Научная статья на тему 'Мониторинг развития предприятия в современных условиях'

Мониторинг развития предприятия в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
618
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ИННОВАЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамьянов Анатолий Иванович

Посвящена вопросам повышения уровня конкурентоспособности современного предприятия и создания эффективной системы принятия решений. Важность достоверной и объективной информации определяет возрастание требований к мониторингу функционирования предприятия, особенно в сфере инновационного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to increase of competitiveness level of the modern enterprise and creation of effective decision-making system. The importance of the authentic and objective information defines increase of requirements to monitoring. The article investigates the monitoring of functioning of the enterprise, especially in sphere of innovative development.

Текст научной работы на тему «Мониторинг развития предприятия в современных условиях»

УДК 338.32

А.И. Мамьянов

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Современное предприятие создается, работает и развивается в соответствии с целями, определяемыми особенностями предпринимательской деятельности. Эти цели обусловливают наличие стройной системы деятельности всего коллектива и структурных подразделений предприятия.

Исходя из общего понимания рыночной экономики, отметим, что генеральная цель, связанная с получением максимальной прибыли, определяет направленность деятельности и развития предприятия. На различных этапах жизненного цикла предприятия цель может трансформироваться и связываться, например, с завоеванием определенного сегмента рынка, развитием предприятия, ростом конкурентоспособности, освоением нового товара/технологии и т. д. С точки зрения развития предприятия и повышения уровня его конкурентоспособности правильная постановка цели является наиболее важной, сложной, а иногда и противоречивой задачей из тех, которые ставятся перед предпринимателем. Достижение цели, вне зависимости от того, на каком этапе жизненного цикла находится предприятие, как правило, всегда предполагает инвестиции.

Анализируя различные сферы деятельности предприятия (производственную, коммерче-

скую, инновационную и др.), в долгосрочном периоде следует выделять инвестиционную область. Это предполагает определение потребности в материальных, финансовых, интеллектуальных и прочих инвестициях и создание соответствующей инвестиционной базы, а также возможность доступа к инвестиционным источникам, по каждому из которых прогнозируется ожидаемый эффект.

Процесс постановки задач развития предприятия связан с декомпозицией цели, что обеспечивает выявление всего комплекса задач и определение путей их формирования в различных условиях (см. таблицу).

На определение задач воздействуют внешняя и внутренняя среда предпринимательства, а также опыт, знания, которыми обладают собственник бизнеса и менеджеры, и уровень их экономического мышления [2, с. 7].

Как видно из данных таблицы, результатом декомпозиции цели является формирование упорядоченного множества задач, представляющих собой взаимосвязанную систему соподчинения элементов единой цели. Совместив это с современными требованиями, касающимися инновационного развития, представим алгоритм разработки и реализации инновационной стратегии современного предприятия (см. рисунок).

Задачи развития современного предприятия

Цель Область задач Основное содержание задач

Получение максимальной прибыли Производство Увеличение загрузки основных фондов, доли инновационной продукции, производительности труда, оптимизация издержек

Реализация готовой продукции Увеличение объема продаж, выручки от реализации

Финансы Увеличение рентабельности, оборачиваемости капитала

Маркетинг Увеличение доли рынка, числа повторных обращений, совершенствование продажного и постпродажного обслуживания

Качество Повышение качества выпускаемой продукции (услуг), сервиса

Алгоритм разработки и реализации инновационной стратегии с учетом мониторинга

Разработка инновационной стратегии (плана)

Реализация инновационной стратегии (плана)

Повышение уровня конкурентоспособности продукции и предприятия Производство инновационной продукции Выход на новые рынки

т

Е

У

Мониторинг инновационной деятельности и ее результатов

Разработка инновационной стратегии для предприятия требует принятия управленческих решений относительно направлений, структуры, объема средств, выделяемых на внедрение инноваций, а также возможностей их практического использования и получения положительных результатов. Непосредственно с инновационной стратегией связаны и решения о диверсификации бизнеса, т. е. о проникновении в новые для предприятия виды предпринимательской деятельности.

Современные требования, касающиеся развития предприятия и его конкурентоспособности, предполагают, что инновационная деятельность должна быть непрерывной, ориентированной на развивающиеся требования потребителей и адекватной по отношению к деятельности конкурентов и тенденциям развития рынка. Поэтому разработка эффективной стратегии инновационного развития является залогом успеха не только инновационной, но и всей предпринимательской деятельности.

Практика экономически развитых стран показывает, что для большинства предприятий новые товары и услуги, а также процесс их производства (технология производства) являются основой конкурентоспособности [2, с. 178].

Преимущество концепции инновационного развития для конкурентоспособного предприятия заключается в том, что она позволяет с максимально полной отдачей использовать все основные внешние и внутрифирменные факторы и процессы, протекающие в различных областях внутренней и внешней среды предприятия. Это дает возможность оценить влияние любого из них на все стороны предпринимательской деятельности, а также оценить альтернативные возможности, предоставляемые рынком.

Процесс управления любым предприятием -это, как известно, последовательное принятие решений. Некоторые из них носят стратегический характер, другие - оперативный и тактический. Но и те и другие управленческие решения

требуют тщательного анализа всех сторон деятельности предприятия. Для того чтобы определить, действительно ли затраченные ресурсы (материальные, финансовые, временные и др.) будут приносить желаемую прибыль, следует проводить мониторинг всех процессов и явлений, имеющих место на предприятии. Предлагается проводить мониторинг по следующим основным направлениям:

- мониторинг информации, полученной в результате анализа внешней среды;

- финансовый мониторинг как средство оценки эффективности источников финансирования бизнеса;

- производственный мониторинг как средство оценки внутренней среды и эффективности производственной деятельности;

- мониторинг инвестиций как средство оценки эффективности инвестиционных проектов (инвестиций).

