МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ
«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.
DOI: 10.21128/1812-7126-2018-4-4-15
ИЮНЬ - ИЮЛЬ • 2018
Великобритания
26 июня 2018 года законопроект о процедуре выхода Соединённого Королевства из Европейского Союза (Great Repeal Bill/Withdrawal Bill) получил королевское одобрение и стал актом парламента.
Законом о процедуре выхода Соединённого Королевства из Европейского Союза (далее — Евросоюз), в частности, предусматривается, что британские суды c момента выхода не будут связаны практикой Суда Европейского Союза. Отмена действия в стране акта «О Европейских сообществах» 1972 года положит конец действию принципа верховенства права Евросоюза над национальным правом. Акт также регулирует некоторые аспекты инкорпорации права Евросоюза в национальную правовую систему.
В ходе первоначального рассмотрения документа в Палате общин в него были внесены несколько поправок. Парламентарии настояли на наделении себя полномочием по утверждению текста соглашения об условиях выхода Великобритании из Евросоюза (Brexit). Правительству удалось зафиксировать точную дату и время Brexit — 29 марта 2019 года, 23:00. На окончательной стадии рассмотрения проекта в Палате общин — в третьем чтении — «за» законопроект проголосовали 324 парламентария, а 295 высказались «против».
Далее законопроект поступил на рассмотрение в Палату лордов. 30 и 31 января 2018 года проходило второе чтение законопроекта в палате. Лорды обсудили основ-
ную цель законопроекта, отметили некоторые спорные вопросы и конкретные сферы регулирования, в которых, по их мнению, необходимы изменения. Второе чтение проходило в течение двух дней, что необычно для Палаты лордов. В дебатах приняли участие 187 лордов, что является самым высоким зафиксированным численным показателем для данной стадии прохождения законопроекта в Палате. После этого проект поступил на рассмотрение в комитеты Палаты для постатейного изучения. По итогам прохождения данной стадии законопроект остался без изменений. Третье чтение в Палате состоялось 16 мая. Лорды предложили поправки, направленные на смягчение процедуры выхода Великобритании из Евросоюза, и законопроект вернулся на рассмотрение в Плату общин.
Проект закона несколько раз перенаправлялся из одной палаты в другую. Такой процесс внесения и согласования поправок получил название «пинг-понг». В Великобритании закон не может быть принят до тех пор, пока его проект не будет одобрен обеими палатами парламента. В окончательном варианте текст законопроекта был одобрен Палатой лордов только 20 июня. В итоге ранее предлагаемые лордами поправки о наделении парламента полномочиями по изменению условий выхода или отмене выхода страны из Евросоюза не были приняты. Палата лордов одобрила законопроект простым большинством, без проведения процедуры голосования.
26 июня 2018 года законопроект одобрила Королева Елизавета II. С этого дня документ
о процедуре выхода Великобритании из Евросоюза стал актом парламента (вступил в силу).
Напомним также, что 13 марта 2018 года обеими палатами британского Парламента был согласован Акт об уведомлении Евросоюза о выходе Великобритании из его состава, который наделил премьер-министра Терезу Мэй полномочиями по направлению официального запроса о выходе Великобритании из Евросоюза в соответствии со статьёй 50 Лиссабонского договора и по проведению соответствующих переговоров. 29 марта 2018 года Тереза Мэй подписала официальное письмо Президенту Европейского совета Дональду Туску о намерении Соединённого Королевства выйти из состава Евросоюза, и процесс выхода был официально запущен.
Германия
12 июня 2018 года Федеральный конституционный суд Германии вынес решение по делу о праве на забастовки для гражданских служащих. Заявителями выступили четыре учителя, работающие в государственных школах трёх разных земель Германии.
До конституционного процесса заявите -ли в рабочее время участвовали в протестах и забастовках, организованных профсоюзами (в которые входят также учителя частных школ). Государственные органы посчитали, что такое участие несовместимо с фундаментальными обязанностями гражданских служащих, тем более учителя покинули рабочие места без разрешения руководства. Заявители проиграли в судах дисциплинарные споры. В настоящее время в Германии работают свыше 800 тысяч учителей, из которых только четверть не являются государственными служащими.
Отклоняя конституционные жалобы, Федеральный конституционный суд сформулировал два принципиальных аргумента: первый — о традиционности запрета на забастовки для гражданских служащих, второй — о совместимости собственного решения с практикой Европейского Суда по правам человека, на которую ссылались заявители.
Развивая положения первого аргумента, Федеральный конституционный суд указал, что свобода ассоциации гарантирована стать-
ёй 9 Основного закона Германии, но в этом деле её ядро не ограничивается. Запрет проведения забастовок для гражданских служащих является неотъемлемым и традиционным принципом немецкого административного права, что выражается в длительности его существования (со времён Веймарской республики) и устойчивости. Содержательно запрет на забастовки связан с обязанностью подчинения государству и принципом али-ментности государственной службы (Alimentationsprinzip, статья 33 Основного закона Германии). Конституционные положения напрямую не предусматривают запрет на забастовки, но законы земель содержат требования подчинения учителей инструкциям и указаниям, а также запрет покидать рабочее место, что в совокупности означает фактический запрет бастовать. Конституционная свобода ассоциаций, включающая право создавать профсоюзы, в данном случае не может быть распространена на право гражданских служащих участвовать в трудовых спорах в форме забастовки.
