МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ
«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.
001: 10.21128/1812-7126-2017-6-4-12
ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ • 2017
Австрия
15 октября 2017 года в Австрии состоялись 26-е парламентские выборы в Национальный совет. Явка на выборы составила 80 %, или 5120 881 избиратель из 6 400 993 лиц, зарегистрированных для участия в выборах.
Национальный совет (нижняя палата парламента) Австрии состоит из 183 депутатов, которые избираются на 5 лет по пропорциональной системе в девяти многомандатных избирательных округах, территориально совпадающих с границами федеральных земель. Проходной порог в Национальный совет составляет 4 %.
Необходимость проведения досрочных выборов возникла в результате распада правящей коалиции Социал-демократической партии Австрии и Австрийской народной партий и политического кризиса, начавшегося после ухода вице-канцлера Австрии Райнхольда Миттерленера со своего поста и одновременно с поста председателя Австрийской народной партии. С инициативой проведения досрочных выборов в мае 2017 года выступил министр внутренних дел и интеграции Себастьян Курц.
Всего в выборах приняли участие 16 политических партий и движений, из которых лишь 5 получили места в парламенте. Победу на выборах с результатом в 31,5 % голосов избирателей одержала Австрийская народная партия (АНП) консервативного толка под руководством нового председателя, 31-летнего
Себастьяна Курца. По результатам выборов представители АНП получили в новом составе парламента 62 депутатских мандата против 47, которые партия имела по итогам выборов 2013 года.
Социал-демократическая партия Австрии (СДПА), возглавляемая действующим Федеральным канцлером Кристианом Керном, получила 26,9 % голосов и сохранила свои 52 места в Национальном совете. Стоит отметить, что подавляющее большинство австрийских канцлеров, начиная с 1970 года, являлись представителями СДПА.
Третьей по численности в Национальном совете стала ультраправая Австрийская партия свободы (АПС), за которую свои голоса отдали 26 % избирателей. Таким образом, представители АПС заняли в парламенте 51 место (вместо ранее занимаемых 40), немногим уступив СДПА. Лидером АПС является Хайнц-Кристиан Штрахе, бывший депутат Венского городского совета, сегодня активно выступающий за ужесточение контроля за иммиграцией.
Либеральная партия NEOS — Новая Австрия и Либеральный форум, возглавляемая политиком Маттиасом Штрольцом и активно поддерживаемая бывшим кандидатом в президенты Ирмгард Грисс, получила поддержку 5,3 % избирателей и 10 депутатских кресел для своих представителей в Национальном совете. Ранее партия была представлена в парламенте 9 депутатами.
Пятой политической силой, получившей представительство в парламенте, стала осно-
ванная в июле 2017 года партия «Список Петера Пильца», за которую отдали голоса 4,4 % австрийских граждан, принявших участие в голосовании. Примечательно, что Пильц, чьё имя носит партия, являлся одним из основателей австрийской партии «Зелёных». Во время предвыборной кампании партия «Список Пильца» не представила своей предвыборной программы, заявив, что её у партии нет. В новом парламенте партию Пильца представляют 8 депутатов, в число которых не входит сам Пильц. На одной из пресс-конференций, проходивших в ноябре 2017 года, он публично заявил о своём отказе от депутатского мандата. По данным СМИ, причиной данного решения стала общественная критика, поступившая в адрес Пильца после скандала, связанного с обвинениями его в сексуальных домогательствах в отношении нескольких женщин.
На прошедших выборах потерпела фиаско партия «Зелёных», возглавляемая 12-м Федеральным президентом Австрии Александром Ван дер Белленом. Партии не хватило 0,2 % голосов, чтобы преодолеть проходной барьер. С результатом в 3,8 % голосов избирателей партия не заняла ни одного места в парламенте, в то время как в предыдущем составе парламента заседали 24 представителя «зелёных». Во многом такой результат связан с тем, что незадолго до выборов из партии вышла значительная часть политических деятелей, в том числе Петер Пильц.
