Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ИЮНЬ - ИЮЛЬ • 2017'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ИЮНЬ - ИЮЛЬ • 2017 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ИЮНЬ - ИЮЛЬ • 2017»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

001: 10.21128/1812-7126-2017-4-4-12

ИЮНЬ - ИЮЛЬ • 2017

Албания

25 июня 2017 года в Албании прошли очередные парламентские выборы. Граждане Албании избрали 140 депутатов в однопалатный парламент страны.

В выборах участвовали 18 политических сил, из которых 14 — партии. Для получения мандата партия или коалиция должны были набрать соответственно 3 или 5 % голосов в любом из избирательных округов. По итогам выборов всего пяти политическим силам удалось занять места в парламенте. Лидером стала Социалистическая партия Албании (СПА), получившая 48,34 % голосов от общего числа лиц, принявших участие в голосовании, и 74 мандата соответственно. Демократическая партия Албании (ДПА) получила 28,85 % голосов избирателей и 43 мандата; партии «Социалистическое движение за интеграцию» (СДзИ) достались 14,28 % голосов и 19 мест в парламенте; националистической Партии за справедливость, интеграцию и единство (ПзСИЕ) — 4,81 % голосов и 3 места соответственно, а оставшееся 1 место ушло к Социал-демократической партии Албании (СДПА), которая получила 0,95 % голосов избирателей.

По данным Центральной избирательной комиссии Албании (ЦИК), явка на выборы в этом году составила 46,77 %, или 1 613 975 из 3 452 324 лиц, обладающих активным избирательным правом.

Результаты выборов нельзя назвать неожиданными. Проведённые перед выборами опросы показали, что, по мнению населения, СПА по-прежнему занимает лидирующую позицию (на парламентских выборах 2013 года СПА заняла первое место с результатом 41,36 % голосов). Тем не менее действующий парламент сильно отличается от парламента прошлого созыва тем, что СПА удалось получить больше половины мест и тем самым сформировать правительство, не вступая в коалицию. Следует отметить, что с момента введения в Албании пропорциональной избирательной системы ни одна партия ещё не получала большинство в парламенте.

До последнего момента проведение выборов в Албании стояло под вопросом из-за начавшегося в феврале 2017 года глубокого политического кризиса. В начале февраля Люльзим Баша, лидер системной оппозиции во главе с ДПА, поставил премьер-министру и лидеру СПА Эди Раме ультиматум: расформировать свой кабинет и назначить временное правительство технократов или участвовать в выборах без оппозиции. На тот момент самый важный шаг, который Албания должна была предпринять на пути ко вхождению в Европейский Союз (далее также — Евросоюз, ЕС), состоял именно в проведении справедливых демократических выборов. Но провести выборы без оппозиции для СПА было недопустимо, поскольку присоединение к ЕС являлось (и является) основным пунк-

том программы СПА. В итоге требования оппозиции так и не были удовлетворены, что и привело к началу трёхмесячного политического кризиса.

Кризис только усугубился тем, что в апреле 2017 года председатель ЦИК объявил о невозможности продления срока регистрации партий для участия в выборах, который, в соответствии с албанским законодательством, заканчивается за 70 дней до выборов.

Ситуация разрешилась после того, как 18 мая лидеры крупных партий провели в Тиране четырёхчасовую встречу, на которой было принято несколько важных решений: перенести дату выборов с 18 на 25 июня, не отправлять правительство в отставку, но при этом назначить представителей оппозиции на ключевые позиции в территориальных округах для подготовки и организации выборов.

После объявления итогов голосования Эди Рама заявил, что его правительство сделает акцент на увеличении числа рабочих мест, реформе судебной системы и борьбе с наркобизнесом в стране. Последние два пункта имеют большое значения для вступления Албании в Евросоюз.

Великобритания

8 июня 2017 года в Великобритании состоялись досрочные выборы в Палату общин, по результатам которых ни одна партия не набрала абсолютного большинства в Парламенте.

