Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ • 2015 АРГЕНТИНА, АРМЕНИЯ, ГРУЗИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИСПАНИЯ, КАНАДА, КОЛУМБИЯ, ЛИТВА, МЬЯНМА, ПОЛЬША, РОССИЯ, ТУРЦИЯ'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ • 2015 АРГЕНТИНА, АРМЕНИЯ, ГРУЗИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИСПАНИЯ, КАНАДА, КОЛУМБИЯ, ЛИТВА, МЬЯНМА, ПОЛЬША, РОССИЯ, ТУРЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ • 2015 АРГЕНТИНА, АРМЕНИЯ, ГРУЗИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИСПАНИЯ, КАНАДА, КОЛУМБИЯ, ЛИТВА, МЬЯНМА, ПОЛЬША, РОССИЯ, ТУРЦИЯ»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ • 2015

Аргентина

22 ноября в Аргентине завершился второй тур всеобщих выборов Президента Аргентины. Итоги выборов положили конец 12-летнему правлению семьи Киршнер: Нестор Киршнер был избран Президентом Аргентины в 2003 году и пребывал в должности до 2007 года. В том же году на посту главы государства Нестора Киршнера сменила его супруга Кристина Фернандес де Киршнер, которая занимала пост Президента в течение двух сроков подряд (2007—2011 и 2011 — 2015).

Президентские выборы начались с первичного отборочного этапа, по результатам которого из шести претендентов вышли три кандидата: Даниэль Сциоли, занимающий пост губернатора провинции Буэнос-Айрес и представляющий интересы левоцентристской партии «Фронт за победу», набрал 38,45 % голосов; Маурисио Макри, являющийся главой правительства провинции Буэнос-Айрес и представителем правоцентристской коалиции «Изменим!», получил 24,5 % голосов; Серхио Масса, представляющий «Фронт обновления», а в прошлом занимавший должность председателя кабинета министров, набрал 14,3 % голосов.

Выборы впервые в истории страны проходили в два тура, так как ни одному кандидату не удалось получить необходимого для победы количества голосов. Согласно статьям 97 и 98 Конституции Аргентины, для победы в первом туре требуется набрать более 45 % голосов избирателей либо более 40 % голосов, но с интервалом более 10 % голосов между кандидатом и следующим за ним по числу полученных голосов. По результатам первого тура из тройки лидеров вперед выбилась пара кандидатов — Даниэль Сциоли и Маурисио Макри, оставив позади лидера «Фронта обновления» Серхио Масса, набравшего в первом туре 21,34 % голосов.

Последующий тур борьбы за президентский пост подразумевал участие лидеров первого тура всеобщих выборов: Даниэль Сцио-ли в своей программе акцентировал внимание избирателей на ослаблении валютных ограничений, увеличении не облагаемых налогом сумм доходов и росте пенсионных выплат. Программа политического объединения во главе с Маурисио Макри включала в себя построение конструктивных двусторонних отношений с США по вопросам организации устойчивых торговых связей, нераспространения оружия массового поражения, взаимодействия в сфере прав человека, образова-

ния, науки и технологий. Итоговую победу одержал Маурисио Макри, набрав 51,4 % голосов и обогнав своего конкурента на 2,8 %. Новый Президент вступил в должность 11 декабря 2015 года.

Относительно порядка проведения выборов российские наблюдатели и возглавляющий российскую делегацию наблюдателей секретарь ЦИК РФ Николай Конкин отмечают, что «голосование проходило спокойно, в соответствии с законодательством Аргентины о выборах. Внешних нарушений мы не наблюдали. Можно охарактеризовать как спокойные выборы, хорошая организация работы аргентинских избирательных органов».

По мнению экспертов, новая расстановка политических сил повлечет снижение государственного вмешательства и сокращение социальных льгот, установленных при прежней власти. Однако во внешнеполитической сфере кардинальных изменений пока не предстоит в связи с сильным влиянием партии «Фронт за победу» в Национальном конгрессе во главе с бывшим Президентом Кристиной Киршнер. Победа оппозиционных сил несколько противоречила ожиданиям правящих кругов России, в среде которых не было сомнений в победе сторонников действующего политического курса. Незадолго до выборов было подписано совместное заявление президентов России и Аргентины об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства между странами, принят план действий по его развитию; подписан пакет важных соглашений, свидетельствующих о повороте внешней политики Аргентины в сторону России. Теперь же России предстоит выстраивать отношения с новой властью, хотя особых сомнений в претворении в жизнь уже заключенных соглашений нет.

