Инновация
как экономическая категория
А. Ю. Барнева,
аспирант кафедры экономической политики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Статья посвящена анализу различных подходов к определению понятия «инновация» в современной экономике. Автор считает необходимым разграничить определения инновации и новшества. Выявлены требования к базовому определению инновации, рассмотрены ее свойства. Приведены основные классификации инноваций, раскрывающие ее многообразие по уровню новизны, области использования и эффективности.
Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В процессе совершенствования традиционных укладов жизни стали изучаться закономерности технических, технологических, организационных, экономических и других инноваций. В настоящее время является актуальным изучение инновации с экономической точки зрения.
Понятие «инновация». Австрийский экономист Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» (1911 г.) ввел в научный оборот термин «инновация» и впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации), дав полное описание инновационного процесса. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:
1. Использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства.
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.
5. Появление новых рынков сбыта.
Сам термин «инновация» Й. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. ХХ в. При этом под инновацией он понимал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития» [8]. Й.Шумпетер определяет содержание и место экономической инновации в рамках производственной функции. Он отмечает, что «производ-
The article is devoted to the analysis of various approaches to definition of «innovation» in modern economy. The author considers it necessary to differentiate determinations of innovation and a novelty. Requirements to base definition of an innovation are revealed, its properties are considered. The basic classifications of innovations opening its variety on a level of novelty, area of use and efficiency are resulted.
ственная функция... описывает количественное изменение продукта и воздействующих на него факторов. Если вместо суммы факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию» [8].
Определение Й. Шумпетера не является исчерпывающим. В экономической литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует множество трактовок понятия инновация, что свидетельствует об отсутствии общепризнанной терминологии в этой области. Зачастую авторы вкладывают в понятие «инновация» разный смысл.
Б. Твисс рассматривает инновацию как процесс передачи научного или технического знания «непосредственно в сферу нужд потребителя; продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности» [7].
Более широкое толкование этого термина дает Оксфордский толковый словарь. В нем «инновация» (innovation) разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами. Используя патенты, добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок. Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки» [9].
Довольно емкое объяснение термина «инновация» дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В. А. Макаренко: «Инновация (англ. innovation — нововведение, новшество; от лат. innovatio — возобновление, обновление) - 1) вложение средств в экономику, обеспечи-
ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007
ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007
вающее смену поколений техники и технологии;
2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса;
3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании — новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии» [10].
По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.», инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [11].
Анализ определений позволяет сделать вывод о наличии нескольких подходов к определению сущности инновация. Наиболее распространенными являются две точки зрения. Первая — заключается в понимании инновации как динамического процесса введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих устаревших. Этой точки зрения придерживаются Б. Твисс, Б. Санто, Ф. Никсон, К. Г. Галстян и др. Во втором случае инновация является статическим результатом творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д. Сторонниками этого подхода являются такие ученые, как Р. А. Фатхутдинов, А. М. Медынский, А. Е. Яковлев, А. В. Плеханов и др.
Автор придерживается второй точки зрения, считая, что подход к инновации как к процессу заменяет определение инновации понятием «инновационный процесс». Следует отметить, что эти явления не тождественны и между ними есть различия. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Латинское слово innovation (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения — инновация, нововведение, новшество. Поэтому некоторые авторы, такие как А. И. Пригожин, Н. Л. Ма-ренков, считают, что термин «инновация» является синонимом «нововведения» и «новшества» и может использоваться наряду с ними. Но между этими понятиями есть существенные смысловые различия, которые необходимо отметить.
Новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов и т. д. [12]. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Изучение различных трактовок понятия «инновация» позволяет сформулировать некоторые выводы. Во-первых, специфическим содержанием инновации
являются качественные изменения, которые приводят к улучшению, усовершенствованию или появлению нового продукта или технологии.
Во-вторых, инновация всегда успешна. Эффект, который должна обеспечивать инновация может быть техническим, экономическим, социальным и экологическим.
Авторы работы, посвященной инновациям, выразили это в виде формулы [13]:
Инновация = Новшество +
+ Достигнутая эффективность.
Эффективность новшества выражается в дополнительной выгоде, которую получает инноватор. В связи с этим в экономической литературе появляется термин «инновационная рента». «Если рента определена как «доход от какого-либо фактора производства, предложение которого неэластично», то инновационная рента предполагает наличие дохода от внедрения новшеств, недоступных для других организаций» [13].
В-третьих, основными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Все три свойства в равной мере важны для определения и существования категории «инновация». Коммерциализация по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, без которого она становится простым новшеством.
В последнее время многие отечественные экономисты (Л. Н. Васильева, Е. А. Муравьева, К. А. Баг-риновский, К. А. Бармута и др.) придерживаются определения инновации, которое базируется на международных стандартах. Рекомендации по этим стандартам были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло» [14].
