Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВГУСТ - СЕНТЯБРЬ 2011'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВГУСТ - СЕНТЯБРЬ 2011 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заикин Сергей, Долгополова Валерия, Гулина Ольга, Аленкина Наталья

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВГУСТ - СЕНТЯБРЬ 2011»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

АВГУСТ - СЕНТЯБРЬ • 2011

Австралия

В австралийское законодательство 15 сентября 2011 года было внесено изменение: введен в действие закон, согласно которому гражданам отныне разрешается указывать в паспортах в качестве информации о половой принадлежности не только женский и мужской, но и «X» пол. Каждое лицо, предоставившее соответствующее медицинское заключение, получит право обозначить свою половую принадлежность в паспорте как «другой статус» (other status)1.

Сенатор Лоиз Пратт, партнер которого был рожден женщиной, а затем изменил свой пол на мужской, явился одним из инициаторов и ярых сторонников этой реформы. Сенатор заявил, что такое изменение законодательства и признание практики чрезвычайно важно для пересечения границ государств лицами, чьи паспортные данные не отражают их действительной половой принадлежности. Министр иностранных дел Австралии Кевин Рудд заявил, что такой подход сделает их жизнь легче. Генеральный адвокат Роберт МакГлелланд также приветствовал данное решение, способствующее более эффективному осуществлению некоторыми австралийскими гражданами их права на свободу пере-движения2.

Австрия

В Конституционном суде Австрии в сентябре этого года началось рассмотрение индивиду-

альной конституционной жалобы, сутью которой является обжалование существующей практики отказа как однополым, так и гетеросексуальным парам в регистрации партнерства. По мнению заявителей, уравнивание в правах людей, состоящих в браке, и людей, состоящих в законном партнерстве (eingetragene Partnerschaft), наиболее полно отвечает современной правовой ситуации. Существующая же разница в правовом положении лиц после расторжения брака и партнерства, касающаяся выполнения алиментных обязательств, сроков расторжения партнерства и т. д., является дискриминацией по половому признаку, а также по признаку сексуальной ориентации, и поэтому не соответствует Конституции Австрийской Республики.

Кроме того, заявители требуют признать незаконной практику записи имен гетеросексуальных партнеров. Так, если в зарегистрированном браке муж и жена имеют право взять двойную фамилию и быть зарегистрированными, например, под общей фамилией Майер-Мюллер (Maier-Müller), то участники законного партнерства должны быть зарегистрированы как «Майер Мюллер» (без дефиса). Такая разница в написании ведет к тому, что по документам всегда есть возможность установить половую принадлежность лица или лиц, состоящих в гетеросексуальном законном партнерстве.

Такая практика, по мнению заявителей, является прямым нарушением их конститу-

ционных прав и также не соответствует Конституции. Решение по данному делу должно быть вынесено Конституционным судом во время осенней сессии 2011 года3.

Венгрия

Основной закон Венгрии продолжает оставаться в центре внимания политиков и ученых-конституционалистов. На сайте Венецианской комиссии 2 августа был опубликован официальный ответ Правительства Венгрии на ее заключение в отношении Венгрии. Как мы писали в прошлом номере (см. № 4 (83) 2011), Венецианская комиссия отметила стремление венгерского законодателя установить конституционный порядок, соответствующий общеевропейским демократическим ценностям и международным стандартам. Но в своем заключении о новом Основном законе Венгрии она сделала немало существенных замечаний, указывавших, в первую очередь, на недопустимость принятия столь важного документа в не слишком открытых условиях, при недостатке обмена мнениями между парламентским большинством и оппозицией и в весьма сжатые сроки.

В документе, представленном Правительством Венгрии, даны подробные объяснения по сделанным замечаниям. Так, в ответ на замечание о чрезмерном количестве бланкетных норм было указано, что объем органических законов, которые необходимо принять, вытекает из правовой традиции Венгрии, однако число вопросов, которые не будут напрямую регулироваться Основным законом, уже сокращено.