Оставшиеся 9 партий и движений не смогли набрать и 1 % голосов избирателей. Популистская партия «Команда Стронаха», занявшая по итогам выборов 2013 года 11 мест в парламенте, официально заявила о своём отказе участвовать в новых выборах.
Поскольку Австрия является парламентской республикой, правительство возглавляет, как правило, лидер партии, победившей на выборах. Формально назначение главы правительства осуществляет Федеральный президент. По итогам выборов новым Федеральным канцлером стал Себастьян Курц, возглавивший правительство АНП и АПС.
Германия
10 октября 2017 года Федеральный конституционный суд Германии постановил, что обязанность указания на половую
принадлежность граждан на основании бинарной гендерной системы, в рамках которой признаётся существование лишь мужского или женского пола, противоречит Основному закону Федеративной Республики Германии.
Поводом для судебного разбирательства стала жалоба гражданина с синдромом Тёр-нера, имеющего нетипичный набор хромосом и чьи половые признаки было невозможно строго отнести ни к мужским, ни к женским. В свидетельстве о рождении гражданина стояла отметка о принадлежности к женскому полу, которая не учитывала специфики его гендерной идентичности.
Ранее в нескольких инстанциях заявитель безуспешно требовал внести изменения в запись о своём рождении, а именно указать иной вариант, определяющий его пол, помимо предусмотренных законодательством мужского и женского полов или возможности отказаться от определения пола.
Рассмотрев конституционную жалобу гражданина, Федеральный конституционный суд пришёл к выводу, что право на свободное развитие личности, предусмотренное частью 1 статьи 2 Основного закона Германии, включает в себя в том числе и право на ген-дерную идентичность лиц, которые не могут отнести себя ни к мужскому, ни к женскому полу. При этом реализация права на тендерную идентичность имеет первостепенное значение для личности, поскольку она (гендер-ная идентичность) играет ключевую роль как в самовосприятии индивида, так и в том, как это лицо воспринимается другими людьми.
Законодатель, устанавливая необходимость официально регистрировать пол лица в качестве одного из элементов его гражданского состояния, придаёт большое значение гендерным аспектам определения правового статуса личности. По мнению Суда, если в этих условиях гендерная идентичность индивида не может быть выражена в полной мере, право личности на самоопределение находится под угрозой. В частности, так называемые «интерсексуалы» обязаны вписывать себя в бинарную гендерную систему, которая не соответствует их собственному чувству идентичности. При этом Суд полагает, что возможность отказаться от определения своего пола, предусмотренная текущим законодательством, недостаточна для того, чтобы должным
образом выразить идентичность лица, чей пол не может быть однозначно определён. Кроме того, действующие нормы, по мнению Суда, нарушают запрет дискриминации по половому признаку, закреплённый частью 3 статьи 3 Основного закона.
Суд заключил, что лица, чей пол не может быть чётко идентифицирован, имеют право на определение своей половой идентичности и при регистрации своего пола, помимо вариантов «женский» или «мужской», также должны получить возможность выбрать вариант «другое».
Федеральный конституционный суд предписал органам государственной власти скорректировать действующее правовое регулирование данного вопроса до конца 2018 года. При этом законодатель свободен в выборе соответствующих мер для исполнения решения Суда. В частности, предлагается либо отказаться от регистрации гендерного статуса лиц, либо создать возможность для определения ими своего пола, который не является ни мужским, ни женским.
Израиль
26 октября 2017 года Верховный суд Израиля, действующий в качестве Высшего суда справедливости, принял постановление о признании законным распоряжения Тель-Авивского муниципалитета, в котором 164 городским предприятиям официально разрешалось осуществлять торговую деятельность по субботам.
В качестве Высшего суда справедливости Верховный суд Израиля действует как первая и последняя инстанция. В этих рамках он уполномочен рассматривать вопросы, в которые видит необходимость вмешаться для восстановления справедливости, при условии, что нет другой судебной инстанции, уполномоченной вынести решение по данному делу.
