Научная статья на тему 'Мониторинг конституционных новостей. ФЕВРАЛЬ - АПРЕЛЬ · 2015. АВСТРИЯ, АРМЕНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ЕГИПЕТ, ИЗРАИЛЬ, ИТАЛИЯ, ЙЕМЕН, КАНАДА, РОССИЯ, СЛОВАКИЯ, СЛОВЕНИЯ, УЗБЕКИСТАН, УКРАИНА, ЭСТОНИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ'

Мониторинг конституционных новостей. ФЕВРАЛЬ - АПРЕЛЬ · 2015. АВСТРИЯ, АРМЕНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ЕГИПЕТ, ИЗРАИЛЬ, ИТАЛИЯ, ЙЕМЕН, КАНАДА, РОССИЯ, СЛОВАКИЯ, СЛОВЕНИЯ, УЗБЕКИСТАН, УКРАИНА, ЭСТОНИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисова Алена, Виноградов Тимофей, Зиганшин Ильсур, Манасян Анаит, Рудт Юлия

«Мониторинг конституционных новостей» – это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача – дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Борисова Алена, Виноградов Тимофей, Зиганшин Ильсур, Манасян Анаит, Рудт Юлия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг конституционных новостей. ФЕВРАЛЬ - АПРЕЛЬ · 2015. АВСТРИЯ, АРМЕНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ЕГИПЕТ, ИЗРАИЛЬ, ИТАЛИЯ, ЙЕМЕН, КАНАДА, РОССИЯ, СЛОВАКИЯ, СЛОВЕНИЯ, УЗБЕКИСТАН, УКРАИНА, ЭСТОНИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ»

Законодатель земли Северный Рейн-Вест-фалия имел легитимную цель поддержания нейтральности в школах в вопросах религии. При этом ношение религиозных символов само по себе не представляет угрозу данной нейтральности. Дистанция между государством и церковью не должна восприниматься как абсолютная. Органы власти, соблюдая нейтралитет, могут поддерживать разные религии в равной степени. Свобода вероисповедания при балансировании с государственным нейтралитетом имеет преимущество.

Данное дело не идентично раннее рассмотренному вопросу о запрете на размещение распятий в государственных школах, поскольку в последнем случае религиозный символ ассоциировался напрямую с государством, а не личностью учителя в сознании учеников и их родителей. В то же время Суд признал, что Закон об образовании, устанавливающий привилегии для продвижения христианских образовательных и культурных ценностей, нарушает конституционный запрет на дискриминацию по религиозному принципу. Решение было принято шестью голосами против двух.

Египет

24 февраля 2015 года Конституционный суд Египта постановил, что его Председатель не обязан раскрывать сведения о заработной плате судей Конституционного суда. Данная обязанность была возложена на Конституционный суд по решению Кассационного суда, требующего соблюдения равной оплаты труда своих судей с судьями конституционной ветви. Председатель Конституционного суда при рассмотрении дела не был признан заинтересованной стороной и принял участие в голосовании. В решении отмечается, что министр финансов является единственным субъектом, имеющим право запрашивать сведения о финансовых затратах судов, и только он может решать проблемы, связанные с равенством оплаты труда судей разных судебных ветвей.

Израиль

17 марта 2015 года в Израиле состоялись внеочередные парламентские выборы. Накануне премьер-министр страны Биньямин

Нетаньяху (руководитель партии «Ликуд») отправил в отставку сразу двух членов правительства — министра финансов Яира Лапида (лидер «Еш Атид») и министра юстиции Ципи Ливни (глава «Ха-Тнуа»). Данное событие окончательно подорвало хрупкий мир в отношениях между правыми и левыми политическими элитами еврейского государства. По той причине, что «Еш Атид» и «Ха-Тнуа» входили в парламентскую коалицию, то уход партийных лидеров из правительства означал неминуемый распад правящего блока, в связи с чем Нетаньяху и был вынужден объявить о намерении провести досрочные выборы.

