МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ
«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.
ИЮНЬ - АВГУСТ • 2012
Австрия
Конституционный суд Австрии в своем решении от 28 июня 2012 года указал, что положения закона, предоставляющие право единоличной опеки матери в отношении ребенка, рожденного в отсутствие зарегистрированного брака между родителями, не отвечают практике Европейского Суда по правам человека и, как следствие, противоречат Конституции страны1. Суд отметил, что в таких случаях создается ситуация, когда суд и не имеет возможности заслушать мнение отца и тем самым более полно оценить интересы ребенка. Суд дал законодателю срок до 31 января 2013 года изменить законодательные нормы и правоприменительную практику для более полного и всестороннего учета решений Европейского Суда по правам человека.
С 1 июля 2012 года Федеральный совет (верхняя палата парламента) заседает при новом председателе — Георге Койшнигге, избранном от земли Тироль и сменившем на этом посту своего коллегу из фракции Австрийской народной партии (OVP) Грегора Хаммерля из Штирии.
Албания
11 июня 2012 года албанский Кувенд (однопалатный парламент) с четвертой попытки избрал нового Президента страны. Им стал представитель Демократической партии Ал-
бании Буяр Нишани. За него проголосовали 73 парламентария из 140.
Согласно статье 87 Конституции Албании, Президент Республики избиратеся тайным голосованием без обсуждения в Кувенде большинством в три пятых голосов всех его членов. Если при голосовании ни один из кандидатов не набирает необходимого числа голосов, то следует повторное голосование, но так может продолжаться лишь пять раз. Если на пятый раз Президент не будет избран, то Кувенд распускается и в течение 60 дней проводятся новые парламентские выборы.
Примечательно, что в первых трех случаях главным кандидатом от Демократической партии Албании был судья Конституционного суда Сезар Заганори, но после того, как все три раза оппозиция голосовала против него, он снял свою кандидатуру, уступив место Ни-шани.
Армения
Согласно пункту 4 статьи 55 Конституции Республики Армения, в день первого заседания вновь избранного Национального Собрания Президент Республики принимает отставку Правительства, назначает Премьер-министра в десятидневный срок после принятия отставки, а Правительство формируется в двадцатидневный срок после назначения Премьер-министра. В соответствии с вышесказанным в день первого заседания вновь
избранного Национального Собрания — 31 мая — Президент Республики принял отставку Правительства, своим указом от 2 июня 2012 года на основании распределения депутатских мест в Национальном Собрании и консультаций с депутатскими фракциями назначил Тиграна Саркисяна Премьер-министром. Правительство же, членов которого назначает и освобождает Президент Республики по предложению Премьер-министра, было сформировано в июне2. 21 июня 2012 года Национальное Собрание приняло Постановление «Об одобрении программы Правительства РА». Согласно статье 74 Конституции, программа представляется парламенту в двадцатидневный срок после формирования Правительства3.
5 июля 2012 года Конституции Армении исполнилось 17 лет. Основной закон РА был принят в 1995 году на референдуме, а через 10 лет, 27 ноября 2005 года, в него были внесены изменения также путем всенародного голосования. 4 июля 2012 года Конституционный Суд по традиции организовал прием, посвященный Дню Конституции, на который были приглашены высокопоставленные государственные лица, политические деятели Республики Армения, представители аккредитованных в Армении дипломатических миссий, ученые, специалисты в области права, руководители вузов, представители общественных организаций и СМИ4.
11 июля в Армению с официальным визитом прибыла российская парламентская делегация, возглавляемая Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентиной Матвиенко. В рамках визита члены делегации встретились с Президентом РА Сержем Саргсяном, Председателем Национального Собрания РА Овиком Абраа-мяном, Его Святейшеством Верховным Патриархом и Католикосом Всех Армян Гареги-ном II. 23—24 июля с официальным визитом Армению посетила также делегация, возглавляемая Председателем Государственной Думы Федерального Собрания РФ Сергеем Нарышкиным. Члены российской делегации в ходе визита встретились с Президентом РА Сержем Саргсяном, Председателем Национального Собрания РА Овиком Абраамяном, и Премьер-министром РА Тиграном Саркисяном. В Национальной академии наук РА Председатель Государственной Думы РФ
встретился с членами Президиума НАН РА, руководителями научных организаций, представителями научной общественности. Прибывшие в Армению делегации также посетили Цицернакаберд, возложили венки к Мемориалу памяти жертв геноцида армян. В ходе двусторонних встреч обсуждались различные вопросы сотрудничества России и Армении, были констатированы высокий уровень двусторонних отношений, стратегического сотрудничества и активно развивающийся диалог между Республикой Армения и Российской Федерацией5.
