Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2012'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2012 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ульбашев Алим, Блохин Павел, Манасян Анаит

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ульбашев Алим, Блохин Павел, Манасян Анаит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2012»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2012

Армения

6 мая 2012 года в Армении состоялись очередные парламентские выборы. Однопалатный парламент Армении — Национальное Собрание — состоит из 131 депутата, 90 из которых избираются по пропорциональной, 41 — по мажоритарной избирательной системе. По итогам выборов по пропорциональной системе правящая Республиканская партия Армении набрала 44,11 % голосов, получив 40 депутатских мандатов. Входящие в состав правящей коалиции партии «Процветающая Армения» (которая вместе с партией «Армянская революционная федерация "Даш-накцутюн"» и партийным блоком «Армянский национальный конгресс» вошла в созданный до выборов единый штаб по контролю за выборами и, согласно официальному заявлению председателя партии от 24 мая 2012 года, не находит целесообразным участвовать в формировании коалиционного правительства1) и «Оринац Еркир» получили соответственно 30,19 % (28 мандатов)и 5,52 % голосов (5 мандатов). Оппозиционный партийный блок «Армянский национальный конгресс» набрал 7,10 % (7 мандатов), а оппозиционные партии «Наследие» и «Армянская революционная федерация "Даш-накцутюн"» — соответственно 5,78 % (5 мандатов) и 5,68 % голосов (также 5 мандатов). пятипроцентный барьер не смогли преодолеть Коммунистическая партия Армении, Демократическая партия Армении и партия «Объединенные армяне»2.

По итогам выборов по мажоритарной системе в 29 из 41 мажоритарного округа депутатами избраны кандидаты, выдвинутые от Республиканской партии Армении, в девяти — от партии «Процветающая Армения», в одном округе — беспартийный (выдвинут в порядке самовыдвижения). По одному мандату получили кандидаты, выдвинутые от партий «Оринац Еркир» и «Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн"»3.

За несколько дней до выборов — 28 апреля 2012 года — 29 депутатов Национального Собрания — представители фракций «Процветающая Армения» и «Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн"», обратились в Конституционнуй Суд Республики Армения с требованием признать часть 1 статьи 11, пункт 3 части 1 статьи 31 и пункт 2 части 1 статьи 33 Избирательного кодекса не соответствующими Конституции. По мнению заявителей, данные нормы предусматривают ограничения на опубликование подписанных избирателями избирательных списков. Конституционный Суд в своем Постановлении от 5 мая 2012 года ПКС-1027 признал указанные положения соответствующими Конституции Республики Армения в закрепленном в кодексе и представленном в данном Постановлении конституционно-правовом содержании. Последнее предполагает, что указанные положения не могут толковаться как ограничение избирательного права и на практике блокировать доступность подписанных избирателями списков для уполномоченных субъектов, контролирующих в ходе испол-

нения любого правомерного действия в связи с раскрытием избирательных нарушений избирательный процесс в установленном законом порядке, как необходимую гарантию защиты избирательного права, в том числе в судебном порядке4.

Пункт 3.1 статьи 100 Конституции Республики Армения предусматривает, что споры, связанные с решениями, принятыми по результатам выборов депутатов, разрешает Конституционный Суд. В соответствии с этим 18 мая 2012 года в Конституционный Суд обратился партийный блок «Армянский национальный конгресс», оспаривая решение Центральной избирательной комиссии республики от 13 мая 2012 года «Об избрании депутатов в Национальное Собрание РА по пропорциональной избирательной системе», утверждая, что в течение подготовки, предвыборной агитации и в день выборов депутатов Национального Собрания был нарушен принцип равенства, предусмотренный в статье 4 Конституции.

Конституционный Суд в своем Постановлении от 31 мая 2012 года ПКС-1028, сопоставляя имеющие доказательное значение аргументы стороны-заявителя и стороны-ответчика, оценивая имеющиеся в деле материалы, раскрывая отдельные аспекты дальнейшего развития избирательной системы страны, установил, что предусмотренные законом основания относительно результатов выборов в Национальное Собрание по пропорциональной избирательной системе, находящиеся в распоряжении Центральной избирательной комиссии, в своей совокупности были объективной правовой предпосылкой для принятия решения от 13 мая 2012 года, и оставил решение Центральной избирательной комиссии в силе.

