Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. СЕНТЯБРЬ - НОЯБРЬ • 2018'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. СЕНТЯБРЬ - НОЯБРЬ • 2018 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» – это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача – дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. СЕНТЯБРЬ - НОЯБРЬ • 2018»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

001: 10.21128/1812-7126-2018-6-4-12

СЕНТЯБРЬ - НОЯБРЬ • 2018

Бразилия

7 октября 2018 года в Бразилии состоялись всеобщие выборы, по итогам которых граждане избрали президента и вице-президента страны, 513 членов Палаты депутатов и 54 члена Федерального сената.

В соответствии со статьёй 77 Конституции Бразилии кандидат в вице-президенты регистрируется на выборах вместе с кандидатом в президенты. Избранным президентом считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, не считая недействительных и незаполненных бюллетеней. Если ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то проводится второй тур голосования не позднее двадцати дней после объявления результатов голосования первого тура. Во втором туре участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Кандидат, получивший большинство голосов, считается избранным.

В президентских выборах участвовало 13 кандидатов. По результатам первого тура наибольшее число голосов получили кандидат от Социально-либеральной партии Жаир Болсонару, набравший 46,03 % (из необходимых для победы в первом туре 50 % + 1 голос) и выдвинутый оппозиционной Партией трудящихся Фернандо Хаддад, который завоевал 29,28 % голосов. Оба кандидата вышли во второй тур. Третьим стал Сиро Гомес от Демократической рабочей партии с результа-

том в 12,47 % голосов. Далее следует Же-ральдо Алкмин, один из основателей Бразильской социал-демократической партии, которого поддержали 4,76 % избирателей. Замыкает пятёрку лидеров Жуан Амоедо, кандидат от «Новой партии» (NOVO) , с результатом в 2,5 % голосов. Остальные восемь кандидатов набрали в сумме не более 5 % голосов.

По итогам второго тура, состоявшегося 28 октября 2018 года, Президентом Бразилии был избран Жаир Болсонару, завоевавший поддержку 55,13 % избирателей, а вице-президентом стал Амильтон Морау. Фернандо Хаддад, занявший второе место, набрал 44,87 % голосов.

Законодательная власть в Бразилии осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из Палаты депутатов и Федерального сената. Члены Палаты депутатов избираются сроком на 4 года по пропорциональной системе в каждом штате, каждой территории и в федеральном округе. Электоральный барьер отсутствует. Федеральный сенат состоит из 81 члена — представителей штатов и федерального округа, избираемых по мажоритарной системе. Жители каждого из штатов и федеральный округ избирают по три сенатора. Представительство каждого штата и федерального округа обновляется каждые четыре года, попеременно на одну треть и на две трети. В этом году верхняя палата обновилась на две трети — было избрано 54 сенатора. В подобном случае каждый избиратель голосует за двух кандидатов в Фе-

деральный сенат, один из которых считается первым.

Всего в парламентских выборах приняли участие 30 политических сил. Большинство мандатов получила Партия трудящихся (Палата депутатов — 56; Сенат — 4). С незначительным отрывом второе место занимает Социально-либеральная партия (Палата депутатов — 52; Сенат — 4). Третьей по числу мест в парламенте стала Прогрессистская партия (Палата депутатов — 37; Сенат — 5). Социально-демократическая партия получила 34 места в Палате депутатов и 4 — в Сенате. Демократическое Бразильское движение завоевало наибольшее число мест в Сенате — 7 и получило 34 места в Палате депутатов. Партия республики получила 33 места в Палате депутатов и 1 — в Сенате. Бразильская социалистическая партия по итогам выборов занимает 32 места в Палате депутатов и 2 — в Сенате. Бразильская республиканская партия завоевала 30 мест в Палате депутатов и 1 место в Сенате. Бразильская социал-демократическая партия получила 29 и 4 мандата в Палате депутатов и Сенате соответственно. Одна из самых популярных партий Бразилии «Демократы» в Палате депутатов получила 29 мандатов и 4 — в Сенате. Демократическая трудовая партия получила 28 мест в Палате депутатов и 2 места в Сенате. Остальные партии смогли занять не более 13 мест в Палате депутатов и 5 мест в Сенате каждая.

