Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ОТДЕЛЬНЫХ ИНДИКАТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА 2020-2023 ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ'

МОНИТОРИНГ ОТДЕЛЬНЫХ ИНДИКАТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА 2020-2023 ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПОЛИЦИИ / МОНИТОРИНГ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пестов Николай Николаевич

Статья посвящена анализу отдельных индикаторов достижения цели Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы. Делается акцент на показателях, которые помогают преодолеть некомплект участковых уполномоченных полиции и повысить уровень доверия населения к данной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пестов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF INDIVIDUAL INDICATORS OF ACHIEVEMENT OF THE GOAL OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE SERVICE OF DISTRICT POLICE COMMISSIONERS OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR 2020-2023: ACHIEVEMENTS AND PROBLEMS

The article is devoted to the analysis of individual indicators of achieving the goal of the Concept of development of the service of district police commissioners of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2020-2023. The emphasis is placed on indicators that help to overcome the shortage of district police officers and increase the level of public confidence in this service.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ОТДЕЛЬНЫХ ИНДИКАТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА 2020-2023 ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ»

Мониторинг отдельных индикаторов достижения цели Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы: достижения и проблемы

ПЕСТОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ,

доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: Pestov-NN@yandex.ru

Monitoring of Individual Indicators of Achievement of the Goal of the Concept of Development of the Service of District Police Commissioners of the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2020-2023: Achievements and Problems

PESTOV NIKOLAY NIKOLAEVICH,

Associate Professor of the Department of Management of the Activities of Public Order Units of the Center for Command and Staff Exercises,

Candidate of Law

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Pestov-NN@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу отдельных индикаторов достижения цели Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы. Делается акцент на показателях, которые помогают преодолеть некомплект участковых уполномоченных полиции и повысить уровень доверия населения к данной службе.

Ключевые слова и словосочетания: участковые уполномоченные полиции; мониторинг; результативность; концепция развития службы участковых уполномоченных полиции.

УДК 342.951

Annotation. The article is devoted to the analysis of individual indicators of achieving the goal of the Concept of development of the service of district police commissioners of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2020-2023. The emphasis is placed on indicators that help to overcome the shortage of district police officers and increase the level of public confidence in this service.

Keywords and phrases: precinct police commissioners; monitoring; effectiveness; concept of development of the service of precinct police commissioners.

Административно-правовому регулированию деятельности участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации придается большое значение, о чем сказано в научной и учебной литературе [1; 2; 8], а также в научных публикациях на данную тему [5; 6; 11].

С момента издания 17 ноября 1923 г. Инструкции участковому надзирателю [3, с. 68] служба участковых уполномоченных милиции стала важнейшей службой в системе органов внутренних дел.

И сегодня участковые уполномоченные полиции находятся на переднем крае борьбы с правонарушениями в жилом секторе, они реализуют широкий спектр превентивных мер, среди которых значительное место отводится профилактике бытовой и повторной преступности.

Выполняя обширный круг общеполицейских задач, участковые проявляют свой профессионализм не только в вопросах противодействия преступности и обеспечения законности, но также оказывают людям помощь в разрешении проблем, напрямую не относящихся к компетенции полиции, став, по сути, универсальными сотрудниками.

Они постоянно находятся в непосредственном контакте с населением, а в сельской, удаленной или труднодоступной местности зачастую являются единственными представителями государственной власти.

Приоритетным в текущих условиях становится сохранение кадрового ядра службы, привлечение в нее новых сотрудников и их обучение. Не теряют актуальности задачи совершенствования деятельности участковых уполномоченных полиции, улучшения их материально-технического обеспечения.

Мониторинг ситуации в данном направлении деятельности показывает, что одними из определяющих факторов, негативно влияющих на текучесть кадров, являются внушительный спектр выполняемых участковыми обязанностей, недостаточный уровень денежного довольствия, а также сложность и многофункциональность задач, выполняемых сотрудниками данной службы.

Указанные обстоятельства отрицательно сказываются не только на качестве работы личного состава, но и на состоянии психологического климата в коллективе, вследствие чего сотрудники переводятся в другие подразделения с более благоприятными условиями службы или увольняются, даже не получив право на пенсию по выслуге лет.