О понятии «историческая конституция» было сказано, что оно имеет символическое значение, и его толкование может быть дано Конституционным судом, а также может вытекать из международных договоров.

Содержащаяся в Основном законе норма о непризнании прежней Конституции Венгерской Республики 1949 года создала повод для опасений со стороны Венецианской комиссии: могут возникнуть юридические проблемы, выражающиеся в непризнании законов и других нормативных актов, принятых в соответствии с прежним конституционным актом. Правительство Венгрии указало в ответ, что данную норму следует трактовать как отказ Венгрии от тоталитаризма и ограничение ею

своего суверенитета на момент принятия прежней Конституции.

В новом Основном законе, по мнению Венецианской комиссии, не нашли закрепления защита религии и языков национальных меньшинств, а нормы, закрепляющие права и свободы, имеют расплывчатые формулировки. Правительство Венгрии же считает, что косвенных упоминаний в Основном законе достаточно, так как все эти институты закреплены в международных договорах, которые Венгрия неукоснительно соблюдает.

Спорными показались международным экспертам еще две нормы Основного закона — о браке и о защите жизни с момента зачатия. Согласно первой норме, брак определяется как союз мужчины и женщины, что логически исключает возможность заключения брака между людьми одного пола. Однако Правительство опровергло выводы Венецианской комиссии, указав на существование в стране института однополых союзов («гражданских партнерств») и их защиты государством с 2009 года. Из второй нормы о защите жизни с момента зачатия, с точки зрения Венецианской комиссии, логически следует запрет аборта, однако в своем комментарии Правительство отметило, что данную норму не следует толковать подобным образом, так как существует действующий закон, регулирующий порядок производства абортов. Следовательно, никакого запрета нет.

Норма, закрепляющая ответственность Венгрии за венгров, живущих за рубежом, которая также вызвала опасения у Венецианской комиссии, в позиции Правительства находит довольно простое объяснение — Венгрия нисколько не умаляет первичной ответственности государств, где проживают венгерские меньшинства, за защиту их прав. Формулировка статьи предполагает, что Венгрия исполняет роль посредника между венграми и государствами, где они проживают, для содействия развитию общин и поддержания устремлений, направленных на сохранение венгерской идентичности.

Венецианская комиссия также выразила свое беспокойство по поводу отсутствия в документе запрета на смертную казнь. На это Правительство ответило, что нет необходимости прописывать в Основном законе то, что и так запрещено на основе международ-

ных договоров, а также объявлено Конституционным судом Венгрии неконституционным.

Эксперты обратили также пристальное внимание на изменения, затронувшие институт конституционного правосудия. По этому поводу Правительство Венгрии дало следующие комментарии: новый Основной Закон определяет Конституционный суд как основное учреждение, отвечающее за защиту основных прав и конституционности, и его объем компетенции позволяет ему решать стоящие перед ним задачи. А сужение компетенции в вопросах бюджета и создание нового органа — Бюджетного Совета — имеет целью стабилизацию государственных финансов, без чего невозможно построение стабильной национальной экономики.

Германия

Федеральный конституционный суд Германии вынес 7 сентября решение по вопросу о конституционности федеральных законов и актов Европейского Союза, касающихся выделения финансовой помощи Греции и создании стабилизационного фонда для зоны евро4. Напомним, что заявители требовали признать нарушение статей 14 и 38 Основного закона Германии и абзаца 2 статьи 122 Лиссабонского договора о функционировании Европейского Союза (см.: Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4 (83)).

Конституционный суд не нашел нарушений Основного закона страны при принятии Бундестагом вышеуказанных законов, однако сослался на необходимость получения дополнительного согласия от Комитета Бундестага по вопросам бюджета. Суд особо подчеркнул, что заключение Бундестага о том, что общие вложения в размере 170 млрд евро исполнимы национальным бюджетом, не допускает оспаривания данных законодательных актов. При этом ратификация Германией Маастрихтского договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора о функционировании Европейского Союза не предполагает каких-либо автоматических налоговых льгот или вложений для Германии, поскольку законом установлены процедуры предоставления средств и достигнуты определенные договоренности с Грецией о гарантии их (финансовых средств) передачи5.

