Научная статья на тему 'Мониторинг конституционных новостей. АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2015. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИНДИЯ, ИРЛАНДИЯ, ПОЛЬША, ИТАЛИЯ, КАНАДА, РОССИЯ, США, ТОГО, УКРАИНА'

Мониторинг конституционных новостей. АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2015. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИНДИЯ, ИРЛАНДИЯ, ПОЛЬША, ИТАЛИЯ, КАНАДА, РОССИЯ, США, ТОГО, УКРАИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бруслик Алексей, Виноградов Тимофей, Зиганшин Ильсур, Марьясова Анастасия, Рудт Юлия

«Мониторинг конституционных новостей» – это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача – дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бруслик Алексей, Виноградов Тимофей, Зиганшин Ильсур, Марьясова Анастасия, Рудт Юлия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг конституционных новостей. АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2015. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИНДИЯ, ИРЛАНДИЯ, ПОЛЬША, ИТАЛИЯ, КАНАДА, РОССИЯ, США, ТОГО, УКРАИНА»

мониторинг конституционных НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2015

Великобритания

Центральным событием политической жизни Соединенного Королевства являются очередные всеобщие выборы в Парламент. Избирательная кампания продемонстрировала множество изменений в партийно-политическом ландшафте Великобритании.

На всеобщих выборах в Парламент используется мажоритарная избирательная система относительного большинства (the first-past-the-post system). При этом в Великобритании принято также подсчитывать общее количество голосов, которое получила та или иная партия на выборах, и выводить их процентное соотношение от количества проголосовавших на выборах граждан по всей стране. Эти статистические данные не влияют на результаты голосования, однако демонстрируют истинную поддержку, которую получила вся партия на выборах.

Парламентские выборы прошли 7 мая 2015 года. Уверенную победу одержала Консервативная партия во главе с Премьер-министром Дэвидом Кэмероном. За эту партию по всей стране в целом проголосовало 36,9 % избирателей, при этом ее кандидаты одержали победу в 331 избирательном округе, что позволило им занять такое же количество мест в Парламенте. В сравнении с предыдущим составом тори увеличили свое представительство в Вестминстере на 24 коммонера, притом что в 2010 году по всей стране за них отдало голоса практически такое же количество избирателей — 36,1 %.

Для формирования большинства в Парламенте необходимо 326 мандатов, поскольку общее количество коммонеров составля-

ет 650. Эта победа дала возможность Консервативной партии создать правительство большинства, не прибегая к союзу с какой-либо другой фракцией в Парламенте, что существенно укрепляет позиции нынешнего Премьер-министра.

География побед правящей партии на этих выборах включает в основном Англию. В Уэльсе консерваторы получили всего 5 мандатов, а в Северной Ирландии и Шотландии — ни одного.

Второе место в избирательной гонке заняли лейбористы, за которых по всей стране проголосовало 30,4 % избирателей. Победу они праздновали в 232 округах. В сравнении с 2010 годом количество поддержавших эту партию избирателей возросло на 1,4 %, хотя Лейбористская партия de facto потеряла 26 мест в Парламенте. Лейбористы одержали уверенную победу в Уэльсе, за них проголосовали такие промышленные центры страны, как Манчестер, Бирмингем и Лидс, а также часть Лондона. При этом следует отметить их сокрушительное поражение в Шотландии (1 мандат), считавшейся оплотом лейбористов, и в Северной Ирландии (ни одного).

Третье место по количеству побед в избирательных округах заняла Шотландская национальная партия, получившая 56 мандатов. Шотландские националисты прогнозирован-но одержали победу у себя на родине, «отдав» соперникам всего два округа — один лейбористам и один либеральным демократам, при этом не получив поддержки в остальных регионах. За эту партию по всей стране в целом проголосовало всего 4,7 % избирателей, что не помешало ей стать третьей по величине фракцией Парламента Великобритании.

Третьей партией по количеству полученных голосов избирателей по всей стране стала Партия независимости Соединенного Королевства, которая набрала 12,6 % голосов, при этом она смогла победить всего в одном избирательном округе, поэтому имеет в нынешнем составе Парламента только одного своего представителя. Этот пример иллюстрирует несправедливость избирательной системы, на которую не первый год указывают как рядовые избиратели, так и малые партии Великобритании.

