Научная статья на тему 'Инновации как фактор конкурентоспособности предприятия'

Инновации как фактор конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE ACTIVITY / ORGANIZATION OF PRODUCTION / COMPETITIVENESS / LIFE CYCLE / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Е.Ю., Гыязов А.Т., Дехканов У.А.

В данной статье рассмотрены характерные черты инновационной деятельности предприятия. Приведена подробная классификация инноваций в зависимости от типа новшеств. Сделаны выводы о важности инноваций для повышения конкурентоспособности организации в современных условиях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article characteristic features of innovative activity of the enterprise are considered. Detailed classification of innovations depending on type of innovations is given. Conclusions are drawn on importance of innovations for improving competitiveness of the organization in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор конкурентоспособности предприятия»

Подводя итог можно сделать вывод, что в условиях распространения информационных технологий краудсорсинг активно развивается в качестве модели для поиска инновационных бизнес-идей. Крауд-технологии используют для решения любого вида проблем и задач в различных сферах деятельности: бизнесе, науке, образовании, социально-общественной и политической деятельности. При этом предприятия, размещая на онлайн-платформе конкретную проблему и отдавая ее на рассмотрение общественности, имеют возможность не только найти креативный вариант решения, но и грамотного специалиста. За счет чего, в свою очередь, достигается экономия финансовых и временных ресурсов.

Список литературы

1. 7 эффективных форматов краудсорсинга, которые используют в Беларуси // https://ebp.by/stati/7-effektivnyih-formatov-kraudsorsinga

2. Использование инструментов краудсорсинга как элемент усиления конкурентоспособности промышленных предприятий // https://naukovedenie.ru/PDF/57EVN514.pdf

3. Краудсорсинг - новое слово в менеджменте // http://econf.rae.ru/pdf/2012/05/vagner.pdf

4. Краудсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности компаний // https://novainfo.ru/article/11238

5. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий // https://naukovedenie.ru/PDF/52EVN115.pdf

6. Примеры краудсорсинга // http://www.pro-biznes.com/organizaciya-i.../primery-kraudsorsinga.html

Давыдова Е.Ю., Гыязов А.Т., Дехканов У.А.

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Воронежский экономико-правовой институт, Баткенский государственный университет

Ключевые слова: инновационная деятельность, организация производства, конкурентоспособность, жизненный цикл, научно-технический потенциал.

Keywords: innovative activity, organization of production, competitiveness, life cycle, scientific and technical potential.

Аннотация: в данной статье рассмотрены характерные черты инновационной деятельности предприятия. Приведена подробная

классификация инноваций в зависимости от типа новшеств. Сделаны выводы о важности инноваций для повышения конкурентоспособности организации в современных условиях.

Abstract: in this article characteristic features of innovative activity of the enterprise are considered. Detailed classification of innovations depending on type of innovations is given. Conclusions are drawn on importance of innovations for improving competitiveness of the organization in modern conditions.

Результативность деятельности организации напрямую зависит от того, насколько приспособлена к внешней среде, в какой мере пластична и подвижна ее структура и как реагирует на нововведения. Ученые считают, что инновационная деятельность необходима, а сама способность к изменениям выступает как ведущее требование нашего времени и является общим. Французский специалист по социологии организаций М. Крозье отмечал, что в современном мире, как правило, идет борьба не за владение ресурсами и материальными ценностями, а за способность к нововведениям.

Инновационной деятельностью является сочетание научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования [1, 2, 6]. Главная причина инновационной деятельности компании состоит в том, что все существующее стареет. Из этого следует, что необходимо регулярно заменять все то, что стало причиной замедлений в развитии, либо же просто устарело, перестало быть актуальным, а также учитывать все ошибки, неудачи и просчеты. Для этого в компаниях периодически проводится аттестация продуктов, технологий и рабочих мест, проверяется рынок и каналы распределения. И это является не просто диагностикой производственно-хозяйственной деятельности организации и его продукции. На основе этих данных у администрации предприятия строится задача, в первую очередь, подумать о том, как самостоятельно сделать свою продукцию морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. Прежде всего, инновационная деятельность предприятия направлена на увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции [7, 8].

Конкурентоспособность является характеристикой товара либо услуги, которая отражает их отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Потребительские свойства и цена - главные составляющие конкурентоспособности товара (услуги). Однако

следует отметить, что рыночный рост товаров связан не только с издержками производства и качеством. Так, основными причинами успеха или неудачи товара выступают и другие факторы, как-то: реклама, предлагаемый уровень обслуживания, репутация фирмы [3, 5]. Классификация нововведений составляется для большей отдачи от инновационной деятельности. Востребованность классификации, другими словами, разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации - весьма важный процесс, поскольку он предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которого станут повышение эффективности производства, рост ее объемов, расширение номенклатуры наукоемкой продукции.