Германия
В июне — июле немецкий Федеральный конституционный суд продолжал активно заниматься вопросами конституционности участия Германии в мерах, направленных на стабилизацию Еврозоны. В решении по спору о компетенции (п. 1 абз. 1 ст. 93 Основного закона) от 19 июня 2012 года6 Суд посчитал, что правительство нарушило право Бундестага «на самой ранней, по возможности, стадии» получать исчерпывающую информацию о действиях, связанных с членством Германии в Европейском Союзе (предл. 2 абз. 2 ст. 23 Основного закона). Причиной для такого вывода было несвоевременное и недостаточное информирование Бундестага о ходе разработки договора о Европейском стабилизационном механизме (ЕСМ) и пакта «Евро-Плюс», направленного на стимулирование экономического развития в странах ЕС. Интересной особенностью данного решения является различие в субъектах процесса и защиты права. Жалоба в Суд была подана одной из оппозиционных фракций, а именно фракцией «Союз 90/Зеленые». Однако в Суде рассматривался вопрос о защите права Бундестага как органа федеральной власти. Характерно, что сам Бундестаг от участия в процессе уклонился. Это объясняется тем, что фракции правящего большинства, как правило, не заинтересованы в контроле за правительством. Непосредственных юридических последствий решение не повлекло, по причине чего 29 июня федеральные законы, одобряющие участие Германии в ЕСМ, а также в так называемом «Фискальном пакте», направленном на борьбу с бюджетным дефицитом, были приняты Бундестагом и Бундес-
ратом. Противники этих действий сразу же внесли в Федеральный конституционный суд ходатайства о принятии обеспечительных мер, а именно о запрете Федеральному президенту подписывать и опубликовывать принятые законы до вынесения решения по существу. Устное заседание о правомерности этих ходатайств состоялось 10 июля. Решение в их отношении должно быть провозглашено 12 сентября 2012 года. Столь длительный срок объясняется тем, что, как ожидается, при рассмотрении ходатайств Суд также оценит конституционность самих законов, хотя это и является предметом основного процесса. Дача ответа по существу на стадии решения вопроса об обеспечительных мерах является вынужденным шагом. В противном случае неопределенность может затянуться на неоправданно длительный срок. Платой за оперативность является то, что в условиях, когда ответ на вопрос уже известен, смысл проведения собственно процесса неочевиден.
18 июля Суд признал положения Закона о мерах поддержки беженцев (Asylbewerberleistungsgesetz — AsylbLG) противоречащими Основному закону ФРГ7. Вопрос касался размера выплат и иных мероприятий, предусмотренных законом в отношений беженцев и их соответствия конституционным принципам уважения человеческого достоинства и социального государства, вытекающих из абзаца 1 статьи 1 и абзаца 1 статьи 20 Основного закона. Данные нормы обязывают государство гарантировать проживание на уровне минимальных человеческих стандартов. В решении указывается, что предусмотренные § 3 Закона денежные выплаты не пересматривались с 1993 года, и одно это является доказательством нарушения принципов, закрепленных в Основном законе страны.
14 июня 2012 года Бундестаг рассмотрел в первом чтении проект закона о наблюдении за лицами, отбывшими наказание (Sicherheitsv erwahrung) и направил его в комитет по внутренним и правовым делам Парламента для оценки его соответствия Основному закону страны8. Напомним, что Европейский Суд по правам человека 17 декабря 2009 года в решении по делу «M. против Германии»9 признал нарушение пункта 1 статьи 5 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на свободу и личную неприкосновенность) и статьи 7 (наказа-
ние исключительно на основании закона) Германией в случаях установления последующего наблюдения и контроля за лицами, отбывшими наказание по ряду статей, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью и/или безопасности общества10.
19 июля Бундестаг подавляющим большинством голосов принял резолюцию, в которой он потребовал издания закона, не допускающего уголовную ответственность за проведение религиозно-мотивированных обрезаний мальчиков11. Эта резолюция оказалась апофеозом и промежуточной точкой в интенсивной общественной дискуссии, начало которой было положено решением окружного суда (Landgericht) города Кельна от 7 мая 2012 года. В этом решении проведение обрезания по религиозным мотивам и без согласия ребенка было признано нанесением телесного повреждения (абз. 1 § 223 УК Германии). Против такой квалификации высказались представители еврейско-иудейской и мусульманской общин. В центре обсуждения стояли вопросы о соотношении светского и религиозного законов, а также права на самоопределение и свободу вероисповедания. Последняя, по мнению сторонников обрезания малолетних, позволяет родителям принимать широкий спектр решений, связанных с религиозной принадлежностью и воспитанием их детей. Так как Федеральное правительство и Бундестаг поддерживают эту позицию, осенью можно ожидать принятия требуемого в резолюции закона. Однако с точки зрения техники и систематики законодательства окончательно не выяснено, какой конкретно из существующих законов должен быть изменен с целью недопущения уголовного преследования вышеназванной практики. В любом случае ожидается, что эта новелла позднее будет подвергнута проверке в Федеральном конституционном суде.