Роль этих четырех направлений мониторинга состоит в том, что они являются инструментом, благодаря использованию которого появляется возможность определять исходные точки движения предприятия к качественному выполнению поставленных задач. Иными словами, это элемент плановой работы, которая к тому же представляет собой обязательный начальный этап управленческой деятельности. Кроме того, мониторинг содействует повышению общей результативности работы предприятия, поскольку полученные с его помощью данные и информация принимаются в расчет при разработке производственной программы, заключении договоров и соглашений и т. д.

Вместе с тем построение системы эффективного мониторинга предполагает наличие методических основ, вытекающих из задач, содержания самого процесса мониторинга и его места в системе управления предприятием. Одновременно возникает необходимость в установлении определенного порядка взаимоотношений между функциональными подразделениями предприятия. Это становится возможным опять же во многом благодаря мониторингу, проводимому в рамках всего производственно-хозяйственного комплекса предприятия. Функциональные действия на предприятии, такие как

управление производством, его технологической подготовкой, управление финансами, персоналом и другие, оказывая соответствующее воздействие на управляемый объект, требуют общей системы получения и использования исходной информации, а также обмена ею между различными структурными подразделениями/отделами/департаментами предприятия.

Проводимые в процессе мониторинга исследования всех элементов экономической системы обеспечивают выявление причин возможных недостатков и получение совокупной экономической информации для принятия управленческих решений. Таким образом, между мониторингом и эффективностью работы большинства подсистемных элементов предприятия существуют прямые и обратные связи. Прямые демонстрируют, что мониторинг является начальным или базовым этапом таких элементов экономической системы, как организация, планирование, учет, контроль, мотивация, а обратные -что мониторинг влияет на указанные элементы экономической системы и является средством выявления и устранения причин недостатков в них [1, с. 94].

Практика показывает, что только те предприятия, на которых построена целостная система мониторинга, имеют устойчивые темпы роста производства, хорошие финансовые показатели и высокий уровень конкурентоспособности. И наоборот, в большинстве случаев непосредственной причиной низкой конкурентоспособности, проблем, убытков и потерь является либо отсутствие, либо неумение менеджеров проводить грамотный и полноценный мониторинг. Поэтому организация мониторинга на предприятиях должна соответствовать таким требованиям, как научность, обоснованность, распределение обязанностей и работ по проведению мониторинга между отдельными исполнителями и структурными подразделениями предприятия.

Вместе с тем организация и проведение мониторинга не сводятся только к выполнению вышеперечисленных требований и условий. В ряде случаев при осуществлении мероприятий по организации и проведению мониторинга необходимо четко различать объекты и субъекты

мониторинга. Это говорит о важности выделения взаимодополняющих секторов стратегического, оперативного, тактического, инвестиционного, финансового, кадрового и других видов мониторинга в рамках аналитического отдела, наличие которого на современном предприятии становится насущной потребностью.

Сотрудники, занимающиеся мониторингом, должны осуществлять не только собственно мониторинг состояния предприятия, но и поиск неиспользованных резервов производства, а также разрабатывать основу или рекомендации для составления программ и методик детального анализа исследуемых процессов. Менеджмент предприятия может взять на себя указанные функции по организации выполнения принятых на основе мониторинга управленческих решений, своевременному доведению их до конкретных исполнителей, а также по организации тщательного и квалифицированного наблюдения за процессом реализации решения, т. е. осуществлять контроль, без которого невозможно получить высокие конечные результаты [4, с. 91].

Процесс организации мониторинга на предприятии должен, по нашему мнению, включать следующие основные действия:

1. Сбор и обработка результатов мониторинговых исследований.

2. Обобщение полученных по результатам мониторинга данных для выявления тенденций в исследуемых процессах и явлениях.

3. Анализ факторов, негативно и позитивно влияющих на формирование системы мониторинга.

4. Формирование действенной организационной системы мониторинга.

5. Определение состава сотрудников из числа специалистов и руководителей, способных проводить организационно-методические мероприятия в соответствии с методологией и концепцией развития мониторинга.

6. Подготовка соответствующей методической документации по организации и проведению мониторинга.

7. Выработка управленческого механизма и схемы развития мониторинга.

8. Разработка эффективной модели, обеспечивающей развитие мониторинга.

Практика организации мониторинга на предприятии должна учитывать отраслевые и территориальные особенности работы предприятия, уровень конкуренции на рынке, масштабы предприятия, этап его жизненного цикла и многое другое. Но главным условием является получение руководством предприятия (собственниками и менеджерами) максимально полной и достоверной информацию как основы для принятия эффективных решений по различным направлениям деятельности предприятия. В конечном итоге это будет способствовать достижению генеральной цели деятельности предприятия, заключающейся в максимизации прибыли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аралбаева, Г.Г. Мониторинг как инструмент исследования региональной социально-экономической системы [Текст] / Г.Г. Аралбаева // Вестник экономической интеграции. - 2008. - № 5. - С. 91-99.

2. Передеряев, И.И. Ваш ум на наши цели: материализация инновационного потенциала хозяйствующих субъектов [Текст] / И.И. Передеряев // Креативная экономика. - 2007. - № 11. - С. 3-10.

3. Приходченко, О.А. Инновационный продукт: особенности его восприятия потребителем [Текст] / О.А. Приходченко // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2007. - № 2. - С. 173-186.

4. Харламова, Т.Л. Глобализация и производственная активность предприятий Санкт-Петербурга [Текст] / Т.Л. Харламова, Н.И. Бабкина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2009. - № 6. - С. 86-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.