Выборы, инициированные премьер-министром Терезой Мэй, были призваны укрепить влияние Консервативной партии перед предстоящими переговорами по вопросу о выходе Великобритании из Европейского Союза. Между тем результаты оказались неожиданными: выборы закончились формированием «подвешенного парламента» и необходимостью создания коалиции для поддержки правительства.

Палата общин состоит из 650 депутатов, и для абсолютной победы одной из партий необходимо было набрать 326 мандатов. По итогам голосования Консервативная партия, хотя и одержала победу с небольшим перевесом, но всё же получила на 13 мест меньше по сравнению с прошлым созывом, а именно 318 (48,8 % голосов избирателей). Лейбо-

ристская партия, наоборот, укрепила свои позиции, набрав 40,4 % голосов и увеличив число мандатов с 232 до 262. Остальные 70 мест в Палате общин разделили между собой следующие партии: Шотландская национальная партия — 35 мест (5,4 % голосов избирателей), партия «Либеральные демократы» — 12 мест (1,9 %), Демократическая юнионистская партия — 10 мест (1,5 %), партия «Шинн Фейн» — 7 мест (1,1 %), Партия Уэльса — 4 места (0,6 %), партия «Зелёных» — 1 место (0,2 %). Независимый кандидат Сильвия Гермон набрала 0,2 % голосов и получила 1 место в Парламенте.

Явка на выборы составила 68,73 %, или 32,2 миллиона избирателей из 46,9 миллионов человек, обладающих активным избирательным правом. Этот показатель стал самым высоким за последние 25 лет. Явка молодежи от 18 до 24 лет составила 72 %, в то время как в 2015 году на выборы пришли лишь 43 %. Молодые люди традиционно отдают предпочтение Лейбористской партии, в связи с чем некоторые исследователи даже объясняют этим успех Джереми Корбина (лидера лейбористов) на выборах.

Эксперты отмечают, что снижение уровня поддержки консерваторов свидетельствует о несогласии британцев с жёстким сценарием БгехИ и лозунгом: «Никакая сделка лучше, чем плохая (для Великобритании) сделка». Лейбористы в целом согласны с предложением о выходе Великобритании из Евросоюза, но их позиции значительно мягче: они хотят в максимально возможной степени сохранить хорошие отношения с Брюсселем. Очевидно, что теперь политическим лидерам при проведении переговоров необходимо будет учитывать результаты непосредственного волеизъявления избирателей.

Согласно конституционному обычаю, Консервативная партия вправе первой приступить к формированию правительства. Большинство министров сохранили свои позиции, а 5 из них выступят в новой роли. 29 июня парламент уже выразил своё доверие правительству меньшинства Терезы Мэй.

Германия

7 июня 2017 года было опубликовано решение Федерального конституционного суда Германии по жалобе, поданной круп-

ными энергетическими компаниями, в котором суд признал установление налога на ядерное топливо не соответствующим Основному закону.

Оценив используемый государством механизм на предмет соответствия Конституции, Федеральный конституционный суд (далее — Суд) пришёл к выводу об отсутствии оснований для отнесения налога на ядерное топливо к числу налогов, устанавливаемых государством (а именно к акцизному типу налогов), а следовательно, в силу положения статьи 106 Конституции, — об отсутствии нормативной основы для использования государством данного инструмента фискальной политики.

Решение Суда дополнило позицию Суда Европейского Союза, который рассматривал данный вопрос в 2015 году на предмет соответствия союзному нормативному регулированию. Однако тогда Суд ЕС не нашёл нарушений и обосновал в своём решении правомерность установления налога на ядерное топливо отсутствием ядерного топлива в перечне объектов, изъятых из косвенного налогообложения, а также отсутствием запрета на установление данного налога в отношении пользователей топлива, использующих его для производства электроэнергии.

