Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНЫХ ПЛОЩАДОК КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫХ ПРОЕКТОВ'

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНЫХ ПЛОЩАДОК КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫХ ПРОЕКТОВ / ОПОРНЫЕ ПЛОЩАДКИ / МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНЫХ ПЛОЩАДОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодкова Е.А., Бенко Е.В.

В статье описаны предпосылки и опыт разработки и проведения мониторинга результативности деятельности опорных площадок. Осуществление мониторинга рассматривается в двух ключах: не только как средство контроля общеобразовательных организаций, реализующих инновационные научно-прикладные проекты, но и как механизм планирования деятельности института, сопровождающих их. Представлена полная карта мониторинга результативности деятельности опорных площадок, система оценивания и анализ результатов мониторинга по итогу реализации инновационной деятельности общеобразовательными организациями Челябинской области - участниками проекта в 2022 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодкова Е.А., Бенко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНЫХ ПЛОЩАДОК КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫХ ПРОЕКТОВ»

УДК 37.012

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНЫХ ПЛОЩАДОК КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫХ ПРОЕКТОВ

Е.А. Солодкова, Е.В. Бенко

В статье описаны предпосылки и опыт разработки и проведения мониторинга результативности деятельности опорных площадок. Осуществление мониторинга рассматривается в двух ключах: не только как средство контроля общеобразовательных организаций, реализующих инновационные научно-прикладные проекты, но и как механизм планирования деятельности института, сопровождающих их. Представлена полная карта мониторинга результативности деятельности опорных площадок, система оценивания и анализ результатов мониторинга по итогу реализации инновационной деятельности общеобразовательными организациями

Челябинской области - участниками проекта в 2022 году.

Ключевые слова: инновационная деятельность общеобразовательных организаций, реализация инновационных научно-прикладных проектов, опорные площадки, мониторинг результативности деятельности опорных площадок.

В 2022 году в связи с нормативным требованием вхождения учреждений дополнительного профессионального образования в федеральный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности образовательных организаций по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, как обязательного условия дальнейшего осуществления научно-методической и методической работы с общеобразовательными организациями на территории Челябинской области, была разработана и утверждена Программа научно-методического

и методического обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций Челябинской области по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (направления оценки качества образования, цифровизации и цифровой трансформации образования) (далее - Программа).

Необходимо подчеркнуть, что Программа имеет интеграционный характер, так как, с одной стороны, в нее включены основные идеи концептуальных документов федерального, регионального уровней по направлениям оценки качества образования, цифровизации и цифровой трансформации образования, с другой, - всех существующих в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития образования» (далее -ГБУ ДПО ЧИРО) механизмов и инструментов по реализации данных направлений: проектное управление, образовательная агломерация, межмуниципальное взаимодействие, опорные и проектные площадки, менторское сопровождение образовательных событий, программы стажировки, информационные системы, открытые информационные ресурсы официального сайта ГБУ ДПО ЧИРО и др.

Основной задачей Программы является включение в ее реализацию широкого спектра специалистов системы образования Челябинской области, в том числе участников образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования. Образовательная агломерация - это инициативное объединение субъектов муниципальных систем образования, потенциально имеющих или уже имеющих сложившуюся многокомпонентную динамическую систему связей для совместно-

го решения проблем в сфере образования! Традиционно в ее состав включаются и образовательные организации - опорные площадки ГБУ ДПО ЧИРО, имеющие в том числе статус инновационной площадки.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что мероприятия Программы, включенные в сводный план ее реализации, согласуются с мероприятиями Программы развития ГБУ ДПО ЧИРО на период с 2021 по 2024 годы, направленными на взаимодействие с системой образования Челябинской области, и соответствующими индикативными показателями ее реализации. Это, в свою очередь, позволяет точно отслеживать продвижение в рамках основных направлений организации, обеспечивающей и сопровождающей, а также вносить корректировки по достижению запланированного результата.

«Эффективное управление сложной и динамичной системой, прогнозирование ее изменений возможно только на основе сбора и анализа непрерывного потока информации о ее состоянии, а также закономерностях всей совокупности процессов, протекающих в ней» [2, с. 110]. Именно поэтому принципиально важным стала разработка мониторинга, который позволил бы планомерное осуществление оценки результативности инновационной работы общеобразовательных организаций - опорных площадок ГБУ ДПО ЧИРО, а также мог стать стратегическим ориентиром (другими словами, дорожной картой, планом-графиком и т.п.) для последних, в том числе при использовании ресурсов ГБУ ДПО ЧИРО.