Статья 14 Конституции Бразилии устанавливает возрастной ценз для замещения должности президента, вице-президента Республики и получения мандата сенатора в 35 лет, а для мандата федерального депутата — 21 год.

Как следует из сведений, представленных Высшим избирательным судом, право голоса на этих выборах имели 147,3 миллиона человек. Явка на всеобщие выборы составила 79,8 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей, что лишь на 0,9 % меньше, чем на выборах 2014 года. Во втором туре президентских выборов приняло участие 78,7 % бразильских граждан, обладающих правом голоса.

Грузия

28 октября и 28 ноября 2018 года в Грузии состоялись первый и второй туры

президентских выборов. По итогам второго тура голосования впервые в истории Грузии президентом была избрана женщина — Саломе Зурабишвили, ранее занимавшая посты министра иностранных дел Грузии и чрезвычайного и полномочного посла Франции в Грузии.

Президентские выборы 2018 года стали седьмыми по счёту с момента объявления независимости Грузии в 1991 году и последними прямыми выборами: в 2017 году в Конституцию Грузии были внесены изменения, закрепляющие переход страны к парламентской форме правления и косвенные выборы президента специально создаваемой избирательной комиссией. Срок полномочий президента составляет 6 лет.

Всего в первом туре выборов приняли участие 10 кандидатов: Саломе Зурабишвили (независимый кандидат, заручившийся поддержкой правящей партии «Грузинская мечта», набравшая 38,64 % голосов избирателей), Григол Вашадзе (кандидат от «Единого национального движения», созданного экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили, бывший министр иностранных дел Грузии, 37,74 %), Давид Бакрадзе (кандидат от партии «Европейская Грузия», экс-председатель парламента, 10,97 %), Шалва Нателашвили (политик, кандидат от Лейбористской партии Грузии, 3,74 %), Давид Усупашвили (экс-председатель парламента и кандидат от «Движения развития», 2,26 %), Зураб Джапаридзе (экс-депутат парламента, кандидат от партии «Гирчи», 2,26 %), Каха Кукава (партия «Свободная Грузия», 1,33 %), Гиорги Андри-адзе (независимый кандидат, 0,82 %), Тамари Цхорагаули (партия «Свобода — путь Звиада Гамсахурдиа», 0,25 %) и Бесарион Тедиаш-вили (независимый кандидат, 0,23 %).

Поскольку в первом туре выборов ни одному кандидату не удалось получить поддержку абсолютного большинства голосов избирателей, 28 ноября состоялся второй тур голосования, победу в котором одержала Са-ломе Зурабишвили с результатом в 59,52 % голосов избирателей. Григола Вашадзе, также принимавшего участие во втором туре, поддержали 40,48 % избирателей.

Явка на выборы в первом туре составила 46,74 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей, и более 56 % избирателей во втором туре выборов.

Индия

27 сентября 2018 года Верховный суд Индии принял решение по делу Joseph Shine v. Union of India, которым признал неконституционным уголовное преследование за совершение прелюбодеяния.

Ходатайство о признании неконституционными положений Уголовного кодекса было принято к рассмотрению в декабре 2017 года. Заявителем выступил мужчина, который указал, что хочет защитить не женщин, а мужчин от несправедливых преследований за сексуальную связь с замужними женщинами. Решение было принято единогласно коллегией из пяти судей.

