Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ДЕКАБРЬ · 2011 - ЯНВАРЬ · 2012'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ДЕКАБРЬ · 2011 - ЯНВАРЬ · 2012 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заикин Сергей, Гулина Ольга, Наталья Аленкина, Блохин Павел, Ульбашев Алим

«Мониторинг конституционных новостей» – это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача – дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Заикин Сергей, Гулина Ольга, Наталья Аленкина, Блохин Павел, Ульбашев Алим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ДЕКАБРЬ · 2011 - ЯНВАРЬ · 2012»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ДЕКАБРЬ • 2011 - ЯНВАРЬ • 2012

Австрия

1 декабря 2011 года Парламентом Австрии был утвержден закон Европейского Союза «Об информации»1, который вступил в действие с 1 января 2012 года. Задачами закона является обеспечение улучшенного доступа обеих палат австрийского парламента — Национального совета и Федерального совета — по всем темам и вопросам, касающимся деятельности ЕС. На правительство страны возлагается обязанности заблаговременно информировать парламентариев обо всех значительных законопроектах на европейской арене. Начиная с 2012 года министры обязаны готовить обязательные комментарии по законопроектам ЕС, обсуждаемым в Национальном совете и Федеральном совете. До этого такие комментарии носили добровольный характер. Помимо этого, ответственные руководители по направлениям деятельности правительства должны предоставлять письменные комментарии к документам ЕС и содействовать субсидиарности действий Национального совета и/или Федерального совета.

Кроме того, правительство должно содействовать автоматизации документов ЕС (их переводу в электронный вид и созданию автоматизированной системы по их поиску), которые должны быть отсортированы по направлениям деятельности комитетов парламента

и быть доступны для всех членов парламента. У общественности также будет доступ ко всем документам ЕС и, таким образом, она будет всегда проинформирована о происходящих на ЕС-арене изменений. Право на конфиденциальные документы ЕС остается только за членами парламента.

7 декабря 2011 года Национальным советом Австрии был изменен Федеральный закон о национальном гимне Австрийской Республики с учетом гендерного равенства. Начиная с 1 января 2012 года официальный текст гимна упоминает не только «достойных сыновей» (große Söhne), но и «достойных дочерей» (große Töchter) страны, а слова «братский хор» (Bruderchören) заменены на «хор ликования» (Jubelchöre)2.

1 января 2012 года на пост Председателя Федерального совета Австрии заступил Гре-гор Хаммерл, член Австрийской народной партии (ÖVP) от земли Штирия, который сменил на этом посту представительницу земли Зальцбург Сюзанну Нойвирф.

14 декабря 2011 года Конституционный суд Австрии принял решение, способное произвести революцию в миграционном законодательстве страны. Суд, рассмотрев жалобу лиц на решение правительства земли Вена, отказавшему в принятии в австрийское гражданство ребенку, рожденному суррогатной матерью на территории штата Джорджия

(США) от биологических родителей — гражданки Италии и гражданина Австрии, признал данное решение незаконным и нарушающим принцип равенства граждан перед законом3.

Бельгия

В декабре 2011 года завершился затяжной правительственный кризис в Бельгии, вызванный главным образом противоречиями этнического и территориального характера.

В основе административно-территориального устройства страны лежат одновременно два принципа: территориальный и языковой. Согласно статьям 3 и 4 Конституции Бельгии, существуют Фламандский, Валлонский и Брюссельский столичный регионы, с одной стороны, и фламандское, французское и немецкоязычное языковые сообщества — с другой. По этой причине Бельгию иногда именуют «двойной федерацией». Это связано с тем, что население Бельгии составляют преимущественно две сопоставимые по численности этнические группы: фламандцы (около 60 % населения), которые говорят на нидерландском, и валлоны (около 40 % населения), говорящие в основном на французском языке. Такая этнокультурная разобщенность с середины XX века постепенно начала приводить к серьезной децентрализации страны и усилению автономии ее субъектов, что вызвало политическую напряженность.

Особая ситуация сложилась вокруг двуязычного избирательного округа Брюссель-Хал-Вилворде, включающего Брюссель (где большинство населения — франкофоны) и западную часть Фламандского Брабанта (основной язык там — нидерландский). Франко-говорящие подданные, имея возможность голосовать за свои партии, в первую очередь за Союз франкофонов Фландрии, в ряде случаев побеждают на провинциальных и региональных выборах, что совершенно не устраивает фламандцев. Последние, желая сохранить власть в своих руках, требуют роспуска этого избирательного округа. Большинство франкоязычных жителей согласно пойти на роспуск округа только в обмен на территориальное расширение Брюсселя за счет присоединения к нему 6 льготно-французских муниципалитетов, имеющих франкоязычное большинство в размере 60—85 % или создания

территориальной связи с Валлонией, так называемого коридора Брюссель—Валлония.

