Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ИЮНЬ-ИЮЛЬ-2011'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ИЮНЬ-ИЮЛЬ-2011 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заикин Сергей, Гулина Ольга, Аленкина Наталья

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ИЮНЬ-ИЮЛЬ-2011»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ИЮНЬ - ИЮЛЬ • 2011

Австрия

Правительства земель Бургенланд, Каринтия и Форарльберг в порядке статьи 140 Конституции Австрии обратились в Конституционный суд с требованием рассмотреть конституционность внесения изменений в Федеральный закон о помощи семьям1 и в Федеральный закон о мероприятиях и деятельности в отношении лиц, требующих особой социальной поддержки2. Правительство земли Форарльберг требовало также рассмотреть вопрос об обязанностях Федерации, вытекающих из статьи 15 Конституции и, как следствие, о выполнении Федерацией абзацев 1—2 статьи 1; абзаца 2 статьи 2; статей 15, 16 Конституции.

Все три решения по этим делам были вынесены 16 июня 2011 года. Основываясь на практике прошлых лет, Конституционный суд сформулировал следующую правовую позицию: «правовое регулирование в сфере выполнения государством своих социальных функций зависит от размера бюджета страны и, соответственно, существующие гарантии могут быть пересмотрены как в сторону их расширения, так и в сторону сужения». Суд сослался на нее во всех трех решениях. Таким образом, полномочия Парламента страны, сократившего в 2011 году социальные пособия (здесь: семейные пособия, пособия по уходу за людьми с ограниченными возможно-

стями и проч.), а также снизившего возрастной ценз по их получению (с 27 (26) лет до 25 (24) лет), соответствуют Конституции3.

Кроме того, 30 июня Конституционный суд Австрии признал неконституционными положения абзацев 1—6, 8 § 91 Федерального закона о порядке организации университетов и учебного процесса в них4 в связи с отсутствием четкости в понимании процесса взимания платы за обучение. Своим решением Конституционный суд отменил положение Министерства науки, образования и культуры о плате за обучение5 и обязал парламент страны внести необходимые изменения до 29 февраля 2012 года6.

Председатель Конституционного суда Австрии Герхард Холцингер 7 июля 2011 года принял присягу нового судьи Кристофера Хербста, вступившего в должность вместо покойного судьи Виллибранда Лиера.

Венгрия

Недавно уже сообщалось о событиях вокруг принятия нового Основного закона Венгрии7. 17—18 июня 2011 года прошло 87-е пленарное заседание Венецианской комиссии Совета Европы (Комиссии за демократию через право), на котором было принято в том числе и заключение по Основному закону Венгрии. Среди основных замечаний, высказанных экспертами, можно выделить следующие.

Эксперты Комиссии обратили внимание, что в Основном законе Венгрии присутствует чрезмерное количество бланкетных норм, предусматривающих принятие органических законов (более 50). Среди вопросов, по которым должны быть приняты такие законы, основы семейной политики, судебная власть, порядок формирования министерств и других органов исполнительной власти, основы финансовой и пенсионной систем, государственной службы и т. д. Органический же закон считается принятым, если за него проголосуют 2/3 от числа присутствующих на заседании парламентариев. По мнению экспертов Комиссии, чем больше вопросов решается квалифицированным, а не простым большинством голосов, тем меньшее значение играют будущие выборы и тем больше соблазнов у квалифицированного большинства закрепить свои привилегии и существующий правопорядок. Кроме того, в заключении отмечается, что Основной закон Венгрии должен содержать более четкие формулировки, а также более детальное регулирование некоторых сфер, в частности отношений по поводу организации и отправления судебной власти.

Эксперты Комиссии отметили как положительную черту Основного закона Венгрии стремление к упорядочению нормативных масштабов при его толковании. В то же время было подчеркнуто, что из-за многочисленности расплывчатых формулировок применение соответствующих норм может быть затруднено. Так, в частности, неясно, что входит в понятие «историческая конституция».

В статье Основного закона Венгрии закрепляется, что государство несет ответственность за всех венгров, живущих за пределами страны. Эксперты полагают, что не совсем корректно использовать термин «ответственность», так как он может быть истолкован как возможность венгерских властей принимать решения и осуществлять действия в отношении лиц — венгров по происхождению, но являющихся гражданами других государств. Естественно, это может привести к конфликту компетенций Венгрии и соответствующих государств.

Статья «Ь» указывает, что государство защищает институт брака как добровольного союза мужчины и женщины. Эксперты Комиссии, проанализировав положения нормативно-правовых актов Европейского союза

и судебную практику Европейского Суда по правам человека, пришли к выводу, что такая формулировка не является запретом однополых союзов, особенно в свете различий в практике европейских государств (однополые браки легализованы лишь в 5 из 27 государств — членов Европейского союза, гражданские партнерства — в 11) и с учетом того факта, что гражданские партнерства узаконены в Венгрии с 2009 года.

Эксперты обратили также пристальное внимание на изменения, затронувшие институт конституционного правосудия. С одной стороны, положительным моментом признано введение индивидуальной конституционной жалобы. С другой — было отмечено, что сужение полномочий Конституционного суда Венгрии в сфере проверки финансовых нормативно-правовых актов, произошедшее еще в ноябре 2010 года, получило подтверждение и в Основном законе Венгрии. Кроме того, согласно параграфу 3 статьи «№>, Конституционный суд Венгрии обязан уважать принцип сбалансированного, прозрачного, устойчивого управления бюджетными средствами. Создается также новый финансовый орган — Бюджетный совет Венгрии, в чьи полномочия, в частности, входит дача предварительного согласия для принятия закона о бюджете. Как отмечается в заключении, принятие бюджета является стержнем компетенции законодательного органа, его исключительным полномочием. Ставить данный вопрос в зависимость от решения другого органа с достаточно ограниченной демократической легитимностью (ни один из членов Бюджетного совета Венгрии не избирается напрямую) — значит ставить под угрозу легитимность принятия решений в бюджетной сфере.