Армения

20 октября Конституционный суд Армении принял постановление по делу о раскрытии источников информации средств массовой информации. Заявителями по делу стали компании, владеющие оппозиционной газетой и сайтом, ранее опубликовавшие сведения о совершении преступления одним из сотрудников правоохранительных органов. На основании опубликованных данных правоохранительные органы возбудили уголов-

ное дело, а владельцев газеты и сайта суд обязал раскрыть источник информации. Компании отказались раскрыть источник информации и обратились в Конституционный суд Армении, опасаясь привлечения к уголовной ответственности. Статья 5 Закона Армении от 13 декабря 2003 года «О массовой информации», примененная и оспоренная в деле заявителей, согласно решению Конституционного суда, не противоречит Конституции Армении, но суды, которые применяют указанную статью, истолковывают ее неверно. Согласно интерпретации Конституционного суда Армении, данная статья обязывает журналиста раскрывать источник информации только в случае необходимости предотвращения тяжких и особо тяжких преступлений, защиты обвиняемого в особо тяжком преступлении, а также защиты личности. Решение суда первой инстанции в отношении заявителей подлежит пересмотру.

Грузия

25 октября Конституционный суд Грузии постановил, что уголовное законодательство о привлечении к ответственности за употребление марихуаны не соответствует Конституции. Основанием к рассмотрению данного вопроса послужило обращение в Суд одного из граждан Грузии, который был привлечен к ответственности в виде лишения свободы за хранение и употребление 65 г марихуаны. Согласно действующему законодательству, лишение свободы от 7 до 14 лет предусмотрено за хранение и распространение «значительного объема» марихуаны — весом от 50 до 500 г. Конституционный суд отметил, что наказание дилеров и пользователей не должно быть идентичным и действующий закон нарушает принцип соразмерности наказания. В деле заявителя было доказано хранение «значительного объема» марихуаны, между тем свидетельств о ее распространении нет. Суд призвал законодателя установить специальный разграничивающий критерий для определения потребителей и дилеров марихуаны. За хранение и личное употребление марихуаны лишение свободы является непропорциональной мерой наказания. Осуждение заявителя вызвало протесты среди гражданских активистов, представителей музыкальной и художественной

сферы. В Тбилиси несколько сотен людей принимали участие в протестах с требованием отмены тюремного заключения за употребление марихуаны, акции прошли также в городах Кутаиси, Батуми, Зугдиди и Болниси. В настоящее время парламент Грузии обсуждает поправки в законодательство, тогда как правительство отнюдь не поддерживает смягчение и декриминализацию курения марихуаны.

Израиль

3 ноября группа ЛГБТ-активистов неправительственной организации «Агуда» обратилась в Верховный суд Израиля с заявлением о признании компетенции светских органов власти по вопросам регистрации однополых браков. Заявители признают, что обратиться в высшую судебную инстанцию еврейского государства они решили после того, как 4 месяца назад состоялось принятие знакового решения Верховным судом США по делу «Obergefell v. Hodges», которым было признано конституционным право граждан одного пола заключать браки наравне с гетеросексуальными парами.

В Израиле заключение браков находится в исключительном ведении религиозных (рав-винатских) судов (бейт дин). Согласно нормам галахи (традиционного еврейского права, регламентирующего религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев), сексуальные контакты между представителями одного пола являются греховными и недопустимыми (такая точка зрения свойственна ортодоксальному течению в иудаизме, сторонники которого занимают ключевые позиции в религиозных судах). Исходя из этого, в самом Израиле исключена возможность заключения однополых браков.

До обращения в Верховный суд Израиля представители «Агуда» подали заявление от одной из однополых пар о заключении брака в раввинатский суд, но получили ожидаемый отказ со ссылкой на галахический запрет. Вместе с тем представители ЛГБТ лишены права обратиться в светские органы власти, поскольку те в принципе не уполномочены регистрировать браки.