В 2010 году правительство под руководством Ива Летерма, уже слагавшего однажды в 2008 году свои полномочия в результате крупного скандала, вновь было вынуждено уйти в отставку из-за неспособности разрешить описанные выше противоречия, подогреваемые негативными последствиями мирового финансового кризиса. В итоге в течение почти 20 месяцев бельгийские политические партии, представляющие соответственно фламандцев и валлонов, не могли сформировать новый кабинет, а страна оставалась без правительства.

Наконец, договоренность была достигнута, и 6 партий сформировали коалиционное правительство во главе с Элио Ди Рупо, лидером социалистической партии франкоязычного сообщества. 6 декабря 2011 года новый кабинет принес присягу королю Альберту II. Достигнутое соглашение положило начало конституционной реформе в Бельгии. Ключевым моментом этой реформы должен стать роспуск избирательного округа Брюссель-Хал-Вилворде, потенциально способный положить конец острому кризису федеративных отношений. Кроме того, предусматривается изменение порядка формирования бельгийского Сената (верхняя палата парламента). В силу положений статьи 67 Конституции Бельгии, 40 членов Сената (большая часть) избираются непосредственно прямыми выборами. Предполагается, что теперь сенаторы будут представлять региональные парламенты. Наконец, третий существенный пункт состоит в перераспределении государственно-властных полномочий в пользу субъектов федерации.

Германия

2 декабря 2011 года Бундестаг одобрил внесение изменений и дополнений в Закон о порядке получения информации (Gesetz zur Neuregelung des Rechts der Verbraucherinformation [Verbraucherinformationsgesetz -VIG]). Изменения должны способствовать упрощению порядка, процедуры и ускорения сроков получения информации гражданами от государственных органов и учреждений.

15 декабря 2011 года Бундестаг принял Федеральный закон о медиации в контексте

инкорпорирования Директивы 2008/ЕС/52 от 21 мая 2008 года с целью содействовать медиации и другим процессам внесудебного конфликтного урегулирования. Закон имел сложную судьбу, был отклонен дважды вследствие слабости по части соотношения/компетенции медиаторного и судебного разрешения конфликтов.

22 декабря 2011 года Федеральный закон об охране детей (Bundeskinderschutzge-setz — BKiSchG)4 был подписан Президентом страны. Закон, направленный на создание системы активной защиты детей и молодежи5, вступил в силу 1 января 2012 года.

1 января 2012 года вступили в силу изменения в социальное законодательство, касающиеся порядка расчета пенсионного возра-ста6. Пенсионный возраст повышен с 65 до 67 лет, начиная с 2012 по 2029 год — от одного месяца в год вплоть до 2024 года и от 2 месяцев в год с 2024 до 2029 год. Указанные изменения коснутся всех лиц 1964 и позже годов рождения.

19 декабря 2011 года профессор Удо Ди Фабио в связи с истечением срока своих полномочий покинул пост судьи Федерального конституционного суда Германии.

Решением Второго сената Федерального конституционного суда от 18 января 2012 года был признан законным и не противоречащим Основному закону закон земли Гессен 2007 года (HessMVollzG7), предполагающий передачу ряда учреждений исполнения наказаний, в частные руки8. Конкретно же данным законом частным субъектам передавался контроль над учреждениями, где содержатся психически нестабильные лица. Следует заметить, что Федеральный конституционный суд не дал разрешение на приватизацию учреждений исполнения наказаний. Судьи оговорили подобную возможность в порядке исключения, при которой защита лиц, содержащихся в этих учреждениях, и членов общества, а также квалификация и стабильность персонала оценены в равной степени.

Данное решение приведет к необходимости внесения изменений в законы земель Бранденбурга, Мекленбурга-Передней Померании, Шлезвиг-Гольштейна и Нижней Саксонии, ранее допустившим полный переход контроля за учреждениями подобного рода в частные руки. Представитель Партии демократического социализма Вольфганг Не-

скович по этому поводу заявил, что при содержании лиц основная нагрузка и ответственность должна ложиться на государство9.

Египет

11 января 2012 года в Египте завершились парламентские выборы, ставшие еще одним шагом на пути формирования новых органов государственной власти после революционных событий начала 2011 года, в результате которых было низложено правительство Хос-ни Мубарака.

