement activity, national safety.
Статью с названием «Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации» впервые законодатель вводит в Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК России) в 2003 г. Часть 1 статьи 401 ТК России устанавливала, что таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Тем самым, четко закрепляется отнесение таможенных органов к федеральным органам государственной власти.
Данное положение полностью соответствовало Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что таможенное регулирование относится к исключительному ведению Российской Федерации (пункт «ж» статьи 71). Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан со статьей 8 Конституции Российской Федерации, закрепляющей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории страны. В соответствии с частью 1 статьи 2 ТК России территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.
Вместе с тем содержание статьи 401 ТК России не раскрывало реального места таможенных органов в системе органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законо-
дательную, исполнительную и судебную. Следовательно, определяя место таможенных органов в системе государственных органов Российской Федерации, необходимо было прямо указать на вид власти, к которой они относятся, определив в части 1 статьи 401 ТК России, что таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему органов исполнительной власти.
Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) определяет таможенные органы как таможенные органы государств - членов таможенного союза [1]. Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2] (далее Закон о таможенном регулировании), как и ранее действовавший ТК России 2003 г., устанавливает, что таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, что не определяет и в настоящий момент вид власти, к которой относятся таможенные органы.
Статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» устанавливает, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации [3].
Правоохранительный характер деятельности таможенных органов прослеживается по содержанию статей Закона о таможенном регулировании, раскрывающих их права, функции (обязанности) и полномочия. Так, статья 19 устанавливает, что таможенные органы имеют право осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности; осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; привлекать лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случаях, не терпящих отлагательств, таможенные органы используют средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций) для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении.
Таможенные органы имеют право задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих
преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
В целях пресечения правонарушений, задержания правонарушителей, преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов или отражения нападения на них статья 26 Закона о таможенном регулировании наделяет таможенные органы правом применять физическую силу, специальные средства и оружие.
Содержание статья 7 ТК ТС «Правоохранительная деятельность таможенных органов» также позволяет сделать вывод о правоохранительном характере деятельности таможенных органов.
Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации 26 июля 2006 г. № 459 [4] (далее - Положение о Федеральной таможенной службе), Федеральная таможенная служба осуществляет специальные функции по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями. Правоохранительные полномочия закреплены и за другими звеньями системы таможенных органов: региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами. Кроме того, в системе таможенных органов созданы специализированные таможенные органы - оперативные таможни, основной целью деятельности которых является борьба с преступлениями и административными правонарушениями в подведомственном регионе.
Однако и в Положении о Федеральной таможенной службе, и в Общих положениях о региональном таможенном управлении, таможне, таможенном посте [5] нет указания на статус таможенных органов как правоохранительных органов.
На наш взгляд, правовой статус таможенных органов как правоохранительных органов не должен вытекать из анализа положений ряда нормативных правовых актов, как это происходит сейчас, а должен быть прямо закреплен в базовом законодательном акте, устанавливающем правовой статус таможенных органов.
Далее следует отметить, что в определении правового статуса таможенных органов большое значение имеет Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [6] (далее - Стратегия), согласно которой национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. При этом к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные структуры государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
Таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются военизированными и правоохранительными структурами, т.е. относятся к силам обеспечения национальной безопасности.
ТК ТС и Закон о таможенном регулировании закрепляют за таможенными орга-
нами функции по защите национальной безопасности государства.
Приоритетной задачей таможенных органов, вытекающей из самой сущности таможенного дела, является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации как важнейшей составляющей национальной безопасности.
В развитие положений Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года [7]. Ключевыми направлениями деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются развитие системы таможенного контроля как наиболее действенного инструмента, обеспечивающего полное соблюдение установленного порядка трансграничного механизма оборота товаров и транспортных средств в рамках единого государственного механизма реагирования на угрозы национальной безопасности, а также дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов.
Однако функции таможенных органов не ограничиваются только обеспечением экономической безопасности. Как указывается в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р, одной из задач таможенных органов является укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотиков и контрафактной продукцией в целях обеспечения экономической, экологической, радиационной безопасности и др.[8].
Таким образом, анализ задач и полномочий таможенных органов позволяет сделать вывод о том, что таможенные органы активно участвуют в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации как важнейшей составляющей национальной безопасности, а также иных видов безопасности (экологической, радиационной, пограничной, финансовой и др.).
На наш взгляд, отнесение таможенных органов к органам, обеспечивающим национальную безопасность также не должно вытекать из анализа задач и полномочий таможенных органов, а должно быть прямо закреплено в базовом законодательном акте, определяющем правовой статус таможенных органов.
Возникает необходимость в более четком определении понятия «таможенные органы», закрепив его в основных положениях, регулирующих деятельность таможенных органов. В связи с чем, на основе анализа вышеназванных нормативных правовых актов и документов предлагаем авторское определение данного понятия.
Исходя из анализа компетенции таможенных органов, их реального правового статуса, обоснованные возражения вызывает отсутствие в нем указания на правоохранительный статус таможенных органов, а также осуществление функций в области национальной безопасности.
Резюмируя вышесказанное, можно предложить следующее определение понятия «таможенный орган», позволяющее наиболее полно определить правовой статус таможенных органов и его место в системе органов государственной власти Российской Федерации: таможенный орган Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти со статусом правоохранительного органа, обеспечивающий в пределах своей компетенции национальную безопасность государства.
Список литературы:
1. «Таможенный кодекс таможенного союза» (приложение к Договору о таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
4. СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3569.
5. Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне, утверждены Приказом ФТС России от 12 января 2005 г. № 7 // БНА. 2005. № 14; Общее положение о таможенном посте, утвержденное Приказом ФТС России от 13 августа 2007 г. № 965 // БНА. 2007. № 41.
6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Правовая система: КонсультантПлюс.
7. Приказ ФТС России от 27 июля 2009 г. № 1333// Правовая система: Консуль-тантПлюс.
8. СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 260.
List of references:
1. «The customs code of the Customs union» (the annex to the Contract on the customs code of the Customs union, accepted by the Decision of interstate Council of EurAsEC at level of heads of states from 27.11.2009 No. 17).
2. The federal law from November 27, 2010 of N 311-FZ «On customs regulation in the Russian Federation»//SZ Russian Federation. 2010. No. 48. Art. 6252.
3. The federal law from July 21, 1997 of N 114-FZ «About service in customs offices of the Russian Federation»//SZ Russian Federation. 1997. No. 30. Art. 3586.
4. SZ Russian Federation. 2006. No. 32. Art. 3569.
5. The general provision on regional customs office and the General provision on customs, BNA are approved by the Order FTS of Russia from January 12, 2005 of No. 7//. 2005. No. 14; the General provision on the customs post, approved by the Order FTS of Russia from August 13, 2007 of No. 965//BNA. 2007. No. 41.
6. The decree of the President of the Russian Federation from May 12, 2009 of No. 537//Legal system: ConsultantPlus.
7. The order FTS of Russia from July 27, 2009 of No. 1333//Legal system: ConsultantPlus.
8. SZ Russian Federation. 2006. No. 2. Art. 260.