Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / СЛУЖБА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носатов Юрий Николаевич

В статье рассматривается Концепция развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы, утвержденная приказом МВД России от 30 марта 2020 г. № 191 как управленческое решение. На основе сложившихся в различных отраслях науки точек зрения предложены признаки, которые позволяют отнести рассматриваемый документ к управленческим решениям стратегического уровня. Сделаны выводы об эффективности такого инструмента, как концепция, правильности оценки состояния и проблем в деятельности службы участковых уполномоченных полиции, верности определения приоритетных направлений развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Носатов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE SERVICE OF DISTRICT POLICE COMMISSIONERS OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A STRATEGIC MANAGEMENT DECISION

The article discusses the Concept of development of the service of district police officers of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2020-2023, approved by the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 30, 2020 No. 191 as a management decision. Based on the points of view that have developed in various branches of science, signs are proposed that allow us to attribute the document in question to management decisions of the strategic level. Conclusions are drawn about the effectiveness of such a tool as the concept, the correctness of the assessment of the state and problems in the activities of the service of district police officers, the correctness of determining priority areas of development

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ»

Концепция развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России как управленческое решение

стратегического уровня

НОСАТОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ,

заместитель начальника кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: Nosatov.un@gmail.com

The Concept of Development of the Service of District Police Commissioners of the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a Strategic Management Decision

NOSATOV YURI NIKOLAEVICH,

Deputy Head of the Department of Management of the Activities of Public Order Units of the Center for Command and Staff Exercises,

Candidate of Law

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Nosatov.un@gmail.com

УДК 343

Аннотация. В статье рассматривается Концепция развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы, утвержденная приказом МВД России от 30 марта 2020 г. № 191 как управленческое решение. На основе сложившихся в различных отраслях науки точек зрения предложены признаки, которые позволяют отнести рассматриваемый документ к управленческим решениям стратегического уровня. Сделаны выводы об эффективности такого инструмента, как концепция, правильности оценки состояния и проблем в деятельности службы участковых уполномоченных полиции, верности определения приоритетных направлений развития.

Ключевые слова и словосочетания: концепция; управленческие решения; стратегический уровень; служба участковых уполномоченных полиции.

Annotation. The article discusses the Concept of development of the service of district police officers of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 20202023, approved by the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 30, 2020 No. 191 as a management decision. Based on the points of view that have developed in various branches of science, signs are proposed that allow us to attribute the document in question to management decisions of the strategic level. Conclusions are drawn about the effectiveness of such a tool as the concept, the correctness of the assessment of the state and problems in the activities of the service of district police officers, the correctness of determining priority areas of development.

Keywords and phrases: concept: management decisions; strategic level; service of district police commissioners.

Несмотря на то, что 2023 г. является юбилейным для службы участковых уполномоченных полиции и значительное количество научных трудов будет посвящено их славному прошлому, тем этапам, которые они прошли, и тем результатам, которых они достигли, мы не должны забывать об их настоящем, о проблемах, существующих в реализации миссии службы в целом и каждого ее представителя в частности.

Предназначение участкового уполномоченного полиции (далее — УУП) состоит в обеспечении правопорядка на вверенной ему территории, завоевании прочного доверия населения к органам внутренних дел и, значит, государственной власти, повышении правовой культуры в обществе, своевременном и эффективном реагировании на совершаемые правонарушения, выявлении и устранении причин и условий, им способствующих

Каким бы ни было важным предназначение любой организационной структуры, и служба УУП не исключение, она не может достигать цели своего существования и успешно функционировать без качественного управления [7, с. 3]. Следует отметить, что важнейшей составляющей процесса управления являются грамотные управленческие решения (соответствующим образом оформленные), то есть от того, какие будут выработаны управленческие решения, зависит результативность деятельности, устойчивость и надежность функционирования социальной организации [1, с. 11] (в нашем случае службы УУП).

В науке и практической деятельности принято управленческие решения и акты подразделять на оперативные, тактические и стратегические [3, с. 89]. Указанные группы не могут существовать оторвано или автономно друг от друга, так как невозможно реализовать стратегические управленческие решения без помощи тактических и оперативных решений. В свою очередь, принятие оперативных и тактических решений, не подчиненных единому стратегическому замыслу, обличенному в форму соответствующего решения, может иметь только временный, локальный эффект и не позволит не только развиваться управляемой системе, но и достичь устойчивой высокоэффективной деятельности.