В целом же эксперты приветствовали принятие нового Основного закона Венгрии, консолидирующего венгерское общество и основанного на принципах защиты основных прав и свобод человека, разделения властей и верховенства права. Также было отмечено стремление венгерского законодателя установить конституционный порядок, соответствующий общеевропейским демократическим ценностям и международным стандартам. В то же время в заключении было указано, что принятие Основного закона Венгрии проходило в не вполне открытых условиях, при недостатке обмена мнениями между парламент-

ским большинством и оппозицией и в весьма сжатые сроки.

Германия

Второй сенат Федерального конституционного суда Германии 5 июля 2011 года рассмотрел по существу индивидуальные конституционные жалобы лиц, обжалующих ряд принятых федеральных законов и актов Европейского союза, касающихся выделения финансовой помощи Греции и создания стабилизационного фонда для зоны евро8. Заявители требовали признать, что указанные акты нарушают их конституционное право на защиту собственности (ст. 14 Основного закона Германии), противоречат принципу демократии, а также нарушают право германского парламента на автономию при принятии решений финансового характера (ст. 38 Основного закона Германии). Кроме того, заявители усмотрели также нарушение гарантированного права собственников на стабильную европейскую валюту (абз. 2 ст. 122 Лиссабонского договора о функционировании Европейского союза). Правительство страны, чьими представителями в суде были министр финансов Германии Вольфганг Шойбле и профессор Ульрих Хэде, выступало в защиту решения федерального правительства о выделении пакета финансовой помощи Греции.

Вынесение и оглашение окончательного решения по данному делу ожидается 7 сентября 2011 года. Напомним, что в 2010 году Федеральный конституционный суд Герма -нии дважды отклонял подобные жалобы: в мае9, когда предметом обжалования было приостановление судом действия федерального закона о выделении финансовой помощи Греции в размере 22,4 млрд евро10, и в июне11, когда обжаловался федеральный закон о создании общеевропейского кредитного фонда12.

В период с 28 июня по 1 июля 2011 года делегация судей Федерального конституционного суда Германии во главе с председателем суда Андреасом Фоскуле посетила Конституционный Суд РФ в Санкт-Петербурге. В рамках этого визита состоялось обсуждение проблем отправления конституционного правосудия в обеих странах и роли конституционных судов в демократическом государстве13.

Исландия

Конституционный совет Исландии 29 июля 2011 года представил Альтингу (однопалатный парламент) проект новой Конституции страны. Ожидается, что он будет вынесен на референдум в следующем году.

Сам Конституционный совет Исландии — уникальный институт в конституционном праве данного государства. 16 июня 2010 года Альтинг проголосовал за учреждение этого органа, а выборы в Совет (первоначально носивший название Конституционной ассамблеи) состоялись 27 ноября того же года. Однако 25 января 2011 года Верховный суд Исландии признал выборы недействительными из-за технических нарушений избирательного законодательства. Тем не менее ровно через месяц Альтинг принял решение о том, что выбранные члены Конституционной ассамблеи будут назначены самим парламентом, но уже в Конституционный совет, который был, наконец, сформирован 6 апреля 2011 года.

Совет состоит из 25 человек (15 мужчин и 10 женщин), из которых лишь двое — профессиональные юристы. Среди членов Совета — преподаватели высших учебных заведений, представители средств массовой информации, музейные работники и т. д.

Подготовленный проект Конституции Исландии больше по объему, чем ныне действующий акт — 114 статей в 9 главах против 81 статьи и переходных положений в 7 главах. Среди наиболее важных нововведений можно отметить следующие.

В проекте четко проведен принцип разделения властей — законодательная власть принадлежит только Альтингу, исполнительная — Президенту и другим органам исполнительной власти, судебная — Верховному суду Исландии и другим судам. Напомним, что по действующей Конституции Исландии (1944) законодательная власть принадлежит Альтингу и Президенту совместно (ст. 2). Форма правления — парламентская республика — остается неизменной.

В главу о правах и свободах включены права средств массовой информации, принцип прозрачности государственного управления, расширен объем самого права на информацию. Также закрепляется, что природные ресурсы, находящиеся в частном владении, являются «вечной» собственностью нации.

Уточнен принцип равенства — каждому гарантируется право на достойную жизнь.

Проектом учреждается новый орган — Юридический совет Исландии, основной задачей которого является предварительный конституционный контроль законопроектов, а также проверка последних на соответствие международным обязательствам государства. Этот орган избирается Альтингом и должен состоять из 5 членов. Правом обращения с запросом в Юридический совет обладают парламентский комитет и 1/5 членов парламента.

Сейчас возможность переизбрания Президента на новый срок не ограничена. Проект новой Конституции Исландии предусматривает, что Президент не может занимать свою должность более 3 сроков подряд, а министр не может находиться на своем посту более 8 лет. Согласно проекту, премьер-министр избирается Альтингом по предложению Президента, который, в свою очередь, учитывает результаты консультаций с парламентскими партиями. Новеллой является и введение конструктивного вотума недоверия премьер-министру.