Решение было принято большинством судей (5 против 2), включая председателя Верховного суда еврейского государства Мириам Наор, для которой это дело было последним перед уходом в отставку, а также Эстер Хают, Йорама Данцигера, Ицхака Амита и Дафну Барак-Эрез. К мнению большинства отказались присоединиться судьи Ноам Сольберг и Нил Гендель, известные своими консервативными взглядами.
Заявление о проверке распоряжения муниципалитета Тель-Авива в Верховном суде Израиля было поддержано лично министром внутренних дел страны Арье Дери. Главным доводом заявления было то, что суббота является священным для евреев днём, предписывающим иудеям воздерживаться от выполнения какой-либо работы. При этом подчёркивалось, что Израиль является еврейским государством, следовательно, возлагает на государственные и муниципальные органы обязанность по сохранению наследия еврейской цивилизации, включающего в себя, помимо прочего, правила соблюдения шабата. Кроме того, в заявлении указывалось, что дозволение торговым предприятиям работать по субботам может привести к тому, что работники этих организаций будут лишены полагающегося им еженедельного выходного дня.
В своём постановлении Верховный суд Израиля дал ответы на оба этих довода. Во-первых, при рассмотрении дела Суд исходил из того, что данный спор в принципе не затрагивает религиозную сферу, поскольку его предметом является лишь разрешение вопроса о наличии соответствующих полномочий у муниципалитета Тель-Авива. Анализ действующего законодательства позволил Суду заключить, что мэрия формально действовала в пределах своих полномочий, регулируя торговую деятельность в городе. При этом Суд подчеркнул свою приверженность принципу «живи и давай жить другим», предполагающему автономию религиозных и светских сфер.
Во-вторых, Суд согласился с тем, что новые правила, установленные муниципалитетом, могут стать причиной того, что работники этих предприятий будут de facto лишены выходного дня. Однако Суд также указал на необходимость учёта прав и законных интересов других лиц (например, покупателей-потребителей). Таким образом, данное постановление является вынужденной попыткой нахождения баланса прав работников и других заинтересованных лиц, заключил Суд.
Данное постановление Верховного суда Израиля вызвало критику в религиозных кругах. Депутат Кнессета (парламента) Израиля Исраэль Эйхлер назвал решение Суда «пиар-акцией уходящей в отставку Наор», а депутат от религиозной партии «Яхадут ха-Тора» Мо-ше Гафни подготовил проект закона о запрете
муниципалитетам разрешать торговую деятельность в субботу, которым также предполагается наделить министра внутренних дел Израиля правом самостоятельно принимать решение о закрытии организаций, нарушающих «правила субботы».
Индия
11 октября 2017 года Верховный суд Индии вынес решение, в котором признал не соответствующими Конституции положения Уголовного кодекса Индии, исключающие уголовную ответственность мужчины за интимные отношения со своей несовершеннолетней женой.
Данное решение Верховный суд принял по итогам рассмотрения жалобы неправительственной организации по защите общественных интересов. Согласно статье 375 Уголовного кодекса Индии, «половой акт между мужчиной и его женой, возраст которой составляет не менее 15 лет, не является изнасилованием». По мнению заявителя, данная норма не соответствует положениям Акта о защите детей от сексуальных преступлений 2012 года, Акта о запрете детских браков 2006 года, а также Акта о правосудии в отношении несовершеннолетних 2000 года, которые, в отличие от уголовно-правовых предписаний, гарантируют защиту лицам, не достигшим возраста 18 лет, в том числе от насилия в семье. При этом, согласно Закону о защите детей от преступлений сексуального характера, ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет. Официальный возраст вступления в брак в Индии составляет 18 лет. Выявленная правовая неопределённость, по мнению заявителя, является нарушением конституционных положений.
Необходимость сохранения действующих положений уголовного законодательства, согласно позиции Правительства Индии, связана с наличием иных эффективных механизмов защиты женщин, пострадавших от сексуального насилия. Вместе с тем введение уголовной ответственности для мужчины за половой акт с его несовершеннолетней женой может подорвать института брака.