На фоне относительно стабильного уровня штатной численности участковых уполномоченных полиции за период с 2017 г. их некомплект

неизменно растет и по итогам 2022 г. составил 15,5 % (2017 г. - 6,4 %, 2018 г. - 8,8 %, 2019 г. -9,6 %, 2020 г. - 9,2 %, 2021 г. - 12,2 %).

Кроме того, шестилетняя ретроспектива показывает почти полное обновление личного состава подразделений участковых (89,3 %)'. Так, уволились (без учета уволенных по отрицательным мотивам) и перевелись в другие подразделения около 48 тыс. сотрудников службы (уволены 26 642, перевелись 21 217).

В 2020 г. была принята Концепция развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы (далее - Концепция)2.

Заложенные в Концепции установки (повышение эффективности оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции и доверия граждан к сотрудникам службы) получили развитие в Комплексе мероприятий, направленных на укрепление подразделений участковых уполномоченных полиции, в том числе улучшение условий службы и социальной защиты сотрудников.

Текущий год является завершающим для выполнения Концепции. В этой связи особое значение приобретает активизация работы по достижению ее цели.

Для оценки эффективности мер, принимаемых органами внутренних дел в данном направлении, ГУОООП МВД России на постоянной основе осуществляется мониторинг ее индикаторов. По итогам 2022 г. в целом результативность Концепции оценивается положительно (достигнуто 10 из 12 показателей).

Уровень оснащенности служебных помещений участковых уполномоченных полиции вычислительной и оргтехникой (подпункт 13.2 Концепции) в прошлом году увеличился до 57,8 % (+9,6 %) и получил положительную оценку (индикатор характеризует обеспеченность планшетными компьютерами, автоматизированными рабочими станциями, в том числе имеющими возможность подключения к ИСОД МВД России, а также принтерами).

Уровень обеспеченности участковых уполномоченных средствами связи (подпункт 13.3 Концепции) вырос (+4,7 %, до 66,2 %) и оценивается положительно.

Активная позиция профильных подразделений территориальных органов МВД России по отстаиванию интересов службы в части предоставления

1 Согласно данным формы статистической отчетности о составе кадров органов внутренних дел Российской Федерации (форма «1-К»), утвержденной приказом МВД России от 31 июля 2012 г. № 747.

2 Об утверждении Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы : приказ МВД России от 30 марта 2020 г. № 191.

Рис. 1. Ответ на вопрос: «Удовлетворены ли Вы реагированием участкового уполномоченного полиции на Ваше обращение?»

участковым служебных автомобилей способствовала увеличению обеспеченности ими (подпункт 13.4 Концепции) на 31,8 % (с 54,4 % до 86,2 %).

Оснащенность участковых специальными средствами (подпункт 13.5 Концепции) выросла на 18,8 % (до 83,5 %) (индикатор представляет собой средний показатель обеспеченности средствами ограничения подвижности, палками специальными, электрошокерами, баллонами аэрозольными и бронежилетами).

Уровень обеспеченности участковых уполномоченных служебными и жилыми помещениями на обслуживаемой территории (подпункт 13.6 Концепции) в прошедшем году улучшился до 52,7 % (2019 г. — 25,8 %) (для оценки данного индикатора применяется средний показатель обеспеченности служебными помещениями на обслуживаемой территории и жильем).

Соотношение денежного довольствия участковых уполномоченных в сравнении с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел (подпункт 13.7 Концепции) осталось на уровне 2019 г. В этой связи данный индикатор оценивается неудовлетворительно.

Неконкурентоспособность уровня денежного довольствия при внушительном спектре выполняемых служебных задач (участковыми рассматривается около 50 % всех поступивших заявлений, раскрывается каждое четвертое пре-ступление4 для выполнения всех возложенных функций участковому требуется ежедневно 18 часов рабочего времени1) не позволяет осуществить комплектование названных подразделений в полной мере.

