Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ФЕВРАЛЬ – МАРТ • 2012'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ФЕВРАЛЬ – МАРТ • 2012 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Заикин Сергей, Гулина Ольга, Ульбашев Алим, Шлыкова Наталья

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ФЕВРАЛЬ – МАРТ • 2012»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ФЕВРАЛЬ - МАРТ • 2012

Австрия

8 февраля 2012 года Федеральный президент Австрии Хайнц Фишер подписал закон о реабилитации жертв судебного политического преследования с 1933 по 1938 год. В своем заявлении Президент подчеркнул, что данный закон относится к современной истории страны и играет в ней немаловажную роль, а ранее он был принят обеими палатами парламента, причем голосование всех пяти партий, представленных в нижней палате — Национальном совете — было единогласным. Закон реабилитирует всех лиц, осужденных судами страны в период с 6 марта 1933 года по 12 марта 1938 года, лишенных имущества и гражданства. Закон вступил в силу с 1 марта1.

21 февраля 2012 года вступил в силу новый закон о телекоммуникациях (Те1екот-munikationsgesetz — ТЩ), призванный улучшить телефонное и Интернет-обслуживание в стране. Законом устанавливаются временные ограничения на заключение договоров на обслуживание сотовыми операторами (не более 24 месяцев), обязательство по бесплатной выписке счетов клиентов и т. д.

Германия

17 февраля 2012 года президент страны Кристиан Вульф ушел в отставку в связи с обвинениями в коррупции и перспективой судебного преследования за использование служебного положения в неслужебных целях. Кристиан Вульф — член партии ХДС, быв-

ший премьер-министр земли Нижняя Саксония — был избран президентом страны 30 июня 2010 года, победив независимого кандидата от оппозиции Иоахима Гаука.

18 марта 2012 года прошло заседание 15-го Федерального собрания. Оно созывается председателем Бундестага для избрания нового президента страны раз в пять лет, за исключением случаев отставки последнего. Федеральное собрание состоит из всех депутатов Бундестага и равного количества членов, избираемыми парламентами земель. В 2010 году на выборах Федерального президента оно состояло из 1 244 членов (622 депутатов Бундестага и 622 избранных от парламентов земель). В этот раз Федеральное собрание состояло из 620 депутатов Бундестага и равного количества представителей земель. Одиннадцатым Федеральным президентом Германии стал 72-летний независимый кандидат Иоахим Гаук, получивший 991 голос «за» из 1 228 действительных голосов.

19 марта 2012 года прошло заседание парламентского комитета Бундестага по вопросам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи под председательством Сибиллы Лауришк (СвДП). Было заслушано мнение восьми экспертов, высказавшихся по законопроекту федерального правительства о мерах борьбы с торговлей людьми2, а также дополнительное заключение Бундесрата по данному законопроекту (17/7368), и рекомендовано ратифицировать Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми3.

22 марта 2012 года все пять фракций Бундестага высказались за изменение закона о трансплантации органов — Тт^рШШаИ-onsgesetz4. В законопроекте, предложенном на рассмотрение правительством страны, предполагается, что каждый гражданин, достигший возраста 16 лет, должен будет высказаться на предмет добровольного пожертвования своих органов в случае его смерти. Подобное волеизъявление должно быть зафиксировано кассами государственного и/ или частного страхования и в обязательном порядке отражено в документах, удостоверяющих личность.

Египет

22 февраля 2012 года завершились выборы в верхнюю палату египетского парламента — Совет шуры. Как и выборы в Народное собрание (см.: Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 1(86)), они проходили поэтапно — на каждом из двух этапов голосовали избиратели конкретных административно-территориальных единиц (мухафазов). И вновь большинство мест в Совете — 105 из 180 — завоевали представители умеренных исламистов — коалиции «Демократический союз Египта», возглавляемой Партией свободы и справедливости. Консервативный Исламистский блок во главе с партией «Ан-Нур» получил 45 мандатов, правоцентристская Новая партия «Вадф» — 14 мест. Помимо них, в Совет шуры прошли также либерально-демократическая коалиция «Египетский блок» (8 мест), Партия свободы, состоящая преимущественно из бывших членов Национально-демократической партии Египта (3 места), а также небольшая партия «Демократический мир» (1 место). 4 места получили независимые кандидаты.