Проект новой Конституции Исландии укрепляет позиции прямой демократии. Так, 2 % избирателей обладают правом законодательной инициативы, а 10 % могут выступить с инициативой проведения референдума по закону, принятому Альтингом. Кроме того, закон о внесении поправок в Конституцию Исландии после одобрения парламентом должен также выноситься на референдум.

Кыргызстан

В преддверии президентских выборов, которые состоятся 30 октября 2011 года, 2 июля был принят новый Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (Жогорку Кенеш — однопалатный парламент).

Согласно положениям закона, голосование осуществляется гражданами, находящимися за пределами территории Кыргызской Республики, только на территории дипломатических и консульских учреждений по спискам на основании данных дипломатических и консульских учреждений. Кроме того, упраздняются открепительные удостовере-

ния. Это связано с тем, что новая система составления списков избирателей после ее внедрения даст возможность голосовать избирателю на любом удобном ему избирательном участке вне зависимости от места прописки.

Помимо этого, вводятся ограничения на трансляцию зарубежными средствами массовой информации теле- и радиопрограмм в период проведения выборов; при этом местные средства массовой информации, ретранслирующие зарубежные теле- и радиопрограммы, должны производить их в записи.

В законе уточняется, что подкупом избирателя не является оплата работы, выполненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между кандидатом, политической партией и исполните -лем, и оплаченной из средств избирательного фонда кандидата, политической партии.

Техническим новшеством является форма выпуска бюллетеней: они сшиваются не более чем по 100 штук, имеют отрывную часть и корешок. Отрывная часть заполняется избирателем, корешки остаются в избирательной комиссии, что облегчит подсчет проголосовавших на участке. При этом сохраняется тайна голосования, поскольку отрывная часть не содержит номеров бланка. Кроме этого, в качестве дополнительного средства проверки отсутствия «двойного голосования» закреплена маркировка избирателя, который уже проголосовал, специальным составом.

По вопросам нарушения избирательных прав участников процесса заинтересованное лицо (избиратель, политическая партия, некоммерческая организация или ее представитель, кандидат, наблюдатель и избирательная комиссия) может обратиться в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд по своему усмотрению; по вопросам обжалования итогов и результатов выборов решения принимаются в территориальных избирательных комиссиях, затем в Центральной избирательной комиссии, суде первой инстанции и в Верховном суде Кыргызской Республики.

В связи с предстоящими выборами Президента особую роль играют гарантии от использования административного ресурса. В этих целях зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные политические (за исключением депутатов Жогорку Кенеша и Президента), административные государ-

ственные и муниципальные должности либо работающие в средствах массовой информации, с момента регистрации и до определения результатов выборов приостанавливают исполнение должностных или служебных полномочий. Выборы теперь признаются состоявшимися вне зависимости от явки избирателей. Существовавший ранее 50-процентный порог явки, по мнению авторов нового закона, приводил к искусственному «подтягиванию» количества явившихся и проголосовавших на выборах, к фальсификации данных о результатах выборов.

Президент, избранный в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и новым законом, сменит Розу Отунбаеву, Президента переходного периода, срок полномочий которой истекает 31 декабря 2011 года. Сама Роза Отунбаева не вправе баллотироваться на должность Президента Кыргызской Республики на предстоящих выборах.

Помимо принятия нового избирательного закона, 15 июля 2011 года в стране был объявлен открытый конкурс на 11 вакантных должностей судей Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики и 35 вакантных должностей судей Верховного суда Кыргызской Республики. Всего было подано 30 заявок на должности в Конституционную палату и 114 — в Верховный суд.

Для отбора кандидатур на вакантные должности сформирован Совет по отбору судей Кыргызской Республики (далее — Совет) — независимый коллегиальный орган, состоящий из судей и представителей гражданского общества в количестве 24 членов.

Работа Совета осуществляется открыто, в ней принимают участие представители международных и неправительственных организаций. Члены гражданского общества активно участвуют в мониторинге деятельности Совета: создан Гражданский совет по контролю над судебной системой, ряд правозащитных организаций и профессиональных ассоциаций проводят наблюдение за заседаниями Совета и оперативно распространяют информацию посредством интернет-ресурсов.Основные претензии к работе Совета касаются участия в составе Совета кандидатов на вакантные должности судей, отсутствия единой методологии проведения собеседования с кандидатами, замалчивания компрометирующих фактов, которые стали известны Совету

о том или ином кандидате. За время работы Совета в его адрес от граждан поступили 436 жалоб, заявлений и отзывов о работе судей.

К настоящему времени Совет по отбору судей завершил собеседование с кандидатами на вакантные должности судей Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики и Верховного суда Кыргызской Республики. Следующим этапом в работе Совета будет конкурс на должности местных судов.

Напомним, что правовым основанием для полной замены судейского корпуса Кыргызстана послужили положения Закона о введении в действие Конституции Кыргызской Республики, согласно которым судьи Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов сохраняют свои полномочия до избрания и назначения новых судей в соответствии с новой Конституцией Кыргызской Республики.

Деятельность Совета освещается на вебсайте Верховного суда Кыргызской Республики (http://www.sudsystem.kg).

Латвия

Сейм Латвии (однопалатный парламент) избрал 2 июня 2011 года нового Президента страны. Им стал Андрис Берзиньш, бывший глава SEB ишЬа^. Любопытно, что кандидатура Берзиньша была предложена партией «Союз зеленых и крестьян» буквально за два дня до истечения срока выдвижения. В первом туре Берзиньш получил 50 голосов «за» и 48 «против», нынешний Президент Валдис Затлерс — 43 и 55 соответственно. Согласно статье 36 Конституции Латвийской Республики, кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 51 депутата. Поэтому был проведен второй тур, в котором Берзиньш получил поддержку 53 депутатов, против проголосовало 44. За Затлерса же проголосовал только 41 депутат, и 56 — против.

