Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ОКТЯБРЬ – ДЕКАБРЬ • 2016'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ОКТЯБРЬ – ДЕКАБРЬ • 2016 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» – это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача – дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ОКТЯБРЬ – ДЕКАБРЬ • 2016»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ • 2016

Австрия

4 декабря 2016 года в Австрии прошли повторные президентские выборы, по итогам которых Президентом Австрии был избран Александер Ван дер Беллен.

В австрийских СМИ отмечают, что проведённые выборы отразили наличие политической нестабильности в стране и выявили слабость позиций правящей коалиции — Социал-демократической партии Австрии и Австрийской народной партии, представители которой не набрали необходимого числа голосов для второго тура голосования. Выявленные проблемы сказались на процедуре и этапах голосования. Итоги голосования второго тура выборов, прошедшего 22 мая 2016 года, были признаны Конституционным судом Австрии недействительными в связи с выявлением допущенных при подсчёте голосов процедурных нарушений. Дата повторного голосования, изначально назначенная на 2 октября 2016 года, была перенесена на 4 декабря в связи с обнаруженным в конвертах для голосования дефектом, не позволяющим надёжно запечатывать бюллетени и допускающим возможность нарушения процедуры ознакомления с ними, которая могла повлечь за собой признание их недействительными.

Согласно результатам повторного голосования, избиратели отдали преимущество независимому кандидату и экс-главе Партии зелёных А. Ван дер Беллену, получившему 53,79 % голосов (2 472 892), что позволило ему опередить соперника, кандидата от крайне правой Австрийской партии свободы Нор-

берта Хофера, получившего 46,21 % голосов (2 124 661), и завершить затянувшийся с апреля избирательный процесс. В то же время поддержка населением кандидата-победителя, согласно данным опроса общественного мнения, обусловлена в большей мере желанием избирателей не допустить победы представителя правоцентристской партии (42 %), нежели непосредственно стремлением видеть Ван дер Беллена на посту главы государства. Последствия принятых политических мер коснулись финансовых вопросов проведения предвыборной кампании и голосования, а также оказали воздействие на общественное мнение и общественные интересы, отстаиваемые кандидатами.

Болгария

6 и 13 ноября 2016 года в Республике Болгария состоялись президентские выборы. По итогам второго тура голосования Президентом страны был избран Румен Радев, независимый кандидат, получивший официальную поддержку Болгарской социалистической партии (БСП), и бывший командующий Военно-воздушными силами Болгарии, а вице-президентом стала депутат Европейского парламента Илияна Йотова.

Первый тур президентских выборов прошёл 6 ноября 2016 года. Для участия в выборах ЦИК Болгарии было зарегистрировано рекордное за всю историю страны количество кандидатов на пост президента и вице-президента — 21 «двойка», из них 10 — независи-

мые. Явка на выборы составила 57,47 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей. Лидерами первого тура стали Румен Радев (25,44 % голосов) и кандидат от правящей партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), председатель Народного собрания (парламента) Болгарии Цецка Цачева (21,96 %). Третье место занял Красимир Каракачанов (14,97 %), участник президентских выборов 2011 года, бывший парламентарий, который на выборах 2016 года был выдвинут в качестве кандидата коалицией «Объединённые патриоты — НФСБ, АТАКА и ВМРО». 5,58 % голосов сумел набрать кандидат от «Реформаторского блока», составляющего совместно с партией ГЕРБ правительственную коалицию, Трай-чо Трайков — бывший министр экономики, энергетики и туризма. В предвыборной гонке также принял участие бывший глава МИД Болгарии, действующий депутат Европейского парламента, Ивайло Калфин (3,28 %) — кандидат от партии «Альтернатива болгарского возрождения», формирующей коалицию «Калфин-президент», в прошлом — кандидат на пост президента от БСП на выборах 2011 года. Независимые кандидаты — политик и предприниматель Веселин Мерешки и бывший премьер-министр Болгарии Пламен Орешарски — получили 11,17 % и 6,63 % голосов избирателей соответственно.

Второй тур президентских выборов ознаменовался явкой в 51,62 % от общего числа лиц, зарегистрированных для участия в выборах. На заключительном этапе выборов лидер первого тура Румен Радев со значительным отрывом снова вырвался вперёд, получив поддержку 59,37 % голосов избирателей. Его соперница Цецка Цачева набрала 36,16 % голосов, а 4,47 % избирателей проголосовали «против всех».

