Научная статья на тему 'К вопросу об инновации как экономической категории'

К вопросу об инновации как экономической категории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1118
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / НОВШЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / НЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / INNOVATION / NOVELTY / INNOVATIVE PROCESS / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / NON-TECHNOLOGICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Е. Г.

В статье рассматривается одна из ключевых категорий современной инновационной экономики понятие «инновация». Изучена эволюция данного термина на протяжении XX века и на современном этапе развития экономической мысли. Отражены и проанализированы точки зрения различных отечественных и зарубежных исследователей. Представлена классификация инноваций с позиции практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns one of the most important categories of the modern innovative economy the notion «innovation» itself. The evolution of this term during the XX century and at the modern level of economical science is studied. The points of view of Russian and foreign scientists are analized and resounded. The classification of innovations from the point of view of the practical usage is represented.

Текст научной работы на тему «К вопросу об инновации как экономической категории»

УДК - 33

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Е.Г. Романов

В статье рассматривается одна из ключевых категорий современной инновационной экономики - понятие «инновация». Изучена эволюция данного термина на протяжении XX века и на современном этапе развития экономической мысли. Отражены и проанализированы точки зрения различных отечественных и зарубежных исследователей. Представлена классификация инноваций с позиции практического применения.

Ключевые слова: инновация, новшество, инновационный процесс, технологические инновации, нетехнологические инновации.

В начале XXI века в мировой экономике наметился новый этап постиндустриального развития, получивший название «инновационная экономика», представляющий собой экономику, построенную на применении знаний, использовании наукоемких технологий и характеризующуюся внедрением инноваций как основного элемента.

Формирование инновационной экономики является основой концепции развития таких стран мира как США, Финляндия, Израиль, Швеция, Россия и т.д. В нашей стране эта проблема приобретает особую актуальность в связи с необходимостью уменьшения зависимости уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов [1, с.51].

В основе концепции инновационного развития экономики лежит понятие «инновация» (от лат. «innovate» -обновление, улучшение, англ. «innovation» -нововведение), впервые вошедшее в науку через антропологию и этнографию в XIX веке, где стало использоваться при исследовании процессов изменений в культуре.

В начале XXI века инновации были восприняты экономической наукой. Австрийский экономист Й. Шумпетер, считающийся основоположником инновационного менеджмента и теории инноваций, в работе «Теория экономического развития» (1911) предложил концепцию инновационного предпринимательства, сконцентрировав свое внимание на экономических инновациях и высоко оценив роль предпринимателя, создающего и реализующего новые комбинации факторов производства, являющиеся источником предпринимательской прибыли.

Сам термин «инновация» Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века, понимая под инновацией изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Согласно Шумпетеру, инновация представляет собой новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [2].

Вышеуказанное определение не является исчерпывающим. Многообразие трактовок понятия «инновация» в отечественной и зарубежной литературе свидетельствует об отсутствии общепризнанной терминологии в этой области. Авторы зачастую придают ему разный смысл, трактуя термин в зависимости от объекта и предмета своего исследования,

Так, Ф. Янсен рассматривает инновацию как соединение мира техники и мира бизнеса, коммерционализацию научного потенциала в виде новой технологии, новых товаров, услуг и процессов, новых рынков или рыночных сегментов, новых организационных форм и подходов к менеджменту, т.е. новую комбинацию технологии, продукта и рынка [3].

Б. Твисс под инновацией понимает процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание через коммерческое использование [4].

Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Д. Сахал, различая изобретение и инновацию, утверждает, что если под изобретением понимают создание какого-либо устройства, то инновация включает в себя также коммерческое или практическое применениеданного устройства [5].

По мнению Ф. Котлера, инновация представляет собой идею, товар или технологию, запущенную в массовое производство и представленную на рынке, которую потребитель воспринимает как совершенно новую или обладающую некоторыми уникальными свойствами [6].

Анализ ряда определений позволяет сделать вывод о наличии двух основных подходов к определению сущности инноваций в экономике: объектного и процессного.

Сущность объектного подхода заключается в представлении инновации как объекта (результата творческого процесса, НТП) в виде новой продукции (техники), технологии, метода. Сторонниками этого подхода являются А.Б. Борисов, В.Г. Медынский, А.В. Плеханов, Р.А. Фатхутдинов, А.Е. Яковлев и др.

Согласно процессному подходу, под инновацией понимается комплексный динамический процесс, включающий в себя: разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм и т.д. Этой точки зрения придерживаются

Т. Брайан, Ф. Никсон, Б. Санто, Б. Твисс и др.

Следует отметить, что согласно второй точке зрения подход к инновации как к процессу заменяет определение инновации понятием «инновационный процесс». Эти явления нетождественны и между ними существуют различия.

Инновационный процесс - это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями на основе ресурсов, при помощи которых достигается конечный результат - инновация (рис. 1).