Запрет бастовать выдерживает и принцип «практического конкорданса» (нем.: praktische Konkordanz). Так, конституционный конфликт между правом создавать профсоюзы и участвовать в их работе с обязанностью учителей служить государству и подчиняться указаниям должен быть разрешён в пользу обязанностей. Государство при этом предоставляет служащим целый набор компенсаторных механизмов. В частности, при изменении законодательства о госслужбе (включая вопросы жалования для учителей) привлекаются профсоюзные организации. Другая компенсация — принцип алиментности, который предоставляет дополнительные гарантии при оспаривании государственных действий в суде.
Предоставление права на забастовки учителям повлечёт за собой перестройку принципов административного права в целом. Это приведёт к отказу от гарантий стабильного управления и выполнения государственных задач. Выделение категории гражданских служащих, имеющих право на забастовки, подорвало бы чётко структурированный характер Закона о гражданской службе Германии и создало бы неравные возможности в отстаивании условий труда для разных категорий служащих.
Лишение права на забастовку не противоречит принципу открытости немецкого права к международному праву, в частности Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция). Недавно Европейский Суд по правам человека расширил собственное понимание гарантий права на свободу мирных собраний и ассоциации с другими, включающее право на создание профсоюзов (статья 11 Конвенции). Заявители ссылались на ряд дел против Турции (Enerji Yapi-Yol Sen v. Turkey, Demir and Baykara v. Turkey, Seyhan v. Turkey, Qerikci v. Turkey). Но эта практика не свидетельствует о нарушении Германией конвенционных норм, поскольку практика Европейского Суда должна применяться с учётом принципа кон-текстуализации Конвенции (статья 46). Текущая правовая ситуация в Германии не требует расширения права на участие в работе профсоюзов до права на участие в забастовках для гражданских служащих.
Отсутствие права на забастовку является вмешательством, которое вполне может быть оправдано в рамках конвенционных обязательств. Если ограничения конвенционных прав касаются самой сути права, то такие ограничения могут быть оправданы только насущной социальной необходимостью. Если затрагивается не ядро права, а второстепенный элемент (как в случае с забастовками), то свобода усмотрения государств становится шире и вмешательство может быть признано пропорциональным. Суд также указал, что возможности конвенционной интерпретации прав человека заканчиваются там, где она становится несовместимой с признанными методами толкования национальной конституции, как в рассмотренном деле. Международное право должно быть дружественно Основному закону. Более того, сопоставление интересов в данном случае должно включать и оценку значимости сферы работы заявителей — образования. В области образования запрет на забастовку необходим и разумен в связи с выполнением государственного образовательного мандата и защитой основных прав заинтересованных сторон. Конвенция в статье 11 позволяет вводить ограничения права на ассоциацию для служащих государственной администрации, к которым учителя государственных школ относятся в полной мере.
Израиль
19 июля 2018 года парламент Израиля — Кнессет - в третьем (окончательном) чтении принял Основной закон «Израиль - национальное государство еврейского народа» («Исраэль - мединат га-леом шел га-эм га-егуди»). Закон был поддержан 62 депутатами парламента, входящими в правящую коалицию, возглавляемую лидером партии «Ликуд», премьер-министром страны Биньямином Нетаньяху. 55 членов Кнессета проголосовали против документа, ещё 2 народных избранника не приняли участия в голосовании.
Основной закон в Израиле носит статус конституционного закона. Согласно компромиссу, достигнутому в 1950 году, израильская конституция принимается поэтапно, отдельными основными законами. Таким образом, Основной закон «Израиль — национальное государство еврейского народа» 2018 года также входит в корпус неписаной Конституции Израиля, насчитывающей к настоящему времени 16 основных законов. Особенностью этого закона является то, что его нормы не могут быть изменены или дополнены иным образом, кроме как путём полной отмены действующего закона и принятием нового нормативного правового акта.
Наиболее спорными были положения, провозглашающие Израиль исторической родиной еврейского народа, где евреи имеют естественное, культурное, религиозное и историческое право на самоопределение. Соответствующее право на национальное самоопределение на территории Государства Израиль признаётся исключительно за евреями (статья 1).
Основной закон подтвердил правовой статус Иерусалима как единой и неделимой столицы еврейского государства (статья 3). Единственным государственным языком является иврит. При этом за арабским языком сохраняется «особый статус», предполагающий принятие в будущем специального закона, регламентирующего использование этого языка (статья 4).
Израиль и дальше будет заниматься развитием и поддержанием репатриации евреев на историческую родину (статья 5). Государство берёт на себя обязательства бороться за
обеспечение безопасности евреев во всём мире, а также за сохранение еврейской культурной идентичности в диаспоре (статья 6).