Согласно новому избирательному закону от 7 июля 2011 года, выборы были проведены в три этапа по географическому признаку — на каждом этапе голосование проводилось в конкретных мухафазах, административно-территориальных единицах Египта. Первый этап выборов прошел 28—29 ноября 2011 года, второй — 14—15 декабря. Международные наблюдатели отмечали сложность такой системы.

21 января 2011 года председатель Высшей избирательной комиссии Египта Абдель Муиз Ибрагим на пресс-конференции в Каире обнародовал окончательные итоги голосования по партийным спискам, согласно которым Партия свободы и справедливости, представленная участниками исламистского движения «Братья-мусульмане», получила 127 из 332 мест, набрав 37,5 %.

Более консервативная салафитская партия «Ан-Нур» завоевала второе место, получив 96 мест по партийным спискам (27,8 %). Обновленная либеральная партия «Аль-Вафд» (9,2 %) и светский блок «Аль-Кутля» (8,9 %) получают соответственно 36 и 33 депутатских мандата.

Еще девять партий добились незначительного присутствия в Народном собрании (от десяти до одного мандата): «Аль Васат» — 10 мест (3,7 %), «Реформа и развитие» — 8 (2,2 %), «Революционный Альянс» — 7 (2,8 %), «Национальная партия Египта» — 4 (1,6 %), «Партия Свободы» - 4 (1,9 %), Египетская гражданская партия — Партия «Союз» — 2 (0,5 %), Демократическая партия мира — 1 (0,9 %), Арабо-египет-ская партия единства — 1 (0,6 %).

Подобные результаты были предсказаны многими западными экспертами, обращавших внимание на рост популярности экстре-

мистских и исламистских политических движений у египетского электората, насчитывавшего порядка 50 миллионов граждан, достигших 18-летнего возраста. Была отмечена также рекордная явка избирателей, превышающая 67 %.

Всего в Народное собрание Египта были избраны 498 депутатов: по партийным спискам — 70 % депутатов, 30 % — по одномандатным округам.

Выборы в Египте сопровождались массовыми демонстрациями. Участники акций протеста считали, что Высший совет вооруженных сил, принявший власть от опального Мубарака и призванного помочь в переходе Египта к демократии, на самом деле пытается удержать власть в своих руках.

Израиль

16 декабря 2011 года в Израиль с рабочим визитом прибыл особый посланник ООН по вопросам свободы слова Франк Ла Рю. В беседе с Председателем Кнессета (однопалатный парламент) Реувеном Ривлином, Ла Рю выразил обеспокоенность рядом законодательных инициатив, рассматриваемых парламентом страны. В первую очередь речь шла о проектах законов об ассоциациях, о мечетях и о клевете. Ривлин объяснил гостю причины продвижения подобных инициатив, добавив, что он не считает, что эти законы посягают на основы израильской демократии.

Закон об ассоциациях, в случае его принятия, существенно ограничит иностранные пожертвования политическим негосударственным организациям в Израиле. Новый закон разделяет негосударственные организации на три категории и запрещает любое финансирование для общественных организаций, которые отвергают право Израиля на существование, способствуют разжиганию расизма, поддержке насилия в отношении Израиля, призывают к бойкоту Израиля или призывают солдат ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля) не подчиняться приказам. Политическим организациям будет предписано платить налог в размере 45 % с пожертвований. Неполитические организации, не подпадающие под категорию запрещенных, не ограничиваются в объеме иностранного финансирования и не должны платить с него налог. Генеральный прокурор Израиля Иегуда

Вайнштейн доложил правительству, что не намерен поддерживать этот законопроект и защищать его в случае, если он будет оспариваться в Верховном суде. Вайнштейн назвал данный законопроект «неконституционным». После этого 7 декабря премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху заморозил обсуждение законопроекта.

Проект закона, выдвинутый депутатом Анастасией Михаэли, запрещает использование технических средств в молитвенных домах. Хоть законопроект не определяет, о каких именно молитвенных домах идет речь, очевидно, что данные нормы коснутся мечетей в арабских деревнях Израиля, так как именно в них муэдзин использует громкоговорители для призыва верующих к молитве. Использование громкоговорителей, по мнению Михаэли, нарушает покой граждан. Премьер-министр Нетаньяху поддержал законопроект. На встрече с членами партии «Ликуд» 11 декабря он в очередной раз выразил свое согласие с инициативой словами: «Такая проблема существует во многих европейских странах. И соответствующие законы уже приняты в Бельгии, Франции... Почему такой запрет не может быть легализован у нас? Нет необходимости быть в этом вопросе более либеральными, чем Европа». Реакция арабского населения, составляющего почти пятую часть от общего населения страны, оказалась предсказуемой: прошли демонстрации арабов Израиля, несущих плакаты с надписями «Демократия = свобода совести». Тем не менее Нетаньяху пока отложил рассмотрение законопроекта.

