МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ
«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.
001: 10.21128/1812-7126-2018-2-4-13
ФЕВРАЛЬ - МАРТ • 2018
Армения
2 марта 2018 года депутатами Национального собрания был избран четвёртый Президент Армении.
По итогам конституционного референдума, состоявшегося 6 декабря 2015 года, Армения была объявлена парламентской республикой, срок полномочий главы государства увеличен с пяти до семи лет, а вместо прямых выборов введены косвенные выборы президента депутатами парламента. Отныне кандидат в президенты может быть выдвинут четвертью депутатов Национального собрания, а избранным считается лицо, получившее не менее трёх четвертей голосов от общего числа депутатов.
На выборах 2018 года Армен Саркисян — физик, бизнесмен, политический деятель, дипломат и экс-посол Армении в Великобритании — был единственным кандидатом. Его кандидатура выдвинута правящей Республиканской партией и её партнёром по коалиции Армянской федерацией «Дашнакцутюн», а также поддержана оппозиционной партией «Царукян». Для победы на выборах кандидату требовалось получить 79 голосов, тогда как за Саркисяна уже в первом туре выборов проголосовали 90 депутатов из 101 принимавшего участие в голосовании.
Против изменения порядка выборов в целом и против кандидатуры Армена Саркисяна в частности выступали члены оппозиционной партии «Елк». Её глава намеревался обра-
титься в Конституционный суд Армении, чтобы признать противоречащими Конституции положения регламента парламента, закрепляющие новую процедуру избрания президента. Однако для обращения в Конституционный суд партии необходимо было собрать подписи 21 депутата, в то время как «Елк» представлена в Национальном собрании всего девятью депутатами. 9 апреля новый Президент приступил к исполнению своих обязанностей.
Германия
14 марта 2018 года Бундестаг в четвёртый раз избрал Ангелу Меркель на пост Федерального канцлера Германии. Избранию предшествовал продолжительный процесс формирования парламентской коалиции, в рамках которого блок Христианско-де-мократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) провели внутрипартийные голосования по вопросу о вхождении в большую коалицию.
Поскольку Германия является парламентской республикой, по традиции формирование правительства осуществляет партия, получившая по итогам голосования большинство мест в парламенте. Однако на выборах в Бундестаг 24 сентября 2017 года ни одной партии не удалось занять требуемого числа мест, что привело к необходимости формирования правящей коалиции.
Самой многочисленной политической силой в немецком парламенте остался блок ХДС/ХСС, но его представителям удалось занять немногим более чем треть депутатских кресел (246 из 709). Второй по численности стала СДПГ, которую представляют в Бундестаге 153 депутата. Остальные партии получили в парламенте менее ста мест.
Первые четыре недели после парламентских выборов в переговорах о формировании парламентской коалиции участвовали ХДС/ХСС, Свободная демократическая партия (СвДП) и «Зелёные». СДПГ изначально отказалась от участия в переговорах. За месяц партии не смогли прийти к согласию по вопросам ведения политики в отношении беженцев, климата, реформы Европейского Союза. СвДП вышла из переговоров, а «Зелёные» исключили своё участие в правительстве меньшинства, заявив, что Германии необходимо «устойчивое правительство, а потому и большинство в парламенте». СвДП аргументировала свой выход тем, что в случае продолжения переговоров она будет вынуждена отказаться от своих принципов. Таким образом, вопрос о возможности формирования правительства меньшинства был снят.
После ряда встреч Федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера с представителями партий, состоявшихся в ноябре 2017 года, в январе 2018 года СДПГ, ранее исключившая возможность участия в коалиции, всё же вступила в переговоры с ХДС/ ХСС с намерением закончить их к началу февраля. Тем не менее к назначенному сроку переговоры ещё не были завершены. 26 февраля, после одобрения коалиционного договора ХСС, ХДС провела съезд, на котором большинство делегатов поддержали формирование коалиции с СДПГ. Из одной тысячи делегатов против создания союза высказались лишь 27 представителей.
Голосование СДПГ по вопросу о вхождении в коалицию длилось несколько недель и закончилось 4 марта. В нём приняли участие более 460 тысяч членов партии (около 78 %), из которых формирование коалиции поддержали 66 %, а 34 % высказались против.
12 марта в Берлине лидеры блока ХДС/ ХСС и СДПГ подписали коалиционный договор, на базе которого в дальнейшем будет строиться работа правительства. Теперь представители альянса занимают в парламенте
399 из 709 мест (на 44 места больше, чем депутаты от оппозиции). По коалиционному соглашению в новом составе правительства представители ХДС и СДПГ получили по 6 министерских портфелей и ещё 3 портфеля достались членам ХСС.