Возможно, поражение Затлерса было предопределено тем, что 28 мая 2011 года он выступил с инициативой проведения референдума по вопросу о досрочном роспуске Сейма Латвии (такая возможность предусмотрена в статьях 48—50 Конституции Латвийской Республики). Сам референдум со-

стоялся 23 июля 2011 года. За роспуск Сейма проголосовали 94,3 % избирателей, принявших участие в референдуме. Досрочные выборы латвийского парламента состоятся 17 сентября текущего года.

Лихтенштейн

С 17 по 19 июня 2011 года в Княжестве проходил референдум по вопросу легализации «гражданских партнерств» — однополых пар, в которых партнеры не состоят в браке. Соответствующий закон был одобрен всеми 25 членами Парламента Лихтенштейна еще 16 марта этого года. Однако противники легализации однополых отношений, в частности представители общественного движения «Vox Populi», а также Римско-католической архиепархии Вадуца, инициировали проведение референдума. Согласно части 2 статьи 64 и части 1 статьи 66 Конституции Княжества Лихтенштейн, группа граждан численностью не менее 1 000 человек, обладающих активным избирательным правом, может выступить с инициативой о вынесении любого закона, кроме чрезвычайных, принятого парламентом, на всенародное голосование. Всего в поддержку проведения референдума было подано 1 208 подписей.

На референдуме же большинство граждан Лихтенштейна (68,8 %) высказались за принятие соответствующего закона, и он вступит в силу 1 сентября 2011 года.

Марокко

В Королевстве 1 июля 2011 года состоялся конституционный референдум, на который были вынесены следующие вопросы: усиление роли принципа разделения властей и независимости судебной власти; передача полномочий по роспуску нижней палаты парламента и назначению высших должностных лиц от короля премьер-министру; получение премьер-министром статуса главы правительства, хотя председательствует в Совете министров по-прежнему король; создание Конституционного суда, у которого есть право рассмотрения конституционных жалоб граждан; учреждение Высшего совета безопасности, который призван реформировать стратегию обеспечения безопасности и кризисного управления; придание берберийско-

му языку статуса государственного наряду с арабским; закрепление в Конституции Королевства Марокко равенства гражданских и социальных прав мужчины и женщины.

За введение соответствующих изменений проголосовали 98,5 % граждан, принявших участие в референдуме. Вслед за референдумом, 7 октября текущего года, в Марокко состоятся и внеочередные парламентские выборы.

Напомним, что король Марокко Мохам-мед VI был вынужден пойти на проведение реформ из-за начавшихся в конце февраля массовых протестов населения, ставших частью «арабской весны».

Перу

5 июня 2011 года состоялся второй тур прямых президентских выборов. За победу боролись два кандидата — Ольянта Умала и Кейко Фухимори. С небольшим перевесом — 51,5 % против 48,5 % — президентскую гонку выиграл Умала. Он шел на выборы от альянса «Победа Перу», куда входят Перуанская националистическая партия, Перуанская социалистическая партия, Перуанская коммунистическая партия, Революционная социалистическая партия и Политическое движение «Социалистический голос». Его соперница, Кейко Фухимори, была выдвинута коалицией «Сила 2011», куда, помимо одноименной партии, входит партия «Национальное возрождение».

В первом туре, прошедшем 10 апреля, Умала набрал 31,7 %, а Фухимори — 23,6 % голосов. Их ближайший конкурент — лидер центристской коалиции «Альянс за большие перемены» Педро Пабло Кучински — заручился поддержкой 18,5 % голосов избирателей.

В соответствии со статьей 112 Конституции Республики Перу 1993 года срок президентских полномочий составляет 5 лет.

Португалия

Как ранее уже сообщалось14, в конце марта 2011 года Правительство Португальской Республики ушло в отставку, не сумев справиться с экономическим кризисом. После этого Ассамблея Республики (однопалатный парламент) была распущена Президентом

Анибалом Каваку Силвой. Досрочные парламентские выборы, состоявшиеся 5 июня, принесли победу оппозиционной Социал-демократической партии — ей досталось 108 мандатов из 230. Социалистическая партия (бывшая правящая) завоевала лишь 74 места. Помимо них в парламент прошли также Народная партия (24 места), Коалиция демократического единства (6 мест) и Левый блок (8 мест).

Россия

Перед уходом на последние для действующе -го созыва парламентские каникулы, 6 июля 2011 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении президентский законопроект о снижении с 7 до 5 % избирательного барьера для политических партий на выборах депутатов нижней палаты российского парламента. Предполагается, что новые нормы начнут действовать с 1 января 2013 года. Таким образом, если законопроект будет принят и вступит в силу, то на выборах 2016 года партиям придется преодолевать уже пятипроцентный избирательный барьер.

В контексте нынешней избирательной кампании 2011—2012 годов Президентом РФ был подписан пакет поправок в избирательное законодательство. Три федеральных закона, касающихся уточнения требований к голосованию вне помещений для голосования, порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов, а также формы подписного листа и критериев недостоверности и недействительности подписей избирателей, вступили в силу 27 июля 2011 года.

Изменения, внесенные в федеральные законы об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, о выборах Президента РФ и о выборах депутатов Государственной Думы РФ, позволяют лицу обратиться с заявлением или обращением о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования в любое время после формирования участковой комиссии, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. У членов избирательной комиссии, выезжающих к избирателям, сохраняется право взять бюллетени с запасом. Но число их не может превы-

шать более чем на 5 % число полученных к моменту выезда заявлений. До сих пор ограничений на число бюллетеней не было.

