Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ФЕВРАЛЬ - АПРЕЛЬ • 2017 АВСТРАЛИЯ, АРМЕНИЯ, БОЛГАРИЯ, БРАЗИЛИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, КАЗАХСТАН, НИДЕРЛАНДЫ, РОССИЯ, СЕРБИЯ, ТУРКМЕНИСТАН, ШВЕЙЦАРИЯ, ЭКВАДОР, ЮЖНАЯ КОРЕЯ'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ФЕВРАЛЬ - АПРЕЛЬ • 2017 АВСТРАЛИЯ, АРМЕНИЯ, БОЛГАРИЯ, БРАЗИЛИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, КАЗАХСТАН, НИДЕРЛАНДЫ, РОССИЯ, СЕРБИЯ, ТУРКМЕНИСТАН, ШВЕЙЦАРИЯ, ЭКВАДОР, ЮЖНАЯ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ФЕВРАЛЬ - АПРЕЛЬ • 2017 АВСТРАЛИЯ, АРМЕНИЯ, БОЛГАРИЯ, БРАЗИЛИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, КАЗАХСТАН, НИДЕРЛАНДЫ, РОССИЯ, СЕРБИЯ, ТУРКМЕНИСТАН, ШВЕЙЦАРИЯ, ЭКВАДОР, ЮЖНАЯ КОРЕЯ»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ФЕВРАЛЬ - АПРЕЛЬ • 2017

Австралия

3 февраля 2017 года Высокий суд Австралии в качестве суда, разрешающего споры о выборах австралийских парламентариев (The Court of Disputed Returns in Australia) вынес решение, в котором признал недействительным избрание сенатора Каллетона.

Родни Норман Каллетон был избран сенатором от штата Западная Австралия в июле 2016 года. В марте 2016 года — до его выдвижения и последующего избрания — Каллетон был заочно осуждён и признан виновным судом штата Новый Южный Уэльс в совершении хищения. Осуждённого приговорили к двум годам тюремного заключения. В августе 2016 года сенатор вновь предстал перед судом, который аннулировал предыдущий приговор и повторно рассмотрел дело. Суд признал сенатора виновным, основываясь в том числе на его собственном признании, но затем снял с Каллетона все обвинения. Обвинительный приговор в отношении сенатора не был вынесен.

8 ноября 2016 года Председатель Сената (верхней палаты австралийского парламента) направил в Высокий суд Австралии запрос о разрешении дела Р. Каллетона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 44 Конституции Австралии, не имеет права быть избранным или занимать пост сенатора или депутата Палаты представителей лицо, которое обвинено в государственной измене, или осуждено по приговору суда к наказанию, или

отбывает, согласно законам Австралийского Союза или штата, наказание в виде тюремного заключения на год или более.

Высокий суд единогласно постановил, что, поскольку Родни Каллетон был осуждён за совершение преступления, срок наказания за которое составляет год или более тюремного заключения, и в отношении него действует указанная норма статьи 44 Конституции Австралии, Каллетон не может занимать пост сенатора; его избрание признаётся недействительным. Суд также указал, что на основании изложенного мандат сенатора — представителя штата Западная Австралия остаётся вакантным и может быть замещён через специальный подсчёт бюллетеней. Порядок процедуры такого подсчёта должен определяться судьёй единолично.

Армения

2 апреля 2017 года в Армении прошли парламентские выборы. Согласно изменениям к Конституции, принятым на референдуме 6 декабря 2015 года, Национальное собрание впервые избиралось исключительно по пропорциональной избирательной системе.

Статья 89 Конституции Армении закрепляет, что Национальное собрание состоит как минимум из ста одного депутата, не обозначая их конечное число. Конституция установила также требование о гарантии Избирательным кодексом формирования стабильного парламентского большинства. Более того, если по

итогам выборов или посредством образования политической коалиции стабильное парламентское большинство (54 %) не формируется, то может быть проведён второй тур выборов.

Согласно положениям Избирательного кодекса Армении, кроме общегосударственных партийных списков в 13 избирательных округах Республики были представлены также территориальные (рейтинговые) списки кандидатов, баллотирующихся в Национальное собрание от партий и блоков.

В связи с переходом к новой избирательной системе изменилась и форма бюллетеня. Согласно новому правовому регулированию для каждой партии печатаются отдельные бюллетени одинакового размера. На первой странице указываются название партии, присвоенный ей номер, а также фамилии, имена и отчества первых трёх кандидатов общегосударственного избирательного списка. На второй странице бюллетеня — имена кандидатов, включённых в территориальные списки.

Избиратель выбирает лишь один бюллетень, относящийся к той партии, которой он собирается отдать свой голос. Перед тем как опустить конверт в урну, избиратель может проголосовать за рейтингового кандидата этой партии, выдвинутого по конкретному территориальному округу, поставив отметку на второй странице. При этом на первой странице никаких отметок не ставится. Неиспользованные бюллетени выбрасываются в отдельный ящик в кабине для голосования.