Румен Радев, будучи кандидатом, поддержанным БСП и основным соперником кандидата от партии ГЕРБ, вызвал у общественности большой интерес. В своей предвыборной программе он делал упор на активизацию роли Болгарии в составе Европейского Союза и НАТО, на увеличение финансирования армии и создание на территории Болгарии специальных центров для беженцев закрытого типа. Политические планы Радева сильно отличаются от политики, проводимой предыдущим Президентом Болгарии Росеном Плев-

нелиевым (ГЕРБ). Сразу после объявления результатов выборов премьер-министр Болгарии Бойко Борисов объявил об отставке правительства из-за поражения кандидата от партии ГЕРБ Цецки Цачевой.

17 октября 2016 года Уполномоченный по правам человека в Болгарии Майя Манолова обратилась в Конституционный суд Болгарии с ходатайством о признании противоречащими Конституции положений Избирательного кодекса, устанавливающих ограничения на допустимое количество избирательных участков в каком-либо одном иностранном государстве. За неделю до дня выборов (6 ноября) парламент внёс изменения в Кодекс, отменив ограничения по количеству избирательных участков на территории стран Европейского Союза, для остальных же стран максимальное число участков на территории одного государства осталось прежним — 35. В своём Определении № 14/2016 Конституционный суд признал обжалованные омбудсменом нормы Избирательного кодекса не противоречащими Конституции, однако данное решение было вынесено Судом уже после окончания выборов — 15 ноября 2016 года.

Германия

18 октября 2016 года Федеральный конституционный суд Германии вынес решение, в котором разрешил воспитательнице государственного детского сада — гражданке Германии турецкого происхождения, исповедующей ислам, носить во время работы хиджаб как выражение её религиозного самоопределения.

В августе 2007 года работодатель вынес г-же А. официальное предупреждение в связи с ношением ею хиджаба (женский мусульманский платок, полностью скрывающий волосы, уши и шею, но оставляющий открытым лицо) в течение её рабочего времени в детском саду, сославшись на абзацы 6 и 7 параграфа 7 Закона земли Баден-Вюртемберг от

19 марта 2009 года «Об учреждениях, осуществляющих дневной уход за детьми» (К1п-ёег1а§е8Ье1геиип§8§е8е12 — КЛЮ), запрещающие коммунальным учреждениям внешне выражать политические, религиозные, идеологические и иные убеждения, которые способны вызвать сомнения в нейтральности учреждения по отношению к детям и их ро-

дителям. В частности, Законом признавалось недопустимым такое поведение, которое способно создать у детей или их родителей впечатление, что сотрудники учреждения каким-либо образом посягают на принцип уважения человеческого достоинства, принцип равенства или же нарушают право на свободу личности и свободный демократический строй.

Заявительница подала иск об отмене вынесенного ей предупреждения в суд по трудовым вопросам города Штутгарта, однако суд его отклонил. В процессе обжалования решения этого суда заявительница дошла до Федерального суда по трудовым вопросам, который оставил решения нижестоящих инстанций без изменений, после чего г-жа А. обратилась с жалобой в Федеральный конституционный суд (далее — Суд, Конституционный суд).

В вынесенном решении Конституционный суд признал нарушенными основные права заявительницы, предусмотренные абзацами 1 и 2 статьи 4 Основного закона, а именно: право на свободу вероисповедания, свободу совести, религиозных и мировоззренческих убеждений и беспрепятственное исповедание религии. Суд указал, что мусульмане, для которых ношение «исламского платка» является типичным атрибутом их веры, также могут пользоваться защитой, гарантированной абзацами 1 и 2 статьи 4 Основного закона, при исполнении своих трудовых обязанностей в детских садах. Защита права на свободу совести и вероисповедания обеспечивает воспитателям и воспитательницам, работающим в публичных учреждениях, достаточную степень свободы для того, чтобы они могли соблюдать правила их религии, обязывающие их покрывать голову, в том случае, если этому есть убедительное обоснование. Само по себе ношение «исламского платка», как правило, не представляет собой опасности в сфере ухода за детьми в детских садах и не связано с идентификацией государства с какой-либо определённой религией. Хиджаб как элемент одежды лишь указывает на принадлежность к определённой религии или идеологии. Обстоятельства дела не дают никаких оснований полагать, что в случае появления заявительницы на рабочем месте в хиджабе могут возникнуть сомнения в нейтралитете учреждения по отношению к воспитанникам детского сада и их родителям.