Закон называет еврейские поселения на западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, многократно признававшиеся незаконными в резолюциях Совета безопасности ООН, «национальной ценностью». Израиль будет развивать эти территории для их последующей консолидации (статья 7).
В документе также содержатся нормы о национальном гимне, гербе, применении еврейского религиозного календаря и т. д.
Наибольшей критике закон был подвергнут со стороны представителей арабского меньшинства в парламенте. Член Кнессета Салех Саад назвал закон «расистским». Также критиками закона выступили традиционные противники Б. Нетаньяху в парламенте Ципи Ливни и Йоэль Хасон, считающие принятие закона недемократическим и популистским шагом со стороны правящей коалиции.
Сами разработчики законопроекта (Ави Дихтер и Ярив Левин из «Ликуд») назвали данный документ историческим, ознаменовавшим воплощение идей родоначальников сионизма Теодора Герцля и Зеэва Жаботин-ского о возрождении еврейской государственности на Земле Израиля (Эрец Исраэль). Высокую оценку закону дал и Б. Нетаньяху, лично убеждавший парламентариев в необходимости голосовать за законопроект.
Колумбия
27 мая 2018 года в Республике Колумбия состоялся первый тур президентских выборов, по итогам которого ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов избирателей. По итогам второго тура голосования, прошедшего 17 июня, победу одержал Иван Дуке.
Как следует из статьи 190 Конституции Колумбии, Президент Республики избирается сроком на четыре года на основе прямого избирательного права при тайном голосовании. Для победы кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов избирателей (50 % плюс один голос). Если по результатам выборов ни один из зарегистрированных кандидатов не наберёт указанное число голосов, через три недели проводится по-
вторное голосование, к участию в котором допускаются лишь два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. Кандидат, набравший во втором туре больше голосов, становится президентом.
Всего для участия в выборах на пост главы государства было зарегистрировано шесть кандидатов. Фаворитом первого тура выборов стал Иван Дуке Маркес (партия «Демократический центр»), набравший 39,14 % голосов. Густаво Петро, бывший мэр столицы Колумбии Боготы (коалиция движения «Человеческая Колумбия» и Индейского и социального альтернативного движения MAIS) занял второе место, получив 25,08 %. На третьем месте с незначительным отрывом оказался Серхио Фахардо (коалиция «Колумбия», в которую входят партии «Зелёный альянс», «Альтернативный демократический полюс» и движение «Гражданский компромисс»), за которого проголосовало 23,73 % избирателей. Три других кандидата набрали менее 8 % голосов: бывший вице-президент Колумбии Херман Варгас Льерас — 7,28 %; Умберто де ла Калье (кандидат от Либеральной партии) — 2,06 %; Хорхе Антонио Тру-хильо (политическое движение «Все мы — Колумбия») — 0,39 %. Явка в первом туре составила 53,38 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей.
Поскольку по итогам первого тура голосования никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, был назначен второй тур выборов, в который вышли представитель консерваторов Иван Дуке и кандидат от левых сил Густаво Петро.
Во втором туре Иван Дуке завоевал большинство голосов (53,98 %), тем самым одержав победу на президентских выборах. Марта Лючия Рамирес, выступавшая в политической кампании совместно с Иваном Дуке, стала первой в истории Колумбии женщиной вице-президентом. За Густаво Петро свои голоса отдали 41,81 % избирателей. Отметим, что в соответствии с колумбийским законодательством кандидат, занявший второе по числу голосов место в президентских выборах, имеет право на мандат в Сенате Колумбии, а баллотировавшийся с ним в паре претендент на должность вице-президента — стать депутатом Палаты представителей Колумбии. Явка избирателей во втором туре составила 53,04 %. Всего на момент проведения прези-
дентских выборов правом голоса обладали около 37 миллионов колумбийцев.
В своей предвыборной кампании Иван Дуке заявил о намерении существенно изменить мирный договор с повстанцами из FARC — историческое соглашение, достигнутое действующим Президентом Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом и окончившее гражданскую войну в Колумбии, длившуюся более 50 лет.
Латвия
29 июня 2018 года Конституционный суд Латвии вынес решение, в котором признал положения пункта 6 статьи 5 Закона о выборах в Сейм соответствующими Конституции. Согласно указанным положениям Закона, не могут выставлять свои кандидатуры и быть избранными в Сейм (парламент) лица, активно участвовавшие в деятельности КПСС, Коммунистической партии Латвии, Интернационального фронта трудящихся Латвийской ССР, Объединённого профессионального союза и Организации ветеранов войны и труда, Комитета общественного спасения Латвии или в их региональных комитетах после 13 января 1991 года.