Они разработаны применительно только к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Это же определение использовалось и в официальном государственном документе «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.».
На взгляд автора, базовое определение инновации, которое бы учитывало все существующие расхождения, вышеперечисленные недостатки и особенности, должно отвечать некоторым требованиям:
1. Необходимо разграничить понятие «инновация» и «новшество».
2. Понятие «инновация» не должно включать этапы разработки, создания и внедрения инновации, которые относятся к понятию «инновационный процесс».
3. Обязательным условием инновации является эффективность.
4. Непременными свойствами любой инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.
Классификация инноваций. В настоящее время в экономической литературе существует большое количество вариантов классификаций, в основу которых заложены различные классификационные признаки, отражающие точки зрения отдельных авторов. Свои классификации инноваций предлагают такие экономисты как А. И. Пригожин, М. Хучек, П. Н. Завлин, Р. А. Фатхутдинов и др. Сложность проблемы состоит в том, что как отмечал Й. Шумпетер: «...количество новшеств при любом состоянии экономики практически безгранично...». Рассмотрим основные классификации с позиций нашего исследования.
Одним из условий инновации является практическое применение. С учетом сферы деятельности, в которой внедряются инновации, существуют:
1. Технологические инновации.
2. Экономические инновации.
3. Организационно-управленческие инновации.
4. Социальные инновации.
Технологическими инновациями называют применение высоких (upstream) научных знаний в практической (downstream) деятельности в целях развития нового технологического процесса, создания нового товара или улучшения дизайна товара. В российской литературе приводится следующее определение: «технологические нововведения — совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих на рынке к созданию новых или улучшенных промышленных продуктов и обеспечивающих коммерческое использование новых и улучшенных производственных процессов и оборудования» [3].
Существуют две основные группы технологических инноваций:
► продуктовые инновации (product innovation) —
это инновации, позволяющие создавать новые товары для их производительного и непроизводительного использования;
► процессные инновации (process innovation) —
это инновации, позволяющие использовать новые технологические процессы для производства как традиционных (стандартных), так и нетрадиционных товаров.
Технологические инновации имеют важное экономическое значение, так как приводят к замещению одних факторов производства другими: сначала рабочей силы капиталом, затем капитала — знаниями.
Как уже было отмечено, специфическим содержанием инновации являются изменения. Г. Менш разделил технологические инновации по уровню новизны на базисные, улучшающие и псевдоинновации. Цель данной классификации — оценка значимости инновации. Понятие новизны может относиться к продукту или технологическом процессу в целом (в случае его абсолютной новизны) либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса.
Базисные инновации относятся к принципиально новым продуктам, направлены на освоение новых
поколений техники (технологии) и технологических укладов. Улучшающие инновации касаются значительного усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники и укладов с учетом специфических требований разных сфер их применения. Под псевдоинновацией понимается несущественное видоизменение продуктов и технологических процессов: эстетическое (цвет, декор и т. д.), техническое, не оказывающее заметного влияния на параметры и свойство изделия. Такие инновации служат продлению срока жизни устаревших поколений техники (технологии), когда их потенциал в основном уже исчерпан.
Обязательным условием инновации является эффективность. В зависимости от эффективности инновации бывают: экономические, экологические, социальные.
Экологические инноваций проявляются в более эффективных способах использования природных ресурсов и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду. Экономические инновации вызывают перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов и способствующих повышению эффективности воспроизводства. Социальные инновации затрагивают науку, культуру, образование и идеологию.
Приведенные классификации свидетельствуют о том, что инновации многообразны и различны по своему характеру, области и способу использования.
Литература
1. К. А. Багриновский, М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев. Механизмы технологического развития экономики России. М.: Наука, 2003.
2. К. А. Бармута. Техническое развитие как основное направление инновационной деятельности предприятий//Монография. Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2006.
3. И. В. Бойко. Технологический рывок: до или после экономического роста? (Опыт зарубежных стран для России). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
4. К. Г. Галстян. Теоретические аспекты формирования инновационных процессов: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
5. Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика. 2005.
6. А. И. Пригожин. Нововведения: стимулы и препятствия (со-циальныне проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989.
7. Б. Твисс. Управление научно-техническими нововведениями/ Сокр. пер. с англ. Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.
8. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
9. Бизнес: Оксфордский толковый словарь. Англ.-русск. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», изд-во РГГУ, 1995.
10. Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. Краткий словарь современных понятий и терминов: 3-е изд., дораб., и доп. Сост., общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 2000.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.»//О науке и инновациях. Основные нормативные акты. Нормативный сборник. М.: Буквица, 1998.
12. Р. А. Фатхутдинов. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
13. А. Е. Яковлев, А. В. Плеханов. Научно-технический прогресс и инновации в современной экономике: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003.
14. OECD proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data. Oslo manual. OECD. Paris, 1992.
ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007