Резонанс в израильском обществе вызвал и законопроект, вносящий изменения в законодательство об ответственности за клевету. Согласно принятым 21 ноября Кнессе-том в первом чтении поправкам, максимальная сумма компенсации пострадавшему от клеветы при публикации в СМИ увеличена с 50 тыс. до 300 тыс. шекелей (90 тыс. долларов). В случаях, когда у пострадавшего не было возможности отреагировать на публикацию, эта сумма может возрасти до 450 тыс. шекелей. По мнению представителей СМИ, этот закон «похоронит» журналистские расследования. Как пишет израильская газета «Едиот Ахронот»: «Они поднимают руки, чтобы заткнуть нам рты». В соответствии с парламентской процедурой, законопроект

будет рассмотрен на заседаниях комиссии Кнессета по законодательству. Представители «Ликуй», инициировавшие законопроект, не исключают, что окончательная его формулировка может претерпеть серьезные изменения, перед тем как закон вынесут на второе и третье чтение.

Казахстан

15—16 января 2012 года В Казахстане прошли внеочередные выборы в Мажилис — нижнюю палату парламента. 15 января граждане избирали депутатов по партийным спискам, а 16 января своих представителей выбирала Ассамблея народа Казахстана.

Всего в выборах приняли участие семь политических партий, три из которых преодолели 7-процентный избирательный барьер. Партия «Нур Отан», которую возглавляет Президент страны Нурсултан Назарбаев, получила 80,9 % голосов, Демократическая партия Казахстана «Ак жол» — 7,5 %, Коммунистическая народная партия Казахстана — 7,2 %. Таким образом, определились 98 депутатов Мажилиса из 107. Еще 9 депутатов были избраны от Ассамблеи народа Казахстана — консультативно-совещательного органа при Президенте Республики. Все 9 кандидатур, выдвинутых на заседании Ассамблеи 26 декабря 2011 года, были одобрены на голосовании 16 января.

Кыргызстан

Конец 2011 года в Кыргызстане был богат на политические события. После завершения выборов Президента накал страстей переместился в стены Жогорку Кенеша (однопалатный парламент). Депутатская фракция «Ата Мекен» поставила вопрос об оценке деятельности Ахматбека Келдибекова на посту спикера. В его адрес звучали обвинения в участии в коррупционных схемах, нарушении депутатской этики, связи с криминалитетом. По этому вопросу 7 декабря была создана временная депутатская комиссия, которая разбиралась по каждому пункту выдвинутых обвинений. Результатом разбирательства стал добровольный уход спикера в отставку, последовавший 12 декабря. Следом Жогорку Кенеш принял постановление об оставлении без рассмотрения заключения депутатской

комиссии ввиду несущественного характера нарушений законов Келдибековым. Новым спикером Жогорку Кенеша по итогам тайного голосования стал Асилбек Жээнбеков, депутат от фракции «СДПК».

Выборы Президента повлекли за собой формирование новой коалиции большинства «Биримдик». В коалицию вошли 4 фракции («Ата-Мекен», «Ар-Намыс», «Республика», «СДПК»), в оппозиции осталась фракция «Ата-Журт». Этому предшествовали длительные консультации лидеров депутатских фракций относительно формата будущей коалиции. Рассматривались различные варианты, в том числе союз всех 5 партий, представленных в парламенте. Вместе с тем действующая Конституция предусматривает обязательное наличие в парламенте оппозиции, поскольку многие важные полномочия предоставлены фракции, не входящей в состав парламентского большинства и объявившие о своей оппозиции по отношению к нему.

Формирование Правительства Президентом, вопреки обсуждаемому в экспертном сообществе вопросу об этичности такого решения, было доверено СДПК, лидером которой ранее являлся новоизбранный Президент Ал-мазбек Атамбаев. В канун Нового года были утверждены новая структура и состав Правительства. Возглавил Правительство Омурбек Бабанов, исполнявший обязанности Премьер-министра во время президентских выборов. Был сокращен ряд министерств и ведомств, некоторые потеряли свою самостоятельность и вошли структурной частью в состав другого министерства (Министерство труда и социальной защиты), другие утратили свой статус и были преобразованы в агентства (Министерство природных ресурсов).

