Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ (ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ • 2012)'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ (ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ • 2012) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аленкина Наталья, Гулина Ольга, Заикин Сергей, Никитин Иван, Подоплелова Ольга

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ (ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ • 2012)»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ • 2012

Австрия

Конституционный суд Австрии поставил под сомнение позицию законодателя, согласно которой натурализация индивида невозможна ни при каких обстоятельствах, если он полностью или частично находится на социальном обеспечении государства.

11 октября 2012 года Конституционный суд1 рассмотрел жалобу К., находящейся в Австрии с 1977 года в статусе лица в поисках убежища, не имеющей гражданства и начиная с 2008 года получающей государственное пособие по инвалидности. Решением правительства города Вены от 2 ноября 2011 года ее прошение о натурализации в стране было отклонено, так как лицо не имеет самостоятельного дохода и находится на социальном обеспечении государства. По причине своей ограниченной дееспособности заявительница не может трудоустроиться и, как следствие, не имеет возможности по смыслу абзацев 1 и 5 § 10 Закона о гражданстве (Staatsbйrger-schaftsgesetz, StbG) натурализоваться в Австрии.

Конституционный суд признал положения Закона о гражданстве от 1985 года противоречащими предложению 3 абзаца 1 статьи 7 Конституции. В ближайшее время Парламент страны должен пересмотреть данный подход и исключить норму о «независимом самостоятельном и достаточном финансовом обеспечении» в качестве критерия натурализации.

Венесуэла

Очередные президентские выборы состоялись в Венесуэле 7 октября 2012 года. На пост главы государства претендовали 6 кандидатов, однако основная борьба развернулась между действующим Президентом Уго Чавесом и Энрике Каприлес Радонски, представителем оппозиционной правой партии «Превыше всего — справедливость», в свою очередь, входящей в Коалицию демократического единства. Кандидатура Чавеса была выдвинута Единой социалистической партией Венесуэлы и поддержана коалицией левого толка «Великий патриотический союз», насчитывающей около 35 000 организаций.

Уго Чавес вновь одержал победу, набрав 55 % процентов голосов, Энрике Каприлес заручился поддержкой 44,3 % избирателей. Действующий Президент выигрывает выборы уже четвертый раз подряд, при этом он находится у власти с февраля 1999 года. В начале 2009 года в Венесуэле прошел референдум по вопросу о внесении изменений в Конституцию страны. В частности, предлагалось исключить из статьи 230 Конституции положение, ограничивающее возможность переизбрания одного и того же лица на пост Президента. Согласно прежней редакции данной нормы, Президент мог быть переизбран лишь один раз и только на выборах, следующих сразу за окончанием его президентского срока. Три года назад отмену этого положения поддержали 54,9 % населения Венесуэлы.

Согласно той же статье Конституции Венесуэлы, срок президентских полномочий составляет 6 лет. Таким образом, Чавес останется на своем посту до 10 января 2019 года.

Вьетнам

Вьетнамский парламент (Национальное собрание) уже довольно длительное время обсуждает проект внесения поправок в Конституцию 1992 года. Проект является весьма комплексным и охватывает вопросы как государственного устройства и идеологии, так и порядка осуществления и соблюдения прав человека. Парламент единогласно решил, что изменения должны опираться на следующие принципы: единую государственную власть, распределение работы, координацию действий и контроль над полномочиями между государственными учреждениями в выполнении законодательных, исполнительных и судебных прав. Некоторые депутаты предлагают обновить перечень основных прав гражданина Вьетнама и добавить в Конституцию право на счастье, так как об этом в свое время говорил Хо Ши Мин в Декларации о независимости Вьетнама.

29 октября 2012 года в парламент было внесено предложение об изменении Конституции в сторону расширения перечня полномочий Президента. Предлагается усилить президентский контроль за органами исполнительной власти, в частности за министерствами, а также предоставить Президенту право на вето в отношении любого документа, издаваемого правительством, если соответствующий документ не соответствует президентским инициативам.

Европейский Союз

Четвертая палата Суда Европейского Союза (далее — Суд) 27 сентября 2012 года приняла решение, требующее от всех государств ЕС установления минимальных стандартов обращения в отношении лиц, находящихся в поиске убежища, и определяющее ответственность государства, на территории которого находится лицо в поиске убежища с момента подачи им заявления об убежище до фактического перемещения лица в государство, которое, по смыслу Директивы ЕС 2003/9/ЕС, обязано принять гражданина третьих стран

и (или) лицо без гражданства, ищущего убежище на территории ЕС2. Решение было вынесено по запросу Конституционного совета Франции, обратившегося за разъяснением положений Регламента «Дублин-П» (данный нормативный правовой акт устанавливает критерии и механизмы определения ответственности государств-членов за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища в любом из государств-членов гражданами третьих стран)3, окончательно не определяющего момент переноса ответственности за лицо в поиске убежища: будет ли это момент установления государства, ответственного за предоставление убежища, или же момент фактической передачи лица под юрисдикцию данного государства. По мнению Суда, французские власти, законом которых предусмотрены финансовые выплаты лицам (allocation temporaire dattende), находящимся на территории Французской Республики в поисках убежища, могут отменить или приостановить выплаты только после фактической передачи лиц в поисках убежища под юрисдикцию другого государства.