Статья 497 Уголовного кодекса запрещает сексуальные консенсуальные связи с женщинами, состоящими в браке, без согласия их мужей. При этом запрет не распространялся на внебрачные связи мужчин и действовал в Индии с 1890 года. Его введение связано с традициями индуистов, которые не имели отдельного закона о разводе и составляли парламентское большинство при принятии уголовного закона. До 1955 года мужчины в Индии не были ограничены в количестве жён, и поэтому вступление в связь с незамужней женщиной не считалось преступным и не являлось основанием для развода. После 1955 года многожёнство было запрещено, а жена стала рассматриваться как принадлежащая мужу. При его попустительстве она могла вступать во внебрачные связи, однако если муж не разрешал вступать в такие связи, то женщина признавалась жертвой соблазнения стороннего мужчины, который подвергался уголовному наказанию. Законодатель обосновывал введение уголовной ответственности за прелюбодеяние необходимостью защиты «святости» брака.

Эту архаичную норму уголовного закона Верховный суд назвал не имеющей ничего общего с современной конституционной моралью. Статья 14 Конституции закрепляет принцип равенства, а статья 15 запрещает принятие и действие подобных дискриминационных законов. Существование статьи 497 не связано с целью защиты «святости» брака. Во-первых, женатый мужчина, вступая во внебрачные связи, может нарушить эту святость. Во-вторых, муж может разрешать или потворствовать изменам жены, что тоже на-

рушает святость брака, но является частью прав мужа. В-третьих, статья не оказывает сдерживающего эффекта, который мог бы оправдать принятие уголовных мер против супружеских измен. Напротив, статья открывает возможность для её произвольного применения в условиях фактического раздельного проживания супругов или в отношении супругов, подавших заявление о разводе, но ещё официально не разведённых. Достоинство женщины ставится под удар таким правовым регулированием, что недопустимо ввиду положений статьи 21 Конституции. Мужчина не должен рассматриваться как «хозяин» жены.

В итоге статья 497 Уголовного кодекса была признана Судом неконституционной как дискриминирующая и ограничивающая женщин исключительно по признаку пола. Статья 198 Уголовного процессуального кодекса Индии — как позволяющая мужу подать заявление против мужчины, соблазнившего жену, — также признана неконституционной, как связанная с основной оспоренной нормой.

Оглашая решение, судья Диспак Мисраи заявил, что декриминализация прелюбодеяния не означает, что оно не может быть основанием для развода. Кроме того, если будет установлено, что прелюбодеяние послужило основанием к самоубийству, то оно может рассматриваться как подстрекательство.

Ирландия

26 октября 2018 года в Ирландии состоялись всеобщие выборы президента страны. За кандидата Майкла Хиггинса — действующего главу государства — отдали голоса свыше 800 тысяч граждан, или 55,8 % избирателей.

Всего в президентских выборах приняло участие 6 кандидатов, из которых 5 — независимые. Согласно положениям статьи 12 Конституции Ирландии, для участия в выборах президента кандидат должен заручиться поддержкой политического формирования, а именно не менее чем 20 членов одной из палат парламента либо поддержкой советов не менее 4 графств (административно-территориальных единиц), включая графские округа. По итогам подсчёта голосов второе место занял независимый кандидат, получивший под-

держку местных властей, бизнесмен Питер Кейси, набрав 23,3 % голосов избирателей. Третье место с результатом в 6,4 % голосов одновременно досталось независимому кандидату Шону Галлахеру и Лиан Ни Риада, выдвинутой националистической партией левого толка «Шинн Фейн». Последние два места в политической гонке заняли независимые кандидаты: женщина-сенатор Джоан Фри-мен и бизнесмен Гэвин Даффи, получившие поддержку 6 % и 2,2 % избирателей соответственно.

Явка на выборы составила 43,9 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей. По данным периодического издания «The Irish Times», опрос общественного мнения показал, что фигура действующего президента, несмотря на критику за нецелесообразное расходование средств бюджета, высказываемую в отношении него в период избирательной кампании, обладает поддержкой и популярностью среди избирателей.

Вновь избранный президент, в соответствии со статьёй 12 Конституции, будет исполнять полномочия в течение 7 лет со дня избрания.