5 марта Франк-Вальтер Штайнмайер, действуя в соответствии с абзацем 1 статьи 63 Основного закона, направил в Бундестаг письменное предложение избрать Ангелу Меркель на пост Федерального канцлера, а 14 марта в Бундестаге состоялось голосование, по итогам которого Меркель получила 364 из 688 действительных голосов депутатов (при необходимом минимуме в 355 голосов). При этом 315 депутатов высказались против избрания, а 9 — воздержались. Примечательно, что в число тех, кто голосовал против избрания Меркель, вошли 35 депутатов из новой правящей коалиции. В тот же день Федеральный президент утвердил вновь избранного канцлера в должности.
Процесс формирования правительства занял более 160 дней с момента проведения парламентских выборов, а сложившаяся коалиция, участники которой занимают около 56 % депутатских кресел, стала самой малочисленной за последние 12 лет.
Египет
26 марта 2018 года в Арабской Республике Египет состоялись общенациональные выборы Президента страны. За действующего главу государства Абдулфаттаха Ас-Сиси отдали свои голоса более 20 миллионов граждан (около 97 % от числа избирателей, пришедших в день голосования на избирательные участки).
Однако в относительных цифрах за Ас-Сиси проголосовал лишь каждый третий египтянин, если учитывать, что общее число граждан страны, обладающих активным избирательным правом, в настоящее время составляет около 60 миллионов человек.
Немногим менее 3 % голосов набрал лидер проправительственного общественного движения «Аль-Гэд» («Завтра») Мусса Му-стафа Мусса, являющийся сторонником Ас-Сиси, в начале президентской гонки участвовавший в кампании по сбору подписей за действующего лидера и лишь к концу гонки заявивший о своём намерении самостоятель-
но баллотироваться на пост главы государства.
Фактическое отсутствие политической конкуренции на выборах вызвало сомнения в их легитимности в среде египетской либерально-демократической оппозиции и гражданского общества. В национальных и западных СМИ для оценки выборов использовались такие слова, как «фарс», «постановка», «абсурд». За два месяца до голосования восемь ведущих оппозиционных партий, а также более полутора сотен общественных деятелей страны призвали к бойкоту выборов. В этих условиях задачей правительства и лично Ас-Сиси было не столько продвижение определённой политической программы, сколько привлечение избирателей к голосованию. В своём специальном обращении к египетским женщинам накануне выборов Ас-Сиси просил избирательниц «дать громче звучать их голосам, чтобы быть услышанными». При этом глава государства поклялся именем Бога, что со своей стороны предпринял все действия по обеспечению реальной конкуренции, но «оппозиция сама оказалась не готова».
Как показывают опросы общественного мнения, в настоящее время египтян волнуют проблемы экономики и безопасности, остающиеся неразрешёнными с первого президентского срока Ас-Сиси. При этом в стране отмечается спад политической активности по сравнению с «арабской весной» 2011 года, в ходе которой был вынужден оставить свой пост многолетний лидер Египта Хосни Муба-рак.
Италия
4 марта 2018 года прошли очередные выборы в Парламент Итальянской Республики. По итогам всеобщего голосования были избраны 630 представителей в Палату депутатов и 315 выборных членов Сената.
28 декабря 2017 года Президент Серджо Маттарелла распустил парламент предыдущего созыва ввиду истечения срока его полномочий. Всеобщие выборы в итальянский парламент стали восемнадцатыми по счёту с момента вступления в силу Конституции в 1948 году и первыми выборами, проводимыми на основании нового избирательного закона.
Итальянский избирательный закон № 165 от 3 ноября 2017 года, вступивший в силу 12 ноября и получивший в Италии неофициальное название «Розателлум» по фамилии его основного разработчика Этторе Розато, лидера фракции Демократической партии в Палате депутатов, внёс изменения в порядок формирования Палаты депутатов и Сената, установив смешанную избирательную систему.
В соответствии с новым законом 37 % членов Палаты депутатов и Сената избираются по мажоритарной системе относительного большинства, а остальные 63 % — по пропорциональной системе на основе закрытых партийных списков, из которых 2 % избираются гражданами Италии, проживающими за границей. Перед выборами территория Италии была разделена на 232 одномандатных округа для избрания части Палаты депутатов и на 116 округов — для Сената; 386 депутатов и 193 сенатора избирались по партийным спискам. Кроме того, 12 депутатов и 6 сенаторов также избирались по партийным спискам за границей.