Заявитель Татьяна Жданок до августа 1991 года являлась членом Контрольно-ревизионной комиссии Коммунистической партии Латвии, что в свою очередь формально стало обстоятельством, препятствующим представлению ею своей кандидатуры на выборах в Сейм. По мнению заявителя, оспариваемая норма ограничивает право гражданина выступать в качестве кандидата на парламентских выборах и противоречит положениям, провозглашающим Латвию независимой демократической республикой, признающим активное избирательное право при избрании в парламент за гражданином Латвии, которому к первому дню выборов исполнился 21 год, а также закрепляющим конституционный принцип равенства всех перед законом и судом и реализации прав человека без какой-либо дискриминации, закреплённым в статьях 1, 9, 91 Конституции соответственно.
Следует отметить, что вопрос соответствия оспариваемой нормы положениям, обладающим высшей юридической силой, неодно-
кратно рассматривался Конституционным судом Латвии (далее — Суд), однако очередное рассмотрение спора в рамках установленных процедур обосновано необходимостью выявления конституционно-правового смысла законодательных норм в условиях действующего регулирования и с учётом социально-правовых условий их реализации, то есть в свете демократического развития общества и государства. В ходе рассмотрения Суд использовал позиции, сформулированные им ранее по итогам рассмотрения дел, связанных с признанием широкой дискреции законодателя по регулированию порядка реализации гражданином избирательных прав, а также ссылался на практику Европейского Суда по правам человека по вопросам толкования статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой законодатель государств — участников Конвенции обладает свободой при определении статуса депутатов национальных парламентов и формировании требований к кандидатам в депутаты парламента.
При этом при рассмотрении жалобы Судом была учтена позиция органов государственной власти и экспертного сообщества. По данным Министерства юстиции Латвии, членство Латвии в международных организациях, деятельность которых содействует сохранению военной безопасности государства, не препятствует применению внутренних мер по защите демократии. Несмотря на то что национальная безопасность Латвии больше не находится под угрозой, она тем не менее должна учитывать моральный и этический компонент. В связи с вышесказанным установленные ограничения избирательных прав не являются нарушением принципа политического плюрализма, но направлены на защиту демократического режима.
По данным полиции безопасности Министерства внутренних дел Латвии, предусмотренные ограничения имеют в своей основе законную цель и обусловлены неблагонадёжностью лиц, принимавших участие в деятельности указанных в пункте 6 статьи 5 Закона политических объединений. Указанные лица не изменили своих взглядов и по-прежнему несут угрозу для демократической основы государства.
Однако, по мнению Суда, в настоящий момент этическое измерение этой цели имеет
особое значение. Демократическая система государства должна быть защищена от людей, которые не обладают этической квалификацией и которые своими действиями продемонстрировали, что не верны демократическому режиму. Следовательно, ограничение направлено на достижение законной цели и обеспечение того, чтобы люди, которые были активны не только против независимости Латвии, но и против самой идеи демократии, не были избраны в Сейм.
Рассуждая о соответствии оспариваемой нормы, Суд пришёл к заключению, что в основе защиты суверенитета латвийского государства, его территориального единства и демократического режима лежит механизм «самозащитной демократии». Согласно данным Центра социальных исследований памяти за 2017 год, значительная доля населения до сих пор положительно оценивает советский период в истории Латвийского государства (период советской оккупации), что позволяет сделать вывод о том, что демократия в настоящее время не обладает должной стабильностью, а применение оспариваемых мер является оправданным.
Рассуждая о соразмерности ограничения избирательных прав, Суд подчеркнул, что избирательная процедура тесно связана с историческим развитием, структурой, политической ситуацией и рядом других факторов каждого государства, в силу чего предлагаемая заявителем такая альтернативная мера, как обеспечение опубликования информации об участии кандидатов в политических организациях, не является достаточной и не исключает возможность введения государством дополнительных мер. При этом принцип равенства, закреплённый в первом предложении статьи 91 Конституции, должен гарантировать существование единого правопорядка, обеспечивающего выполнение требований законодательства всеми лицами в равной степени и без каких-либо привилегий. Однако единство такой правовой системы не означает формального равенства, поскольку «равенство допускает дифференцированный подход, если оно оправданно в демократическом обществе».
Кроме того, оспариваемая норма не ограничивает политическую деятельность лиц, которые после 13 января 1991 года принимали участие в деятельности организаций комму-
нистической идеологии, поскольку не препятствует гражданам иметь членство в политической партии, принимать участие в деятельности иных общественных объединений и занимать должности в органах государственной власти. Следовательно, право этих лиц участвовать в управлении государством нельзя признать нарушенным.
Мексика
1 июля 2018 года в Мексике состоялись всеобщие выборы, по итогам которых граждане избрали Президента страны, 500 членов Палаты депутатов и 128 членов Сената.
В соответствии со статьями 81 и 83 Политической конституции Мексики президент избирается сроком на шесть лет на основе прямого избирательного права. В статье 83 Конституции особо подчёркнуто, что гражданин, занимавший должность президента в силу избрания на выборах либо по назначению занимающий должность заместителя президента, временно исполняющего обязанности президента или временно исполняющего обязанности главы исполнительной власти, ни в коем случае и ни под каким предлогом не может вновь занять эту должность. Отметим также, что по мексиканскому законодательству отсутствуют должности вице-президента и председателя правительства, а их полномочия совмещает в себе должность президента. Выборы проходят в один тур. Побеждает кандидат, который набирает простое большинство голосов.