Партия либеральных демократов в сравнении с предыдущими выборами потеряла 15,2 % голосов избирателей по стране и 49 мандатов в Парламенте, получив по итогам текущей избирательной гонки всего 8 мест в Вестминстере при поддержке в 7,9 % избирателей по всей стране.

«Сладкая победа» консерваторов (с такими словами на первых полосах вышли одновременно несколько британских таблоидов) оказалась довольно зыбкой, если посмотреть на процентное соотношение голосов избирателей по всей стране. Залогом успеха консерваторов в этой избирательной гонке стало несколько важных факторов: а) умение успешно обыграть свои победы в статусе правительства, исключив при этом из информационного поля свои провалы и скандалы;

б) если в 2011—2012 годах ситуация в экономике была очень сложной и Британия никак не могла выйти из экономического кризиса, то в последние годы Соединенное Королевство демонстрирует самые высокие показатели роста среди всех европейских стран;

в) победы на референдумах об изменении избирательной системы в 2011 году и о независимости Шотландии в 2014 году; г) победы на телевизионных дебатах Дэвида Кэмерона; д) успешное использование методов «черного пиара» против Шотландской национальной партии и лейбористов в лице их лидера Эда Милибэнда, которого острые на язык британские журналисты назвали «Красным Эдом» (Red Ed) не только за его политические лозунги и взгляды, но и за то, что его отец — Ральф Милибэнд — был известным марксистским теоретиком; е) поражение на выборах вынудило лидера лейбористов Эда Милибэнда и лидера либеральных демократов Ника Клегга подать в отставку с занимаемых партийных должностей.

Кроме этого, залогом успеха консерваторов на выборах стала не только партийная программа, но и ряд персональных обещаний нынешнего Премьер-министра. Прежде всего это касается проведения в 2017 году референдума о выходе Великобритании из состава Европейского Союза. Эта идея артикулировалась британским лидером уже давно, что позволило переманить на сторону консерваторов часть сомневающегося электората евро-скептиков. Победа на выборах засвидетельствовала получение консерваторами мандата от населения Соединенного Королевства на проведение плебисцита по данному вопросу.

Королева Великобритании Елизавета II на открытии первой сессии Парламента нового созыва объявила, что референдум по вопросу выхода Великобритании из Европейского Союза пройдет до конца 2017 года.

Этот факт дает серьезные козыри Кэме-рону на переговорах со своими европейскими коллегами по вопросам внесения изменений в основополагающие договоры Европейского Союза. Результаты рассматриваемого процесса спрогнозировать очень сложно, но ясно одно: Премьер-министр в этом вопросе идет по очень тонкому льду, который может привести к непредсказуемым последствиям как для ЕС, так и для самой Британии.

Второе обещание, которое было дано Кэ-мероном накануне дня голосования, — в случае победы тори, на следующих всеобщих выборах он не будет выдвигать свою кандидатуру на пост главы Кабинета — также принесло политические дивиденды консерваторам.

Германия

28 апреля 2015 года Федеральный конституционный суд Германии признал, что надпись «FCK CPS» не нарушает права полицейских и ее ношение входит в содержание права на свободу выражения мнения.

Заявительница по делу была задержана в 2013 году за отказ убрать значок с надписью «FCK CPS» после замечания полицейского. Районный суд приговорил девушку к 15 часам общественных работ за оскорбление полицейского. В Европе надписи «FCK CPS», «АСАВ» с недавних пор стали модными, в основном среди несовершеннолетних лиц. Ношение подобной надписи провоцирует нега-

тивную реакцию со стороны полицейских. Заявительница проиграла апелляцию и после этого обратилась в Федеральный конституционный суд с целью дальнейшего обжалования. Вместе с тем Суд решил, что наказание в данном случае неуместно, поскольку нарушает право на выражение собственного мнения. Указанная надпись, как отметил Суд, выражает отношение не к конкретному сотруднику полиции, но к полиции в целом как к системе. Ранее принятые решения по делу заявительницы должны быть пересмотрены.