Исландия

29 октября 2016 года прошли выборы в Альтинг — однопалатный парламент Исландии. В избирательной гонке приняли участие 12 партий, а 7 из них прошли в Альтинг, преодолев минимальный порог — 5 %. Явка избирателей составила 79,19 %, что на несколько процентов ниже, чем на парламентских выборах, прошедших в 2009 и 2013 годах.

Избрание нового созыва законодательного органа должно было состояться в мае 2017 года, однако для выхода из политического кризиса, охватившего страну после публикации «панамского досье», которое предало огласке наличие скрытой собственности у жены премьер-министра Исландии, было принято решение провести досрочные выборы.

Выборы в исландский парламент проводятся по пропорциональной избирательной системе в шести многомандатных избирательных округах. Из 63 депутатов 54 избираются в округах с использованием метода Д'Ондта, предполагающего пошаговое распределение мандатов в соответствии с установленной формулой, а оставшиеся 9 мест распределяются между партиями на основе их общенационального уровня поддержки.

Первое место заняла консервативная Партия независимости во главе с министром финансов Бьярни Бенедиктссоном. Она получила 29 % голосов избирателей и 21 место в Альтинге. Это упрочило позицию партии в новом созыве парламента по сравнению с предыдущим, где она делила большинство с Прогрессивной партией: ранее обе политические силы были представлены 19 депутатами.

Равное количество мест в законодательном органе получили Лево-зелёное движение и Пиратская партия — от каждой из них избирателей будет представлять по 10 депутатов. Однако по количеству отданных за партию голосов граждан Лево-зелёное движение во главе с его лидером Катрин Якобсдоттир опередило своего конкурента — партию поддержали 15,9 % участвовавших в выборах исландцев. Лево-зелёное движение улучшило свои результаты по сравнению с выборами 2013 года, по итогам которых в парламенте были представлены всего 7 его членов.

Получение 10 мандатов в Альтинге нового созыва стало большим прорывом для Пиратской партии. «Пираты» объединились в 2012 году под руководством бывшего представителя Ш1ИЬеакз Биргитты Йоунсдоттир и с тех пор активно наращивали общественную поддержку, возросшую во многом из-за затяжного финансового кризиса и офшорного скандала, к которому привели действия текущего руководства страны. Пиратская партия предложила идеи, качественно отличающие её от соперников по предвыборной гонке и во многом направленные на то, чтобы решить волнующие общество проблемы — её сторонники выступают за полную транспарентность государства, свободу информации, неприкосновенность частной жизни, реформу авторских прав, легализацию наркотиков и порнографии. В 2013 году партия дебютировала на парламентских выборах и завоевала 5,10 % голосов избирателей и 3 места в Альтинге. В ходе предвыборной кампании 2016 года Пиратской партии предрекали грандиозный успех в виде абсолютного большинства парламентских мест. Эти ожидания не оправдались, но «Пиратам» удалось утроить свой предыдущий результат, получив поддержку 14,5 % избирателей и 10 мест в парламенте. На сегодняшний день Исландия — единственная в мире страна, где Пиратская партия играет одну из ведущих ролей в государственной политике.

Прогрессивная партия, которая разделяла с Партией независимости большинство в предыдущем созыве, на этот раз потерпела фиаско, потеряв более половины мест в парламенте. Партию поддержали лишь 11 % избирателей, что позволило ей получить 8 мандатов в Альтинге. Сразу после поражения Прогрессивной партии на выборах лидер партии и премьер-министр страны Сигурдур Инги Йоханнссон подал в отставку.

Также в Альтинг по результатам голосования вошли успешно показавшая себя на выборах новая партия «Возрождение» в составе 7 депутатов, 4 члена от партии «Светлое будущее» и Социал-демократический альянс, получивший 3 депутатских мандата.

Результаты выборов 2016 года знаменуют большие достижения в области тендерного представительства в Альтинге: в новом созыве 30 из 63 парламентариев — женщины.

Испания

20 октября 2016 года Конституционный суд Испании признал установленный парламентом Каталонии в 2010 году запрет на проведение корриды не соответствующим Конституции государства.

В 2013 году Сенат Испании принял закон, который признал корриду (поединок человека, «матадора», с быком) культурным достоянием страны, что предопределило итог рассмотренного органом конституционного контроля дела. В основу принятого Конституционным судом Испании решения легли положения статьи 149 Конституции страны, относящие полномочия в сфере развития культуры и защиты испанского культурного и художественного наследия к исключительной компетенции государства, и статьи 46, закрепляющей за публичными властями обязанность гарантировать сохранение и защиту исторического, культурного и художественного наследия народов Испании, независимо от их правового режима и принадлежности. Данные установления позволили судьям квалифицированным большинством голосов (9 против 3) принять решение о превышении парламентом Каталонии своих полномочий, поскольку последний обладает лишь правами на регламентацию, конкретизацию процедуры проведения корриды и установление требований безопасности её проведения.