Федеральный конституционный суд Германии в своем решении от 10 августа 2011 года6 не нашел нарушения конституционного принципа равенства (абз. 1 ст. 3 Основного закона Германии) в ситуациях, когда один родитель, проживающий с ребенком, получает детское пособие и алименты на содержание ребенка. Суд определил, что детское пособие (Kindergeld) выдается государством обоим родителям, что предполагает равное распределение суммы между ними, однако, если они находятся в разводе, интересы ребенка предполагают начисление всей суммы родителю, проживающему с ребенком, и не уменьшают алиментных обязательств второго родителя для наиболее полного удовлетворения потребностей детей.

Ландтаг земли Северный Рейн-Вестфа-лия 19 сентября получил на рассмотрение от земельного правительства законопроект «Об интеграции в земле Северный Рейн-Вестфа-лия». Важно, что на федеральном уровне отдельного закона, регулирующего интеграционные мероприятия для проживающих в этой земле иностранцев, не существует7. Законом предусмотрено регламентирование интеграционных (языковых и культурных) курсов, организация дополнительных интеграционных мероприятий на местном уровне, а также прописаны права и обязанности иностранцев и государственных органов. Общая стоимость проведения мероприятий составит 14,1 млрд евро.

Министерство юстиции Германии сообщило 6 сентября о подготовке проекта закона об исполнительном производстве десятью землями Федерации — Берлина, Бранден-бурга, Бремена, Саара, Саксонии, Саксонии-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейна, Тюрингии, Мекленбурга-Передней Померании и Рейн-ланд-Пфальца. Напомним, что после внесения в 2006 году изменений в Основной закон Германии8 право законодательной инициативы по вопросам исполнительного производства перешло от федерации к землям9. Законопроект затрагивает вопросы индивидуальной диагностики лица, отбывающего наказание для его последующей реабилитации; смягчение наказания для отдельных групп (предусмотрено принятие специального закона в отношении исполнения наказания несовершеннолетних); финансовые стимулы для достижения целей наказания; новое регули-

рование, толкование и понимание социальной педагогики, социальной терапии в процессе отбывания наказания; улучшение условий содержания под стражей и в заключении — увеличение площади камеры, приходящейся на одного заключенного или лицо, находящегося под стражей; равенство применяемых наказаний; удвоение минимальных сроков для посещения лиц, содержащихся под стражей и в заключении10.

По итогам прошедших 18 сентября выборов мэра Берлина и выборы депутатов городского совета, 152 депутатских мандата распределись следующим образом: СДПГ (Социал-демократическая партия Германии) получила 48 мест (-5)11, ХДС (Христианско-демократический союз) — 39 мест (+2), партия «Союз-90»/«Зеленые» — 30 мест (+7), партия «Левые» — 20 мест (—3), Пиратская партия Германии — 15 (+15). Пиратская партия Германии была создана в 2006 году и сегодня насчитывает 12 000 членов. Она ориентирована на создание свободного интернет-пространства, снятие ограничений на свободу слова в Интернете, «открытость» государственной политики на всех уровнях власти, а также на расширение прав молодежи. Результаты на выборах в городской совет Берлина — первый крупный успех Пиратской партии.

На пост мэра Берлина был переизбран представитель партии СДПГ Клаус Воверайт.