Заявители полагают, что сложившаяся ситуация «абсурдна»: с одной стороны, в бейт динах отказываются признавать право людей

одного пола заключать браки между собой, с другой стороны, раввины не желают отказываться от своих монопольных полномочий благословлять и регистрировать браки.

Таким образом, существо спора состоит не в признании (легализации) однополых браков, а в разделении компетенции светских и религиозных органов в сфере регистрации браков.

Эксперты осторожно оценивают перспективы разрешения данного спора в Верховном суде еврейского государства. Как известно, с уходом председателя суда Арона Барака в отставку судебная власть в Израиле стала более консервативной, осторожной в полемике с религиозными слоями израильского общества. Понимая, что принятие положительного решения по делу приведет к прямой конфронтации с представителями ортодоксального иудаизма, составляющими большинство не только в раввинатских судах, но и в обществе в целом, Верховный суд Израиля, вполне возможно, все же не станет «совершать революцию» в этом вопросе, формально сославшись на отсутствие у него компетенции принимать решение по данному вопросу.

Испания

9 ноября парламент Каталонии одобрил Резолюцию 1 /XI о независимости автономной области. Проект резолюции был согласован 27 октября. Голоса разделились почти поровну: «за» высказалось 72 депутата, а «против» — 63. В резолюции сказано о «начале процесса создания независимого каталонского государства с республиканской формой правления», согласно которому парламент не будет подчиняться решениям государственных органов и Конституционного суда Испании. В течение следующих 18 месяцев должен быть подготовлен проект Конституции Каталонии как самостоятельного суверенного государства. При этом в Конституции Испании в статье 2 прямо закреплено «нерушимое единство испанской нации», «единая и неделимая для всех испанцев Родина», что дало возможность испанскому правительству обратиться в Конституционный суд Испании.

2 декабря Конституционный суд Испании признал незаконной резолюцию о начале обретения независимости Каталонии и приостановил ее действие. По мнению судей, эта

резолюция противоречит основному закону страны и «подрывает основные принципы Конституции и правового государства». Все члены Суда проголосовали единогласно.

Ранее Конституционный суд Испании уже высказывался в поддержку испанских властей, в 2015 году Судом был признан противоречащим Конституции опрос населения Каталонии о суверенитете, проведенный 9 ноября 2014 года. Тогда каталонцам предлагалось ответить на два вопроса: хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством, и, если да, хотите ли вы, чтобы это государство было независимым? Почти 80 % опрошенных дали положительный ответ на оба вопроса.

Канада

19 октября состоялись федеральные выборы в Палату общин Канады. В соответствии с канадским законодательством выборы в нижнюю палату парламента проводятся по одномандатной мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Число избирательных округов было увеличено с 308 до 338, что связано с результатами переписи населения 2011 года, в частности было добавлено 15 мест в Онтарио, по 6 в Альберте и Британской Колумбии и 3 в Квебеке. Таким образом, были избраны 338 депутатов, каждый из которых представляет один избирательный округ. Прошедшие выборы примечательны высокой явкой избирателей, которая составила 68,5 %. Такой процент явки является рекордным показателем за последние

20 лет.

Парламентские выборы 2015 года стали первыми плановыми выборами в Палату общин с момента вступления в силу закона С-16, принятого в 2006 году и внесшего изменения в Избирательный кодекс Канады. Об их проведении было объявлено генерал-губернатором Канады Дэвидом Джонстоном 4 августа 2015 года. Таким образом, избирательная кампания продлилась 11 недель и стала одной из самых продолжительных в современной канадской истории, что позволило кандидатам вести активную предвыборную борьбу и менять рейтинг поддержки избирателей. Характерной чертой предвыборной гонки 2015 года стало смещение акцентов партийных программ и предвыборных дебатов с вопросов внутренней политики на но-

вые вызовы внешней политики: в значительной степени кандидаты сосредоточились на проблеме безопасности страны в условиях активизации международной террористической группировки «Исламское государство» (запрещена на территории Российской Федерации).