Следует отметить, что налог на ядерное топливо изначально являлся условием соглашения между правительством и предприятиями, соблюдение которого позволяло продлить срок службы используемых ядерных реакторов. Однако после аварии на атомной электростанции Фукусима-1, произошедшей в марте 2011 года, Федеральным канцлером Германии было принято решение о поэтапном закрытии к 2022 году всех ядерных реакторов страны при сохранении налогового бремени для компаний.

Представитель Федерального министерства финансов Германии выразил неоднозначное отношение к озвученной Федеральным конституционным судом позиции, однако подчеркнул намерение Федерального правительства следовать вынесенному решению и компенсировать понесённые компаниями затраты из сумм доходов текущего бюджета государства без привлечения дополнительных заимствований.

30 июня 2017 года парламент Германии — Бундестаг — принял закон, легализирующий однополые браки.

Данное исторически значимое решение, принятие которого позволит уравнять в правах однополые и традиционные супружеские пары, было поддержано абсолютным большинством голосов депутатов (393 против 226). Рассмотрение законопроекта в парламенте стало возможным благодаря ослаблению давления со стороны оппозиционных сил внутри Христианско-демократического союза (правящей партии Германии), которые ранее неоднократно блокировали обсуждение законопроекта. Руководство ХДС разрешило членам фракции ХДС/ХСС голосовать свободно («по совести»); обычно действующий в таких случаях механизм фракционной дисциплины был отключён. Многие члены правящей партии, включая главу Ведомства федерального канцлера Германии, проголосовали за принятие закона, в то время как Канцлер Ангела Меркель осталась верна своему представлению о браке как союзе между мужчиной и женщиной.

Скептически настроенные депутаты подчёркивают, что вступление закона в силу позволит поставить вопрос о его соответствии положениям Основного закона Германии, закрепляющим традиционные философские представления о семье и браке.

Политические обозреватели отмечают, что принятие закона, направленного на решение острой для современного общества, в том числе и жителей Германии, проблемы, происходило перед предстоящими парламентскими выборами и выборами канцлера, на которых правящая партия и её лидер опасаются утратить свои позиции.

Начало регулированию отношений между партнёрами одного пола было положено в Германии в 2001 году вместе с принятием закона о зарегистрированных гражданских пар-тнёрствах. Камнем преткновения для представителей ЛГБТ-сообществ стало отсутствие возможности усыновления (удочерения) или установления опеки (попечительства) над детьми в образованном ими союзе. Принятие закона о легализации однополых браков и вступление его в силу должно поставить точку в данном вопросе.

Индия

3 июля 2017 года Верховный суд Индии вынес решение, в котором постановил

удовлетворить прошение женщины о прекращении беременности на 26-й неделе в связи с выявлением серьёзных отклонений в развитии сердечно-сосудистой системы плода.

Данное решение Верховного суда (далее — Суд) основано на медицинском заключении созванной для рассмотрения данного случая врачебной комиссии, содержащем опасения относительно жизнеспособности плода после его рождения и клинические рекомендации по искусственному прерыванию беременности. В соответствии с положением статьи 3 Акта о медицинском прерывании беременности 1971 года прерывание беременности допускается на сроке не позднее 20 недель. Но практика показала, что многие серьёзные отклонения в развитии плода, угрожающие как состоянию будущего ребёнка, так и здоровью матери, могут быть обнаружены только на более поздних сроках. Прерывание беременности при таких обстоятельствах допускается лишь при рассмотрении и оценке обстоятельств Судом, что затягивает принятие значимого для здоровья матери и плода решения. Подготовленные в 2014 году поправки к Акту предусматривали возможность увеличения срока проведения операции по прерыванию беременности до 24 недель при условии наличия серьёзных диагностированных отклонений и оснований полагать, что развитие беременности несёт существенные риски для жизни и здоровья пациента. Однако эти поправки так и не были приняты.