По мнению Суда, предусмотренные в Уголовном кодексе исключения не соответствуют положениям Конституции Индии, закрепляющим гарантии жизни и личной свободы
(статья 21) и равенство всех перед законом (статья 14), и нарушают физическую неприкосновенность детей. Наряду с указанным, решение содержит предписание Правительству Индии и высшим исполнительным органам власти штатов принять меры, направленные на запрет и отмену детских браков на территории Индии. В своём совпадающем мнении судья Раджат Гупта подчеркнул, что большинство законов дозволяет лицам вступать в брак в возрасте 18 лет, а закреплённое в Уголовном кодексе исключение — произвол, нарушающий права детей.
Исландия
28 октября 2017 года прошли вторые подряд досрочные выборы в Альтинг — однопалатный парламент Исландии.
К очередным досрочным парламентским выборам привёл выход партии «Светлое будущее» из трёхпартийной правительственной коалиции по причине громкого скандала, разразившегося вокруг отца премьер-министра страны Бьярни Бенедиктссона, который написал рекомендательное письмо для осуждённого по обвинению в педофилии с целью облегчения его трудоустройства. В результате Президент Исландии Гвюдни Йоуханнессон был вынужден распустить Альтинг и объявить о досрочных выборах.
В избирательной гонке приняли участие 11 партий, 8 из которых прошли в Альтинг, преодолев минимальный пятипроцентный порог. Явка избирателей составила 81,2 %, что на несколько процентов выше, чем на парламентских выборах, прошедших в 2016 году.
Выборы в исландский парламент проводятся по пропорциональной избирательной системе в шести многомандатных избирательных округах. Из 63 депутатов 54 избираются в округах с использованием метода д'Ондта, предполагающего пошаговое распределение мандатов в соответствии с установленной формулой, а оставшиеся 9 мест распределяются между партиями на основе их общенационального уровня поддержки, определяемого по результатам выборов.
Первое место по результатам голосования, как и на прошедших в 2016 году выборах, заняла Партия независимости консервативного толка во главе с действующим премьер-министром Бьярни Бенедиктссоном.
Политическое объединение получило 25,2 % голосов избирателей и 16 мест в Альтинге соответственно. В то же время, оставшись крупнейшей по численности партией Альтинга, «независимые» потеряли 5 мест в парламенте, а вместе с ними и парламентское большинство.
Лево-зелёное движение во главе с его лидером Катрин Якобсдоттир, в подтверждение результатов опросов общественного мнения, получило широкую поддержку граждан: за партию проголосовали 16,9 % участвовавших в выборах исландцев, что позволило её представителям занять 11 депутатских кресел в Альтинге. Лево-зелёному движению удалось незначительно улучшить свой результат, полученный по итогам выборов 2016 года, — к 10 депутатам присоединился ещё один представитель движения.
Прогрессивная партия, которая разделяла с Партией независимости большинство в предыдущем созыве, на этот раз потерпела фиаско, потеряв более половины мест в парламенте. Партию поддержали лишь 11 % избирателей, что позволило ей получить 8 мандатов в Альтинге.
Неожиданно высокий результат показал Социал-демократический альянс, которому удалось получить поддержку 12,1 % исландцев против 5,7 % голосов избирателей, полученных на прошлых выборах, и занять в Альтинге 7 депутатских кресел.
Достойный результат продемонстрировала Центристская партия во главе с Сигмюндю-ром Давидом Гюннлёйгссоном. Дебютировав на этих выборах, политическое объединение успело заручиться поддержкой исландцев в количестве 10,9 % голосов и получить 7 мандатов в парламенте.
Свой триумф не удалось повторить третьей по величине в Альтинге предыдущего созыва Пиратской партии, для которой получение 10 мандатов по итогам парламентских выборов 2016 года стало большим прорывом. На этот раз партию ждал скромный результат: её поддержали 9,2 % избирателей, что позволило «пиратам» занять всего 6 мест в парламенте — почти вдвое меньше, чем в 2016 году.
