Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИТАЛИЯ, КИРГИЗИЯ, МАКЕДОНИЯ, НОРВЕГИЯ, РОССИЯ, РУМЫНИЯ, США, ЭКВАДОР'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИТАЛИЯ, КИРГИЗИЯ, МАКЕДОНИЯ, НОРВЕГИЯ, РОССИЯ, РУМЫНИЯ, США, ЭКВАДОР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИТАЛИЯ, КИРГИЗИЯ, МАКЕДОНИЯ, НОРВЕГИЯ, РОССИЯ, РУМЫНИЯ, США, ЭКВАДОР»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

НОЯБРЬ • 2016 - ЯНВАРЬ • 2017

Великобритания

24 января 2017 года Верховный суд Великобритании поддержал решение Высокого суда Лондона и запретил Правительству самостоятельно объявлять о выходе страны из Европейского Союза (ЕС). В основание иска группы граждан против Правительства был положен аргумент о том, что выход страны из ЕС возможен только после одобрения Парламентом данного решения. Статья 50 Договора о Европейском Союзе (Лиссабонский договор) требует от государства, желающего покинуть объединение, «соблюдения собственных конституционных требований». При этом Правительство по итогам референдума, прошедшего в июне 2016 года, решило, что обладает прерогативой в подготовке резолюции по выходу Великобритании из Евросоюза. В рассматриваемом деле содержался также дополнительный вопрос о необходимости консультации Правительства Великобритании с Северной Ирландией перед началом процедуры выхода из Евросоюза.

Верховный суд Великобритании (далее — Суд) решил 8 голосами против 3, что апелляция, поданная премьер-министром на решение Высокого суда Лондона, подлежит отклонению. Парламент обязан принять решение о выходе из Евросоюза до резолюции Правительства. Консультации с Северной Ирландией не являются обязательными. В основании решения Суда лежали следующие аргументы. Во-первых, законы ЕС давно стали частью национального правопорядка и имеют верхо-

венство над национальным правом. Выход из Евросоюза означает отказ от части национального права и вызывает необходимость в проведении Парламентом объёмной работы по заполнению правовых пробелов. Во-вторых, выход из ЕС влечёт за собой существенные изменения в правовом статусе резидентов Великобритании. В-третьих, стоит отличать правовой эффект выхода страны из соглашений, заключённых в рамках Союза, от масштабных изменений в правовой системе при полном выходе из состава ЕС. Такой фундаментальный шаг требует участия Парламента. Подотчётность Правительства Парламенту не является равноценной заменой процедуре, где принятие решения изначально принадлежит Парламенту, а не Правительству. В-четвёртых, референдум 2016 года имеет большое политическое значение, но его правовые последствия могут быть определены только Парламентом. Правительство при этом признаёт, что резолюция Палаты общин от 7 декабря 2016 года, призывающая его направить подтверждение о выходе из ЕС, является актом политическим, а не правовым. В-пятых, конституционный статус Северной Ирландии не будет изменён при выходе Великобритании из Евросоюза, издание специального акта о передаче полномочий Северной Ирландии не требуется.

По итогам принятого Судом решения Парламент Великобритании 1 февраля 2017 года в первом чтении одобрил законопроект о выходе из ЕС (498 голосов против 114), а Правительство опубликовало финальный вариант «Белой книги» — программы по выходу из

Евросоюза. Ожидается, что переговоры с ЕС об оформлении выхода Великобритании из его состава займут период до двух лет.

Германия

17 января 2017 года Федеральный конституционный суд Германии в своём решении признал, что крайне правая Национальная демократическая партия (НДПГ) не представляет угрозы для демократии и поэтому её деятельность не может быть запрещена.

Запрос о признании партии неконституционной был направлен в Федеральный конституционный суд Германии (далее — Суд) Бундесратом, верхней палатой парламента, представляющим интересы 16 земель, в 2013 году. Федеральное ведомство по защите конституции предоставило в Суд сведения, свидетельствующие о том, что политика партии является расистской и антисемитской. По сведениям ведомства, НДПГ была основана в 1964 году, насчитывает около 6 тысяч членов и имеет связи с неонацистами. Партия критикует американизацию и исламизацию страны, выступает против членства Германии в Европейском Союзе и НАТО. Характер деятельности и идеология НДПГ схожи с политикой и идеологией национал-социализма, партия использует преобразованную нацистскую символику, лексику, песни, допускает ревизию истории, что подтверждает неуважение НДПГ к свободному демократическому порядку страны. Несколько руководителей партии ранее обвинялись в отрицании холо-коста.

