Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ • 2011'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ • 2011 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ • 2011»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ • 2011

Австрия

20 октября 2011 года нижняя палата Парламента Австрии (Национальный совет)утвердила соглашение между Австрийской Республикой и Республикой Молдова о социальной безопасности. Соглашением, в частности, предусматривается расчет пенсионного обеспечения и страховые выплаты гражданам указанных стран при оказании работ, услуг на территории другого государства. Предусматривается также легализация документов, необходимых в целях выполнения условий данного соглашения, обеими странами без каких-либо дополнительных нотариальных удостоверений и перевода на государственные языки (ст. 17 Соглашения)1.

Для вступления в силу соглашение должно быть ратифицировано парламентами обоих государств.

Аргентина

23 октября 2011 года в Аргентине прошли президентские и парламентские выборы. Действующий глава государства Кристина Фернандес де Киршнер, выдвигавшаяся на пост президента от правящей партии «Фронт за победу», одержала убедительную победу, набрав 54 % голосов. Занявший второе место Эрмес Хуан Биннер, представитель Социалистической партии, получил лишь 16,9 % голосов. Киршнер стала первой в Латинской Америке женщиной-главой государства, которую переизбрали на новый срок.

Парламентские выборы проходили по следующей схеме — все 23 аргентинские про-

винции и отдельная столичная территория Буэнос-Айрес (существует также одноименная провинция) переизбирали половину нижней палаты парламента — Палаты депутатов (согласно статье 50 Конституции Аргентины, срок депутатских полномочий равен четырем годам, но каждые два года состав Палаты должен обновляться наполовину), состоящей из 257 членов. Выборы проходили по партийным спискам, при этом количество избранных депутатов прямо пропорционально численности населения провинции, и каждая провинция должна быть представлена в Палате депутатов не менее чем 5 депутатами. Определение количества мест, доставшихся той или иной партии, происходит по методу д'Ондта.

Почти во всех провинциях большинство населения голосовало за «Фронт за победу», поэтому, например, в провинции Буэнос-Айрес представители этой партии получили 12 мест из 35, в провинции Тукуман — 4 из 5.

Помимо этого, в восьми провинциях также выбирали по 3 сенатора от каждой (2 места занимают представители выигравшей партии, 1 достается кандидату от партии, занявшей на выборах в провинции второе место). Согласно статье 56 Конституции, срок полномочий Сената — 6 лет, его состав обновляется каждые 2 года на одну треть.

Выборы сенаторов также показали преимущество «Фронта за победу», в то же время общий расклад сил в Сенате практически не изменился — относительное большинство сохранил «Фронт за победу» (31 место из 72), главной оппозиционной силой по-прежнему остается Гражданский радикальный союз —

17 мест. Остальные партии имеют от 11 до 1 места.

Болгария

30 октября 2011 года прошел второй тур президентских выборов. Победу с 52,6 % голосов одержал Росен Плевнелиев, выдвигавшийся от правящей партии «Граждане за европейское развитие Болгарии». Его соперник, представитель Болгарской социалистической партии Ивайло Калфин, получил поддержку 47,4 % голосов избирателей соответственно. Действующий Президент Болгарии Георгий Пырванов не мог больше баллотироваться на этот пост, так как занимает его уже второй срок подряд (соответствующий запрет содержится статья 95 Конституции).

Примечательно, что в первом туре третье место (14 %) заняла независимый кандидат Меглена Кунева, в свое время ставшая первым представителем Болгарии в Европейской комиссии, занимая пост Европейского комиссара по защите прав потребителей в 2007-2010 годах.

Между тем группа из 71 депутата Народного собрания (однопалатный парламент страны), которые представляют Болгарскую социалистическую партию, партию «Атака» и партию «Движение за права и свободы», 17 ноября подала жалобу в Конституционный суд страны на законность выборов Президента в связи с нарушениями избирательного законодательства.

Гватемала

6 ноября 2011 года в Гватемале состоялся второй тур президентских выборов. Победу одержал Отто Перес Молина, представитель Патриотической партии Гватемалы, набравший 53,7 % голосов. Его конкурент, известный предприниматель и общественный деятель Мануэль Бальдизон, выдвинутый от партии «Новая демократическая свобода» (LIDER), набрал 46,3 % голосов. Первый тур прошел 11 сентября, и тогда Молина получил 33,1 %, а Бальдизон — 22,6 %. Согласно статье 184 Конституции Гватемалы, для победы в первом туре необходимо абсолютное большинство голосов.

Личность нового Президента известна далеко за пределами Гватемалы. В первую оче-

редь, он славится как сторонник жестких мер по борьбе с наркомафией, преступностью. Общественной поддержкой пользуется также предложение Молины по введению смертной казни. Неслучайно, что именно тяжелая криминогенная обстановка в стране определила исход выборов.

Опросы общественного мнения, проведенные накануне выборов, показали, что население, уставшее от всевластия наркобаронов, слабости правоохранительных органов, готово отдать свои голоса за решительного и харизматичного отставного генерала Молину.