Необходимо отметить, что чем выше уровень принятия решения, тем меньше их принимается, но при этом гораздо масштабнее измене-

1 Пункт 5 Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы, утвержденной приказом МВД России от 30 марта 2020 г. № 191.

ния, а также больше ответственность управляющего субъекта. Следовательно, на подготовку и принятие таких управленческих решений затрачивается больше времени и более высокие ресурсные требования [2, с. 61]. Не умаляя значение оперативных и тактических решений, несомненно, важных в управленческой деятельности, следует отметить, что именно в рамках стратегического управленческого решения осуществляется выбор альтернативной модели развития и, соответственно, будущего положения системы (в нашем случае службы УУП) во внешней среде.

К числу стратегических управленческих решений и актов их принятия, то есть их документального воплощения, можно отнести стратегию, концепцию, доктрину, программу и т. д. Хотя для объективности следует отметить, что Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2 концепции и доктрины к таковым не относит или не посвящает им отдельных положений, что, по мнению некоторых авторов [4, с. 495], является ошибочным, и с ними нельзя не согласиться.

Следует отметить, что в перечне управленческих решений важное место занимают именно концепции, которые дают представление о целях (генеральной и последующих уровней) и путях развития на всех уровнях управления в организации.

Текущий год не только юбилейный для службы УУП, но и оценочный, не в абстрактном смысле оценки пройденного за столетие профессионального пути, а в более прозаичном и утилитарном смысле — подведения итогов реализации Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020—2023 годы (далее — Концепция развития УУП, или Концепция). В рамках реализации Концепции будет дана оценка эффективности организационных мер, направленных на развитие и совершенствование службы УУП. Именно этим обусловлен выбор темы настоящей работы.

В первую очередь следует отметить, что, несмотря на значимость в управлении такого важного инструмента, как концепция, в науке и практической деятельности нет унитарного понимания его сущности, и, соответственно, отсутствует единое определение соответствующей дефиниции. При этом полемика по данному вопросу ведется в различных отраслях науки (философия, экономика, управление и т. д.), не стала исключением

2 О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 25.03.2023).

и юриспруденция. В связи с обширностью указанных дискуссий не представляется возможным рассмотреть в данной работе все точки зрения по обозначенной проблематике, приведем лишь некоторые из них.

По мнению А. В. Нестерова под рассматриваемым термином следует понимать модель целевых устремлений, желаемых результатов (устремлений), которые должны носить не декларативный характер, а иметь соответствующее обоснование [5, с. 301]. Данная позиция вызывает интерес в связи с выведением на ключевое место процесса целеполагания, который является важнейшим этапом управленческой деятельности [6, с.151]. Между тем для нашей прикладной работы данное определение носит слишком абстрактный и общий, можно даже сказать, философский характер.

В словаре-справочнике Е. Ф. Яськова термин «концепция» приводится в нескольких аспектах. Во-первых, как определенное понимание явлений, процессов. Во-вторых, как единый определяющий замысел чего-либо, например, научной работы. В-третьих, как система идей, целевых установок и т. д., содержащих постановку и пути решения выявленных проблем [8, с. 91]. Применительно к нашей работе наиболее подходит последний постулат, хотя он, на наш взгляд, не является бесспорным.

М. А. Мушинский придерживается схожей трактовки в отношении рассматриваемой дефиниции, но добавляет и еще один вариант понимания, не нашедший своего отражения в вышеуказанной позиции Е. Ф. Яськова. Так, по его мнению, под концепцией можно понимать «комплекс взглядов, связанных между собой, вытекающих один из другого, систему путей решения выбранной задачи» [4, с. 497]. Приведенное определение также не в полной мере отвечает потребностям нашей работы, так как первая часть базируется на «взглядах», но при этом не раскрывается, что под ними понимается, кроме того, требуются уточнения в части определения «связанных между собой и вытекающих». Между тем нельзя не согласиться с указанным определением в части, касающейся наличия в концепции «путей решения выбранной задачи», то есть своего рода указание на признаки управленческого решения.