25 июля Федеральный конституционный суд признал положения Федерального закона о выборах (Bundeswahlgesetz), который регулирует выборы Бундестага (федерального парламента), противоречащими Основному закону. Тем самым неудачей закончилась попытка законодателя исправить указанный акт, ранее уже признававшийся неконституционным12. Вывод Суда основывался на следующих аргументах. Законодатель не сумел устранить эффект так называемой «негатив-
ной динамики» (negatives Stimmgewicht), когда партия с ростом числа полученных голосов в момент перехода определенной критической границы теряет мандаты и, наоборот, при меньшем числе голосов получает больше мест. Именно этот парадокс был основной причиной признания неконституционным предыдущей редакции закона. Другая причина была более неожиданной, хотя и имеет длительную и богатую историю. Речь идет о так называемых «избыточных» мандатах (Uberhangmandate)13. В силу специфики немецкой избирательной системы в определенных условиях партии могут получать больше мест, чем им положено по итогам голосования по спискам. Возможность такого «избытка» существовала издавна, но до какого-то момента не приводила к сколько-нибудь серьезным последствиям. Однако начиная с 1990-х годов число «избыточных» мандатов стало нарастать, достигнув максимума на последних выборах в 2009 году, когда ХДС/ХСС благодаря этому получили 24 дополнительных места. В одном из предыдущих решений Суд назвал в качестве границы, в пределах которой «избыточные» мандаты допустимы, 5 % от базового числа мест в Бундестаге14, что на сегодняшний момент составляет 30 мест. В решении от 25 июля Суд снизил этот порог до 15 мест, использовав в качестве ориентира значение, равное половине минимального числа депутатов, необходимого для образования фракции (5 % от числа депутатов, абз. 1 § 10 Регламента Бундестага). Забракованная версия избирательного закона допускала появление большего числа «избыточных» мандатов. В силу того, что предыдущая редакция закона также была признана неконституционной, в Германии в настоящий момент отсутствует действующее регулирование процедуры распределения мест в парламенте. С точки зрения теории конституционного права аргументация этого решения интересна тем, что конституционность определенной нормы была поставлена в зависимость от текущей ситуации в области, регулируемой законом.
Греция
17 июня 2012 года в Греции прошли вторые подряд в этом году парламентские выборы. К сожалению, по итогам майских выборов (см.
СКО. 2012. № 3 (88)) ни одной из партий, прошедших тогда в парламент, не удалось сформировать правительство. Поэтому Президент страны Каролос Папульяс был вынужден распустить парламент и назначить новые выборы.
На этот раз партия «Новая демократия» смогла завоевать больше мест — 129 против 108 на майских выборах. Но ей все равно не хватило 22 мест для абсолютного большинства и, как следствие, возможности единолично сформировать правительство. Поэтому была создана правящая коалиция, в которую, помимо «Новой демократии», вошли также Социалистическая партия (PASOK) — 33 мандата, «Левые демократы» — 17 мандатов. Крупнейшей оппозиционной фракцией осталась Коалиция радикальных левых, завоевавшая 71 место.
20 июня было объявлено, что коалиционным партиям удалось сформировать правительство, и новым премьер-министром стал глава «Новой демократии» Антонис Сама-рас.
Европейский Союз
1 июня 2012 года принята новая Директива ЕС о праве на информацию по уголовным делам15. Директива устанавливает взаимное признание решений по уголовным делам и уголовной юрисдикции государств — членов ЕС (ст. 3), а равно закрепляет, что право на информацию о процесуальных правах, вытекающее из права и прецедентов Европейского Суда по правам человека, являются неотъемлемой частью данной Директивы (ст. 18) и т. д. Директива устанавливает правила, касающиеся права на информацию в отношении подозреваемых и/или обвиняемых, их прав в уголовном судопроизводстве, порядка выдвижения обвинения, а равно права на информацию в отношении лиц согласно Европейскому ордеру на арест. На государства ЕС возлагается обязанность инкорпорировать данную Директиву, а также необходимые для ее осуществления правовые нормы в свое национальное законодательство до 2 июня 2014 года.
21 июня 2012 года Европейская комиссия уведомила Германию, Австрию и Швецию о том, что в течение двухмесячного срока указанные государства должны улучшить усло-
вия осуществления права на свободное передвижения граждан ЕС и членов их семей в свете Директивы ЕС/2004/38. Как следует из пресс-релиза Европейской комиссии, в случае невыполнения данных требований в установленный срок будет подготовлена жалоба в Европейский суд справедливости16.
В частности, Германия обязана, во-первых, облегчить въезд и пребывание членов семьи граждан ЕС, во-вторых, отказаться от практики регистрации членов семьи граждан ЕС (Anmeldungsbescheinigung) и, в-третьих, признать, что запрет въезда на территорию ФРГ членов семьи граждан ЕС, равно как и их высылка из ФРГ, противоречат одному из основных правовых принципов ЕС.