Точка кипения была достигнута, когда «Ликуд» совместно со своей «братской партией» «Наш дом — Израиль» Авигдора Ли-бермана, опирающейся на русскоязычное еврейство страны, внесли в Кнессет законопроект о национальном (еврейском) характере Государства Израиль. Билль предполагал лишение арабского языка статуса национального. Законопроект воспринимался как сигнал арабскому меньшинству, легализующий его официальную дискриминацию на всех уровнях. С жесткой критикой закона выступали Ливни и Лапид, считая, что новые законоположения смогут подорвать демократические устои израильского государства.

Сам спор о еврейском характере израильской государственности начался еще до формального признания Государства Израиль в 1948 году, но однозначного ответа на данный вопрос дано все же не было (за исключением осторожной формулировки Декларации независимости страны о «национальном очаге еврейского народа»).

3 декабря 2014 года израильские парламентарии приняли решение о роспуске Кнес-сета и назначении внеочередных выборов на 17 марта 2015 года. За этот период практически не было ни одного выпуска в американских и западноевропейских СМИ, который так или иначе не был посвящен предстоящим выборам в еврейском государстве. При этом общий тон был таков, что победу с небольшим перевесом одержит Сионистский блок, в который входят главные оппоненты Нетаньяху — Ицхак Герцог («Авода») и Ципи Ливни («Ха-Тнуа»), придерживающиеся левой ориентации. Российские государственные СМИ также полагали, что Нетаньяху придется покинуть кресло премьер-министра. Но резуль-

таты выборов оказались несколько неожиданными. По официальным данным, опубликованным ЦИК Израиля 20 марта 2015 года, электоральный барьер в 3,25 % смогли преодолеть 10 из 26 политических партий, участвовавших в гонке. Первое место (23,4 %) получила партия Нетаньяху «Ликуд», в результате чего в Кнессете ее будет представлять 30 депутатов. Таким образом, «Ликуд» даже смог улучшить свои позиции: на прошлых выборах партии удалось добиться лишь 24 мандатов. Победа «Ликуд» удалась за счет ее агрессивной избирательной кампании. Например, за пару дней до выборов израильтяне получили СМС-сообщения: «Власть Ликуд в опасности, если вы не придете на избирательные участки и не проголосуете, то к власти придут левые и арабы». Второе место получили сионисты (Герцог и Ливни), у которых 18,67 % и 24 депутатских мандата соответственно. Тройку лидеров закрывает объединенный список так называемых арабских партий («Хадаш», «РААМ,» «Тааль» и «Балад»), у которых 10,54 % и рекордных 13 мест в парламенте. Неплохо выступила и новая партия левого толка «Кулану», у которой на первых для нее выборах сразу же 7,49 % голосов избирателей и 10 мандатов соответственно.

Существенно ослабились позиции у союзников «Ликуд» — «Наш дом — Израиль» Либермана (чуть более 5 % и всего 6 депутатских мандатов). Не стали лучшими выборы и для «Еш Атид» (8,81 % и 11 мандатов). В Кнессет также попали «Яхадут а-Тора» (5,03 % и 6 мандатов), «МЕРЕЦ» (3,93 % и 5 мандатов), «Байит Йегуди» (6,74 % и 8 мандатов), «ШАС» (5,73 % и 7 мандатов).

Выборы, по сути, легитимировали политический курс Нетаньяху. По всей видимости, больших компромиссов в арабо-израильском противостоянии достичь не удастся. В соответствии с существующей процедурой в ближайшее время Президент страны поручит лидеру партии, победившей на выборах, сформировать новое правительство, от которого, впрочем, и будет зависеть реализация предвыборных обещаний, на которые в этот раз не скупилась ни одна из партий.