Благодаря новому избирательному закону итальянцы впервые с 2001 года получили возможность голосовать не только за партию, но и за конкретного кандидата в своём округе. Напомним, что в Италии правом избирать представителей в Палату депутатов обладают лица, достигшие возраста 18 лет. Возрастной порог для выборов сенаторов составляет 25 лет. Явка на выборы составила 72,93 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей, что на 2,27 % ниже явки, зафиксированной на парламентских выборах 2013 года.
Всего в выборах приняли участие 28 политических партий, часть которых выступила в составе коалиций — Правоцентристской и Левоцентристской.
Электоральный барьер для политических партий составил 3 % голосов избирателей, для коалиций — 10 %. В случае если партия, участвующая в коалиции, набрала от 1 до 3 % голосов избирателей, то полученные ею голоса перераспределяются в пользу наиболее сильной партии в коалиции.
Первое место на прошедших выборах заняла Правоцентристская коалиция, возглавляемая Маттео Сальвини. С результатом в 37 % голосов избирателей коалиции удалось
получить 265 из 630 мест в нижней палате парламента. На выборах в Сенат Правоцентристская коалиция набрала 37,5 %, получив 137 из 315 мест. В коалицию вошли следующие партии: «Лига» (124 места в Палате депутатов и 58 мест в Сенате), «Вперёд Италия» (106 и 58 мест), «Братья Италии» (31 и 16 мест), «Мы с Италией» (4 и 5 мест).
Второе место заняло «Движение пяти звёзд», возглавляемое Луиджи Ди Майо. На выборах в Палату депутатов за движение проголосовало 32,68 % избирателей, что позволило ему занять там 227 мест. В Сенате «Движение пяти звёзд» получило 112 мест, набрав 32,21 % голосов. В сравнении непосредственно с другими партиями (без учёта их коалиций) «Движение пяти звёзд» оказалось безусловным лидером по числу набранных голосов на парламентских выборах.
Следом идёт Левоцентристская коалиция, лидером которой является Маттео Ренци. За коалицию проголосовало 22,85 % избирателей на выборах в нижнюю палату и 23 % — на выборах в Сенат, благодаря чему её представители заняли 122 и 60 мест соответственно. Коалиция объединяет Демократическую партию Италии (112 и 54 места), партии «Больше Европы» (3 и 1 место), «Вместе» (одно место в каждой палате), «Популярный гражданский список» (2 и 1 место) и SVP— PATT (союз Южнотирольской народной партии (SVP) и Автономной тирольской партии Трентино (PATT), 4 и 3 места).
В итальянский парламент прошла также партия «Свободные и равные», возглавляемая Пьетро Грассо. Партия заняла 14 мест в Палате депутатов и 4 — в Сенате, набрав соответственно 3,39 % и 3,3 % голосов при голосовании по партийным спискам.
Кроме того, благодаря голосам итальянцев, проживающих за границей, по одному месту как в Палате депутатов, так и в Сенате получили партии «Ассоциация итальянцев за рубежом» и «Союз Южноамериканских эмигрантов Италии».
Ввиду того, что Италия является парламентской республикой и по итогам выборов ни одна из политических сил не сумела получить большинства мест (40 %) в законодательном органе, для формирования нового правительства партиям, прошедшим в парламент, предстоит процесс формирования парламентской коалиции.
Камбоджа
14 февраля 2018 года Национальная ассамблея (нижняя палата парламента) Камбоджи единогласно проголосовала за внесение изменений в Конституцию.
Конституционные изменения, утверждённые в начале февраля Советом министров, были единогласно приняты 123 парламентариями на состоявшемся 14 февраля пленарном заседании Национальной ассамблеи. 21 февраля нововведения были одобрены Сенатом и направлены на подписание Королю Камбоджи Нородому Сиамони. Поскольку с 22 февраля Нородом Сиамони отбыл из страны в Китай для прохождения медицинского обследования, конституционные поправки подписал Президент Сената Сай Хум, действуя как глава государства.
Новая редакция статьи 34 предусматривает, что законом может быть установлено не только ограничение (как это было в прежней редакции статьи), но и полное лишение гражданина права избирать и быть избранным.
Изменения, внесённые в статью 42, гарантирующую свободу ассоциаций и право создавать политические партии, предписывают политическим партиям «ставить на первое место интересы страны и народа», а также вводят запрет для партий заниматься деятельностью, «прямо или косвенно ставящей под угрозу интересы Королевства Камбоджа и его народа». Отсутствие дефинитивных норм и возможность неограниченно широкого толкования категории «интересы Королевства Камбоджа и его народа» предоставляют действующей власти возможность влиять на оппозицию.