Также в Альтинг по результатам голосования вошли по 4 представителя от успешно дебютировавшей на выборах Народной партии (6,9 %) и Партии реформ (6,7 %).
В силу фрагментарности партийной системы Исландии формирование правительства представляет собой долгий и сложный процесс. По результатам переговоров между партиями, продлившихся около двух месяцев, было сформировано правительство страны, которое возглавила лидер Лево-зелёного движения Катрин Якобсдоттир, став второй женщиной на посту премьер-министра Исландии.
Кыргызстан
15 октября 2017 года в Кыргызской Республике состоялись очередные президентские выборы, по итогам которых Президентом был избран 59-летний Со-оронбай Жээнбеков, бывший премьер-министр страны и кандидат от Социал-демократической партии Кыргызстана.
Раздел III Конституции страны устанавливает, что Президентом Кыргызской Республики может быть избран гражданин Кыргызстана не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет. Срок полномочий президента составляет 6 лет. При этом одно и то же лицо не может быть избрано президентом дважды.
Выборы проходили в один тур, явка избирателей составила 55,93% от общего числа лиц, зарегистрированных для участия в выборах. При этом 13 октября был проведён досрочный тур голосования.
Всего Центральной избирательной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызстана (далее — ЦИК) для участия в президентских выборах было зарегистрировано 13 кандидатов, 5 из которых были выдвинуты политическими партиями, а 8 баллотировались в порядке самовыдвижения.
Сооронбай Жээнбеков одержал победу с результатом в 54,76 % голосов избирателей и вступил в должность 24 ноября 2017 года. Основным конкурентом Жээнбекова стал 47-летний Омурбек Бабанов — депутат Жо-горку Кенеша (парламента Кыргызстана), лидер парламентской фракции и политической партии «Республика-Атажурт», баллотировавшийся в порядке самовыдвижения. За него проголосовали 33,72 % избирателей.
Третьим в избирательной гонке стал Ада-хан Мадумаров — политик, ранее занимавший ряд государственных должностей, и ли-
дер оппозиционной партии «БYTYн Кыргызстан», за которого свои голоса отдали 6,53 % участников голосования.
Среди прочих участие в предвыборной гонке за пост главы государства приняли частный адвокат Азимбек Бекназаров, первый вице-мэр города Бишкека Эрнис Зарлыков, кандидат от политической партии «Акшум-кар» Темир Сариев, депутат Жогорку Кенеша и лидер парламентской фракции «OнYГYY-Прогресс» Бакыт Торобаев, а также временно не работающий экс-депутат Улукбек Коч-коров.
По окончании выборов ЦИК Кыргызстана была вынуждена отменить итоги голосования на восьми избирательных участках, однако это не оказало влияния на итоги голосования. По данным СМИ, в день голосования сервер ЦИК был подвергнут многочисленным ха-керским атакам, а на избирательных участках происходили различные технические сбои.
По мнению международных наблюдателей, в число которых входили представители миссии наблюдателей СНГ, прошедшие в Кыргызстане президентские выборы были открытыми, конкурентными и прозрачными. Их проведение соответствовало международным нормам, а выявленные в процессе их проведения небольшие нарушения не повлияли на их легитимность.
Россия
10 октября 2017 года Конституционный Суд России вынес решение о внесении изменений в Регламент Суда в части инициативных научных заключений. Глава 4 Регламента была дополнена новым параграфом 34.1, который предоставляет ряду субъектов право представлять в Конституционный Суд инициативное научное заключение по делу, рассматриваемому Судом. К таким субъектам относятся научные организации и граждане, осуществляющие деятельность в сфере права. При этом «научная организация или гражданин не могут требовать предоставления Конституционным Судом материалов дела для подготовки ими инициативного научного заключения». Представленное заключение «должно отвечать требованию объективности и содержать правовую позицию, свободную от политических пристрастий». Инициативное научное заключение направляется
судьёй-докладчиком судьям Конституционно -го Суда и сторонам и приобщается к материалам дела.