Партии и блоки получают депутатские мандаты в результате распределения мест между кандидатами, включёнными в общегосударственные и рейтинговые списки. Избирательный кодекс установил проходной барьер в 5 % для партий и 7 % для блоков.

В парламентских выборах 2017 года принимали участие 5 партий и 4 партийных блока. По итогам выборов в Национальное собрание прошли следующие политические силы: Республиканская партия Армении (55,2 % от общего числа распределяемых мандатов и 58 мест), блоки «Царукян» (31 место) и «Елк» (9 мест) и партия «Даш-накцутюн» (7 мест). Явка на выборы составила 60,86 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей.

14 апреля в Конституционный суд Республики Армения обратился блок «Конгресс-

НПА» с требованием признать результаты выборов недействительными. Рассмотрение обращения будет осуществлено в порядке и сроках, предусмотренных в законодательстве Республики Армения.

Болгария

26 марта 2017 года в Республике Болгарии прошли внеочередные парламентские выборы. Они были назначены 27 января 2017 года указом Президента Республики Болгарии Румена Радева, которым он распустил 43-е Народное собрание (однопалатный парламент Болгарии, состоящий из 240 депутатов) и обозначил конец марта как срок проведения внеочередных выборов.

Всего в выборах участвовали 21 партия и партийная коалиция. Проходной порог, который в соответствии с избирательным законодательством Болгарии составляет 4 % (или 136 820 голосов), в этом году смогли преодолеть 3 партии и 2 коалиции. Первое место заняла партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) с результатом в 33,54 % голосов, второе место по итогам выборов досталось Болгарской социалистической партии (БСП) — 27,93 %. За ними последовали «Объединённые патриоты» (ОП, коалиция националистов, включающая в себя Национальный фронт за спасение Болгарии (НФСБ), партию АТАКА и ВМРО - Болгарское национальное движение) — 9,31 %, Движение за права и свободы (ДПС) -9,24 % и партия «Воля» — 4,26 %. 30 марта Центральная избирательная комиссия объявила итоги распределения мандатов: партия ГЕРБ получила 95 мест в Собрании, БСП — 80, ОП — 27, ДПС — 26 и «Воля» — 12 мест.

До последнего момента сделать какие-либо общие предположения о результатах выборов было крайне затруднительно. С 17 января по 23 марта был проведён 21 опрос общественного мнения: 12 из них показали, что население готово отдать партии ГЕРБ первое место, по итогам остальных 9 опросов первенство досталось БСП. При этом опросы проводились каждые несколько дней, и население постоянно меняло ГЕРБ и БСП на месте возможного лидера.

Итоги выборов показали, что партия ГЕРБ в какой-то мере утратила свою преж-

нюю популярность. И хотя в Народном собрании 43-го созыва ГЕРБ обладала меньшим числом мандатов (84), у партии не было сильных противников: БСП получила всего 39 мест, а ДПС — 38. В сегодняшнем парламенте ситуация изменилась — у БСП уже имеется нужное количество мандатов, чтобы претендовать на значимый вклад в государственную политику. Тем не менее серьёзных противоречий между лидерами не наблюдается — сразу после объявления итогов голосования большие партии заявили о том, что оспаривать результаты выборов не собираются и открыты для любых предложений о сотрудничестве.

Несмотря на то что БСП впервые за 10 лет получила значительное количество мест в Народном собрании, Корнелия Нинова, лидер партии, обратилась 31 марта к своим коллегам за вотумом доверия. В Болгарии действует политическая традиция, в соответствии с которой, если у оппозиционеров были реальные шансы занять первое место на выборах, но они проиграли, председатель партии берёт на себя всю ответственность. Вторая часть этой традиции также была соблюдена — на пленарном заседании партии ни один член не выступил за смену Ниновой на посту председателя.

В последние два года в Болгарии интерес населения к политике заметно возрос. Данное обстоятельство привело к повышенной явке на выборы. По данным Центральной избирательной комиссии Болгарии, на прошедших выборах проголосовало 54,07 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей, или 3 682 351 из 6 810 341 граждан. Напомним, что на выборах в парламент 2014 года явка была рекордно низкой — всего 48,66 %.

Из общего количества бюллетеней 124 414 были признаны недействительными из-за отсутствия отметки, наличия в бюллетене нескольких отметок (вместо одной) либо в связи с иными причинами, из-за которых нельзя было установить волю избирателя. В избирательной практике страны факт признания бюллетеней недействительными имеет большое значение, поскольку помещение в урну пустого бюллетеня в Болгарии рассматривается как форма протеста. Отметим, что в целях борьбы с этим явлением в 2016 году на бюллетенях впервые появилась графа «не

поддерживаю никого». «Не поддержать никого» в этот раз решили 87 850 человек.

Бразилия

15 марта 2017 года Федеральный верховный суд Бразилии (Supremo Tribunal Federal; далее - Суд) вынес решение, в котором признал недопустимым включение средств для уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в сумму для расчёта уплачиваемых компаниями взносов по Программе социальной интеграции и Программе формирования наследственного имущества для служащих органов публичной власти, закреплённых в статье 239 Конституции Бразилии и предназначенных для финансирования борьбы с бедностью, страхования от безработицы и выплаты надбавок.