Члены международной организации защиты животных признали позицию Суда возмутительной и не соответствующей идее защиты культурного достояния народа. По их мнению, Суд своим решением признал законной деятельность, основанную на «жестоком отношении к животным, причиняющем им невыносимые страдания».

Вместе с тем эксперты отмечают, что за столь гуманистической тенденцией, поддерживаемой сторонниками защиты животных, скрывается давнее стремление Каталонии к политической независимости. Алисия Сан-чес-Камачо, президент Народной партии Каталонии, поддерживающей идею единой и неделимой Испании, заявила о готовности партии отстаивать свободу и традицию корриды.

Вынесенное решение вызвало волну негодования со стороны представителей властей в Каталонии: министр общественных работ

Жозеп Рулл отметил, что Каталония сделала свой выбор в пользу отказа от проведения боя быков и власти предпримут все меры, препятствующие их возобновлению. Запрет был обусловлен стремлением защитить животных и никак не затрагивал вопросы проведения иных массовых развлекательных мероприятий с участием быков. Решение испанского Конституционного суда, по мнению властей Каталонии, лишь снизило роль государства в поддержании и сохранении культурного наследия народов Испании.

Кот-д'Ивуар

30 октября 2016 года в Республике Кот-д'Ивуар прошёл конституционныйрефе-рендум, по итогам которого был одобрен проект новой Конституции.

В мае 2016 года Президентом страны был сформирован комитет экспертов для подготовки проекта новой Конституции. Проведение референдума было одобрено Национальным собранием (однопалатным парламентом государства) 22 июля 2016 года при 233 голосах «за» и 6 — «против». По итогам референдума за принятие новой Конституции проголосовало 93,42 % участников референдума. Явка на референдум составила 42,42 % от общего числа лиц, зарегистрированных для участия в нём.

Ключевыми нововведениями по сравнению с Конституцией 2000 года стали следующие положения: во-первых, отмена требования к кандидату на пост президента, согласно которому оба его родителя должны быть гражданами Кот-д'Ивуара по рождению и не иметь гражданства другого государства (статья 55) и, во-вторых, создание поста вице-президента (статья 53). Кроме того, был образован Сенат как верхняя палата парламента (статья 85). Выборы Президента, вице-президента и двух третей от общего числа депутатов Сената, в соответствии с положениями новой Конституции, проводятся одновременно с выборами в Национальное собрание, а оставшаяся треть Сената назначается избранным Президентом.

Конституция 2016 года закрепляет требование о наличии гражданства по рождению только в отношении одного из родителей кандидата. Новый Основной закон страны также не содержит верхнего возрастного предела

для кандидатов на пост президента, а закрепляет лишь минимальный возрастной порог — 35 лет, в то время как предыдущая Конституция запрещала кандидатам в возрасте старше 75 лет баллотироваться на пост главы государства.

Отмена верхнего возрастного предела для кандидатов на пост президента и учреждение поста вице-президента были расценены оппозицией как «пропрезидентские» изменения, которые позволяют действующему Президенту снова баллотироваться на выборах в 2020 году, а также дают возможность подготовить своего преемника.

Оппозиция настаивает на нелегитимности новой Конституции. Представители оппозиции (в частности, Паскаль Аффи Н'Гессан, глава партии экс-президента Лорана Гбагбо «Ивуарийский народный фронт»), ранее призывавшие к бойкоту референдума, утверждают, что результаты голосования были «сфабрикованы», а явка на референдум на самом деле составила от 3 до 7 % от общего числа лиц, зарегистрированных для участия в референдуме, что значительно ниже официально опубликованных показателей.

4 ноября 2016 года Конституционный совет Кот-д'Ивуара признал действительными результаты конституционного референдума, отклонив ходатайство об их аннулировании, поступившее от нескольких оппозиционных партий. 8 ноября 2016 года Президент Кот-д'Ивуара Алассан Уаттара утвердил новую Конституцию республики.

Никарагуа

6 ноября 2016 года в Никарагуа состоялись всеобщие выборы. Граждане страны избрали Президента, вице-президента, депутатов Национальной ассамблеи, а также представителей Центральноамериканского парламента.