Напомним, что принять участие в президентских выборах хотела и Сандра Торрес, супруга пока еще действующего Президента Альваро Колома (см.: СКО. 2011. № 2 (81)). Сам Колом в выборах участвовать не мог — все та же статья 184 Конституции не устанавливает для Президента возможности переизбрания. А в соответствии с пунктом «с» статьи 186 Конституции, родственники Президента и вице-президента не имеют права выдвигать свои кандидатуры. 8 августа

2011 года Конституционный суд Гватемалы подтвердил, что Торрес не может участвовать в президентской гонке.

Германия

27 октября 2011 года Бундестаг продлил действие антитеррористического закона (Тегго-rismusbekampfung, TBEG), принятого 10 января 2007 года, на следующие четыре года. Первоначально предусматривалось, что закон и предусмотренные им меры по борьбе с терроризмом будут действовать до 10 января

2012 года. Относительно порядка осуществления ряда мероприятий и процедур — сбора, хранения, обмена биометрическими данными, обмена и распространения информации о потенциальных нарушителях на внутреннем и общеевропейском уровне, применения оружия гражданскими службами безопасности — будет введено новое правовое регулирование.

Федеральный министр внутренних дел Ханс Питер Фридрих после парламентской сессии заявил, что законы, с одной стороны, должны служить обеспечению надежности и безопасности граждан, а с другой стороны, защищать сущность и стабильность правового государства. По мнению министра, в

этом законе было найдено верное решение по борьбе с терроризмом, и правительство показывает, что у него все получается и оно дееспособно.

Бундестаг утвердил новый закон о защите детей - Bundeskinderschutzgesetz, который в ближайшее время должен быть подписан президентом страны. Законом предусмотрено создание всесторонней помощи детям и юношеству. В законе разрешена коллизия между тайной врача и пациента и обязанностью врача уведомлять отделы по работе с детьми и юношеству (Jugendamt) обо всех случаях нарушения прав детей и/или подростков. Теперь врачи должны сообщать обо всех подобных случаях. Полиция, школы, детские сады, больницы, пункты консультативной работы с беременными, органы по работе с детьми и подростками становятся кооперативными партнерами друг друга по защите прав и интересов детей и юношества. Законом предусмотрено разработка федеральных стандартов по защите и обеспечению безопасности детей и юношества.

Министерство по делам семьи, людей престарелого возраста, женщин и юношества уведомило, что для выполнения программ и инициатив закона с 1 января 2012 года на четыре года выделяется 30 млн евро.

Бундесрат рассматривает законопроект о выделении дополнительного федерального финансирования для поддержания образования и развития детей, подростков и молодежи, проживающих в ФРГ в статусе беженцев. Отныне органы земель обязаны финансировать обучение, спортивное, культурное и интеллектуальное развитие данных категорий лиц. В случае невыполнения данной обязанности эти лица имеют право требовать получение средств в судебном порядке. Изменения и дополнения будут внесены и в Закон о пособиях для беженцев (Asylbewerberlei-stungsgesetz). Инициатором данного нововведения является ландтаг Гамбурга, уже внесший на уровне земли указанные изменения2.

Два субъекта федерации — Гамбург и Северный Рейн-Вестфалия — выступили с инициативой введения английского языка в качестве официального языка судопроизводства в ФРГ3. В подготовленном законопроекте его составители ссылаются на важность и распространенность английского языка, а равно

на его влияние в сфере экономических правоотношений и споров финансового характера. Министр юстиции Гамбурга Яна Шидек (Yana Schiedek) заявила, что подобный подход позволит расширить влияние немецкого права и его толкования на общеевропейском пространстве.

28 октября 2011 года Партия зеленых выступила с инициативой о внесении изменений и дополнений в Закон о титулах на пребывание, занятости и интеграции иностранцев на территории ФРГ от 31 декабря 2004 года4. В связи с возрастающим числом лиц, проживающих на территории ФРГ длительное время (более шести лет) без подтвержденного вида на пребывание/жительство, партия предлагает ввести в закон положение о предоставлении «пробного» статуса на пребывание. В случае, если лицо совершает правонарушение и/или иным образом подпадает под контроль Министерства иностранных дел, то оно возвращается в статус лица без подтвержденного вида на жительство, так называемого Duldung.

Партия зеленых предлагает предоставлять пробный статус на пребывание для всех лиц, более пяти лет находящихся на территории ФРГ без подтвержденного вида на жительство, и/или лиц, более пяти лет находящихся на территории страны в статусе гуманитарных беженцев (§ 25 AufenthG). Согласно законопроекту, для лиц, имеющих несовершеннолетних детей, подобный пробный статус может быть предоставлен после трех лет пребывания на территории страны, для лиц, особо нуждающихся в защите — после двух лет5.

9 ноября 2011 года Федеральный конституционный суд постановил, что установление 5-процентного барьера на выборах 2009 года в Европейский парламент нарушает принципы равного избирательного права и равных возможностей политических партий. Суд признал положения § 2.7 Закона ЕС о выборах (Europawahlgesetz, EuWG) не соответствующими Основному закону Германии. При этом Суд заявил, что подобная неконституционность положения Закона ЕС о выборах не ведет к недействительности выборов 2009 года6.