Италия

2 марта 2015 года Конституционный суд Италии принял знаковое Решение № 10 по

делу о проверке конституционности отдельных положений законов от 25 июня 2008 года № 112 и 6 августа 2008 года № 133, устанавливающих повышенные налоговые ставки для компаний, получающих сверхприбыль от экономической деятельности. В первую очередь налоговые меры были направлены против крупных нефтяных компаний. В рассматриваемом судебном акте Конституционный суд Италии, помимо прочего, впервые сформулировал подходы к порядку исполнения собственных решений.

Необходимость в проверке конституционности отдельных норм налогового законодательства возникла в связи с обращением, поступившим из суда провинции Реджо-Эми-лии, в котором в ходе рассмотрения конкретного спора возник соответствующий вопрос. Как указывается в решении № 10, перед Конституционным судом Италии был поставлен вопрос о наличии признаков дискриминации и нарушении принципов равенства налоговых агентов со стороны законодателя, установившего повышенные («дополнительные» — по тексту судебного акта) налоговые ставки для нефтяных компаний, получающих сверхприбыль. При этом внимание Конституционного суда обращалось и на то, что налоговым агентам (нефтяным компаниям) прямо запрещалось «возмещать» суммы, дополнительно уплачиваемые в казну, за счет повышения стоимости конечного продукта (бензина и других нефтепродуктов).

Конституционный суд Италии пришел к выводу, что данные нормы налогового законодательства являются дискриминационными и нерациональными, по существу, подавляют деловую активность и лишают нефтяные компании возможности получать прибыль от ведения предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законом. Таким образом, Конституционный суд пришел к выводу, что законодатель вышел за пределы своих полномочий, устанавливая сверхналоги, тем самым нарушил правила статьи 81 Конституции Италии 1948 года.

Однако принципиально важно то, что Конституционный суд Италии, рассматривая данное дело, значительное внимание уделил вопросам исполнения своих собственных решений. Предварительно проанализировав практику исполнения своих решений за последние десятилетия, Конституционный суд страны

отметил, что по общему правилу судебный акт органа конституционного контроля применяется ретроспективно. Исходя из этой логики, нефтяные компании были бы вправе требовать от государства возврата тех сумм, которые были уплачены с 2008 года (с момента принятия оспариваемых положений налогового законодательства) по настоящее время. Принимая во внимание то обстоятельство, что речь идет не об ординарных налогоплательщиках, а о нефтяных гигантах, Конституционный суд не без труда подсчитал, что соответствующие возвратные выплаты из казны нанесут колоссальный урон по экономике всей страны. В итоге образовавшийся в стране бюджетный дефицит государство будет вынуждено покрывать за счет введения новых «экстраординарных» налогов, что в малой степени поспособствует системному решению проблемы. Руководствуясь изложенной логикой, Конституционный суд заключил, что возврату подлежат лишь те суммы, которые будут уплачены налоговыми агентами с момента признания судом норм налогового законодательства неконституционными (то есть начиная со 2 марта 2015 года).

Таким образом, Конституционный суд Италии пришел к выводу, что ретроспективное действие его собственных решений может быть ограничено, пусть и в исключительных случаях.

Следует отметить, что с 2008 года Конституционный суд Италии достаточно часто признавал те или иные налоговые законы неконституционными. При этом каждый раз оставалось достаточно неясным, имеют ли решения суда обратную силу, что нередко толковалось в пользу налогоплательщика и, как следствие, вело к образованию бреши в государственном бюджете. Стоит полагать, что решение № 10 Конституционного суда Италии поставит точку в этом споре, что будет весьма кстати для властей в условиях непростой экономической ситуации, в которой продолжает оставаться итальянская экономика.