Таким образом, закончилось формирование новых законодательных органов Египта после революции 2011 года. Президентские же выборы намечены на 23 мая 2012 года.

Индия

12 марта 2012 года Президент Индии Патиб-ха Дивисинг Патил на основании статьи 86 Конституции страны обратилась с посланием к Парламенту страны. Основной темой послания стало экономическое положение в

стране и антикоррупционная политика. Па-тил отметила, что наблюдается небольшое снижение роста экономики — с 8,4 % в 2010 году до 7 % в 2011 году — с одновременным сохранением основных факторов, оказывающих влияние на рост экономики, среди которых высокий уровень внутренних сбережений, инвестиционных ставок, благоприятная демографическая ситуация, а также стабильная демократическая политика.

Особое внимание Патил в своем послании уделила проблемам борьбы с коррупцией. В настоящее время в Парламент Индии внесено большое количество законопроектов по данной тематике, а именно: законопроект о раскрытии информации о доходах и расходах государственных служащих и защите лиц, раскрывающих информацию; законопроект о противодействии мошенничеству иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций, а также законопроекты Локпал и Локаюкта, вызвавшие острую дискуссию среди населения Индии и в кругах специалистов. Данные законопроекты предусматривают создание независимых органов по противодействию коррупции на федеральном уровне (Локпал) и на уровне штатов (Локаюкта), а также введение в действие системы обязательного декларирования доходов и расходов государственных служащих, кроме того, они закрепляют создание системы специальных судов в области противодействия коррупции и расширяют перечень составов преступлений в сфере коррупции. Борьба с коррупцией прослеживается также на уровне совершенствования системы налогообложения государства. Так, антикоррупционные нормы содержатся в Кодексе о прямом налогообложении, недавно также внесенном в Парламент Индии. Президент в послании отметила, что за прошедший год было подписано несколько международных соглашений в сфере налогообложения, среди которых следует назвать Соглашение о недопущении двойного налогообложения и Соглашение об обмене налоговой информацией и улучшении имплементации положений о трансфертном ценообразовании и международном налогообложении.

Одними из ключевых способов борьбы с коррупцией Президент считает создание автоматизированной системы предоставления государственных услуг, а также введение в

действие схемы ADHAAR, направленных как на обеспечение прозрачности предоставления государственных услуг, особенно в социальной сфере, так и на обеспечение информационной безопасности государства. Схема ADHAAR предусматривает закрепление за гражданами Индии единых идентификационных номеров, которые могут ими использоваться при получении государственных услуг, при авторизации для получения доступа к сети Интернет, при осуществлении своих политических прав и обязанностей, а также в иных случаях.

2012 год стал первым годом нового, 12-го пятилетнего плана, целью которого, по словам Патил, стало быстрое, устойчивое и более инклюзивное развитие в области экономики. Среди направлений, по которым в течение наступившего года предполагается активная работа государственных органов, Президентом были названы развитие сельскохозяйственного сектора, увеличение роли и повышение эффективности функционирования электронного правительства, развитие инфраструктуры государства, телекоммуникационных услуг и сетей. В связи с произошедшей в марте 2011 года аварией на атомной станции Фукусима в Японии Патил призвала соответствующие государственные структуры провести ряд мероприятий по улучшению системы безопасности атомных электростанций Индии.

В целом, необходимо отметить, что работа государственных органов Индии в 2012 году будет идти по пяти следующим направлениям:

— улучшение материального обеспечения и благосостояния индийских граждан;

— рост экономики за счет быстрого и широкомасштабного развития государства и создания рабочих мест;

— развитие энергетического сектора;

— обеспечение экологической безопасности и сохранение окружающей среды;

— обеспечение внешней и внутренней безопасности государства.