Следует отметить, что позиция Суда в отношении данной категории дел зависит исключительно от решения консилиума врачей. Сложившаяся практика рассмотрения дел неоднородна и содержит примеры как удовлетворения, так и отказа в удовлетворении подобных заявлений. Так, например, в своём решении, вынесенном 28 февраля 2017 года, Суд не нашёл оснований для удовлетворения прошения женщины, находящейся на 26-й неделе беременности с диагностированными признаками синдрома Дауна у плода, в проведении операции по искусственному прерыванию беременности, но в решении от 16 января 2017 года признал необходимым срочное проведение операции беременной пациентке с установленной анэнцефалией плода (врождённым пороком развития, обусловлен-

ным негативным воздействием вредных факторов окружающей среды).

Практикующие врачи и юристы полагают необходимым вести учёт сложившейся практики и привести нормативные положения в соответствие с правовыми позициями Суда по данным вопросам. Это позволит избежать затяжной процедуры рассмотрения обстоятельств подобных дел и будет способствовать оперативному принятию решений.

17 июля 2017 года в Индии состоялись пятнадцатые президентские выборы, на которых коллегия выборщиков избрала новым Президентом страны 71-летнего Раму Натха Ковинда, кандидата от правящей коалиции во главе с Индийской народной партией (Бхаратия джаната парти) и представителя касты неприкасаемых.

Статья 54 Конституции Индии закрепляет, что Президент Индии избирается коллегией выборщиков, которая состоит из членов нижней (Лок сабха, Народная палата) и верхней (Раджья сабха, Совет штатов) палат парламента Индии (Сансад), а также членов законодательных собраний штатов. Такая процедура избрания обусловлена тем, что, в силу статьи 79 Конституции Индии, президент является частью парламента. Выборы президента проходят по системе пропорционального представительства на основе «единственного передаваемого голоса». Президент избирается тайным голосованием сроком на 5 лет.

Всего в президентских выборах участвовали 2 кандидата — оба представители «неприкасаемых» (далитов), которые, согласно ранее существовавшему в Индии кастовому делению, не входили в систему четырёх варн (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и в иерархии традиционного индуизма находились на низшей ступени. Конституция Индии 1950 года отменила систему каст и провозгласила равенство всех граждан (под угрозой уголовного наказания за кастовую дискриминацию), однако многие жители Индии продолжают придерживаться прежних традиций. На сегодняшний день около 17,7 % населения Индии (или 200 миллионов человек) относятся к неприкасаемым.

Кандидат Индийской народной партии Рам Натх Ковинд ранее работал адвокатом в Высоком суде Дели и Верховном суде Индии,

был членом Совета штатов, а с 2015 года — губернатором штата Бихар. Конкуренцию Ко-винду составила 72-летняя Мейра Кумар, кандидат от оппозиционной коалиции во главе с партией Индийский национальный конгресс, бывший министр социальной справедливости и полномочий Индии и первая женщина-спикер Народной палаты.

Голосование в коллегии выборщиков состоялось 17 июля. Всего в нём приняли участие 4 896 человек, из которых 776 — члены обеих палат парламента, а 4 120 — депутаты законодательных собраний штатов и союзных территорий. При этом члены законодательных собраний различных штатов имели разное количество голосов, которое определялось путём деления численности населения штата на общее число депутатов законодательного собрания данного штата. Число голосов для депутатов парламента рассчитывалось путём деления общего количества голосов всех членов законодательных собраний штатов на общее количество членов обеих палат парламента.

20 июля 2017 года Центральная избирательная комиссия Индии закончила подсчёт голосов выборщиков и сообщила о победе Рамы Натха Ковинда, набравшего квалифицированное большинство в 2/3 голосов выборщиков (что составляет примерно 65,65 %). За Мейру Кумар отдали свои голоса 1/3 (или 34,35 %) выборщиков. Полномочия предыдущего Президента Индии Пранаба Кумара Мукерджи, представлявшего Индийский национальный конгресс, истекли 24 июля 2017 года. Новый Президент Индии официально вступил в должность 25 июля 2017 года. Напомним, что в Индии президент, хотя и входит в состав парламента, является официальным главой государства, осуществляющим представительские функции и олицетворяющим моральный авторитет власти.