Согласно позиции налоговых органов, взимаемые по вышеуказанным программам взносы подлежат перечислению в бюджет и рассчитываются от валового дохода компании, часть которого распределяется для уплаты налогов. Однако, по мнению большинства судей, средства, выделяемые для уплаты НДС, не должны входить в доходную (налогооблагаемую) базу компаний, так как представляют собой отдельный вид налогового платежа, иначе это приведёт к двойному налогообложению.

При этом остаётся открытым вопрос о том, обладают ли компании правом на компенсацию уплаченных ранее взносов. По мнению специалистов в области налогового права, данный вопрос подлежит разрешению в индивидуальном порядке в зависимости от того, прибегала ли компания к судебной защите своих прав ранее или нет. Представители налоговых органов намерены направить запрос о разъяснении ретроактивного эффекта принятого Судом решения.

Вместе с тем прежний руководитель Секретариата федеральных доходов Министерства финансов Бразилии считает решение Суда неразумным, поскольку оно может привести лишь к повышению иных налогов. Представитель Федерального верховного суда Жил-мар Мендес высказался в поддержку позиции судей, оставшихся в меньшинстве, полагая, что вынесенное решение может существенно подорвать налоговую систему государства.

В целом мартовское решение устранило неопределённость в вопросах исчисления и уплаты налогов и сборов, неоднократно становившихся предметом рассмотрения в судах разных инстанций. Так, Высокий суд справедливости (Superior Tribunal de Justiga), рассматривающий дела в качестве апелляционной инстанции, в решении, вынесенном в августе 2016 года, поддержал позицию государства по подобному вопросу, подчеркнув исключительные полномочия Федерального верховного суда по рассмотрению дел о порядке расчёта налогов и сборов на предмет конституционности.

Великобритания

16 марта 2017 года после одобрения обеими палатами Парламента Соединённого Королевства и подписания британской королевой Елизаветой II вступил в силу закон о выходе Великобритании из состава Европейского Союза (The European Union (Notification of Withdrawal) Act).

Акт направлен на проведение в жизнь принятого большинством голосов на референдуме 23 июня 2016 года решения британских граждан о выходе Соединённого Королевства из состава Европейского Союза (далее — Евросоюз, ЕС). Первоначально предполагалось, что официальное уведомление Европейского совета о выходе страны из интеграционного объединения, необходимое в соответствии со статьёй 50 Договора о Европейском Союзе, будет инициировано правительством, однако Верховный суд Великобритании в деле Миллера указал, что это невозможно без решения Парламента. Таким образом, принятый закон уполномочивает премьер-министра уведомить Евросовет о намерении Соединённого Королевства выйти из объединения.

Принятие закона сопровождалось ожесточёнными парламентскими дебатами о возможных последствиях выхода страны из Евросоюза, которые могут затронуть осуществление торговли и оказание финансовых услуг, реализацию прав граждан Соединённого Королевства и государств — членов Европейского Союза. Палата лордов в процессе рассмотрения законопроекта внесла в него две поправки. Первая обязывала правительство гарантировать права граждан Евросоюза,

проживающих на территории Великобритании, после выхода страны из интеграционного объединения. Вторая поправка касалась формата предстоящих переговоров британского правительства и Евросоюза по статье 50 Лиссабонского договора. Однако данные предложения не были одобрены Палатой общин, поэтому документ был принят в первоначальной редакции.

28 марта уведомление было подписано премьер-министром Великобритании Терезой Мэй и передано президенту Европейского совета Дональду Туску в Брюсселе сэром Тимом Барроу, постоянным представителем Соединенного Королевства в Евросоюзе. Так был запущен процесс выхода Великобритании из Европейского Союза, переговоры об оформлении которого должны занять период до двух лет — данный срок указан в Лиссабонском договоре.

Уведомление содержит семь принципов, которым Великобритания предлагает следовать в процессе проведения переговоров. Условиями конструктивного сотрудничества британская сторона считает, в частности, признание приоритетным вопросом обеспечение прав граждан ЕС в Великобритании и граждан Великобритании в ЕС, учёт специфики отношений Соединённого Королевства с Республикой Ирландией, а также скорейшее начало переговоров по некоторым отдельным аспектам, представляющим особую важность для обеих экономических систем.

Глава Европарламента Антони Таяни сообщил, что резолюция по выходу Великобритании из состава ЕС будет принята в Страсбурге в ближайшие недели после того, как пройдут открытые дебаты по данному вопросу.

Германия

12 февраля 2017 года в Федеративной Республике Германии состоялись президентские выборы, по итогам которых Федеральным Президентом был избран 61-летний Франк-Вальтер Штайнмайер, бывший вице-канцлер и министр иностранных дел Германии, выдвинутый коалицией Социал-демократической партии и объединения Христианско-демократиче-ского и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС).