Законодательные новеллы, касающиеся порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов, предоставляют законодательным (представительным) органам всех уровней публичной власти 30-дневный срок для принятия решения по досрочному прекращению полномочий депутата. С момента принятия решения политической партии дается двухнедельный срок для выдвижения зарегистрированного кандидата в целях замещения вакантного депутатского мандата. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Законом может также предусматриваться, что зарегистрированный кандидат, включенный в список, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз.

Но, пожалуй, самым главным нововведением стали критерии признания подписей избирателей недостоверными и недействительными — статья 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнена, в частности, соответствующими пунктами 63—64. Теперь недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума. Основаниями для признания подписи избирателя недействительной является, например, следующее: подпись собрана до дня оплаты изготовления подписных листов; подпись принадлежит лицу, не обладающему активным избирательным правом или указавшему в подписном листе неверные сведения о себе; подпись принадлежит избирателю, сведения о котором внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом. Следует также отметить, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, если сам лист не заверен собственноручно ли-

цом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, самим кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо одна из этих подписей недостоверна, либо лицо, осуществлявшее сбор подписей, не достигло 18 лет или признано судом недееспособным.

Что касается других новостей, то 16 июня Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. Согласно этому документу, Зеленин написал заявление об уходе по собственному желанию. Исполняющим обязанности губернатора Тверской области назначен рязанский вице-губернатор Андрей Шевелев. Напомним, что Дмитрий Зеленин возглавлял Тверскую область с декабря 2003 года. В июле 2007 года он был переназначен на второй срок, и его полномочия должны были прекратиться летом будущего года. Еще в апреле он заявлял, что намерен доработать до конца срока и даже отказался от мандата депутата Государственной Думы РФ.

Кроме того, в это же день в России прошло заседание Координационного совета Общероссийского народного фронта. На нем была выработана и утверждена процедура предварительного народного отбора (ее можно условно назвать «праймериз»). Собрать до 1 июля 2011 года предложения для включения в список праймериз было поручено региональным координационным советам. Затем эти предложения были направлены в Федеральный координационный совет, откуда уточненные списки снова пришли на места. При этом бюро и президиум генерального совета «Единой России» также могли вносить свои кандидатуры. Голосование по кандидатурам началось 1 августа. Выборщиками, или, как их назвали в партии, «уполномоченными», стали как члены «Единой России», так и кандидаты от общественных организаций, которые входят в региональный координационный совет (в равном представительстве). Голосование должно быть тайным, причем можно выбирать не одну кандидатуру. Счетную комиссию сформировал региональный координационный совет, протоколы должны быть переданы на федеральный уровень для окончательной обработки. По ним и будут

формироваться предложения на 600 позиций в списке, которые планируется утвердить на съезде «Единой России» 3—4 сентября 2011 года. Список разделен следующим образом: 450 мест закреплено за членами «Единой России», 150 — за беспартийными.

Еще одним событием в преддверии парламентских выборов стало то, что 21 июня 2011 года Министерство юстиции Российской Федерации отказало в регистрации Партии народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» (ПАРНАС). В качестве оснований для отказа в регистрации были приведены наличие в списках членов партии несовершеннолетних, лиц, умерших к моменту проведения учредительного съезда партии, лиц, отрицающих свое членство в партии. Кроме того, по мнению Министерства юстиции РФ, ряд положений устава партии противоречит федеральному законодательству. Так, в нарушение пункта 5 статьи 24 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», уставом не предусмотрена ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений. Кроме того, устав относит к коллегиальным руководящим органам единоличные исполнительные органы партии, ее региональных и местных отделений, что противоречит статье 24 Федерального закона «О политических партиях» и пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Партия народной свободы 15 июля подала в суд заявление об оспаривании данного решения Министерства юстиции РФ.

США

В штате Висконсин продолжается противостояние вокруг принятия Закона о восстановлении бюджета (Wisconsin Budget Repair Bill). Верховный суд штата 14 июня 2011 года отменил решение суда округа Дейн от 29 марта этого года, признавшего, что закон был принят с нарушением процедуры, и наложившего запрет на его применение. Верховный суд штата признал, что на законодательную комиссию не распространяются положения Закона об открытом правительстве (Open Meetings Law). Судья же округа Дейн Мариан Суми, вынесшая мартовское реше-

ние, подчеркивала при этом, что республиканцы, поддерживающие закон, могли бы избежать издержек и проволочек, если бы после этого просто приняли акт в соответствии с процедурой.

Итак, Закон о восстановлении бюджета, наконец, вступил в силу 29 июня. Однако в начале июля два региональных отделения Американской федерации труда — Конгресса производственных профсоюзов подали иск уже в федеральный окружной суд Западного округа штата Висконсин. Заявители просят признать закон неконституционным, поскольку он, по их мнению, нарушает положения Первой поправки (о свободе собраний) и Четырнадцатой поправки (о равной защите прав) к Конституции США.

Таиланд

В Королевстве 3 июля 2011 года прошли досрочные выборы в Палату представителей — нижнюю палату парламента (Национальной ассамблеи). Напомним, что 10 мая этого года Палата представителей была распущена королем Пхумипоном Адульядетом по предложению премьер-министра страны Апхисита Ветчачивы.