Соглашаясь с мнением, что целью мониторинга можно определить создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии объекта и основных показателей его функционирования для последующего осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования [1,3] авторами был предложен набор критериев и показателей. Основаниями отбора явились региональные

критерии отбора общеобразовательных организаций, реализующих инновационные проекты2 Программа развития ГБУ ДПО ЧИРО, Программа ГБУ ДПО ЧИРО научно-методического и методического обеспечения.

Мониторинг результативности деятельности опорных площадок ГБУ ДПО ЧИРО включил 10 критериев, подлежащих оцениванию:

1. Научная статья, раскрывающая ведущую идею, лежащую в основе инновационного опыта опорной площадки, включая ее научное обоснование.

2. Налаженная система взаимодействия с организациями-партнерами в рамках заключенных договоров для повышения эффективности деятельности опорной площадки. Заключено не менее 3 договоров с организациями-партнерами для повышения эффективности деятельности региональной площадки. В договорах представлены планы / программы совместной деятельности с организациями-партнерами.

3. Научно-прикладная статья, раскрывающая предлагаемое опорной площадкой инновационное решение, научно обоснованное и получившее эмпирическое подтверждение в практике.

4. Распространение инновационной практики опорной площадки в рамках проведения семинаров / вебинаров / прочих образовательных и научных мероприятий для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области

5. Распространение инновационной практики опорной площадки в рамках дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

6. Информирование общественности о ходе и результатах реализации научно-прикладного проекта с использованием сетевых ресурсов ВИМП / Отличная школа74.

7. Информирование общественности о ходе и результатах реализации научно-прикладного проекта на официальном сайте образовательной организации.

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.10.2018 г. № 01/3145 «Об утверждении документов, регламентирующих деятельность образовательной агломерации» 2 Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.11.2021 г. № 12266

8. Представление практико-ориентированных материалов по результатам реализации опорной площадкой инновационного проекта в региональных изданиях, отражающих инновационные практики в общем образовании (сборник материалов конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»).

9. Закрепление исключительных прав на инновационный продукт, полученный в ходе выполнения инновационного проекта.

10. Участие в научных и методических

мероприятиях организации-оператора проекта с целью совершенствования деятельности по реализации инновационного проекта.

В структуру карты мониторинга результативности деятельности образовательных организаций - опорных площадок ГБУ ДПО ЧИРО вошли следующие компоненты: критерии результативности, показатели, год реализации проекта, поле ответов - подтверждение позиции, оценка (дихотомическая шкала - 0/1 - наличие или отсутствие подтверждения показателя по критерию) (таблица 1).

Таблица 1

Карта мониторинга результативности деятельности образовательных организаций -

опорных площадок ГБУ ДПО ЧИРО

№ Критерий результативности Показатель Подтверждение позиции Год реализации Балл (0/1)

1 Научная статья, раскрывающая ведущую идею, лежащую в основе инновационного опыта региональной площадки, включая ее научное обоснование Подготовлена научная статья, раскрывающая ведущую идею, лежащую в основе инновационного опыта площадки, включая ее научное обоснование. Статья опубликована в журнале или сборнике научных трудов / материалов конференций, индексируемом в библиографической базе научного цитирования РИНЦ. Объем статьи - не менее 0,5 п.л. ссылка на страницу в РИНЦ Библиографическая ссылка на публикацию, оформленную в соответствии с ГОСТ 1

2 Налаженная система взаимодействия с организациями-партнерами в рамках заключенных договоров для повышения эффективности деятельности региональной площадки. Заключено не менее 3 договоров с организациями-партнерами для повышения эффективности деятельности региональной площадки. В договорах представлены планы / программы совместной деятельности с организациями-партнерами. Срок действия договоров - не менее 1 года. Заключен договор о взаимодействии образовательной организации со школами с низкими результатами (сопровождение деятельности школы с низкими результатами для выхода из <воны неэффективного функционирования») (срок действия- не менее 1 года на каждый год, либо пролонгированный на 3 года) ссылка на договор 1,2,3

Заключен договор о взаимодействии с образовательными организациями-внешними партнерами (срок действия- не менее 1 года на кавдый год, либо пролонгированный на 3 года) ссылка на договор 1,2,3