Йемен

21 февраля 2012 года в Йемене состоялись досрочные президентские выборы. Победу одержал единственный кандидат на пост главы государства Абд Раббо Мансур Аль-Хаади, занимавший с 3 октября 1994 года

пост вице-президента страны, а с 4 июня по 23 сентября 2011 года и с 23 декабря 2011 года до своего избрания исполнявший обязанности президента. Он был выдвинут совместно правящей партией «Всеобщий народный конгресс Йемена» и оппозиционной коалицией «Партии вместе».

Явка на выборах составила 80 %. Согласно данным Высшей избирательной комиссии Йемена, всего в избирательных списках было 10 млн 243 тыс. человек, среди которых 4 млн 348 тыс. — женщины. Победа единственного кандидата была предсказуема: Аль-Хаади набрал 99,8 % голосов.

Выборы проходили на фоне затяжного внутриполитического кризиса, разразившегося после Арабской весны 2011 года. Одним из требований оппозиции, желавшей общественно-политических перемен в Йемене, был уход Президента Али Абдаллы Салеха. Таким образом, основное требование властями выполнено.

Досрочные президентские выборы были проведены согласно плану Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива по урегулированию внутриполитического кризиса в Йемене, подписанному в Эр-Рияде теперь уже бывшим Президентом Йемена Али Абдаллой Салехом в ноябре 2011 года.

Абд Раббо Мансур Аль-Хаади избран на два года — именно столько должен продлиться переходный период. В течение этого времени будет созвана Конференция национального диалога для определения новой политической системы и выработки нового Основного закона, после чего состоятся очередные президентские и парламентские выборы.

Латвия

18 февраля 2012 года в Латвии состоялся референдум по проекту поправок к Конституции, а именно к статьям 4, 18, 21, 101 и 104. По сути, эти поправки придавали бы русскому языку статус второго государственного. В частности, принятие поправок позволило бы русскоязычному населению обращаться в органы власти на русском языке (поправка к ст. 104 Конституции Латвии). Кроме того, рабочим языком местных исполнительных органов государственной власти и латвийского правительства наравне с латышским языком

стал бы русский (поправка к ст. 101). Аналогичные изменения предполагались и для рабочего языка Сейма (поправка к ст. 21). Вопрос в бюллетенях был сформулирован следующим образом: «Поддерживаете ли Вы принятие Закона «О внесении поправок к Конституции Латвийской Республики», который предусматривает статус государственного для русского языка?»

Согласно данным переписи населения 2000 года, для 37,5 % населения Латвии русский язык является родным, а 81,2 % жителей свободно владеют им. В соответствии с действующим Законом Латвийской Республики от 2000 года «О государственном языке» русский язык признается иностранным. Сейм Латвии в декабре 2011 года большинством голосов отказался предоставить русскому языку статус второго государственного.

По данным Центральной избирательной комиссии Латвии, явка составила 69,23 %. «За» проголосовало 24,9 % избирателей, «против» — 74,8 %. Менее процента бюллетеней признаны недействительными. Как отмечают наблюдатели, на результаты выборов повлияли несколько факторов. Во-первых, право голоса не было предоставлено как минимум 300 000 человек, относящимся к так называемой категории «неграждан», обладающим специфическим статусом субъекта права и лишенным избирательных прав. Как известно, 65,8 % неграждан являются этническими русскими, 13,5 % — белорусами, 9,6 % — украинцами. Во-вторых, латвийское правительство в лице известных государственных деятелей активно выступало во время предвыборной агитации против внесения поправок в Конституцию.

МИД России назвал результаты и ход голосования далеко не в полной мере отражающими настроения в стране. Также внешнеполитическое ведомство России напомнило об отказе латвийской стороны аккредитовать в качестве наблюдателей на референдуме двух представителей Общественной палаты России, сочтя такое решение ЦИК Латвии игнорированием Ригой своих международных обязательств.

Молдавия

16 марта 2012 года Парламенту наконец удалось избрать Президента страны. Им стал

беспартийный Николае Тимофти, возглавлявший до этого Высший совет магистратуры (орган государственной власти, обеспечивающий, в соответствии со статьей 122 Конституции Молдавии, назначение, перемещение и повышение судей, применение к ним дисциплинарных взысканий). За кандидатуру Тимофти проголосовали 62 депутата из 101 (согласно ст. 78 Конституции, кандидат считается избранным, если за него проголосовали 3/5 от общего числа депутатов), фракция Коммунистической партии Молдавии (39 человек) не участвовала в голосовании.

