Научная статья на тему 'Таможенные органы в системе органов исполнительной власти Российской Федерации'

Таможенные органы в системе органов исполнительной власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7530
697
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖНЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / ФУНКЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SYSTEM / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS / THE FEDERAL BODIES OF EXECUTIVE AUTHORITY / POWERS / FUNCTIONS / ENSURING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна, Мукиенко Игорь Николаевич

На основе анализа полномочий и функций таможенных органов Российской Федерации, авторами делается вывод о том, что полномочия и функции указанных органов имеют специфику, и связанны с контролем при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Полномочия и функции таможенных органов позволяют выделить и рассматривать их как самостоятельную структурную единицу в общей системе органов исполнительной власти. В статье приводится авторская система функций таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs authorities in the system of executive power bodies of the Russian Federation

In the article on the basis of the analysis of the powers and functions of the customs authorities of the Russian Federation, the author draws a conclusion about what their powers and functions have the specifics, and connected with the control for the movement of goods and vehicles across the customs border of the customs Union. Powers and functions of the customs authorities allow you to select and to consider them as independent structural unit in the overall system of Executive authorities. The article presents the author system of functions of the customs authorities.

Текст научной работы на тему «Таможенные органы в системе органов исполнительной власти Российской Федерации»

УДК 342.951 ББК 67.401

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА КОБЗАРЬ-ФРОЛОВА,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра правого регулирования финансово-экономических отношений Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры таможенного права Российской таможенной академии E-mail: MargoKFMN@yandex.ru ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ МУКИЕНКО, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра правого регулирования финансово-экономических отношений Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: Inmukienko1962@mail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основе анализа полномочий и функций таможенных органов Российской Федерации, авторами делается вывод о том, что полномочия и функции указанных органов имеют специфику, и связанны с контролем при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Полномочия и функции таможенных органов позволяют выделить и рассматривать их как самостоятельную структурную единицу в общей системе органов исполнительной власти. В статье приводится авторская система функций таможенных органов.

Ключевые слова: система, таможенные органы, таможня, федеральные органы, исполнительная власть, полномочия, функции, обеспечение.

Annotation. In the article on the basis of the analysis of the powers and functions of the customs authorities of the Russian Federation, the author draws a conclusion about what their powers and functions have the specifics, and connected with the control for the movement of goods and vehicles across the customs border of the customs Union. Powers and functions of the customs authorities allow you to select and to consider them as independent structural unit in the overall system of Executive authorities. The article presents the author system of functions of the customs authorities.

Keywords: system, customs authorities, customs, the Federal bodies of Executive authority, powers, functions, ensuring

Попытки создать эффективно действующую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти предпринимались еще с конца прошлого века. В настоящее время система органов исполнительной власти закреплена Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство самостоятельно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральная

служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности и др. Федеральное агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и др.

Указом Президента РФ от 21 мая 2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной вла-сти2 установлена структура федеральных органов исполнительной власти; закреплена группа федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также группа федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство.

В подчинение Президента РФ отнесены федеральные органы исполнительной власти, чьи функции связаны с обороной, вооружением, обеспечением государственной и общественной безопасности, контролю, надзору, исполнению наказаний и др. Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти социальной и экономической сферы, развития регионов, сельского хозяйства, транспорта, финансов, налогов и сборов и др.

Федеральная таможенная служба относится к числу федеральных органов исполнительной власти, руководство которых возложено на Правительство Российской Федерации. Во исполнении Указа Президента РФ № 636, Правительство РФ 16 сентября 2013 г. № 809 приняло «Положение о Федеральной таможенной службе»3, в котором закреплена сфера деятельности таможенной службы.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» законодательно закрепил систему таможенных органов:4 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба (ФТС России); 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, а также структурные подразделения (департаменты, управления).

К полномочиям ФТС России относятся:

• принятие нормативных правовых актов в пределах компетенции;

• разработка форм деклараций, реестров, свидетельств, отчетов, порядка и технологий совершения таможенных операций по категориям товаров, перемещаемых через таможенную

границу Таможенного союза, порядка действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры;

• утверждение форм разрешений на транзит по видам транспорта;

• разработка форм административно-юрисдикци-онных документов таможенных органов (протоколов, актов, постановлений, решений) и др.