Все вышеозначенные вопросы, по кандидатурам на должности спикера Жогорку Кенеша, Премьер-министра, программе, структуре и составе Правительства, а также по структуре Жогорку Кенеша были согласованны фракциями — участницами коалиции «Биримдик» в Соглашении от 20 декабря 2011 года.

26 января 2012 года парламентариями были отклонены поправки в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», обязывающие священнослужителей проводить религиозные обряды освящения брака (нике) при

наличии свидетельства о государственной регистрации брака, выданного органами записи актов гражданского состояния. В качестве инструмента реализации этой нормы инициаторы предлагали введение административной ответственности в виде штрафа.

Данным законопроектом разработчики преследовали цель защиты прав женщин и повышения ответственности молодых людей при создании семьи. Гендерные организации отмечают, что в Кыргызстане нередки случаи заключения мужчинами нескольких браков без регистрации своих отношений в государственных органах. При разводе женщины и дети от таких браков не имеют имущественных прав.

Другой причиной интереса к институту нике явились представленные общественности факты его использования для распространения проституции в исправительных учреждениях, когда женщины на основании документов от имама мечети о регистрации брака по религиозному обряду посещают заключенных.

Духовенство, в свою очередь, выступило с критикой законопроекта. По его мнению, зарегистрированный брак также не может служить гарантией мира и спокойствия в семье. Если молодожены не могут по каким-то причинам зарегистрировать брак официально, например из-за отдаленности райцентра, им придется ждать такой возможности или согласиться жить во внебрачных отношениях. Особое внимание обращалось на дискриминацию по религиозному признаку, поскольку законопроект касается только мусульман.

Во время парламентских слушаний ряд активистов-правозащитников обращал внимание на то, что положения законопроекта нарушают право человека на свободу вероисповедания, неприкосновенность частной жизни, на свободу создания и деятельности религиозных организаций. Нормы по взысканию штрафов за проведение религиозного брачного обряда без государственной регистрации заключения брака страдают размытостью формулировок, поскольку в них не идентифицирован субъект ответственности. Это расширяет круг субъектов правонарушения: от имамов до родственников молодоженов, и делает эти нормы фактически неисполнимыми. Кроме того, введение административной санкции в данном случае является коррупци-

онные фактором: не исключены попытки перекупить священнослужителей, заплатив им за совершение обряда сумму, превышающую размер штрафа.

Россия

4 декабря 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. По их итогам партия «Единая Россия» потеряла конституционное большинство в нижней палате парламента, однако сохранила самое большое представительство — 238 мест (49,3 % голосов). Второе место у КПРФ, получившей 19,2 % голосов и, соответственно, 92 места. Партии «Справедливая Россия» досталось 64 депутатских мандата (13,2 % голосов), а ЛДПР — 56 (11,7 %). Партии «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» не преодолели 7-процентный избирательный барьер.

Результаты выборов, а также процесс их проведения вызвали политические выступления граждан России. Участники этих мероприятий утверждали, что выборы сопровождались нарушениями избирательного законодательства. Наиболее крупные митинги прошли в Москве на Болотной площади 10 декабря и на проспекте Академика Сахарова 24 декабря.

6 декабря Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в Государственную Думу законопроект, целью которого, по сути, является создание единой системы конституционных (уставных) судов в Российской Федерации. Как известно, сейчас иерархии между Конституционным Судом Российской Федерации (далее — Конституционный Суд) и конституционными (уставными) судами субъектов Федерации не существует. В законопроекте же предлагается наделить Конституционный Суд правом пересмотра итоговых решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, принятых по существу вопросов, входящих в их компетенцию. Предметом для рассмотрения дела в Конституционном Суде будет выявленный судом субъекта федерации смысл конституционных (уставных) положений. Но важно отметить, что Конституционный Суд не будет рассматривать дело заново, он будет решать вопрос о соответствии этого смысла уже Конституции РФ.

23 декабря Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу пакет законопроектов, касающихся изменения минимальной численности политических партий, их отчетности, а также требований по сбору подписей для поддержки выдвижения кандидатов на парламентских и президентских выборах. Пожалуй, наиболее важным следует признать существенное снижение минимальной численности политических партий — предполагается, что уже с 1 января 2013 года в политической партии должны будут состоять 500 членов минимум. Сейчас же это число составляет 40 тысяч. Кроме этого, согласно законопроекту, политическая партия будет обязана предоставлять в Центральную избирательную комиссию сводный финансовый отчет не ежегодно, а раз в три года.