Дания

По итогам состоявшихся 15 сентября парламентских выборов ни одна из партий не смогла завоевать в Фолькетинге (датском однопалатном парламенте) необходимое большинство — 90 мест из 179. Наибольшее количество мандатов получили Либеральная («Венстре») и Социал-демократическая партии (47 и 44 соответственно). Поэтому в состав сформированной по результатам выборов правящей коалиции, которую составили Социал-демократическая партия, Социально-либеральная партия, Социалистическая народная партия и партия «Единый список — Красно-зеленая коалиция». Новым премьер-министром Дании станет лидер социал-демократов Хелле Торнинг-Шмитт. Она будет первой женщиной — главой правительства в истории страны.

Кабо-Верде

Второй тур выборов Президента Республики Кабо-Верде прошел 21 августа. В первом туре, состоявшемся 7 августа, ни одному из 4 кандидатов не удалось набрать абсолютного большинства голосов, необходимого для победы. Во втором туре выиграл кандидат от оппозиционной либеральной партии «Движение за демократию» Жорже Карлуш Фон-сека, набрав 54,3 % голосов. Его соперник Мануэль Иносенсио Соуза, представитель правящей Африканской партии независимости Кабо-Верде (ПАИКВ), получил 45,7 % голосов соответственно. Нынешний Президент Педру Пиреш, также принадлежащий к ПАИКВ, не имел права выставлять свою кандидатуру — в соответствии с частью 1 статьи 146 Конституции Республики Кабо-Верде Президент не может занимать свой пост более двух сроков подряд.

Островное государство Кабо-Верде считается одним из самых стабильных в Африке. Например, в Индексе эффективности государственного управления в Африке Мо Ибрагима12 за 2010 год Кабо-Верде занимает общее 4-е место из 52, показатель страны — 75 баллов из 100. При этом по таким критериям, как уровень политического участия и уровень соблюдения и защиты прав человека, страна находится на первом месте — 80 баллов из 100.

Кыргызстан

С 1 июля по 16 августа в Республике проходил процесс выдвижения кандидатов на должность Президента страны для участия в предстоящих 30 октября выборах. В Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов поступило беспрецедентное количество заявлений — 83. Среди желающих побороться за высший государственный пост были как действующие политики и общественные деятели, так и артисты и неизвестные широкому кругу общественности граждане. Однако каждый последующий этап на пути к регистрации в качестве кандидата — внесение залога, сдача экзамена на знание государственного языка, сбор подписей в свою поддержку — сокращали число претендентов. В результате Центризбирком вручил удостоверения кандидатов только 20 из них.

При этом, согласно опросам, лидерами предвыборной гонки являются премьер-министр республики Алмазбек Атамбаев, лидер партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров и лидер партии «Ата Журт», победившей на парламентских выборах, Камчыбек Ташиев.

Уже в течение первых дней предвыборного марафона бурные дебаты в обществе вызвали положения нового закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», касающиеся ограничений при трансляции зарубежными средствами массовой информации телерадиопрограмм на период проведения выборов. Закон обязывает местные СМИ, ретранслирующие зарубежные теле- и радиопрограммы, воспроизводить их в записи. Выяснилось, что местные телекомпании технически не готовы к этой инициативе ввиду отсутствия специального оборудования, и у населения появилась реальная угроза лишиться популярных в республике российских каналов. Причиной появления подобной новеллы в законодательстве послужила серия скандальных телепередач на одном из российских каналов об известном киргизском политике, выпущенная в эфир как раз в разгар парламентских выборов 2010 года.

Не меньший накал страстей сопровождал все это время и кампанию по люстрации судей. Приходится признать, что акция по полной замене судейского корпуса зашла в тупик, и причиной этому стали неразрешимые противоречия в законодательстве. В целях лучшей координации действий по выработке согласованных подходов к реформированию судебной ветви власти, а также по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, регулирующие деятельность судебной системы, Президентом в последних числах сентября была сформирована рабочая группа, в которую вошли представители парламентских партий, Совета судей, Совета по отбору судей и гражданского общества.