Египет
С 16 по 17 июня 2012 года в Египте проходил второй тур президентских выборов, в котором боролись Мухаммед Мурси, кандидат от Партии свободы и справедливости (партия сформирована на основе движения «Братья-мусульмане»), и Ахмед Шафик, независимый кандидат, в свое время бывший премьер-министром при свергнутом Президенте Хосни Мубараке. Победу одержал Мурси с 51,7 % голосов. Первый тур президентских выборов в Египте состоялся 23—24 мая.
Между тем 14 июня Высший конституционный суд Египта признал выборы в Народное собрание (нижняя палата парламента) нелегитимными. На следующий день парламент был распущен Высшим военным советом. Однако 8 июля новоиспеченный Президент Мурси подписал указ, отменяющий решение о роспуске парламента. Через два дня, 10 июля, Высший конституционный суд объявил неконституционным уже указ нового Президента. Кассационный суд Египта, один из трех высших судов в стране, 14 июля отказался рассматривать жалобу парламентариев на решение органа конституционной юрисдикции, мотивировав это тем, что не обладает соответствующими полномочиями. Как разрешится этот конституционный кризис, пока не ясно.
Индия
12 июня 2012 года был начат процесс подготовки и проведения выборов нового Прези-
дента Республики Индии — 24 июля истекал срок полномочий действующего Президента Патибхи Дивинсгх Патил. В соответствии со статьей 324 Конституции Индии, Актом о выборах Президента и Вице-президента Индии 1952 года и Правилами проведения выборов Президента и Вице-президента Индии 1974 года надзор, контроль и руководство деятельностью по подготовке и проведению выборов возлагается на Избирательную комиссию Индии, которая должна обеспечить проведение свободных и честных выборов. В соответствии с нормами избирательного законодательства Президент Индии избирается коллегией выборщиков, состоящей из избранных членов обеих палат индийского Парламента и избранных представителей законодательных собраний штатов и союзных территорий, включая Национальную столичную территорию Дели и союзную территорию Пудучерри. Избрание Президента и Вице-президента Индии осуществляется по пропорциональной системе по принципу единственного передаваемого голоса. Выборы прошли 19 июля, а объявление результатов состоялось 22 июля 2012 года — победу одержал Пранаб Кумар Мукерджи, теперь уже бывший министр финансов, выдвигавшийся от партии «Индийский национальный конгресс».
Кроме того, 7 августа 2012 года прошли выборы Вице-президента Индии. В целом процедура его избрания совпадает с процедурой избрания Президента Индии, однако коллегия выборщиков по выборам Вице-президента состоит только из членов обеих палат Парламента (790 человек). Вице-президентом был переизбран Мохаммад Хамид Анса-ри.
Кыргызстан
С 17 июля 2012 года в Кыргызстане вступил в силу Закон «О Национальном центре Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». Закон принят во исполнение государством как участником Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания международно-правового обязательства о создании
на национальном уровне независимого национального превентивного механизма не позднее чем через один год после присоединения к Факультативному протоколу. Несмотря на то что Кыргызстан несколько нарушил установленные сроки17, сам закон можно назвать успешным результатом совместной работы государственных, неправительственных и международных организаций. Данный закон был одним из немногих, которые на стадии разработки прошел все обязательные экспертизы (правовую, правозащитную, антикоррупционную, экологическую, гендерную).
Кыргызская Республика пошла по пути учреждения нового государственного органа — Национального центра, а не наделения существующего правозащитного института функциями содействия выполнению обязательств по Факультативному протоколу. Его функциональная независимость обеспечивается прозрачными процедурами отбора и иммунитетом сотрудников, невмешательством в организационно-функциональную деятельность Национального центра и достаточным финансированием.
В течение ближайших 3 месяцев должен быть сформирован первый состав высшего органа управления Национального центра — Координационного совета, в который войдут Акыйкатчы (Омбудсмен), по одному депутату Жогорку Кенеша от парламентского большинства и оппозиции и 8 представителей некоммерческих организаций, уставная деятельность которых связана с защитой права на защиту от пыток, жестоких видов обращений и наказания. Первый этап — предложение правозащитным некоммерческим организациям принять участие в конкурсе ожидается уже в течение 10 дней после вступления закона в силу.
Вопрос о национализации имущества инвесторов вновь появился на повестке дня после обсуждения в Жогорку Кенеше отчета временной депутатской комиссии по проверке соблюдения крупнейшим в стране золотодобывающим предприятием ЗАО «Кумтор оперейтинг компани» требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения. Отчет был заслушан 20 и 22 июня. Депутаты признали инвестиционное соглашение, на основе которого рабо-
тало предприятие, глубоко противоречащим интересам кыргызского народа и государства, заключенным в коррупционных интересах правящей в то время клики кыргызского Правительства.