Израиль

7 мая 2015 года стало известно, что премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху удалось сформировать коалиционное правительство по итогам прошедших парламентских выборов (см.: Сравнительное конституционное обозрение. № 2 (105)).

Для Нетаньяху совершенно неожиданным стало то, что главный союзник Нетаньяху в Кнессете предыдущего созыва Авигдор Ли-берман заявил о своем уходе в оппозицию и отказе от сотрудничества в рамках коалиции. К тому моменту Нетаньяху уже удалось подписать письменные соглашения с лидерами партий «Кулану» и «Яхадут ха-Тора» (позже к ним присоединилась еще другая партия правого толка — «ШАС»).

В сложившейся чрезвычайной для Нета-ньяху обстановке, главе правительства было необходимо искать новых союзников; в противном случае ему нужно было бы заявить о провале его попытки сформировать коалицию, что привело бы к необходимости проведения внеочередных выборов.

У Нетаньяху был небольшой выбор: либо обращаться к своим основным соперникам по прошедшим выборам и непримиримым оппонентам, либо, напротив, вступить в переговоры с религиозным и правым националистическим крылом Кнессета.

Учитывая личные политические предпочтения Нетаньяху и непростые отношения с левыми, Биби пришлось идти на уступки правой партии «Бейт-Йегуди» и лично ее лидеру Нафтали Беннету, требовавшему для себя пост министра юстиции в будущем правительстве в обмен на поддержку со стороны своих 8 однопартийцев в Кнессете. Только благодаря этому Нетаньяху удалось заручить-

ся поддержкой 61 депутата высшего законодательного органа (к слову, это минимальный пороговый уровень для формирования коалиции) и представить Президенту Израиля поименный список членов кабинета министров еврейского государства.

Как иронизирует израильская пресса, новое правительство было сформировано благодаря «крови, сладким посулам и страху», намекая на то, что Нетаньяху пришлось использовать весь свой политический арсенал для достижения поставленной цели. Но именно поэтому как в самом Израиле, так и за его пределами хорошо понимают, что коалиционное правительство может оказаться неспособным оперативно и эффективно решать поставленные перед ним задачи. Сказанное не может не настораживать как самих израильтян, так и их союзников, поскольку в будущем слабость израильского кабинета министров может грозить очередным внутриполитическим коллапсом, роспуском Кнессета и бесконечной политической чехардой в стране.

Индия

24 марта 2015 года Верховный суд Индии отменил поправки к Закону об информации и технологиях в части привлечения к уголовной ответственности за противоправные публикации в социальных сетях в Интернете.

Обжалованные заявителями поправки к Закону (статьи 66-А, 69-А) были приняты в 2008 году, вступили в силу осенью 2009 года. Ответственность была предусмотрена за распространение в социальных медиа или по электронной почте любой оскорбляющей или содержащей угрозы информации, а также заранее недостоверных сведений с целью запугивания, причинения ущерба, травм, возбуждения ненависти и вражды. В виде наказания предусматривалось лишение свободы на срок до 3 лет с уплатой штрафа (статья 66-А). На практике аресты производились во всех штатах. Блогеры и писатели-правозащитники были основной группой лиц, подвергавшихся наказанию за размещение информации, неправомерной по оценкам правоохранительных органов. Дополнительно к обжалованию статьи 66-А заявители отстаивали признание неконституционным права государственных органов на блокировку любого интернет-ре-

сурса, который, по их мнению, мог провоцировать правонарушения, наносить ущерб национальной безопасности, интересам независимости и единства Индии, добрососедским отношениям с зарубежными государствами (статья 69-А).

Заявители считали, что в положениях статей 66-А и 69-А содержится правовая неопределенность, которая выражается в виде большого количества оценочных понятий, таких как «оскорбление», «угроза», «ненависть», «ущерб национальной безопасности» и других. Кроме того, наказание граждан, использующих Интернет как средство коммуникации, при сохранении безнаказанности использования других способов распространения неправомерной информации, по мнению заявителей, нарушает принцип правового равенства. Представители государства в судебном процессе отстаивали презумпцию конституционности и легитимности любого закона, принятого Парламентом, так как он выражает истинные желания всего общества и направлен на защиту его интересов.