Первоначально планировалось, что новый Президент будет избран 16 декабря 2011 года, однако тогда кандидатура исполняющего обязанности Президента Мариана Лупу не получила поддержки парламентского большинства. Была назначена новая дата выборов — 15 января 2012 года, но 12 января Конституционный суд признал голосование 16 декабря неконституционным, так как был нарушен принцип тайны голосования — некоторые парламентарии показывали представителям телевидения свои бюллетени, и этот сюжет вышел в эфир. Соответственно, Конституционный суд отменил и решение о новом голосовании 15 января. Хочется надеяться, что с избранием нового Президента конституционный кризис в Молдавии, длившийся с апреля 2009 года, все же разрешился.

Россия

4 марта 2012 года состоялись очередные выборы Президента России. В первом же туре достаточно уверенную победу одержал Председатель Правительства РФ В. В. Путин, выдвинутый кандидатом от партии «Единая Россия» и набравших 63,6 % голосов. Занявший второе место лидер Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) Г. А. Зюганов получил 17,2 % голосов, а третье место занял самовыдвиженец М. Д. Прохоров с 8 % голосов. Помимо них, в выборах в качестве кандидатов приняли участие лидер Либерально-демократической партии России (ЛДПР) В. В. Жириновский и председатель партии «Справедливая Россия» С. М. Миронов. Отличительной чертой прошедших выборов стала процедура видеонаблюдения за процессом голосования и за подсчетом голосов избирателей. Системой видеомониторинга бы-

ли охвачены 91 400 участковых избирательных комиссий, а на каждом участке находилось по две камеры — одна давала изображение общего плана, вторая — избирательной урны. Кроме того, общественный доступ для наблюдения за выборами осуществлялся на сайте www.webvybory2012.ru, где любой зарегистрировавшийся пользователь мог получать трансляцию в день голосования с выбранных им избирательных участков. Также, по данным русскоязычной версии журнала «Форбс», за ходом голосования и подсчета голосов наблюдали 690 000 наблюдателей, представляющих как кандидатов, так и различные неправительственные организации, российские и международные.

17 марта вступил в силу Закон города Санкт-Петербурга № 108-18, вносящий изменения в закон города об административных правонарушениях. Согласно поправкам, правонарушениями признаются публичные действия, направленные на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, транс-гендерности среди несовершеннолетних, а также публичные действия, направленные на пропаганду педофилии. Субъектом правонарушения признаются как физические, так и юридические лица, единственным видом наказания является административный штраф. Обращает на себя внимание, в частности, то, что публичными действиями, направленными на пропаганду мужеложства и т. п., признается деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению общедоступным способом информации, способной сформировать у несовершеннолетних искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений. Подобные законы уже были приняты в Рязани в 2006 году и в Архангельске в 2011 году. В 2012 году собираются принять закон о запрете пропаганды гомосексуализма в Новосибирске.

16 февраля Президент РФ Д. А. Медведев внес в Государственную Думу проект нового закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Если он будет принят, то вступит в силу уже 5 декабря 2012 года. Следует заметить, что при достаточно внимательном сравнении законопроекта и действующего закона о выборах депутатов Государственной Думы, принятом в 2005 году (далее — За-

кон 2005 года), каких-то радикальных отличий найдется очень немного. Главными новеллами нужно признать введение так называемых территориальных единиц и категории «единая норма представительства», а также отмену института сбора подписей политическими партиями в поддержку их федерального списка кандидатов. Заметим, что последняя инициатива уже была внесена Президентом в конце декабря 2011 года в форме соответствующих поправок к Закону 2005 года (см.: Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 1 (86)). Возможно, что внесение де-юре абсолютно нового закона показалось рациональнее, нежели «перестройка» старого.