Монголия

26 июня и 7 июля 2017 года в Республике Монголия в седьмой раз прошли всеобщие президентские выборы по мажоритарной избирательной системе. По итогам второго тура Президентом страны был избран Халтмаагийн Баттулга, кандидат от Демократической партии, бывший министр транспорта Монголии.

Президент Монголии избирается сроком на 4 года и, согласно Конституции, может быть переизбран на повторный срок только один раз. Статья 31 Конституции Монголии также закрепляет, что кандидатов в президенты имеют право выдвигать только политические партии, представленные в парламенте — Великом Государственном Хурале Монголии. Первый тур очередных президентских выборов состоялся 26 июня 2017 года. Центральная избирательная комиссия Монголии зарегистрировала трёх кандидатов от представленных в парламенте политических партий. Помимо победившего кандидата, в президентской гонке приняли участие действующий лидер Монгольской народной партии (МНП) Миеэгомбын Энхболд и представитель Монгольской народно-революционной партии (МНРП) СайнхYYгийн Ганбаатар. Бывшему президенту страны Цахиагийну Эл-бэгдоржу, который уже занимал президентский пост два срока подряд, было отказано в регистрации на выборах из-за его судимости по обвинению в коррупции, срок которой истекал лишь 2 августа 2017 года. Выборы проходили в атмосфере раскола монгольского общества, которое выражало недовольство общей ситуацией в стране, высоким уровнем коррупции и падением уровня жизни.

Явка на выборы 26 июня 2017 года составила 66,54 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей. Лидерами первого тура стали Миеэгомбын Энхболд (30,3 % голосов) и Халтмаагийн Баттулга (38,1 %). За кандидата от МНРП СайнхYYгийна Ганбаатара отдали свои голоса 30,19 % избирателей. При этом ни один из кандидатов не набрал требуемые 50 % + 1 голос, а 18 663 (или 1,41 %) избирателя не поддержали ни одного кандидата, вследствие чего их бюллетени были признаны недействительными.

Второй тур президентских выборов планировалось провести 9 июля 2017 года. Однако в ответ на требование со стороны политических партий, неправительственных организаций и общественности изменить предложенную дату второго тура голосования на президентских выборах ЦИК назначила новую дату второго тура голосования — 7 июля 2017 года. При этом председатель Центральной избирательной комиссии Чойнзонгийн Содном-цэрэн отметил, что в том случае, если явка

избирателей не превысит 50 % от всех зарегистрированных избирателей, переизбрание президента будет проходить с новыми кандидатами.

7 июля 2017 года явка на избирательные участки составила 60,67 % от общего числа зарегистрированных избирателей и стала самой низкой за всю историю выборов в стране. При этом в голосовании приняли участие 1 207 787 избирателей. На заключительном этапе выборов лидер МНП, имеющей большинство мест в парламенте, Миеэгомбын Энхболд набрал 41,16 % голосов избирателей. Его соперник от Демократической партии Халтмаагийн Баттулга, лидер первого тура голосования, получил 611 226 голосов, что составило 50,61 %.

Во втором туре количество избирателей, не поддержавших ни одного из кандидатов, возросло до 99 428 человек. Сторонники ассоциации «Белый выбор» пытались сорвать голосование и добиться проведения повторных выборов президента.

9 июля 2017 года Центральная избирательная комиссия утвердила результаты выборов и представила свою резолюцию на утверждение парламенту. Существенных нарушений в ходе проведения выборов обнаружено не было.

Новый Президент Монголии вступил в должность 10 июля 2017 года, после принятия парламентом закона о признании его полномочий и накануне крупнейшего национального праздника Наадама, посвящённого дню победы в народной революции.