Остроту вопросу добавляет то, что инициатива о национализации предприятия уже дважды поднималась в стенах Жогорку Кенеша: в 2007 году Правительство вносило проект «О национализации СП "Кумтор оперейтинг компани"», а в 2008-м — «О национализации золоторудного месторождения "Кумтор"». Законопроекты в свое время так и не были приняты Жогорку Кенешем. Более того, Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор» в 2009 году стало компромиссом, к которому пришли стороны — Правительство и канадская компания «Centerra Gold Inc» с киргизской «Kumtor Gold Company» — для урегулирования спорных вопросов в международном арбитраже. И вот теперь парламент вновь инициирует пересмотр ратифицированного Кыргызской Республикой Соглашения о новых условиях по проекту «Кум-тор» для увеличения суммы отчислений на экологические мероприятия, пересмотра механизма участия кыргызской стороны в проекте, внесения корректив в формулу распределения доходов и налоговый режим.
Общественный резонанс данной проблемы усиливается официально озвученной информацией о шести исках, поданных против Кыргызской Республики, о нарушении прав инвесторов, в том числе и по вопросам незаконно изъятой государством собственности.
Ливия
7 июля 2012 года в стране состоялись выборы в новый законодательный орган — Всеобщий национальный конгресс. Это были первые выборы после гражданской войны в Ливии в феврале—октябре 2011 года.
Согласно закону о выборах, принятому Национальным переходным советом Ливии в начале февраля 2012 года, Всеобщий национальный конгресс состоит из 200 членов, на выборах применяется смешанная система — 80 мест занимают представители партий, а 120 мест — кандидаты, избранные по одномандатным округам (победителем считается кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей).
Наибольшее число мандатов — 39 — завоевала умеренная либеральная партия «Союз национальных сил». Ее главный соперник — Партия справедливости и развития, созданная на базе ливийского крыла движения «Братья-мусульмане», получила 17 мест. Остальные 19 партий, прошедшие в законодательный орган, получили от 3 до 1 места.
8 августа Национальный переходный совет Ливии, фактически управлявший страной в период гражданской войны и после нее, официально передал власть Всеобщему национальному конгрессу.
Нидерланды
Старейшая политическая партия Королевства Нидерландов будет вынуждена пересмотреть свою идеологию. 10 июля 2012 года Европейский Суд по правам человека отказал оппозиционной Государственной реформатской партии (Staatkundig Gereformeerde Partij — SGP), основанной в 1918 году и придерживающейся крайне консервативной протестантской традиции, в рассмотрении по существу ее жалобы на действия национальных властей.
На протяжении многих десятилетий партия, традиционно имеющая 1—3 места в Парламенте и получающая государственную субсидию, отказывала лицам женского пола в членстве. В 2005 году региональный суд (rechtbank) Гааги принял сразу два решения по жалобам Фонда Клары Вихманн (Stich-tingproefprocessenfonds Clara Wichmann) и других на действия самой партии и властей. С одной стороны, суд отказался признать действия партии противозаконными, сочтя обратившиеся с заявлением правозащитные организации ненадлежащими заявителями, не имеющими юридической заинтересованности в деле. С другой стороны, суд усмотрел нарушение статьи 7 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года со стороны властей и предписал правительству воздержаться от предоставления SGP субсидий.
В 2006 году Административная коллегия Государственного совета (Afdeling Bestuurs-rechtspraak van de Raad van State) пересмотрела последнее решение по инициативе партии, указав, в числе прочего, что международное право не требует от государств га-
рантирования женщинам возможности участвовать во всех без исключениях общественных объединениях. В решении также было указано, что места в представительных учреждениях могут занимать не только партии большинства, но и партии, выражающие непопулярные и даже девиантные взгляды меньшинств, если они не нарушают уголовного закона. Следовательно, решил суд, в той мере, в какой идеология данной партии не представляет угрозы демократическому правопорядку, она не требует особых ограничений со стороны властей. Апелляционный суд (gerechtshof) в 2007 году пришел к такому же выводу относительно субсидирования партии.
В то же время Апелляционный суд посчитал приемлемой жалобу против самой партии и пересмотрел первоначальное решение гаагского суда об отказе в рассмотрении дела. Суд отметил, в числе прочего, что международное право не допускает никаких изъятий из общего запрета дискриминации по признаку пола. Тем более, отметил Суд, такие изъятия не допустимы в публичной сфере, к которой относится политическая и управленческая деятельность. В решении было отмечено, что при взвешивании и балансировании двух конкурирующих интересов нужно иметь в виду, что конвенционные нормы не относят свободу вероисповедания к числу абсолютных прав. Следовательно, руководство партии должно привести свои учредительные документы в соответствие с законом и прекратить дискриминирующую практику. При этом выбор конкретных мер оставался на усмотрение самой партии.