Исходя из положений законопроекта, федеральный избирательный округ разделяется на 225 территориальных единиц. Согласно статье 12 законопроекта, территориальные единицы образуются на основе единой нормы представительства избирателей на одну территориальную единицу, за исключением территориальных единиц, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число зарегистрированных избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на общее число территориальных единиц. После определения единой нормы представительства избирателей число избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом территориальных единиц для соответствующего субъекта Российской Федерации.

Между субъектами Российской Федерации, в которых число зарегистрированных избирателей меньше единой нормы представительства избирателей, распределяется по одной территориальной единице из общего числа территориальных единиц.

Оставшиеся нераспределенными территориальные единицы распределяются по одной между субъектами Российской Федерации, у которых частное больше единицы и имеет наибольшую дробную часть.

Исходя из пункта 5 части 7 статьи 12 законопроекта, распределение территориаль-

ных единиц между субъектами Российской Федерации должно обеспечивать максимально возможное равенство представительства в Государственной Думе избирателей от каждого субъекта Федерации. Таким образом, можно сделать вывод, что основной целью введения территориальных единиц и единой нормы представительства избирателей является достижение равенства представительства субъектов Федерации. Кроме того, они призваны стать своеобразной «заменой» субъектам Федерации при разделении федерального списка кандидатов на региональные группы (региональные группы должны соответствовать территориальным единицам), а также при распределении оставшихся депутатских мандатов после распределения мандатов по федеральным спискам кандидатов.

Кроме того, снято требование о верхнем пороге числа зарегистрированных избирателей на одном избирательном участке — 3 000, а также установлен нижний предел численности федерального списка кандидатов — 100 человек, и верхний предел численности региональной группы — 4 человека.

Сальвадор

11 марта 2012 года прошли выборы в Законодательное собрание (однопалатный парламент) Сальвадора. За 84 места боролись представители 8 политических партий, а также независимые кандидаты. В итоге 33 мандата получила правая оппозиционная партия «Националистический альянс Республики» (ARENA), 31 мандат — правящий Фронт национального освобождения имени Фарабун-до Марти, исповедующий социалистическую идеологию. Эти объединения являются главными политическими силами страны. Новая партия «Большой альянс за национальное объединение» (GANA), в 2010 году выделившаяся из ARENA, завоевала 11 мест. 7 мандатов получила консервативная Национальная коалиция, у Партии надежды (христианские демократы) и партии «Демократическая перемена» по 1 мандату. На местных выборах, проходивших в тот же день, 114 представителей ARENA получили большинство голосов и стали главами муниципалитетов (мэрами). Члены Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти победили лишь в 92 муниципалитетах.

Сенегал

В Сенегале 25 марта 2012 года прошел второй тур президентских выборов. Действующий Президент страны Абдулла Вад проиграл своему сопернику Макки Саллу, который набрал 65,8 % голосов. Вад же получил лишь 34,2 %.

Президентские выборы в Сенегале проходили на фоне массовых протестов населения. Дело в том, что 27 января 2012 Конституционный суд страны вынес решение, согласно которому Абдулла Вад мог баллотироваться на третий президентский срок. Первый раз он был избран в 2000 году, новая же Конституция была принята в 2001 году. Статья 27 Конституции указывает, что Президент может быть переизбран на своем посту только один раз. Однако Вад настаивал, что эти правила не распространяются на его первый президентский срок, так как он начался до принятия Конституции 2001 года, и Конституционный суд согласился с Президентом.

Перед вторым туром Макки Салл обратился за поддержкой к кандидатам, потерпевшим поражение в первом туре 26 февраля, пообещав, в частности, установить пятилетний срок президентских полномочий (сейчас в Сенегале он составляет 7 лет), а также гарантировать соблюдение конституционных ограничений на переизбрание. Возможно, это во многом предопределило его победу.

Сирия

26 февраля 2012 года в Сирии состоялся конституционный референдум, на котором сирийские граждане должны были принять или отвергнуть новую Конституции страны. 89,4 % проголосовавших на прошедшем референдуме высказались за принятие Конституции, против проголосовало 9 % избирателей. Явка на референдуме составила 57,4 %.