По результатам выборов триумфальную победу одержала Либеральная партия во главе с Жюстеном Трюдо (сыном бывшего премьер-министра Канады Пьера Эллиота Трюдо, управлявшего страной на протяжении 15 лет вплоть до 1984 года). Либералы получили 39,5 % голосов избирателей по всей стране и завоевали победу почти во всех провинциях. Исключение составили только Альберта, Саскачеван и Манитоба. В итоге либералы получили 184 депутатских кресла в Палате общин. Правящая Консервативная партия набрала 31,8 % голосов, проведя в палату лишь 99 депутатов. За Новую демократическую партию было подано 19,7 % голосов избирателей с результатом в 44 депутатских места.

Победу Либеральной партии можно назвать беспрецедентной по нескольким показателям: во-первых, число ее мандатов увеличилось на 148. В предыдущем созыве Палаты общин Канады Либеральная партия не была ни правящей партией, ни официальной оппозицией и имела всего лишь 36 мест. Во-вторых, этот результат ознаменовал самое значительное партийное большинство в парламенте с 1984 года. Такое внушительное преимущество позволит либералам беспрепятственно принимать политические решения, а также укрепить позиции премьер-министра, которым, согласно канадскому законодательству, становится лидер победившей партии. Так, 43-летний Жюстен Трюдо войдет в историю как один из самых молодых премьер-министров Канады (в 1979 году премьером стал 39-летний Джо Кларк). Одержать уверенную победу Либеральной партии удалось во многом благодаря четкой программе, поддерживаемой большинством граждан. Главными установками Жюстена Трюдо в ходе предвыборной кампании стали снижение налогов для среднего класса, увеличение пособий, минимизация торговых барьеров. Лидер Либеральной партии дал обещание отменить принятый консерваторами закон С-24, позволяющий властям без суда лишать канадского

гражданства лиц с двойным гражданством по подозрению в терроризме, что обеспечило кандидату поддержку иммигрантов так называемых «новых канадцев». Партией также была занята компромиссная позиция по вопросу борьбы с экстремистской группировкой «Исламское государство» — Жюстен Трюдо высказал намерение прекратить нанесение авиаударов по Сирии и сделать акцент на обучении вооруженных сил.

Надеявшаяся на рекордную четвертую подряд победу Консервативная партия во главе со Стивеном Харпером заняла в предвыборной гонке, как уже говорилось, второе место. Консерваторы получили 31,9 % голосов избирателей по всей стране и 99 мест в Палате общин, потеряв парламентское большинство. Стивен Харпер подал в отставку не только с поста главы кабинета министров, но и лидера партии.

На третьем месте предсказуемо оказалась Новая демократическая партия, которую возглавляет Том Малкер. НДП получила 19,7 % голосов избирателей и 44 места в Палате общин Канады. Так, социал-демократическая партия быстро потеряла статус официальной оппозиции в парламенте, который она имела в результате неожиданного триумфа на выборах в Палату общин 2011 года, когда она получила 103 депутатских мандата.

В выборах также принимали участие партия «Квебекский блок» и Зеленая партия Канады. Квебекский блок завоевал 4,7 % голосов избирателей по всей стране, что упрочило позицию партии по сравнению с итогами прошлой избирательной кампании (и в результате — 10 мандатов против 4 в Палате общин прошлого созыва). Но очередное крупное поражение на выборах, а также проигрыш главы партии Жиля Дюсепа в своем округе заставили руководство партии признать неэффективность своих предвыборных лозунгов, в частности продвижение идеи суверенитета франкоканадцев. Зеленая партия Канады выступила с ожидаемым результатом, получив поддержку 3,4 % избирателей. Единственный мандат, полученный партией в Палате общин, достался Элизабет Мэй — лидеру Зеленой партии с 2006 года.

Из итогов прошедших выборов следует, что обновление партийно-политического механизма, произошедшее в 2011 году и ознаменовавшееся новым соотношением сил на

политической арене (консервативное большинство — социал-демократическая оппозиция), завершилось быстрым возвратом к традиционному доминированию двух партий — либералов и консерваторов. Кроме того, электоральные предпочтения канадцев впервые за долгий период значительным образом сместились в либеральную сторону.