Относительно решений, принятых по результатам выборов в Национальное Собрание по мажоритарной избирательной системе, в Конституционный Суд Армении обратились 6 кандидатов в депутаты. В соответствии с процедурным решением Конституционного Суда от 21 мая 2012 года ПРКС-32 рассмотрение данных дел будет осуществляться в июне 2012 года5.

30 мая 2012 года Республиканская партия Армении и партия «Оринац Еркир» подписали соглашение о формировании новой политической коалиции, а 31 мая состоялось пер-

вое заседание первой сессии новоизбранного Национального Собрания.

Председателем Национального Собрания избран представитель Республиканской партии Армении Овик Аргамович Абраамян. Образованные 31 мая 2012 года фракции «Республиканская партия Армении», «Процветающая Армения», «Армянский национальный конгресс», «Оринац Еркир», «Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн"» и «Наследие» состоят соответственно из 69, 37, 7, 6, 5 и 5 депутатов6.

Венгрия

2 мая 2012 года в Венгрии состоялись внеочередные президентские выборы, последовавшие за скандальной отставкой Президента страны Пала Шмитта. В январе 2012 года в венгерских СМИ появилась информация, что докторская диссертация Шмитта является плагиатом работ болгарских и немецких ученых. В конце марта специальная комиссия подтвердила данный факт, и 2 апреля 2012 года Шмитт, выступая перед Парламентом страны, заявил о своей отставке. Он подчеркнул, что согласно конституции Президент должен быть символом единства общества. По его же собственному признанию, он стал символом раскола. В соответствии со статьей 11 Основного закона Венгрии, парламент должен избрать нового главу государства в течение 30 дней со дня ухода с должности предыдущего Президента.

Правящая партия «Венгерский гражданский союз» (ФИДЕС) выдвинула кандидатом одного из своих членов Яноша Адера. За него отдали свои голоса 262 депутата из 386. Помимо ФИДЕС, за него проголосовали также депутаты от Христианской народной демократической партии. Против голосовали 40 депутатов от крайне правой партии «Йоббик» («За лучшую Венгрию»). Социалистическая партия Венгрии, Венгерский демократический форум и партия «Политика может быть другой» (венгерские «зеленые») бойкотировали голосование.

В соответствии со статьей 11 Основного закона Венгрии Янош Адер вступил в должность через неделю после избрания, а спустя 60 дней он должен сложить с себя полномочия депутата Европейского парламента, которым он являлся до избрания. Президент

Венгрии исполняет в основном протокольные функции, однако имеет право роспуска Парламента (ч. 3 ст. 3 Основного закона). Кроме того, в соответствии со статьей 9 Основного закона на него возложена обязанность главнокомандующего вооруженными силами.

Греция

6 мая 2012 года в Греции состоялись досрочные парламентские выборы. Такая ситуация возникла из-за глубокого экономического кризиса в стране и неспособности парламентариев сформировать коалиционное правительство. В бюллетени были внесены 32 партии, голосовать имели право 9,9 млн избирателей. Явка составила 65,1 %.

На прохождение в парламент претендовал целый ряд новых политических партий. Как предсказывали наблюдатели, вместо 5 партий, избранных в 2009 году, депутатские кресла могли занять 8—10 партий. Социологи объяснили этот факт сильными протест-ными настроениями в среде электората.

Но реальная борьба развернулась как раз между «большой пятеркой» наиболее крупных политических партий, прошедших в парламент прошлого созыва: Социалистической партией (PASOK), партией «Новая демократия», Коммунистической партией Греции, партией «Народный православный призыв» и Коалицией радикальных левых (SYRIZA).