В президентских выборах участвовало четыре кандидата. Завоевав поддержку 53,19 % избирателей, победу в гонке за пост главы государства одержал Андрес Мануэль Лопес Обрадор, выдвинутый коалицией «Вместе сотворим историю». Данная коалиция объединяет «Движение за национальное возрождение» («MORENA»), Партию труда и партию «Социальная солидарность». На втором месте оказался Рикардо Анайя Кортес, набрав 22,27 % голосов. Коалиция «Вперёд, ради Мексики», от которой Рикардо Анайя выдвигался кандидатом в президенты, состоит из Партии национального действия, Партии демократической революции и Гражданского движения. За Хосе Антонио Мид от коалиции «Все за Мексику», объединившей
Институционно-революционную партию, Зелёную экологическую партию Мексики и Новый альянс, проголосовало 16,40 % избирателей. По итогам президентских выборов на последнем месте оказался Хайме Родригес Кальдерон (независимый кандидат, губернатор штата Нуэво-Леон), получивший 5,23 % голосов. Избранный Президент приступит к исполнению своих обязанностей с 1 декабря.
Статья 52 Конституции устанавливает, что 300 из 500 депутатов нижней палаты Генерального Конгресса избираются в одномандатных избирательных округах относительным большинством голосов, а остальные 200 — от политических партий по пропорциональной системе в пяти избирательных округах, на которые разделена страна. При этом ни одна из партий не может получить более 300 мест в Палате депутатов. Срок полномочий депутата составляет 3 года.
На выборах в Сенат от каждого из 32 штатов Мексики избирается по три представителя: два мандата получает партия, набравшая наибольшее число голосов в штате, а третий мандат отходит партии, занявшей в данном штате второе место. Остальные 32 представителя избираются по пропорциональной системе в едином общенациональном избирательном округе. Состав Сената полностью обновляется каждые 6 лет (статья 56 Конституции).
Электоральный барьер для политических партий составляет 2 % и является единым для выборов в обе палаты. При этом места в Конгрессе получают как коалиции в целом, так и отдельные партии, участвующие в данных коалициях. Таким образом, одни представители партии могут занимать места в парламенте в составе конкретной коалиции, а другие — как члены данной партии. По результатам прошедших парламентских выборов большинство мест в Конгрессе Мексики получила коалиция «Вместе сотворим историю», представители которой заняли 307 из 500 мест в Палате депутатов и 69 из 128 в Сенате. При этом 210 из 307 мест в Палате депутатов коалиция получила по результатам голосования в одномандатных округах. Участвующему в коалиции движению «MORENA» достались 93 мандата и ещё 4 — Партии труда (на выборах по пропорциональной системе). В Сенате коалиция получила 53 мандата, движение «MORENA» — 15, Партия труда — 1.
Входящая в коалицию партия «Социальная солидарность» самостоятельно не смогла преодолеть электоральный барьер. Несмотря на победу в парламентских выборах, полученное коалицией число мандатов всё же недостаточно для единоличного проведения конституционных реформ в стране: для внесения изменений в Конституцию требуется квалифицированное большинство голосов в две трети в каждой из палат парламента (333 для Палаты депутатов и 86 для Сената).
На втором месте по числу полученных мандатов в мексиканском парламенте оказалась коалиция «Вперёд, ради Мексики», которой досталось 131 место в Палате депутатов и 38 — в Сенате. Из них в Палате депутатов непосредственно коалицией получено 63 мандата, Партией национального действия — 46, Партией демократической революции — 12 и Гражданским движением — 10. По итогам выборов коалиция заняла 25 мест в Сенате, Партия национального действия — 7, Партия демократической революции — 2 и Гражданское движение — 4.
Коалиция «Все за Мексику» получила
62 места в Палате депутатов и 21 — в Сенате. Непосредственно коалиция завоевала в Палате депутатов 13 мандатов, Институционно-революционная партия — 38, Зелёная экологическая партия — 11. В Сенате коалиция получила 13 мест, Институционно-революционная партия — 6, Зелёная экологическая партия — 2. Входящий в коалицию Новый альянс не сумел самостоятельно преодолеть электоральный барьер и получить дополнительные места, помимо тех, что получила коалиция.
Прошедшие выборы стали самыми масштабными в истории Мексики: помимо выборов в федеральные органы власти, избирались представители в законодательные собрания 30 штатов, а также мэры городов. Кроме того, в восьми штатах прошли выборы губернаторов. Всего было избрано более 17 тысяч должностных лиц. Явка составила
63 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей.
Пакистан
25 июля 2018 года прошли всеобщие выборы в Национальное собрание (нижняя палата Меджлис аль шура, парламента)
Пакистана. Проведение очередных выборов обусловлено истечением срока полномочий правительства, формируемого, согласно положениям статьи 92 Конституции, из числа членов парламента, в связи с чем руководство исполнительной властью до проведения выборов и организация выборов были отнесены к ведению сформированного временного правительства.