Колумбия

4 ноября Конституционный суд Колумбии разрешил однополым парам усыновлять детей. Согласно оспоренным заявителями положениям закона № 1098 от 2006 года «О детях и подростках», в понятие семьи и пары, способной усыновлять детей, в правоприменительной практике не включались однополые партнерства, в то время как фактические режимы сожительства мужчин и женщин признавались допустимым союзом для усыновлений. Заявители, однополая пара, отметили, что указанные положения закона нарушают принцип равенства и противоречат интересам детей воспитываться в семье. Ранее в законодательство были внесены поправки, позволяющие признавать равенство прав однополых супругов с лицами, живущими в традиционном браке. Суд привел пять основных аргументов в обоснование своей позиции. Во-первых, научные исследования отражают, что принятие ребенка в однополую семью не влияет на всестороннее развитие детей, как физическое, так и психическое. Утверждения о гомосексуализме как патологии были опровергнуты. Во-вторых, в соответствии с Конституцией международные права человека и международное право в целом признают принцип недискриминации по признакам сексуальной и гендерной ориентации человека. Таким образом, отказ однополым парам в усыновлении детей является недопустимым ограничением с точки зрения принципа недискриминации. В-третьих, с точки зрения интересов детей, проживание в семье с однополыми партнерами должно восприниматься нейтрально, не быть предметом предубеждений. В-четвертых, ограничение на усыновление для однополых партнеров касается права детей на воспитание в семье и сужает выбор потенциальных родителей, что неоправданно и несоразмерно преследуемым целям государства и общества. В-пятых, Конституцион-

ный суд отметил, что он компетентен рассматривать этот спор не только по формальным основаниям, но и потому, что спор касается прав уязвимых категорий лиц, таких как дети, которые лишены права публичного представительства коллективных интересов, в том числе через законодателя. Суд может в этой ситуации принять дело и самостоятельно решить вопрос конституционности, исходя из баланса интересов. По результатам рассмотрения дела Суд признал право однополых партнеров на усыновление детей и создание полноценной семьи.

Литва

4 ноября Конституционный суд Литвы постановил, что запрет военнослужащим работать вне места воинской службы не противоречит Конституции. Предметом рассмотрения стал пункт 7 статьи 36 Закона «Об организации системы национальной обороны и военной службы», предусматривающий запрет на работу по трудовому договору или самозанятость военнослужащих помимо основного места работы, кроме случаев, предусмотренных законом. Основанием к рассмотрению дела послужило заявление группы членов Сейма. Они просили Суд разъяснить, не нарушает ли данный запрет, введенный в 2013 году, право человека свободно выбирать вид трудовой деятельности, включая предпринимательскую деятельность. Как отметил Конституционный суд Литвы, законодатель использовал дискреционную норму по регулированию труда военнослужащих в соответствии с Конституцией. Труд военнослужащего направлен на обеспечение национальной безопасности и обороны, а также обеспечение исполнения международных обязательств государства, и в этих целях допустимо ограничение трудовых прав. Конституционные ценности независимости государства, его территориальной целостности и конституционного порядка имеют преимущество при взвешивании интересов сторон дела. Ранее министр обороны Юозас Олякас высказал мнение, что военная служба слишком сложна, чтобы военные могли иметь дополнительную работу. Оппонирующая ему экс-министр обороны Раса Юкнявичене утверждала, что военным с небольшими доходами нужен дополнительный заработок,

кроме того, они могли бы совершенствоваться на гражданской работе по своей специальности, а тем самым улучшилось бы качество исполнения ими их служебных обязанностей в армии. К тому же, по словам Расы Юкняви-чене, закон сейчас предоставляет право работать штатным сотрудникам всех остальных оговоренных в законе видов вооруженных сил — Службы охраны государственной границы Литвы, Департамента охраны руководства, Службы общественной безопасности. Поэтому, по мнению политика, запрет для военных работать является дискриминирующим в контексте статуса вооруженных сил. В настоящий момент в вооруженных силах Литвы служит 8 185 профессиональных военных.

Мьянма

8 ноября в Республике Союз Мьянма состоялись парламентские выборы. В избирательной кампании участвовала 91 партия (более 6 тысяч кандидатов), однако политическая борьба развернулась между двумя из них: правящей Союзной партией солидарности и развития (СПСР), лидером которой является действующий Президент Тейн Сейн, и Национальной лигой за демократию (НЛД), возглавляемой Нобелевским лауреатом мира Аун Сан Су Чжи. В результате голосования, как и ожидали эксперты и представители СМИ, победу одержала оппозиционная НЛД, занявшая около 78 % мест парламента — Национального законодательного собрания. Председатель СПСР У Хтай Оо так прокомментировал поражение на выборах: «Мы проиграли. Необходимо понять, почему это произошло».