Предшествовали этому решению достаточно драматичные события, ставшие источником противоречий между Парламентом и Президентом. Началом послужило устроенное Президентом выборочное публичное собеседование с отдельными кандидатами, рекомендованными Советом по отбору судей для назначения на должности судей Конституционной палаты Верховного суда и Верхов-

ного суда. По итогам собеседования Президент Роза Отунбаева объявила о слабой подготовке и некомпетентности кандидатов, о небезупречной репутации и связях с прежним режимом некоторых из них и внесла представления только в отношении 3 из 11 кандидатов на должности судей Конституционной палаты Верховного суда. Из кандидатов в судьи Верховного суда получили поддержку Президента также менее половины претендентов. Этот шаг Президента вызвал раскол во мнениях среди экспертов. Часть экспертного сообщества апеллировала к отсутствию у Президента каких бы то ни было полномочий на проведение любых проверок в отношении рекомендованных Советом кандидатов. Закон о Совете по отбору судей Кыргызской Республики предусматривает 10-дневный срок для рассмотрения Президентом предложения Совета по отобранным кандидатам. После чего Президент либо вносит представление в Жогорку Кенеш, либо возвращает Совету материалы по представленным кандидатурам, мотивируя свое решение. Механизм рассмотрения Президентом предложения Совета указанным законом не регламентирован. Между тем другие эксперты выступили в поддержку Президента и аргументировали это персональной ответственностью Президента за ход судебной реформы и за кандидатов, представляемых им в Жогорку Кенеш для избрания на должности судей.

Позднее благодаря усилиям гражданского общества были обнародованы именные бюллетени голосования членов Совета по отбору судей, анализ которых позволял выявить закономерность в голосовании за того или иного кандидата, дающую повод для подозрений о сговоре отдельных членов Совета между собой. А поскольку состав Совета по отбору судей, состоящий из представителей судейского общества, кандидатов от парламентского большинства и парламентской оппозиции, проходит итоговое утверждение в Жогорку Кенеше, инициатором данного противостояния назвали именно парламент. Члены Совета по отбору судей постоянно ссылаются на мощное давление со стороны различных заинтересованных лиц.

Кроме того, 30 сентября в Кыргызстане прошел аукцион по продаже имущества бывшего Президента К. Бакиева, его родствен-

ников и приближенных лиц. Всего на торги было выставлено 3 лота: два объекта недвижимости и яхта. Количество участников аукциона было минимально возможным. Так, на участие в торгах гостевого дома не поступило не одной заявки. На второй объект недвижимости претендовало 2 участника, однако никто из них не дал цену больше стартовой. Яхта была продана с 25-процентной скидкой по причине несоответствия предмета торгов заявленным организаторами параметрам.

Продажа с торгов национализированных объектов предусмотрена Программой по эффективному управлению и распоряжению национализированными объектами, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 8 июля 2011 года № 941-У которая обозначила подход государства к судьбе национализированного имущества. Согласно данной программе часть имущества остается в государственной собственности до принятия Правительством соответствующего решения, другая часть подлежит приватизации путем продажи с аукциона.

Организатор торгов — Фонд по управлению национализированным имуществом Министерства государственного имущества Кыргызской Республики — не находит объяснения слабому интересу инвесторов к приобретению имущества. По его мнению, рекламная кампания была проведена на должном уровне. Опасения потенциальных участников относительно чистоты сделки ввиду спорности самого процесса национализации организаторами всерьез не рассматриваются.

Латвия

Досрочные парламентские выборы в Республике прошли 17 сентября и завершились победой избирательного объединения «Центр согласия», выступающего за права русскоязычного населения. Почти треть избирателей (28,4 %) отдали свои голоса данному политическому объединению, получившему в итоге 31 мандат. Второе место (20,8 % голосов) досталось Партии реформ Затлерса, сформированной совсем недавно после поражения Президента Валдиса Затлерса на июньских выборах 2011 года (см.: Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4 (83)) — она получила 22 мандата. Замыкает тройку партия «Единство» под руко-

водством Солвиты Аболтиня и нынешнего премьер-министра Валдиса Домбровскиса (18,8 %), у которой оказалось 20 мандатов.