В голосовании приняли участие 3,8 миллиона граждан страны, явка составила 62,8 % от общего числа лиц, зарегистрированных для участия в выборах.

Большинством в 72 % голосов избирателей Президентом Никарагуа был избран Даниэль Ортега, представитель партии Санди-нистский фронт национального освобождения. В свою очередь, на пост вице-президента была избрана Росарио Мурильо, супруга Да-

ниэля Ортеги, которая баллотировалась от той же партии.

В выборах на пост президента также приняли участие представитель Либерально-конституционной партии Максимино Мартинес, который набрал 15 % голосов, представитель Независимой либеральной партии Хосе Руис (4,5 %), представитель Консервативной партии Эрик Гранадес (2 %), представитель партии Альянс за республику Карлос Канальес (1 %) и представитель партии Никарагуанский либеральный альянс Сатурнино Огдсон (4 %).

Согласно статьям 146 и 147 Конституции Никарагуа 2003 года, Президент и вице-президент Республики избираются относительным большинством действительных голосов в 40 %, за исключением случая, когда кандидат на должность президента получил бы минимум 35 % действительных голосов и опередил следующего за ним кандидата на 5 % голосов. Если ни один кандидат не набрал необходимого числа голосов, выборы проводятся во втором туре между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. В данном случае избранным на должность президента считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

В соответствии со статьёй 133 Конституции, предыдущий Президент Никарагуа и кандидат на должность президента на данных выборах, который по итогам голосования занял второе место, становятся членами Национальной ассамблеи. Статья 132 Конституции закрепляет, что выборы остальных депутатов проходят по пропорциональной системе. 20 членов парламента избираются по национальному избирательному округу, 70 — по регионам. Таким образом, Национальная ассамблея состоит из 92 членов, которые осуществляют свои полномочия в течение 5 лет.

По результатам выборов в новом составе однопалатной Национальной ассамблеи представлены Сандинистский фронт национального освобождения (70 мест), Либерально-конституционная партия (13 мест), Независимая либеральная партия (2 места), Никарагуанский либеральный альянс (2 места), Консервативная партия (1 место), партия Альянс за республику (1 место) и политическая организация никарагуанских индейцев УЛТЛМЛ (1 место).

В свою очередь, в Центральноамериканский парламент входят по 20 представителей от каждого государства-участника, которые избираются прямыми всеобщими выборами на срок, равный периоду легислатуры национального парламента, а также президенты и вице-президенты государств-участников по окончанию срока полномочий на срок, установленный конституцией страны.

На текущих выборах представителями Центральноамериканского парламента были избраны кандидаты от партий Сандинистский фронт национального освобождения (15 мест), Либерально-конституционная партия (3 места), Никарагуанский либеральный альянс (1 место) и Альянс за республику (1 место).

Напомним, что Центральноамериканский парламент является частью Центральноамериканской интеграционной системы (SICA), созданной Протоколом Тегусигальпа к Уставу Организации американских государств (ODECA), подписанным 13 декабря 1991 года. Участниками Центральноамериканского парламента являются члены политических партий Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа, Доминиканы и Панамы. Мексика, Пуэрто-Рико, Марокко, Тайвань и Венесуэла обладают статусом наблюдателя. Центральноамериканский парламент действует как политический орган в регионе в целях интеграции и диалога Центральноамериканских государств, а решения парламента носят рекомендательный характер.

Польша

4 ноября 2016 года Сейм Польши принял поправки к закону «О статусе судей Конституционного трибунала Республики Польша».

Новая редакция закона предусматривает обязательное обнародование имущественных деклараций судей Конституционного трибунала и их супругов, причём непредставление или предоставление судьями заведомо недостоверных сведений влечёт за собой уголовную ответственность и наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Закон также предписывает создание особых банковских счетов для перечисления на них доходов по ценным бумагам, принадлежащим судьям, которые собственники смогут полу-

чить лишь по окончании срока своих полномочий. Согласно новой редакции закона для привлечения судьи к уголовной ответственности теперь не требуется согласие 2/3 членов Общего собрания Конституционного трибунала, а достаточно лишь простого большинства голосов.

Кроме того, в новой редакции закона предусмотрены и новые виды дисциплинарного взыскания, которые Общее собрание Конституционного трибунала сможет применять по отношению к судье Трибунала. В их число входят выговор, предупреждение, а также сокращение ежемесячного содержания судей на сумму, составляющую от 10 до 20 % общего размера выплаты на срок до двух лет. В то же время судья Трибунала теперь может быть лишён своего статуса не только в связи с привлечением его к ответственности за совершение преступления или уклонением от исполнения судейского долга, но и за нарушение положений Кодекса этики судьи Конституционного трибунала Республики Польша, который Общее собрание Конституционного трибунала планирует принять в ближайшее время.