Йемен

В конце марта 2015 года шиитские повстан-цы-хуситы одержали промежуточную победу в длящейся уже многие годы гражданской войне. Часть правительственных войск перешла на сторону повстанцев, которые взя-

ли под контроль большинство ключевых объектов. Президент Хади бежал из страны. Это привело к активизации поддерживавших его внешних сил. 26 марта Саудовская Аравия и примкнувшие к ней страны начали военную интервенцию в Йемене с целью возвращения к власти своих ставленников. На первом этапе были проведены массированные бомбардировки военных и гражданских объектов. На последующем этапе при необходимости планируется проведение наземной операции. США и Великобритания поддержали действия коалиции. Интервенция в Йемене осуществляется без какого-либо мандата ООН. Резолюция Совета безопасности ООН 2201, принятая 15 февраля 2015 года, призывала стороны к мирному решению конфликта и подчеркивала, что урегулирование ситуации является прежде всего делом самих йеменцев. Пункт 9 резолюции содержал призыв к государствам — членам ООН «воздерживаться от внешнего вмешательства, способствующего разжиганию конфликта и усилению нестабильности, и вместо этого поддержать политический переходный процесс».

Канада

15 февраля 2015 года Верховный суд Канады отменил действие положений федерального Уголовного кодекса, устанавливающих ответственность за оказание помощи в совершении самоубийства неизлечимо больным и непосильно страдающим людям (Carter v. Canada).

Суд должен был разрешить вопрос конкуренции между фундаментальными ценностями — правом на жизнь и правом на достойное существование. Суд пришел к выводу, что право на жизнь не требует абсолютного запрета на содействие в самоубийстве. Хартия прав (составная часть канадской Конституции) не закрепляет принципиальную невозможность лиц отказаться от своего права на жизнь. Это породило бы скорее «обязанность» жить, чем такое право. Хартия, закрепляя священную ценность жизни, не требует ее сохранения «любой ценой». Следовательно, закон должен признать право лиц, в исключительных случаях, выбирать между жизнью и смертью.

Таким образом, Суд пересмотрел собственное решение 1993 года, которым призна-

вал привлечение к уголовной ответственности за помощь в самоубийстве соответствующим положениям Конституции.

Верховный суд Канады рассмотрел в марте дело средней школы Лойолы против Квебека, связанное с обязательной для всех образовательных учреждений Квебека базовой учебной программой по этике и религиозной свободе, разработанной Министерством образования. В каждой школе Квебека существует предмет, на котором ученикам преподаются основы мировых религий. Канада является светским государством, поэтому школьное образование должно отвечать принципам светскости, включая критерии нейтрального и беспристрастного преподавания. Вместе с тем в Канаде до сих пор существуют религиозные школы, но они являются сегодня частными учреждениями.

Средняя школа Лойолы является частной католической школой для мальчиков, находящиеся под управлением ордена иезуитов. Как и любое квебекское учебное заведение, школа внедрила в свою систему образования указанную программу, однако направила министру просьбу утвердить альтернативную программу, которая бы позволила преподавать основы мировых вероучений с католической точки зрения, потому что нейтральное преподавание религиозной материи не соответствует статусу заведения как частной католической школы. Министр дважды отклонил прошение, заявив, что не видит адекватной замены существующей образовательной программы, тем более если это будет католическая программа. Школа Лойолы потребовала судебного пересмотра решений министра, и в итоге дело было рассмотрено Верховным судом Канады.

Перед Судом было поставлено два вопроса. Во-первых, должны ли учителя католической школы объективно и нейтрально преподавать сам католицизм, а во-вторых, должны ли они согласно тем же принципам преподавать этику иных мировых религий. По поводу первой проблемы судьи единогласно нашли нарушение раздела 2 (а) Канадской хартии прав и свобод, признав, что требование преподавать католическую религию и этику с некатолической, нейтральной точки зрения не согласуется с принципом свободы вероисповедания, и в этом смысле программа, разра-

ботанная Министерством, является вмешательством государства в свободу совести.

По второму вопросу Суд указал, что если позволить католической школе преподавать этику других религий с точки зрения католицизма, как того требовала средняя школа Лойолы, нейтрально, но не объективно, то возникнет риск, что другие религии будут рассматриваться не как законные системы верований, а как достойные уважения только в той части, в какой их принципы соответствуют постулатам католицизма. Поэтому Суд постановил, что преподавание других религиозных учений должно быть настолько объективным, насколько это возможно.