Польша

24 июля 2017 года Президент Польши Анджей Дуда наложил вето на законопроекты «О Верховном суде» и «О Национальном совете судебной системы». В то же время закон о внесении изменений в закон «Об общих судах» 25 июля был подписан Президентом. В совокупности все три законопроекта образуют так называемую судебную реформу, инициированную партией «Право и справедливость». По словам Президента, в течение двух месяцев его команда обязуется подготовить новые законопроекты, касающиеся реформы Верховного суда и Национального совета судебной системы.

Ранее, 15 июля 2017 года, Сенат Польши принял поправки к закону «О Национальном совете судебной системы» и закону «Об общих судах». Новая редакция закона «О Национальном совете судебной системы» предполагала окончание текущего срока полномочий его членов — 15 судей — в течение 30 дней после вступления закона в силу и назначение парламентом нового состава. По мнению членов Национального совета судебной системы, данная реформа вопиющим образом нарушала нормы Конституции Польши. Изменения же, внесённые в закон «Об общих судах», устанавливали различный предельный возраст пребывания в должности судьи для мужчин (65 лет) и женщин (60 лет), а также наделяли министра юстиции полномочиями по продлению срока службы судей, достигших пенсионного возраста, и полномочиями по смещению и назначению председателей судов любых инстанций без объяснения причин и учёта мнения Национального совета судебной системы.

22 июля стало известно, что Сенат Польши принял закон о внесении изменений в закон «О Верховном суде», в соответствии с которым в Верховном суде предполагалось создать три палаты (в том числе дисциплинарную), министру юстиции предоставлялись право предлагать президенту кандидатуры для назначения на посты глав этих палат и право назначать первого председателя Верховного суда. Закон также устанавливал, что полномочия судей, занимающих на данный момент свои должности, будут прекращены.

Судебная реформа, предложенная партией «Право и справедливость», обладающей большинством мест в парламенте, вызвала острую критику оппозиции и юридического сообщества, а также привела к массовым народным волнениям и демонстрациям по всей Польше, участники которых требовали от Президента наложить вето на все три законопроекта.

29 июля 2017 года, после официального опубликования новой редакции закона «Об общих судах», Европейская комиссия (далее — Еврокомиссия) объявила о запуске в отношении Польши процедуры по предотвращению нарушений норм европейского права. По заявлению вице-президента Еврокомис-сии Франса Тиммерманса, Польше будет дан один месяц для разрешения возникшего кри-

зиса. По мнению Еврокомиссии, принятие спорных законопроектов может серьёзно подорвать независимость судебной ветви власти в Польше, поставив её под влияние политически мотивированных сил. В частности, Ф. Тиммерманс отметил, что установление различного предельного возраста пребывания в должности судьи для мужчин и женщин прямо противоречит статье 157 Договора о функционировании Европейского Союза (далее — Договор) и Директиве 2006/54 о гендерном равенстве и трудоустройстве, а наделение министра юстиции описанными выше полномочиями подрывает независимость польских судов и не согласуется со статьёй 19 Договора и статьёй 47 Хартии Европейского Союза об основных правах. Еврокомиссия сообщила, что готова немедленно запустить процедуру в рамках параграфа 1 статьи 7 Маастрихтского договора в том случае, если в Польше будут приняты меры по отстранению или отправке в отставку судей Верховного суда Республики Польша.

Данный кризис является вторым громким конституционным кризисом в Польше после того, как в декабре 2015 года парламентом Польши был принят закон, значительно ограничивающий полномочия Конституционного трибунала.