7 ноября 2016 года Конституционный трибунал признал положения Закона о Конституционном трибунале, устанавливающие, что председатель и вице-председатель Конституционного трибунала назначаются Президентом Республики Польша из числа трёх кандидатов, представленных ему Общим собранием судей Конституционного трибунала, не противоречащими Конституции Польши.

В своём Постановлении Конституционный трибунал особо отметил, что данные законоположения не могут считаться противоречащими Конституции, так как не наносят ущерба концепции автономии и независимости Конституционного трибунала, включение же в этот процесс Президента является механизмом обеспечения баланса между ветвями власти, а проверяемые законоположения во взаимосвязи призваны обеспечить эффективность и надежность процедуры выбора председателя и его заместителей.

Россия

16 декабря 2016 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в

третьем чтении и направила в Совет Федерации внесённый Президентом РФ Владимиром Путиным проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"» (рег. №36765-7).

В пояснительной записке говорится, что законопроектом предлагается новый вид постановления, принимаемого Конституционным Судом по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти, — постановление о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции России в истолковании, данном Конституционным Судом. В случае принятия такого постановления при применении соответствующего нормативного акта или договора исключается любое иное их истолкование, а на последствия принятия такого постановления распространяются положения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и иных федеральных законов, установленные для случаев признания нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими российской Конституции.

Корреспондирующее регулирование предлагается установить в отношении итоговых решений по жалобам на нарушение прав и свобод граждан. В целом законопроект направлен на повышение эффективности законодательного процесса в части, касающейся исполнения решений Конституционного Суда, и обеспечение обязательного учёта правоприменительными органами правовых позиций Суда.

Словения

18 ноября 2016 года парламент Словении одобрил внесение поправки в Конституцию Словении, расширяющей перечень фундаментальных прав человека и гражданина и дополняющей его правом на свободный доступ к питьевой воде.

Данное изменение, принятое квалифицированным большинством голосов членов парламента (64 из 90), призвано подчеркнуть социально значимую роль водных ресурсов.

Согласно содержанию нововведения «водные ресурсы изначально предназначены для длительного снабжения граждан и сельских хозяйств и в этом смысле они не могут быть рыночным товаром». Идею внесения поправки активно поддерживал премьер-министр Словении Мирослав Церар, который высказывался о недопустимости сведения отношений пользования водными ресурсами исключительно к реализации коммерческого интереса иностранных корпораций. По мнению Це-рара, качественная питьевая вода является ограниченным и возрастающим в цене ресурсом, порождающим экономический интерес зарубежных компаний и государств в получении доступа к её источникам. Вместе с тем Словенская демократическая партия воздержалась от голосования по проекту поправки к Конституции, выразив сомнения относительно необходимости её принятия, обосновав инициативу внесения изменений в Основной закон стремлением правящей партии обрести поддержку общества.

Словения является первым государством из числа членов Европейского Союза, закрепившим данное право на свободный доступ к питьевой воде в своей Конституции. В то же время, по данным, опубликованным во Всемирном докладе о праве на воду, подобные положения уже существуют в законодательстве 15 государств мира.

США

8 ноября 2016 года в Соединённых Штатах Америки состоялись всеобщие выборы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Были избраны Президент и Вице-президент США, члены Конгресса США, губернаторы 12 штатов и двух территорий, а также мэры больше десятка крупных городов.

Выборы в Конгресс США проводились по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. В Палату представителей были избраны 435 членов и неголо-сующие делегаты от округа Колумбия и территорий США, а также комиссар-резидент от Пуэрто-Рико. Количество депутатов, избираемых от каждого штата, было определено на основе результатов переписи населения 2010 года. По итогам голосования Республиканская партия сохранила своё большинство

в Палате представителей, получив поддержку 49,9 % избирателей и 241 депутатское кресло. За Демократическую партию, в свою очередь, проголосовали 47,3 % участвовавших в выборах граждан, что позволило ей занять 194 места в нижней палате Конгресса и увеличить тем самым своё представительство на 6 позиций. Сенат состоит из 100 членов, однако на выборах 2016 года были переизбраны лишь 34 из них — сенаторы III класса. Избиратели отдали 22 места представителям Республиканской партии и 12 — демократам. По результатам голосования в Луизиане ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов избирателей, поэтому в соответствии с законом штата 10 декабря 2016 года там был проведён второй тур выборов, в котором победил кандидат от Республиканской партии. Таким образом, потеряв 2 места в Сенате, республиканцы по-прежнему сохраняют большинство в количестве 52 членов.