Выборы президента совпали с датой проведения референдума по вопросу исключения из статьи 40 Конституции Ирландии понятия богохульства с целью последующей декриминализации таких деяний, как высказывание и опубликование материалов, подрывающих религиозные догматы и оскорбляющих имена святых, и в связи с этим — улучшения репутации страны на международной арене.

Канада

9 ноября 2018 года Верховный суд Канады вынес решение, которым признал соответствующими Конституции положения закона, утверждающего создание кооперативной системы регулирования рынка ценных бумаг, предполагающей формирование единого государственного регулирующего органа, а также сочетающей нормативное регулирование общих вопросов торговли ценными бумагами на общеканадском уровне с регулированием на уровне провинций.

Вопросы создания национальной системы регулирования рынка ценных бумаг в Канаде

являлась предметом внимания начиная с 1930-х годов. Конституционность предложений по созданию регулятора неоднократно оспаривалась в органах судебной власти. Поводом к рассмотрению дела в Верховном суде Канады стало обращение Министра юстиции и Генерального прокурора Канады. Основанием для рассмотрения дела стала неопреде -лённость в вопросах допустимости и соответствия регулирования обращения ценных бумаг в рамках кооперативной системы конституционному правопорядку, а также разграничения полномочий по принятию акта, регулирующего функционирование рынков капитала, между законодательной и исполнительной властью.

В основу решения Суда был положен анализ природы кооперативной системы регулирования рынка капитала как элемента кооперативного федерализма.

Кооперативный федерализм, как отмечал Суд, представляет собой концепцию разграничения конституционных полномочий между органами власти в целях их координации и сотрудничества. Поскольку кооперативная система объединяет в себе общегосударственные и территориальные задачи и интересы, её структура предполагает наличие законодательства общефедерального уровня, типового законодательства и самостоятельного регулирования на уровне провинций, единого органа, представляющего интересы федерации и провинций (Совет министров), и регулирующих территориальных органов.

Рассуждая о действии принципа парламентского суверенитета в контексте канадской федеративной системы, Суд пришёл к выводу о том, что подписание органами исполнительной власти Меморандума, закрепляющего принятие типового провинциального закона, не является нарушением принципа суверенитета парламента, поскольку не предусматривает обязанность безоговорочного изменения закона по императивному решению Совета министров. Факт заключения соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти провинций не свидетельствует о его неконституционности и подрыве суверенитета законодательной власти; принцип парламентского суверенитета будет продолжать действовать в части, определяющей недопустимость ограничения законодательной вла-

сти провинций и связывания её решениями исполнительной власти.

Исследуя конституционный смысл оспариваемых положений закона, Суд основывался на двухступенчатой схеме, предполагаю -щей в первую очередь выявление истинного смысла закона, а также определение установленной в нём компетенционной основы. Такие провозглашённые цели закона, как защита стабильной финансовой системы Канады посредством управления системными рисками рынка ценных бумаг, защита участников рынка от финансовых преступлений, предполагают, что роль правительства ограничивается лишь выявлением и управлением экономическими рисками, а также разработкой мер, защищающих от финансовых преступлений. Федеральное законодательство ориентировано на экономику как единую национальную единицу, а регулирование таких вопросов, которые несводимы к отдельным сделкам и выходят за рамки местных проблем, по самой своей природе должны регулироваться на федеральном уровне.

Распределение федеральных полномочий и полномочий провинций не допускает одностороннего изменения законодательства и установления ограничений в реализации полномочий территорий. Судом отмечено, что ключевой задачей Совета министров является изменение и актуализация типового закона; ни типовой провинциальный закон, ни проект федерального закона не имеют силу закона до тех пор, пока они не будут надлежащим образом приняты законодательными актами провинциальных законодательных органов и парламента соответственно.