По итогам прошлого года уровень некомплекта личного состава в службе (подпункт 13.10 Концепции) вырос до 15,5 % (2019 г. - 9,6 %).

1 По данным научного исследования Барнаульского юридического института МВД России.

Число подтвердившихся жалоб граждан в отношении участковых уполномоченных полиции (подпункт 13.11 Концепции), из поступивших в главное управление, снизилось на 25,8 % (с 771 до 572).

По данным ВНИИ и УОС МВД России, уровень доверия граждан к участковым уполномоченным полиции (подпункт 13.12 Концепции) оценивался при проведении интернет-опроса общественного мнения об их деятельности, размещенном на официальном сайте МВД России. На вопрос: «Знаете ли Вы или нет, кто Ваш участковый уполномоченный полиции?» — 31 % респондентов указали, что знакомы с участковым уполномоченным полиции лично и знают, как с ним связаться; 7 % знают, но лично не знакомы. Не обладают информацией об участковом уполномоченном полиции, но знают, где его найти и как с ним связаться, 13 % участников опроса. В случае необходимости четверть опрошенных (25 %) рассчитывает получить необходимую информацию в отделе полиции. 24 % респондентов с участковым уполномоченным полиции не знакомы и информацией о его местонахождении не располагают.

Ответы на вопрос: «Посещал ли Вас участковый уполномоченный полиции по месту жительства в ходе профилактического обхода?», показали, что 56 % опрошенных непосредственно с участковым уполномоченным полиции не контактировали.

Среди тех, кто взаимодействовал с участковым уполномоченным (44 %), на подобающий характер его действий при визите указали 31 % опрошенных, еще 10 % пояснили, что при визите им также была предоставлена контактная информация (в виде визитной карточки), а 3 % участников опроса отметили некорректное общение участкового при посещении их по месту жительства.

При ответе на вопрос об удовлетворенности реагированием участкового на обращение согласно исследованию (рис. 1) 27 % (в 2020 г. -35 %; в 2021 г. - 39 %) респондентов отметили неудовлетворительный результат обращения к участковому.

Положительно оценили результаты взаимодействия с полицией в лице участкового 65 % граждан.

Таким образом, можно констатировать, что индикаторы достижения цели Концепции развития службы участковых уполномо-

ченных полиции территориальных органов МВД России в обеспечении правопорядка на вверенной участковому территории, выстраивании конструктивного взаимодействия с гражданами, завоевании прочного доверия населения страны к полиции, повышении правовой культуры в обществе, своевременном и эффективном реагировании на совершаемые правонарушения, выявлении и устранении причин и условий, им способствующих, характеризуются в динамике роста доверия населения [4; 7; 9; 10].

Список литературы:

1. Административное право Российской Федерации / В. Я. Насонов, В. А. Коньшин, К. С. Петров и др. М., 2003.

2. Административный процесс / А. М. Воронов, А. Г. Николаев, Ю. Н. Носатов и др. М., 2022.

3. Действующие распоряжения по милиции. Постановления, циркуляры, приказы и инструкции : систематический сборник с пояснениями. М., 1928.

4. Елагин А. Г., Кирюхин В. В. Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).

5. Кирюхин В. В. Участие граждан в охране общественного порядка: в поисках разумного баланса // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии : IX Балтийский юридический форум : материалы международной научно-практической конференции. Калининград, 2021.

6. Настольная книга участкового уполномоченного полиции / С. Ю. Волков, А. В. Семенистый, А. В. Шевцов и др. М., 2013.

7. Носатов Ю. Н. К вопросу о методах деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения

предвыборной агитации // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6.

8. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности : учебник : в 2 ч. / А. Г. Елагин, В. В. Кирюхин, В. А. Милёхин и др. М., 2017. Ч. 1.

9. Планирование рабочего времени участкового уполномоченного полиции : методические рекомендации / А. Г. Бачурин и др. Барнаул, 2022.

10. Редкоус В. М. Административные реформы в государствах - участниках СНГ // Актуальные проблемы науки административного права : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М., 2020.

11. Редкоус В. М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов внутренних дел // Государственная служба и кадры. 2020. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.