Статья 49 теперь устанавливает, что «каждый кхмерский гражданин обязан уважать Конституцию... и ...защищать родину». Поправка запрещает гражданам действовать во вред интересам страны.
Изменённая статья 53 закрепляет, что Камбоджа не вмешивается во внутренние дела иных государств, а равно «выступает против любого иностранного вмешательства в свои внутренние дела».
Премьер-министр Камбоджи, председатель правящей Народной партии Хун Сен ранее пояснил, что изменения к Конституции необходимы для защиты страны от внешнего влияния.
Китай
11 марта 2018 года Всекитайское собрание народных представителей (парламент страны) приняло пакет изменений к Конституции, важнейшим из которых стала отмена ограничения на количество сроков пребывания в должности главы государства.
Согласно положениям статьи 79 Конституции КНР, сроки полномочий Председателя КНР (глава государства) и заместителя Председателя КНР (вице-президент) соответствуют сроку полномочий Всекитайского собрания народных представителей (5 лет), при этом пребывание в должности Председателя и его заместителя ограничено двумя сроками подряд. Проект изменений в основной закон, исключающих данное требование, был подготовлен Коммунистической партией Китая и представлен на сессии китайского законодательного органа 13-го созыва.
Конституционные нововведения были одобрены абсолютным большинством в 2 958 голосов депутатов; при этом двое парламентариев высказались против принятия пересмотренных положений, а трое — воздержались. Переизбрание действующего Председателя КНР на третий срок будет возможно в 2023 году, а именно по истечении десятилетнего срока его пребывания на посту главы государства.
Принятые изменения являются первым существенным обновлением основного закона за последние 14 лет. Действующая Конституция была принята в 1982 году. Последняя из четырёх новелл, принятых за весь период её действия, касалась вопросов защиты прав личности и собственности.
Как отметил Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая, модернизация Конституции является решением, соответствующим идее отстаивания и развития социализма на современном этапе развития государства. По словам вице-президента Китайского университета политических наук и права, Конституция КНР была разработана с учётом особенностей китайской модели социализма и практики её реализации. Изменение Конституции обусловлено наступлением новой эры китайского социализма и позволит учесть достижения, опыт и потребности партии и тенденции развития государства.
Монако
11 февраля 2018 года в Княжестве Монако состоялись всеобщие парламентские выборы, по итогам которых гражданами были избраны 24 депутата в однопалатный Национальный совет. При этом 21 из 24 мест заняли представители созданной в 2017 году партии «Приоритет Монако!» («Primo!»).
В соответствии со статьёй 53 Конституции Монако 1962 года Национальный совет состоит из 24 депутатов, избираемых на пять лет прямыми всеобщими выборами по избирательной системе списков в соответствии с законодательством. Согласно статье 20 Закона № 839 от 23 февраля 1968 года, выборы Национального совета проводятся в соответствии с избирательной системой, при которой гражданин может проголосовать за кандидатов из разных партийных списков (система панаширования).
На парламентских выборах 11 февраля явка составила 70,4 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей. По итогам выборов в Национальный совет прошли следующие политические силы: правая политическая партия «Горизонт Монако», центристская политическая партия «Монегасский союз» и консервативный политический блок «Приоритет Монако!». При этом партия «Приоритет Монако!» получила в парламенте 21 мандат (57,7 % голосов), «Горизонт Монако» — 2 мандата (26,1 %) и «Монегасский союз» — 1 мандат (16,2 %).
Интересно отметить, что предвыборная кампания началась в июле 2017 года с объявления директора Оперы Монте-Карло Жана-Луи Гринды главным кандидатом от партии «Монегасский союз». Политик Беатрис Фре-ско-Ролфо была объявлена главным кандидатом партии «Горизонт Монако» (она является первой женщиной-кандидатом на национальном уровне), а представителем партии «Приоритет Монако!» стал политик, бывший председатель Национального совета Монако (2003-2010) Стефан Валери.
В период предвыборных дебатов основными темами для обсуждения стали жилищный вопрос (пути улучшения жилищной ситуации для граждан Монако, где, с одной стороны, наблюдается нехватка жилья и спрос на жильё превышает предложение, а с другой -
его чрезвычайно высокая стоимость), а также сохранение национальной идентичности в контексте интеграции в Европейский Союз. Важно отметить, что набравшая большинство голосов партия «Приоритет Монако!» выступает в поддержку национальной идентичности, жилищных гарантий, а также гарантий рабочих мест для коренных монегасков в процессе взаимодействия с Европейским Союзом. При этом представитель партии «Моне-гасский союз» Жан-Луи Гринда подчеркнул важность ценности человека в государстве и необходимость его приоритетного места во взаимоотношениях с правительством.