Следует отметить, что в своём решении Суд использует и развивает позиции, сформированные практикой рассмотрения дел. Суд определил, что концепция системного риска представляет собой способ разграничения локальных и национальных по своему масштабу вопросов. При этом системность риска проявляется в том, что крах одного участника рынка влияет на других участников, препятствуя исполнению ими своих обязательств, что в свою очередь порождает цепочку определённых негативных последствий. Такое регулирование не имеет целью определить все конкретные аспекты функционирования рынка ценных бумаг, не содержит угроз для интересов провинций, законода-

тельные органы которых обладают правом как регулирования конкретных вопросов, так и участия в разработке национальных нормативных актов.

В силу этого аргумент о неконституционности кооперативной системы регулирования рынка ценных бумаг был признан несостоятельным.

Латвия

6 октября 2018 года в Латвийской Республике состоялись очередные выборы в тринадцатый Сейм Латвии, лидером которых стала социал-демократическая партия «Согласие».

Прошедшие выборы стали девятыми по счёту с момента восстановления в стране независимости в 1990 году.

Правом избирать обладают граждане Латвии, достигшие ко дню проведения выборов восемнадцатилетнего возраста. Отдать свой голос избиратели могут на любом избирательном участке на территории страны или за рубежом, о чём в паспорте ставится соответствующая отметка. Избиратели, не имеющие возможности принять участие в выборах в день голосования, имеют право передать свой голос на хранение в специально открытые для этого избирательные участки. Лица, которые по состоянию здоровья не могут явиться в избирательный участок, и лица, ухаживающие за ними, могут проголосовать по месту своего нахождения.

Сейм Латвии состоит из 100 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Согласно латвийскому законодательству, депутатом Сейма может быть избран гражданин Латвии, достигший ко дню проведения выборов двадцати одного года, отвечающий установленным законодательством требованиям и выдвинутый для участия в выборах политической партией или коалицией. Законодательство Латвии запрещает кандидатам участвовать в парламентских выборах в порядке самовыдвижения. Право выдвигать списки кандидатов для участия в выборах имеют политические партии (как самостоятельно, так и в составе коалиций), зарегистрированные в установленном законодательством порядке не позднее чем за 12 месяцев до даты проведения выборов с численностью не менее 500 членов. Данное требование также рас-

пространяется на все партии, участвующие в парламентских выборах в составе коалиций.

Депутаты избираются на основе пропорциональной избирательной системы с открытыми списками в пяти многомандатных избирательных округах. Избиратели имеют право отдать свой голос не только за партийный список, но и за конкретного кандидата (кандидатов) от политической партии или коалиции, указанного в списке.

Число депутатских мандатов для каждого округа определяется ЦИК Латвии в зависимости от количества избирателей, проживающих в данном округе. Голоса избирателей, голосовавших за пределами страны, считаются отданными в Рижском избирательном округе. Мандаты в парламенте распределяются пропорционально отданному за партии количеству голосов в каждом конкретном избирательном округе с использованием метода Сент-Лагю, предполагающего пошаговое распределение голосов избирателей между партиями. Избирательный порог на парламентских выборах для партий и коалиций составляет 5 % от общего числа голосов всех избирателей, принявших участие в голосовании.

Всего в выборах 2018 года приняли участие 16 политических сил, 11 из которых — партии, а 5 — коалиции. Преодолеть избирательный порог и получить места в новом созыве законодательного органа смогли три коалиции и четыре политические партии.

Лидером выборной гонки стала политическая партия «Согласие» (19,8 % голосов избирателей и 23 депутатских мандата), возглавляемая Нилом Ушаковым, депутатом девятого Сейма, ранее занимавшим должность мэра города Риги. Второе место досталось центристской партии с названием «Кому принадлежит государство?» (латыш.: «Кат р1е-ёег уа^?», КРУ ЬУ). За КРУ ЬУ, возглавляемую депутатом двенадцатого Сейма, латвийским актёром и радиоведущим Артуссом Кайминьшем, свои голоса отдали избирателей, что позволило партии получить 16 депутатских кресел. Тройку лидеров замыкает Новая консервативная партия, получившая 13,59 % голосов и 16 мест в парламенте. Руководство партии возглавляет бывший министр юстиции Латвии Янис Борданс.