25 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"».
Изменениями, внесёнными в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Генеральному прокурору и его заместителям предоставляется право обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, а также информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории России.
Федеральный закон «О средствах массовой информации» (статья 6) дополняется новыми положениями, которые позволяют признать иностранное средство массовой информации выполняющим функции иностранного агента. Такими СМИ могут быть признаны юридические лица независимо от организационно-правовой формы, зарегистрированные в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, если они: получают денежные средства и(или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и(или) иное имущество от указанных источников. При этом иностранное СМИ, признанное выполняющим функции иностранного агента, обладает правами и несёт обязан-
ности, предусмотренные законодательством для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Незадолго до принятия данного федерального закона Министерство юстиции США ввело ограничение в отношении телеканала Russia Today (RT), обязав компанию, обслуживающую телеканал RT America в США, зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Впоследствии Министерство иностранных дел России опубликовало на официальном интернет-портале «Российская Газета» информацию о том, что российское законодательство позволяет принимать зеркальные ответные меры при ограничении работы российских СМИ за рубежом. На данный момент Министерство юстиции России занимается разработкой порядка применения российского законодательства об иностранных агентах. Совет при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека подготовил экспертное заключение к законопроекту ещё на стадии его принятия, в котором рекомендовал отклонить проект федерального закона и вернуть его в Государственную Думу, ссылаясь, в частности, на нарушение регламента при его принятии и расплывчатость формулировок, используемых в проекте.
Словения
22 октября 2017 года в Словении состоялся первый тур очередных президентских выборов, по итогам которого ни один из кандидатов не преодолел необходимый барьер в 50 % голосов избирателей. Во втором туре, прошедшем 12 ноября 2017 года, победу одержал действующий глава государства Борут Пахор.
Согласно статье 103 Конституции Республики Словении 1991 года, президент избирается абсолютным большинством голосов на прямых всеобщих выборах сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Избранным считается кандидат, получивший 50 % + 1 голос. Если в первом туре ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Победитель во втором туре определяется простым большинством голо-
сов. В связи с тем, что Словения является парламентской республикой, президент в большей степени выполняет представительские функции.
В прошедшем 22 октября первом туре президентских выборов приняли участие 9 кандидатов: Сюзанна Лара Краузе (Словенская народная партия), Ангельца Ликович (движение «Голос за детей и семью»), Майя Маковец-Бренчич (Современная центристская партия), Борис Попович (партия «Словения навсегда»), Андрей Шишко (Движение «Объединённая Словения»), Марьян Шарец (партия «Список Марьяна Шареца»), Борут Пахор (независимый кандидат), Людмила Новак («Новая Словения — Христианская народная партия») и Романа Томц (Словенская демократическая партия). Следует отметить тот факт, что кандидатов-женщин на этих выборах было зарегистрировано больше, чем кандидатов-мужчин. По данным Государственной избирательной комиссии, явка избирателей составила 44,2 %, или более 758 тысяч человек. Вопреки результатам социологических опросов и данным экзит-пол-лов, по итогам первого тура выборов ни одному кандидату не удалось получить необходимое для победы абсолютное большинство голосов. Во второй тур вышли действующий Президент страны Борут Пахор и мэр города Камник Марьян Шарец, которые набрали 47,2 % и 24,8 % голосов соответственно.
По результатам второго тура выборов с небольшим отрывом победил фаворит президентской гонки Борут Пахор, набравший 53 % голосов избирателей. Его оппонент, Марьян Шарец, смог получить поддержку 47 % избирателей. Явка во втором туре составила 42,1 % (или около 722 тысяч человек из 1,7 миллиона зарегистрированных избирателей), что стало самым низким показателем для президентских выборов в Словении с момента обретения ею независимости в 1991 году.
