Научная статья на тему 'Инновационная деятельность предприятия'

Инновационная деятельность предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9246
845
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НОВОВВЕДЕНИЯ / ИННОВАЦИЯ / INNOVATIVE ACTIVITY / PRODUCTION ORGANIZATION / COMPETITIVENESS / INNOVATIONS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепурко Галина Викторовна, Пелипенко Анна Анатольевна

В данной статье рассматриваются особенности инновационной деятельности предприятия, приводятся детальная классификация инноваций в зависимости от типа новшеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative activity of the enterprise

In this article features of innovative activity of the enterprise are considered, brought detailed classification of innovations depending on type of innovations.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность предприятия»

на обеспечить более гармоничное и согласованное взаимодействие между этими сферами. В России возможности и рост "зеленой" экономики вполне реалистичны. Грамотный переход к зеленой экономике будет способствовать более рациональному использованию природных ресурсов и улучшению качества жизни страны.

Примечания:

1. Порфирьев Б. Н. Абалкинские чтения: Круглый стол "Экономический рост России": зеленая экономика: реалии, перспективы и пределы роста / Порфирьев Б. Н. //[Электронный ресурс]. - ВЭО России 2012. - Режим доступа: URL: http://www.veorus.ru/conference-260912.html

2. Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации Центр экологической политики России/ Навстречу "зеленой" экономике:макроэкономическийпрофиль [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: URL: http://sustainable development.ru/upload/File/Reports/ISD_UNEP_GE_Rus.pdf

3. Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации Центр экологической политики России/ Навстречу "зеленой" экономике: ресурсная база [Электронный ресурс]. -2012. - Режимдоступа: URL: http://sustainabledevelopment.ru/upload/File/ Reports/ISD_UNEP_GE_Rus.pdf

4. Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации Центр экологической политики России/Навстречу "зеленой" экономике: сектора [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: URL: http://sustainabledevelopment.ru/upload/File/ Reports/ISD_UNEP_GE_Rus.pdf

tn

CD

ГЧ

0

а__

с

INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

ON

Chepurko Galina Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor of Economics

and Technology of Management

E-mail: chepurk. galina@rambler. ru

Pelipenko Anna Anatolyevna, Student

E-mail: ann a-peli@m ail. ru

North Caucasian Federal University, Stavropol

In this article features of innovative activity of the enterprise are considered, brought detailed classification of innovations depending on type of innovations.

Keywords: innovative activity; production organization; competitiveness; innovations; innovation.

инновационная деятельность предприятия УДК330.3

35

В данной статье рассматриваются особенности инновационной деятельности предприятия, приводится детальная классификация инноваций в зависимости от типа новшеств.

Ключевые слова: инновационная деятельность; организация производства; конкурентоспособность; нововведения; инновация.

Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, и как она восприимчива к нововведениям.

По нашему мнению, необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как императивное требование нашего времени, является общим. Как отмечает ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье, "в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям".

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

На наш взгляд, главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководите-

© Чепурко Г.В., 2013 © Пелипенко А.А., 2013

ЧЕПУРКО Галина Викторовна,

кандидат

экономических наук, доцент кафедры Экономики и технологии управления, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

[email protected]

36

ПЕЛИПЕНКО Анна Анатольевна,

студентка,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

[email protected]

ли должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты, что, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность , престиж фирмы , предлагаемый уровень обслужи -вания.

Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.

Нам кажется, что детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов"). А.И. Пригожин выделил четыре крупные группы инноваций:

- крупнейшие (базисные) инновации - реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год;

- крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) -формируют новые поколения техники в рамкахданного направления. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;

- средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;

- мелкие инновации - улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.

Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой.

Классификация дает специалистам базудля выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.

Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.

При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

Таким образом, инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей,производителей, ра-

ботников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуруи такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринима- ^ тельства, атмосферы восприятия новых благо- г\

приятных возможностей.

Инновационная деятельность очень важна на ^_______

предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозмож- &

на без изменений в структуре управления, технологии производства, маркетинговой политике предприятия, во всем том, что делает предприятие конкурентоспособным в современных условиях.

Литература:

1. Гончарова Н.П. Маркетинг инновационного процесса. - К., 2005.

- 264 с.

2. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов.

- М.: ЮНИТИ, 2000.- С. 15-27.

3. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. П.П. Табур- гД

чака и В.М. Тумина.- СПб.: Химиздат, 2001.- С. 221-229.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.