Президент Германии избирается специальным органом — Федеральным собранием, состоящим из 630 депутатов Бундестага (нижняя палата парламента) и такого же числа делегатов от ландтагов (парламенты субъектов — федеральных земель) — всего 1 260 выборщиков. По итогам прошедших выборов, Штайнмайер стал двенадцатым по счёту президентом страны, одержав победу с результатом в 931 голос (всего в заседании приняли участие 1 253 члена Федерального собрания), 103 выборщика воздержались от голосования, а 14 голосов были признаны недействительными. Конкуренцию Штайнмайе-ру составили Кристоф Буттервегге, кандидат от «левых» и бывший профессор Университета Кёльна (128 голосов), Альбрехт Глазер, 75-летний заместитель председателя созданной в 2013 году и набирающей популярность партии «Альтернатива для Германии» (42). В выборах также принял участие Александер Хольд — немецкий юрист, представляющий бранденбургское политическое объединение «Свободные избиратели» и получивший известность благодаря телешоу «Судья Алек-сандер Хольд» (25). Пятым участником предвыборной гонки стал 79-летний кандидат от «Пиратской партии» и политической партии пародийно-сатирического толка «ПАРТИЯ» Энгельберт Зонненборн (10), выдвинутый своим сыном, сатириком и депутатом Европейского парламента, Мартином Зонненбор-ном. Победа Штайнмайера на выборах не стала неожиданностью: политик приобрёл популярность в последние несколько лет своего пребывания в должности главы МИД, а выдвинувшие его в качестве кандидата ХДС/ ХСС и СДП являются двумя крупнейшими политическими партиями в Германии, получившими в сумме 923 места в Федеральном собрании.

22 марта Франк-Вальтер Штайнмайер на совместном заседании палат парламента — Бундестага и Бундесрата — принёс присягу на Основном законе Германии и официально вступил в должность Президента.

Казахстан

10 марта 2017 года Президент Республики Казахстан подписал закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахстана». Данным законом в

действующую Конституцию были внесены 26 поправок, которые затронули положения 19 статей Основного закона.

Важнейшим достижением стало изменение статьи 26 Конституции, закрепляющее всеобщий характер права собственности и гарантирующее конституционно-правовую защиту собственности каждого независимо от правовой связи лица с государством.

Ключевые изменения коснулись компе-тенционной основы системы органов государственной власти и были направлены на укрепление позиции Правительства Республики Казахстан, обеспечение эффективности его деятельности и ответственности за принимаемые решения, а также усиление роли парламента и расширение его контрольных функций. Так, в соответствии с положениями новой редакции Конституции компетенция правительства была расширена путём предоставления ему закреплённого ранее за президентом полномочия утверждать единую систему финансирования оплаты труда работников для всех органов, которые содержатся за счёт государственного бюджета, а также права утверждать государственные программы и обеспечивать их исполнение. Оба полномочия правительство будет осуществлять по согласованию с главой государства. Новые положения Основного закона существенно расширяют возможности парламента, связанные с его участием в формировании высшего органа исполнительной власти и контролем над его деятельностью. Новеллы устанавливают требование о необходимости проведения консультаций с Мажилисом (нижней палатой парламента) при определении структуры и состава правительства, а также автоматическом сложении полномочий правительства перед вновь избранным парламентом.

Процедура освобождения членов правительства от должности также подверглась изменениям. Согласно положениям статьи 57 Конституции, каждая из палат парламента вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчёты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности, а также по итогам заслушивания отчёта квалифицированным большинством голосов (2/3) от общего числа депутатов палаты (вместо предусмотренного ранее простого большинства)

принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена правительства в случае неисполнения им законов Республики. Данное уточнение создаёт дополнительные гарантии для органа исполнительной власти, поскольку требует наличия достаточных и веских оснований для выражения вотума недоверия членами парламента.

Значимые изменения были внесены в раздел о конституционных основах судебной власти и затронули сферы ведения судебных органов высших инстанций — Верховного суда и Конституционного Совета Республики Казахстан. Положения статьи 81 Основного закона расширили компетенцию Верховного суда, предоставив ему возможность рассматривать дела в качестве суда первой инстанции согласно подсудности. Серьёзным шагом в сфере защиты конституционных прав и свобод стало включение в число полномочий Конституционного Совета полномочий по рассмотрению: 1) обращения президента, направленного в Совет в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства, о соответствии вступившего в силу закона или иного правового акта Конституции Республики; 2) обращения президента о даче заключения о соответствии требованиям Конституции Республики изменений и дополнений, подлежащих внесению в неё. Вместе с тем поправки на конституционном уровне закрепили обобщённую формулу основных полномочий прокуратуры (вместо использовавшегося ранее перечня его функций), к которым относятся: осуществление в установленных законом пределах и формах высшего надзора за соблюдением законности на территории государства, представительство интересов государства в суде и осуществление от имени государства уголовного преследования.