Россия

Президент РФ поручил своей администрации вместе с Министерством юстиции РФ и Общественной палатой РФ уточнить понятие «социально ориентированная некоммерческая организация». Также поручено создать Всероссийский единый реестр некоммерческих организаций, предусматривающий разграничение социально ориентированных и иных некоммерческих организаций. Правительство РФ должно подготовить предложения по созданию механизма передачи социально ориентированным некоммерческим организациям части функций государства в социальной сфере. Кабинет министров должен проработать вопросы сотрудничества с государствами СНГ и Евразийского экономического союза в сфере реализации социально ориентированными некоммерческими организациями совместных гуманитарных проектов, а также налоговых льгот, которые можно предоставить таким организациям.

Были приняты поправки к законам «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях», согласно которым организация, зачисленная в реестр иностранных агентов Министерством юстиции РФ, может быть из него исключена. Согласно документу, организация вправе обратиться с заявлением в Минюст России, который должен провести проверку и, если не найдет оснований, позволяющих считать некоммерческую организацию «иностранным агентом», принимает решение об исключении ее из реестра. Организации нужно доказать,

что она не получала иностранного финансирования в течение года (до проверки) или же в течение этого же года не участвовала в политической деятельности.

Президент РФ поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву представить предложения о создании Федерального агентства по делам национальностей. Оно будет реализовывать государственную политику в сфере межнациональных и этно-конфессиональных отношений, осуществлять меры, направленные на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации,обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, а также меры, направленные на этнокультурное развитие народов России. Кроме того, ведомство будет разрабатывать и выполнять государственные и федеральные целевые программы в сфере межнациональных отношений и осуществлять государственный мониторинг и контроль в этой сфере. Скорее всего, агентство будет находится в ведении Министерства культуры.

В Государственную Думу РФ внесен законопроект № 730438-6, запрещающий Правительству РФ и Президенту РФ самостоятельно принимать решения о введении экономических санкций. По мнению депутатов «Справедливой России», которые выступили авторами данного законопроекта, введение экономических санкций возможно только путем принятия федерального закона. Авторы опираются на статью 34 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, и статью 55, которая допускает ограничение прав человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мари-ничев предложил Владимиру Путину смягчить закон о персональных данных. В частности, предлагается при наличии согласия российского пользователя разрешить хранить его персональные данные на территории любой страны, присоединившейся к

Конвенции Совета Европы от 28 января 1981 года «О защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера». Напомним, что в сентябре нынешнего года вступит в силу закон, который предписывает хранить персональные данных россиян только на территории нашей страны, в связи с чем существует опасность прекращения работы в России популярных интернет-сервисов.

12 марта 2015 года Комитет министров Совета Европы вынес ряд решений о ходе исполнения наиболее резонансных постановлений Европейского Суда по правам человека. В частности, Россию обязали представить график выплаты акционерам ЮКОСа 1,9 млрд евро, обеспечить в кратчайшие сроки «надлежащее функционирование» молдавских школ в Приднестровье, а также активизировать поиск пропавших без вести в результате контртеррористических операций с 1999 по 2006 год на Северном Кавказе, создав для этого единый уполномоченный орган. На разработку «всеобъемлющего плана действий» по погашению суммы между акционерами ЮКОСа и его согласования с Комитетом отводится шестимесячный срок.

Словакия

В Словакии признан несостоявшимся референдум, на котором гражданам было предложено определиться с отношением к однополым бракам и к праву лиц, заключивших такой союз, брать детей на воспитание. В референдуме приняли участие только 21,4 % граждан, имеющих право голоса, а для придания его результатам юридической силы требовалась как минимум 50-процентная явка. В настоящее время в Словакии не предусмотрена возможность официального заключения однополых браков. При этом прямого запрета на воспитание детей такими парами нет, однако существующие правила усыновления являются сложными, и гетеросексуальные пары здесь имеют преимущество.