В Сирии с середины марта 2011 года не прекращаются антиправительственные протесты. Ежедневно поступают сообщения о гибели людей — как мирных граждан, так и сотрудников силовых структур. Принятие же нового акта конституционного характера направлено на улучшение внутриполитической обстановки в стране.

Конституция состоит из 6 глав: основные принципы; права, свободы и верховенство

права; органы государственной власти; Верховный конституционный суд; порядок изменения Конституции; общие и переходные положения.

Согласно новой Конституции, Сирия признается демократическим государством с республиканской формой правления. Наиболее обсуждаемым и приветствуемым мировым сообществом новшеством является статья 8 Конституции, которая закрепляет политический плюрализм и многопартийность, в отличие от критиковавшейся аналогичной статьи старой Конституции, в которой указывалось на руководящую роль в обществе и государстве Партии арабского социалистического возрождения «Баас».

В соответствии с положениями статьи 3 Конституции, исламу, как и прежде, отводится центральное место в обществе в целом и правовой системе в частности, однако государство уважает другие религии, гарантирует свободу совести и возможность беспрепятственного отправления культа представителям всех религий.

Подраздел, посвященный экономическим принципам, определяет роль и место государства в экономике (ст. 13). Новшеством является то, что сирийская экономика впредь не является плановой социалистической. Сирийское государство признает, что оно должно развивать частный сектор. Гарантируется незыблемость права частной собственности (ст. 15).

Сирия по-прежнему остается социально ориентированным государством, которое берет на себя заботу о материнстве и детстве, семье, гарантируется охрана здоровья. Женщины обладают всей полнотой прав для полноценного и всестороннего развития (ст. 23). Системы образования,здравоохранения и социального обеспечения обеспечиваются за счет средств государства (ст. 25).

Конституция содержит ряд традиционных для европейских стран положений о правах и обязанностях человека. Запрещается дискриминация по признаку происхождения, пола, религии и языка. В части 1 статьи 40 содержится и социалистическая модель конституционного закрепления труда как права и обязанности.

Согласно статье 55 Конституции, законодательная власть принадлежит Народному Собранию, исполнительную власть осуще-

ствляют Президент и Правительство (ст. 83). Именно процедура избрания Президента претерпела наибольшие изменения. Теперь, в соответствии со статьей 88 Конституции, Президент избирается непосредственно населением на 7 лет, существует возможность переизбрания, но лишь один раз. Согласно положениям статьи 85, кандидаты на президентский пост регистрируются Верховным конституционным судом и каждый кандидат должен собрать в свою поддержку подписи не менее 35 депутатов Народного Собрания. Победителем считается тот кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов в первом туре. Если этого не произошло, то проводится второй тур.

Напомним, что по старой Конституции Народное Собрание по предложению регионального руководства Партии арабского социалистического возрождения выносило на референдум единственную кандидатуру на пост Президента. Если кандидат не набирал абсолютного большинства голосов на референдуме, то по той же схеме выдвигалась другая кандидатура.

Власть на местах реализуется через местные советы, которые осуществляют свою деятельность на основе принципа децентрализации. Выборные органы местных советов избираются на общих, тайных, равных и прямых выборах (ст. 131).

В статье 132 Конституции провозглашается независимость судебной власти, при этом гарантом ее независимости выступают Президент и Высший совет правосудия. В то же время орган конституционного контроля страны — Верховный конституционный суд — по-прежнему формируется Президентом, который назначает всех судей своим декретом.

Президент Сирии Башар Асад подписал Конституцию 27 февраля 2012 года.

Россия приветствовала принятие новой Конституции, подчеркнув, что сирийский народ на референдуме подтвердил свою поддержку действующего режима.

Словакия

10 марта 2012 года в Словакии прошли досрочные парламентские выборы. Напомним, что в октябре 2011 года Национальный Совет (однопалатный парламент) не смог ратифицировать договор о Европейском фонде фи-

нансовой стабильности. Одновременно это же голосование стало и голосованием по вотуму доверия Правительству страны, на чем настояла его председатель Ивета Радичова. Но Правительство получило отказ в доверии и было отправлено в отставку, после этого были назначены досрочные парламентские выборы.