Несмотря на убедительную победу оппозиции, в соответствии с Основным законом Мьянмы 25 % мест в обеих палатах и в законодательных органах регионального уровня автоматически закрепляются за военными, которых назначает верховный главнокомандующий. Напомним, начиная с 1962 года в государстве действовала военная диктатура, а парламент появился только в 2010 году. На выборах 2010 года победила СПСР, при этом НЛД голосование бойкотировала. В Конституции также содержится запрет, согласно которому на пост президента не может выдвигаться кандидат, имеющий родственников —

граждан других государств. Следовательно, лидер НЛД Аун Сан Су Чжи, дочь основателя бирманского независимого государства и бирманских вооруженных сил генерала Аун Сана, не сможет претендовать на должность президента, поскольку является вдовой британского ученого, а двое их сыновей — подданные Великобритании.

Нынешние выборы привлекли внимание широкой общественности. По данным избиркома, явка избирателей составила лосование проходило при участии местных и международных наблюдателей. По оценкам избиркома, около 1 000 наблюдателей контролировали избирательный процесс, Россию представлял член российского ЦИК Сиябшах Шапиев.

Избежать нарушений, однако, не удалось. Возникали проблемы с составлением списков избирателей. Шапиев обратил внимание на большое скопление людей на участках. По мнению госсекретаря США Джона Керри, данные выборы могут стать серьезным шагом к миру, процветанию и демократии для народа Мьянмы. В то же время Джон Керри указал, что в Мьянме не созданы условия для «полной реализации демократических принципов».

Таким образом, состоявшиеся выборы сразу были названы историческими, и очевидно, что Мьянму ожидают перемены. По итогам выборов теперь будет сформирован парламент, который впоследствии своим составом изберет нового президента и двух его заместителей.

Польша

25 октября в Польше прошли парламентские выборы в Сейм и Сенат. Выборы в Сейм ознаменовались сразу несколькими историческими событиями. Так, впервые после норвежских выборов 1993 года две крупнейшие партии Польши выдвинули в качестве кандидата на должность премьер-министра женщину. Список кандидатов от партии «Право и справедливость» (ПиС) возглавила Беата Шидло, партию «Гражданская платформа» (ГП) повела на выборы действующий премьер Эва Копач.

Кроме того, впервые с начала посткоммунистической трансформации в 1989 году абсолютное большинство в парламенте удалось

получить одной партии. Оппозиционная партия ПиС набрала 37,58 % голосов, получив 235 из 460 мандатов, увеличив свое присутствие в парламенте на 101 место. Напротив, партии Эвы Копач удалось набрать 24,09 % голосов, что привело к потере 59 мест (получено было 138 мандатов).

Пользуясь полученной поддержкой, Беата Шидло сформировала новый однопартийный кабинет, в то время как поражение Эвы Копач лишило ее не только кресла премьера, но и лидерства в партии. Согласно мнению аналитиков, «формулой победы» партии «Право и справедливость» стала ставка на более умеренного кандидата в премьеры, нежели «воинственный» лидер партии Лех Качиньский.

Среди других партий, принявших участие в выборах, Польская крестьянская партия ухудшила свой результат, снизив представительство с 38 до 16 мест. Партия «Немецкое меньшинство» сохранила свой единственный мандат. В выборах впервые участвовали две новые партии: «Кукиз'15» кандидата в президенты Польши Павла Кукиза получила 42 мандата, а «Современная РЬ», партия Ры-шарда Петру, сумела занять 28 кресел.

В Сенате «Право и Справедливость» подтвердила свой успех, сместив «Гражданскую платформу» с лидерских позиций. ПиС удалось получить 61 мандат против 31 на предыдущих выборах, тогда как «Гражданская платформа» завоевала лишь 34 места против 63 в 2011 году. Третьей партией, получившей места в Сенате, вновь стала Польская крестьянская партия, однако ей удалось сохранить лишь один мандат из двух, занимаемых ею ранее. Наконец, как и на предыдущих выборах, в Сенат прошли 4 независимых кандидата.