Суд признал, что партия «предпринимает попытки замены существующей конституционной системы на авторитарное национальное государство, основанное на идее этнически определённого народного сообщества», однако «сегодня отсутствуют конкретные и весомые показатели, свидетельствующие в пользу успешности» данных попыток. НДПГ в последнее время теряет популярность, не получает достаточной поддержки на региональных и федеральных выборах, хотя и получила 1 место в Европейском парламенте в 2014 году. По опросам граждан, НДПГ поддерживает 1 % населения, в то время как её прямого конкурента — правую партию «Альтернатива для Германии» — поддерживают,

по разным оценкам, от 12 до 15 % граждан. На настоящий момент у Национальной демократической партии нет представителей в федеральном парламенте, а последнего регионального депутатского мандата партия лишилась в сентябре 2016 года (после выборов в федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания). Суд отметил, что потеря популярности партией не позволяет в перспективе предвидеть её объединение с более крупными партийными образованиями. Многие партии правового крыла отказываются даже сотрудничать с НДПГ.

Конституционные положения устанавливают, что партия может быть признана неконституционной, если её деятельность отменяет или подрывает демократический порядок в стране (часть 2 статьи 21 Основного закона ФРГ). Как отмечается в судебном решении, данные нормы не могут быть использованы для борьбы с приверженцами антиконституционных целей, если активность последних не является успешной, и поэтому «не надо защищать Конституцию профилактическим путём — путём запрета партии». По мнению судей, практически невозможно представить себе такую ситуацию, при которой Национальная демократическая партия смогла бы добиться своих целей через парламентские или внепарламентские демократические процедуры. Партия не способна развивать «атмосферу страха», её представители принадлежат к маргинальной части общества, которая не будет иметь поддержки у населения. Суд указал, что предупреждением реализации антиконституционной политики партии должна быть превентивная и репрессивная деятельность органов внутренних дел в целях эффективной защиты свободного политического процесса, а также пострадавших от поведения членов партии лиц. По итогам оглашения судебного решения лидер партии Франк Франц заявил, что НДПГ теперь является единственной в Германии партией, официально признанной высшим судом.

Добавим, что ранее в Германии были запрещены только две партии: Социалистическая имперская партия (1952) и Коммунистическая партия Германии (1956). (Легальная компартия, впрочем, была вскоре воссоздана под названием Германская коммунистическая партия). Попытка запретить НДПГ уже предпринималась в 2003 году, но потерпела не-

удачу, так как в ходе расследования выяснилось, что часть руководителей партии были оплачиваемыми информаторами правоохранительных органов.

Израиль

11 января 2017 года в рамках слушаний по делу о законности запрета для женщин участвовать в чтении свитков Торы у Западной Стены (в европейской традиции — Стена Плача) в Иерусалиме, Верховный суд Израиля принял обеспечительные меры, в соответствии с которыми женщинам должны быть предоставлены равные с мужчинами возможности в отправлении культа (в первую очередь при чтении священных текстов) на площади у подножия Храмовой горы. В этих целях запрещается осуществление дополнительного досмотра в отношении женщин, направляющихся к женскому сектору площади у Стены, а также применение каких-либо иных административных мер к данной категории паломников. Обеспечительные меры будут действовать вплоть до принятия Судом решения по существу спора.

В судебном акте также указано, что главный администратор Западной Стены, раввин Шмуэль Рабинович и государственные органы, включая администрацию главы правительства Израиля Биньямина Нетаньяху, должны представить в течение 30 дней аргументированное мнение о том, «почему заявителям (женщинам. — Примеч. ред.) не может быть разрешено молиться в соответствии с их убеждениями на традиционной площади перед Западной Стеной или же на специально отведённом пространстве с отдельным (от мужчин. — Примеч. ред.) проходом».

Спор о допустимости участия женщины в отправлении культа, а именно в чтении и изучении Торы, в еврейской религиозной традиции имеет глубокую историю. Талмуд устанавливает, что «лучше сжечь слова Торы, чем сообщать их женщине» (Сота: 20, «алеф»). Однако на протяжении последних десятилетий, в особенности среди приверженцев реформистского направления в иудаизме, активно поддерживается идея полного равенства мужчины и женщины, включающая в себя возможность чтения Торы у Западной Стены. Следуя реформистским убеждениям, зая-

вительницы, представляющие феминистские правозащитные организации, утверждают, что существующий запрет является для женщин дискриминационным, поскольку ограничивает доступ женщин к публичной собственности, так как площадь у Западной Стены является не синагогой, а «только национальным священным объектом». Таким образом заявительницы пытаются перевести спор из религиозной плоскости в конституционно-правовую.