Поскольку Сейм Латвии состоит из 100 депутатов, то необходимое большинство для принятия решений составляет 51 голос. Однако, как и в Дании, ни одна из партий такого большинства не получила. Аналитикам представляется наиболее вероятной коалиция из Партии реформ, «Единства» и Национального объединения «Все для Латвии!» — «Отечеству и свободе/ДННЛ» (политической силы националистического толка), у которого сейчас 14 мандатов. Таким образом, «Центру согласия» отводится роль оппозиции. Между тем, по словам В. Затлерса, он бы сформировал коалицию с «Единством» и «Центром согласия». Переговоры продолжаются.

Следует отметить, что явка на выборы на этот раз оказалась самой низкой за 20 лет независимости балтийской республики. К урнам пришли лишь 60,5 % от общего числа имеющих право голоса (при этом 345 тыс. русскоязычных жителей Латвии, имеющих статус неграждан, по-прежнему лишены избирательных прав).

Россия

Государственной Думой 20 сентября был принят закон, позволяющий депутатам нижней палаты парламента становиться членами Совета Федерации. Новые нормы будут распространяться и на депутатов действующего созыва, чьи полномочия истекают в декабре этого года. Сейчас сенаторами могут стать только депутаты законодательных (представительных) органов субъектов федерации и представительных органов муниципального образования, а также представители исполнительных органов государственной власти субъектов федерации. Закон же предусматривает, что кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка, соответствующую субъекту федерации или части его территории, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, либо соответствующую группе субъектов федера-

ции, органом государственной власти одного из которых осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Закон был одобрен Советом Федерации 28 сентября, а затем подписан Президентом РФ Д. Медведевым, и теперь вступит в силу с 7 октября.

Также 1 сентября вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», принятое в соответствии с пунктом 8 Указа Президента РФ от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

Согласно Постановлению, мониторинг правоприменения разделяется на текущий и оперативный. Последний, в свою очередь, осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации, выполнения решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека.

Сам мониторинг включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения всех нормативно-правовых актов Российской Федерации на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, начиная с Конституции РФ и заканчивая актами организаций, уполномоченных на нормотворчество законодательством Российской Федерации. При осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по нескольким показателям, в числе которых несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении, наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, коллизия норм права, наличие ошибок юридико-технического характера. Мониторинг также проводится в целях реализации антикоррупционном политики и устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.

В двух муниципальных образованиях (далее — МО) Кировского района Санкт-Пе-

тербурга — «Округ Петровский» и «Округ Красненькая речка» — 21 августа прошли внеочередные выборы депутатов представительных органов. В обоих округах победу одержала бывший глава северной столицы Валентина Матвиенко. За нее проголосовали 95,6 % избирателей в МО «Округ Петровский» и 97,3 % — в МО «Округ Красненькая Речка». В связи с избранием ее депутатом муниципального совета муниципального образования «Округ Красненькая Речка» В. Матвиенко 22 августа направила Президенту прошение об отставке, которое было удовлетворено.

Новым губернатором Санкт-Петербурга стал Георгий Полтавченко. В последний день лета, 31 августа, он был утвержден на этот пост депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Кандидатура Полтавченко была предложена партией «Единая Россия». В тот же день новый губернатор подписал постановление о назначении В. Матвиенко представителем Правительства Санкт-Петербурга в Совете Федерации РФ, а 21 сентября В. Матвиенко была избрана на пост Председателя Совета Федерации — за нее проголосовали 140 сенаторов.

Кроме того, 24 сентября прошел XII съезд партии «Единая Россия», на котором был утвержден предвыборный список кандидатов на выборах в Государственную Думу 2011 года. Всего в нем 600 человек, из них 228 кандидатов выдвинуты Общероссийским народным фронтом. На том же съезде было принято решение о том, что Президент РФ Д. Медведев возглавит этот список, а Председатель Правительства РФ В. Путин станет кандидатом от «Единой России» на президентских выборах, которые пройдут в марте 2012 года.