Еще в 2006 году партией были внесены соответствующие изменения в локальные акты, основными из которых являются Заявление с изложением принципов (Program van Beginselen) и Устав (statuten), и женщинам было предоставлено право членства в партии. Однако партийная идеология по-прежнему не допускала выдвижения женщин в составе списков на посты в органы народного представительства. Судебные тяжбы продолжались.
Верховный суд (Hoge Raad) 9 апреля 2010 года рассмотрел кассационные жалобы сторон и поддержал решение Апелляционного суда, заявив также, что государство находится под обязательством принять все меры к тому, чтобы SGP предоставила женщинам не
только права членства, но и равную возможность участия в избирательных процедурах.
Европейский Суд по правам человека в своем решении «Государственная реформатская партия против Нидерландов»18 поддержал выводы Верховного суда, признал жалобу SGP на состоявшиеся решения высших судов явно необоснованной и отклонил ее на основании пунктов 3 (а) и 4 статьи 35 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ссылаясь на нормы международных договоров и свое прецедентное право (в том числе на дело «Маркин против России»), он пришел к выводу о дискриминационном характере деятельности партии, и в оперативной части решения указал, что государство самостоятельно должно определить меры, необходимые для предотвращения существующей ситуации.
Парагвай
21—22 июня 2012 года, в рекордно короткие сроки, была проведена процедура импичмента Президента Республики Парагвай Фернандо Луго. 21 июня решение об этом было принято в Палате депутатов Национального Конгресса (парагвайского парламента), а на следующий день другая палата — Сенат — одобрила инициативу. В обеих палатах за импичмент проголосовало подавляющее большинство (Палата депутатов: 76 — «за», 1 — «против», общее число депутатов — 80; Сенат: 39 — «за», 4 — «против», общее число сенаторов — 45). Пост Президента перешел к Вице-президенту Федерико Франко. 25 июня Верховный суд отклонил жалобу Луго на неконституционность процедуры, после чего Избирательный трибунал подтвердил полномочия нового Президента.
Импичмент завершил длительный политический конфликт между Луго и блоком враждующих между собой партий, традиционно представляющих в парламенте разные слои истеблишмента. В 2008 году Луго, кандидат «со стороны» с ярко выраженными левыми взглядами, бывший до этого епископом католической церкви, победил на выборах, что прервало пребывание на посту Президента представителей партии Колорадо, непрерывно продолжавшееся 61 год. Луго был поддержан противниками Колорадо из столь же традиционной Либеральной партии, чей
представитель Франко занял пост вице-президента. Будучи вынужденным, этот союз внес свой вклад в наступившую после выборов взаимную блокаду политических сил.
Структурно ситуация в Парагвае была схожа с ситуацией в Румынии (см. ниже), и характерна для стран, в которых главы государства выбираются населением напрямую и обладают полномочиями, выходящими за рамки репрезентативных. В случае, если большинство в парламенте оказывается у другой партии, конфликт между двумя центрами власти оказывается запрограммированным и способен привести к запуску процедуры импичмента, как это показывает опыт столь разных стран, как США (Клинтон), Россия (Ельцин), Румыния и Парагвай.
В силу своей скоротечности процедура импичмента в Парагвае вызвала много вопросов. Несмотря на это, (западно)европей-ские демократии и США, нервно отреагировавшие на несравненно более упорядоченный импичмент в Румынии, не выразили в ее отношении негативной реакции и поддержали нового Президента. Напротив, реакция латиноамериканских стран была отрицательной, что быстро привело к значимым политическим последствиям. В частности, было заморожено членство Парагвая в региональном блоке МЕРКОСУР, члены которого сразу после этого — уже 29 июня — одобрили решение о принятии Венесуэлы, блокировавшееся последние годы парагвайским сенатом. Этот факт, а также сравнение с параллельно протекающей и схожей с конституционной точки зрения ситуацией в Румынии, в очередной раз показало, что политическая оценка подобных событий зависит не столько от конституционно-правовых, сколько от геополитических обстоятельств.
Россия
Первые летние месяцы в России ознаменовались разработкой и принятием законодательных актов, которые вызвали неоднозначную реакцию в обществе и стали предметом широкого обсуждения.
Так, 8 июня 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, де-
монстрациях, шествиях и пикетированиях"». Прежде всего, обращает на себя внимание резкое увеличение максимального размера административного штрафа как для граждан, так и для должностных лиц — с 5 тыс. до 300 тыс. руб. и с 50 тыс. до 600 тыс. руб. соответственно. Но штрафы, превышающие «старый» максимальный размер, то есть 5 тыс. и 50 тыс. руб., установлены лишь для составов административных правонарушений в сфере организации и проведения публичных мероприятий. Например, серьезно ужесточилась санкция за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения данного мероприятия. Если ранее штраф составлял от 500 до 1 000 руб., то теперь — от 10 тыс. до 25 тыс.
Кроме того, в КоАП РФ введен и новый вид наказания — обязательные работы. Пока этот вид наказания может назначаться только за правонарушения в сфере организации и проведения публичных мероприятий, а также одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах. Положения о порядке применения и исполнения наказания в виде обязательных работ вступают в силу с 1 января 2013 года.