Словения

17 марта 2015 года Конституционный суд Словении признал неконституционным отказ Президента назначить трех граждан на пост судей Конституционного су-

да. В июле 2014 года Президент Словении А. Киска принял решение не назначать пять из шести кандидатов на три вакантные должности судей Конституционного суда. Кандидатуры были представлены партией, доминирующей в Парламенте страны. После личных встреч с кандидатами только один претендент устроил Президента, и он был назначен на пост судьи. Отклоненные кандидаты подали жалобу в Конституционный суд Словении, поскольку отказ в их назначении не был аргументирован и, по их мнению, был политически мотивирован. Решение по трем заявлениям принято Конституционным судом, а заявления еще двух кандидатов находятся на рассмотрении. По решению Конституционный суд признал недействительным акт Президента об отклонении трех кандидатур на должности судей и обязал главу государства вернуться к рассмотрению дела еще раз. Также Президент должен компенсировать затраты заявителей, связанные с судебным разбирательством.

Узбекистан

29 марта 2015 года в Узбекистане состоялись выборы Президента Республики Узбекистан.

В списки избирателей были включены имена 20 798 052 граждан страны, более 10 миллионов из которых — молодежь в возрасте до 30 лет. В голосовании приняли участие 18 миллионов 942 тысяч граждан, что составляет 91,08 % от общего числа избирателей, внесенных в списки.

В выборах Президента Республики Узбекистан участвовали четыре кандидата — Хо-тамжон Кетмонов от Народно-демократической партии Узбекистана, Акмал Саидов от демократической партии Узбекистана «Мил-лий тикланиш», Ислам Каримов от Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократической партии Узбекистана и Наримон Умаров от Социал-демократической партии «Адолат».

За действующего Президента Ислама Каримова отдали свои голоса 90,39 %, за Хотам-жона Кетмонова — 2,92 %, за Акмаля Саидо-ва — 3,08 %, за Наримона Умарова — 2,05 %.

Международный мониторинг выборов Президента Республики Узбекистан осуществляли около 300 наблюдателей от различных

международных организаций. Глава миссии наблюдателей от СНГ, председатель Исполнительного комитета Содружества Сергей Лебедев назвал прошедшие выборы свободными и открытыми, а также соответствующими общепризнанным демократическим нормам. Однако другую оценку дала руководитель миссии по наблюдению за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Тана де Зулу-эта, отметив, что «сохраняющиеся правовые и организационные недостатки избирательного процесса» не устранены в Узбекистане. К таким недостаткам наблюдатели БДИПЧ отнесли чрезмерное освещение деятельности действующего Президента в его официальном качестве в эфирном и печатном пространстве, что способствовало созданию преимущества. Но, по мнению местных экспертов, созданное неравным освещением преимущество, не могло повлиять на результаты выборов. Также мониторинг осуществляли представители Шанхайской организации сотрудничества, Всемирной ассоциации избирательных органов и Организации исламского сотрудничества. В наблюдении за ходом голосования участвовали и более 35 тысяч наблюдателей от четырех политических партий, выдвинувших кандидатов в президенты.

Эксперты отмечают, что высокая явка избирателей свидетельствует о том, что люди осознают свою ответственность и стремятся внести собственный вклад в будущее страны. Активность избирателей отчасти объясняется возросшим на фоне украинского кризиса уровнем политической сознательности граждан и усилением державных настроений.

Украина

Президент Украины Петр Порошенко подписал закон «О внесении изменений в некоторые законы о защите информационного телерадиопространства Украины», запрещающий использование любой аудиовизуальной продукции, которая вредит национальной безопасности Украины и прославляет вооруженные формирования «государства-оккупанта».