Примечательно, что Борут Пахор стал вторым президентом в истории современной Словении, дважды избранным на этот пост. Своей главной задачей он назвал поддержание политической стабильности и мира на фоне сложной и непредсказуемой обстановки в Европе и в мире в целом. Инаугурация вновь избранного президента состоится 23 декабря 2017 года.
Чехия
20 и 21 октября 2017 года в Чешской Республике прошли очередные парламентские выборы, по итогам которых были избраны 200 членов Палаты депутатов.
Согласно чешской Конституции (статьи 15—18), Палата депутатов (нижняя палата парламента) состоит из 200 депутатов, которые избираются сроком на 4 года. Выборы проводятся в последние 30 дней срока полномочий палаты посредством тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права в соответствии с принципами пропорционального представительства.
Члены Палаты депутатов избираются в 14 многомандатных избирательных округах по пропорциональной системе с открытыми списками. Места распределяются с использованием метода д'Ондта с избирательным порогом в 5 % для самовыдвиженцев, 10 % для двухпартийных коалиций, 15 % для трёх-партийных и 20 % для коалиций четырёх или более партий.
Выборы в Чехии традиционно проводятся в течение двух дней в один тур голосования. Точные даты выборов назначаются президентом и оглашаются им не позднее чем за 90 дней до дня их проведения. 6 апреля 2017 года Президент Чехии Милош Земан объявил днями проведения выборов 20 и
21 октября 2017 года.
На выборы 2017 года от политических партий и движений всего была подана 31 заявка на участие, что для Чешской Республики является историческим рекордом.
Явка на выборы составила 60,8 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей. Всего в Палату депутатов были избраны представители от 9 политических партий и движений. Победу с заметным отрывом одержало центристское политическое движение «Акция недовольных граждан» (АНО), основанное в 2011 году и возглавляемое чешским миллиардером и политиком Андреем Бабишем. За него проголосовали 29,64 % избирателей. Представители АНО получили 78 мест в нижней палате парламента. Основным предвыборным лозунгом движения являлась борьба с коррупцией. Движение одержало победу, несмотря на то что Андрей Бабиш, ранее занимавший пост
министра финансов, в мае 2017 года был вынужден уйти в отставку из-за обвинений в незаконном использовании субсидий Европейского Союза, которые политик, однако, полностью отрицал.
Второе место на выборах заняла правоцентристская Гражданская демократическая партия, набрав 11,32 % голосов и обеспечив тем самым своим представителям 25 мест в палате. «Чешская пиратская партия», предвыборная программа которой сконцентрировалась на вопросах защиты информации, получила 10,79 % голосов и соответственно 22 депутатских мандата. Поддержку 10,64 % избирателей получило политическое движение «За свободу и прямую демократию», которому в итоге достались 22 парламентских кресла. В своих предвыборных лозунгах движение выступало за ограничение иммиграции и расширение институтов прямой демократии.
Коммунистическая партия Чехии и Моравии набрала лишь 7,76 % голосов избирателей, а Чешская социал-демократическая партия смогла заручиться поддержкой 7,27 % избирателей. Обе партии получили по 15 мест в Палате депутатов. Примечательно, что на предыдущих выборах 2013 года социал-демократы одержали победу, а коммунисты заняли третье место, уступив лишь АНО.
Остальные 3 партии, чьи представители получили мандаты, набрали менее 6 % голосов. Христианско-демократический союз — Чехословацкая народная партия набрала 5,8 % голосов избирателей и получила 10 мандатов. Партия «ТОП 09» заняла 7 мест в парламенте, набрав 5,31 % голосов. Ещё 6 мест получила новая политическая партия «Главные и независимые» ^агоз^уё а пе-гамзН), которую поддержали 5,18 % избирателей.
Япония
22 октября 2017 года состоялись досрочные выборы в Палату представителей (нижнюю палату парламента) Японии, завершившиеся победой правящей коалиции.