Россия
18 марта 2018 года в России состоялись очередные президентские выборы, по итогам которых Президентом страны был избран Владимир Путин.
Выборы Президента России проводились с учётом результатов реформы избирательного законодательства, прошедшей в период с 2012 по 2017 год и существенно изменившей порядок избрания главы государства. В частности, к президентским выборам 2018 года было отменено голосование по открепительным удостоверениям в пользу голосования по месту пребывания, расширен перечень организаций, имеющих право направлять наблюдателей на избирательные участки, сокращено количество подписей, необходимых для выдвижения кандидатов. При этом отдельные новеллы ужесточили регулирование: были введены дополнительные требования для регистрации кандидатов и значительно сокращены сроки обжалования итогов голосования и результатов выборов.
По данным ЦИК России, в голосовании приняли участие 67,54 % избирателей. Данный показатель активности участия россиян в выборах Президента страны стабилен начиная с 1996 года. Рекордсменом по количеству избирателей, отдавших свои голоса за кандидатов на президентский пост, стала Республика Тыва, где на избирательные участки пришли 93,66 % избирателей. Иркутская область, напротив, отличилась самой невысокой явкой избирателей: здесь в голосовании приняли участие всего 55,7 % граждан, обладающих активным избирательным правом. Заметный рост явки избирателей был зафикси-
рован в Москве. В столице проголосовало в 2,5 раза больше избирателей, чем 6 лет назад.
На пост главы государства претендовали восемь кандидатов, которые боролись за голоса более 109 миллионов избирателей.
Согласно Постановлению ЦИК избранным на должность Президента России стал действующий глава государства Владимир Путин с результатом 76,69 % голосов. Для Путина новый президентский срок станет вторым подряд и четвёртым в карьере. Успешным можно назвать дебют на президентских выборах кандидата от КПРФ, директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павла Грудинина, которого поддержали 11,77 % избирателей. До выдвижения Пленумом ЦК КПРФ в качестве кандидата в Президенты России Гру-динин приобрёл политический опыт, будучи депутатом Московской областной думы нескольких созывов. Третьим на президентских выборах стал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, за которого отдали свои голоса 5,65 % избирателей. Поддержку немногим более 1 % избирателей получили либеральные кандидаты: журналист, ведущая телека -нала «Дождь» Ксения Собчак, выдвинутая партией «Гражданская инициатива» (1,68 %), а также основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский (1,05 %). Менее 1 % голосов было отдано Уполномоченному по защите прав предпринимателей России, председателю Партии Роста Борису Титову (0,76 %) и Председателю Центрального комитета Коммунистической партии Коммунисты России Максиму Сурайкину (0,68 %). Последним в избирательной гонке стал лидер «Российского общенародного союза» Сергей Бабурин, получивший поддержку 0,65 % избирателей.
Как сообщил пресс-секретарь Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Томас Раймер, в качестве наблюдателей на выборах в России выступили 583 представителя ОБСЕ из 44 стран. Вместе с тем ЦИК отказала в аккредитации более 5 000 наблюдателей от отдельных средств массовой информации.
Независимые наблюдатели зафиксировали различные нарушения, среди которых самыми многочисленными стали вбросы бюллетеней в урны для голосования, удаления наблюдателей с избирательных участков, а также принуждение избирателей к голосованию. Кроме того, некоторые эксперты отме-
чают, что так называемый «Мобильный избиратель» — новый механизм голосования по месту нахождения избирателя без открепительного удостоверения — не гарантировал однократность голосования.
Глава ЦИК Элла Памфилова отметила, что по результатам жалоб избирателей, кандидатов, их доверенных лиц, членов избирательных комиссий и наблюдателей на 16 участках итоги выборов были отменены, ещё по 7 участкам материалы направлены в суд.
ЦИК не усмотрела на выборах Президента России существенных нарушений, которые ставили бы под сомнение результат голосования, и провозгласила их свободными, конкурентными и прозрачными. С особым мнением традиционно выступил член ЦИК от КПРФ Евгений Колюшин, указав на нарушение принципа свободных выборов, которое выразилось в том числе в необеспечении равенства кандидатов и беспристрастности избирательных комиссий, а также в использовании государственных механизмов стимулирования явки избирателей на выборы.
Таиланд
27 февраля 2018 года Король Таиланда подписал обновлённый Закон о Конституционном суде (№ 2561), который предусматривает новый для конституционного права этого государства запрет — ограничение критики в отношении решений Конституционного суда.