Что же касается сбора подписей, то поправки предусматривают полную отмену данного института на выборах в Государственную Думу, а на выборах Президента РФ количество необходимых подписей существенно снижается. Так, если кандидат выдвигается в порядке самовыдвижения, то ему будет необходимо собрать не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории этого субъекта Российской Федерации. Напомним, что в настоящее время эти цифры составляют 2 миллиона и 50 тысяч подписей соответственно. Те же требования действуют сейчас и в отношении кандидата, выдвинутого политической партией. Если же президентская инициатива будет поддержана, то политической партии потребуется собрать 100 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2 000 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории этого субъекта Российской Федерации.

15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» (далее — Закон). Согласно статье 6 Закона, бесплатная юридическая помощь оказывается в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных

органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены в законодательстве. Правом на оказание бесплатной юридической помощи обладают физические лица, имеющие высшее юридическое образование, а также юридические лица. При этом как физические, так и юридические лица могут являться участниками государственной либо негосударственной системы бесплатной юридической помощи. В предусмотренных законодательством случаях бесплатную юридическую помощь могут оказывать и другие физические и юридические лица.

В соответствии со статьей 15 Закона участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов и государственные юридические бюро. Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации, и оказывают все виды бесплатной юридической помощи.

Адвокаты и нотариусы в соответствии с Законом также обладают правом оказания бесплатной юридической помощи. Организация оказания бесплатной юридической помощи адвокатами осуществляется через адвокатскую палату субъекта Российской Федерации — она направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов, а тот, в свою очередь, публикует этот список в средствах массовой информации, а также в сети «Интернет». Затем этот орган заключает с адвокатской палатой соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами. Адвокаты же обязываются предоставлять в адвокатскую палату отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи.

В статье 20 Закона указаны категории граждан, которые имеют право на получение юридической помощи, а также случаи ее оказания. В частности, на получение бесплатной юридической помощи могут претендовать

малоимущие граждане (одинокие граждане и граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума), инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы. В качестве примера случаев, при которых оказывается бесплатная юридическая помощь, можно назвать заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг), отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Что же касается системы негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, то она формируется на добровольных началах, и в нее входят юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учредителем, или структурного подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования. Они могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи могут создаваться некоммерческими организациями, адвокатами,

адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами, нотариальными палатами. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в качестве юридического лица — некоммерческой организации или структурной единицы юридического лица. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может не являться юридическим лицом. Эти центры могут оказывать те же виды бесплатной юридической помощи, что и юридические клиники. Список таких центров ведется уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и размещается на официальном сайте этого органа в сети «Интернет».

Словения

4 декабря 2011 года в Словении состоялись досрочные парламентские выборы. Ранее предполагалось, что выборы пройдут лишь осенью 2012 году. Но 21 сентября 2011 года Государственное собрание Словении (однопалатный парламент) вынесло вотум недоверия действовавшему правительству Борута Пахора в связи с участившимися обвинениями в коррупции и неэффективной экономической политике. В соответствии с Конституцией Словении депутаты могли вынести на рассмотрение парламента кандидатуру нового премьера. Но так как новый глава кабинета министров так и не был избран, Президент Словении Данило Тюрку распустил Государственное собрание и назначил досрочные выборы.

Согласно результатам выборов, оглашенным Государственной избирательной комиссией Словении, победила левоцентристская партия «Список Зорана Янковича — Позитивная Словения», созданная за два месяца до выборов, набрав 28,51 % голосов (28 депутатских мандатов). Словенская демократическая партия (лидер — экс-премьер Янез Янша) набрала 26,3 % (26 мест в парламенте), Социал-демократическая партия (лидер — премьер-министр Борут Пахор) — 10,5 % (10 мест в парламенте). Еще четыре партии («Гражданский список Грегора Ви-ранта», Демократическая партия пенсионеров Словении, Словенская народная партия и «Новая Словения») набрали менее 9 % голосов и получат от 4 до 8 депутатских ман-

датов. Два места в парламенте выделены для представителей итальянской и венгерской общин.

Результаты выборов стали неожиданными, так как предвыборные опросы предрекали победу Словенской демократической партии Янеза Янши. Социологические исследования показывали, что она наберет на 5—10 % больше, чем получила в итоге.

Как подчеркивают аналитики, «Позитивная Словения» должна будет искать партнеров для формирования парламентской коалиции и правительства, так как не смогла набрать необходимое большинство в Государственном собрании (всего в парламенте 90 мест).