Конституционная реформа, проведённая в Республике Казахстан, является одним из этапов воплощения Плана Нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ главы государства Нурсултана Назарбаева. Целью реформ является вхождение Казахстана в число тридцати развитых государств. Изменения получили положительную оценку со стороны Венецианской комиссии (далее — Комиссия) и рассматриваются в качестве значимого шага на пути к

демократизации государства. Согласно заключению, принятому на 110-й пленарной сессии Комиссии, расширение полномочий парламента, в частности его нижней палаты, является логическим продолжением предпринятых в 1998 и 2007 годах конституционных реформ по усилению роли представительного органа в управлении делами государства. Предпринятое перераспределение полномочий между органами государственной власти направлено на реализацию системы сдержек и противовесов, характерной для государств с демократическим конституционным строем.

Нидерланды

15 марта 2017 года в Нидерландах прошли всеобщие парламентские выборы. Было избрано 150 депутатов Палаты представителей — нижней палаты Генеральных штатов, высшего законодательного органа страны. Это первые с 2002 года очередные выборы нижней палаты, назначенные не в результате распада правительственной коалиции, а вследствие истечения четырёхлетнего срока работы нижней палаты парламента предыдущего созыва.

Избрание депутатов Палаты представителей проводится по пропорциональной избирательной системе в едином общенациональном избирательном округе с использованием метода Д'Ондта, предполагающего пошаговое распределение мандатов в соответствии с установленной формулой.

Явка избирателей составила 81,9 %, что на 7 % выше, чем на парламентских выборах, прошедших в 2012 году. В выборах приняли участие 28 политических сил, 13 из которых получили места в Палате представителей.

Победу на выборах одержала Народная партия за свободу и демократию (НПСД) во главе с премьер-министром Марком Рютте. Получив 21,3 % голосов избирателей, партия заняла 33 из 150 мест в Палате представителей. Хотя НПСД сохранила своё большинство, её влияние в нижней палате ослабло, поскольку партия потеряла в новом созыве 8 депутатских мандатов. Опросы избирателей, полученные в ходе избирательной кампании, не исключали того, что Народная партия за свободу и демократию может уступить место своему главному сопернику — Партии

свободы. Однако в преддверии голосования произошёл нидерландско-турецкий дипломатический инцидент, ответ Рютте на который был хорошо воспринят общественностью, что, по мнению многих обозревателей, благоприятно отразилось на результатах партии премьер-министра.

Второе место в избирательной гонке заняла крайне правая Партия свободы Герта Вил-дерса, которая получила 13,1 % голосов избирателей и 20 мест в Палате представителей соответственно. Хотя многие предвыборные прогнозы предрекали партии лучший результат, ей удалось лишь упрочить свои позиции, заняв в Палате представителей на 4 места больше, чем по итогам выборов 2012 года. Программа партии была построена на антииммиграционной риторике и заявлениях о возможности «Nexit», который активно поддерживается евроскептиками.

Третье место разделили партии «Христи-анско-демократический призыв» и «Демо-краты-66»: каждая из них получила по 19 мест в нижней палате, увеличив своё представительство на 6 и 7 мест соответственно.

Также выборы увенчались успехом для «зелёной» партии левого толка GroenLinks, которая утроила свой предыдущий результат, получив поддержку 9,1 % избирателей и 14 мест в голландском парламенте. Столько же депутатских мандатов займёт и Социалистическая партия, потеряв одно место во второй палате.

Партия труда — вторая по численности политическая сила в Палате представителей предыдущего созыва — на этот раз потерпела фиаско, лишившись сразу 29 из 38 мест в парламенте. Партию поддержали всего 5,7 % голландцев, что позволило её членам занять лишь 9 депутатских кресел.

Оставшиеся мандаты в Палате представителей нового созыва по результатам голосования разделили между собой следующие партии: «Христианский союз», Партия защиты животных, «50+», Реформатская партия, а также дебютировавшие на прошедших выборах «DENK» и «Форум за демократию».

По итогам парламентских выборов в Нидерландах традиционно формируется коалиционное правительство, поскольку с 1900 года ни одна партия не получала в Генеральных штатах большинства, достаточного для формирования однопартийного правитель-

ства. Эксперты отмечают, что процесс создания правящей коалиции, которая впервые за 40 лет будет состоять сразу из четырёх политических сил, обещает быть затяжным.

Россия

7 февраля 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации». Закон отменяет уголовную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлёкших причинение вреда здоровью, в отношении близких лиц. Ответственность за это правонарушение будет наступать в соответствии со статьёй 6.1.1 «Побои» КоАП РФ.

7 марта 2017 года Президент России подписал Федеральный закон № 28-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает порядок выдачи виз гражданам иностранных государств (перечень иностранных государств определяется Правительством Российской Федерации), прибывающим в Российскую Федерацию через пункты пропуска свободного порта Владивосток. Согласно новой редакции статьи 25.17 Федерального закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранным гражданам оформляются обыкновенные однократные деловые, туристические и гуманитарные визы в форме электронного документа (далее — электронные визы), содержащие паспортные данные иностранного гражданина, сведения о дате выдачи визы и разрешённых сроках пребывания на территории России, а также идентификационный номер электронной визы. Электронная виза выдаётся лицу на основании решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, на срок до 30 дней с разрешённым сроком пребывания на территории России не более 8 суток.