Представители политического объединения «Для развития/За!» социально-либе-

рального толка, возглавляемого латвийским политиком Артисом Пабриксом, смогли получить 13 депутатских кресел и заручиться поддержкой 12,05 % избирателей. За Национальное объединение «Всё для Латвии» правого толка отдали свои голоса 11,01 % избирателей, что позволило его представителям занять 13 мест в законодательном органе. Основателем и главой партии является депутат одиннадцатого и двенадцатого сеймов Райвис Дзинтарс. Коалиция Союз «зелёных» и крестьян под руководством депутата двенадцатого Сейма Армандса Краузе заручилась поддержкой 9,91 % избирателей и получила для своих представителей 11 мандатов. Последней политической силой, вошедшей в новый состав парламента, стало партийное объединение «Новое единство» под председательством министра экономики Латвии Арвила Ашераденса, представители которого заняли

8 мест в парламенте при результате в 6,69 % голосов избирателей. Остальным участникам выборов 2018 года не удалось преодолеть пятипроцентный барьер.

Явка на выборы составила 54,6 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей.

Отметим, что правительственная коалиция двенадцатого Сейма, состоящая из таких политических сил, как «Новое единство», «Всё для Латвии» и Союз «зелёных» и крестьян, в тринадцатом Сейме имеет менее 30 % мест, что не позволяет членам объединения в полной мере сохранить политическое влияние. Для восстановления прежнего положения коалиции потребуется привлечь в свои ряды четвёртого участника.

Примечательно, что победившая на выборах партия «Согласие» активно отстаивает интересы русскоязычной части латвийского населения и настаивает на добрососедских отношениях с Россией.

Новая Зеландия

9 ноября 2018 года Верховный суд Новой Зеландии по итогам рассмотрения дела Attorney-General v. Arthur William Taylor, 2018 NZSC104, принял декларацию о неконституционности запрета голосовать для лиц, лишённых свободы.

Дело было инициировано по жалобе пяти заключённых. В 2010 году парламент страны

принял поправки в статью 80(1) Закона «О выборах» 1993 года, вводящие запрет на голосование для заключённых. До внесения поправок лица, отбывающие наказание, имели право голосовать на выборах, если вынесенный в их отношении приговор предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок не более трёх лет.

Заявители оспаривали соответствие внесённых в закон изменений статье 12 Билля о правах 1990 года. Согласно положениям пункта «а» статьи 12 Билля, каждый гражданин Новой Зеландии в возрасте старше 18 лет имеет право голоса на регулярных выборах членов Палаты представителей. Позиция Генерального прокурора основывалась на аргументе, что Верховный суд не вправе вмешиваться в толкование Билля о правах и компетенцию законодателя. Принятие решения о несоответствии положений закона Биллю, по существу, является консультативным мнением, которое не соответствует компетенции Суда. Кроме того, указывалось, что основной заявитель — А. Тейлор — был лишён права голоса ещё до поправок 2010 года. На момент принятия изменений он был приговорён к лишению свободы сроком на десять лет. Соответственно, сама по себе поправка не затронула его фундаментальные права.

В связи с поставленными вопросами Суд в своём решении уделил основное внимание обоснованию права Суда принимать декларацию о неконституционности Закона о поправках. В решении указывается, что выявление противоречий между законом и Биллем и защита прав граждан согласуются с судебной функцией. Суд должен пресекать любое нарушение фундаментальных прав, даже если оно исходит от законодательной власти. Это не противоречит признанию законодательных привилегий. Права, защищаемые Биллем, должны иметь эффективное средство правовой защиты. Соответственно, предоставление Суду права принимать декларации о несоответствии законов Биллю является логичным продолжением предназначения самого Билля. Недавняя практика Верховного суда Канады подтверждает возможность принятия консультативных заключений о неконституционности законов. Следовательно, изменяется первоначальное назначение верховных судов в странах общего права.