Ожидается, что этой зимой Верховному суду Израиля удастся принять итоговое решение по спору, который длится несколько лет. При этом значимость данного решения объясняется тем, что уже сейчас Кнессет (однопалатный парламент страны) рассматривает внесённый представителями религиозных партий законопроект, предусматривающий передачу площади перед Западной Стеной в полное ведение Главного раввината Израиля, представляющего ортодоксальный иудаизм. За нарушение таких религиозных запретов, как чтение Торы, ношение талита, накладывание тфилин (талит и тфилины — в иудаизме элементы молитвенного облачения) лицами, не имеющими на то права (в первую очередь женщинами), законопроектом допускается административное наказание в виде штрафа размером до 2 500 долларов США, а также лишение свободы на срок до 6 месяцев.

Италия

4 декабря 2016 года в Италии состоялся референдум по вопросу о внесении изменений в Конституцию страны. Необходимость проведения очередного всенародного голосования была продиктована главным образом стагнацией итальянской экономики и финансовым кризисом, которые стали результатом паралича властных институтов и политической нестабильности. С момента принятия Конституции Италии 1947 года этот конституционный референдум — третий по счёту после прошедших в 2001 и 2006 годах.

Сегодня итальянская парламентская система является одной из наиболее неприспособленных для решения стратегических задач. Общее количество парламентариев составляет 952 человека, заседающих в двух

равноправных палатах: Палате депутатов и Сенате. Принятие законопроекта, в том числе любых правок, внесённых в него в ходе обсуждения, требует одобрения обеих палат. Это приводит к тому, что в ходе затяжных переговоров парламентарии не могут достигнуть согласия в отношении той или иной инициативы и принять законопроект большинством голосов.

В 2014 году для выхода из сложившегося кризиса премьер-министр Италии Маттео Ренци при поддержке возглавляемой им Демократической партии предложил законопроект, предусматривающий внесение ряда глобальных изменений в Конституцию страны. Краеугольным камнем инициативы стало реформирование парламентской системы. Предлагалось перераспределить полномочия палат парламента в пользу Палаты депутатов: волеизъявлению Сената придавался рекомендательный характер, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законопроектом. Число сенаторов предполагалось снизить с 315 до 100, большая часть из которых должна была быть представлена региональными советниками и мэрами.

Законопроектом также предусматривалось перераспределение полномочий центра и регионов страны: у регионов была бы изъята часть полномочий, а Палата депутатов получила бы право осуществлять регулирование вопросов, входящих в компетенцию региональных властей при необходимости «защиты юридического и экономического единства Республики или её национальных интересов».

Ряд изменений касался и некоторых вопросов непосредственной демократии: предлагалось увеличить количество подписей, необходимых для проведения референдума по инициативе граждан (с 500 000 до 800 000) и для реализации их правотворческой инициативы (с 50 000 до 150 000).

Законопроект включал в себя также некоторые точечные изменения: сокращение расходов на содержание политических институтов, упразднение Национального совета по экономике и труду. Коррективам подверглись процедуры избрания президента и судей Конституционного суда.

По мнению сторонников реформы, новеллы сделали бы управление страной более эффективным, позволяя упростить порядок

принятия законов, перераспределить полномочия в пользу центра и укрепить позиции исполнительной власти, что могло бы помочь избежать ставшей уже привычной для страны «чехарды премьеров». Тем не менее проведение кампании сопровождалось активной критикой инициативы, которая объединила оппозиционные силы страны как левоцентристской, так и правоцентристской направленности, а также евроскептиков. Противники проведения реформ утверждали, что они недемократичны, создают угрозу концентрации власти в руках правительства, не обеспечивают региональное представительство и ещё глубже втягивают страну в европейскую интеграцию, по отношению к которой многие настроены весьма скептически.

Поскольку в результате рассмотрения в парламенте инициатива не набрала квалифицированного большинства голосов, необходимого для её принятия, данный проект был вынесен на всенародное голосование, как того требует статья 138 Конституции Италии.

Граждане приняли активное участие в референдуме — их явка на избирательные участки составила 65,47 %. Большинство итальянцев, а именно 59,11 % от общего числа участвовавших в референдуме граждан, отклонили проект изменений в Конституцию Италии. За проведение реформы высказались, в свою очередь, 40,89 % участников референдума. Таким образом, сторонники реформ потерпели поражение.