Сан-Томе и Принсипи

В Республике 7 августа прошел второй тур президентских выборов. В первом туре участвовало около 120 кандидатов, ни один из которых не смог набрать необходимого большинства голосов. Действующий Президент Фрадике Бандейра де Менезеш пробыл на своем посту два срока и не мог больше баллотироваться согласно части 3 статьи 79 Конституции страны.

Во втором туре сошлись Мануэль Пинто да Коста, независимый кандидат, и Эваристо

Карвальо, спикер Национальной Ассамблеи (парламента), представитель партии «Независимое демократическое движение». Набрав 52,9 % голосов избирателей, победителем стал Пинто да Коста.

Мануэль Пинто да Коста был первым Президентом Сан-Томе и Принсипи. В период его правления (с 1975 по 1991 год) в этом островном государстве была однопартийная система, представленная партией «Движение за освобождение Сан-Томе и Принсипи». В 1991 году, когда был взят курс на многопартийность и в стране были проведены первые демократические выборы, Пинто да Коста не стал принимать в них участие, уйдя в отставку. Некоторые аналитики высказывают опасения, что нынешняя победа Пинто да Коста может спровоцировать возврат к авторитарному правлению.

Сингапур

На прошедших в Республике 27 августа президентских выборах действующий Президент Селлапан Раманатан не стал выдвигать свою кандидатуру, несмотря на то что Конституция страны не предусматривает каких-либо ограничений по количеству сроков пребывания на посту одного и того же Президента.

Прошедшие выборы стали первыми в истории Сингапура, в которых участвовали более двух кандидатов. Поправки о прямом порядке выборов Президента, внесенные в Конституцию в 1991 году, были применены на ближайших выборах 1993 года. До этого Президент избирался Парламентом. Согласно пункту «{»> части 2 статьи 19 Конституции, Президент должен быть беспартийным. На выборах борьба развернулась между двумя кандидатами — Тони Тан Кенг Ямом и Тан Ченг Боком. В итоге с небольшим перевесом в 0,3 % победил Тони Тан Кенг Ям — бывший министр обороны и заместитель премьер-министра.

Франция

25 сентября в стране прошли перевыборы 165 членов Сената (верхней палаты парламента) Франции. Сенат состоит сейчас из 348 членов (численность периодически обновляется в зависимости от численности населения), половина которых переизбирается

каждые три года. Выборы являются косвенными, коллегия выборщиков состоит приблизительно из 150 000 человек, которые являются членами региональных и муниципальных советов, мэрами городов, а также депутатами Национального Собрания (нижняя палата парламента).

Главным итогом выборов стала победа Социалистической партии, главной оппозиционной силы страны. Это произошло впервые в истории Пятой Республики, то есть с 1958 года. Теперь у социалистов 143 места, 136 — у пропрезидентского «Союза за народное движение», 25 — у Союза центристов, 21 — у альянса Коммунистической партии Франции и Гражданского республиканского движения, 16 сенаторов представляют Европейское демократическое социальное объединение, а 7 являются независимыми.

Швейцария

Государственной комиссией Совета Кантонов (верхняя палата Парламента Швейцарии) 29 августа был обнародован отчет государственной «Парламентская инициатива по улучшению организации и распорядка работы Парламента»13. Документ содержит перечень инициатив, программ и законопроектов, призванных улучшить работу Парламента, а именно изменение абзаца 2 статьи 2 Закона о Парламенте (порядок созыва чрезвычайной сессии), абзаца 1 статьи 3 Закона о порядке консультаций (проведение консультаций между палатами Парламента и правительством), абзаца 2 статьи 22, абзаца 3 и 4 статьи 26 Регламента Совета Кантонов (порядок ответа на депутатские запросы).