Рассмотрев значительное количество различных точек зрения относительно понимания термина «концепция», а также ее сущности как явления или процесса, приходим к следующим выводам:

— термин «концепция» в зависимости от по -требностей в основном можно рассматривать в двух аспектах: как систему взглядов, идей, по-

нимания или трактовки относительно чего-либо; как программный документ, содержащий управленческое решение;

— если рассматривать концепцию как некий программный документ, то это будет управленческое решение, несомненно, управленческого уровня;

— в рамках данной работы следует воздержаться от формулирования авторского определения, так как это потребует более обстоятельного обоснования, а это не охватывается замыслом и объемом данной работы. В будущем предполагается подготовка отдельного развернутого исследования по данному вопросу.

Кроме того, проделанная работа уже позволяет выделить ряд признаков концепции как управленческого решения стратегического уровня, а именно:

— содержит систему представлений о стратегической цели;

— является прогнозно-аналитическим документом (содержит анализ и оценку реального состояния предмета, объекта или сферы общественных отношений, прогнозируемое состояние);

— определяет средства, механизм и приоритетные направления воздействия на предмет, объект, общественные отношения в целях изменения его качественного состояния;

— включает информацию об ожидаемых результатах и критериях (индикаторов) оценки решения задач и достижения цели;

— носит срочный характер (долгосрочный или среднесрочный);

— принимается соответствующими структурами в пределах своей компетенции;

— находит свое закрепление в соответствующих правовых актах;

— для реализации концепции, как правило, требуется принятие дополнительных управленческих решений (тактических и даже оперативных).

Следует отметить, что Концепция развития УУП отвечает всем вышеуказанным требованиям, в подтверждение данного тезиса рассмотрим ее содержание более подробно.

Структурно Концепция развития УУП включает в себя следующие разделы:

Общие положения;

Современное состояние службы;

Цель, задачи и принципы развития службы на период до 2023 года;

Приоритетные направления деятельности службы;

Механизм, этапы и ресурсы реализации Концепции;

Ожидаемые результаты реализации Концепции.

Первый раздел содержит описание структуры Концепции, информацию о ее замысле и правовые основы для ее разработки. Важным элементом указанного раздела является определение предназначения службы УУП и роли УУП в реализации основных направлений деятельности полиции.

Второй раздел включает в себя подробный анализ и оценку современного состояния службы. Следует отметить, что содержание данного раздела является объективным и отражает реальное состояние службы УУП, как ее положительные стороны, так и проблемные аспекты. В качестве факторов, негативно влияющих на состояние службы, выделены:

— практика поручения УУП обращений, выходящих за пределы их компетенции или требующих проведения оперативно-розыскных мероприятий (экономической направленности, о совершении тяжких и особо тяжких преступлений и т. д.);

— привлечение УУП к исполнению обязанностей, не связанных с обслуживанием административных участков;

— проблемы кадрового обеспечения (отток из-за высокой нагрузки, вызванной необоснованным сокращением должностей, отток профессионального ядра в другие подразделения, негативный психологический климат в коллективах и т. д.);

— низкий уровень материально-технического обеспечения.

В следующем разделе содержится цель, принципы, задачи и подзадачи развития службы на предстоящий период. Целью является достижение более высокого уровня эффективности деятельности УУП, а также повышение доверия граждан. В качестве задач (подзадач) определены:

— повышение эффективности деятельности УУП (совершенствование подготовки, сокращение некомплекта, обеспечение равномерности нагрузки, исключение необоснованного привлечения к исполнению несвойственных функций). Необходимо подчеркнуть, что в данном положении Концепции имеется противоречие между данной задачей и соответствующими подзадачами. В задаче идет речь в повышении эффективности деятельности УУП, в то время как подзадачи направлены на совершенствование организации их деятельности и управления ими;

— снижение числа бытовых тяжких и особо тяжких преступлений, при этом следует отметить, что неясно, чем вызвана постановка именно этой задачи, так как в оценке современного состояния службы УУП проблемы в данном направлении не приводятся;

— повышение уровня материально-технического обеспечения;

— повышение уровня доверия граждан (данная задача также не коррелируется с оценкой современного состояния службы).