Россия

14 декабря Президент России Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"». Внесенные поправки позволят Конституционному Суду РФ признавать не подлежащими исполнению решения международных судов («межгосударственных органов по защите прав и свобод человека» — как это сформулировано в зако-

нопроекте), в том числе Европейского Суда по правам человека.

Поправки предусматривают, что Конституционный Суд РФ «по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека». В частности, компетенцией для таких обращений в Конституционный Суд РФ наделяется Президент России и российское правительство. В случае, если Суд принимает постановление о невозможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека в целом, или в его части, какие-либо действия, направленные на исполнение соответствующего решения этого органа в России, не могут осуществляться.

Изначально законопроект был внесен в Государственную Думу 18 ноября 2015 года членом Совета Федерации А. Клишасом и депутатами В. Плигиным, М. Емельяновым, В. Лихачевым, А. Диденко, В. Ивановым. Проект появился на фоне отказа Конституционного Суда РФ в Определении от 6 октября № 2055-О/2015 принять к рассмотрению запрос Центральной избирательной комиссии РФ о толковании части 3 статьи 32 Конституции РФ, согласно которой не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Обращение было связано с тем, что ЦИК не смог решить, как исполнять постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Анчугов и Гладков против России». Конституционный Суд мотивировал отказ ссылкой на свое Постановление от 14 июля 2015 года № 21-П, где указал, что с запросом о разрешении коллизии между правовыми позициями Европейского Суда по правам человека и норм Конституции могут обращаться только Президент или Правительство.

Цель внесенного законопроекта, по замыслу авторов, заключалась в создании правового механизма разрешения вопроса о возможности или невозможности с точки зрения

высшей юридической силы Конституции исполнить постановление, вынесенное какими-либо международными судами против России.

4 декабря Государственная Дума приняла названный законопроект в третьем чтении, а 9 декабря законопроект был одобрен Советом Федерации и передан на подпись главе государства.

Накануне подписания закона — на встрече с судьями Конституционного Суда в Санкт-Петербурге — Президент назвал возможность Суда принимать решения по поводу деятельности Европейского Суда по правам человека в части, касающейся российского законодательства, весьма серьезной. «Весьма важная вещь — это решение законодателей России о праве Конституционного Суда принимать соответствующие решения по поводу деятельности Европейского Суда по правам человека в части, касающейся России, российского законодательства», — сказал глава государства.

Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин, выступая на той же встрече, заметил, что Конституционный Суд намерен решать проблемы во взаимоотношениях с Европейским Судом по правам человека путем диалога. Он также прокомментировал суть новых полномочий Конституционного Суда: «Мы можем сказать, насколько исполнимо в части это постановление [Европейского Суда по правам человека], тогда, когда Конституция и основанное на ней законодательство лучше защищают права граждан [чем решения Европейского Суда по правам человека]».

13 октября в Государственную Думу внесен проект № 900538-6 Федерального конституционного закона «О Федеральном Собрании Российской Федерации». Законопроектом устанавливаются основные принципы деятельности двух палат Федерального Собрания, определяется состав, вопросы ведения, статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Из нововведений в процедуре законотворчества можно отметить установление запрета на принятие законов в трех чтениях в один день. Отдельная глава посвящена осуществлению парламентского контроля. Устанавливается гарантированное право оппозиции быть представленной пропорционально в комитетах и ко-

миссиях Думы и право на пропорциональное избрание на руководящие должности в Думе. Прописываются взаимоотношения со СМИ, с политическими партиями и с органами государственной власти.

23 ноября Президент России подписал Федеральный закон № 314-Ф3 «О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"», запрещающий признавать экстремистскими материалами главные священные тексты христиан (Библия), мусульман (Коран), иудеев (Танах) и буддистов (Ганджур). В пояснительной записке сказано, что христианство, ислам, иудаизм и буддизм «составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Закон стал реакцией на решение Южно-Сахалинского городского суда от 12 августа 2015 года о признании содержащей цитаты из Корана книги «Мольба (дуа) к богу: ее назначение и место в Исламе» экстремистской.