По результатам подсчета голосов на парламентских выборах в Греции партия «Новая демократия» получила 18,85 %, что принесло ей 108 депутатских мандатов (в том числе 50 мандатов, предоставляемых партии, получившей относительное большинство) из 300. Поддержка 16,78 % избирателей помогла Коалиции радикальных левых (SYRIZA) завоевать 52 места в парламенте. Относительного большинства лишилась Социалистическая партия (РА$ОК): получив 13,18 % голосов, она займет 41 депутатское место. Напомним, что по итогам выборов 2009 года у нее было 119 мандатов. Коммунистическая партия Греции получила 8,48 % голосов и 26 мандатов.

Примечательно, что впервые в греческий парламент прошла националистическая партия «Золотая заря», завоевав сразу 21 мандат (6,97 %). Некоторые ученые, а также СМИ называют партию неонацистской и фа-

шистской, сами же ее члены негативно относятся к подобным характеристикам, именуя себя бескомпромиссными националистами.

В парламент пробились и две новообразованные партии — «Независимые греки», набравшие 10,60 % (33 мандата) и «Левые демократы» с 6,11 % (19 мандатов). А вот партия «Народный православный призыв», получив поддержку лишь 2,90 % голосов избирателей, в парламент не прошла. Трехпроцентный барьер не преодолели и остальные 25 партий, принимавших участие в выборах.

На данный момент ни одной из трех партий, набравших наибольшее количество голосов на парламентских выборах, так и не удалось сформировать коалиционное правительство.

Лидеры партий никак не могут прийти к консенсусу, настолько сильны противоречия между ними. Лидер Социалистической партии (PASOK) Эвангелос Венизелос вслед за лидером «Новой демократии» отказался от мандата на формирование правительства страны, врученный ему Президентом Греции Каролосом Папульясом.

Из этого следует, что Греции, вероятно, предстоят новые досрочные выборы в парламент. По словам Эвангелоса Венизелоса, причиной его отказа от мандата на формирование правительства стало нежелание леворадикальной коалиции участвовать в работе будущего правительства.

Напомним, что чуть ранее лидер Коалиции радикальных левых (SYRIZA) Алексис Ципрас объявил об отказе от сотрудничества с партиями «Новая демократия» и Социалистической партией (PASOK), поддерживающими меры жесткой экономии в условиях кризиса. Ципрас назвал свое решение не просто отказом его сторонников, а выражением желания греческого народа.

Основные ожидания европейского сообщества связаны с выводом Греции из кризиса новым правительством и выполнением ею своих обязательств по кредитам, выданным Европейским Союзом.

Израиль

8 апреля 2012 года в Кнессете (однопалатный парламент) Израиля начались общественные обсуждения (memorandum stage) проекта Основного закона о законодатель-

стве, предложенного министром юстиции Израиля Яковом Неэманом. В обсуждениях приняли участие председатель Верховного суда Ашер Грунис и председатель Кнессета Реувен Ривлин.

Данный законопроект содержит нормы, призванные упорядочить взаимоотношения между ветвями власти, а именно Кнессетом и Верховным судом Израиля. Предлагается введение процедуры, в соответствии с которой Кнессет, при наличии 65 голосов депутатов, будет способен восстанавливать действие закона, в отношении которого принято решение Верховного суда о признании такого закона неконституционным.

Как пишет израильская ежедневная газета «Га-Арец», закон вызвал бурную критику в Израиле, поскольку он существенно ограничивает полномочия Верховного суда. Кроме того, он, по мнению экспертов, может стать юридическим основанием для оправдания нарушений прав и свобод человека и гражданина, причем решения Верховного суда будут легко блокироваться парламентом страны.

Председатель Кнессета Реувен Ривлин заявил, что будет способствовать продвижению инициативы по Основному закону о законодательстве. Он подчеркнул, что принятие закона является необходимостью и неизбежно в силу обстоятельств. Кнессет и Верховный суд находятся на протяжении двадцати лет в постоянном противоборстве. Очень часто Кнессет вмешивается в дела судебной власти. По признанию Ривлина, если бы этот закон был принят раньше, то Кнессет и Верховный суд не наносили бы ударов друг другу во время законодательной борьбы, единственной жертвой которой становится израильская демократия.