Рис.1. Содержание инновационного процесса

Ресурсы, взаимодействуя между собой, осуществляют инновационный процесс. В случае успешного завершения инновационного процесса достигается конечный результат (инновация).

В экономической литературе представлены различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация», что обусловлено особенностями перевода английского слова innovation на русский язык. В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, но определенные различия между ними есть.

Так, К. Макконелл и С. Брю используют понятие инновация и нововведения как синонимы, подразумевая под ними запуск в производство нового вида продукта, внедрение нового производственного метода или применение новой формы организации бизнес [7].

A.В. Сурин, давая определение термину «инновация», показывает взаимозаменяемость терминов «инновация» и «нововведение» [8].

Такие исследователи как А.И. Пригожин и Н.Л. Маренков считают, что термин «инновация» может использоваться наряду с понятием «новшество». Однако если «инновацию» и «нововведение» можно считать синонимами, то от новшества их нужно отличать обязательно. Между этими понятиями есть существенные смысловые различия.

По мнению Р. А. Фатхутдинова, новшество представляет собой оформленный результат прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторскихпредложений, научных подходов или принципов [9].

B.И. Гунин полагает, что инновация означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества [10].

Таким образом, нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Анализ трактовок понятия «инновация» позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Специфическим содержанием инновации являются качественные изменения, приводящие к улучшению, усовершенствованию или появлению нового продукта или технологии.

2. Инновация всегда успешна, обеспечивая технический, технологический, экономический, социальный и экологический эффект. Е.А. Яковлев и А.В. Плеханов выразили данное утверждение в виде формулы:

Инновация = Новшество + Достигнутая эффективность [11].

3. Основными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Указанные свойства равнозначно важны для определения и существования категории «инновация». Коммерческая составляющая выступает здесь как потенциальное свойство, без которого инновация становится простым новшеством.

В последнее время такие отечественные экономисты как К.А. Багриновский, К.А, Бармутова, Л.Н. Васильева, Е.А. Муравьева и др. придерживаются определения инновации, основанного на международных стандартах. Методологический справочник по этим стандартам были принят в 1992 г. и получил название «Руководство Осло» [12].

В соответствии с международными стандартами под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Данное определение было использовано в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.».

Базовое определение инновации должно учитывать все существующие расхождения и особенности понимания, отвечая некоторым требованиям. Так, необходимо отличать термины «инновация» и «новшество», исключать из базового понятия этапы разработки, создания и внедрения инноваций, характерных для инновационного процесса, учитывать эффективность как обязательное условие инновации. Существенным условием является включение в определение непременных свойств любой инновации: научно-технической новизны, производственной необходимости, коммерческой реализуемости.

Классифицируя инновации, следует отметить тот факт, что в экономической литературе представлено большое количество вариантов классификаций, основанных на различных квалифицированных признаках, отражающих точки зрения отдельных авторов.

Впервые классификация инноваций была проведена в 30-е годы двадцатого века такими учеными как А.С. Пигу, И. Шумпетер, К. Викселль, которые выделили трудосберегающие, капиталосберегающие и нейтральные инновации [13].

Н. Кондратьев, С. Кузнец, П. Сорокин и Ю. Яковец разработали теорию и систему, объясняющие темп и характер инноваций во времени, добавив технологические, экологические, экономические, социально-политические и государственно-правовые инновации [14].

Рассмотрим классификацию инноваций с позиции практического применения, используя признак содержания (внутренней структуры). На его основе выделяют две основные группы инноваций: технологические и нетехнологические (рис. 2).

Инновации

Технологические

I

Нетехнологические

I

Продуктовые Процессные Финансово- Организационно-

экономические управленческие

Рис.2. Виды инноваций по характерусодержания

Рассмотрим приведенную классификацию инноваций более подробно.

1. Технологические инновации представляют собой применение высоких (upstream) научных знаний в практической (downstream) деятельности в целях развития нового технологического процесса, создания нового продукта, улучшения качества уже существующего.

По мнению А.Н. Асаула, технологические инновации - это инновации, направленные на получение и применение новых знаний для решения технологических и инженерных задач в области обеспечения функционирования техники и производства в организации как единой системе. К ним относят все изменения, определяющие научно-технический прогресс и затрагивающие средства и методы организации производства, технологии производства [15].

Технологические инновации подразделяются на две основные группы:

- продуктовые инновации (product innovation) - инновации позволяющие создавать новые товары для их производительного и непроизводительного использования;

- процессные инновации (process innovation) - инновации, позволяющие использовать новые технологические процессы для производства кактрадиционных (стандартных), так и нетрадиционныхтоваров.

Технологические инновации имеют важное экономическое значение, так как приводят к замещению однихфакторов производства другими: сначала рабочей силы капиталом, затем капитала - знаниями.

2. К нетехнологическим инновациям относят разработки финансово-экономического и организационно-управленческого характера.