Решение было принято пятью голосами против трех. Особое мнение представили судьи Ди Фабио и Меллингофф.

Комментарий к данному решению нашего постоянного автора А. Румянцева читайте в рубрике «Case Law».

Европейский Союз

Осенью 2011 года Европейский Союз выступил с инициативой увеличить срок защиты авторских прав в отношении музыкальных произведений с 50 до 70 лет. Согласно новым правилам, авторские права на песни, слова, а равно иные музыкальные произведения, будут распространяться в течение 70 лет после смерти их автора, в случае коллективного авторства — в течение 70 лет после смерти последнего оставшегося из авторского коллектива. При процедуре голосования в Европейском парламенте Бельгия, Чехия, Дания, Люксембург, Румыния, Словакия, Словения, Швеция высказались против, делегации Эстонии и Австрии воздержались. Принятое решение призвано модифицировать Директиву 2006/116/ЕС.

Европейская комиссия 27 октября подала жалобу на ФРГ, Австрийскую Республику и Грецию в Европейский суд справедливости в связи с неполной инкорпорацией во внутреннее законодательство вышеуказанных стран Директивы 2006/123/ЕС7, затребовав выплаты 141 362,51 евро с ФРГ, 44 876,16 евро с Австрии и 51 200,10 евро с Греции. Директива должна была быть инкорпорирована в законодательство стран ЕС до 28 декабря 2009 года и призвана содействовать созданию единого рынка услуг, его улучшения, в том числе путем создания облегченного порядка приобретения вида на жительство в странах Европейского Союза, созданию административных органов, осуществляющих совместную работу в данной области со всеми органами ЕС и т.д. Здесь важно отметить, что в данной жалобе Европейская комиссия впервые воспользовалась правом, предоставленным ей статьей 260 Договора о порядке функционирования ЕС — взыскивать с государств-участников платежи за неисполнение возложенных на них обязательств по инкорпорации норм общеевропейского права.

Ирландия

27 октября 2011 года в Ирландии прошли очередные президентские выборы. На них

было зарегистрировано рекордное для страны количество кандидатов — 7. Итогом борьбы за президентское кресло стала победа поэта и экс-министра культуры Майкла Хиггинса, представляющего Лейбористскую партию.

В соответствии с Актом о выборах президента 1993 года и статьей 12 Конституции Ирландии, кандидатура президента может быть выдвинута не менее чем 20 членами парламента или не менее чем 4 муниципальными советами округов Возможно также самовыдвижение, если кандидат является бывшим или действующим Президентом Ирландии.

Президент Ирландии избирается сроком на 7 лет, однако последние выборы прошли в 1997 году. Тогда восьмым главой государства была избрана Мэри Макалис. В октябре 2004 года она была переизбрана на второй срок без проведения выборов, так как ее соперники не смогли заручиться необходимой поддержкой муниципальных советов, и по истечении срока подачи заявок Макалис осталась единственным претендентом.

Кроме того, отличительной особенностью ирландского избирательного права является альтернативность голосования, при которой избиратели могут ранжировать кандидатов в порядке предпочтения. Так, при подсчете «первых предпочтений» Хиггинс набрал 39,6 % голосов, а его ближайший преследователь и соперник независимый кандидат Шон Галлахер — 28,5 %. Представитель республиканской партии «Шинн Фейн», заместитель первого министра Северной Ирландии Мартин Макгиннесс замкнул тройку лидеров с результатом 13,7 % голосов.

В ирландской парламентской республике фигура президента во многом носит церемониальный характер. 11 ноября прошла официальная инаугурация Майкла Хиггинса в Дублинском замке.

27 октября в Ирландии состоялся и референдум по вопросу принятия двух поправок к Конституции.

Первая поправка касалась введения нормы о возможности сокращения заработной платы судей во время исполнения ими своих обязанностей. Ранее существовал конституционный запрет, который должен был гарантировать самостоятельность и независимость ирландских судов от воздействия правительства — оно могло бы недофинансировать су-

ды для оказания на них давления. Но ирландским налогоплательщикам пришлось потуже затянуть пояса после нескольких волн финансового кризиса, накрывших не только Ирландию, но и весь мир. Поэтому показательно, что только каждый пятый ирландец, пришедший на референдум, проголосовал против поправки (20,3 %), а подавляющее большинство (79,7 %) поддержало предложенную инициативу. Таким образом, в Конституцию Ирландии была внесена 29-я поправка, которая вступит в силу после подписания Президентом соответствующего закона.

Вторая поправка должна была существенно расширить контрольные полномочия парламента (Ойряхтаса). Согласно ей, обе палаты Ойряхтаса наделялись бы правом проведения парламентских расследований в отношении всякого дела, имеющего общественное значение, в том числе и в отношении самих парламентариев. При этом палаты или палата, проводящая расследование, самостоятельно определяли бы баланс между правами и свободами человека и общественным интересом при осуществлении своих действий. У этой поправки оказалось больше противников, чем сторонников — 53,3 % ирландцев ответили «нет» на вопрос референдума.