Однако Реувен Ривлин признал, что к обсуждению закона нужно привлекать и судей Верховного суда. Председатель Верховного суда Ашер Грунис подтвердил, что он и его коллеги будут активно сотрудничать с законодателями. Вместе с тем он подверг критике Якова Неэмана за то, что тот не запрашивал мнение судей во время подготовки проекта закона и что проект закона был опубликован незадолго до Пасхи.

Идея Основного закона о законодательстве обсуждается в Израиле в течение последних двадцати лет. Последний раз Кнессет возвращался к этому вопросу в 2004 году, когда

проходили общественные слушания аналогичного проекта Основного закона о законодательстве, также подготовленного Яковом Неэманом. Та редакция законопроекта содержала положение, согласно которому требовалось 70 голосов депутатов для восстановления действия закона, кроме того, существовало ограничение, что Кнессет может продлевать закон на срок, не превышающий 5 лет. Тогда тот проект закона поддержал и председатель Верховного суда Аарон Барак.

Иран

5 мая 2012 года в Иране завершились выборы в Меджлис Исламского совета — однопалатный парламент страны. Явка на выборах составила 66,4 %. Эту цифру иранские власти считают доказательством широкой народной поддержки действующего режима. По мнению иранской оппозиции, власти искусственно завышают явку. Так, в наиболее оппозиционно настроенном Тегеране явка не превысила 48 %.

В иранском парламенте 290 мест. Депутаты избираются по мажоритарной одномандатной системе. Вместе с тем парламент не оказывает серьезного воздействия на внешнеполитические решения и практически не определяет направления политики в области национальной безопасности.

Сразу после подведения предварительных итогов министр внутренних дел Ирана Мо-стафа Мохаммад Наджар заявил, что, приняв активное участие в голосовании, народ Ирана дал звонкую пощечину внешнему врагу. Таким образом, власти убеждены, что избранный состав Меджлиса продолжит консервативную политику предыдущих созывов.

На минувших выборах было зарегистрировано около 5 400 человек, но порядка трети кандидатов были дисквалифицированы Советом по охране Конституции Ирана. Таким образом, за голоса избирателей в 31 провинции Ирана боролись только 3 400 кандидатов.

По мнению зарубежных обозревателей, в Иране отсутствуют политические партии в полном смысле этого слова. Поэтому можно условно разделить все политические силы в Иране на два крупных блока — консерваторы и реформисты. В итоге блок консерваторов, сформированный Объединенным фронтом консерваторов, Фронтом исламской револю-

ционной стабильности, партиями «Народный голос», «Монотеизм и Справедливость» и Исламским фронтом «Пробуждение», набрал 59,7 % голосов, что дало блоку 182 депутатских мандата в Меджлисе. При этом любопытно, что основная борьба разгорелась как раз именно внутри консервативного блока между сторонниками Президента Махмуда Ахмадинежада и Духовного лидера Али Хосейни Хаменеи. Сторонники последнего одержали убедительную победу и получили порядка трех четвертей мест в будущем парламенте.

Блок реформистов, в который вошли Демократическая коалиция реформистов, Трудовая коалиция и Обновленные реформисты, получил 35,5 % голосов, что соответственно дало представителям блока 75 мест в парламенте. Религиозные меньшинства (иудеи, христиане — армяне и ассирийцы, зороаст-рийцы) набрали 2,1 % (14 мест). Независимые самовыдвиженцы в итоге набрали 2,5 %, что в общей сложности дало им 19 депутатских мандатов.

По мнению наблюдателей, итоги парламентских выборов могут отразиться на ходе кампании по выборам президента, которые состоятся в 2013 году. На них будет избран преемник Ахмадинежада. Сам он не будет баллотироваться, так как не может занимать пост Президента в третий раз.

Нидерланды

Королевство Нидерландов сделало революционный шаг на пути правового регулирования «глобального информационного пространства», став первым европейским государством, принявшим так называемый Закон о сетевом нейтралитете (Net neutrality Law). 8 мая 2012 года голландский Сенат одобрил поправки к Телекоммуникационному акту 1998 года (Telecommunicatiewet), целью которых является, прежде всего, защита персональных данных пользователей и предотвращение слежения за обращениями пользователей к сетевым ресурсам (wiretapping), а также обеспечение равных условий доступа к сети Интернет.