16 октября Суд вынес решение, установившее законность принятого в 2009 году запрета на въезд на территорию Словакии для Президента Венгрии Ласло Шойома. Он был приглашен с визитом в город Комарно на празднование дня Святого Стефана, которое должно было состояться 21 августа 2009 года. Однако ему было отказано в разрешении на въезд. Суд счел достаточным для обоснования то, что 21 августа является «черным днем» в истории словацкого народа, выступившего в этот день в 1968 году против пяти государств — участников Варшавского Договора, в том числе Венгрии, позже совершивших военное вторжение на территорию Чехословакии. В истории Суда эта жалоба стала пятой жалобой со стороны государства — члена ЕС на другое государство на нарушение статьи Договора о создании ЕС (ст. 259)4.

В тот же день Суд вынес решение, установившее факт зависимости Комиссии по защите данных от Федерального правительства Австрии и, как следствие, нарушение государством Директивы ЕС 95/46/ЕС о порядке защиты данных, их обработке и обращении. Нарушениями признано то, что члены Комиссии находятся под служебным контролем иных федеральных служащих, а также то, что

руководитель Комиссии входит по своему должностному положению в Федеральное правительство, и Федеральный канцлер страны имеет полномочия давать указания руководящему составу Комиссии5.

Египет

Последняя декада ноября — декабрь 2012 года прошли в условиях ускорившегося и обострившегося процесса конституционных изменений. 22 ноября Президент Египта Мухаммед Мурси обнародовал очередную Конституционную декларацию, ставшую на некоторое время интегральной частью конституционного регулирования в стране. Согласно новой Декларации полномочия Президента были сформулированы следующим образом: «Президент имеет право осуществлять действия и принимать меры, необходимые для защиты страны и целей Революции» (ст. 6). Декларация предоставляла Президенту одно новое конкретное полномочие, а именно право назначать Генерального прокурора (ст. 3), которыми он сразу же воспользовался. Президентские решения конституционно-правового характера, принятые до 22 ноября, были выведены из зоны действия судебного контроля (ст. 2). Кроме того, была отменена возможность роспуска по судебному решению верхней палаты Парламента и Конституционного собрания, занятого разработкой проекта новой Конституции (ст. 5). Вслед за этим последовало молниеносное завершение работы Конституционного собрания, хотя в президентской Декларации его деятельность была продлена еще на два месяца (ст. 4). 1 декабря проект был принят 85 голосами от общего числа 100 членов, после чего Мурси своим декретом вынес его на референдум, проведение которого было назначено на 15 декабря.

Декларация и форсирование принятия новой Конституции вызвали волну протестов, в которых участвовала часть населения, недовольная пребыванием у власти представителя исламистов. Сторонники последних не остались в долгу и также вышли на улицу. Конец ноября — начало декабря прошли под знаком массовых демонстраций как сторонников, так и противников действующего Президента. В итоге Мурси был вынужден пойти на частичные уступки. После более чем десятичасовой встречи с представителями ряда

политических сил, в ночь с 8 на 9 декабря прежняя Декларация была заменена новой, не предусматривающей расширения полномочий Президента. Однако решения, принятые на основании отмененной Декларации, в том числе решение о назначении нового Генерального прокурора, сохранили силу (ст. 1). Решение о проведении конституционного референдума также осталось в силе. Из-за отказа значительной части судейского корпуса выполнить традиционно возлагаемую на него функцию наблюдения за процедурой голосования, референдум должен проводиться в течение двух дней, 15 и 22 декабря. По неофициальным данным голосования 15 декабря, 56,5 % высказались за новую конституцию, 43,5 % — против, явка составила 33 %. Последняя президентская Декларация предусматривает выборы нового Конституционного собрания населением в случае, если проект Конституции не получит поддержки участников референдума (ст. 3). Конституционное собрание, разработавшее текущий проект Конституции, было сформировано Парламентом.

Текущие события отличались от тех, которые предшествовали свержению Президента Мубарака. Последний опирался исключительно на репрессивный аппарат и не мог надеяться на поддержку даже армии, не говоря уже о сколько-нибудь существенных частях населения, которое было настроено либо индифферентно, либо отрицательно. Напротив, Президент Мурси пользуется поддержкой существенной части общества, которую представляет организованная социальная сила — движение «Братьев-мусульман». Однако, хотя курс на исламизацию страны, возможно, пользуется поддержкой более чем половины населения, значительная часть общества выступает против. В условиях поляризации настроений и раскола общества, правило принятия решений большинством, являющееся краеугольным камнем демократических систем, начинает вызывать вопросы.