США

20 января 2012 года Сенат США отложил рассмотрение законопроектов о предотвращении реальных сетевых угроз экономическому творческому потенциалу и кражи интеллектуальной собственности (Preventing Real Online Threats to Economic Creativity and Theft of Intellectual Property Act — PIPA) и о борьбе с интернет-пиратством (Stop Online Piracy Act — SOPA). Скандальную известность эти законотворческие инициативы конгрессменов Гарри Рида и Ламара Смита получили после акций протестов тысяч интернет-пользователей по всему миру, а также ряда крупных онлайн-ресурсов, таких как Google, Facebook, Twitter, Wikimedia, You-Tube и др.

SOPA и PIPA разрабатывались с целью пресечения нелегальных продаж американского интернет-контента за пределами США. Так, законопроект PIPA предполагал запрет распространения незаконных копий, контрафактных товаров, а также технологий преодоления технических средств защиты авторских прав. Он был направлен, в первую очередь, против пиратских сайтов, зарегистрированных за рубежом, и позволил бы Министерству юстиции США и правообладателям ходатайствовать перед судом о конфискации интеллектуальной собственности, размещенной в Сети, даже если еще не проведено всестороннее расследование либо если владелец собственности не может быть найден. Генеральный прокурор США должен был бы известить ответчика, а сразу после получения

санкции суда становилось бы возможным обязать финансовые институты прекратить денежные переводы, а рекламные службы Интернета и интернет-провайдеров, а также средства локализации информации — удалить на признанный пиратским сайт ссылки. В случае принятия законопроекта SOPA все субъекты интернет-пространства, включая провайдеров, поисковые системы, рекламодателей, будут обязаны по любому обращению правообладателя прекратить предоставление услуг ресурсу, обвиняемому в пиратстве и прекратить с ним сотрудничество; в случае нарушения данного требования любой из прямых и косвенных контрагентов обвиняемого сайта будет расцениваться как его соучастник.

Главным аргументом в пользу данных правотворческих инициатив стала защита исключительных прав собственников. Кроме того, авторы законопроектов указывали, что сегодня собственники недополучают законную прибыль. Особенно это проявляется в таких индустриях, как кино, музыка, литература, программное обеспечение, где «теневой» Интернет практически вытеснил законных правообладателей.

По мнению экспертов и юристов интернет-компаний, данные законы нарушили бы Первую поправку к Конституции США, вводя цензуру в Интернете, ограничивая развитие глобального информационного пространства.

Именно жесткая реакция интернет-общественности заставила авторов инициатив пересмотреть положения своих законопроектов и искать компромиссные решения.

Хорватия

4 декабря 2011 года в Хорватии состоялись парламентские выборы, на которых убедительную победу одержала оппозиционная коалиция «Кукареку» (так назывался ресторан, где представители указанных ниже партий вели переговоры о создании коалиции), в которую вошли Социал-демократическая партия Хорватии, Хорватская народная партия — Либеральные демократы, Истрийский демократический союз и Хорватская партия пенсионеров. По итогам выборов «Кукареку» набрала 40 % голосов, что принесло коалиции 80 депутатских мандатов в парламенте из 151.

Занявшая второе место партия «Хорватское Демократическое Содружество» (ХДС) набрала 23,8 % голосов. Таким образом, партия будет располагать 47 местами в законодательном органе страны, что на 18 мест меньше количества мандатов в предыдущем созыве. Как отмечают эксперты, падение популярности правящей правоцентристской партии связано с ростом коррупционных скандалов, в которых были замешаны представители ХДС. В октябре 2011 года Бюро по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Хорватии (USKOK) начало масштабное расследование в связи с информацией о незаконном финансировании ХДС, активно обсуждаемой хорватской общественностью.

По 6 депутатских мандатов получили Лейбористская партия Хорватии Драгутина Ле-сара и партия «Хорватский демократический альянс Славонии и Барании», возглавляемая Бранимиром Главашем. Два депутатских мандата у представителей «Независимого списка» католического священника Ивана Гру-бишича, по одному — еще у трех партий.

Основными программными положениями предвыборных кампаний всех политических сил стали внутренняя политика и вывод страны из экономически нестабильной ситуации. Непростая социально-экономическая ситуация во многом предопределила удачный исход выборов для левоцентристской коалиции «Кукареку», выступающей за социально-ориентированную политику государства.