Во-первых, провайдеры обязываются информировать пользователя в случае, если происходит «утечка» персональной информации о нем и она становится доступной обще-

ственности, в результате чего подвергаются риску честь и достоинство лица.

Во-вторых, новая статья 12а Закона гарантирует конфиденциальность всех коммуникаций через Интернет и другие сети общего пользования, осуществляемых индивидуальными потребителями или организациями, в том числе запрещает отслеживание и перехват информации, за исключением тех случаев, когда на то имеется судебный ордер (warrant).

Наконец, особое внимание уделено использованию так называемых cookies, фрагментов данных, отправляемых веб-сервером и хранимых на компьютере пользователя для целей его аутентификации, отслеживания действий пользователей на сайте, ведения разносторонней статистики о них и т. д. Теперь использование этих средств допустимо лишь после того, как пользователь проинформирован об их назначении и с его стороны выражено предварительное явное согласие на их применение. При этом вводится особая презумпция того, что все cookies, отслеживающие перемещения (tracking) в Интернете, не исключая такие, как Google Analytics, обрабатывают персональную информацию о пользователе, что автоматически делает применимым к таким ситуациям Закон о защите информации 2001 года (Wet be-scherming persoonsgegevens). Следовательно, бремя доказывания того, что задачи обработки персональных данных на самом деле не ставится, переносится с Голландского Департамента по защите информации на саму сторону, размещающую cookies.

Новое правовое регулирование призвано имплементировать в правовую систему Нидерландов Директивы Европейского Союза 2009/136/EC и 2009/140/EC, касающиеся совершенствования правового регулирования в области электронной коммуникации и положить конец ожесточенным дебатам вокруг конфиденциальности в Интернете. Профессиональное сообщество (в том числе специалисты в области информационного права) рекомендует остальным европейским странам последовать голландскому опыту.

Россия

1 июня вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ от 2 мая 2012 года, внесший изме-

нения в порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Эти изменения стали еще одним элементом политической реформы, осуществляемой с начала 2012 года в России. Напомним, что до этого были снижены требования к минимальной численности партий и отменен институт сбора подписей политическими партиями в поддержку их федерального списка кандидатов — соответствующие поправки вступили в силу 4 апреля 2012 года.

По сути, возрожден институт прямых выборов высших должностных лиц субъектов Федерации. Согласно внесенным поправкам, кандидаты на должность высшего должностного лица выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована.

Правила определения победителя на выборах главы субъекта Российской Федерации те же, что и на общефедеральных президентских выборах — избранным считается заре-

гистрированный кандидат, набравший более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран, то назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Кроме этого, расширился перечень оснований, по которым могут быть досрочно прекращены полномочия высшего должностного лица субъекта Федерации — появилась возможность отзыва избирателями. Основаниями для отзыва могут быть нарушение данным лицом законодательства Российской Федерации или субъекта, а также неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение им своих обязанностей. Оба факта должны быть установлены соответствующим судом. С заявлением об установлении этих фактов имеют право обращаться политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа граждан Российской Федерации в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории соответствующего субъекта Федерации и обладающих активным избирательным правом на выборах высшего должностного лица.

Однако суд не является одновременно органом, который принимает решение об отзыве высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Отзыв происходит в порядке, установленном для проведения референдума в конкретном субъекте Федерации, с учетом особенностей, закрепленных в законе, вносящем рассматриваемые поправки. В поддержку инициативы проведения голосования по отзыву собираются подписи избирателей, количество которых определяется законом конкретного субъекта и должно составлять не менее одной четверти от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного субъекта. Проверка подписей избирателей, соблюдения порядка их сбора и проверка соблюдения процедуры выдвижения инициативы по отзыву осуществляются избирательной комиссией субъекта Федерации, действующей в качестве комиссии по отзыву.

Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа

участников голосования, включенных в списки для голосования.

В законе также конкретизировано, что основанием для утраты доверия Президента РФ является выявление в отношении высшего должностного лица фактов коррупции или неурегулирования конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных законом о противодействии коррупции.