Представители оппозиции, в частности лидеры партий «Лига Севера» и «Движение 5 звёзд», обвинили власти в допущении грубых нарушений в ходе проведения референдума. Наблюдатели указывают на то, что им не был обеспечен немедленный доступ в помещение для подсчёта голосов после доставки бюллетеней из-за границы, а избиратели утверждают, что знаки, нанесённые предназначенными для голосования пишущими средствами, легко стирались обычным ластиком. Однако ни одно из нарушений не было официально подтверждено МВД Италии.

Премьер-министр Италии Маттео Ренци, главный идеолог конституционной реформы, ушёл в отставку после подведения итогов голосования по вопросу внесения изменений в Конституцию. Президент назначил на его место Паоло Джентилони, ранее занимавшего должность министра иностранных дел, кото-

рый, в свою очередь, завершил формирование Совета министров: его новый состав практически полностью повторяет состав правительства Ренци и преследует цель довести до конца уже начатые им реформы.

Киргизия

11 декабря 2016 года в Кыргызской Республике состоялся референдум по вопросу о внесении изменений в основной закон страны. Ключевые изменения связаны с усилением позиций исполнительной власти и касаются положения премьер-министра, полномочия которого существенно расширились благодаря предоставлению ему права назначения и освобождения от должности глав местных государственных администраций без согласования с парламентом и права решающего голоса по вопросам формирования государственного бюджета. Замещение должностей премьер-министра и вице-премьера допускается в том числе депутатами Жогорку Кенеша (парламента Кыргызской Республики) при сохранении за ними депутатского мандата и права голосовать на пленарных заседаниях законодательного органа. При этом отставка, освобождение от должности и прекращение исполнения обязанностей премьер-министра (или вице-премьер-министра) депутатом Жогорку Кенеша влечёт за собой восстановление депутатских полномочий в полном объёме.

Кроме того, одобренный проект поправок к Конституции конкретизирует полномочия органов прокуратуры и устанавливает требование безупречного поведения судей Верховного суда, контроль за соблюдением которого отнесён к ведению учреждённой для этих целей дисциплинарной комиссии. Деятельность Конституционной палаты Верховного суда также подверглась существенным изменениям, связанным с централизацией исполнительной власти. Нововведения обязывают Конституционную палату направлять предварительные заключения о наличии в оцениваемом законе противоречий с Конституцией на рассмотрение президенту и парламенту Республики, имеющим право наложить вето на решение палаты, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов от полного состава судей Конституционной палаты.

Значимым нововведением стал отказ от приоритета норм международного права в сфере защиты прав и свобод человека. Положения международных договоров утрачивают своё самостоятельное значение, порядок и условия их применения, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, определяются законом. Существенному ограничению подверглась сфера прав человека: новая редакция Конституции допускает применение к лицу такой конституционно-правовой меры, как лишение гражданства. Вместе с тем основной закон предоставляет лицу право изменить гражданство в случаях и порядке, установленных конституционным законом.

Поправки к Конституции Кыргызской Республики, принятой в 2010 году в период правления Временного правительства, инициированы в нарушение положений Декрета Временного правительства от 19 мая 2010 года № 39 «О Президенте Кыргызской Республики на переходный период», ограничиваю -щих возможность внесения любых изменений в основной закон. Согласно статье 4 вышеуказанного Декрета, положения части 2 статьи 114 Конституции Кыргызской Республики, регламентирующие порядок внесения изменений в Конституцию Кыргызской Республики Жогорку Кенешем, вступают в силу лишь с 1 сентября 2020 года.

Вектор изменения Конституции Кыргызской Республики получает неоднозначные оценки со стороны международных формирований. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не направляла своих наблюдателей, но наряду с Советом Европы выразила обеспокоенность в связи с усилением позиций исполнительной власти за счёт ослабления положения иных ветвей, а также снижением гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.

22 декабря 2016 года ЦИК Киргизии утвердил итоги прошедшего референдума. Поправки к Конституции, согласно положениям закона «О назначении референдума (всенародного голосования) по проекту закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики"», принятого парламентом республики 2 ноября 2016 года, вступают в силу через 15 дней после официального опубликования одобренного на референдуме закона, часть

изменений начнёт действовать с 1 декабря 2017 года.