28 марта 2017 года Президент России подписал Федеральный закон № 35-Ф3 «О внесении изменения в статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям осно-

вополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"», в соответствии с которым иностранным или международным неправительственным организациям, чья деятельность была признана нежелательной на территории Российской Федерации, запрещается создавать на территории России юридические лица либо участвовать в них.

28 марта 2017 года Президент России подписал Федеральный закон № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный на обеспечение принципа гласности судебного разбирательства и расширение прав лиц, присутствующих в судебном заседании. Федеральный закон (ст. 241 в новой редакции) предоставляет лицам, присутствующим в открытом судебном заседании, наряду с уже имеющимися правами на ведение аудио- и письменной записи, фотографирования, видеозаписи и (или) киносъёмки также и право на трансляцию открытого судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для проведения трансляции, согласно положению закона, необходимо разрешение председательствующего в судебном заседании. Трансляции судебного заседания могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учётом мнения лиц, участвующих в деле. О проведении трансляции во время судебного заседания делается отметка в протоколе судебного заседания, где также указывается наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством которых осуществлялась трансляция.

Сербия

2 апреля 2017 года в Республике Сербии состоялись президентские выборы, по итогам которых на пост главы государства был избран Александр Вучич.

В президентской гонке всего участвовали 11 кандидатов. Действующий Президент Сербии Томислав Николич, несмотря на право баллотироваться на второй пятилетний срок, не получил поддержки Сербской прогрессивной партии, созданной им же в 2008 году, и

не участвовал в выборах. Кандидатом от этой партии был выдвинут действующий премьер-министр республики Александр Вучич.

По итогам обработки Республиканской избирательной комиссией более 90 % избирательных бюллетеней явка на президентские выборы составила 54,6 %. Александр Вучич был избран Президентом Сербии уже в первом туре выборов, получив более 55 % голосов избирателей. Вторым оказался экс-уполномоченный по правам человека в Сербии Саша Янкович с результатом чуть более 16 % голосов. Почти 9,5 % голосов набрал самовыдвиженец Лука Максимович, обеспечив тем самым себе третий результат. Лука Максимович — молодой студент и комик под псевдонимом «Белый», в ходе кампании заявлял, что основная задача его участия в выборах заключалась в том, чтобы отобрать как можно больше голосов у фаворита на президентских выборах Вучича.

Накануне выборов, 27 марта 2017 года, премьер-министр Сербии встретился в Кремле с Владимиром Путиным. В прессе и среди экспертов-политологов визит был расценён как стремление Вучича заручиться поддержкой «пророссийского» сербского электората.

Избранный президент вступит в должность 31 мая 2017 года. До тех пор он будет оставаться премьер-министром страны. Александр Вучич высказывался относительно внешней политики, которую собирается проводить на посту главы республики: одной из приоритетных целей для него по-прежнему остаётся вступление Сербии в Европейский Союз, но в то же время Вучич подчеркнул, что Белград будет стремиться поддерживать и развивать связи с Москвой.

Туркменистан

12 февраля 2017 года в Туркменистане состоялись выборы президента, победу на которых одержал действующий глава государства Гурбангулы Бердымуха-медов, набрав 97,69 % голосов избирателей. При этом основной конкурент Бер-дымухамедова, Максат Аннанепесов, набрал немногим более 1 %, тогда как другим кандидатам (Джуманазару Аннаеву, Бекмураду Аталыеву, Рамазану Дурдыеву, Меретдурды Гурбанову, Сердару Джелилову, Сулейманне-песу Нурнепесову и Дурдыгылычу Оразову)

не удалось взять и однопроцентный рубеж. Явка на выборы составила 97,27 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей.

Прошедшие выборы стали первыми после масштабной реформы избирательного законодательства, инициированной в прошлом году действующим главой государства. Согласно новеллам, срок президентских полномочий был увеличен с пяти до семи лет. Кроме того, отменено возрастное ограничение для кандидатов в президенты, возраст которых превысил 70 лет.

Аналитики характеризуют прошедшие выборы двойственно: с одной стороны, к участию в выборах было допущено рекордное в новейшей истории Туркменистана количество кандидатов (всего — девять); с другой стороны, абсолютно все конкуренты действующего туркменского лидера выражали в ходе выборов личную лояльность главе государства, а также поддерживали проводимый им политический курс.

В условиях изначальной предсказуемости итогов выборов для зарубежных экспертов больший интерес представляли предвыборные обещания Гурбангулы Бердымухамедо-ва. Как следует из программы, представленной главой государства 25 декабря 2016 года, приоритетом государственной политики будут диверсификация экономики, повышение уровня жизни населения и увеличение количества рабочих мест. Во многом такая повестка предопределяется ухудшившейся социально-экономической обстановкой в стране, вызванной падением цен на энергоресурсы на мировых рынках. В то же время политические реформы в рамках предвыборной кампании практически не обсуждались.