Финансово-экономические инновации представляют собой инновации, направленные на изменение экономического механизма управления, изменения в ценообразовании, системе материальных стимулов, системе оплаты труда, использовании более эффективных форм организации, специализации, кооперирования, концентрации, диверсификации производства, методов организациитруда.

К организационно-управленческим инновациям относятся инновации, направленные на изменения в системе управления для достижения целей функционирования и развития организации.

Основными характеристиками организационно-управленческих инноваций, отличающими их от технологических инноваций являются:

- осуществление их в области организации и управления;

- отсутствие прямого экономического эффекта, количественные оценки косвенного эффекта либо сложны и трудоемки, либо приблизительны и неточны.

Изменения как специфическое содержание инноваций нашло отражение в классификации технологических инноваций Г. Менша по уровню новизны:

1. Базисные инновации - принципиально новые продукты, направлены на освоение новых поколений техники (технологии), технологических укладов.

2. Улучшающие инновации - усовершенствование существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники.

3. Псевдоинновации - несущественное эстетическое или техническое видоизменение продуктов и технологических процессов, не оказывающее заметного влияния на параметры и свойства изделия.

Российский исследователь Ю. В. Яковец развил взгляды Г. Менша, дополнив указаные виды инноваций понятием «микроинновации», которые улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений.

Подходы Г. Менша и Ю. В. Яковца сосредоточивают свое внимание на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает уровень ее новизны.

Рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П. Н. Завлина и А.В. Васильева, В. В. Горшкова и Е. А. Кретовой, И.Т. Балабанова и др.

Так, П.Н. Завлин и А.В. Васильев, ссылаясь на лекции Ю.В. Тюриной, предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: области применения, этапах НТП, степени интенсивности, темпах осуществления инноваций, масштабах инноваций, результативности, эффективности инноваций.

По мнению В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой в качестве основы классификационной схемы инноваций необходимо использовать два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

И.Т. Балабанов разработал собственную классификацию инноваций (таблица 1).

Таблица 1

Классификация инноваций по И.Т. Балабанову

№ n/n Классификационный признак Характеристика Виды инноваций

1. Целевой признак дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической) Кризисные инновации, инновации развития

2. Внешний признак указывает на форму реализации инновации Инновации в форме продукта и в форме операции

3. Структурный признак определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства Производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие

Приведенные классификации свидетельствует о многообразии и различии инноваций по своему характеру, области и способу применения. Несмотря на множество существующих трактовок категории «инновация», каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки, следовательно, необходимо разрабатывать варианты, сочетающие различные признаки и свойства.

Обобщение и систематизация классификационных признаков для создания на этой основе научно обоснованной классификации имеет практическую значимость, так как обладает возможностью дать исчерпывающее представление о характеристиках того или иного нововведения. Это, в свою очередь, необходимо для осуществления поддержки внедрения инноваций на предприятиях страны со стороны государства.

В научном мире нет единого подхода к определению сущности инноваций, но практические задачи, стоящие перед современной постиндустриальной экономикой, требуют оценки успешности экономического развития, основанного на степени использования инноваций, высоких технологий и эффективных управленческих решений, а не исключительно индустриальных параметров.

The article concerns one of the most important categories of the modern innovative economy - the notion «innovation» itself. The evolution of this term during the XX century and at the modern level of economical science is studied. The points of view of Russian and foreign scientists are analized and resounded. The classification of innovations from the point of view of the practical usage is represented.

The key words: innovation, novelty, innovative process, technological innovations, non-technological innovations.

Списоклитературы

1. Павлов К.В. Инвестиции и инновации интенсивного и экстенсивного типа: макроэкономический подход. // Экономическое возрождение России №2, 2009 г. С. 50-59

2. Шумпетер Й.. Теория экономического развития // пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

3. Янсен Ф. Эпоха инноваций// пер. с англ.М.: ИНФРА-М, 2002. 308 с.

4. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями // сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. С. 36.

5. Сахал Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки // пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1985. С. 65.

6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998. 896 с.

7. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. // пер. с англ. М. 1997, Т 2. С. 391.

8. Сурин А.В. Инновационный менеджмент: учебник / А.В, Сурин, О.П. Молчанова. М.: ИНФРА-М, 2008. 367 с.

9. Р.А. Фатхутдинов. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

10. Гунин В. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М. 1999.

11. А.Е. Яковлев, А.В. Плеханов. Научно-технический прогресс и инновации в современной экономике: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003.

12. Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997.

13. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е издание. М.: «Дело Лтд», 1994.

720 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2004. 632с.

15.Асаул А.Н. Капаров Б. М., Перевязкин В. Б., Старовойтов М. К.. Модернизация экономики на основе технологических инноваций //А. Н. Асаул [и др.]. СПб: АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.

16. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы». World Wide Web. URL: http://base.garant.ru/179112

Об авторе

Романов Е.Г. - аспирант кафедры управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, romanovbr@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.