В статье 38 Закона указано, что разрешается «добросовестная критика» без использования грубых, саркастических или угрожающих выражений. В случае использования запрещённых выражений применяется статья 39 Закона, которая предусматривает наказания в виде: предупреждения; удаления из зала суда; лишения свободы сроком до 1 месяца; штрафа в размере 50 тысяч батов (примерно 92 тысячи рублей). Превышение допустимого уровня критики рассматривается Судом по мере необходимости. При этом наказание в виде лишения свободы или штрафа может быть назначено путём голосования судей, если эту меру поддержат не менее двух третей от общего числа судей. При рассмотрении обстоятельств дела уголовное и уголовно-процессуальное законодательства применяются по аналогии.
В прессе отмечается, что в прошлом Конституционный суд часто выносил решения, существенно влиявшие на политику государства, включая аннулирование результатов выборов. В связи с этим представители юридического сообщества Таиланда высказывают опасения в части неясности и широты применяемых в законе формулировок и возможности для Суда выступать прокурором, следователем и судьёй в одном процессе.
Швейцария
4 марта 2018 года в Швейцарии прошёл общенациональный референдум по вопросу об отмене обязательного сбора на финансирование работы государственного радио и телевидения Швейцарии. Второй темой референдума стал вопрос о продлении права федеральных властей взимать с граждан Швейцарии отдельные виды федеральных налогов (налог на добавленную стоимость, прямой налог на прибыль компаний и налог на доходы физических лиц).
Финансирование государственного телевидения Швейцарии происходит за счёт обязательных сборов (медиа-пошлина, не являющаяся налогом в соответствии с законодательством Швейцарии) со всех домохозяйств страны вне зависимости от того, смотрят ли граждане государственные каналы или нет. Для домохозяйств, имеющих соответствующие радио- и телеприёмники, размер медиа-пошлины в 2017 году составил 451 франк в год. При этом к 2019 году обязанность платить медиа-пошлину планируется распространить на каждое домохозяйство независимо от наличия и использования соответствующих приёмников в доме.
Саму необходимость уплаты медиа-пошлины и её размер федеральные власти оправдывали важностью нейтральной подачи информации со стороны публичных средств массовой информации. Данное правило устанавливает статья 24(1)(а) Федерального закона о радио и телевидении, где закреплена обязанность государственного радио и телевидения вносить вклад в «свободное формирование мнения публики посредством полноценной, разносторонней и объективной подачи информации, в особенности о политических, экономических и социальных событиях».
Однако проведённые исследования показали, что данное правило не соблюдается: большинство сотрудников телевидения, определяющих, каким образом будет подаваться информация, придерживаются «левых» или радикально «левых» взглядов и лишь небольшую часть сотрудников можно отнести к центру или «правым». По мнению швейцарцев, государственное телевидение утратило статус нейтрального, в связи с чем отпала необходимость платить медиа-пошлину. К тому же каждый человек вправе платить только за те медиа-ресурсы, которыми он пользуется. Инициатива «N0 БШ৻, название которой соответствует названию компании, осуществляющей сбор пошлины, была запущена молодёжными организациями консервативной Швейцарской народной партии и правой «Партии либералов».
Пакет поправок в статью 93 Конституции Швейцарии предусматривал отмену медиа-пошлины с 1 января 2019 года, запрет федеральному центру финансировать в мирное время любые теле- или радиокомпании, а также исключение из Конституции условия о том, что общественные СМИ должны публиковать только проверенную информацию.
По мнению противников инициативы, отмена медиа-пошлины привела бы к упразднению единого медийного пространства в Швейцарии, которая включает в себя четыре языковых региона. Периферийные районы и отдалённые горные районы могут остаться без качественного медийного обеспечения, а швейцарская поп-музыка, кино и фольклор — без финансовой поддержки.
В голосовании по данному вопросу приняли участие 54,1 % граждан Швейцарии, обладающих правом на участие в референдуме. По итогам голосования против принятия инициативы высказались как все 23 швейцарских кантона, так и большинство участников референдума (71,6 %). Таким образом, большинство швейцарцев посчитали предложенные изменения слишком радикальными.
В голосовании по вопросу о продлении федеральных налогов приняли участие 52,9 % швейцарцев. В соответствии с положениями швейцарской Конституции некоторые налоги имеют определённый временной лимит. Так, на сегодняшний день власти федерации обладают правом взимать НДФЛ, корпоративный налог с юридических лиц и НДС лишь до
2020 года. Для того чтобы в дальнейшем налогообложение носило легитимный характер, правительству необходимо получить одобрение народа. Депутаты швейцарского парламента также одобрили продление федеральных налогов, проведя голосование в Национальном совете (196 голосов из 200) и Совете кантонов (44 голоса из 46).