18 ноября Президент России подписал Указ № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма». Комиссия получила право принимать решения о замораживании счетов организаций и физических лиц, «в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности». В случае заморозки счетов и имущества физических лиц последним должно быть назначено «ежемесячное гуманитарное пособие». Решения комиссии будут приниматься на основании данных о возможной причастности того или иного лица к террористической деятельности, направляемых ей Росфинмониторингом, Следственным комитетом России, федеральными органами исполнительной власти, а также органами прокуратуры, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и Центральным банком. Указ о создании нового антитеррористического органа появился после того, как причиной крушения 31 октября 2015 года российского самолета Airbus A321 в Египте был официально объявлен теракт.

Турция

1 ноября в Турции прошли досрочные всеобщие парламентские выборы. В досрочных

выборах принимали участие 16 партий, победу одержала правящая Партия справедливости и развития (ПСР) Президента Редже-па Тайипа Эрдогана, получив 49,4 % голосов избирателей и 317 мест в парламенте и тем самым обеспечив себе право самостоятельного формирования нового правительства. За Республиканскую народную партию проголосовало 25,3 % избирателей, что дало ей 134 места в парламенте. Партия демократии народов получила 10,7 % голосов избирателей, заняв 59 депутатских кресел. За Партию националистического движения было отдано 11 % голосов избирателей, что позволило партии занять 40 мест в парламенте.

Необходимость проведения досрочных выборов была обусловлена итогами очередных всеобщих парламентских выборов, проходивших 7 июня 2015 года. По результатам выборов, участие в которых принимало 21 политическое объединение, правящая партия ПСР, получив формальное большинство, впервые за 13 лет (2002—2015) утратила парламентское большинство. По результатам голосования Партия справедливости и развития Президента Эрдогана получила 258 голосов (40,8 % голосов), в то время как оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) получила 132 голоса (25,1 % голосов), Партия националистического движения (ПНД) и прокурдская Демократическая партия народов (ДПН) — приблизительно по 80 голосов (12,8 % голосов).

Такая расстановка сил привела, в соответствии со статьей 116 Конституции Турции, к необходимости формирования коалиционного правительства. Однако в силу нежелания сотрудничества и наличия ряда серьезных разногласий между политическими силами по ряду вопросов, это оказалось непосильной задачей. Так, в частности, в партиях изначально не было единства мнений по следующим вопросам: во-первых, относительно сохранения порога явки на выборах — ПСР выступала за сохранение существующего 10-процентного порога явки, в то время как ДПН выступала за его полную отмену. Во-вторых, не был достигнут консенсус по правам женщин: правящая партия выступала за повышение уровня рождаемости путем предоставления наград роженицам и предоставление определенных преимуществ (привилегий) работающим матерям. НРП и ПНД выдвигали

идею поддержки малоимущих семей и увеличения числа женщин, занятых в сфере судебной власти. ДПН обосновывала идею создания отдельного Министерства по делам женщин и развивала концепцию равенства прав домохозяек и работающих женщин. В-третьих, не было единства по национальному вопросу, в частности о положении курдов и восстановлении в данной сфере мирной обстановки.

Таким образом, целью проведения досрочных выборов стало создание условий для укрепления позиций правящей партии и для формирования коалиции.

Кроме того, беспокойство правящей партии по поводу сохранении за собой парламентского большинства было преимущественно обусловлено стремлением Президента провести конституционную реформу по преобразованию государства в президентскую республику. Реализация поставленной цели возможна, в соответствии со статьей 175

Конституции Турции, несколькими способами: путем внесения изменения в Конституцию через национальный референдум, для чего ПСР необходимо было получить 330 мест в меджлисе, либо путем внесения изменений непосредственно в рамках парламента. Итоги выборов показали, что правящая партия, в соответствии с распределенными местами в меджлисе, может сформировать правительство. Но нехватка немногим более 10 мест не позволяет Президенту реализовать идею проведения конституционной реформы.

Ведущая рубрики - Ярослава Гребенщикова. В подготовке мониторинга участвовали: Алена Борисова (Россия, Испания), Василий Загретдинов (Польша), Юлия Рудт (Армения, Грузия, Колумбия, Литва), Таисия Сидоренко (Аргентина, Турция), Карина Таюпова (Мьянма), Алим Ульбашев (Израиль), Анна Швец (Канада).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.