Примечательно, но, по оценкам некоторых наблюдателей, интерес общественности к результатам референдума был несравнимо ниже, чем к результатам президентских выборов.

Кыргызстан

Министр внутренних дел Кыргызской Республики Зарылбек Рысалиев 3 октября озвучил любопытную статистику о количестве протестных акций в Кыргызстане за 9 месяцев 2011 года. Общее число митингов за указанный период составило — 1 013, из них 512 имели политический характер, а 501 — социальный. Около половины от общего числа митингов (503) прошло в столице.

30 октября прошли выборы Президента Кыргызской Республики. Победитель определился в первом туре. По итогам голосования премьер-министр республики Алмазбек Атамбаев набрал 62,52 % голосов. Другие фавориты президентской гонки Адахан Ма-думаров (лидер партии «Бутун Кыргызстан») и Камчыбек Ташиев (лидер партии «Ата

Журт») набрали соответственно по 14,78 % и 14,32 %.

Прошедшие выборы запомнились высокой явкой избирателей севера республики, которая традиционно считалась более пассивной частью электората. Это во многом, по мнению экспертов, предопределило победу Атамбаева, который главным образом полагался на поддержку избирателей Бишкека, Чуйской и Таласской областей. Из нарушений избирательного процесса отмечаются традиционные нарушения с составлением списков избирателей, а также сокращение числа избирательных участков за рубежом, что не позволило проголосовать значительному количеству мигрантов.

Теперь страну ожидает формирование новой коалиции большинства и нового правительства.

16 ноября 2011 года был принят закон о народной законодательной инициативе. Согласно статье 79 Конституции Кыргызской Республики, народная инициатива по внесению законов принадлежит 10 тысячам избирателей. Изменения в Конституцию также могут вноситься по инициативе избирателей, но не менее 300 тысяч — такое положение содержится в части 2 статьи 114 Конституции. В настоящее время до 1 сентября 2020 года установлен мораторий на внесение изменений в некоторые разделы Конституции, касающиеся государственного управления.

В порядке народной инициативы не могут вноситься проекты законов, касающиеся изменения государственной границы, формирования бюджета, амнистии и помилования, вопросов международных отношений, введения военного или чрезвычайного положения. Осуществление народной инициативы в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Кыргызской Республики либо ее части также исключено.

Процедура законодательной инициативы базируется на работе инициативной группы, которая занимается сбором подписей и агитацией за проект закона. Проверкой достоверности подписей будет заниматься Жогор-ку Кенеш.

В 2010 году уже предпринималась попытка внести в порядке законодательной инициативы законопроект о люстрации. Отсутствие механизмов регистрации инициативной группы, сбора и проверки подписей вызыва-

ли массу вопросов и явились основанием для манипуляций.

Марокко

25 ноября 2011 года в Марокко состоялись досрочные выборы в нижнюю палату парламента — Палату представителей. Изначально они должны были пройти в 2012 году (согласно статье 62 Конституции, члены нижней палаты парламента избираются каждые пять лет), однако из-за массовых протестов весной этого года голосование было перенесено. Этот шаг был одним из составляющих конституционной реформы наряду с проведенным летом 2011 года референдумом.

Наибольшее количество мест — 107 из 395 — завоевала Партия справедливости и развития, за которую отдали свои голоса 27,1 % избирателей. Кроме нее, наиболее влиятельными в новой Палате представителей, будут две коалиции — Коалиция за демократию и «Кутла» (араб. «коалиция»). Коалиция за демократию состоит из 8 партий преимущественно консервативно-центристского толка, придерживающихся в то же время либеральных взглядов в экономической сфере: Национальное независимое объединение (52 места), Народное движение (32 места), Конституционный союз (23 места), Партия современности (47 мест), Партия возрождения и достоинства. Левым крылом Коалиции являются Партия труда, партия «Зеленые левые» и Социалистическая партия. В коалицию «Кутла» входят 3 партии, представляющие националистические и социалистические идеи: Партия независимости («Ис-тикляль») (60 мест), Социалистический союз народных сил (39 мест), Партия прогресса и социализма (18 мест).

Партия справедливости и развития придерживается умеренных исламистских взглядов. Основными пунктами ее программы являются реформа образования, экономическое партнерство с другими странами, привлечение иностранных инвестиций в экономику, укрепление мусульманского единства, демократии и защиты прав человека. Ожидается, что она сформирует правительство вместе с представителями коалиции «Кутла». 29 ноября лидер Партии справедливости и развития Абд эль-Ила бен Киран был назначен королем на пост Премьер-министра.

Нидерланды

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте 13 октября 2011 года в ходе парламентских дебатов заявил, что роль Королевы Нидерландов не будет сведена к церемониальной, а бюджет королевской семьи не будет сокращен.