Учитывая значимость затронутого права, Суд не вправе отказаться от рассмотрения вопроса о его ограничении на формальном основании отсутствия нарушения прав А. Тейлора. Кроме того, нижестоящие суды практически не уделяли внимания статусу основного заявителя. Ввиду этого Суд вправе не анализировать подробно историю заявителя, тем более когда затрагиваются не только его права, но и общественный интерес.

Отметим, что сам Генеральный прокурор ещё при принятии законопроекта в 2010 году указывал на несоответствие Биллю абсолютного запрета голосовать для заключённых, назвав его «несоразмерным цели» и имеющим «иррациональные последствия». В связи с согласием сторон в этом вопросе Суд принял декларацию о несоответствии поправок в статье 80(1) Биллю.

Россия

11 октября 2018 года Президент России В. В. Путин подписал Федеральный закон № 365-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"», которым вводится ограничение на въезд в Российскую Федерацию для иностранных лиц и лиц без гражданства, участвующих в деятельности организации, включённой в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Ограничение действует и в случае принятия межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества таких лиц либо при наличии вступившего в законную силу решения суда о приостановлении операций с денежными средствами — до отмены соответствующего решения.

3 ноября 2018 года Президент России подписал Указ «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утверждённый приказом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849». В соответствии с положениями Указа Республика Бурятия и Забайкальский край, ранее входившие в состав Сибирского федерально-

го округа, включаются в состав Дальневосточного федерального округа.

28 ноября 2018 года Президент России в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» подписал Федеральный закон № 428-ФЗ «О ратификации Соглашения о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями». Соглашение регламентирует порядок заключения, приостановления и прекращения действия международных договоров ЕАЭС с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями. При этом ЕАЭС должен быть наделён необходимой компетенцией в отношении предмета регулирования таких договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках ЕАЭС.

США

6 ноября 2018 года в Соединённых Штатах Америки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях состоялись так называемые промежуточные выборы, проходящие в середине каждого президентского срока, на которых были избраны члены Конгресса США, губернаторы 36 штатов и трёх территорий, а также мэры крупных городов.

Федеральные парламентские выборы в Конгресс США проводились по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Голосование ознаменовалось высокой явкой избирателей, которая достигла рекордных показателей за последние сто лет. Главными темами предвыборной кампании стали миграционное, налоговое и здравоохранительное законодательство, оборот оружия и политика Президента Дональда Трампа.

По результатам выборов 2016 года Республиканская партия контролировала сразу две палаты Конгресса США — Сенат и Палату представителей.

В 2018 году была полностью переизбрана нижняя палата Конгресса США — Палата представителей. В Палату представителей

были избраны 435 членов и неголосующие делегаты от округа Колумбия и территорий США. За Демократическую партию проголосовали 53,4 % участвовавших в выборах граждан, что позволило демократам занять 235 мест в нижней палате парламента и увеличить тем самым своё представительство на 41 позицию. Такое внушительное укрепление позиций стало рекордным для партии с 1974 года. Республиканская партия, в свою очередь, по итогам голосования потеряла большинство в Палате представителей, получив поддержку 44,8 % избирателей и 200 депутатских кресел. Так, выборы 2018 года стали третьими промежуточными выборами с 2005 года, на которых «президентская сторона» потеряла большинство в Палате представителей. Единственные промежуточные выборы, которые закончились ещё более неудачно для республиканцев, состоялись в 2006 году, когда демократы получили большинство и в Сенате, и в Палате представителей.