При вынесении решения Верховный суд Индии провел анализ национального законодательства и судебной практики, а также прецедентов США в части защиты свободы слова и права на самовыражение. По итогам рассмотрения Суд встал на позицию ответчика в части признания конституционности норм статьи 69-А, сохранив право государства на блокировку интернет-ресурсов. Статья 66-А признана неконституционной. Верховный суд отметил, что введение наказания для гражданина, распространяющего в сети недостоверную или провоцирующую информацию, в формулировке статьи 66-А нарушает основу свободы мысли, слова и самовыражения, гарантируемую статьей 19 Конституции Индии.

Ирландия

22 мая 2015 года в Ирландии состоялся референдум о легализации однополых браков. 62,1 % проголосовавших поддержали это предложение, 37 % выступили против. Явка составила более 60 % (около 2 миллионов человек). Гомосексуализм в Ирландии перестал быть преступлением в 1993 году. А в 2010 году в Ирландии был принят закон, разрешающий гомосексуалистам вступать в официальные гражданские союзы, однако их

статус несколько отличался от брака. Однополые браки легализовали уже 17 стран, а также некоторые штаты США и Мексики. Ирландия стала первой страной в мире, узаконившей такие браки путем проведения референдума.

Польша

24 мая 2015 года в Польше прошел второй тур президентских выборов, по результатам которого победу одержал Анджей Дуда, набравший 52 % голосов избирателей. За действующего Президента Бронислава Коморовского («Гражданская платформа») проголосовали 48 % избирателей. Анджей Дуда является депутатом Европейского парламента и представляет оппозиционную партию «Право и справедливость». Эта партия считается близкой к католической церкви, придерживается консервативных взглядов по социальным вопросам, а представители бизнес-сообщества видят ее менее дружественной по сравнению с «Гражданской платформой». Анджей Дуда пообещал в случае победы продолжать дело Леха Качиньского и снова сделать Польшу страной справедливости и равных возможностей, а также обеспечить открытость в решении социальных вопросов. Если «Право и справедливость» победит осенью на парламентских выборах, то Ярослав Качиньский станет премьер-министром.

Италия

30 апреля 2015 года Конституционный суд Италии признал неконституционной пенсионную реформу, проведенную в 2011 году. Реформа была направлена на снижение государственных расходов на 5 млрд евро (0,3 % ВВП) в период 2012-2013 годов. Меры были приняты в условиях кризиса, когда правительство решило сдержать рост выплат высоких по размеру пенсий путем приостановления их индексации на процент инфляции. По оценкам правительства, это позволило Марио Монти сократить государственные расходы на 1,8 млрд евро в 2012 году и на 3 млрд евро в 2013 году. Меры распространялись только на пенсии, превышающие размер минимальных пенсионных выплат в три раза и более. Конституционный суд Италии признал их противоречащими Кон-

ституции страны. Суд отметил, что потребности пенсионеров, живущих за счет фиксированного дохода, не могут быть ущемлены для достижения общегосударственных целей в сложившихся обстоятельствах. Чиновники Министерства экономики и финансов негативно оценили вынесенное решение, которое трудно исполнить в условиях продолжающейся рецессии, роста государственного долга (после Греции Италия имеет самый высокий объем государственного долга в Евросоюзе).

Канада

27 марта 2015 года Верховный суд Канады признал соответствующими Конституции положения Закона об отмене обязательной регистрации длинноствольного оружия (Ending of Long-gun Register Act — ELRA) в части уничтожения баз данных, содержащих информацию о держателях длинноствольного оружия. Спор возник между федеральным правительством и правительством провинции Квебек.

В 1995 году Актом об огнестрельном оружии (Firearms Act) предусматривалась процедура получения оружейных лицензий и создавались соответствующие правительственные базы данных. После принятия ELRA Квебек решил осуществлять собственную регуляцию данных отношений в пределах провинциальной компетенции по вопросам частного владения (федеральное правительство вводило обязательную регистрацию оружия в рамках уголовно-правового регулирования). Правительством провинции были запрошены базы данных владельцев оружия, однако ему было отказано на основании положения Закона об аннулировании. Передача информации, по мнению федеральных органов власти, нарушит право на неприкосновенность частной жизни. Квебек настаивал на необходимости передачи ему всех баз данных и обратился в Верховный суд. Ключевой аргумент заявителей — конституционный принцип «кооперативного федерализма», в соответствии с которым Канада и провинции должны воздерживаться от действий, препятствующих межправительственному взаимодействию.