Большинство избирателей — 44,4 % — отдало свои голоса социал-демократической партии «Курс — социал-демократия», второе место с большим отрывом заняла партия «Христианско-демократическое движение» — 8,8 %. Бывшая же правящая партия «Словацкий демократический и христианский союз — Демократическая партия» набрала лишь 6 % голосов, лишившись 17 мест в Национальном Совете. Напротив, партия «Курс — социал-демократия», получив 83 мандата из 150, сможет самостоятельно сформировать Правительство, хотя ее лидер, Роберт Фицо, заявил, что он готов проводить консультации с другими партии. Между тем впервые за все годы существования современной Словакии какая-либо партия завоевала абсолютное большинство в парламенте.

США

21 февраля 2012 года Верховный суд США принял к рассмотрению дело Фишер против Университета Техаса (Fisher v. University of Texas). Суд своим решением может запретить существующую в американской системе образования практику предоставления льгот при поступлении в высшие учебные заведения страны представителям расовых и национальных меньшинств.

Белая американка Эбигейл Фишер утверждает, что ей отказали в приеме в Университет Техаса из-за ее расы. По ее мнению, администрация вуза отдала предпочтение абитуриентам с аналогичной успеваемостью, но принадлежащим к расовым и национальным меньшинствам.

С аналогичным вопросом Верховный суд США столкнулся в 2003 году по делу Грут-тер против Боллингера (Grutter v. Bollinger). Барбара Груттер оспаривала законность порядка приема на юридический факультет Университета Мичигана, позволившего декану юридического факультета Ли Боллингеру отказать ей в зачислении, поскольку предпоч-

тение было отдано темнокожим студентам, набравшим баллы на вступительных экзаменах не больше тех, что и заявительница. Тогда Верховный суд постановил, что вузы могут, но не обязаны учитывать расовую и национальную принадлежность абитуриентов в качестве критерия отбора при наборе студентов. Судья Сандра О'Коннор заявила по итогам дела Груттер против Боллингера, что только через 25 лет настанет тот день, когда в подобных мерах не будет никакой необходимости, так как этническому и расовому разнообразию в образовательных и научных учреждениях не будет никаких угроз.

По делу Фишер против Университета Техаса Суд вновь должен установить, была ли нарушена статья VI Акта о гражданских правах 1964 года, устанавливающая запрет расовой дискриминации в образовательных программах, получающих федеральное финансирование. Высшая судебная инстанция США должна определить правовой статус и пределы позитивной дискриминации (affirmative action).

«Вашингтон пост» обращает внимание на то, что администрация Барака Обамы в нижестоящих судах поддерживала сторону Университета Техаса. Судья Лена Кэйган уже заявила самоотвод в связи с тем, что она работала в Администрации действующего Президента до ее назначения в Верховном суде США.

Финляндия

5 февраля 2012 года в Финляндии состоялся второй тур президентских выборов. С большим отрывом победу одержал Саули Ниини-стё, кандидат от «Национальной коалиции — его поддержали 62,6 % избирателей. Его соперник, представитель Союза «зеленых» Пекка Хаависто, набрал лишь 37,4 % голосов.

Первый тур выборов главы государства состоялся 22 января 2012 года. Явка на выборах составила 72,7 %, что на 1,2 % меньше аналогичных показателей прошлых выборов 2006 года. По результатам первого тура ни один кандидат не смог одержать победу, которая позволила бы избежать второго тура голосования. Так, кандидат Пааво Вяюрю-нен от партии «Финляндский центр» набрал 17,5 % голосов, представитель национали-

стической партии «Истинные финны» Тимо Сойни — 9,4 %, социал-демократ Пааво Липпонен — 6,7 %, Пааво Архинмяки от партии «Левый союз Финляндии» — 5,5 %, член Шведской народной партии Эва Био-дэ — 2,7 % и Сари Эссайа от Христианской демократической партии Финляндии — 2,5 %. Саули Ниинистё набрал в первом туре 37,0 % голосов, а Пекка Хаависто — 18,8 %.