Достаточно убедительную победу одержала оппозиционная партия «Для Таиланда» (Phak Phuea Thai) во главе с Йинглак Чин-нават — сестрой свергнутого в сентябре 2006 года бывшего премьер-министра Такси-на Чинавата. Партия сумела завоевать 265 мест в Палате представителей, и теперь из ее членов будет сформировано правительство. Демократическая партия, возглавляемая Ап-хиситом Ветчачивой, получила 159 мест (всего в Палате представителей 500 депутатов, избираемых по смешанной системе — 375 избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах, а 125 — по партийным спискам). Йинглак Чиннават станет первой в истории страны женщиной на посту премьер-министра.

А 8 июля представители Демократической партии обратились в Избирательную комиссию с просьбой подать ходатайство в Конституционный суд Таиланда о роспуске победившей партии «Для Таиланда», так как в ее избирательной кампании участвовали лица, которым было запрещено осуществлять определенные действия партийно-политического

характера, а в некоторых провинциях пришлось проводить пересчет голосов и перевыборы из-за выявленных нарушений. В результате Избирательная комиссия Таиланда объявила окончательные итоги выборов лишь 27 июля. Первое заседание Палаты представителей в новом составе пройдет 1 августа.

Турция

12 июня 2011 года прошли выборы в Великое национальное собрание — однопалатный парламент. С 2002 года на турецкой политической арене доминирует Партия справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Нынешние выборы подтвердили устойчивость позиций этой партии — за нее проголосовали 49,91 % избирателей, что позволило ей занять 326 мест из 550 (в Турции действует пропорциональная избирательная система с распределением депутатских мандатов по методу д'Онта). Другие партии, прошедшие заградительный барьер (10 %), — Республиканская народная партия и Партия национального действия — получили 135 и 53 места соответственно. Кроме того, в парламент прошли 36 независимых кандидатов — все они, однако, были выдвинуты Партией за мир и демократию, представляющей интересы курдского меньшинства.

Таким образом, Реджеп Эрдоган выиграл третьи выборы подряд и в третий раз подряд стал премьер-министром (Турция представляет собой парламентскую республику). Примечательно также, что Партии справедливости и развития не хватило лишь 4 мест, чтобы гарантировать себе большинство в 2/3 голосов, достаточное для внесения изменений в Конституцию Турецкой Республики без проведения референдума.

Украина

Конституционный Суд Украины в Решении № 6-рп/2011 от 16 июня 2011 года признал изменения, внесенные в Закон «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» от 20 апреля 2000 года, противоречащими Конституции страны.

Закон «О внесении изменений в Закон Украины "Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов"» Верховная Рада приняла 21 апреля

2011 года, а 20 мая его подписал Президент Виктор Янукович. В документе Знамя Победы названо символом победы советского народа, его армии и флота над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Закон также устанавливает порядок использования Знамени Победы, в частности, у Вечного огня, могил Неизвестного солдата и Неизвестного матроса, а также во время торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы. В частности, должен осуществляться подъем Знамени Победы вместе с государственным флагом Украины. Именно это положение и оспаривалось в жалобе.

Конституционный Суд Украины признал, что государственными символами являются государственный флаг, герб и гимн. Знамя Победы к таковым не относится. Между тем оспариваемые положения фактически установили одинаковый порядок использования этого символа и государственного флага Украины.

Согласно части 6 статьи 20 Конституции Украины, порядок использования государственных символов должен устанавливаться законом, принятым не менее чем 2/3 голосов депутатов Верховной Рады. Закон «О внесении изменений в Закон Украины "Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов"» от 21 апреля 2011 года был принят меньшим числом голосов — таким образом, была нарушена конституционная процедура.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из этого, Конституционный Суд Украины признал оспариваемые нормы не соответствующими Конституции страны, а также предложил Верховной Раде законодательно установить порядок использования государственных символов, в частности государственного флага Украины.

Швейцария

Верховный суд Швейцарии15 в качестве суда апелляционной инстанции 6 июня 2011 года подтвердил решение суда кантона Золотурн о порядке оценки вреда здоровью, причиненного автомобильной аварией, и назначения пенсии по инвалидности.

В своем решении Верховный суд пришел к выводу, что использование критериев оценки, а также порядок проведения и назначения пенсий принципиально соответствуют нор-

мам Конституции и совместимы со стандартами Европейской комиссии по правам человека. Однако он отметил также, что на уровне кантонов необходимо усилить судебную защиту застрахованных лиц, предоставить указанным лицам право участвовать в предварительном процессе оценки степени вреда здоровью, а кроме того ввести обязательность проведения медицинского обследования во время процесса обжалования, если кантональный и (или) федеральный административный суд сочтут, что это необходимо.

Также в решении установлено, что существующая в Швейцарии с 1978 года практика так называемых «медицинских властей по расследованию» (MEDAS) соответствует Конституции. MEDAS — специальный орган, созданный для расследования и оценки особенно сложных случаев, связанных с пенсионным, армейским и иными видами страхования, оценки вреда, причиненного здоровью. Его сотрудники, профессиональные медицинские работники различной специализации, готовят по каждому такому случаю отчеты, которые считаются обязательными при определении остаточной трудоспособности лиц, возможности их дальнейшей трудовой деятельности и служат основанием для назначения им пенсии и (или) иных выплат.

Южный Судан

На карте мира 9 июля 2011 года появилось новое государство — Республика Южный Судан. Уже 14 июля оно стало членом Организации Объединенных Наций, а 28 июля его приняли в Африканский Союз. Напомним, что в начале этого года состоялся референдум о независимости Южного Судана от северной части страны, на котором подавляющее большинство его участников высказалось за образование самостоятельного государства.