Заключен договор о взаимодействии образовательной организации с образовательной организацией по аналогичному направлению (срок действия - не менее 1 года на каждый год, либо пролонгированный на 3 года) ссылка на договор 1,2,3

3 Научно-прикладная статья (ВАК), раскрывающая предлагаемое региональной площадкой инновационное решение, научно обоснованное и получившее эмпирическое подтверждение в практике Подготовлена научная статья, раскрывающая предлагаемое региональной площадкой инновационное решение, научно обоснованное и получившее эмпирическое подтверждение в практике. Статья опубликована в журнале, включенном в перечень ВАК Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В статье будет отражены: а) инновационное решение региональной площадки, согласованное с тематикой научно-прикладного проекта; б) научное обоснование предлагаемого инновационного решения; в) описание методического обеспечения инновационного решения; д) данные о результатах эмпирической проверки предложенного методического обеспечения; е) перспективы и планы по распространению инновационной практики. Объем статьи - не менее 1,0 п.л. ссылка на страницу в РИНЦ Библиографическая ссылка на публикацию, оформленную в соответствии с ГОСТ 2,3

№ Критерий результативности Показатель Подтверждение позиции Год реализации Балл (0/1)

4 Распространение инновационной практики региональной площадки в рамках проведения семинаров / вебинаров / прочих образовательных и научных мероприятий для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области Разработаны программы стажировки в рамках дополнительных профессиональных программы, реализуемых ГБУ ДПО ЧИРО (трудоемкость - не менее 8 часов) Заполняется координаторами ГБУ ДПО ЧИРО 1,2,3

Подготовлены и размещены на информационно-образовательных ресурсах, сопровождаемых ГБУ ДПО ЧИРО, видеозаписи уроков обобщающего характера ссылка на видеозапись урока на информационных ресурсах ГБУ ДПО ЧИРО 1,2,3

Подготовлены и размещены на информационно-образовательных ресурсах, сопровождаемых ГБУ ДПО ЧИРО, видеоконсультации по подготовке обучающихся к оценочным процедурам (ВПР, PIRLS, PISA, индивидуальный проект, комплексная работа, РИКО 7, РИКО 10) ссылка на видеоконсультацию на информационных ресурсах ГБУ ДПО ЧИРО 1,2,3

Представлен опыт работы по использованию данных ведомственных информационных систем в управлении качеством образования на региональном уровне ссылки на материалы, размещенные на информационных ресурсах ГБУ ДПО ЧИРО 1,2,3

Представлен опыт работы региональной площадки в рамках проведения семинаров/ вебинаров/прочих образовательных и научных мероприятий на муниципальном уровне ссылка на приказ с утвержденной программой, ссылки на материалы, размещенные на официальном сайте 00 1,2,3

5 Распространение инновационной практики региональной площадки в рамках дополнительных профессиональных программ повышения квалификации Организовано обучение педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области по разработанной программе. Количество слушателей программы повышения квалификации - не менее 25 человек из не менее 5 муниципалитетов Челябинской области. Заполняется координаторами ГБУ ДПО ЧИРО 2,3

6 Информирование общественности о ходе и результатах реализации научно-прикладного проекта с использованием сетевых ресурсов ВИМП / Отличная школа74 Информационные, нормативно-правовые и научно-методические материалы, отражающие ход и результаты (включая промежуточные) осуществления инновационного проекта представлены на сетевом ресурсе организации-оператора. Количество материалов - не менее 2 в год. ссылка на страницу ВИМП / Отличная школа74 1,2,3

7 Информирование общественности о ходе и результатах реализации научно-прикладного проекта на официальном сайте образовательной организации Информационные, нормативно-правовые и научно-методические материалы, отражающие ход и результаты (включая промежуточные) осуществления инновационного проекта представлены на официальном сайте образовательной организации ссылка на страницу/раздел официального сайта 00 с информационными материалами 1,2,3

с нормативно-правовыми материалами 1,2,3

с научно-методическими материалами 1,2,3

8 Представление практико-ориентированных материалов по результатам реализации региональной площадкой инновационного проекта в региональных изданиях, отражающих инновационные практики в общем образовании Подготовлен практико-ориентированный методический материал для публикации в региональных изданиях, отражающих инновационные практики в общем образовании по тематике инновационного проекта. Объем предоставленного материала - не менее 1,5 п. л. (например, статья в сборник материалов конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования») ссылка на страницу статьи 3