Согласно исследованиям А.И. Пригожина, инновации разделяются по типам новшеств (материально-технические и социальные нововведения), особенностям инновационного процесса и механизмам осуществления. Вышеназванный ученый ввел в научный оборот такие нововведения, как внутриорганизационные, открывающие, замещающие, отменяющие, единичные, диффузные и другие. Также А.И. Пригожин разделил дефиниции «инновация» и «новшество». Он обосновал, что новшество - это предмет инновации, поскольку имеют различные жизненные циклы, а также что новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация. Им было выделено четыре группы инноваций:

1) мелкие инновации - улучшают отдельные небольшие параметры выпускаемых моделей техники с помощью применения мелких изобретений. Это способствует либо повышению эффективности их использования, либо более эффективному производству этих моделей;

2) средние инновации - служат основой для создания новых моделей и изменений данного поколения техники и реализуют такого же уровня изобретения. Они заменяют устаревшие модели более эффективными или расширяют сферу применения данной модификации;

3) крупные инновации (на основе аналогичного ранга изобретений) - в пределах данного направления развиваются новые поколения техники. На их реализацию требуется меньше времени и затрат, чем на крупнейшие инновации, но при этом и скачок в техническом уровне и результативности сравнительно ниже;

4) крупнейшие (базисные) инновации - становятся основой крупных переворотов в технике и способствуют дальнейшим

изобретениям. К тому же они развивают новые направления и новые отрасли. Следовательно, для их освоения необходимо большое количество финансовых вложений и времени. Отметим, что это способствует обеспечению значительного по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффекта, однако, происходит не каждый год [4].

Данная классификация не является полной и идеальной, но следует заметить, что виды инноваций тесно связаны между собой. Классификация дает базу для обнаружения наибольшего количества способов реализации инноваций, а это необходимо для создания вариантности выбора решений. Выбор способа и направления инновационной деятельности компании зависит от ресурсного и научно-технического потенциала компании, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности. Необходимо установить затраты для реализации при проектировании, разработки и внедрении инноваций, возможные источники финансирования, оценить эффективность экономии от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сопоставления доходов и затрат.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновация выступает в качестве улучшения в экономике и обществе, в поведении покупателей, производителей, работников, а также в промышленности. К тому же она всегда нацелена на рынок и руководствуется его потребностями. Компания в целях осуществления инновационной деятельности должна иметь такие структуру и настрой, которые могли бы способствовать восприятию новых благоприятных возможностей и созданию атмосферы предпринимательства. Инновационная деятельность играет важную роль, поскольку в настоящее время успешная деятельность предприятий невозможна без улучшений в технологии производства, маркетинговой политики организации и структуре управления - во всех направлениях, которые способствуют повышению конкурентоспособности предприятия в современном обществе.

Список литературы

1. Андриянова М.В. Особенности регулирования рынка консалтинговых услуг в России // Евразийский юридический журнал. 2018. № 6 (121). С. 417-419.

2. Глазов М.М., Фирова И.П., Петрова Е.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. - Санкт-Петербург, 2012. - 300 с.

3. Капитонов И.А. Трансфер инноваций как драйвер развития международного нефтегазового бизнеса // Вестник НГИЭИ. 2017. № 12 (79). С. 137-152.

4. Костылев А.Р. Планирование и стратегии развития инноваций в организации // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 107-117.

5. Самарин И.В., Орлов А.И. Стратегическое планирование на предприятии: основные закономерности среднесрочных бюджетных планов деятельности предприятия // Естественные и технические науки. 2014. № 5 (73). С. 125-133.

6. Титова Н.Г., Яшина С.Б. Инновации в социально-экономическом развитии территорий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2-2. С. 256-260.

7. Тураева Т.В. Статистический критерий для прогнозирования тренда прибыльности инвестиций в инфокоммуникационные структуры // Экономика и качество систем связи. 2017. № 4 (6). С. 1925.

8. Zobov A.M., Degtereva E.A., Chernova V.Y., Starostin V.S. Innovative strategies of transnational companies and synergy effect of technologisation // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 39. С. 96521.

Дементьева И.Н.

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ НА ДИНАМИКУ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Вологодский научный центр Российской академии наук

Ключевые слова: экономический кризис, российская экономика, социально-экономическое развитие региона

Key words: economic crisis, Russian economy, socio-economic development of the region.

Аннотация: В настоящей статье представлена сравнительная характеристика кризисов 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг. в российской экономике; на основе данных официальной статистики проанализированы общие тенденции социально-экономического развития Вологодской области в кризисные периоды.

Abstract: In this article comparative characteristics of the crises of 20082009 and 2014-2015 in the Russian economy, on the basis of official statistics, general trends in the socio-economic development of the Vologda region during the crisis periods were analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.