Швейцария

12 февраля 2016 года в Швейцарии прошёл общенациональный референдум, касающийся внесения изменений в Конституцию страны. На голосование были вынесены 3 вопроса: утверждение проекта реформы порядка налогообложения иностранных холдингов, вопрос об упрощённом принятии в гражданство Швейцарии представителей третьего поколения мигрантов и создание «Фонда развития национальной дорожной сети». Явка на

референдум составила 46,4 % от общего числа лиц, зарегистрированных для участия в нём.

Из принявших участие в голосовании швейцарцев 59,1 % (или 1 427 946) высказались против проведения реформы корпоративного налогообложения, а 40,9 % (989 306) участников референдума поддержали инициативу, предусматривающую отмену налоговых привилегий для иностранных компаний, зарегистрированных на территории Швейцарии, но осуществляющих свою деятельность в основном или исключительно за её пределами. Суть привилегий заключается в том, что зарубежные доходы таких компаний подпадают под низкую ставку корпоративного налога. К ключевым нововведениям реформы относятся: 1) понижение общей ставки корпоративных налогов, устанавливаемых кантонами (вводится единая пониженная ставка налогообложения на прибыль, полученную как на территории Швейцарии, так и за её пределами); 2) введение специальных налоговых режимов для компаний, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности; 3) упразднение ряда действующих федеральных налогов (к примеру, уменьшение налога на капитал юридических лиц) и появление новых видов налоговых вычетов (вычеты для ведения научной и исследовательской деятельности). Инициаторами реформы выступили государства Европейского Союза, не имеющие возможности предложить своим компаниям таких же выгодных налоговых условий. В 2013 году официальный Брюссель выдвинул Швейцарии ряд требований об упразднении существующей льготной налоговой системы под угрозой применения санкций к зарегистрированным на её территории иностранным юридическим лицам. Большая часть участников референдума, а именно 60,4 % (1 499 615), проголосовали за внесение в Конституцию Швейцарии изменений, касающихся упрощённого порядка предоставления швейцарского гражданства внукам мигрантов в возрасте до 25 лет. Против внесения изменений высказались 39,6 % (982 833) от общего числа граждан, принявших участие в референдуме. Нововведения устанавливают ряд требований к лицам, желающим получить гражданство в упрощённом порядке. Во-первых, лицо должно быть рождено в Швейцарии, отучиться не менее

5 лет в местной школе и иметь постоянное место жительства на территории Конфедерации. Во-вторых, один или оба его родителя также должны родиться в Конфедерации, проживать в стране не менее 10 лет и 5 лет посещать школу. В-третьих, кто-то из бабушек или дедушек должен быть швейцарцем по рождению или же доказать своё законное право на пребывание и постоянное проживание на территории страны.

Предложение о создании «Фонда развития национальной дорожной сети» поддержали 61,9 % (1 503 735) участников референдума. Против проголосовали 38,1 % (932 787). Ранее все автодорожные проекты в Швейцарии получали финансирование из бюджета «Федерального целевого дорожного фонда», или так называемой «Дорожной кассы», которая формировалась за счёт поступлений от налога на минеральное топливо, налога на автомобиль (составляет 4 % от стоимости автомобиля) и выручки от продаж «виньетки» — наклейки стоимостью 40 франков в год, которая предоставляет владельцу право пользоваться сетью национальных скоростных автомагистралей. Из-за возросшей в последние десятилетия интенсивности дорожного движения, особенностей швейцарских дорог, проходящих по горной местности, расходы на дорожные работы и мероприятия по восстановлению и защите окружающей среды сильно выросли, в то время как доходы «Дорожной кассы» не увеличиваются (к примеру, налог на минеральное топливо не индексировался с 1974 года). Для разрешения подобных проблем правительством страны был предложен план преобразования «Дорожной кассы» в «Фонд развития национальной дорожной сети и транспортной инфраструктуры в городских агломерациях» (Nationalstrassen- und Agglomerationsverkehrsfond, NAF), которому будут выделены дополнительные финансовые ресурсы. Положение о Фонде станет частью швейцарской Конституции.

Эквадор

19 февраля 2017 года в Республике Эквадор прошли всеобщие выборы, объединившие первый тур президентских выборов и выборы в парламент. В этот же день состоялся референдум о запрете лицам,

занимающим избираемые народом должности, и государственным служащим иметь активы или любого рода капитал в офшорных зонах.