Еще в апреле 2011 года некоторые депутаты от национально-консервативной Партии свободы, заявили о готовности внести в Сенат (верхнюю палату парламента) законопроект, который позволил бы сместить фигуру монарха с позиции номинального главы Правительства (по смыслу статьи 42 Конституции Нидерландов 1983 года, Король возглавляет Кабинет министров, при этом не неся никакой ответственности за его действия). Представители Социалистической партии, партий «Зеленые левые» и «Демократы 66» поддержали идею снятия с королевы политически значимых функций, таких как посредничество в формировании коалиционного Кабинета министров. Лейбористская партия пошла дальше и в начале октября предложила обязать королевскую семью платить налоги и ренту за королевский дворец, а так же оплачивать пользование воздушным транспортом. Как заявил один из лидеров партии, Йерун Рекурт, все вынуждены затягивать пояса потуже, это касается и верхушки государства.

Тем не менее Марк Рютте утверждает, что «низвержения» королевы не произойдет, ибо подобный шаг привел бы к созданию «фиктивной и безвкусной монархии». Равно как не предвидится снижения уровня бюджетных ассигнований на содержание королевы: соответствующие средства уже были зарезервированы, как и средства на содержание государственных служащих. Кроме того, согласно проведенным опросам, около 75 % населения в настоящий момент не поддерживает эту инициативу.

Судьба инициативы законодательного запрета ритуальных убийств животных поставлена под сомнение. 19 октября Народная партия за свободу и демократию заявила, что не собирается поддерживать законопроект, принятый Палатой представителей, в Сенате. Поправки в действующее законодательство предусматривают, что ритуальное убийство животного может считаться законным, только если возможно доказать, что такое убийст-

во не причиняет животному больших страданий, чем традиционный забой скота.

Один из сенаторов, профессор Шаап, утверждает, что законодательная инициатива вызывает серьезное раздражение со стороны иудеев и мусульман, протестующих против нарушения их права на свободное вероисповедание. Если партия саботирует предложение и «завалит» закон, все будет зависеть от лейбористов, занимающих второе место (как в Палате представителей, так и в Сенате) по количеству мандатов. Голосование должно состояться не раньше декабря 2011 года.

Отметим, что еще начиная с 2009 года в Нидерландах обострились антиисламские настроения, подогреваемые проблемой, связанной с массовой миграцией на территорию страны. Так, Партия свободы осенью 2009 года вновь выразила мнение о необходимости проведения референдума по вопросу о запрете строительства минаретов. Данная инициатива обосновывается опытом Швейцарии, где такой референдум 29 ноября 2009 года увенчался успехом. Аналогичные настроения были поддержаны известными политиками в Бельгии, Дании, Италии и ряде других европейских государств.

9 ноября 2011 года нидерландская «Народная газета» фе Volkskrant) обнародовала следующую информацию: в отношении 64-летней жительницы страны, страдавшей на протяжении длительного времени прогрессирующим старческим слабоумием, судом было разрешено применение эвтаназии, при этом к тому моменту она уже не могла прямо выразить на это своего желания.

Эвтаназия в Нидерландах допускается в редких случаях с 1973 года, когда Верховный суд впервые вынес соответствующее решение. В 2002 году эта практика была закреплена Законом «О лишении жизни по просьбе и содействии в самоубийстве». Между тем для ее осуществления необходимо соблюдение ряда условий, а именно: во-первых, лицо несет невыносимые физические страдания; во-вторых, медик может быть уверен, что пациент идет на сознательный шаг. При этом нидерландские врачи крайне неохотно предпринимают данную меру, когда речь идет о слабоумии пациента.

По мнению представителей медицинского сообщества, данное решение существенно корректирует действующее законодательст-

во, поскольку означает признание у лица, не имеющего физической возможности выразить свою волю, права расстаться с жизнью. Следует оговориться, однако, что в данном случае еще задолго до полной потери дееспособности женщина выражала свое желание на совершение в отношении нее эвтаназии, о чем составила письменное распоряжении. Родственники женщины также полностью поддерживали ее решение.

Никарагуа

6 ноября 2011 года состоялись очередные президентские и парламентские выборы в Никарагуа. На пост Президента страны был переизбран Даниэль Ортега, возглавляющий Сандинистский фронт национального освобождения — за него отдали свои голоса 62,6 % избирателей. Ближайший преследователь — Фабио Гадеа Мартина, представитель Независимой либеральной партии — получил лишь 30,9 % голосов.

Напомним, что Даниэль Ортега уже занимал пост Президента в 1985—1990 годах. Статья 147 Конституции Никарагуа указывает, что Президент не может сразу переиз-браться второй раз подряд, а гражданин не может выдвинуть свою кандидатуру на пост главы государства, если в прошлом дважды уже был Президентом. Таким образом, факт избрания Ортеги в третий раз является нарушением обоих конституционных ограничений. Однако в октябре 2009 года Конституционная палата Верховного суда Никарагуа признала конституционным повторное избрание Ортеги. Судьи пришли к выводу, что спорное положение статьи 147 Конституции нарушает принципы равенства и пропорциональности, так как данные ограничения являются специальными по отношению к определенной категории лиц, в отличие от общих ограничений — возраста, факта осуждения за уголовное преступление и лишения гражданской правоспособности.