Сенат США состоит из 100 членов, однако на выборах 2018 года были переизбраны лишь 33 сенатора I класса и 2 сенатора II класса. В Сенате республиканцам, напротив, удалось сохранить своё большинство. Избиратели отдали 11 мест членам Республиканской партии (39,1 % голосов) и 22 — демократам (59,3 % голосов). В результате соотношение политических сил в Сенате распределилось следующим образом: 53 республиканца против 45 демократов. Оставшиеся 2 места в Сенате достались независимым членам.

Новый состав Конгресса США включит в себя значительное число женщин, а также представителей этнических и сексуальных меньшинств. Так, новый состав Палаты представителей будет насчитывать около 100 женщин, хотя до этого их число не превышало 84.

Демократы уверено выступили и на выборах губернаторов, сумев перехватить у республиканцев контроль над семью штатами. По результатам выборов демократы будут возглавлять 23 штата, республиканцы — 27.

Швейцария

25 ноября 2018 года в Швейцарской Конфедерации прошли три референдума по

вопросам о приоритете Конституции над международным правом, субсидировании фермеров, которые не обрезают своему скоту рога, и разрешении страховым компаниям пользоваться услугами частных детективов. По итогам голосования гражданами была одобрена только последняя из указанных инициатив.

Предложенная Швейцарской народной партией народная инициатива «о самоопределении» от 12 августа 2016 года, в рамках которой предлагалось закрепить в Конституции Швейцарской Конфедерации 1999 года её приоритет над международным правом в случае наличия противоречий между их нормами, не получила поддержки у населения. «За» поправку, согласно предварительным официальным результатам референдума, проголосовали только 33,8 % избирателей, принявших участие в голосовании. 66,2 % участников референдума высказались «против». Явка на голосование по данному вопросу составила 47,7 %.

Избиратели также не одобрили инициативу от 23 марта 2016 года «за достоинство сельскохозяйственных животных», с которой выступил фермер Армин Каполь. Предложение заключалось в том, чтобы предоставлять немногочисленным в Швейцарии фермерам, которые не обрезают своему скоту рога, субсидии из государственного бюджета. Около 3/4 коров и 1/3 козлов в Швейцарии не имеют рогов. Их удаление связано прежде всего с экономическими издержками: для рогатого скота требуются более просторные и дорогие загоны. Инициатива была нацелена на обеспечение конкурентного положения для упомянутого меньшинства фермеров. Однако 54,7 % участников референдума, по предварительным официальным данным, проголосовали «против», и 45,3 % — «за». Явка составила 46,7 %.

Ещё один вопрос, вынесенный на референдум, касался поправки в швейцарский закон «Об основах законодательства в сфере социального страхования». Согласно проекту законодательных изменений от 16 марта 2018 года «о правовых основаниях для надзора за застрахованными лицами» страховым организациям необходимо предоставить возможность пользоваться услугами частных детективов с целью проверки законности получения социальных страховых выплат застрахованными лицами. Противники инициативы заявляли о том, что принятие изменений будет означать вмешательство в право лица на частную жизнь, однако избиратели, принявшие участие в референдуме, одобрили поправки большинством в 64,7 % голосов. 35,3 % участников голосования высказались «против». Явка на голосование по этому вопросу составила 47,5 %. При этом в половине кантонов (в 13 из 26) «за» соответствующие поправки в законодательство проголосовали более 70 % участников референдума.

Ведущая мониторинга — Елена Ильина. В подготовке мониторинга участвовали: Елена Ильина (Грузия, Латвия, Россия), Юлия Рудт (Индия, Новая Зеландия), Таисия Сидоренко (Ирландия, Канада), Александра Урошлева (Швейцария), Анна Швец (США), Сергей Явкин (Бразилия).

Библиографическое описание: Мониторинг конституционных новостей: сентябрь—ноябрь 2018 // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 6 (127). С. 4-12.

Citation

(2018) Monitoring konstitutsionnykh novostey: sentyabr'—noyabr' 2018 [Constitutional watch: September-November 2018]. Sravniteinoe konsti-tutsionnoe obozrenie, vol. 27, no. 6, pp. 4-12. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.