В соответствии со статьёй 50 Конституции парламент Исламской Республики Пакистан представлен Президентом, Национальным собранием (нижняя палата) и Сенатом (верхняя палата). Национальное собрание состоит из 342 депутатов. При этом места распределены между провинциями, племенными территориями, управляемыми центром, и федеральным столичным округом исходя из населённости в соответствии с последней официально опубликованной переписью населения. Замещение мест осуществляется по итогам всеобщих выборов, при этом места для женщин и религиозных меньшинств подлежат замещению по пропорциональной избирательной системе с избирательным барьером в 5 %. Места в рамках квоты для религиозных меньшинств (10 мест) распределяются между партиями пропорционально полученным голосам по стране, а квота для женщин (60 мест) заполняется на основе пропорционального представительства по провинциям.
Для избрания остальных 272 членов избирательные округа были разделены на одномандатные территориальные округа, при этом депутаты парламента в этих округах избираются путём прямого и свободного голосования в соответствии с законом на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.
В избирательной гонке приняли участие свыше 10 политических партий. При этом ведущая роль в политической жизни Пакистана разделена между тремя партиями: правоцентристской «Пакистанской мусульманской лигой» (фракция Наваза), центристской партией «Техрик-е-инсаф» («Движение за справедливость»), а также левоцентристской Пакистанской народной партией. В общей сложности борьба за 272 вакантных места развернулась между 3 675 кандидатами из 4 провинций: Пенджаб, Синд, Хайбер-Пах-тунхва, Белуджистан.
По данным избирательной комиссии Пакистана, явка на выборы составила 51,77 % избирателей. Согласно результатам голосования, безоговорочную победу на выборах одержала центристская партия «Техрик-е-инсаф», занявшая 116 мест в нижней палате. За ней следует «Пакистанская мусульманская лига» (фракция Наваза), получившая 64 места. Замыкает тройку лидеров левоцентристская «Пакистанская народная партия» с результатом в 43 места в Национальном собрании. Оставшиеся 49 мест были распределены между иными активными участниками избирательного процесса. Так, по итогам выборов ультраправый политический альянс «Муттахида маджлис-э-амаль» имеет в нижней палате парламента 12 представителей. Оппозиционная партия «Движение Мутта-хида Кауми» заняла 6 мест, за ней следуют Пакистанская мусульманская лига и Белуд-жистанская партия Авами, получившие по 4 мандата. Белуджистанская национальная партия, Большой демократический альянс и Национальная партия Авами получили 3, 2 и 1 место соответственно, Мусульманская лига Авами и Республиканская национальная партия — по 1 месту. При этом 13 мест завоёвано независимыми политическими деятелями.
Россия
4 июня 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств». Целью Федерального закона является защита интересов и безопасности государства от недружественных действий США и других иностранных государств, в том числе выражающихся во введении политических или экономических санкций в отношении России, российских граждан или юридических лиц.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона национальный режим России применяется по решению Президента в отношении товаров, работ и услуг, поставляемых иностранными государствами и их организациями в случаях применения иностранными государствами национального режима, предусмотренного международными договорами, в отношении товаров, происходящих из России,
работ и услуг, оказываемых российскими лицами.
Для достижения указанной цели в отношении США и других государств Правительством России могут вводиться такие меры воздействия, как: прекращение или приостановление международного сотрудничества России и её юридических лиц с иностранными государствами, их организациями; запрет или ограничение на ввоз на территорию России продукции и (или) сырья из иностранных государств (перечень таких продукции и (или) сырья определяется Правительством); вывоз с территории России продукции и (или) сырья организациями, находящимися под юрисдикцией иностранных государств или их гражданами; запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на территории России организациями, находящимися под юрисдикцией иностранных государств или подконтрольных им; запрет или ограничение на участие таких организаций и граждан иностранных государств в приватизации государственного или муниципального имущества, а также в выполнении работ или оказании услуг по организации продажи федерального имущества от имени России, а также иные меры в соответствии с решением Президента.
30 июля 2018 года Президент России подписал Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ ««О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Федеральным конституционным законом предусматривается создание самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации. Кассационный суд общей юрисдикции является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа, а апелляционный суд общей юрисдикции — к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов
федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов на территории соответствующего апелляционного округа.
В соответствии с новым законом предельный срок пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда, заместителя Председателя Верховного Суда, председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции увеличивается до 76 лет.
Словения
3 июня 2018 года в Республике Словении состоялись досрочные парламентские выборы, лидером которых стала Словенская демократическая партия.
Изначально проведение очередных выборов в Государственное собрание (однопалатный парламент) Словении было запланировано на 10 июня 2018 года, однако в марте 2018 года премьер-министр Словении Мирослав Церар заявил о своём уходе в отставку. Такое решение Церар принял, главным образом, после того, как Верховный суд Словении отменил итоги референдума 2017 года о строительстве железной дороги между городом Дивача и портом Копер на побережье Адриатического моря. Тогда граждане Словении поддержали проект строительства транспортного пути стоимостью в 1 миллиард евро, который называют самым масштабным в кабинете Церара. После заявления Церара Президент Словении Борут Пахор провёл с ним встречу, по итогам которой объявил о том, что премьер-министр останется на своём посту, но парламентские выборы состоятся на неделю раньше назначенного срока.