Кроме того, данное положение было введено в Конституцию путем принятия поправки, что, по мнению судей, является «производным» конституционным полномочием. Поскольку первоначально Конституция не предусматривала введение таких ограничений, а «производные» конституционные полномочия не могут быть шире тех, которыми

были наделены авторы Конституции, закон об этой поправке нарушает принцип суверенитета. Впрочем, тогда эксперты обратили внимание на то, что большинство судей в Конституционной палате составляют сторонники Сандинистского фронта.

На выборах в Национальную Ассамблею (однопалатный парламент) победу одержал Сандинистский фронт национального освобождения, получив 60 мандатов из 92. Независимая либеральная партия будет представлена 24 депутатами, а Либерально-конституционная партия получила лишь 6 мест. Согласно статье 134 Конституции, еще двумя членами парламента являются Президент страны, занимавший эту должность в последние пять лет (президентский срок), а также кандидат в президенты, занявший на последних выборах второе место.

Польша

Выборы в обе палаты польского парламента — Сейм и Сенат — прошли 9 октября 2011 года. Как и в 2007 году, победу одержала правящая партия «Гражданская платформа». Но если в Сенате у нее устойчивое большинство — 63 места из 100, то в Сейме она получила 207 мест из 460 (впрочем, это все равно самая большая фракция в нижней палате). Поэтому она продолжит взаимодействие в рамках коалиции с Польской крестьянской партией, на этих выборах получившей 28 мандатов в Сейме и 2 мандата в Сенате.

Основной оппозиционной силой осталась партия Ярослава Качиньского «Право и справедливость» — 157 мест в Сейме и 31 в Сенате. В то же время успеха добилась и новая партия «Движение Паликота», завоевавшая в нижней палате парламента 40 мест.

«Движение Паликота» образовалось летом 2011 года вокруг бывшего члена «Гражданской платформы» Януша Паликота, исключенного из партии за скандальные высказывания в адрес покойного Президента Леха Качиньского. Партия примечательна тем, что в основе ее программы лежат антиклерикальные идеи, в то время как все остальные партии стремятся либо заручиться неофициальной поддержкой церкви, либо хотя бы не допускать критики в ее адрес. Партия же Паликота выступает за прекращение религиозного образования в школах и государствен-

ной финансовой поддержки церкви, а также за легализацию однополых браков.

Россия

Федеральный закон, снижающий избирательный барьер с 7 до 5 % на выборах депутатов Государственной Думы (см.: СКО. 2011. № 4 (83)), был подписан Президентом РФ Д. А. Медведевым 20 октября 2011 года. Соответственно, на выборах депутатов Государственной Думы седьмого и последующего созывов утратят силу нормы о выделении 1 мандата для партий, набравших более 5 %, но менее 6 % голосов избирателей, и 2 мандатов для партий, набравших более 6 %, но менее 7 % голосов. Как и предполагалось, закон вступит в силу с 1 января 2013 года.

10 ноября вступили в силу поправки к Федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Теперь официальным источником опубликования нормативных правовых актов, наряду с «Парламентской газетой», «Российской газетой» и «Собранием законодательства Российской Федерации», является и «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) — сетевое издание, входящее в государственную систему правовой информации. Согласно статье 9.1, дополнившей указанный Федеральный закон, обязательному опубликованию (размещению) на этом портале подлежат федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ. Там могут быть также размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства, других органов государственной власти, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

На официальном сайте «Российской газеты» 10 октября был опубликован проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Инициатором поправок выступило Министерство юстиции.

Согласно проекту, упраздняется понятие религиозной группы — предполагается, что религиозные объединения могут быть созданы в формах религиозных организаций и учреждений профессионального религиозного образования. Между тем религиозные организации подлежат государственной регистрации. По мнению председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов А. Смирнова, выраженному в обращении к министру юстиции А. Коновалову, тем самым проект предусматривает отмену права религиозных групп действовать без государственной регистрации, что является нарушением основополагающих принципов Конституции РФ (статьи 14, 28 и 30) и целого ряда норм международного права. Текст обращения был опубликован на официальном сайте союза 11 октября.

Помимо этого, в закон планируется ввести норму о государственной религиоведческой экспертизе. Данная экспертиза должна проводиться с целью определения религиозного характера организации, проверки и оценки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Она будет осуществляться в случае, если в федеральный орган государственной регистрации (или его территориальный орган) поступает заявление о государственной регистрации местной религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания, а также изменений, вносимых в устав религиозной организации, в том числе в ее наименование, если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации.

Кроме того, государственная религиоведческая экспертиза будет проводиться при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозной организации, установленных законом. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается федеральным органом государственной регистрации. Отметим, что сейчас действует Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденный Приказом Министерства юстиции от 18 февраля 2009 года № 53.