На голосование 4 марта был вынесен вопрос: «Согласны ли вы продлить право государства взимать федеральные налоги в соответствии с "Новым финансовом регламентом 2021" вплоть до 2035 года?» (установленный срок в 15 лет стал результатом компромисса между политическими силами в парламенте).
За продление налогообложения высказались 84,1 % участников референдума и все кантоны, в то время как 15,9 % граждан не поддержали данную правительственную инициативу. В последний раз народное голосование по подобному вопросу проводилось в 2004 году, когда 74 % граждан также добровольно согласились продлить взимание государственных налогов.
ЮАР
23 февраля 2018 года Конституционный суд ЮАР принял единогласное решение по жалобе лидера нигерийской террористической группы Генри Окаха и тем самым признал экстерриториальную юрисдикцию национальных судов в отношении преступлений террористической направленности (S v Okah [2018] ZACC 3).
Заявитель Генри Оках — нигерийский гражданин, с 2007 года постоянно проживающий в ЮАР, являлся лидером боевых групп организации «Движение за освобождение дельты Нигера» (The Movement for the Emancipation of the Niger Delta, MEND). Сторонники этой организации утверждают, что Правительство Нигерии и международные нефтяные компании получают огромные денежные средства за добычу нефти в южной дельте Нигера, что не приносит никакой выгоды местному обнищавшему населению и наносит большой ущерб окружающей среде. В 2007 году Правительство Нигерии задержало Окаха, но в 2009 году амнистировало его. В 2010 году под руководством заявителя были организованы взрывы на территории Нигерии, в то время как он сам находился в ЮАР.
В 2015 году в соответствии с национальным законодательством ЮАР ему было предъявлено обвинение в совершении 13 преступных актов, включая финансирование и организацию серии взрывов на территории Нигерии, угрозу вовлечения в террористическую деятельность граждан ЮАР. Суд первой инстанции признал заявителя виновным по всем пунктам обвинения.
В апелляции Оках утверждал, что суд ЮАР не обладает юрисдикцией осудить его за действия, совершённые за пределами ЮАР. Стороной защиты также было отмечено, что суд не включил в протокол существенные процессуальные нарушения: присутствие в суде первой инстанции прокурора, работающего на Нигерийскую службу государственной безопасности; неинформирование подсудимого о возможности предоставления консульской помощи в соответствии со статьёй 7(3) Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (принята 16 декабря 1997 года); отказ суда от передачи запроса о получении свидетельских показаний в отношении событий, имевших место в Нигерии, в нарушение Договора о международном сотрудничестве в уголовных делах с Нигерией 1996 года.
Верховный суд удовлетворил апелляцию заявителя в части отсутствия юрисдикции национальных судов ЮАР для осуждения Ока-ха за террористические акты на территории Нигерии по четырём пунктам обвинения. В новом приговоре отмечено, что статья 15.1 Закона о защите конституционной демократии от терроризма и смежной деятельности (принят в 2004 году) предусматривает экстерриториальную юрисдикцию государства только в отношении преступлений, связанных с финансированием терроризма. Указанная статья содержит возможность задержания и привлечения к уголовной ответственности лиц, находящихся на территории ЮАР и подозреваемых в «определённых преступлениях». Понятие «определённых преступлений» при этом дано в разделе 1.1 Закона, где имеется отсылочная норма к статье о финансировании терроризма. По итогам апелляции Суд уменьшил назначенное наказание с 24 до 20 лет лишения свободы.
В конституционной жалобе Оках заявил о необходимости освобождения его от уголовной ответственности, так как в нарушение
конституционного права на судебную защиту суд первой инстанции допустил и отказался внести в протокол существенные процессуальные нарушения, а Верховный суд отказался удовлетворить апелляцию в этой части.
В итоговом решении Конституционный суд постановил, что узкое толкование Верховным судом статьи 15.1 Закона приводит к подрыву целей данного акта и создаёт препятствия по осуществлению ЮАР международных обязательств в сфере борьбы с терроризмом. Отсылка к финансированию терроризма при изложении понятия «определённые преступления» в разделе 1.1 Закона служит лишь иллюстрацией видов преступлений, при совершении которых возможно задержание лица. Данный пример не имеет ограничительного характера и не ведёт к запрету рассмотрения дел по иным преступлениям террористической направленности. Иное толкование абсурдно, так как позволяет «наказать банкира, освободив взрывателя». Здравый смысл и применение герменевтического подхода, по мнению Конституционного суда, могли позволить Верховному суду сделать правильный вывод.