Государственное собрание состоит из 90 депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. При этом выборы 88 депутатов проходят по пропорциональной системе в восьми 11-мандатных избирательных округах, а ещё два депутата избираются итальянским и венгерским национальными меньшинствами (по одному от каждого).
Всего в выборах приняли участие 25 политических сил, из которых девять получили места в парламенте. С результатом в 24,94 % голосов избирателей Словенская демократи-
ческая партия (СДП), возглавляемая бывшим премьер-министром Словении Янезом Яншей, заняла 25 мест в новом составе законодательного органа. Второе место (12,65 % голосов и 13 мандатов) досталось движению «Список Марьяна Шареца», лидером которого является мэр города Камник и кандидат в президенты на выборах 2017 года. По десять депутатских кресел заняли представители «Социал-демократов» и Современной центристской партии (9,93 % и 9,75 % голосов соответственно). Партия «Левые» смогла заручиться поддержкой 9,31 % избирателей, что позволило ей получить девять мест в парламенте. Партии «Новая Словения — Христианская народная партия» достались 7,13 % голосов избирателей и семь депутатских кресел. По пять мандатов получат представители Партии Алёнки Братушек и Демократической партии пенсионеров Словении, которых поддержали 5,13 % и 4,92 % избирателей соответственно. Ещё четыре места в парламенте и 4,19 % голосов участников выборов смогли получить представители Словенской национальной партии. Два мандата достались представителям упомянутых национальных меньшинств. Остальные партии получили менее 3 % голосов избирателей.
По данным Государственной избирательной комиссии Словении, явка на выборы составила 51,97 % от общего числа лиц, зарегистрированных для участия в выборах.
Примечательно, что прошедшие выборы изменили расклад политических сил в законодательном органе. По итогам выборов 2014 года большинство мест в парламенте (36) получила левоцентристская Партия Миро Церара, а правоцентристская СДП, занявшая 21 место в парламенте, возглавила оппозицию. В новом составе парламента СДП занимает более 25 % мест, а возглавляемая с недавних пор Миро Цераром Современная центристская партия имеет менее 10 % мандатов.
Поскольку Словения является парламентской республикой, формирование правительства осуществляет партия, занявшая по итогам выборов минимум 40 % мест в парламенте. На выборах 2018 года ни одна политическая сила не смогла получить требуемого числа мест, поэтому депутатам предстоит вступить в переговоры о создании коалиции.
Турция
24 июня 2018 года в Турции прошли досрочные президентские и парламентские выборы, которые стали первыми по счёту с момента внесения в Конституцию Турции изменений, ознаменовавших переход страны от парламентской республики к президентской.
В соответствии с новой редакцией Конституции, принятой по итогам референдума, состоявшегося 16 апреля 2017 года, Президент Турции является одновременно главой государства и главой правительства, избирается путём всеобщего голосования, срок его полномочий составляет 7 лет, одно и то же лицо не может занимать данный пост более двух сроков подряд. Для победы в первом туре выборов кандидату в президенты необходимо заручиться поддержкой более 50 % голосов избирателей.
Всего в президентских выборах приняли участие 6 кандидатов. Лидером выборной гонки стал Реджеп Тайип Эрдоган, Президент Турции с 2014 года, кандидат от правящей Партии справедливости и развития, за которого отдали свои голоса 52,59 % избирателей. Его основной соперник Мухаррем Индже, депутат парламента, кандидат от оппозиционной Республиканской народной партии, смог заручиться поддержкой 30,64 % голосов избирателей. На третьем месте оказался Селахаттин Демирташ — депутат, кандидат от Демократической парии народов с результатом в 8,4 % голосов; Мераль Акше-нер, единственная женщина-кандидат, в прошлом — министр внутренних дел и председатель парламента, представитель Хорошей партии, получила голоса 7,29 % участников голосования. Кандидата от Партии благополучия Темель Карамоллаоглу и лидера партии «Родина» Догу Перинчека поддержали 0,89 % и 0,20 % избирателей соответственно.
Парламентские выборы должны были состояться 3 ноября 2019 года, однако Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган после переговоров с председателем ультраконсервативной Партии националистического движения Девлетом Бахчели заявил об изменении даты проведения выборов. По итогам конституционного референдума 2017 года, число депутатов Великого национального собрания
(парламента) Турции было увеличено с 550 до 600 человек. Депутаты избираются сроком на пять лет на основе прямых, всеобщих выборов тайным голосованием в 87 округах по пропорциональной избирательной системе. Места в парламенте распределяются с использованием метода д'Ондта. Количество мандатов для каждой провинции пропорционально численности проживающего в ней населения. Места в парламенте получают партии, получившие по итогам выборов не менее 10 % голосов избирателей. На выборах 2018 года избиратели получили возможность голосовать также и за альянсы партий (например, в том случае, если лицо не может определиться, какой партии отдать свой голос, оно может проголосовать за альянс партий). При этом в рамках альянса голоса избирателей распределяются между партиями пропорционально голосам, полученным каждой партией альянса по отдельности.