Россия

7 июня 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях», регулирующий процедуры организации депутатами всех уровней встреч с избирателями, проводимых в форме публичных мероприятий. В федеральные законы, определяющие статус депутатов разного уровня, вносятся изменения, предусматривающие, что такие встречи осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. При этом устанавливается специальный сокращённый срок уведомления органов власти — не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия (для других публичных мероприятий

этот срок составляет не ранее 15 и не позднее 10 дней). Кроме того, у депутатов сохраняется возможность организовывать встречи с избирателями в иных формах, нежели публичные мероприятия. Подача уведомления об их проведении — право, а не обязанность депутата. Однако законом определяются условия проведения таких встреч, а органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предлагается установить специально отведённые для них места.

1 июля 2017 года Президент России подписал Федеральный закон № 132-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений». Федеральный закон предусматривает создание соответствующего реестра, который подлежит размещению в сети Интернет. Указанный реестр будет содержать сведения о лицах, занимающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, о государственных и муниципальных служащих, а также о лицах, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях и внебюджетных фондах. Размещение реестра в сети позволит оперативно получать информацию о соблюдении претендентами на данные должности требований антикоррупционного законодательства.

1 июля 2017 года Владимир Путин подписал Федеральный закон № 140-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"». Федеральным законом устанавливается, что требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не распространяется на кандидата в состав Совета Федерации, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является лицом, имеющим воинское звание высшего офицера или специальное звание высшего начальствующего соста-

ва либо соответствующий им классный чин юстиции.

19 июля 2017 года Президент России подписал Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"». Федеральным законом устанавливается запрет для главы поселения, избранного представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, входить в состав представительного органа муниципального района, сформированного путём делегирования. Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 1 декабря 2015 года № 30-П. Кроме того, устанавливаются сроки избрания главы муниципального образования в зависимости от порядка его избрания в случае досрочного прекращения полномочий, а также уточняется порядок оформления и вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования.

Румыния

21 июня 2017 года парламент Румынии вынес вотум недоверия правительству премьер-министра Сорина Гриндяну. Новым премьер-министром страны был назначен Михай Тудосе.

Согласно статье 112 Конституции Румынии, Палата депутатов и Сенат на совместном заседании могут большинством голосов принять резолюцию недоверия правительству. С инициативой голосования по такому вопросу должны выступить не менее одной четверти от общего числа депутатов нижней палаты и сенаторов.

Провести голосование о доверии правительству предложили депутаты от правящей коалиции Социал-демократической партии (СДП) и «Альянса либералов и демократов», хотя ещё в конце декабря 2016 года Гриндяну был выдвинут СДП на должность премьер-министра страны. Инициатива с подписями 222 депутатов называлась «Румыния не может быть конфискована. Защитим демократию и выбор румын».

Коалиционные партии обвинили правительство Румынии в срыве сроков выполне-

ния программы правительственной деятельности. Сорин Гриндяну был исключён из СДП. Кроме того, ещё в феврале в Румынии прошли массовые акции протеста против поправок в Уголовный кодекс, принятие которых могло повлечь за собой амнистию для чиновников, осуждённых по обвинению в коррупции. Протестующие также требовали отставки правительства, которое в результате отказалось от внесения соответствующих поправок в уголовное законодательство.

В поддержку вынесения вотума недоверия правительству высказался 241 депутат обеих палат парламента при необходимом минимуме в 233 голоса. «Против» проголосовали

10 депутатов. Оппозиционные партии отказались участвовать в голосовании, объяснив это нежеланием участвовать во внутреннем конфликте Социал-демократической партии.

Все министры — представители СДП и «Альянса либералов и демократов» заявили о своей отставке. Сорин Гриндяну отказался подать в отставку, пока Президент страны Клаус Йоханнис не назначит нового главу правительства, обвинив лидера СДП Ливиу Драгню в намерении сосредоточить в своих руках всю полноту власти, заменив его (Гриндяну) лояльным лицом.

26 июня 2017 года Президент Румынии по итогам консультаций с политическими партиями назначил премьер-министром социал-демократа и экс-министра экономики Михая Тудосе, кандидатуру которого выдвинула правящая коалиция. Новый состав правительства во главе с Тудосе был утверждён большинством голосов румынского парламента 29 июня. «За» проголосовали 275 депутатов.