Германия

Бундесрат выступил с законодательной инициативой о реабилитации лиц, осужденных за гомосексуализм, в обоих государствах Германии. 12 октября 2012 года федеральному пра-

вительству были переданы требования о подготовке закона и мероприятий, способных содействовать реабилитации данной группы лиц. Напомним, что история криминализации гомосексуализма идет от нормы § 175 Уголовного уложения Германской империи (сейчас этот документ продолжает действовать в качестве основного источника немецкого уголовного права, но со значительными изменениями), принятой в январе 1872 года. В эпоху нацизма (1933—1945) около 50 000 мужчин были осуждены по этой статье, 6 000 — отправлены в концлагеря. Норма закона была признана недействующей в 1994 году.

12 октября 2012 года министр — президент земли Баден-Вюртемберг Винфред Кретшманн (партия «Союз 90/Зеленые») избран на должность президента Бундесрата. Официальное вступление в должность состоялось 1 ноября. В тот же день земля Рейнланд-Пфальц представила в Бундесрат обновленный законопроект об уголовном преследовании лиц и (или) организаций, оказывающих помощь в добровольном уходе из жизни. По причине того, что слово «эвтаназия» ассоциируется с расовой гигиеной в эпоху нацизма, в Германии его использование находится под запретом. В правовом и медицинском обороте используются понятия «помощь по добровольному уходу из жизни», «содействие в поиске медицинских компонентов для ухода из жизни», которые не являются уголовно наказуемыми в ФРГ.

10 октября Федеральное Правительство утвердило проект закона, касающийся обрезания детей не по медицинским показателям по требованию родителей. Законопроект устанавливает новую редакцию пункта § 1631 Германского гражданского уложения и не рассматривает как нарушение телесной неприкосновенности ребенка требование об обрезании детей со стороны родителей и (или) иных законных представителей ребенка, обусловленное религиозными и (или) культурными традициями, в случае проведения данной процедуры в медицинских учреждениях.

Израиль

16 октября 2012 года Кнессет Израиля на пленарном заседании во втором и третьем чтениях принял закон о самороспуске. Такая

процедура предусмотрена статьей 34 Основного закона о Кнессете 1958 года. За самороспуск проголосовало 100 из 120 депутатов.

Это решение парламента, таким образом, дало старт трехмесячной избирательной кампании. В соответствии с принятым законом о самороспуске назначена дата новых выборов — 22 января 2013 года. Если бы Кнессет не прекратил досрочно свои полномочия, выборы в Израиле состоялись бы не ранее октября 2013 года.

С предложением прекратить полномочия законодательного органы страны выступал премьер-министр Израиля, лидер партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху, утверждавший, что действовавший созыв Кнессета был не в состоянии прийти к консенсусу по вопросу о бюджете.

Кроме того, он обрушился с критикой на своих коллег по коалиции, упрекнув их в неспособности ставить национальные интересы превыше всего остального, в том числе выше партийной конъюнктуры. Нетаньяху известен как сторонник жесткой экономии в условиях кризиса, сокращения социальных выплат и гарантий. По мнению наблюдателей, такая позиция политика может неблагоприятно отразиться на результатах партии «Ликуд» на предстоящих выборах.

Однако аналитики утверждают, что большинство избирателей симпатизирует все же партиям правового толка. Именно поэтому можно с уверенностью предположить, что они смогут сохранить свои позиции в Кнессе-те и после новых выборов.

Как известно, Израиль представляет собой парламентскую республику. Таким образом, политическое будущее самого Нетаньяху и всего правительства напрямую будет зависеть от исхода голосования.

Новому составу Кнессета 19-го созыва, а значит, и правительству, останутся вопросы, разрешение которых не было предложено Кнессетом 18-го созыва. Среди таких вопросов, в частности, — военная кампания Израиля против Ирана и поиск компромисса в бюджетной политике.

Иордания

4 октября 2012 года Король Иордании Абдул-ла II подписал указ о роспуске обеих палат

национального парламента (Совета нации) по причине растущего среди населения страны недовольства властью. Этот шаг можно считать попыткой Короля обезопасить себя от потенциального государственного переворота, а также предоставить подданным надежду на демократические перемены в их государстве. Избирательная комиссия Иордании через несколько дней сообщила, что выборы в национальный парламент пройдут 23 января 2013 года.

12 октября 2012 года было приведено к присяге новое правительство, которое возглавил 73-летний Абдалла ан-Нуссур. Новый кабинет министров состоит из 21 человека, впрочем, 16 из них занимали аналогичные посты в предыдущем правительстве. Данный факт подтверждает, что для нынешнего Короля Иордании важно не столько произвести реальные кадровые перестановки и обеспечить настоящее народное представительство в органах власти, сколько создать иллюзию такового в собственных интересах.

6 октября король подписал указ о создании Конституционного суда — полноценного органа конституционного контроля взамен бывшего Высокого Совета (Высокого Трибунала), который занимался исключительно вопросами толкования текстов законов. Согласно новой редакции статьи 59 Конституции Иорданского Хашимитского Королевства, Конституционный суд проверяет конституционность законов по запросу Совета министров (правительства) или любой из палат парламента — Палаты депутатов и Сената. Конституционный суд состоит из 9 судей.