9 Закрепление исключительных прав на инновационный продукт, полученный в ходе выполнения инновационного проекта Подтверждены исключительные права на инновационный продукт, полученный в ходе выполнения инновационного проекта, в форме публикации практики в виде учебного, научного или производственно-практического издания объемом не менее 4 п.л. Издание должно быть размещено в библиографической базе научного цитирования РИНЦ. ссылка на страницу в РИНЦ 3

№ Критерий результативности Показатель Подтверждение позиции Год реализации Балл (0/1)

10 Участие в научных и методических мероприятиях организации-оператора проекта с целью совершенствования Представлен опыт работы / участие опорной площадки в рамках презентационного проекта «День образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования» ссылка на приказ с утвержденной программой 1,2,3

деятельности по реализации инновационного проекта Представлен опыт работы (участие) опорной площадки в рамках ежегодной Сессии образовательной агломерации ссылка на приказ с утвержденной программой 1,2,3

Участие в региональном конкурсе программ развития образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования ссылка на приказ о проведении регионального конкурса (участие в качестве экспертов) 1,2,3

Участие в Межрегиональной ежегодной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования» ссылка на приказ с утвержденной программой или ссылка на сборник материалов Конференции 1,2,3

Все показатели мониторинга являются инвариантными и служат основанием для планирования деятельности опорных площадок по реализации инновационных проектов (в зависимости от года реализации), а также для организации совместной деятельности специалистов общеобразовательных организаций и специалистов ГБУ ДПО ЧИРО. Кроме того, необходимо особо подчеркнуть, что характер самих показателей может послужить тактическим ориентиром как всей организации, так и отдельного педагога в рамках инновационной деятельности.

В 2022 году разработанный мониторинг был введен в действие на двух этапах. На начальном этапе данная карта мониторинга послужила основанием для выстраивания плана конкретных действий по реализации инновационных проектов, а также мероприятий комплексного сопровождения общеобразовательных школ средствами ГБУ ДПО ЧИРО. Результатом стали разработанные дорожные карты реализации инновационных проектов. Второй этап - итоговый - непосредственно этап проведения мониторинга результативности реализации проектов за текущий год. По результатам данного этапа стало возможным представить анализ, а также сформулировать ряд управленческих решений для ГБУ ДПО ЧИРО на следующий год.

ГБУ ДПО ЧИРО комплексно сопровождал 22 общеобразовательные организации в

рамках инновационной деятельности. По результатам мониторинга все участники набрали более 90% результативности. Средний процент реализации по 22 участникам составил 96,3%. Чуть менее половины участников (45%) набрали максимальный балл. Трое из пяти участников, реализующие инновационные проекты третий год, полностью выполнили все требования региональных критериев отбора общеобразовательных организаций. Две организации не смогли реализовать показатель, предполагающий подготовку научно-прикладной статьи, опубликованной в журнале, включенном в перечень ВАК Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Это обусловлено как содержательной, так и организационной сложностью такого рода публикаций. С точки зрения содержания, у специалистов общеобразовательных организаций должен быть очень высокий уровень профессиональной научной деятельности и богатый опыт написания статей и выступлений на конференциях. А с организационной точки зрения, - процесс рецензирования и согласования публикации в журналы ВАК может занимать несколько месяцев или даже лет. И если с первым пунктом школы, занимающиеся реализацией инновационной деятельности, могут вполне успешно справиться, то, к сожалению, второй пункт зависит, прежде всего, от редакционной коллегии журналов,

что не всегда позволяет уложиться в установ- распространение инновационной практики

ленные проектом сроки.

В связи с этим всем общеобразовательным организациям, реализующим инновационный проект в первый и второй годы, рекомендуется заранее выбирать журнал, знакомиться с особенностями публикации в нем статей, а также планировать тему будущей публикации. На второй год уже иметь подготовленный текст будущей публикации, направленный на рецензирование. Данные шаги будут способствовать успешной реализации проекта третьего года - прохождению рецензирования и согласования статьи в научном журнале ВАК.

Данный показатель также стал «проблемным» для реализующих инновационный проект второй год. Однако, у них остаётся возможность его достижения на третий год реализации проекта.

Для опорных площадок, первый год внедряющих инновационный проект в своих образовательных организациях, наибольшей проблемой стала разработка программы стажировки трудоемкостью не менее 8 часов в рамках дополнительных профессиональных программ, реализуемых ГБУ ДПО ЧИРО. При этом стоит отметить, что три общеобразовательных организации имеют программы стажировки, разработанные в предыдущий год, но требующие обновления в своем содержании.