Переходная Конституция Южного Судана была одобрена Законодательной ассамблеей (парламент Южного Судана в 2005—2011 годах) 7 июля, и через день подписана Председателем Правительства страны Сальваторе Кииром Маярдитом. Она, по сути, представляет собой измененную Временную Конституцию, принятую в 2005 году после подписания Найвашского мирного соглашения, ознаменовавшего окончание второй гражданской войны в Судане 1983—2005 годов.

Согласно Переходной Конституции, Южный Судан является федерацией с республиканской формой правления. В Приложениях «А» — <Ш», включенных в текст Конституции, перечислены четыре сферы компетенции: компетенция федерации, компетенция штатов, конкурирующая компетенция и остаточная компетенция. Приложение «Е» содержит правила разрешения конфликтов в сфере конкурирующей компетенции.

Среди особенностей конституционных положений, посвященных правам и свободам человека и гражданина, можно выделить обязанность государственных органов обеспечивать равное с мужчинами участие женщин в общественно-политической жизни страны, а также представительство женщин в законодательных и исполнительных органах. Своеобразный «минимальный размер» представительства — 25 %. Кроме того, в статье 24 достаточно подробно описаны так называемые «религиозные права»: право исповедовать любую религию или верования, основывать для этих целей места отправления культа, основывать соответствующие благотворительные и гуманитарные институты, создавать и распространять публикации религиозного содержания, обучать детей основам религии и верований и т. д. В число обязанностей граждан, помимо прочего, входит участие в выборах и референдумах, а также борьба с коррупцией и саботажем.

Совокупность высших органов государственной власти Южного Судана называется Национальным Правительством. Несмотря на то что непосредственно принцип разделения властей в Конституции не упоминается, его можно вывести из положений статьи 51, согласно которой Национальное Правительство состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Вместо Законодательной ассамблеи учреждается двухпалатный парламент — Национальная легислатура. Его нижняя палата — Национальное законодательное собрание — будет состоять из всех членов бывшей Законодательной ассамблеи, а также членов Национальной ассамблеи Республики Судан — выходцев из Южного Судана. Членами верхней палаты — Совета штатов — станут все бывшие представители Южного Судана в Совете штатов Республики Судан, а также 20 представителей, назначаемых Президентом.

Исполнительную власть в Южном Судане осуществляют Президент, вице-президент, министры и их заместители. При этом Президент, вице-президент и министры образуют Совет министров. Срок президентских полномочий — 4 года, начиная с 9 июля. Нынешний Председатель Правительства автоматически стал Президентом. Конституция ничего не говорит о порядке избрания Президента, называя лишь условия для выдвижения кандидатов на этот пост.

Судебную систему государства возглавляет Верховный суд, являющийся, помимо прочего, органом конституционного контроля. Ниже в иерархии находятся апелляционные суды, высшие суды, суды графств и иные суды, которые учреждаются в соответствии с Переходной Конституцией Южного Судана и законодательством.

Помимо органов государственной власти, согласно Конституции, должны быть сформированы так называемые независимые институты и комиссии, в частности Антикоррупционная комиссия, Комиссия по правам человека, Национальная палата по рассмотрению жалоб и др. Национальное Правительство может также учреждать и другие институты и комиссии, если на то будет необходимость.

Однако, поскольку новая Конституция является переходной, установлен и порядок разработки и принятия постоянной Конституции (ч. 16 гл. II). Любопытно, что при этом не указана длительность переходного периода, и, соответственно, неясно, когда у Президента возникает обязанность созыва Национальной конституционной комиссии в соответствии с частью 1 статьи 200 Переходной Конституции Южного Судана.

Япония

В июне 2011 года, после рассмотрения целой серии дел, все три палаты Верховного суда Японии признали конституционным требование школьных администраций к учителям относительно того, чтобы они слушали стоя, а также исполняли национальный гимн страны во время официальных церемоний. Таким образом, Суд признал, что подобное требование не нарушает положений статьи 19 Конституции о свободе мысли и совести.

После принятия в 1999 году Закона о национальном флаге и национальном гимне

Японии было зафиксировано множество случаев, когда учителя не подчинялись указанным выше требованиям. В отношении таких учителей применялись различные дисциплинарные взыскания, им снижали заработную плату, а также отказывали в повторном приеме на работу после принудительного увольнения. Согласно данным правительства, 1 239 учителей подвергались подобным мерам с 1999 по 2009 годы.

Поводом к рассмотрению одного из дел стала жалоба группы учителей из Токио, которые не вставали при исполнении национального гимна вопреки требованиям школьной администрации. Из-за этого после принудительного увольнения они не были повторно приняты на работу. Учителя выиграли дело в окружном суде, но впоследствии проиграли в городском суде Токио. Большинство судей палаты Верховного суда Японии, где слушалось это дело, признали, что имело место некоторое нарушение свободы мысли и совести, однако оно было оправдано «разумностью и обоснованностью» требования. В то же время в своем особом мнении судья Койи Миякава призвал к строгому исследованию мотивов решения об отказе в принятии на работу.

Редакционные замечания

Редакция приносит свои извинения и обращает ваше внимание на то, что при подготовке отдельных материалов рубрики были допущены некоторые неточности.

№ 6 (79) 2010

На с. 148, в разделе «Германия», вместо: «Федерального конституционного суда Германии» следует читать: «Федеральной судебной палаты Германии» (в других переводах — «Федеральный суд юстиции», «Верховный суд Германии»); соответственно, после слов «в вегетативном состоянии» вместо: «Суд пришел» следует читать: «Палата пришла»; после слов «на рассмотрение» вместо слова «Суда» следует читать: «Федерального конституционного суда Германии».