Согласно статье 4 закона о внесении изменений, первые выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации будут проводиться во второе воскресенье октября 2012 года в тех субъектах, срок полномочий высших должностных лиц которых истекает в период с 1 июня по 31 декабря 2012 года включительно. Между тем за последние полгода по российским регионам прокатилась целая волна досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц. В частности, досрочно прекратили свои полномочия главы Республики Мордовия, Пермского, Ставропольского и Приморского краев, Архангельской, Волгоградской, Иркутской, Вологодской областей. Всего же с декабря 2011 года по июнь 2012 года сменились главы 18 субъектов Российской Федерации. В качестве возможных причин назывались в том числе и низкие результаты партии «Единая Россия» в конкретных регионах на выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011 года.

7 мая состоялась инаугурация нового избранного Президента РФ В. В. Путина. На следующий день, 8 мая, Государственная Дума одобрила кандидатуру бывшего Президента РФ Д. А. Медведева для назначения на должность Председателя Правительства РФ. Окончательный состав Правительства РФ был объявлен 21 мая 2012 года.

Кроме этого, 26 мая 2012 года состоялся XIII съезд партии «Единая Россия», на котором председателем партии был избран Д. А. Медведев. Выдвигая его кандидатуру на этот пост, В. В. Путин в своем выступлении отметил, что пост Президента РФ — надпартийный, и это позволяет ему оставаться беспристрастным по отношению ко всем политическим силам. В то же время в мире является распространенной практикой, когда председатель правительства опирается на парламентское большинство. Напомним, что до этого на посту председателя «Единой Рос-

сии» находился сам В. В. Путин, при этом не являясь членом партии.

5 мая 2012 года Министерство юстиции РФ восстановило государственную регистрацию Республиканской партии России (далее — РПР). Теперь в России зарегистрировано 8 политических партий.

Напомним, что РПР была ликвидирована в марте 2007 года по формальным основаниям, в частности из-за недостаточного количества членов. В апреле 2011 года Европейский Суд по правам человека признал ликвидацию партии мерой, несоразмерной законным целям. В январе 2012 года Верховный Суд РФ отменил свое решение о ликвидации РПР 2007 года и направил дело на новое рассмотрение, а в середине марта 2012 года Министерство юстиции отозвало свое заявление. 19 апреля 2012 года Верховный Суд РФ вынес определение о принятии отказа от заявления.

Сербия

6 мая 2012 года состоялись досрочные президентские и парламентские выборы в Сербии. Главными соперниками стали либеральная Демократическая партия во главе с экс-президентом Борисом Тадичем и правокон-сервативная популистская Прогрессивная партия, возглавляемая Томиславом Николи-чем. За депутатские мандаты боролись кандидаты из 18 партийных списков, а за пост главы государства — 12 человек. Явка на выборах составила 48,37 %.

Прогрессивная партия набрала 24,04 % голосов избирателей, получив соответственно 73 депутатских мандата в парламенте. На втором месте оказалась Демократическая партия с 22,11 %, что дало сторонникам партии 67 мест в законодательном органе. Далее следуют Социалистическая партия — 14,53 % (44 депутатских мандата), Демократическая партия Сербии (партия бывшего Президента Воислава Коштуницы правоцентристского толка) — 7,00 % (21 мандат), Либерально-демократическая партия — 6,52 % (19 мест в парламенте), партия «Единые регионы Сербии» — 5,49 % (16 мандатов). Эксперты обращают внимание на то, что существенным отличием состоявшихся парламентских выборов от предыдущих стало то, что значительно укрепили свои позиции социалисты.

Так, Социалистическая партия, которую возглавляет вице-премьер и глава МВД Сербии Ивица Дачич, с результатом более 15 % голосов достигла самого большого успеха на выборах с 2000 года, когда она, тогда еще возглавляемая Слободаном Милошевичем, потеряла свои позиции в связи с революционными переменами в стране. Как выразился после выборов Дачич, партия буквально восстала из пепла. Другой неожиданностью стала потеря позиций националистами — про-российской Сербской радикальной партией, бывшей союзницей Слободана Милошевича во времена конфликта в Косово в 1999 году. По мнению обозревателей британского телеканала «BBC», правившие страной последние 12 лет демократы были наказаны электоратом, который счел, что власти не приложили достаточно усилий, чтобы улучшить жизнь простых сербов. На выборах в 2008 году за Демократическую партию, запустившую процесс ориентации Сербии на Запад, проголосовало 38 % избирателей, в то время как на минувших выборах у нее лишь 22,11 %.