Македония

11 декабря 2016 года в Республике Македония состоялись досрочные парламентские выборы, сроки проведения которых неоднократно переносились. По итогам выборов большинство голосов избирателей получили Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство (ВМРО-ДПМНЕ) - 51 мандат и партия Социал-демократический союз Македонии (СДСМ) - 49 мандатов. Показатель явки на прошедших выборах стал самым высоким за последние годы. По данным Государственной избирательной комиссии, в голосовании приняли участие 66,88 % зарегистрированных избирателей.

По результатам выборов, прошедших в апреле 2014 года, оппозиционная партия СДСМ получила 25,3 % голосов, а правящая ВМРО-ДПМНЕ - 42,9 %. Впоследствии Социал-демократический союз Македонии стал бойкотировать работу в парламенте, обвинив власти в фальсификации итогов голосования. Парламентские разногласия привели к политическому кризису. Весной 2015 года в столице Македонии Скопье прошли массовые акции протеста и проправительственные митинги.

15 июля 2015 года при посредничестве Европейского комиссара по европейской политике добрососедства и переговорам по расширению Йоханнеса Хана с целью урегулирования кризисной ситуации было подписано межпартийное соглашение (Пржинское соглашение). Дату внеочередных парламентских выборов назначили на 24 апреля 2016 года. Во исполнение соглашения премьер-министр республики Никола Груевский в январе 2016 года подал в отставку, после чего было сформировано новое техническое правительство во главе с Эмилом Димитриевым. 18 января парламентарии проголосовали за роспуск Собрания (однопалатный парламент Македонии).

В апреле 2016 года начались акции протеста против действующего Президента Георге Иванова и правительства во главе с Эми-лом Димитриевым («цветная революция»),

вступление в силу решения о самороспуске парламента было отложено, а выборы в Собрание Республики переназначены на 5 июня. Но Конституционный суд Македонии своим решением от 18 мая 2016 года приостановил все мероприятия по подготовке к внеочередным выборам; парламент ещё раз отложил их проведение на неопределённый срок. Новая дата проведения досрочных выборов — 11 декабря — была назначена только в августе.

На выборах 2016 года распределению подлежали 123 мандата, из которых 120 были закреплены за депутатами, избранными в шести многомандатных округах, а 3 оставлены для депутатов от македонцев, живущих за границей. По итогам голосования, в парламент было избрано 120 депутатов: 100 мандатов достались представителям ВМРО-ДПМНЕ и СДСМ, 20 мандатов распределены между партиями, представляющими албанцев (Демократический союз за интеграцию — 10 мандатов, Движение БЕСА — 5, коалиция «Албанский альянс» — 3, Демократическая партия албанцев — 2). Трое депутатов от македонцев, живущих за границей, не были избраны из-за низкой явки на заграничных избирательных участках.

По итогам выборов, разница между числом депутатов от правящей и оппозиционной партий составила 2 мандата. Формально лидером на выборах стала ВМРО-ДПМНЕ, которую возглавляет экс-премьер-министр Никола Груевский. Однако оппозиционная коалиция во главе с социал-демократами также считает победу своей — их лидер Зоран Заев объявил о смене власти в стране.

Норвегия

1 января 2017 года вступил в силу закон о поправках к Конституции Королевства Норвегия, официально закрепляющий отделение церкви от государства. Ранее статья 16 Конституции устанавливала, что «Евангелическо -лютеранская религия является публичной государственной религией»; в новой редакции речь идёт о том, что «Церковь Норвегии — Евангелическо-лютеран-ская церковь — остаётся государственной церковью Норвегии и пользуется государственной поддержкой».

Первый законопроект об отделении церкви от государства был рассмотрен Стортин-

гом — норвежским парламентом — 8 лет назад, а одобрен им в последней редакции лишь в мае 2016 года. Но ещё в 2012 году в основной закон Норвегии уже были внесены изменения, согласно которым Церковь Норвегии превратилась «в народную церковь, пользующуюся поддержкой государства», а евангелическое лютеранство утратило статус государственной религии (хотя по-прежнему предписывала монарху придерживаться лютеранского вероисповедания). При этом Церковь Норвегии, как и иные религиозные организации в Норвегии, продолжала пользоваться финансовой поддержкой государства, и такое положение вещей будет сохраняться в будущем.

Последние изменения стали крупнейшими в государственно-церковных отношениях на территории Норвегии с эпохи Реформации, когда место Римско-католической церкви здесь в 1539 году заняла Евангелическо-лютеранская церковь. Во второй половине XIX века в стране постепенно конституционно закрепляется свобода вероисповедания при сохранении традиционного преобладания Церкви Норвегии.