В центре политических событий были, прежде всего, 58-е по счёту президентские выборы. Согласно Конституции США, выборы главы государства косвенные — голоса избирателей кандидаты получают не напрямую, а через коллегию выборщиков в составе 538 человек. Их представительство от каждого штата соответствует числу избранных от штата конгрессменов, кроме того, трёх выборщиков имеет и не являющийся штатом округ Колумбия. Если два кандидата получают одинаковое количество голосов выборщиков, то последнее слово остаётся за Палатой представителей, которая путём голосования определяет победителя.

Господствующая в США двухпартийная система и американское избирательное право, по большей части построенное на принципе «победитель получает всё», обусловливают расстановку сил в предвыборной гонке и фактически исключают возможность победы кандидата от третьих сил. Поэтому в каждом из штатов борьба за президентский пост развернулась между победившими на прай-мериз кандидатами от Демократической и Республиканской партий: демократом Хилла-ри Клинтон, выбравшей на роль вице-президента Тима Кейна, и республиканцем Дональдом Трампом в паре с кандидатом в вице-президенты Майком Пенсом. В выборах также участвовали кандидаты от других партий:

Гэри Джонсон от Либертарианской партии, Джилл Стайн от Партии зелёных, представитель Конституционной партии Даррел Касл и независимые кандидаты Эван Макмаллин и Лоуренс Котликофф, однако им не удалось завоевать голоса выборщиков ни в одном из штатов.

Избирательная кампания 2016 года оказалась едва ли не одной из самых скандальных за всю электоральную историю США. Демократ Хиллари Клинтон, супруга 42-го Президента США Билла Клинтона, имеющая большой политический опыт в качестве сенатора от штата Нью-Йорк и государственного секретаря США, заняла жёсткую позицию в вопросах внешней политики: её предвыборная программа предполагала усиление ударов по позициям террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в Российской Федерации), расширение помощи сирийским оппозиционерам и отражение возможной угрозы со стороны России, Китая, Ирана и КНДР. В рамках внутренней политики Клинтон выступала за преодоление неравенства доходов, увеличение минимальной зарплаты, оплачиваемый декретный отпуск.

Республиканец Дональд Трамп, известный бизнесмен-девелопер, в большей степени сосредоточился на вопросах внутренней политики, которую он обещал в случае его избрания направить на борьбу с незаконной миграцией, реализацию комплекса мер борьбы с коррупцией, отмену критикуемой многими здравоохранительной программы «ОЬата-саге» и понижение налогового бремени, лежащего на представителях среднего класса и бизнеса.

Итоги голосования в 50 штатах и федеральном округе Колумбия не подтвердили прогнозы, авторы которых отдавали уверенную победу Хиллари Клинтон. Соотношение голосов избирателей и количества выборщиков от каждого из регионов страны привело к тому, что Дональд Трамп мог рассчитывать на 306 голосов выборщиков, а Хиллари Клинтон — на 232. При этом Клинтон в качестве более предпочтительного кандидата поддержало на 1,7 миллиона избирателей больше, чем Трампа.

19 декабря в каждом из штатов состоялись заседания коллегии выборщиков, на которых члены коллегии отдали свои голоса за

кандидатов на пост Президента США. Выборы 2016 года примечательны большим числом так называемых «вероломных» выборщиков — волеизъявление избирателей не было учтено некоторыми членами коллегий из штатов Техас, Вашингтон, Гавайи и Мэн. Тем не менее голосование завершилось в пользу Дональда Трампа: республиканец получил 304 голоса выборщиков против 227 за демократа Хиллари Клинтон. Дональд Трамп вступит в должность Президента США 20 января 2017 года на церемонии инаугурации.

Особенности косвенных выборов в пятый раз в истории США привели к тому, что Президентом страны стал кандидат, который пользуется меньшей поддержкой избирателей, чем его соперник. В крупных городах США прошли многочисленные акции протеста, на которых граждане выдвигали требования об отмене итогов голосования и реформировании избирательного законодательства. Сенатор от штата Калифорния Барбара Боксер внесла в Конгресс законопроект, предусматривающий изменение Конституции США и отмену системы выборщиков.