Ирландия

10 ноября 2012 года в стране состоялся референдум по вопросу внесения изменений в Конституцию страны. 31-я поправка к Конституции предусматривает отмену части 5 статьи 42 основного закона, закрепляющая, что в исключительных случаях, когда родители по физическим или моральным основаниям не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, государство как гарант общего блага соответствующими средствами должно стремиться занять место родителей, но всегда непременно имея в виду естественные и неотъемлемые права ребенка. Помимо этого, предлагается дополнить Конституцию

статьей 42А, которая обеспечивает признание и защиту прав ребенка со стороны государства, а также перечисляет вопросы в сфере института усыновления детей, по которым должны быть приняты законодательные акты. Отмененная норма части 5 статьи 42 Конституции становится частью 2 новой статьи 42А.

На референдуме большинство участников поддержало принятие 31-й поправки. Между тем за два дня до референдума, 8 ноября, Верховный суд Ирландии в деле «McCrystal v. Minister for Children» признал, что правительство использовало средства государственного бюджета для распространения информации, призывающей голосовать на референдуме за принятие конституционной поправки. В аналогичном деле «McKenna v. An Taoiseach» Верховный суд в 1995 году постановил, что средства государственного бюджета должны использоваться только для распространения такой информации, которая не могла бы оказать влияния на волеизъявление избирателей. Тем не менее референдум все же был проведен. Однако 19 ноября в Верховный суд поступила еще одна жалоба от граждан, которые оспаривают результаты референдума, так как, с их точки зрения, неправомерное использование средств государственного бюджета повлияло на волеизъявление избирателей.

Теперь Президент Ирландии сможет подписать закон о внесении поправок в Конституцию только после того, как Верховный суд отклонит жалобу об оспаривании результатов референдума.

Исландия

20 октября 2012 года в Исландии прошел референдум о конституционной реформе. Конституцию 1944 года, принятую, когда эта страна получила независимость от Дании, многие считают устаревшей.

Проект новой Конституции был разработан Конституционным советом, состоявшим из 25 человек, не имеющих никакого отношения к власти и не принадлежавших ни к каким политическим партиям. Для участия в выборах в состав совета кандидат должен был быть выдвинут не менее чем 30 гражданами Исландии. Всего в выборах участвовало 500 человек. На основании указаний избрав-

ших их граждан члены комиссии составили проект новой Конституции6.

Всего на референдум было вынесено шесть вопросов: 1) о поддержке гражданами проекта Конституции, разработанного Конституционным советом; 2) о том, что земля и природные ресурсы, не находящиеся в частной собственности, объявляются государственной собственностью; 3) об учреждении государственной религии; 4) об увеличении числа депутатов, избираемых в Альтинг (однопалатный парламент) по мажоритарной системе; 5) о придании равного веса голосам избирателей во всех частях страны; 6) о возможности определенного числа граждан инициировать референдум.

В пользу создания проекта Конституции, разработанного Советом, высказались 66 % граждан, явка составила 48,9 % процентов. Следует заметить, что все шесть вопросов были одобрены избирателями, при этом наименьшую поддержку получило предложение об учреждении государственной религии — 58,3 %. Наибольшую же поддержку избиратели выразили идее о том, что земля и природные ресурсы, не находящиеся в частной собственности, объявляются государственной собственностью — 82,9 %.

Так как решение, принятое на референдуме, не обладает обязательной силой, Альтинг решит вопрос о том, будет ли проект, утвержденный гражданами на референдуме, использован для разработки новой Конституции. Доработанный проект будет вынесен на голосование в ходе парламентских выборов 2013 года.

Литва

В Литве в октябре состоялись очередные парламентские выборы. 14 октября 2012 года проходило голосование по партийным спискам (было избрано 70 депутатов), а 28 октября — в одномандатных округах (должен был быть избран 71 депутат, однако в двух округах результаты выборов были отменены в связи с нарушениями; повторные выборы пройдут в них 3 марта 2013 года).

Новый состав однопалатного Сейма достаточно фрагментарен: в нем представлено 8 политических сил, кроме того, три места достались независимым депутатам. Главным итогом выборов следует считать поражение

бывшей правящей партии «Союз Отечества — Литовские христианские демократы», принадлежащей к правому политическому спектру. Потеряв по результатам выборов 12 мест (ее представительство снизилось с 45 мет до 33), она перешла в оппозицию. Напротив, успех праздновали Социал-демократическая партия Литвы, получившая по итогам выборов 39 мест, и центристская Партия труда, у которой теперь 29 мест в Сейме. 31 октября новый Премьер-министр страны, лидер Социал-демократической партии Альгирдас Буткевичюс, объявил о создании коалиционного правительства, куда, помимо представителей его партии, войдут также члены Партии труда и правоцентристской партии «Порядок и справедливость», получившей по итогам выборов 15 мест в Сейме.

Также 14 октября в Литве прошел референдум о строительстве новой АЭС. Ее планировали возвести около города Висагинас в 2020—2022 годах. Напомним, что Игналин-ская АЭС — единственная атомная электростанция на территории Литвы — была остановлена в 2009 году. Годом ранее в стране также проводился референдум относительно судьбы этой электростанции. Тогда подавляющее большинство принявших участие в голосовании — 89 % — высказались за продолжение эксплуатации АЭС. Однако явка на референдуме составила только 48 % при необходимых 50 %.