Эстония

Действующий Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес 29 августа был переизбран парламентом страны на следующий срок. За него проголосовало 73 парламентария из 101. Ильвеса поддержали депутаты от правящей коалиции, куда входят Партия реформ, партия «Союз Отечества и Res Publica», а также Социал-демократическая партия. Помимо Ильвеса, на пост главы государства претендовал также Индрек Таранд, выдвинутый кандидатом от Центристской партии, но он получил только 25 голосов. Таким обра-

зом, Ильвес стал первым в постсоветской истории Эстонии Президентом, которому оказалось достаточно одного тура голосования для того, чтобы набрать необходимое большинство голосов, — согласно части 4 статьи 79 Конституции страны, это две трети голосов состава парламента.

Япония

Премьер-министр Японии Наото Кан, которого критиковали за неспособность эффективно справиться с последствиями землетрясения и цунами, обрушившихся на Японию в марте этого года, объявил 26 августа о своей отставке с поста лидера правящей Демократической партии. А через несколько дней, 30 августа, вместе с Наото Каном ушел в отставку и весь Кабинет министров (правительство).

Демократическая партия избрала 29 августа нового лидера, которым стал министр финансов, 54-летний Иосихико Нода. Он победил во втором туре внутрипартийного голосования своего соперника — министра экономики, торговли и промышленности Банри Каиэду, набрав 215 голосов против 177.

Во второй тур не прошел пользующийся широкой поддержкой населения бывший министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара. При этом выдвижение Ноды стало неожиданностью, так как в первом туре внутрипартийного голосования он получил 102 голоса против 143 голосов, отданных в пользу Каиэды. Нода был утвержден на посту премьер-министра Палатой представителей (нижняя палата Парламента) 30 августа, а 2 сентября назначен на эту должность Императором.

Обзор подготовлен Сергеем Заикиным и Валерией Долгополовой. Региональные обозреватели: Наталья Аленкина (Кыргызстан), Ольга Гулина (Австралия, Ав-

стрия, Германия, Швейцария). При подготовке использованы материалы интернет-ресурсов:

www.wikipedia.org;www.venice.coe.int; www.parlamento.st;www.president.ee; www.af.reuters.com;www.narodfront.ru; www.rg.ru;www.kommersant.ru; www.pravo.ru;www.aph.gov.au; www.moibrahimfoundation.org.

1 Dapd/taz v. 15.09.201 1.

2 См.: McGuirkR. 'X' now a Gender Option in Australian Passports // Timeworld. 2011. 15 September.

3 Pressmitteilung des VfGH v. 16.09.201 1.

4 BverfG // Pressemitteilung Nr. 37/201 1 vom 9. Juni 2011.

5 BverfG, Urteil v. 07.09.201 1, Az.: 2 BvR 987/10, 2 BvR 1485/10, 2 BvR 1099/10.

6 BverfG, Urteil v. 10.08.201 1, Az.: 1 BvR 932/10.

7 Pressmitteilung der Landesregierung v. NordheinWestfalen v. 16.08.2011.

8 Gesetz zur Änderung des GG v. 28.08.2006, BGBI. I 2034.

9 Абзац 1 статьи 70 Основного закона ФРГ.

10 Pressmitteilung v. 07.09.2011. Becklink 1015926.

11 В скобках указано распределение депутатских мандатов по результатам выборов 2006 года.

12 Индекс эффективности государственного управления в Африке Мо Ибрагима служит средством всесторонней оценки эффективности управления, рассчитываемой с помощью статистических методов для всех стран континента начиная с 2007 года. Данные рассчитываются и публикуются Фондом Мо Ибрагима ежегодно. Среди критериев, по которым оцениваются страны — безопасность, верховенство права, уровень политического участия, уровень соблюдения и защиты прав человека, индекс развития потенциала и уровень экономической стабильности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Stellungsnahme des Bundesrates zur Revision des Parlamentsrechtes // Stellungnahme v. 09.09.2011, Az: zu 10.440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.