Суд в своем решении указал, что неписаные принципы и дух Конституции включают в себя идею федерализма. Современное видение федерации предполагает гибкий подход

к вопросу разграничения вопросов ведения и полномочий, а также к вопросу разделения власти. Пересечение властных полномочий федерации и провинции предполагает их обязанность взаимодействовать и кооперироваться. Тем не менее принцип «кооперативного» федерализма не ограничивает законодательную власть Парламента. В противном случае подрывался бы суверенитет Парламента в рамках своих полномочий, что создавало бы существенные трудности в определении влияния законодательных решений одного уровня на решения другого уровня власти.

Таким образом, Суд посчитал соответствующим Конституции отказ канадского правительства передать базы данных правительству провинции Квебек. Принцип суверенитета возобладал над зарождающимся принципом межправительственной кооперации. Стоит отметить, что решение было принято Судом с перевесом лишь в один голос (5 против 4).

Россия

Президент РФ подписал закон, который исключает возможность преобразования общественных организаций и движений в политические партии. Закон выделяет общественные движения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, в самостоятельную организационно-правовую форму и уточняет гражданско-правовое положение партий и общественных движений. Кроме того, теперь наименование партии должно содержать словосочетание «политическая партия». Юридические лица, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово «партия». Сведения о месте и времени проведения учредительного съезда партии на безвозмездной основе будет публиковать «Российская газета» в течение двух недель с момента их предоставления.

Президент РФ подписал Указ «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации», который предусматривает создание государственного сегмента Интернета. Такой сегмент необходим для противодействия интернет-угрозам информационной безопасности России. К нему будут обязаны подключиться до 31 декабря 2017 года государственные информационные системы и сети, а так-

же государственные органы: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, Следственный комитет РФ, органы исполнительной власти. Палатам Парламента, Конституционному Суду РФ, органам прокуратуры также рекомендовано подключиться к государственному сегменту Интернета. Подключение государственного сегмента к всемирному Интернету должно осуществляться по защищенным каналам передачи данных. Информация, которая идет в российский Интернет из глобальной сети, должна проверяться с использованием средств государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Управлять государственным сегментом Интернета будет Федеральная служба охраны за счет выделенных ей ранее средств.

Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"», в соответствии с которым обратиться в Конституционный Суд РФ можно будет через его официальный сайт. Такие дополнения появились ко второму чтению в правительственном законопроекте, который изначально предусматривал лишь возможность организации видео- и радиотрансляции заседаний по инициативе Суда или по ходатайству участников разбирательства. Для обращения будет достаточно заполнить специальную форму на официальном сайте Суда или отправить заявление по электронной почте, скрепив его усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом все прилагаемые к нему документы также должны быть отправлены через Интернет. Предоставление копий документов в таком случае будет не нужно. Закон вступает в силу с 1 августа 2015 года.

Владимир Жириновский предложил совместить выборы в Государственную Думу с Единым днем голосования. Напомним, что в сентябре 2016 года пройдут выборы глав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в декабре 2016 года — выборы депутатов Государственной Думы. Жириновский предлагает совместить эти выборы, в результате чего, как он полагает, удастся сэкономить бюджетные средства. При этом пойти можно двумя путями: либо перенести думские выборы на более

ранний срок, либо отодвинуть Единый день голосования на более поздний. Эксперты отмечают, что в случае переноса федеральных выборов на сентябрь действующим депутатам придется сокращать полномочия. Кроме того, если выборы пройдут в декабре, то депутаты будут работать с уже сверстанным бюджетом. Инициатива уже нашла поддержку у многих государственных деятелей, в том числе Франца Клинцевича, Валентины Матвиенко, Сергея Миронова и Владимира Чурова.