Большой интерес у международных наблюдателей вызвали и президентские выборы, первый тур которых также состоялся 6 мая 2012 года. В итоге Борис Тадич от Демократической партии набрал 25,31 %, То-мислав Николич от Прогрессивной партии — 25,05 %, Ивица Дачич от Социалистической партии — 14,23 %, Воислав Коштуница от Демократической партии Сербии — 7,44 %, Зоран Станкович от «Единых Регионов Сербии» — 6,58 %, Чедомир Йованович от Либерально-демократической партии — 5,03 %. Остальные же кандидаты не смогли преодолеть пятипроцентный барьер.

Таким образом, во второй тур прошли бывший глава государства и лидер Демократической партии Борис Тадич и глава Прогрессивной партии Томислав Николич. Тадич и Николич уже соперничали на президентских выборах в 2004 и 2008 годах. На тех выборах в первом туре выигрывал Николич, но во втором туре с незначительным преимуществом побеждал Тадич. Итоговый разрыв между этими кандидатами в первом туре не имеет значения, как считают наблюдатели. Оба политика имеют стабильный примерно равный электорат, и все зависело от того, как будут голосовать во втором туре избиратели, поддержавшие социалиста Дачича.

Второй тур состоялся 20 мая 2012 года, и победу одержал Томислав Николич, набрав 49,5 % голосов, за Бориса Тадича проголосовали 47,3 % избирателей.

Франция

В апреле — мае 2012 года во Франции состоялись президентские выборы. Первый тур состоялся 22 апреля, второй — 6 мая.

Первичные партийные выборы по выдвижению кандидатов (праймериз) проводились с января по октябрь 2011 года.

Кандидатом от Социалистической партии стал Франсуа Олланд. 9 октября были проведены праймериз, в которых впервые за время существования Социалистической партии могли принять участие не только члены партии, но и ее сторонники. Для того чтобы получить статус «сторонника», достаточно было подписать согласие с принципами Социалистической партии и выплатить пошлину (не более 1 евро). В праймериз Социалистической партии, которые также были проведены в два тура, приняли участие свыше миллиона французов. В первом туре праймериз ни один из кандидатов не набрал необходимых 50 % голосов. Во втором туре 16 октября 2011 года победу одержал Франсуа Олланд, опередив Мартин Обри. Французская коммунистическая партия, Левая партия и Левый фронт выдвинули в качестве единого кандидата Жан-Люка Меланшона. От правоцентристской правящей партии «Союз за народное движение» на выборы пошел действовавший Президент Николя Саркози. По мнению премьер-министра Франсуа Фийона, Нико-ля Саркози являлся лучшим кандидатом, выдвинутым от правых. От Демократического движения выступил Франсуа Байру. Национальный фронт ожидаемо выдвинул депутата Европейского парламента и председателя партии Марин Ле Пен, дочь предыдущего лидера партии Жан-Мари Ле Пена. Кандидатом от «Зеленых» стала Ева Жоли. Левое Республиканское и гражданское движение выставило 72-летнего Жан-Пьер Шевенма-на, но 1 февраля 2012 года он снял свою кандидатуру. Партия «Солидарная республика», также представляющая правое крыло во французском политическом спектре, выдвинула кандидатом бывшего премьер-министра Доминика де Вильпена, но 16 марта 2012 го-

да он также отказался от борьбы за кресло президента. «Рабочая борьба», партия троцкистского толка, выдвинула одного из своих лидеров, Натали Арто, заменив Арлетт Ла-гийе, представлявшую партию на президентских выборах 6 раз. Новая антикапиталистическая партия, придерживающаяся крайне левых взглядов, выдвинула Филиппа Путу, так как лидер партии, кандидат на 2 предыдущих выборах Оливье Безансон исключил свое участие. Кандидатом от голлистской партии «Подними республику» стал Николя Дюпон-Эньяна. «Солидарность и прогресс», партия, поддерживающая Линдона Ларуша, была представлена Жаком Шеминадом. В общем счете в первом туре выборов участвовало 10 кандидатов на пост Президента Пятой республики. Явка избирателей в первом туре составила 80,46 %, что почти на 3 % меньше явки на предыдущих выборах.