Федеральные выборы в целом увенчались безусловным успехом для республиканцев: под их контролем оказались Белый дом, Палата представителей и Сенат. Последний раз подобного результата они добились в 1928 году.

Украина

3 ноября 2016 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении президентский законопроект «О Высшем совете правосудия» (рег. № 5180), который должен прийти на смену действующему Закону от 15 января 1998 года «О Высшем совете юстиции».

Принятие данного закона планируется в рамках развития конституционных предписаний, вступивших в силу в сентябре 2016 года, и нового Закона «О судоустройстве и статусе судей». Данные изменения в законодательство Украины были внесены в рамках судебной реформы, основными целями которой являются: объединение высших специализированных судов под эгидой Верховного, внедрение конституционной жалобы в практику органа конституционного судопроизводства,

а также конкурсных начал при заполнении вакансий как в Конституционном суде, так и в судах общей юрисдикции.

Согласно статье 5 законопроекта Высший совет правосудия состоит из 21 члена, 10 из которых избирает съезд судей из числа действующих судей или судей в отставке, 2 — Верховная Рада, 2 — съезд адвокатов, 2 — все-украинская конференция прокуроров, 2 — съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, 2 — назначает Президент Украины. Председатель Верховного суда входит в состав Высшего совета правосудия по должности. Существенным достижением законопроекта с точки зрения обеспечения судейской независимости является исключение из состава Совета правосудия министра юстиции и Генерального прокурора.

Согласно новому конституционному регулированию, к полномочиям Высшего совета правосудия относятся следующие задачи: 1) дача согласия на задержание судьи или содержание его под стражей (часть 3 статьи 126 Конституции); 2) проведение консультаций с Президентом Украины перед внесением в парламент проекта закона о создании, реорганизации или ликвидации суда (часть 2 статьи 125); 3) разработка предложений относительно расходов на содержание судов (часть 1 статьи 130); 4) внесение представления Президенту Украины относительно кандидата на должность судьи (часть 1 статьи 128).

Наряду с обычными основаниями освобождения члена Совета от занимаемой должности (наподобие отставки по собственному желанию или по состоянию здоровья), законопроект устанавливает такое основание, как «грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, несовместимое со статусом члена Высшего совета правосудия или выявившее его несоответствие занимаемой должности, допущение иного поведения, подрывающего авторитет и общественное доверие к правосудию», которое почти дословно воспроизводит положения норм, внесённых в Конституцию в 2016 году, по отношению к профессиональным судьям (пункт 3 части 6 статьи 126 Конституции Украины).

Законопроект предусматривает гибкую систему обжалования дисциплинарной практики Совета. Решение Дисциплинарной па-

латы можно обжаловать в Совет в целом, а решение последнего — в Верховный суд. Тем не менее, насколько можно судить из положений законопроекта, судьи Верховного суда сами подпадают под дисциплинарную юрисдикцию Совета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 ноября 2016 года состоялось первое заседание Общественного совета добропорядочности — коллегиального органа представителей гражданского общества, содействующего, согласно статье 87 Закона «О судоустройстве и статусе судей», Высшей квалификационной комиссии судей (далее — ВККС) в установлении соответствия судьи (кандидата на должность судьи) критериям профессиональной этики и добропорядочности для целей квалификационного оценивания. В составе Совета работает 20 человек, представляющих 9 общественных организаций.

В «Положении о порядке и методологии квалификационного оценивания, показателях соответствия квалификационным критериям и средствах их установления» от 3 ноября 2016 года, носящем подзаконный характер, ВККС формализовала критерии добропорядочного/недобропорядочного судьи, восполнив тем самым пробел украинского законодателя. В целом общая оценка добропорядочности судьи включает в себя: а) честность и порядочность; б) контрпродуктивное поведение; в) склонность к злоупотреблениям. В частности, согласно пункту 12 указанного Положения критериями добропорядочности являются, помимо прочего, соответствие образа жизни судьи и его домочадцев задекларированным доходам, соответствие поведения судьи другим требованиям законодательства в сфере предотвращения коррупции, наличие необеспеченных обязательств имущественного характера и т. д.

Ведущая мониторинга — Елена Ильина. В подготовке мониторинга участвовали: Елена Ильина (Болгария, Германия, Россия), Ярослав Болдинов (Польша), ОльгаГаврилова (Никарагуа), Александр Евсеев (Украина), Таисия Сидоренко (Австрия, Испания, Словения), Александра Урошлева (Кот-д'Ивуар), Анна Швец (Исландия, США).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.