Министерство юстиции подготовило поправки в закон «О прокуратуре», уточняющие порядок проверки некоммерческих организаций. Проект подготовлен во исполнение февральского постановления Конституционного Суда РФ. О проведении проверки руководство НКО должно быть уведомлено не позднее дня ее начала, продолжительность проверки не может быть более 20 рабочих дней (с возможностью продления еще на 20 дней), а с результатами организацию должны ознакомить в течение 10 дней после окончания проверочных мероприятий.

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 761399-6, который уточняет порядок определения сроков полномочий глав субъектов Российской Федерации. Законопроектом предлагается внести изменение, в соответствии с которым глава субъекта Российской Федерации может замещать указанную должность не более двух сроков подряд, независимо от способа своего избрания (гражданами Российской Федерации или законодательным органом власти субъекта Российской Федерации). Кроме того, если глава региона был сначала наделен полномочиями по представлению Президента РФ, а затем избран любым способом, то первым сроком для него будет считаться срок, на который это лицо было избрано после вступления в силу закона о возвращении губернаторских выборов в 2012 году. Таким образом, для глав субъектов Российской Федерации, ранее назначенных Президентом РФ и позже переизбранных, все предыдущие сроки обнуляются.

США

29 апреля 2015 года Верховный суд США принял решение по делу Williams-Yulee v. Florida Bar. Как следует из материалов де-

ла, в Суд обратилась Ланелл Вильямс-Юли (далее — Юли), баллотировавшаяся на должность судьи в штате Флорида. В рамках судебного разбирательства было установлено, что Юли рассылала сообщения своим потенциальным спонсорам с просьбой оказать ей финансовую поддержку в рамках предвыборной кампании.

За указанные действия Юли была привлечена к ответственности Ассоциацией юристов Флориды за нарушение правил судейской этики, а именно положения пункта 7(С) Кодекса поведения судей, согласно которому кандидаты на должности судей не вправе лично обращаться к потенциальным спонсорам с просьбой финансирования предвыборной кампании, но могут лишь учреждать специальные комитеты, которые будут заниматься подобной деятельностью. Юли сочла, что такие ограничения нарушают поправку I к Конституции США, гарантирующую свободу слова, и дискриминируют кандидатов на должности судей по профессиональному признаку.

Таким образом, перед судьями Верховного суда США был поставлен вопрос о конституционности запрета, установленного в законодательстве большинства штатов США, в отношении кандидатов на должности судей по личному обращению к спонсорам за финансовой поддержкой.

Как следует из позиции Верховного суда США, подготовленной председателем суда Джоном Г. Робертсом, штаты имеют достаточные социально-политические основания устанавливать специальные ограничения в отношении кандидатов на должности судей обращаться к потенциальным спонсорам за финансовой помощью, что объясняется наличием публичного интереса, заинтересованностью всего общества штата в подлинной независимости и беспристрастности судейского корпуса при отправлении правосудия.

Более того, судья Робертс отметил, что норма, позволяющая кандидатам на должности судей формировать специальные комитеты уполномоченных лиц для сбора средств, как раз и направлена на реализацию положений поправки I к Конституции США.

К позиции судьи Робертса присоединились все судьи «либерального крыла» Верховного суда США, включая Стивена Брайера, Соню Сотомайор, Елену Кейган и Рут Б. Гинзбург (которая представила особое мнение).

В особом мнении, в целом согласившись с логикой большинства, судья Гинзбург остановилась на разграничении «обычных» политических выборов и избирательных кампаний судей. Главное отличие, по мнению судьи Гинзбург, состоит в том, что если спонсоры («доноры») политиков, оказывая поддержку своим кандидатам, вправе ожидать от них какой-либо «благодарности» и «понимания» в последующем, то в случае с судьями такое невозможно, поскольку подобное положение дел подрывало бы независимость и автономию судей («финансирование выборов... означает покупку голосов»).

Судьи «консервативного крыла» (Антонин Г. Скалиа, Самюэль Алито, Энтони Кеннеди и Кларенс Томас) исходили из буквального толкования поправки I к Конституции США, на основании чего сделали вывод, что любое ограничение доступа граждан (в том числе кандидатов на должности судей) напрямую обращаться за финансовой поддержкой приводит к нарушению свободы слова.