Рассуждая об экстерриториальной юрисдикции, Конституционный суд отметил, что принцип международной вежливости и необходимости выдачи в деле заявителя не могут быть применены, так как терроризм носит международный характер и привлечение заявителя к ответственности в ЮАР не посягает на суверенитет Нигерии. Действия заявителя не могут быть рассмотрены в рамках международного гуманитарного права, так как совершённые им преступления повлекли жертвы среди гражданского населения и доводы о направленности взрывов исключительно против должностных лиц были справедливо отклонены.
Таким образом, Конституционный суд отменил приговор апелляционной инстанции, признав приговор суда первой инстанции окончательным. В части заявления о неинформировании о праве на консульский доступ жалоба заявителя удовлетворена, государство допустило нарушение, но это процессуальное нарушение не влияет на принятый по делу приговор, не создаёт разумных оснований для перспективы апелляции. Консульский представитель присутствовал на всех судеб -ных слушаниях, но заявитель ни разу к нему
не обратился. Обстоятельства указывают на то, что заявитель знал о принадлежащем ему праве воспользоваться консульской помощью, но не воспользовался им. Более того, в случае выдачи заявителя Нигерии ему грозила бы смертная казнь. Остальные части жалобы Конституционным судом были отклонены.
27 февраля 2018 года Национальная ассамблея ЮАР (нижняя палата парламента) 241 голосом против 83 проголосовала за принятие закона об изъятии частной собственности (земельных участков) граждан для государственных нужд без справедливой компенсации.
По мнению большинства депутатов Национальной ассамблеи, основными целями принятия закона являются решение земельного вопроса, состоящего в «расовом дисбалансе» во владении и пользовании земельными участками (в основном землями сельскохозяйственного производства), а также вопроса продовольственной безопасности в ЮАР.
Согласно действующей редакции Конституции, размер компенсации, время и конкретный способ возмещения за изъятие собственности должны быть согласованы непосредственно с лицом, чьи права и свободы затрагиваются принятым решением, путём подписания соответствующего соглашения между физическим лицом и органом государственной власти. В случае несогласия собственника вопрос об изъятии подлежит разрешению в судебном порядке.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Конституции размер компенсации должен быть справедливым и равноправным, отражающим баланс общественных и частных интересов с учётом таких обстоятельств, как текущее использование имущества; история приобретения и использования имущества; рыночная стоимость имущества; объём прямых государственных инвестиций и субсидий; цель экспроприации.
Однако в соответствии с принятым Национальной ассамблеей законом органы государственной власти ЮАР, уполномоченные принимать решения об изъятии частной собственности граждан, не обязаны заключать какие-либо соглашения с собственниками земельных участков и согласовывать размер денежной компенсации, а также способ и порядок её выплаты.
Дополнительный «резерв» для столь существенного изменения фундаментального принципа справедливой компенсации за изъятие частной собственности был изначально установлен в пункте 7 статьи 25 Конституции, в соответствии с которым лицо или организация, лишённые своей собственности после событий 19 июня 1913 года (принятие так называемого «земельного закона», лишившего африканскую часть населения возможности владеть земельными участками в республике), вправе требовать возврата своего имущества либо справедливого возмещения.
В пункте 8 статьи 25 Конституции также установлено, что никакое положение главы второй Конституции не может препятствовать государству принимать законодательные и другие меры, направленные на исправление последствий прошлой расовой дискриминации и политики государства, связанной с апартеидом.
Таким образом, принятие «закона об экспроприации» потребует внесения изменений в статью 25 Конституции, в которой установлен принцип справедливой компенсации за изъятие частной собственности граждан для государственных нужд.
Парламентский Комитет по пересмотру Конституции должен подготовить проект закона о поправке к статье 25 Конституции (глава вторая) к 30 августа 2018 года и проинформировать депутатов Национальной ассамблеи о подготовленных изменениях.
Ведущая мониторинга — Елена Ильина. В подготовке мониторинга участвовали: Алексей Бондаренко (ЮАР), Ольга Гаврилова (Монако), Елена Ильина (Германия, Швейцария), Юлия Рудт (Таиланд, ЮАР), Таисия Сидоренко (КНР), Мария Соловьёва (Армения), Алим Ульбашев (Египет), Анна Швец (Россия), Сергей Явкин (Италия, Камбоджа).
Библиографическое описание: Мониторинг конституционных новостей: февраль — март 2018 // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 2 (123). С. 4-13.
Citation
(2018) Monitoring konstitutsionnykh novostey: fevral' - mart 2018 [Constitutional watch: February - March 2018]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, vol. 27, no. 2, pp. 4-13. (In Russian).