Одним из важных ресурсов для продвижения инновационной деятельности можно назвать региональную площадку «Отличная школа.74», на которую в течение года можно планомерно размещать различные материалы для педагогов и обучающихся. Все образовательные организации смогли использовать потенциал данного ресурса ГБУ ДПО ЧИРО.

Таким образом, проведя экспертное оценивание на основе заполненных мониторинговых карт инновационными площадками можно сделать вывод о том, что наибольшие затруднения при осуществлении и подтверждении реализации инновационной деятельности у общеобразовательных организаций вызывают критерий № 3 - подготовка научно-прикладной статьи (ВАК) и критерий № 4 -

региональной площадки в рамках проведения семинаров / вебинаров / прочих образовательных и научных мероприятий для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области.

Вместе с этим отмечается необходимость для ГБУ ДПО ЧИРО в сопровождении опорных площадок посредствам следующих управленческих шагов тактического характера:

!. продолжить планомерное наполнение представленными и прошедшими экспертизу учебными материалами для раздела «Оценочные процедуры» платформы «Отличная школа.74» в 2023 году

2. включать статьи опорных площадок, прошедшие рецензирование и получившие положительный отзыв, в сборник межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования», а также в очередные выпуски научно-методического журнала;

3. осуществить в декабре текущего года консультацию по выбору дополнительной профессиональной программы, в рамках которой необходимо создание программы стажировки, с одной стороны, востребованной для педагогических или управленческих команд, с другой, - отражающей специфику инновационной детальности организации и позволяющей транслировать разработанные научно-методические продукты;

4. проведение установочного семинара в 2023 году с рекомендациями общеобразовательным организациям - опорным площадкам по результатам деятельности за 2022 год;

5. направление опорным площадкам шаблонов дорожных карт на 2023 год, включающих позиции по распространению результатов своей деятельности тем или иным способом, закреплённым в региональных критериях отбора общеобразовательных организаций, реализующих инновационные проекты.

Таким образом, разработанный и реализованный в 2022 году мониторинг результативности позволил определить, во-первых, на

начальном этапе стратегию комплексного сопровождения ГБУ ДПО ЧИРО реализации совместных научно-прикладных проектов с опорными площадками и действия последних, а, во-вторых, по итогам его проведения -проблемные зоны в участии и проведении региональных мероприятий, обязательных для общеобразовательных организаций, реализующих инновационные проекты.

Список литературы:

1. Абдигалиева, Б. Т. Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах молодых ученых / Б. Т. Абдигалиева, Ж. Х. Жантлесов. // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/162/44868/ (дата обращения: 22.12.2022).

2. Масленникова, Н. Ю. Понятие и сущность мониторинга с позиции системного подхода / Н. Ю. Масленникова, О. К. Слинкова // Science Time. - 2014. - № 6 (6). - С.110-121.

3. Петрова, Н. В. Мониторинг как средство управления качеством образования / Н. В. Петрова. // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67404/ (дата обращения: 22.12.2022).

Сведения об авторах

Солодкова Екатерина Александровна -

начальник центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Бенко Елизавета Вячеславовна - кандидат психологических наук, начальник отдела информационных баз и анализа больших данных ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

References

1. Abdigalieva, B.T. Vazhnaya rol' monitoringa v nauchno-issledovatel'skikh rabotakh molodykh uchenykh / B. T. Abdigalieva, Zh. Kh. Zhantlesov.—Tekst : neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. — 2017. — № 28 (162). — S. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/ 1 62/44868/ (data obrashcheniya: 22. 12.2022) ;

2. Maslennikova, N.Yu. Ponyatie i sushchnost' monitoringa s pozitsii sistemnogo podkhoda / N. Yu., Maslennikova, O. K. Slinkova // Science Time. - 2014. - №6 (6). - S.110-121.

3. Petrova, N.V. Monitoring kak sredstvo upravleniya kachestvom obrazovaniya / N. V. Petrova. — Tekst : neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. — 2020. — № 8 (298). — S. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/ 298/67404/ (data obrashcheniya: 22.12.2022).

Information about authors

Solodkova E. A. - Head of the Center for the Continuous Improvement of Teacher's Professional Skills, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

Benko E.V. - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Information Databases and Big Data Analysis, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.