В настоящее время Евангелическо-люте-ранская церковь Норвегии, к которой принадлежит около 83 % населения, является публичным юридическим лицом, отделённым от государства и его институтов. Её священнослужители отныне больше не рассматриваются как государственные служащие, что приводит к потере ими многих привилегий. Благодаря произошедшим изменениям епископы Евангелическо-лютеранской церкви могут назначаться без согласования с правительством и троном. Финансирование Еван-гелическо-лютеранской церкви осуществляется через систему налогообложения (таким же образом происходит финансирование и иных религиозных и нетеистических гуманитарных организаций).

Россия

19 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"», закрепляющий дополнительные меры поддержки социально ориентированных некоммерче-

ских организаций. Федеральным законом устанавливается, что некоммерческим организациям — исполнителям общественно полезных услуг финансовая поддержка в виде субсидий и меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет. Закон расширяет перечень видов информационной поддержки таких организаций путём предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Законом предусматривается, что поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления путём организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

28 декабря 2016 года Президент России подписал Федеральный закон № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты"», в соответствии с которым под иностранными финансовыми инструментами понимаются: ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым присвоен международный идентификационный код ценной бумаги (1Б1Ы); доли участия, паи в уставных капиталах организаций, зарегистрированных или находящихся на территории иностранного государства, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица; договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица; учреждён-

ное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого являются должностные лица; договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица; кредитные договоры, заключённые с расположенными за пределами территории России иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями. Под запретом владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, в соответствии с федеральным законом, понимается запрет на прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами.

28 декабря 2016 года Президент России подписал Федеральный закон № 487-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации"», закрепляющий новый порядок формирования состава Общественной палаты в части включения в неё представителей от общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Новая редакция закона отменяет рейтинговое интернет-голосование с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», в котором имели право принимать участие граждане России, обладающие активным избирательным правом, и устанавливает, что 43 представителя общероссийских общественных объединений и организаций будут определяться по итогам голосования членов Общественной палаты, утверждённых Президентом РФ, и членов Общественной палаты от общественных палат субъектов Федерации.

19 декабря 2016 года Президент России подписал Федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», направленный на ужесточение ответственности за незаконное привлечение заведомо невиновного лица к уголовной ответственности. В соответствии с федеральным законом максимальный срок наказания в виде лишения свободы за совершение такого пре-

ступления увеличивается с пяти до семи лет, а в случае, если то же деяние сопряжено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо повлекло причинение крупного ущерба (более 1,5 млн рублей) минимальный срок лишения свободы составит пять лет, а максимальный — десять. Законом вводится новый состав преступления — незаконное возбуждение уголовного дела, совершённое в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности, либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлёкшее за собой прекращение предпринимательской деятельности, либо причинение крупного ущерба, которое наказывается сроком лишения свободы от пяти до десяти лет.

28 декабря 2016 года Президент России подписал Федеральный закон № 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"». Федеральным законом вводятся общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы и устанавливается порядок такого применения. Подобные меры могут быть применены сотрудником уголовно-исполнительной системы в том случае, если «несиловые способы не смогли обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей» для пресечения преступлений, задержания осуждённого или лица, заключённого под стражу, для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, отражения нападения на него осуждённых, заключённых под стражу и иных лиц, для освобождения заложников и пресечения массовых беспорядков, а также иных нарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Сотрудники также имеют право применить специальные средства для задержания осуждённых и иных лиц, если имеются достаточные основания полагать, что они могут оказать вооружённое сопротивление, а также при конвоировании, охране и сопровождении осуждённых и заключённых под стражу лиц, если они своим поведением дают

все основания полагать, что намерены совершить побег или причинить вред окружающим или себе. Законом также устанавливается перечень специальных средств, в число которых входят палки, электро- и светошоковые устройства, водомёты, бронемашины и т.д. При этом запрещается применение специальных средств и огнестрельного оружия «в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооружённого сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица, или участия их в массовых беспорядках».

Румыния

11 декабря 2016 года состоялись очередные парламентские выборы в Палату депутатов и Сенат Румынии, победу в которых одержала Социал-демократическая партия Румынии. Явка на выборах составила 39,48 % от общего числа лиц, зарегистрированных для участия в выборах.