Как объяснил судья Кеннеди, подобное ограничение, поддержанное большинством судей Верховного суда США, по существу, ущемляет права наиболее необеспеченных кандидатов (лишая их возможности обратиться даже к своим друзьям и родственникам), что приводит к ограничению всех слоев населения американского общества в доступе к судейской профессии. Иными словами, судьи, оставшиеся в меньшинстве, сочли подобное ограничение непропорциональным.

Тем не менее пятью голосами против четырех Верховный суд США постановил признать конституционным существующий в штате Флорида запрет для кандидатов на должности судей в непосредственном обращении к потенциальным спонсорам.

Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, ограничивающий возможности Агентства национальной безопасности по слежке за телефонными переговорами американских граждан. Законопроект был принят подавляющим большинством голосов (338 против 88). Авторы законопроекта предлагают ввести новую процедуру: Агентство национальной безопасности теперь сможет запрашивать конкретную информацию у операторов связи только после получения соответствующего судебного решения. На сегодняш-

ний день Агентство национальной безопасности в массовом порядке собирает информацию об абонентах. В 2013 году сведения о программе слежки обнародовал бывший сотрудник Агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден.

Того

Избрание на должность президента на третий пятилетний срок подтверждено Конституционным судом в Того. 3 мая 2015 года глава Конституционного суда в прямом эфире подтвердил, что действующий Президент Фор Гнассингбе на прошедших в конце апреля выборах получил поддержку 59 % избирателей. Главный соперник действующего Президента Жан-Пьер Фабр получил 35 % голосов. Итоги выборов продлили правление семьи Гнассингбе до 50 лет. Действующий Президент занял пост в 2005 году сразу после смерти своего отца, который был Президентом Того в течение 38 лет. Приход к власти Фора Гнассингбе в 2005 году был признан незаконным со стороны международных наблюдателей, включая Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС). Парламент Того в условиях конфликтной ситуации в 2005 году признал Президентом лидера правящей парламентской партии. Однако Конституционный суд подтвердил легитимность Фора Гнассингбе как Президента в 2005 году, что ослабило позиции Парламента, настроенного оппозиционно по отношению к Президенту. В 2014 году парламентарии не смогли добиться принятия поправок, ограничивающих исполнение полномочий Президента двумя сроками. В результате действующий Президент получил право продолжить управление государством до 2020 года.

Украина

21 мая 2015 года Верховная Рада поддержала Постановление № 2765 (462-УШ) «Об утверждении заявления Верховной Рады Украины "Об отступлении Украины от отдельных обязательств, определенных Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод"». Данное постановление является ос-

нованием для отступления Украины от обязательств, предусмотренных статьями 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливый суд), 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьями 2 (обеспечение прав и их эффективной защиты), 9 (незаконный арест), 12 (свобода передвижения и выбора места проживания), 14 (правила судебного рассмотрения) и 17 (защита от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь) Международного пакта о гражданских и политических правах.

В заявлении Верховной Рады указывается, что Украина отступает от обязательств на определенных Кабинетом министров территориях Луганской и Донецкой областей в связи с проведением антитеррористической операции на период до полного прекращения Российской Федерацией вооруженной агрессии. Согласно заявлению, Российская Федерация как государство, которое фактически оккупировало и контролирует часть Донецкой и Луганской областей, несет ответственность за соблюдение и защиту прав человека на данных территориях в соответствии с международным правом.

Верховная Рада Украины приняла Закон «Об особенностях совершения правовых сделок с государственным, гарантированным государственным долгом и местным долгом», согласно которому Кабинет министров и соответствующие городские советы наделяются правом принимать решения о временном приостановлении осуществления платежей по всем или некоторым государственным внешним займам, гарантированным государством внешним займам и местным внешним займам. Также возможно введение временного моратория на удовлетворение требований кредиторов по таким обязательствам субъектов внешних займов, в отношении которых Кабинетом министров или городским советом принято соответствующее решение.

Ведущая рубрики - Ярослава Гребенщикова. В подготовке мониторинга участвовали: Алексей Бруслик, Тимофей Виноградов, Ильсур Зиганшин, Анастасия Марьясова, Юлия Рудт, Алим Ульбашев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.