Мясников Е.С.
НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ВЫБОРА ПРЕДПРИЯТИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье анализируются внешние и внутренние причины, побуждающие современное предприятие к выбору инновационного типа развития. Данная проблема представлена с системных позиций, поскольку учитывает тенденции глобализации экономики и внутренние интересы предприятия. Автором подчеркивается, что в современных условиях инновационный тип развития является, по существу, единственным видом развития, обеспечивающим текущую и перспективную конкурентоспособность предприятия. На основе этого уточнены базовые особенности, лежащие в основе перехода на инновационный тип развития предприятий различного масштаба и сфер деятельности.
Ключевые слова. Инновации, инновационный тип развития, предприятие, управление, конкуренция, глобализация, планирование.
Myasnikov E. S.
NECESSITY AND CONDITIONS OF SELECTING THE INNOVATIVE DEVELOPMENT TYPEBY THE ENTERPRISE
Abstract. The article analyses the external and internal reasons motivating modern enterprise to the choice of innovative type of development. This problem presents ^ from a system approach, because it takes into account the trends of economic globalization and the domestic interests of enterprise. The author highlights that the innovative type of development is, essentially, the only kind of development ensuring current and^ future competitiveness of the enterprise in modern conditions. Based on this the specified basic ^ features underlying the transition to innovative development of enterprises of various sizes and spheres of activity are clarified.
Keywords. Innovations, innovative development, enterprise, management, competition, globalization, planning.
Современное предприятие, соответствующее требованиям глобализации, обеспечивает свои конкурентные позиции, в основном, за счет внедрения новых технологий в производство и управление. Это предполагает наличие непрерывного процесса рыночного поиска и генерирования инноваций для практического использования в хозяйственной деятельности. Для того, чтобы этот процесс приносил максимальный эффект при минимальных издержках, необходима соответствующая, научно обоснованная стратегия развития.
Такая стратегия должна базироваться на таких принципах, как ориентация на результат, минимизация риска, снижение издержек производства, и включать следующие направления: поиск и привлечение новых источников финансирования проектов; повышение уровня конкурентоспособности; внедрение новых технологий в производство и управление; повышение уровня образования и квали-
ГРНТИ 06.39.31 © Мясников Е.С., 2018
Евгений Сергеевич Мясников - аспирант Международного банковского института (г. Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с автором: 191011, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 60 (Russia, St. Petersburg, Nevskiy av., 60). Тел.: +7 (812) 571-65-55. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 09.12.2017 г.
фикации сотрудников; модернизация технологии; совершенствование способов продвижения продукции и услуг и т.д. Указанные направления задают ориентиры, согласно которым осуществляется генерирование и внедрение инноваций в производственно-хозяйственную деятельность современного предприятия. Безусловно, приведенный список направлений может и должен расширяться в процессе перехода экономики конкретного предприятия и страны, в которой оно действует, на новый, более высокий уровень развития [2, а 45].
Наличие научно обоснованной стратегии инновационного развития современного предприятия, построенной на базе указанных принципов и направлений, становится обязательным условием, без которого не может быть обеспечена не только перспективная, но и текущая конкурентоспособность, а также эффективное развитие. Именно поэтому к разработке стратегического плана инновационного развития современного предприятия должны привлекаться не только топ-менеджеры и структурные подразделения, непосредственно отвечающие за разработку планов развития, но и сотрудники, обладающие творческими, креативными способностями.
Сегодня известно множество примеров, когда автором успешной разработки становился рядовой сотрудник, предложивший компании те решения, которые обеспечили ее прорыв на том или ином направлении и последовавший за этим рост конкурентоспособности. В то же время, расширение круга сотрудников, участвующих в разработке стратегии развития предприятия, может сопровождаться и негативными последствиями, включая риск утечки информации. Это может не только снизить эффект от реализации инновационной стратегии, но и привести к возникновению экономической опасности. Так, наблюдающийся в условиях глобализации лавинообразный процесс возрастания интереса к планам развития конкурентов, не может оцениваться только как позитивный [5, а 38].
При разработке инновационной стратегии развития необходимо тщательно определить горизонт планирования и ответственно подойти к выделению этапов, а также возможности выбора направлений корректировки и использования альтернативных путей инновационного развития предприятия. Это, в свою очередь, предполагает детальное исследование, проводимое по таким пунктам, как характеристика внешнего окружения, оценка инновационного потенциала предприятия, мониторинг реализации мероприятий, включенных в стратегию, анализ получаемых результатов. Эти же позиции должны постоянно отслеживаться в процессе реализации принятой стратегии, по крайней мере - до завершения каждого из ее этапов.
Поскольку, как показывает отечественная и мировая практика, разработка инновационной стратегии требует больших затрат временных, финансовых, интеллектуальных и прочих ресурсов, как на этапе разработки и утверждения, так и в процессе реализации, лидерами в области разработки инновационной стратегии чаще всего становятся известные международные корпорации. Они осознанно выбирают инновационный путь развития, обеспечивающий не просто высокие конкурентные позиции на мировом рынке, но и (в ряде случаев) - доминирование на рынках отдельных стран [3, с. 51]. На основе анализа процесса разработки инновационной стратегии крупнейшими компаниями в последнее десятилетие можно выделить важнейшие особенности, способствующие развитию инновационной составляющей в деятельности эффективно работающих предприятий. К ним относятся:
1. Наличие четкой стратегии инновационного развития. Руководители инновационных компаний-лидеров признают важность создания сбалансированной и согласованной стратегии инновационного развития; такая стратегия имеется в 79% наиболее инновационных компаний. Для сравнения: лишь 47% из числа наименее инновационных компаний имеют комплексные стратегии инновационного развития. Однако все руководители соглашаются с тем, что в отсутствие инновационной стратегии едва ли можно вообще говорить об успешном инновационном развитии. В России 27% опрошенных руководителей компаний называют выработку действенной инновационной стратегии своей приоритетной задачей на ближайшее время; еще 38% указывают на важность формирования эффективной операционной модели управления инновационным развитием - начиная от генерирования идей и заканчивая коммерциализацией созданных технологий [4, с. 73].