В румынском парламенте нет фиксированного количества мест, поэтому число депутатов и сенаторов на каждых выборах зависит от законодательно установленного числа избирателей на представителя. Выборы проходили по пропорциональной избирательной системе, принятой в 2015 году и предусматривающей новую норму представительства:

I депутат на 73 000 жителей для Палаты депутатов (ранее — 1 представитель на 70 000) и 1 сенатор на 168 000 жителей для Сената (ранее — 1 сенатор на 160 000). Благодаря реформе избирательной системы число депутатов в нижней палате парламента сократилось с 412 до 330, а в верхней — с 176 до 136. При этом 18 мест в Палате депутатов и 4 места в Сенате заняли представители от партий национальных меньшинств.

В избирательной гонке приняли участие

II партий. По итогам выборов, лидером стала Социал-демократическая партия (далее — СДПР) с Ливиу Драгня во главе, завоевав-

шая 154 места в Палате депутатов (44,14 % голосов избирателей) и 67 мест в Сенате (45,68 %). На второй позиции оказалась пропрезидентская Национал-либеральная партия (далее — НЛП) - 69 (19,45 %) и 30 (20,42 %) мест соответственно. Лидер НЛП Алина Горгиу заявила о своём уходе с поста председателя партии после поражения на выборах. Общественное движение «Союз за спасение Румынии», дебютировавшее на выборах 2016 года, смогло набрать 8,61 % и 8,92 % голосов избирателей и получить 30 и 13 мест в нижней и верхней палатах соответственно. Партии Демократический союз венгров Румынии и Альянс либералов и демократов получили по 9 мест в Сенате, набрав при этом 6,24 % и 6,01 % голосов. В новом составе нижней палаты эти партии будут представлять 21 депутат от Демократического союза (6 %) и 20 депутатов от Альянса (5,46 %). Шестой партией, преодолевшей пятипроцентный избирательный барьер, стала партия «Народное движение», возглавляемая экс-президентом Румынии Траяном Бэ-сеску, которой достались 18 мест в Палате депутатов (5,19 %) и 8 мест в Сенате (5,65 %).

28 декабря 2016 года на пост премьер-министра был назначен представитель Социал-демократической партии Сорин Гриндяну, а 4 января 2017 года парламент Румынии официально утвердил его кабинет.

США

Президент США Дональд Трамп с первой недели пребывания в должности начал активно реализовывать свои полномочия для выполнения предвыборных обещаний — большая часть его распоряжений ужесточила миграционное регулирование в стране.

25 января 2017 года Президент США подписал указ «Об охране государственной границы и совершенствовании миграционного регулирования», предписывающий Министерству национальной безопасности начать строительство ограждений на всей протяжённости границы с Мексикой (в настоящее время так называемая Американо-мексиканская стена охватывает лишь треть её протяжённости). Глава государства обязал Министерство в ближайшее время подготовить предложения по финанси-

рованию строительства стены, а также в течение 180 дней провести оценку безопасности южной границы и разработать план по усилению контроля над ней. Кроме того, указ предусматривает расширение штата пограничных патрулей на границе с Мексикой.

Указом Президента также устанавливаются новые правила обращения с мигрантами. Предписывается упразднить так называемую практику «catch and release», в соответствии с которой нарушители миграционного законодательства, как правило, освобождались до даты судебного слушания по делу. Теперь любое лицо, незаконно пребывающее на территории США, должно быть обязательно задержано и депортировано из страны в соответствии с установленной законом процедурой.

Указ «Об усилении общественной безопасности на территории США», подписанный Президентом Трампом в тот же день, затрагивает основные вопросы совершенствования порядка идентификации, задержания и депортации иностранных граждан, совершивших преступления на территории страны. Указ также предписывает отказаться от конфиденциальности персональных данных иностранных граждан, не имеющих вида на жительство в США, которая гарантируется законом о неприкосновенности частной жизни. По предварительным оценкам, это может привести к нарушению соглашения Privacy Shield («щит конфиденциальности») между Европейским Союзом и США, которое устанавливает строгие правила защиты персональных данных.

27 января 2017 года Президент США Дональд Трамп подписал указ «О защите страны от въезда иностранных террористов». Акт приостанавливает на 120 дней американскую программу приёма беженцев, устанавливает на 90 дней запрет на въезд в США для граждан семи стран с преимущественно мусульманским населением: Ирака, Ирана, Йемена, Ливии, Сирии, Сомали и Судана. Кроме того, указ приостанавливает действие Американской программы по приёму беженцев на 120 дней, а в отношении беженцев из Сирии — до особого президентского распоряжения.

По данным Министерства национальной безопасности США, за первые сутки своего действия указ в условиях отсутствия ясных

инструкций по его исполнению затронул в той или иной мере права более 350 лиц, направлявшихся в страну.