Также появился новый состав административного правонарушения — организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.22).
Помимо этого, указанным Федеральным законом были внесены изменения и в законодательство о собраниях, митингах, шествиях, пикетированиях и демонстрациях. В частности, органам субъектов Федерации дается право определять единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. При определении таких мест должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры
и т. д. После этого публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления. Законы субъектов Федерации, определяющие такие специально отведенные места, должны быть приняты и вступить в силу к 31 декабря 2012 года.
Любопытно заметить, что во время прохождения закона в Государственной Думе депутаты от партии «Справедливая Россия» устроили так называемую «итальянскую забастовку» — предложили к документу 359 поправок. В результате обсуждение этих поправок продолжалось 12 часов подряд.
20 июля Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Теперь статус многих НКО может измениться. После вступления данного закона в силу та или иная некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, а также участвует в политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников, признается выполняющей функции иностранного агента.
При этом под участием в политической деятельности понимается участие, в том числе финансирование организации и проведения политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в подобных целях. Деятельность же, например, в области науки, культуры и здравоохранения политической не признается. Однако ни в новой редакции закона, ни в других нормативных правовых актах понятие «политическая акция» не расшифровывается.
Важно отметить, что новые законодательные положения не распространяются на религиозные организации, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные последними некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения.
Теперь при создании новой некоммерческой организации ее учредителям необходимо будет, помимо иных документов, представлять в Министерство юстиции и заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такое же заявление необходимо будет подать некоммерческой организации, намеревающейся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Помимо этого, если некоммерческая организация издает и распространяет материалы, то в них должно присутствовать указание на то, что они изданы и распространяются некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Что касается финансового контроля, то годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, подлежит обязательному аудиту. Организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, обязаны будут также вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в Министерство юстиции документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, ежеквартально, аудиторское заключение — ежегодно.
Наконец, вводится уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов,
необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Максимальное наказание за данное преступление — лишение свободы на срок до 2 лет.
Данные поправки вступают в силу после истечения 120 дней с момента официального опубликования (закон был опубликован 23 июля 2012 года).
Наконец, 28 июля был подписан Федеральный закон № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Однако внимание экспертного и сетевого сообщества сосредоточилось на некоторых поправках, внесенных в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, в законе появилась новая статья 15.1, согласно которой создается единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. К категории запрещенной информации относятся: материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства. Кроме этого, запрещенной к распространению может быть любая иная информация, признанная таковой судом.
Именно эти положения закона, а также процедура блокировки интернет-контента и вызвали критику. В частности, Совет при Президенте РФ по правам человека выступил с заявлением, где указал, что в текущей редакции перечень подлежащих блокировке ресурсов чрезмерно широк и включает в себя,
помимо детской порнографии, ряд субъективно-оценочных категорий. Не исключено, что критерии формирования реестра могут быть расширены и на иные материалы, которые, по мнению создателей реестра, потенциально могли бы нанести вред детям. Помимо этого, по мнению членов Совета, законопроект не направлен на борьбу с причинами возникновения нелегального контента и его распространения в Интернете и не будет способствовать повышению эффективности правоприменительной практики и преследованию преступников, которые смогут осуществлять миграцию ресурсов с противоправным контентом в другие домены и 1Р-адреса. 10 июля 2012 года русскоязычная Википедия объявила однодневную забастовку, направленную против принятия законопроекта. Акцию в тех или иных формах (изменение логотипа ресурса, размещение ссылок и т. д.) поддержали также такие ресурсы, как «Яндекс», «ВКон-такте», «Живой Журнал» и «Луркоморье».
Поправки, внесенные Федеральным законом № 139-ФЗ, вступают в силу с 1 ноября 2012 года.
Румыния
Референдум по вопросу объявления импичмента Президенту Румынии Траяну Бэсеску состоялся 29 июля 2012 года. 88 % проголосовавших граждан высказались за смещение Бэсеску с должности.
Объявленный Президенту Румынии импичмент можно охарактеризовать как один из этапов политической борьбы между ним и премьер-министром Виктором Понта. Премьер-министр обвинял Президента в узурпировании полномочий главы правительства, нарушении основных прав и свобод граждан, нарушении Конституции и т. д. Понта возглавляет Социально-либеральный союз — парламентскую коалицию, которая обладает большинством в обеих палатах румынского парламента.
6 июля обе палаты румынского парламента — Палата депутатов и Сенат — на совместном заседании одобрили предложение об отстранении Президента от должности. «За» проголосовали 256 парламентариев, «против» — 141. За день до этого, 5 июля, был изменен закон о референдуме, дабы облегчить процедуру смещения Президента с
должности — если до этого, помимо большинства голосов, требовалось, чтобы явка составила более 50 %, то поправки предусматривали отмену требования о явке. Однако Конституционный суд Румынии вынес решение, согласно которому требование о явке более 50 % на референдуме должно соблюдаться. Понта подчинился данному решению.