Проект также наделяет Министерство юстиции полномочием по контролю за соответствием деятельности религиозной организации ее уставным целям и законодательству Российской Федерации. В данный момент контроль осуществляется только в отношении соблюдения организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 октября на сайте политической партии «Единая Россия» была опубликована Программа народных инициатив — документ, подготовленный по итогам обсуждения самых актуальных вопросов и проблем участниками Общероссийского народного фронта (далее — ОНФ). В Программе отражены предложения участников ОНФ практически по каждой сфере жизнедеятельности — экономика, культура, спорт, здоровье нации, молодежная политика, транспорт, международные отношения и т. д. Что касается сферы осуществления государственной власти, то обращается внимание на целесообразность законодательной разработки практикуемого «Единой Россией» института «праймериз» как предварительного публичного общественного обсуждения и голосования по предлагаемым кандидатурам. Предлагается обязать действующих депутатов парламентов всех уровней от партии «Единая Россия» ежегодно публично отчитываться перед членами координационных советов ОНФ о результатах своей работы в законодательных органах власти. В рамках борьбы с коррупцией планируется запустить программу «Общественный (народный) контроль». Ее задача — силами Общероссийского народного фронта с привлечением граждан, общественных организаций, политических партий осуществлять постоянный контроль за работой органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, предлагается обязать чиновников доказывать легальность не только доходов, но и расходов, причем как собственных, так и своей семьи, в случае, если значительное увеличение активов не может быть обосновано легальными доходами.

В сфере защиты и обеспечения прав граждан участники ОНФ предлагают разработать и принять концептуально новый Уголовный кодекс РФ, который должен стать фундаментальной (как идеологической, так и юридической) основой формирования современной уголовной политики. В частности,

предполагается сократить сферу применения лишения свободы, смягчить уголовное законодательство в экономической сфере, расширить применение в уголовном праве административной преюдиции, Ввести уголовную ответственность юридических лиц. В области уголовного процесса планируется упразднить стадию возбуждения уголовного дела, а также исключить следователя из стороны обвинения. Что касается вопросов модернизации судебной системы, то здесь, прежде всего, следует отметить инициативы по созданию новых видов судов — административных и патентных, и системы публичного контроля за качеством судебных решений, включая приговоры по уголовным делам.

США

14 ноября 2011 года Верховный суд США принял к рассмотрению дело о соответствии Конституции США Закона о здравоохранении (The Affordable Care Act), который был принят Конгрессом в прошлом году.

По мнению заявителей — Национальной федерации независимого бизнеса, а также властей 26 штатов, неконституционными являются положения, которые предписывают практически каждому гражданину США к 2014 году иметь медицинскую страховку, а в противном случае им грозит штраф. Заявители считают, что тем самым происходит нарушение неприкосновенности частной жизни граждан.

По мнению заявителей, предметом проверки также являются и пределы конституционных полномочий Конгресса, принимая закон, устанавливающий принудительный порядок страхования для граждан, не были ли нарушены фундаментальные конституционные принципы федерализма тем, что этот федеральный закон мог посягнуть на полномочия штатов в сфере здравоохранения и бюджетной политики. Кроме того, нижестоящими судами, которые стали по-разному толковать данный акт, был поставлен вопрос, могут ли применяться те нормы закона, которые соответствуют Конституции, если отдельные положения этого же закона будут признаны неконституционными.

В Администрации Белого дома заявили, что готовы выступить в защиту своей позиции и не сомневаются в том, что судьи будут

на их стороне. Дэн Пфайфер, руководитель пресс-службы Администрации, заявил, что у них нет сомнений в том, что закон соответствует Конституции.

Республиканцы, бывшие противниками принятия данного закона в 2010 году, призвали судью Лену Кэйган взять самоотвод, так как до назначения на должность судьи Верховного суда она работала в Администрации Барака Обамы в качестве представителя федерального правительства в Верховном суде. Либеральные же круги предостерегли судью Клэрэнса Томаса не быть излишне консервативным при слушании данного дела, идя на поводу у своей жены Вирджинии, состоящей в Республиканской партии.

Как отмечают эксперты, данное дело имеет скорей не правовой, а политический оттенок. «Дейли телеграф» полагает, что решение судей может серьезно повлиять на исход президентских выборов. По утверждению многих СМИ, последний раз подобное внимание американской общественности было приковано к Верховному суду, когда тот разбирал дело «Буш против Гора» в 2000 году.

Тунис

23 октября 2011 года в Тунисе состоялись выборы в Учредительное собрание (далее — Собрание) — орган, который займется разработкой новой конституции страны после свержения в начале 2011 года Президента Зина эль-Абидин Бен Али. Выборы проходили по пропорциональной системе, от каждого из 24 вилайетов Туниса могли быть избраны от 4 до 10 представителей в зависимости от численности населения.

Наибольшее количество мест в Собрании — 90 из 217 — завоевала Партия возрождения («Аль-Надха»). Остальные партии получили от 30 до 1 места, а 10 мест распределились между независимыми кандидатами.