На прошедшем же в октябре 2012 года референдуме явка составила 52,5 %. Однако на этот раз за строительство новой АЭС проголосовало только 35,2 % участников референдума.

Мьянма

Союзная партия солидарности и развития — нынешняя правящая партия Мьянмы — переизбрала свое руководство. Долгое время в СМИ циркулировала полученная из официальных источников информация о том, что руководство правящей партии приняло решение уйти в отставку в целях наиболее эффективного противостояния набирающей силы политической оппозиции, возглавляемой Аун Сан Су Чжи. Тем не менее 16 октября 2012 года действующий Президент страны Тейн Сейн был переизбран в качестве лидера партии на ее съезде, его окружение тоже не

сильно изменилось. О причинах такого внезапного маневра можно только догадываться, но факт остается фактом: подобное переизбрание противоречит Конституции Мьянмы 2008 года. Согласно статье 64 Конституции, Президент, являющийся членом политической партии, не имеет права принимать участие в партийных мероприятиях, начиная с даты своего избрания на должность.

Россия

14 ноября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Поправки, внесенные в уголовное законодательство, уточняют и расширяют понятие государственной измены. Теперь под данным преступлением понимается выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Обращает на себя внимание, что по сравнению с предыдущей редакцией из формулировки нормы исключена фраза об общественно опасных последствиях — нанесении ущерба внешней безопасности Российской Федерации. Кроме того, остается неясной формулировка «деятельность, направленная против безопасности Российской Федерации».

Также категория преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства дополнена новым составом — «незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну».

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Соответствующий законопроект был внесен в Государственную

Дума в июне Президентом России В. В. Путиным. Основные поправки касаются порядка избрания сенатора: кандидатом от законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации может быть только его депутат. Правом выдвинуть кандидатуру имеет председатель законодательного (представительного) органа, любая его фракция, или 1/5 депутатов законодательного (представительного) органа. Глава субъекта Федерации имеет право выдвинуть трех кандидатов, которые будут выдвигаться вместе с кандидатом на выборах главы субъекта. После выборов избранный глава субъекта будет обязан направить одного из этих кандидатов в Совет Федерации. Если по каким-либо причинам ни один из трех кандидатов не может стать сенатором, то губернатор выбирает кандидатуру из числа депутатов регионального парламента. Обязательные требования, обращенные к будущим сенаторам — проживание в субъекте Российской Федерации в течение как минимум пяти лет или прохождение государственной службы в данном регионе, а также безупречная репутация.

В настоящий момент Правительством РФ широко обсуждается эффективность деятельности Министерства по развитию Дальнего Востока, созданного в мае 2012 года. 29 ноября прошло заседание президиума Государственного совета, посвященное социально-экономическому и демографическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья. На нем были выдвинуты предложения о возможности создания государственной корпорации по развитию Дальнего Востока, которая смогла бы заменить министерство или существовать одновременно с ним. Идея о создании госкорпорации в целом была поддержана и главами субъектов Дальнего Востока. При этом эксперты также высказывают мнение, что более эффективным было бы создание банка развития Дальнего Востока, который выдавал бы кредиты частным компаниям на реализацию инфраструктурных и иных проектов в дальневосточном регионе.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев поручил аппарату Правительства провести разработку и принятие нормативных правовых актов, предусмотренных федеральным законодательством. По имеющейся статистике, в настоящее время не принято более двухсот таких подзаконных

актов. Кроме того, в 58 случаях не выполнены решения, принятые Конституционным Судом Российской Федерации.

30 ноября Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин подписал распоряжение о создании совета непарламентских партий при Председателе Государственной Думы. Первая встреча представителей непарламентских партий с Нарышкиным состоялась 4 октября, когда и была достигнута договоренность о создании совета. В рамках работы этого совета сформировано шесть рабочих групп, пять из которых разделены на секции. Среди направлений работы групп — политическая конкуренция, избирательная система, наукоемкие технологии, вопросы развития культуры и социальной сферы. В течение декабря партии должны подготовить свои предложения по составу рабочих групп и секций.

Совет призван стать площадкой не только для взаимодействия между Государственной Думой и партиями, не представленными в ней, но и дать возможность диалога с представителями исполнительной власти.

Румыния

В Румынии 9 декабря 2012 года прошли парламентские выборы. Согласно статье 62 Конституции, обе палаты румынского парламента — Палата депутатов и Сенат — избираются на всеобщих прямых выборах.

Убедительную победу одержал Социал-либеральный союз — коалиция, созданная в 2011 году Социал-демократической партией Румынии, Национальным союзом за прогресс Румынии (в свою очередь, эти две партии составляют Левоцентристский альянс), Национально-либеральной партией Румынии и Консервативной партией (эти две сформировали Правоцентристский альянс). Получив поддержку 58,6 % голосов избирателей на выборах в Палату депутатов, Социал-либеральный союз завоевал 273 места из 412, а в Сенате у него теперь 122 места из голосов). Таким образом, коалиция получила абсолютное большинство в обеих палатах парламента. Возглавляет Социал-либеральный союз действующий премьер-министр Виктор Понта.