Кроме того, рассматриваемый раздел содержит по каждой задаче ряд индикаторов, позволяющих оценить результаты их решения, при этом, на наш взгляд, ошибочно указывается, что эти индикаторы позволят оценить достижение цели Концепции. Представляется, что индикаторы позволят только оценить, решены ли те или иные задачи.

Четвертый раздел включает приоритетные направления развития службы УУП. В качестве таковых определены нормативно-правовое регулирование, организационно-управленческое, научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение.

В пятом разделе приводятся механизм, этапы и ресурсное обеспечение реализации Концепции развития УУП. Предполагалось, что на первом этапе (2020 г.) будет проведена ревизия и списание неисправных, непригодных и морально устаревших материально-технических средств, разработаны соответствующие управленческие решения, направленные на исполнение Концепции и совершенствование служебной деятельности УУП. Второй этап (2021—2022 гг.) предполагал реализацию принятых на первом этапе управленческих решений. На заключительном этапе (2023 г.) предусматривается подведение итогов и разработка новых управленческих решений. Также рассматриваемый раздел содержит требования к плану реализации Концепции (дополнительного управленческого решения) и определяет в качестве его разработчика ГУОООП МВД России.

Шестой раздел содержит информацию о результатах, ожидаемых от реализации Концепции по каждой поставленной задаче.

В рамках реализации заключительного этапа и в соответствии с п. 34 Плана мероприятий по реализации Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020—2023 годы подготовлен обзор о результатах мониторинга индикаторов достижения поставленной цели1. Детальное рассмотрение указанного обзора, а также результатов реализации Концепции и определение приоритетных направлений на предстоящий период требуют

1 Обзор о результатах мониторинга индикаторов достижения цели Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020—2023 годы (официально опубликован не был).

отдельного исследования. Между тем можно отметить, что в основном поставленная цель достигнута, но некоторые проблемы до конца не решены (например, не в полном объеме нивелированы негативные факторы в кадровой сфере, неудовлетворительно оценивается соотношение денежного довольствия УУП в сравнении с сотрудниками других подразделений). Кроме того, изменения среды функционирования УУП вызывают новые и усугубляют некоторые существующие проблемные вопросы, что ставит перед службой новые приоритеты.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, приходим к следующим выводам:

— Концепция развития УУП определяет комплекс мер, направленных на устойчивое развитие службы, совершенствование ее правового, организационно-штатного, научно-технического, кадрового и ресурсного потенци-

алов, то есть по своей сути является важным документом стратегического планирования;

— Концепция явилась не только управленческим решением, определившим функционирование службы в указанный период, но и документом, несомненно, влияющим на состояние рассматриваемых подразделений на будущее;

— достигнутые результаты позволяют сделать вывод о правильности принятого руководством МВД России решения, эффективности такого инструмента как Концепция, правильности оценки состояния и проблем в деятельности службы УУП, верности определения приоритетных направлений развития;

— на основе результатов реализации Концепции и современного состояния службы УУП требуется разработка нового управленческого решения стратегического уровня.

Список литературы:

1. Белов М. Т., Рачипа А. В., Самыгин С. И. Специфика управленческих решений в системе управления организацией // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2.

2. Лапыгин Д. Ю. Стратегические управленческие решения : учебное пособие. Владимир, 2020.

3. Морозова И. А, Глазова М. В. Основные виды управленческих решений и особенности процесса их принятия // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-4 (96).

4. Мушинский М. А. Стратегии, концепции, доктрины в правовой системе Российской Федерации: проблемы статуса, юридической техники и соотношения друг друга // Юридическая техника. 2015. № 9.

5. Нестеров А. В. О доктринах, концепциях и стратегиях // Конституция Российской Федерации: политико-экономические приоритеты : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2010.

6. Носатов Ю. Н. К вопросу определения цели и задач, стоящих перед органами внутренних дел при обеспечении правопорядка в период проведения предвыборной агитации // Социально-политические науки. 2016. № 4.

7. Планирование рабочего времени участкового уполномоченного полиции : методические рекомендации / А. Г. Бачурин и др. Барнаул, 2022.

8. Яськов Е. Ф. Теория и практика социального управления. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.