Партия возрождения — умеренно исламистская партия центристского толка, поддерживающая равноправие мужчин и женщин. Ее лидер, Рашид Ганнуши, в период предвыборной кампании заявлял, что радикальный исламизм не является приемлемым для Туниса, и сравнивал политические идеи своей партии с моделями, сложившимися в Турции, Малайзии и Индонезии, где, по его мнению, получился сплав ислама и современ-

ности. В период правления Бен Али Партия возрождения была запрещена.

Что же касается проекта будущей конституции и формы правления, то Партия возрождения склоняется к варианту парламентской республики по образцу Великобритании или Германии, а Прогрессивная демократическая партия и партия «Союз в поддержку республики» поддерживают вариант полупрезидентской республики.

Швейцария

23 октября 2011 года состоялись выборы в Национальный совет — нижнюю палату парламента страны. 200 депутатов были избраны сроком на четыре года. Швейцарская народная партия получила 26 % голосов, 54 мандата ( — 2,4 %)8, Социал-демократическая партия Швейцарии — 18,7 %, 46 мандатов (-0,9 %), Либеральная партия (FreisinnigDemokratische Partei) - 15,1 %, 30 мандатов (-2,5 %), Христианско-демократическая народная партия - 12,3 % или 28 мандатов (-2,2 %), Партия зеленых — 8,4 % или 15 мандатов (-1,2 %), Гражданская демократическая партия - 5,4 % или 9 мандатов (+5,4 %), Зеленая либеральная партия -5,4 %, 12 мандатов (+4,0 %), Евангелическая народная партия - 2,0 % или 2 мандата (-0,4 %); иные - 6,1 % (+0,2 %)9.

К последним относится региональные партии кантонов, а именно Гражданское движение Женевы (Mouvement Citoyens Genevois), получившее 1 мандат, Лига Тичино (Lega dei Ticinesi) с 2 мандатами и Христи-анско-социальная партия с 1 мандатом.

В стране также прошли выборы в представительные органы кантонов. В 24 из 26 кантонов выборы прошли по мажоритарной системе, в двух кантонах - Цуг и Тичино -посредством пропорциональных выборов. Например, в Женеве 11 мандатов Национального совета распределились следующим образом: 2 - Либеральная партия, 1 - Хри-стианско-демократическая народная партия,

3 - Социал-демократическая партия, 2 -Партия зеленых, 2 - Швейцарская народная партия; 1 - Гражданское движение Женевы. В кантоне Цюрих 34 мандата Национального совета распредилились следующим образом:

4 - Либеральная партия, 2 - Христианско-демократическая народная партия, 7 - Со-

циал-демократическая партия, 11 — Швейцарская народная партия 1 — Евангелическая народная партия, 3 — Партия зеленых, 4 — Зеленая либеральная партия, 2 — Гражданская демократическая партия.

Обзор подготовлен Сергеем Заикиным. Региональные обозреватели: Наталья Аленкина (Кыргызстан), Павел Блохин (Нидерланды), Ольга Гулина (Австрия, Европейский Союз, Германия, Швейцария), Алим Ульбашев (США). Использованы материалы интернет-ресурсов: www.wikipedia.org;hosted2.ap.org; www.rferl.org;www.constitutionnet.org; www.thehindu.com;www.economist.com; www.towsa.com;www.russianireland.com; www.newsru.com;blog.ngorbachov.com; www.clarin.com;www.aljazeera.com; www.washingtonpost.com; www.reuters.com;www.allvoices.com; www.tunisia-live.net;english.aljazeera.net; www.supremecourt.gov;www.rg.ru; www.er.ru;www.vesti.ru;www.rbc.ru; www.wipo.int;www.elnuevodiario.com.ni; www.loc.gov;www.telegraph.co.uk; www.rte.ie;www.thejournal.ie; www.dnevnik.bg;www.dutchnews.nl; www.volkskrant.nl;www.government.nl; www.baptist.org.ru

1 http://www.parlinkom.gv.at/PAKT/VHG/XXIV/ l/l_01408/imfname_231146.pdf.

2 Becklink 1016244 v. 05.10.201 1.

3 См.: BT-Drs. 17/2163 (http://www.bundestag.de/ bundestag/ausschuesse17/a06/anhoerungen/ 15_KfiHG/01_Gesetzentwurf.pdf).

4 Gesetz über den Aufenthalt, die Erwerbstätigkeit und die Integration von Ausländern im Bundesgebiet (Aufenthaltsgesetz — AufenthG). BGBl. I S. 2965.

5 См.: BT-Drs. 17/7463 (http://dipbt.bundestag.de/ dip21/btd/17/074/1707463.pdf).

6 См.: BVerfG, 2 BvC 4/10 v. 09.1 1.201 1, Abs.-Nr. (1 — 161) (http://www.bverfg.de/entscheidungen/ cs201 11 109_2bvc000410.html).

7 Richtlinie 2006/123/EG des Europäischen Parlaments und des Rates vom 12.12.2006 über Dienstleistungen im Binnenmarkt, in: Abl. 376 v. 27.12.2006.

8 Здесь и далее указаны данные за 2007 год.

9 http://www.ch.ch/abstimmungen_und_wahlen/ 02186/index.html?lang=de.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.