2. Согласованность основной стратегии развития предприятия и инновационной стратегии, как подсистемы основной. В исследовании, проведенном в 2013 году компанией PwC, показано, что 44% из общего числа успешных предприятий достигают высокого уровня согласования общей и инновационной стратегий. Это, кроме прочего, позволило компаниям сформировать внутреннюю корпоративную культуру, стимулирующую интерес к инновационному типу развития. Именно у этих пред-
приятий показатели валовой прибыли оказались выше на 17%, а капитализация - на 30%, по сравнению с предприятиями, у которых нет ни согласованности в стратегиях, ни поддержки со стороны персонала [7].
3. Формирование инновационной культуры, которая должна стать неотъемлемой частью корпоративной культуры. Существуют совершенно различные модели инновационной культуры, но, независимо от того, какую из них предприятие выбирает для себя, выбор модели должен происходить с учетом общей корпоративной культуры компании и соответствовать задачам, которые предприятие ставит перед собой [1, с. 136] в области обеспечения инновационного развития.
4. Взаимодействие со сторонними организациями (предприятиями-партнерами, предприятиями-посредниками и даже предприятиями-конкурентами) должно осуществляться так, чтобы это стимулировало дальнейшее инновационное развитие. Особенно важно сотрудничество между предприятиями и вузами, что подтверждается зарубежной и отечественной практикой. Здесь могут использоваться различные формы сотрудничества, включая заключение договоров на стажировки, студенческую практику (ознакомительную, производственную, преддипломную и др.), создание базовых кафедр, проведение совместных исследований и др. Такое сотрудничество можно рассматривать и как инструмент поиска и привлечения молодых талантливых сотрудников, и как фактор инновационного развития предприятия.
5. Создание и использование в практике работы предприятия различных компьютерных программ или открытых платформ. Это обеспечивает вовлеченность в инновационный процесс работников этого предприятия, а также сотрудников предприятий-партнеров и студентов, преподавателей и научных сотрудников вузов-партнеров. В результате создается творческая среда, притягательная для реальных и потенциальных работников, снижаются затраты на разработку или приобретение программного продукта и формируется банк данных новых разработок [6, с. 10].
6. Закрепление задач в области инновационного развития за различными подразделениями предприятия на вариативной основе: создание единого центра, отвечающего за инновационный тип развития, или формирование нескольких центров, предполагающее конкуренцию между ними за возможность возглавлять на разных этапах руководство теми или иными инновационными разработками. Выбор формы работы зависит при этом от множества факторов, включая реализуемую управленческую модель, организационную структуру управления, сферу деятельности предприятия, уровень конкуренции на занимаемом рынке, этап жизненного цикла предприятия и выпускаемой им продукции и др.
7. Использование механизма формирования целевых функций и возможность создания инновационного бюджета на основе выбора показателей для оценки текущей ситуации и определения перспективных ориентиров, к которым следует стремиться.
Здесь представлен далеко не полный перечень характеристик, влияющих на развитие инновационных процессов на предприятии. Его можно продолжить, рассматривая влияние, оказываемое, например, таким фактором, как личность руководителя или собственника компании и его инновационные приоритеты. Поскольку крупные предприятия чаще всего возглавляются советом директоров или советом акционеров, наличие группы физических и/или юридических лиц может создавать дополнительные трудности, как при выборе модели развития (традиционной или инновационной), так и при формировании механизма ее реализации, с учетом специфики, о которой говорилось выше.
Завершая рассмотрение проблемы перехода отечественных предприятий к инновационному типу развития, следует подчеркнуть, что в условиях глобализации это - единственный путь, обеспечивающий эффективное развитие. Понимание этого обеспечивает конкурентное будущее современных предприятий, поэтому задачей современного менеджмента становится своевременная подготовка основ для такого перехода. Эта задача должна решаться совместными усилиями предприятий и государства, поскольку уровень национальной конкурентоспособности сегодня определяется долей инновационных предприятий в экономике страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дривольская Н.А., Плотников В.А.Мотивационный климат как среда управления мотивацией персонала // Актуальные проблемы социально-трудовых отношений. Материалы VI Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием, посвященной 85-летию образования Дагестанского государственного университета. Махачкала: ООО «Апробация», 2016. С. 134-136.
2. Лебедин Н.Ю. Глобализация и развитие современных предприятий // Экономика и управление. 2017. № 6 (140). С. 43-46.
3. Порецкова К.В. Принципы формирования стратегии инновационного развития на промышленных предприятиях // Инновационная деятельность. 2014. № 1 (28). С. 47-53.
4. Современные тренды инновационного развития экономики: коллективная монография / под ред. Я.В. Ко-женко. Уфа: Издательство «ОМЕГА САЙНС», 2016. 109 с.
5. Харламова А.А. Возникновение новых угроз экономической безопасности России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 1. С. 36-39.
6. Харламова А.А. Глобализация и процесс обеспечения экономической безопасности государства // Петербургский экономический журнал. 2016. № 4. С. 6-11.
7. Breakthrough innovation and growth. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwcaccelerator.com/ pwcsaccelerator/docs/pwc-breakthrough-innovation-and-growth.pdf (дата обращения 09.12.2017).