Именно Конституционному суду вновь предстоит сыграть ключевую роль в разрешении конфликта. Несмотря на то что, как уже говорилось выше, большинстов избирателей проголосовали за смещение Бэсеску с должности, явка составила лишь чуть более 46 %. Поэтому Конституционный суд должен вынести решение о легитимности референдума. Ожидается, что это произойдет в конце августа — начале сентября.
Напомним, что в 2007 году парламент уже выносил на референдум решение об импичменте Бэсеску, но тогда большинство населения — 75 % — проголосовало против.
Франция
10 и 17 июня 2012 года во Франции прошли выборы в Национальное собрание (нижняя палата парламента), которые принесли убедительную победу Социалистической партии. По итогам выборов она получила 280 мест из 577, по сути, закрепив успех, достигнутый на президентских выборах, когда Президентом стал ее кандидат Франсуа Олланд (см.: СКО. 2012. № 3 (88)). Доминировавший до этого в Национальном собрании Союз за народное движение потерял 119 мест по сравнению с результатами прошлых выборов и перешел в оппозицию. 2 места в Национальном собрании сумел завоевать и крайне правый Национальный фронт, причем 22-летняя Марион Маришаль-Ле-Пен, племянница лидера партии Мари Ле-Пен, стала самым молодым депутатом нынешней легислатуры. Последний раз же представители Национального фронта проходили в Национальное собрание в 1997 году.
Обзор подготовлен Сергеем Заики-ным. Региональные обозреватели: Наталья Аленкина (Кыргызстан), Павел Блохин (Нидерланды), ОльгаГулина (Австрия, Европейский Союз, Германия), На талья Крысенкова (Индия), Анаит Ма-
насян, (Армения), Андрей Румянцев (Германия). Обзор подготовлен с использованием материалов интернет-ресурсов: www.wikipedia.org;www.reuters.com; www.en.mercopress.com; www.bloomberg.com;www.echr.coe.int; www.bundesverfassungsgericht.de; www.bbc.co.uk;www.hnec.ly; www.president-sovet.ru;www.rg.ru; rumyantsev.zakon.ru.
1 Vf-GH, Urteil v. 28.6.2012, Az.: G 114-11/12 (http://www.vfgh.gv.at/cms/vfgh-site/attach ments/2/2/9/CH0003/CMS1341991026998/ obsorge_g114-11.pdf).
2 http://president.am/events/decrees/rus/.
3 http://parliament.am/news.php?cat_id=2&News ID = 5244&year=2012&month = 06&day=21& lang=rus.
4 http://concourt.am/russian/news/index.htm.
5 См.: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/ 2012/07/item20000.html; http://www.council. gov.ru/inf_ps/chronicle/2012/07/item20020. html; http://parliament.am/news.php?cat_id=2 &NewsID=5277&year=2012&month=07&day= 11&lang=rus; http://www.parliament.am/news. php?lang=rus, http://www.duma.gov.ru/news/ 274/189583/.
6 2 BvE 4/11 (http://www.bundesverfassungsgericht. de/entscheidungen/es20120619_2bve00041 1. html).
7 BverfG, Urteil v. 19.7.2012, Az.: 1 BvL 10/10, 1 BvL 2/11.
8 BT-BT-Drucksache 17/9874.
9 Application no. 19359/04, M. v. Germany, Judgment of 17 December 2009.
10 5. Sektion des EGMR, Urteil v. 17.12.2009, Az.: 19359/04.
11 См. проект резолюции: BT-Drucksache 17/10331 (http://dip.bundestag.de/btd/17/103/ 1710331.pdf).
12 Решение от 3 июля 2008 года, BVerfGE 121, 266 (http://www.bundesverfassungsgericht.de/ entscheidungen/cs20080703_2bvc000107.html).
13 См.: Румянцев А. «Избыточные» мандаты и проблема легитимности в немецком избирательном праве // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 6 (73). C. 5-15.
14 Решение от 10 апреля 1997 года, BVerfGE 95, 335 [366].
15 Directive 2012/13/EU of the European Parliament and of Council of 22 May 2012 on the right to information in criminal proceeding // Official Journal of the European Union. L 142/1. 1.6.2012 (http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=0J:L:2012:142:0001:0010: EN:PDF).
16 Freizügigkeit: Kommission setzt Deutschland Frist für Nachbesserungen // Juris- Release v. 21.6.2012 (http://ec.europa.eu/deutschland/ press/pr_releases/10730_de.htm).
17 Кыргызская Республика присоединилась к Факультативному протоколу в апреле 2008 года.
18 Application no. 58369/10, Staatkundig Gerefor-meerde Partij v. the Netherlands, Decision of 10 July 2012.