Вторая по значению политическая сила — коалиция «Правая Румыния» (Либерал-демократическая партия, партия «Гражданская

сила» и Христианско-демократическая национальная крестьянская партия) — получила лишь 56 и 24 мест соответственно. В Палату представителей прошли также возглавляемая телеведущим Даном Диаконеску Народная партия (47 мест) и партия венгерского меньшинства — Демократический союз венгров Румынии (18 мест). В Сенате же, помимо Социал-либерального союза и «Правой Румынии», будет представлена только Народная партия с 47 местами.

Словения

Президентские выборы в Словении прошли в два тура — 11 ноября и 2 декабря 2012 года. Первоначально за пост президента боролись три кандидата: действующий Президент Данило Тюрк, позиционирующий себя в качестве независимого политика; Борут Пахор, выдвинутый Социал-демократической партией; Милан Звер, совместный кандидат от Словенской демократической партии и партии «Новая Словения». Набрав в первом туре 35,8 и 40 % голосов соответственно, во второй тур вышли Тюрк и Пахор. Зверу выразили поддержку 24,2 % избирателей.

Во втором туре уверенную победу одержал Борут Пахор, став четвертым Президентом Словении с момента обретения ею независимости в 1991 году. За него отдали свои голоса 67,4 % избирателей.

Несмотря на то что Президент Словении избирается на прямых выборах, что является признаком смешанной модели власти (полупрезидентской республики), его полномочия носят в основном формальный характер, в частности промульгация законов, назначение государственных служащих в случаях, предусмотренных законом, присвоение воинских и почетных званий и т. д. (ст. 107 Конституции). В области формирования Правительства он имеет право предложить кандидатуру Председателя Правительства на голосование Государственному собранию (нижняя палата парламента), но лишь после консультаций с парламентскими фракциями.

США

В Соединенных Штатах Америки 6 ноября 2012 года состоялись 57-е президентские выборы.

В соответствии с разделом 1 статьи II Конституции США выборы главы государства непрямые. Каждый штат представляют специально уполномоченные лица — выборщики, которые и должны отдать свои голоса в конечном счете за того или иного кандидата. Для определения количества выборщиков от каждого из штатов в США каждые 10 лет проводится перепись населения. Перепись населения 2010 года стала основой для распределения 538 голосов между штатами. Это распределение действительно на президентских выборах 2012, 2016 и 2020 годов.

В целом штаты, голосовавшие за Демократическую партию на трех последних выборах, потеряли выборщиков, а прореспубли-канские штаты, наоборот, увеличили их количество. Однако преимущество республиканцев не оказалось решающим.

Уже традиционным стало то, что в финал президентской гонки выходят кандидаты от Республиканской и Демократической партий. Борьба именно между этими политическими силами является ключевой. Так, кандидатом от республиканцев стал Митт Ромни, а от демократов — действующий Президент Барак Обама. Кроме того, в выборах принимали участие представители от Либертарианской партии (Гарри Джонсон) и Партии зеленых (Джилл Стайн), которым, однако, не удалось получить ни один голос.

В отличие от Барака Обамы, имя Митта Ромни было менее известно людям, живущим за пределами Соединенных Штатов. Во многом поэтому журналисты проявляли интерес к биографии этого кандидата, его политическим и социальным взглядам. Уже в начале президентской гонки стало известно, что Ромни является мормоном, противником однополых браков и гражданских союзов, а также сторонником смертной казни. Кроме того, он известен своей жесткой позицией по отношению к России, которую он назвал «геополитическим противником Америки № 1». Предвыборная кампания Митта Ромни была построена на критике нынешнего курса Барака Обамы, его социальной политики. За несколько месяцев до выборов в интернете появилось видео, распространенное журналом «Mother Jones», на котором Ромни называет избирателей, поддерживающих Оба-му, «не способными обеспечить себя и живущими за счет государства».

Политические убеждения Барака Обамы были известны уже давно. Главной его задачей на прошедших выборах было объяснить избирателям, почему не были достигнуты обещания четырехлетней давности, почему США так и не вышли из «долговой ямы». Однако действующий Президент в своей избирательной кампании больше апеллировал к либеральным ценностям Демократической партии, которую он представлял, убеждал избирателей в том, что продолжит бороться за социальную поддержку малоимущих, будет способствовать принятию законов в штатах, легализующих однополые браки, окажет поддержку эмигрантам и т. д.

Неслучайно, по наблюдениям аналитиков, успех Бараку Обаме на выборах обеспечили голоса афроамериканцев, женщин и представителей молодого поколения. Кроме того, рекордной за последние годы оказалась явка избирателей-выходцев из стран Латинской Америки, что составило порядка 10 % от общего числа голосовавших. Как сообщается, Обаме отдали свои голоса более 80 % афро-американцев и латиноамериканцев.

В свою очередь, Митта Ромни поддержали 57 % белого населения, притом, что действующего Президента — 41 %.