Кроме указанного ФТС России: реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации5; обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну; организует охрану объектов таможенной инфраструктуры; обеспечивает размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФТС России; обеспечивает опубликование и доведение сведений о таможенных органах, о времени их работы; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

ФТС России имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты; определять их компетенцию по совершению таможенных операций; утверждать положения; организовывать проведение экспертиз, исследований и др.

Региональное таможенное управление (далее РТУ) является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности в пределах компетенции, определенной положением «О региональном таможенном управлении»6.

РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен и таможенных постов, за исключением непосредственно подчиненных ФТС России и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Приказом ФТС России № 7 от 12 января 2005 г закреплены полномочия РТУ. В частности в области экономической деятельности РТУ осуществляет: анализ и контроль подчиненных таможенных органов в области таможенного оформления товаров и транспортных средств; контроль таможенных процедур; по обеспечению правильного исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей, соблюдению запретов и ограничений, организует проведение таможенных ревизий, проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, валютный контроль операций, контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок и др.

РТУ проводит дознание и производство неотложных следственных действий, ведет оперативно-розыскную работу, участвует в борьбе с терроризмом,

обеспечивает защиту, составляющих государственную тайну сведений и др.

Таможня обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России в пределах компетенции, определенной положением «О Таможне»7. Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ. Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

К полномочиям Таможни относится: производство таможенного оформления товаров и транспортных средств; контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, анализ и контроль деятельности таможенных постов, на основе системы управления рисками; принудительное взыскание таможенных платежей и др. Таможни принимают решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, об их таможенной стоимости и стране происхождения.

Таможня организует осуществление таможенного сопровождения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, контроль фактического вывоза товаров за пределы таможенной границы; контроль деятельности декларантов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и др.

В области юрисдикционной деятельности: таможни непосредственно реализуют систему мер по профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, организуют проведения таможенными постами такой работы.

Таможенный пост обеспечивает реализацию полномочий ФТС России, в пределах компетенции, определенной Таможенным кодексом Таможенного союза и положением «О таможенном посте»8.

Организацию, контроль и координацию деятельности ТП осуществляет таможня. Отдельные таможенные посты могут находиться в непосредственном подчинении РТУ.

ТП осуществляют контроль:

• таможенного оформления товаров и транспортных средств, помещаемых под таможенные процедуры, с использованием системы управления рисками;

• за соблюдением запретов и ограничений;

• таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

• правильности определения классификационного кода и страны происхождения товаров;

• за валютными операциями резидентов и нерезидентов.

ТП призваны обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности.

ТП в области административно-юрисдикционной деятельности: получают пояснения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля от декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу; непосредственно участвуют в осмотре товаров, багажа физических лиц, транспортных средств и иных объектов для целей таможенного контроля; проводят таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр, осмотр территорий, помещений, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю и др.

ТП реализуют систему мер по профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, могут останавливать, преследовать и задерживать автотранспорт, морские (речные) суда и др.

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов России9. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов.

Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Гражданин, принятый на службу в таможенные органы принимает присягу. Сотрудники таможенных органов обеспечиваются форменной одеждой. Знаки различия и нормы снабжения вещевым довольствием сотрудников таможенных органов устанавливаются Правительством РФ. Сотрудники таможенных при исполнении должностных обязанностей имеют право на ношение боевого ручного стрелкового и холодного оружия, специальных средств.

Анализ всего объема полномочий таможенных органов неизбежно приводит к мысли о том, что функции таможенных органов совпадают с функциями иных федеральных органов исполнительной власти. Например, налоговых органов, в части сбора налогов и платежей, контроля стоимости товаров и др. Однако налоговые органы осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением налогов и сборов, входящих в систему налогов и сборов Российской Федерации10, а таможенные органы - контроль и взимание таможенных платежей при переходе товаров через таможен-

ную границу Таможенного союза. Таможенные органы выполняют административно-юрисдикционные функции (обеспечения безопасности, защиты суверенитета, охраны, экспортного, валютного контроля и др.). Такие функции свойственны органам, входящим в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и др. При этом полномочия и функции таможенных органов имеют свою специфику, связанную с осуществлением деятельности в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза11.