Во втором туре приняли участие 68,8 % избирателей (в 2006 году — 77,2 %). Наблюдатели отмечали большое количество аннулированных бюллетеней, в которых стоял либо прочерк, либо и вовсе было пусто (в шестом по величине городе Финляндии Оулу таких бюллетеней было более 2 тысяч).

По мнению аналитиков, на выбор избирателей, знавших, что полномочия главы государства в Финляндии в соответствии с Конституцией 2000 года существенно ограничены со стороны Правительства и Парламента, повлияла не столько политическая программа кандидатов, сколько их жизненный и профессиональный опыт, черты характера и принципы. Социологический опрос, проведенный в марте 2012 года по заказу газеты «Хельсингин саномат», показал, что открытая гомосексуальность Пекка Хаависто стала одной из основных причин, по которым предпочтение было отдано Саули Ниинистё.

Саули Ниинистё будет первым президентом Финляндии от консервативной партии за последние полвека. По мнению политологов, его победа связана с тем, что, несмотря на финансовый кризис, финны видят свое будущее в еврозоне. Саули Ниинистё во время предвыборной кампании неоднократно подчеркивал важность для Финляндии европейской интеграции. Избранному Президенту предстоит провести финансовые реформы для дальнейшего сокращения бюджетного дефицита.

Швейцария

2 марта 2012 года Национальный совет (нижняя палата парламента) принял изменения к законам, касающимся порядка сборов прямого федерального налога (Bundesgesetz über die direkte Bundessteuer - DBG) и непосредственных сборов кантонов и общин (Bundesgesetz über die Harmonisierung der direkten

Steuern der Kantone und Gemeinden -StHG). Напомним, что 1 октября 2002 года были внесены изменения в статью 333 Уголовного кодекса, касающиеся порядка и сроков преследования за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате данных налогов. Внесенные же поправки в налоговое законодательство призваны создать единообразный подход к расчету штрафов, иных наказаний, расчета срока давности за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение налоговых обязательств в законодательстве Швейцарии5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день гомосексуальные пары в Швейцарии лишены возможности усыновлять детей. Швейцария по сравнению с другими европейскими странами довольно поздно приняла законодательство о правах гомосексуальных партнерств: закон о парт-нерствах - Partnerschaftsgesetz (PartG) -был одобрен 58 % голосами Союзного Собрания (двухпалатный парламент страны) 5 июля 2005 года. Последние годы в стране шла бурная дискуссия о равенстве прав гомосексуальных и гетеросексуальных пар на усыновление. 14 марта 2012 года Совет кантонов (верхняя палата парламента) проголосовал 21 голосом «за» при 19 голосах «против» за предоставление однополым парам, состоящим в зарегистрированном партнерстве, права на усыновление детей. Данное решение в ближайшее время должно быть одобрено и Национальным советом, чтобы произвести пересмотр законодательства об однополых зарегистрированных партнерствах.

Обзор подготовлен Сергеем Заики-ным. Региональные обозреватели: Ольга Гулина (Австрия, Германия, Швейцария), Алим Ульбашев (США), Наталья Шлыкова (Индия). Использованы материалы интернет-ресурсов: www.comparativeconstitutions.org; www.wikipedia.org;www.bbc.co.uk; www.caselaw.lp.findlaw.com; www.eurasiareview.com;www.scribd.com; www.washingtonpost.com; www.nytimes.com;www.forumdaily.com; www.uk.reuters.com; www.president.md; www.gouv.sn; www.rbk.ru; www.gazeta.ru; www.iarex.ru;www.rg.ru;www.ria.ru; www.english.ruvr.ru;www.lenta.ru;

1 Bundeskanzleramt Österreich, Nr. 03/12-3 v. 13.02.2012.

2 Cm.: Entwurf eines Gesetzes zu dem Übereinkommen des Europarates vom 16. Mai 2005 zur Bekämpfung des Menschenhandels // BT-Dr., 17/7316.

3 BT-Dr., 17/8156.

4 BT-Dr., 17/7376.

5 Bundesrat passt das Verjährungsrecht der direkten Steuern dem Strafgesetzbuch an (http://www. admin.ch/aktuell/00089/index.html?lang=de& msg-id=43621).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.