22 января 2012 года в стране состоялся референдум по вопросу о вступлении в Европейский Союз. 67,3 % граждан Хорватии высказались за евроинтеграцию. Теперь состав Европейского союза увеличится до 28 стран-членов.

Швейцария

23 декабря 2011 года Союзное Собрание (двухпалатный парламент) Швейцарской Конфедерации после проверки материалов в рамках гражданской инициативы «По укреплению прав народа в области внешней политики — договор государства перед народом (Für die Stärkung der Volksrechte in der Aussenpolitik (Staatsverträge vors Volk!)) и ознакомлением с посланием Национального совета (нижняя палата парламента) от 1 октября 2010 года, вынесло на народное обсуж-

дение текст изменений абзаца 1 статьи 140 Конституции Швейцарии. Предполагается, что перечень вопросов, по которым назначается обязательный референдум, будет дополнен новым пунктом «d» следующего содержания:

«На голосование народа и кантонов выносятся:

<...>

d. международно-правовые договоры:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a) требующие разносторонней правовой унификации в важных областях;

b) обязующие в будущем изменение правового поля Швейцарии в важных областях;

c) влекущие передачу компетентности по вопросам судебной практики в важных областях на иностранные и/или международные институции;

d) требующие единовременно затрат более чем 1 млрд франков или способствующие новым расходам более чем 100 млн франков».

Союзное Собрание Швейцарской Конфедерации рекомендует своим гражданам отказаться от поддержки данных изменений в Конституцию на референдуме10.

1 января 2012 года на территории Швейцарии вступила в силу европейская Конвенция о киберпреступности, ратифицированная парламентом страны 21 сентября 2011 года. Со вступлением в силу данного документа Швейцария обязуется проводить единообразную политику в сфере уголовного права, нацеленную на защиту общества от кибер-преступности, в том числе путем принятия соответствующих законодательных актов, изменением уголовного законодательства, введения дополнительных санкций за совершение подобного рода преступлений, укрепления международного сотрудничества11. Швейцария стала 32-м государством, ратифицировавшим Конвенцию о киберпреступности, подписанную 23 ноября 2001 года в Будапеште. При этом необходимо отметить, что с 1 января 2012 года вступают в силу пересмотренные Национальным советом 23 ноября 2011 года Федеральный закон о почтовой и иной корреспонденции (Bundesgesetzes betreffend die Überwachung des Post- und Fernmeldeverkehrs — BÜPF) и принятый на его основе Порядок контроля за почтовой и/ или иной удаленной корреспонденцией (Verordnung betreffend Überwachung des Post-

und Fernmeldeverkehrs - VÜPF). Последние определяют необходимый набор действий продавцов средств связи и/или доступа в Интернет для последующего контроля и наблюдения со стороны органов уголовного преследования.

9 января 2012 года Союзный Совет (правительство страны) принял отставку президента правления Швейцарского национального банка (SNB) Филиппа М. Хилдебран-да12.

Обзор подготовлен Сергеем Заикиным. Региональные обозреватели: Наталья Аленкина (Кыргызстан), Павел Блохин (Бельгия), Ольга Гулина (Австрия, Германия, Швейцария), Алим Ульбашев (Израиль). Использованы материалы интернет-ресурсов:

www.wikipedia.org;www.duma.gov.ru; www.itar-tass.com;www.gazeta.ru; www.rg.ru;www.ria.ru;www.lenta.ru; www.uenews.ru;www.knesset.gov.il;

www.isra.com;www.haaivtz.com; www.israel7.ru;www.bbc.co.uk; www.sabor.hr

1 Bundesgesetzblatt (BGBl.) I Nr. 113/2011.

2 BGBl. I Nr. 127/2011.

3 VerfGH, Urteil vom 14.12.2011, Az.: B 13/11-10.

4 BT-Dr. 17/6256.

5 См.: Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 6 (85).

6 Gesetz zur Anpassung der Regelaltersgrenze an die demografische Entwicklung und zur Stärkung der Finanzierungsgrundlagen der gesetzlichen Rentenversicherung (RV-Altersgrenzenanpas-sungsgesetz) // BGBl. I 2012, S. 554.

7 GVBl I S. 185.

8 BVerfG. Urteil vom 18.1.2012, Az.: 2 BvR 133/10.

9 Richter erlauben private Haftaufsicht // Berliner Zeitung. 2012. 19. Januar. S. 1, 4 ff.

10 http://www.admin.ch/ch/d/ff/2012/51.pdf.

11 http://www.bundesrat.admin.ch/.

12 http://www.news.admin.ch/message/index. html?lang=de&msg-id=42915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.