Указанный закон был принят Верховной Радой 18 марта 2015 года. Однако в тот же день депутаты «Оппозиционного блока», не поддержавшие закон, зарегистрировали свое

постановление о том, что закон был принят с нарушением регламента, в связи с чем должен быть отменен. Тем не менее Верховная Рада проголосовала против этого предложения. Следует отметить, что запрет трансляции кинолент не распространяется на советские фильмы. Также к исключениям закон относит демонстрацию мультфильмов и сериалов, не носящих военной направленности.

Эстония

На парламентских выборах в Эстонии победила правящая Партия реформ. Она набрала 27,7 % голосов и, таким образом, получила 30 из 101 мандата в Рийгикогу. Реформисты считаются правой партией и поддерживают усиление безопасности и обороны, увеличение военных расходов и присутствия в стране союзников по НАТО, а также резко критикуют Россию в связи с конфликтом на Украине. Второе место заняла оппозиционная Центристская партия, которая набрала 24,8 % голосов избирателей (27 депутатских мест). Центристы хотят поддерживать отношения с Россией и выступают в поддержку прав русскоговорящего населения. На третьем месте оказалась Социал-демократическая партия, входящая в нынешнюю правящую коалицию, получившая на выборах 15,2 % голосов (15 мандатов). Явка избирателей составила 63,7 %. Стоит отметить, что около 20 % избирателей голосовали через Интернет. Сейчас начинаются переговоры между политическими партиями по поводу создания новой правящей коалиции.

Южная Корея

26 февраля 2015 года уголовная ответственность за супружескую измену признана неконституционной по решению Конституционного суда Южной Кореи. Статья 241 Уголовного кодекса о супружеской измене была введена в 1953 году как результат сильного влияния консервативного конфуцианства на сферу семейных отношений. Право подачи заявления в суд о привлечении к уголовной ответственности партнера имел супруг, подающий на развод. Привлечению к ответственности подлежали оба партнера, участвовавших в измене. На практике многие заявления супругов с обвинением в

измене отзывались при удовлетворении их финансовых требований в бракоразводном процессе. С 1985 года более 53 000 человек обвинялись по указанной статье, но тюремные сроки были редким случаем (санкция статьи предусматривала лишение свободы до двух лет). Интересно отметить, что в 2014 году правительство закрыло социальную сеть, позволявшую одиноким гражданам находить себе партнеров для личной жизни, поскольку подобные сайты способствуют супружеским изменам.

Вопрос о конституционности криминализации супружеской измены являлся предметом рассмотрения Конституционного суда Южной Кореи не один раз: в 1990 и 1993 годах (6 голосов против 3); в 2001 году (8 против 1); в 2008 году (4 против 5). В 2008 году для признания неконституционности уголовного закона не хватило одного голоса (требуется наличие шести голосов для вынесения решения о неконституционности). Сторонники криминализации супружеской измены аргументировали свою позицию тем, что подобные меры государственного наказания укрепляют институт моногамной семьи.

По мнению 17 заявителей, подвергнутых наказанию в период с 2009 по 2014 год, норма нарушает их права. В решении, принятом семью судьями против двух, Конституционный суд постановил, что положения уголовного закона неконституционны, существенно ограничивают основные права граждан, в том числе право на самоопределение в сексуальных отношениях. Кроме того, судьи негативно оценили превентивную функцию закона в сравнении с незначительным уровнем социального осуждения подобных проступков.

Решение Конституционного суда напрямую повлияет на более чем 5 400 человек, которым были предъявлены обвинения в прелюбодеянии с 2008 года. Заметим, что после вынесения решения Конституционным судом акции компаний, производящих товары для магазинов для взрослых выросли в среднем на 10 %.

Ведущий рубрики - Ярослава Гребенщикова. В подготовке мониторинга участвовали: Алена Борисова, Тимофей Виноградов, Ильсур Зиганшин, Анаит Ма-насян, Юлия Рудт, Андрей Румянцев, Алим Ульбашев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.