В ответ на многочисленные иски несколько судов в ряде штатов частично приостановили действие указа. Федеральный суд Восточного округа Нью-Йорка постановил, что все граждане, прибывшие в США с действующей визой, могут въехать и временно остаться в стране. Суды штатов Вашингтон, Виргиния и Массачусетс запретили немедленно депортировать из США лиц, хоть и подпадающих под действие указа, но уже оказавшихся в США на основании действующей визы. Федеральные судьи в Бостоне постановили, что чиновники не могут задержать человека на основе правительственного распоряжения Трампа. При этом остальные ограничения продолжают действовать.

Указ, по замыслу Дональда Трампа направленный на защиту государственной безопасности от террористических угроз, критикуют как неконституционный, дискриминирующий по религиозному признаку и нарушающий нормы международного права. Его противники выражают опасения, что введённые меры, напротив, могут способствовать террористам в вербовке новых сообщников. После вступления акта в силу в международных аэропортах страны начались массовые акции протеста, в некоторых штатах переросшие в беспорядки. Генеральные прокуроры 15 штатов США и Генеральный прокурор округа Колумбия заявили о своих намерениях оспорить его законность в суде.

Указ вызвал широкий общественный резонанс и за пределами США, а затронутые им страны уже работают над введением ответных мер для американских граждан. Парламент Ирака большинством голосов высказался за установление запрета на въезд в страну для граждан США (за исключением тех американцев, которые уже получили визу) и прекращение выдачи им виз на 90 дней.

Эквадор

15 ноября 2016 года Конституционный суд Эквадора принял решение, в котором признал соответствующим Конституции выносимый на референдум вопрос о запрете кандидатам на выборах на государственные должности и государствен-

ным служащим иметь счета в офшорных зонах.

Часть 14 статьи 147 Конституции Эквадора предоставляет президенту право выступить с инициативой о назначении референдума по вопросам, представляющим общественный интерес. Однако прежде, в соответствии со статьёй 104 Конституции, Конституционный суд Эквадора обязан проверить конституционность вопроса, выносимого на референдум.

24 октября 2016 года при поддержке лидеров общественных движений и политических партий Президент Эквадора Рафаэль Корреа обратился в Конституционный суд в рамках инициирования процедуры проведения национального референдума по вопросу о невозможности занимать государственные должности лицам, которые имеют счета в офшорных зонах. В своём обращении к Конституционному суду Президент подверг критике существование офшорных зон в современном обществе, поскольку они способствуют усилению социального неравенства, а также являются сомнительными капиталами в связи с отсутствием ответственности за обезличенные капиталы.

Рафаэль Корреа предложил данную инициативу и резко осудил практику хранения денежных средств в офшорных зонах после раскрытия журналистами 9 мая 2016 года данных «панамского архива», в котором содержалась информация о более чем 200 офшорных компаниях по всему миру.

Решение, вынесенное 15 ноября, Суд мотивировал тем, что практика хранения денежных средств в офшорной зоне наносит существенный вред обществу Эквадора, так как подготавливает почву для коррупции, уклонения от уплаты налогов и ряда иных преступ-

лений. Государственным служащим предназначено следовать этическим эталонам и осуществлять свою деятельность прозрачно.

Президент Рафаэль Корреа вместе с известными профессорами и экономистами написали письмо под эгидой международного объединения «Оксфам». В этом письме они обратились к международному сообществу с предложением об устранении офшорных зон, каналов и схем, позволяющих скрывать крупные денежные средства.

Оппозиция выдвинула предположение, что данная инициатива Президента - всего лишь попытка изолировать своих политических противников. Таких, например, как Гиль-ермо Лассо, который объявил о своём намерении баллотироваться на президентских выборах в 2017 году.

В декабре 2016 года Рафаэль Корреа подписал указ о проведении референдума 19 февраля 2017 года, в день всеобщих выборов. В случае положительного ответа гражданами на вопрос о запрете кандидатам на выборах на государственные должности и государственным служащим иметь счета в офшорных зонах в органический закон № 294 «О публичной службе» от 6 октября 2010 года и ряд других законов будут внесены соответствующие изменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущая мониторинга — Елена Ильина. В подготовке мониторинга участвовали: Елена Ильина (Россия, Румыния), Ольга Гаврилова (Эквадор), Юлия Рудт (Великобритания, Германия), Таисия Сидоренко (Киргизия), Алим Ульбашев (Израиль), Александра Урошлева (Македония), Анастасия Шашкова (Норвегия), Анна Швец (Италия, США).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.