По итогам выборов Митт Ромни получил поддержку со стороны 206 выборщиков, а Барак Обама набрал 332 голоса, которые и позволили ему остаться хозяином овального кабинета еще на четыре года.

Как писала «Вашингтон пост», традиционно поддерживающая республиканцев, победа Барака Обамы была «случайной». По мнению журналистов издания, ему «помог» ураган «Сэнди», обрушившийся на страну в канун выборов. Именно на фоне стихийного бедствия социально ориентированные лозунги Барака Обамы звучали намного убедительней программы Митта Ромни.

Сьерра-Леоне

24 ноября 2012 года действующий Президент Сьерра-Леоне Эрнест Бай Корома победил на президентских выборах, набрав 58,7 % голосов избирателей в первом туре. Помимо Коромы, за президентский пост боролись еще 8 кандидатов, ближайший из которых (генерал Джулиус Маада Био) набрал 37,4 % голосов.

На выборах присутствовало множество иностранных наблюдателей, практически все из которых признали выборы честными и свободными, несмотря на то что подсчет голосов затянулся на несколько дней без объяснения причин. В этом году была зафиксирована рекордная явка избирателей на избирательные участки — более 87 %.

Украина

12 декабря 2012 года начала работу Верховная Рада Украины седьмого созыва, избранная на выборах 28 октября, однако депутаты в первый же день работы устроили потасовку, не смогли избрать спикера и не утвердили кандидатуру премьер-министра. В тот же день велись переговоры представителей всех политических сил, посвященные юридическому оформлению фракций.

Несмотря на общую победу Партии регионов на выборах, распределение сил в новой Раде оказалось еще более конфликтным, чем в предыдущей. Половина украинского парламента формировалась из депутатов, избранных по одномандатным округам, и зачастую они не принадлежали ни к одной из представленных в парламенте партий. По итогам выборов 28 октября распределение политических сил в Верховной Раде получилось следующим. 187 депутатских мандатов получила Партия регионов. Всеукраинское объединение «Батькивщина» (Объединенная оппозиция «Батькивщина») провело в парламент 102 депутата, партия Виталия Кличко «Удар» — 40, националистическое Всеукраинское объединение «Свобода» — 38, Коммунистическая партия Украины (КПУ) — 32. Партия «Единый центр» Виктора Балоги получила 3 места, Народная партия Владимира Литвина — 2, Радикальная партия Олега Ляшко и партия «Союз» — по одному. Еще 44 мандата принадлежат депутатам-самовыдвиженцам, не являющимся членами какой-либо партии. В связи с этим можно сказать, что для обретения конституционного большинства идеологически близким Партии регионов и Коммунистической партии Украины не хватает восьми голосов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напомним, что парламент предыдущего созыва одобрил изменения в Регламент Верховной Рады, согласно которым фракция в новом парламенте создается при условии

вхождения в ее состав депутатов, избранных не только по партийному списку, но и в избирательных округах. В Верховной Раде было образовано пять фракций, причем вопрос о правомерности формирования фракции Коммунистической партии может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины в связи с тем, что в нее не вошли депутаты, избранные в избирательных округах. 30 депутатов остались вне какой-либо фракции.

Кроме того, были утверждены изменения, предусматривающие обязательное персональное голосование народных депутатов и также запрещающие любые действия, препятствующие работе парламента.

13 декабря спикером парламента нового созыва избран первый заместитель председателя Партии регионов Владимир Рыбак. Позднее Президент Виктор Янукович, получив согласие Верховной Рады, повторно назначил премьер-министром Николая Азарова, который возглавлял избирательный список Партии регионов на парламентских выборах и подал в отставку после объявления их результатов.

В ближайшее время Николай Азаров должен будет сформировать список кандидатур для формирования нового состава кабинета министров и представить его Президенту.

Черногория

14 октября 2012 года в Черногории состоялись досрочные парламентские выборы. Роспуск Скупщины (однопалатного парламента) 26 июля был связан с грядущим вступлением страны в Европейский Союз, поэтому правящая коалиция «За европейскую Черногорию» хотела заручиться поддержкой населения в переговорном процессе.

Действительно, по итогам выборов коалиция «За европейскую Черногорию» (в коалицию входят Демократическая партия социалистов, Либеральная партия и Социал-демократическая партия) получила поддержку большинства избирателей, завоевав 39 парламентских мест из 81. Но в то же время по сравнению с выборами 2009 года она потеряла 6 мандатов, а вместе с этим и абсолютное большинство в национальном законодательном органе. Это произошло впервые за 11 лет.

Главной оппозиционной силой в парламенте остался Демократический фронт — коалиция партий «Движение за перемены» и «Новая сербская демократия», придерживающихся либерально-консервативных взглядов. Фронт улучшил свои позиции, завоевав 20 мандатов — на 7 больше, чем на выборах 2009 года. Также успех сопутствовал и совсем новой левоцентристской партии «Позитивная Черногория», основанной в мае 2012 года, но на первых же своих выборах получившей 7 мест в национальном парламенте.