Полномочия предыдущего созыва Палаты представителей должны были истечь в декабре 2017 года. В соответствии со статьёй 45 Конституции Японии срок полномочий пала-
ты составляет четыре года, однако за весь послевоенный период очередные выборы в нижнюю палату в связи с истечением срока проводились лишь в 1976 году. Средняя продолжительность работы Палаты представителей обычно не превышает двух с половиной лет, так как премьер-министры часто пользуются правом роспуска нижней палаты с целью заручиться на новых выборах дополнительной поддержкой избирателей для реализации своей политической программы. Так, на 2019 год было запланировано повышение налога на потребление с 8 до 10 %, однако данные социологических исследований показали, что летом 2017 года уровень поддержки правительства населением опустился ниже 30 %. Поэтому, а также в связи с обострением корейского кризиса 28 сентября премьер-министр Синдзо Абэ объявил о роспуске нижней палаты парламента, а правительство в этот же день приняло решение о назначении досрочных выборов.
Палата представителей Японии состоит из 465 депутатов, 176 из которых избираются в 11 многомандатных избирательных округах, а другие 289 — в одномандатных. Основная борьба на прошедших выборах развернулась между тремя коалициями: правящей (Либерально-демократическая партия и правоцентристская партия «Комейто»), пацифистской коалицией (Конституционно-демократическая, Коммунистическая и Социал-демократическая партии, СДП) и Койке коалицией (Партия надежды и Партия восстановления Японии).
Партия надежды и Конституционно-демократическая партия (КДП) являются новыми на политической арене Японии: они были созданы в сентябре 2017 года. Основателем Партии надежды стала Юрико Койке, занимавшая ранее пост министра обороны в правительстве Синдзо Абэ. КДП возникла в результате раскола во фракции Демократической партии. Её бывшие члены, придерживающиеся «правых» взглядов, вошли в состав партии Юрико Койке, а «левые» создали КДП под руководством экс-министра экономики Юкио Эдано.
Партия надежды (17,36 % голосов избирателей) и КПД (19,88 %) успешно выступив на выборах, завоевали 49 и 54 мандата соответственно. В результате пацифистская коалиция теперь представлена в парламенте в
количестве 67 депутатов (из них от Компартии - 12 (7,9 %), от СДП - 1), а Койке коалиция — 59, из которых 10 — представители Партии восстановления Японии (6,7 %). Также 23 места в Палате представителей заняли независимые кандидаты. Участвовавшая в выборах партия «За японское Кокоро» не получила ни одного мандата. Победу на выборах одержала правящая коалиция, обеспечив себе тем самым конституционное большинство. Всего она получила 312 мест, 283 из которых теперь принадлежат Либерально-демократической партии (33,28 %), возглавляемой Абэ, а 29 — партии «Комейто» (12,51 %).
Две трети мест в нижней палате дают правящей коалиции возможность принять любой законопроект, в том числе при повторном голосовании в случае его отклонения Палатой советников. Кроме того, премьер-министр Синдзо Абэ заявил, что намерен внести изменения в Конституцию и уточнить статус японской армии в связи с растущей угрозой со стороны КНДР. Для вынесения вопроса о поправке к Конституции на референдум необходимо предварительное решение парламента, одобренное двумя третями депутатов обеих палат.
Явка на выборы составила 31,82 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей, что почти на 6 % меньше, чем на аналогичных выборах 2014 года. На явку избирателей повлиял мощный тайфун «Лан», обрушившийся на Японию в день выборов. Из-за этого некоторые избирательные участки закрылись уже в 16 часов по местному времени.
Прошедшие выборы стали примечательными и потому, что впервые в голосовании приняли участие граждане, достигшие возраста 18 лет. Ранее отдать свой голос на выборах в Палату представителей могли лишь японцы, достигшие 20 лет.
Ведущая мониторинга — Елена Ильина. В подготовке мониторинга участвовали: Елена Ильина (Австрия, Кыргызстан, Россия); Таисия Сидоренко (Индия); Мария Соловьёва (Япония); Алим Ульбашев (Израиль); Александра Урошле-ва (Чехия); Анастасия Шатилина (Словения); Анна Швец (Германия, Исландия).