Всего в выборах приняли участие восемь партий, пять из которых образовали два альянса. Партия справедливости и развития (ПСР) и Партия националистического движения (ПНД) объединились в Народный альянс, а Республиканская народная партия (РНП, лидер — Кемаль Кылычдароглу), Партия благополучия и Хорошая партия образовали Альянс нации. Помимо них, участниками парламентских выборов стали партия «Родина», Демократическая партия народов (ДПН) и партия «Дело свободы» (лидер — Мехмед Явуз).
По результатам голосования места в новом составе законодательного органа получили пять партий. Большинство в 295 мест и 42,56 % голосов избирателей достались ПСР, 146 мест и 22,64 % голосов — РНП, 67 мест и 11,7 % голосов - ДПН, 49 мест и 11,1 % голосов — ПНД, 43 места и 9,96 % голосов - Хорошей партии.
Явка на выборы составила 86,24 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей.
Швейцария
10 июня 2018 года в Швейцарской Конфедерации прошли референдумы по вопросам создания новой денежной системы и государственного лицензирования деятельности онлайн-казино, в которых приняли
участие немногим более 33 % от общего числа избирателей страны.
Первый вопрос, на который предстояло ответить участникам плебисцита, звучал следующим образом: «Поддерживаете ли вы общественную инициативу по созданию денежной системы, свободной от кризисов, предусматривающую эмиссию денег исключительно Национальным банком (инициатива о суверенных деньгах)?» Суть данной инициативы состояла в отказе от традиционной для стран с рыночной экономикой модели эмиссии денег, когда выпуск денежной массы осуществляется главным образом в целях кредитования коммерческих банков. Инициаторы референдума полагали, что при таких обстоятельствах деньги являются источником возникновения долга в экономике. Эмиссия денег должна носить целевой характер, зависеть от уровня инфляции и быть направлена на снижение безработицы, считали авторы инициативы. Теоретической основой предложенной инициативы были взгляды Абрахама Лернера, британского экономиста прошлого века, придерживавшегося социалистических взглядов, ученика Фридриха Хайека, близкого по своим взглядам к Джону Кейнсу.
Особенностью данной инициативы было то, что она не исходила от политических партий или общественных организаций. Сбор подписей начался в 2014 году, а в 2015 году заявка была подана в Федеральную канцелярию. С самого начала Федеральное собрание Швейцарии, официальные представители федерального правительства, Национального банка и крупных европейских банков выступали с критикой этой идеи, усматривая в ней риски для макроэкономической стабильности страны и Европы в целом.
По итогам подсчёта голосов, инициатива была поддержана 24,3 % граждан, участвовавших в голосовании, тогда как абсолютное большинство швейцарцев (75,7 %) высказалось против данного предложения, в связи с чем инициатива была отклонена.
Второй вопрос, вынесенный на референдум, предлагал гражданам высказать своё отношение к федеральному закону, принятому Федеральным собранием Швейцарии 29 сентября 2017 года «Об азартных играх».
Новый закон устанавливает обязательное государственное лицензирование онлайн-казино, а невыполнение данного требования
влечёт блокировку соответствующего сайта. Согласно новеллам, от уплаты налогов освобождаются выигрыши до 1 миллиона франков (взамен существовавшего ранее порога в 1 тысячу франков).
Закон вводит новое бюджетное правило: все доходы, получаемые казной от регулирования игрового бизнеса, должны направляться на социальные проекты, поддержку инвалидов, развитие системы пенсионного обеспечения и т. д.
Однако ещё на стадии обсуждения законопроекта оппозиция потребовала вынести на федеральный референдум вопрос о вступлении данного закона в силу. Представители либеральных партий, а также «Зелёные» считали, что закон предусматривает чрезмерное государственное вмешательство в сферу игрового бизнеса.
Тем не менее население не стало прислушиваться к голосам критиков закона. 72,9 % граждан, участвовавших в голосовании, вы-
разили свою поддержку нововведениям, тогда как только каждый пятый (21,1 %) высказался против норм закона.
Ведущая мониторинга — Елена Ильина. В подготовке мониторинга участвовали: Елена Ильина (Россия, Словения, Турция), Юлия Рудт (Германия), Таисия Сидоренко (Латвия, Пакистан), Алим Ульбашев (Израиль, Швейцария), Александра Урошлева (Великобритания), Сергей Явкин (Колумбия, Мексика).
Библиографическое описание: Мониторинг конституционных новостей: июнь — июль 2018 // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 4 (125). С. 4-15.
Citation
(2018) Monitoring konstitutsionnykh novostey: iyun' - iyul' 2018 [Constitutional watch: June - July 2018]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, vol. 27, no. 1, pp. 4-15. (In Russian).