Явка на президентские выборы 19 февраля составила 74 % от общего числа зарегистрированных избирателей. По итогам первого тура лидером стал Ленин Морено — бывший вице-президент Эквадора, набравший 39,36 % голосов избирателей. Однако для победы в первом туре кандидату необходимо набрать не менее 40 % голосов и при этом опередить конкурента не менее чем на 10 процентных пунктов. Поэтому на 2 апреля 2017 года был назначен второй тур выборов. Во втором туре участвуют два кандидата, получившие наибольшее количество голосов избирателей в предыдущем туре. Вторым кандидатом на пост президента стал Гильермо Лассо, эквадорский бизнесмен, набравший 28,09 % голосов. Гильермо Лассо уже участвовал в президентской гонке 2013 года, но тогда его обошёл действующий Президент Рафаэль Корреа. Национальный избирательный совет Эквадора откладывал на три дня объявление итогов подсчёта голосов первого тура, что вызвало негативную реакцию со стороны общественности и сопровождалось акциями протеста с требованием обеспечения прозрачности выборов. В прошедшем 2 апреля втором туре президентских выборов победу одержал Ленин Морено с результатом в 51,15 % голосов избирателей. За его конкурента Гильермо Лассо отдали свои голоса 48,85 % от общего числа принявших участие в голосовании граждан. Избранный во втором туре Президент вступит в должность 24 мая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Явка на парламентские выборы составила 64 %. Национальная ассамблея (однопалатный парламент Эквадора) состоит из 137 депутатов. 116 членов Национальной ассамблеи избираются прямым голосованием по мажоритарной системе в одномандатных округах; 15 депутатов избираются по пропорциональной системе в одном национальном избирательном округе и ещё 6 — простым большинством голосов в многомандатных избирательных округах для эквадорцев, проживающих за границей. По итогам выборов 2017 года 74 мандата получил Альянс ПАИС (Гордая и суверенная родина — Patria Altiva y Soberana) — правящая социалистическая

партия, лидером которой является Рафаэль Корреа. 34 мандата достались политическому движению «Создавая возможности» (Creando Oportunidades). 15 мест в парламенте получила Социал-христианская партия (Partido Social Cristiano), по 4 места — партия левых демократов и движение многонационального единства левого крыла. 2 мандата были распределены между членами партии «Патриотическое Общество» (Partido Sociedad Patriótica), и только 1 мандат достался партии «Сила Эквадора» (Fuerza Ecuador).

На референдум, инициированный Президентом Корреа, был вынесен следующий вопрос: «Согласны ли вы с тем, что в отношении лиц, занимающих избираемые народом государственные должности, и в отношении государственных служащих должен быть установлен запрет иметь активы или любого рода капитал в офшорных зонах?» В поддержку установления запрета высказались 55,11 % зарегистрированных участников референдума. Явка на референдум составила 71 %. Ещё ранее Рафаэль Корреа крайне негативно высказывался относительно офшорных зон (или так называемых в СМИ «налоговых гаваней»), утверждая, что они являются одной из самых серьёзных проблем демократии. Подобного рода вопрос впервые в мире был вынесен на референдум.

Южная Корея

10 марта 2017 года Конституционный суд Южной Кореи вынес решение о лишении Президента Пак Кын Хе её президентского иммунитета после парламентского запроса, поступившего ещё в декабре 2016 года.

За лишение иммунитета Пак Кын Хе проголосовали 234 депутата, 56 высказались против, ещё 2 воздержались. В итоговом решении Суд согласился с доводами о злоупотреблении президентом своими полномочиями, что привело к существенной «угрозе демократии и верховенству права». Решение Суда было оглашено в прямом эфире, после которого улицы Сеула заполнили демонстранты, поддерживающие импичмент. Сто-

ронники президента собрались около её дома. Несколько человек погибли при столкновении конкурирующих групп.

Пак Кын Хе — первая женщина-президент Южной Кореи, избранная в 2012 году и занявшая пост, который некогда занимал её отец — Пак Чон Хи, известный своей репрессивной политикой, но притом ставший в те годы «отцом корейского экономического чуда».

Скандальная коррупционная история с Пак Кын Хе начала разворачиваться ещё в прошлом году. И почти сразу после лишения её президентского иммунитета 30 марта 2017 года Центральный городской суд Сеула принял решение о необходимости заключения Пак Кын Хе под стражу в связи с подтверждёнными основными обвинениями и опасением, что она может попытаться уничтожить доказательства. Таким образом, Пак стала третьим президентом, попавшим в тюрьму сразу после ухода с должности. В ближайшее время ожидается, что прокуроры предъявят Пак обвинения в вымогательстве, взяточничестве и злоупотреблении властью (в обвинении предварительно фигурирует 13 статей Уголовного кодекса Южной Кореи). Подозрение основано на получении президентом и несколькими высокопоставленными должностными лицами взяток от 16 крупных коммерческих компаний, включая Samsung, в целях создания подконтрольных президенту некоммерческих организаций взамен на лояльность власти к бизнесу. Бывшей главе государства грозит наказание в виде лишения свободы — от 10 лет до пожизненного заключения. Новые президентские выборы в стране предварительно намечены на 9 мая.

Ведущая мониторинга — Елена Ильина. В подготовке мониторинга участвовали: Елена Ильина (Германия, Россия, Швейцария), Емил Ефендулов (Болгария), Анаит Манасян (Армения), Юлия Рудт (Южная Корея), Таисия Сидоренко (Бразилия, Казахстан), Алим Ульбашев (Туркменистан), Александра Урошлева (Австралия, Сербия, Эквадор), Анна Швец (Великобритания, Нидерланды).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.