№ 1 (80) 2011

На с. 5, в разделе «Гондурас», первый абзац следует читать так: «На своем первом в 2011 году заседании, состоявшемся 25 ян-

варя, Национальный Конгресс (парламент) Гондураса двумя третями голосов одобрил введение в действие положений, изменяющих статью 5 Конституции. Данная статья касается требований к инициативе проведения референдума, а также вопросов, по которым он может быть проведен. В конце декабря 2010 года Национальный Конгресс также двумя третями голосов поддержал саму инициативу внесения поправки».

Обзор подготовлен Сергеем Заики-ным. Региональные обозреватели: Наталья Аленкина (Кыргызстан), Ольга Гу-лина (Австрия, Германия, Швейцария). При подготовке использованы материалы интернет-ресурсов:

ComparativeConstitutions.org; www.wikipedia.org;www.venice.coe.int; www.news.yahoo.com;www.wsau.com; www.jsonline.com;www.narodfront.ru; www.sudantribune.com;www.llv.li; www.politicalreform.ie;www.ccu.gov.ua; www.bundesverfassungsgericht.de; www.vfgh.gv.at;www.bger.ch; www.rg. т; www.stjornlagarad. is; www.asozd.duma.gov.ru; www.svobodanaroda.org.

1 Familienlastenausgleichgezetz v. 1967. BGBl. Nr. 376/1967.

2 Maßnahmen des Bundes und der Länder für pflegebedürftige Personen v. 1993. BGBl. Nr. 866/ 1993.

3 VfGH Österreichs, Urteil v. 16.06.2011. Az.: G 6/11, G 28/11, G 7/11, F 1/11.

4 Bundesgesetzes über die Organisation der Universitäten und ihre Studien (Universitätsgesetz 2002). BGBl. I Nr. 120/2002.

5 Verordnung der Bundesministerin für Bildung, Wissenschaft und Kultur über Studienbeiträge (Studienbeitragsverordnung 2004 — StubeiV 2004). BGBl. II Nr. 55/2004 // BGBl. II Nr. 3/ 2009.

6 VfGH Österreichs, Urteil v. 30.06.2011. Az.: G 10/11, V 6/11.

7 CM.: CKO. 2011. № 3 (82).

8 BverfG // Pressemitteilung Nr. 37/201 1 vom 9. Juni 2011.

9 BVerfG, Beschluss v. 07.05.2010. Az.: 2 BvR 987/10, BVerfGE 125, 385. Pressemitteilung Nr. 30/2010 vom 8. Mai 2010.

10 Gesetz zur Übernahme von Gewährleistungen zum Erhalt der für die Finanzstabilität in der Währungsunion erforderlichen Zahlungsfähigkeit der Hellenischen Republik vom 07.05.2010. BGBl. I S. 537.

11 BVerfG, Beschluss v. 09.06.2010. Az.: 2 BvR 1099/10, BVerfGE 126, 158. Pressemitteilung Nr. 38/2010 vom 10. Juni 2010.

12 Gesetz zur Übernahme von Gewährleistungen im Rahmen eines europäischen Stabilisierungsmechanismus v. 22.05.2010. BGBl. I S. 627.

13 Pressemitteilung Nr. 43/2011 vom 4. Juli 2011.

14 CM.: CKO. 2011. № 2 (81).

15 BG, Urteil v. 06.07.201 1. Az.: 9C_243/2010.

ПОД ЭГИДОЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВМЕСТНО С ВЕНЕЦИАНСКОЙ КОМИССИЕЙ СОВЕТА ЕВРОПЫ

ФИНАЛ

ПЕРВОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВОСУДИЮ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД

24-25 ноября 2011 года • г. Санкт-Петербург

ОРГАНИЗАТОР:

ИНСТИТУТ ПРАВА И ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ

В финале первого в России конкурса по конституционному правосудию среди студенческих команд высших юридических учебных заведений (юридических факультетов) Российской Федерации встретятся 4 лучшие команды из 35 зарегистрировавшихся и представивших до 15 сентября 2011 года конкурсные процессуальные документы. Тема конкурсного в этом году:

«БИТВА С ЭКСТРАСЕНСАМИ, ИЛИ ДЕЛО О КОНСТИТУЦИОННОСТИ КОЛДОВСТВА»

Конкурс проводится в форме игрового судебного процесса (moot court) и проходит в два этапа. Зарегистрированные команды, изучив фактические обстоятельства игрового дела, предоставили жюри процессуальные документы по делу (жалобу и отзыв на жалобу), На основании всесторонней оценки этих документов будут определены 4 команды, прошедшие в финал соревнований, которые встретятся друг с другом в устных слушаниях, выступив как на стороне заявителя, так и на стороне государства. Участники должны будут продемонстрировать знание российского законодательства и судебной практики, умение использовать зарубежный опыт и международные стандарты, способность выстраивать аргументированную правовую позицию, навыки

юридического письма и ораторского искусства, а также командный дух и готовность к решению сложных вопросов. Письменные материалы и устные выступления команд будут оцениваться квалифицированными независимыми экспертами, в том числе судьями Конституционного Суда в отставке. Всех финалистов ожидают призы и награды, уникальный опыт, интересные

знакомства и новые перспективы.

Главная награда - Приз Конституционного Суда Российской Федерации

Подробнее о конкурсе можно узнать на сайте: http://www.ilpp.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ:

КОМПАНИЯ «ГАРАНТ» И ЖУРНАЛ «СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.