Остальные 15 мест в Скупщине распределились еще между тремя политическими силами. Любопытно заметить, что в Черногории, чье население составляет чуть более 625 тысяч человек, в парламентских выборах участвовали 7 коалиций, 5 политических партий и 1 общественное объединение.

Чехия

В октябре 2012 года в Чехии прошли выборы 1/3 нынешнего состава Сената (верхней палаты парламента). В соответствии с частью 2 статьи 16 Конституции Чешской Республики, срок полномочий Сената составляет 6 лет, каждые два года проходят выборы 1/3 сенаторов, всего же в верхней палате 81 сенатор.

Голосование по выборам в Сенат проходит по одномандатным округам по мажоритарной системе. Если в первом туре ни один из кандидатов, баллотирующихся в избирательном округе, не набирает более 50 % голосов избирателей, то проводится второй тур, где борются два кандидата, получивших наибольшее число голосов избирателей. Во втором туре победитель определяется простым большинством голосов.

По итогам двух туров, состоявшихся 12— 13 октября и 19—20 октября, 13 из 27 мест получили представители Социал-демократической партии Чехии. Этот успех позволил ей получить конституционное большинство в Сенате — 46 мест из 81. Напротив, Гражданская демократическая партия лишилась 10 мандатов, и теперь у нее всего 15 мест.

Напомним, что Гражданская демократическая партия наряду с партиями ТОП-09 и «Общественные дела» входит в преимущественно правоцентристскую правящую коалицию, образованную по итогам выборов в

Палату депутатов (нижняя палата чешского парламента) в 2010 году.

Швейцария

5 декабря 2012 года Федеральным президентом Швейцарии был избран Ули Маурер, представитель Швейцарской народной партии (Schweizerische Volkspartei, SVP). Президент избирается на 1 год Федеральным собранием (парламентом) из членов Федерального совета. Федеральный совет представляет собой высший орган исполнительной власти — правительство. Решения принимаются коллегиально, а Президент является своего рода «первым среди равных», ведет заседания Федерального совета и выполняет некоторые репрезентативные функции главы государства. Швейцарская народная партия находится в правой части политического спектра и запомнилась несколькими избирательными кампаниями и референдумами, прошедшими по ту сторону принятой в Европе «политической корректности». Возможно, по этой причине в некоторых комментариях к избранию Маурера обращалось внимание на формальный характер «выборов», которые реально таковыми не являются. Пост Президента замещается в порядке ротации с учетом срока пребывания кандидата в составе Федерального совета (Anciennitätsprinzip), голосование носит формальный характер. Однако результат все-таки имеет значение с точки зрения политического «сигнала». За Маурера было отдано 148 из 237 голосов (общее число депутатов — 246), что считается скромным результатом. Для сравнения, за его предшественницу на этом посту Эвелин Видмер-Шлумпф проголосовали 174 депутата. Лучший результат в истории составил 213, а худший — 106 голосов.

Обзор подготовлен Натальей Аленки-ной, Ольгой Гулиной, Сергеем Заикиным, Иваном Никитиным, Ольгой Подоплело-вой, Андреем Румянцевым, Алимом Ульба-шевым.

При подготовке использованы материалы Интернет-ресурсов: www.thanhniennews.com;www.mpil.de; www.news.xinhuanet.com;jurist.org; www.bbc.co.uk;www.telegraph.co.uk; www.eisa.org.za;jordantimes.com;

english.ahram.org.eg; weekly.ahram.org.eg; vovworld.vn; tuoitrenews.vn; www.senat.cz; www.spiegel.de;www.nzz.ch;www.hrad.cz; www.knesset.gov.il;www.gazeta.ru; top.rbc.ru; www.socialistinfo.ru; www.ria.ru;www.rbc.ua; communities. washingtontimes.com; obozrevatel.com; www.irishtimes.com;www.nytimes.com; ru.euronews.com; www.wikipedia.org

1 См.: Решение Конституционного суда Австрии от 11 октября 2012 года В 1474/1 1-14.

2 См.: Решение Суда Европейского Союза от 27 сентября 2012 года С 179/11.

3 Council Regulation (EC) No. 343/2003 of 18 February 2003 establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for examining an asylum application lodged in one of the Member States by a third-country national // Official Journal of the European Union. Vol. 46. 2003. L 50. P. 1-10.

4 См.: Решение Суда Европейского Союза от 16 октября 2012 года C 364/10.

5 См.: Решение Суда Европейского Союза от 16 октября 2012 года C 614/10.

6 Подробнее об истории создания самой Конституционной комиссии и о содержании проекта Конституции см.: Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4 (83).

Редакционные замечания

Редакция приносит свои извинения и обращает ваше внимание на то, что в предыдущем номере (№ 5 (90) 2012) в материалах рубрики была допущена неточность.

На с. 9 в первом абзаце раздела «Россия» вместо «принятый 26 сентября Государствен-

ной Думой в первом чтении законопроект» следует читать «внесенный 26 сентября в Государственную Думу законопроект»,второй абзац следует читать со слов «Законопроект предлагает дополнение Уголовного кодекса...».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.