Таким образом можно сделать вывод о том, что ФТС России:

• входит в систему федеральных органов исполнительной власти и подчиняется Правительству Российской Федерации;

• имеет собственную систему и структуру органов;

• являясь правоохранительным органом, осуществляет также функции финансово-экономического и социально-политического характера.

• взаимодействует с другими органами исполнительной власти, местным самоуправлением, общественностью и др.

Специфика деятельности ФТС России состоит в реализации задач и функций таможенных органов в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза и др. Объем полномочий и функции таможенных органов позволяют выделить и рассматривать их как самостоятельную структурную единицу в общей системе органов исполнительной власти.

Все выполняемые таможенными органами функции, представляется возможным систематизировать и выделить среди них следующие: 1) обеспечивающие безопасность (государственную, общественную, ин-формационную12 и др.); 2) функции защиты (экономического суверенитета государства, предпринимательства и др.); 3) контроля и надзора (санитарно-карантинно-го, фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного и др.); 4) администрирование платежей;

5) административно-юрисдикционные (превенция и профилактика правонарушений при переходе товаров и транспортных средств через таможенную границу);

6) борьбы с терроризмом, контрабандой; 7) и др.

Литература

1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2010 № 48. Ст. 6252.

2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федера-ции»//СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» // СЗ РФ 2013. № 38. Ст. 4823.

4. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 260.

5. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. Ст. 945.

6. Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ 2012. № 22. Ст. 2754.

7. Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14.

8. Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14.

9. Приказ ФТС РФ от 13 августа 2007 № 965 «Об утверждении Общего положения о таможенном по-сте»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007. № 41.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

11. Рыльская М.А., Некрасов Д.В. Институт уполномоченного экономического оператора в контексте теории права // М.: Вестник ФУ № 1. 2014.

12. Воронов А.М., Шайдуко Н.А. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1.

13. URL://http://www.consultant.ru/

14. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4.

15. Еремина О.Ю. Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2014. № 1.

16. Корякин В.А. Полномочия таможенных органов в современном уголовном судопроизводстве // Таможенное дело. 2012. № 3.

17. Саранчук Ю.М., Сигалов К.Е., Фатьянов А.А. Дифференциация юридической ответственности за

бюджетные преступления // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 5.

18. Сигалов К.Е. Частноправовые и публично-правовые основания эффективности государства // История государства и права. 2014. № 17.

19. Сигалов К.Е., Мукиенко И.Н., Саранчук Ю.М. Бюджетное законодательство: развитие системы уголовной ответственности // Финансовое право. 2014. № 11.

20. Старовойтов А.А. К проблеме типологии органов исполнительной власти // Юрист. 2013. № 19.

21. Уманская В.П. Закономерности системы правовых актов органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2014. № 5.

22. Чепрасов К.В. Административная реформа и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти России // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7.

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. Ст. 945.

2 Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

3 Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» //СЗ РФ, 2013. № 38. Ст. 4823.

4 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

5 Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 260.

6 Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14.

7 Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14.

8 Приказ ФТС РФ от 13 августа 2007 № 965 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007. № 41.

9 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

11 Рыльская М.А., Некрасов Д.В. Институт уполномоченного экономического оператора в контексте теории права // М.: Вестник ФУ № 1. 2014. С. 122-129.

12 Воронов А.М., Шайдуко Н.А. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства//Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 242-247.

Н.П. Майлис

Введение в судебную экспертизу

2-е издание

Английский для юристов. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.А. Горше-нева [и др.]; под ред. И.А. Горшеневой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 423 с.

Введение в судебную экспертизу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.П. Майлис. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В пособии изложены основные теоретические понятия судебной экспертизы, представлены история развития, система государственных экспертных учреждений в России, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.

Раскрыты научные основы судебной экспертизы, включающие в себя криминалистическую идентификацию и диагностику; технология экспертного исследования; содержательная часть заключения эксперта и его доказательственное значение в расследовании и раскрытии преступлений. Уделено внимание информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, а также экспертной этике и экспертным ошибкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.