Франция

11 и 18 июня 2017 года во Франции состоялись очередные парламентские выборы, прошедшие в два тура. По итогам всеобщего голосования были избраны 577 депутатов Национальной ассамблеи.

Парламентские выборы во Франции проходят по мажоритарной системе; каждому из 577 избирательных округов соответствует одно место в парламенте и победу одерживает кандидат, набравший большинство голосов в соответствующем округе. Во втором туре голосуют избиратели в тех округах, где в первом туре ни один из кандидатов не набрал более

50 % голосов; для того чтобы пройти во второй тур, кандидату необходимо набрать как минимум 12,5 % голосов в первом.

Явка на выборы в нижнюю палату парламента в первом туре составила 48,7 %. По итогам первого тура партия, созданная ныне действующим президентом страны Эммануэлем Макроном «Вперёд, республика!» (именовавшаяся ранее просто «Вперёд!»), получила 28,21 % голосов избирателей. На втором месте — правоцентристская партия «Республиканцы», лидером которой является Франсуа Баруэн, с результатом «Национальный фронт» Марин Ле Пен проголосовали 13,2 % избирателей. Левое движение «Непокорённая Франция», возглавляемое Жаном-Люком Меланшоном, достигло результата в 11,03 %. «Социалистическая партия» получила 6,44 % голосов. Остальные политические партии и движения по отдельности набрали менее 5 % голосов избирателей.

Явка во втором туре выборов составила всего 42,64 %, что стало рекордно низким показателем в истории современной Франции. Партия «Вперёд, республика!», лидером которой теперь (после избрания Эммануэля Макрона на пост президента) является действующий премьер-министр Франции Эдуар Филипп, набрала во втором туре 43,06 % голосов, а её союзники «Демократическое движение» — 6,06 % голосов. В совокупности, по итогам парламентских выборов, коалиция центристов (президентское большинство) получила 350 мест в Национальной ассамблее, набрав в общей сложности в двух турах 60,66 % голосов избирателей. При этом партии «Вперёд, республика!» принадлежит 308 парламентских мест.

Партия «Республиканцы» получила во втором туре 22,23 % голосов. Вместе «пра-

вые» по итогам двух туров получили 23,57 % голосов избирателей, обеспечив себе 136 мест в парламенте, 112 из которых принадлежат «республиканцам».

Ещё 45 парламентских мандатов были распределены между «парламентскими левыми», которые в совокупности, по итогам выборов, набрали 7,8 % голосов избирателей. «Социалистическая партия», получив во втором туре 5,68 % голосов, обеспечила себе 30 мест в палате.

«Национальный фронт», набрав во втором туре 8,75 % голосов, в итоге получил в парламенте только 8 мест. Движение «Непокорённая Франция» получило 4,86 % голосов во втором туре и 17 парламентских мест. Ещё 10 мандатов достались кандидатам от «Французской коммунистической партии» и 5 — ре-гионалистам. По одному месту в парламенте получили 3 независимых кандидата, а также «зелёные», партия «Восстань, Франция» и сторонник ультраправового сектора.

Ведущая мониторинга — Елена Ильина. В подготовке мониторинга участвовали: Сергей Афанасьев (Монголия), Ярослав Болдинов (Польша), Емил Ефендулов (Албания), Елена Ильина (Индия), Таисия Сидоренко (Германия, Индия), Мария Соловьёва (Великобритания, Россия), Александра Урошлева (Румыния, Франция).

Библиографическое описание: Мониторинг конституционных новостей: июнь — июль 2017 года // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 4 (119). С. 4-12.

Citation

(2017) Monitoring konstitutsionnykh novostey: iyun' - iyul' 2017 goda [Constitutional watch: June - July 2017]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, no. 4, pp. 4-12. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.