Победу в первом туре одержал социалист Франсуа Олланд, получивший 28,63 % голосов избирателей, что больше результатов кандидата от социалистов Сеголен Руаяль на прошлых выборах (ее результат на выборах 2007 года в первом туре был 25,87 %). Второе место занял действующий Президент Ни-коля Саркози, набравший 27,18 %, что меньше его собственных результатов в 2007 году, когда он получил 31,18 % голосов избирателей. Успешным оказался результат ультраправого кандидата Марин Ле Пен: она получила 17,90 %, что является наилучшим результатом за всю историю Национального фронта, но во второй тур она пройти все же не смогла. Четвертое место занял Жан-Люк Меланшон, набрав 11,10 % голосов. Центрист Франсуа Байру ухудшил в 2 раза свой прошлый результат, получив только 9,13 % голосов (в 2007 году у него было 18,57 %). Почти на 1 % улучшили свою позицию «Зеленые»: Ева Жоли получила 2,31 % голосов (в 2007 году выдвинутая от «Зеленых» Доминик Вуане получила 1,57 %). Результат Ни-коля Дюпон-Эньяна — не более 1,8 %. Кандидаты от партий троцкистского толка Филипп Путу (1,15 %) и Натали Арто (0,56 %) ухудшили результаты лидеров троцкистких партий, участвовавших в выборах 2007 года. Жак Шеминад занял последнее место, получив 0,25 % избирателей. В общей слож-

ности левые кандидаты получили 43,75 %, правые — 47,12 %, центристы — 9,13 %.

Во втором туре участвовали Франсуа Ол-ланд и Николя Саркози. Олланда поддержали во втором туре теперь уже бывшие кандидаты Жоли, Меланшон, Байру и Путу. Саркози никто из правых кандидатов поддерживать не стал. Марин Ле Пен, чью поддержку ожидал Саркози, не только не поддержала действовавшего кандидата, но 1 мая 2012 года она объявила, что не просит поддерживать кого-либо из кандидатов, а сама она опустит пустой конверт в избирательную урну.

По результатам второго тура, проведенного 6 мая, победу одержал Франсуа Олланд, набравший 51,63 % голосов избирателей, а Николя Саркози получил 48,37 %. Уже в ночь на 7 мая Николя Саркози поздравил своего конкурента с победой и объявил о своем уходе из политики.

Состоявшиеся выборы стали десятыми по счету выборами Президента Пятой республики и вторыми, на которых победу одержал социалист (на выборах 1981 года Президентом был избран социалист Франсуа Миттеран).

Обзор подготовлен Сергеем Заикиным и Алимом Ульбашевым. Региональные обозреватели: Павел Блохин (Нидерланды), Анаит Манасян (Армения), Алим Ульба-шев (Израиль). Использованы материалы интернет-ресурсов: www.wikipedia.org;www.novostimira.com; www.euronews.com;www.bbc.co.uk; www.haarezt.com; www.knesset.gov.il; www.kormany.hu; www.dw.de; www.rg.ru; www.gazeta.ru;www.rbk.ru;www.ria.ru; www.rosbalt.ru;www.politvektor.ru.

1 http://www.bhk.am/index.php?al=statements& id=1174&act=more.

2 http://www.elections.am/proportional/election-24104/.

3 http://wwwelections.am/majoritarian/election-24103/; http://res.elections.am/images/doc/ cand_maj.pdf.

4 http://concourt.am/russian/index.htm.

5 http://concourt.am/.

6 http://parliament.am/deputies.php?sel=factions &lang=rus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.