Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ДЕКАБРЬ 2010 - ЯНВАРЬ 2011'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ДЕКАБРЬ 2010 - ЯНВАРЬ 2011 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заикин Сергей

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ДЕКАБРЬ 2010 - ЯНВАРЬ 2011»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ДЕКАБРЬ • 2010 - ЯНВАРЬ • 2011

Белоруссия

19 декабря 2010 года в Белоруссии прошли президентские выборы, на которых в очередной раз победил Александр Лукашенко. По официальным данным, он набрал 79,65 %, остальные кандидаты — от 2,43 % до 0,39 %. День голосования ознаменовался массовой акцией протеста, жестко подавленной милицией и внутренними войсками. Действия представителей правоохранительных органов, а также последовавшие за акцией протеста преследования политических лидеров и участников манифестации вызвали резкое осуждение со стороны ООН, Великобритании, Польши, целого ряда других западных стран и межправительственных организаций.

В то же время руководитель миссии наблюдателей ОБСЕ Герт Аренс отметил положительные изменения в проведении президентских выборов в Белоруссии. По его мнению, произошли улучшения в организации сбора подписей и их проверки, организации регистрации кандидатов и в том, что по сравнению с предыдущими выборами кандидатам было проще проводить встречи с избирателями. Однако затем в итоговом заключении Бюро по демократическим институтам и правам человека и Парламентской ассамблеи ОБСЕ признали процесс подсчета голосов непрозрачным, а сами выборы — не соответствующими стандартам организации.

Венесуэла

Во второй половине декабря 2010 года Президент Венесуэлы Уго Чавес обратился к Национальной ассамблее (парламенту) с просьбой разрешить ему введение «указного правления». Формально это было связано с необходимостью борьбы с последствиями наводнения, обрушившегося на страну в тот период. Национальная ассамблея одобрила инициативу Президента, и теперь на протяжении 18 месяцев Венесуэла будет находиться в режиме «указного правления». Это означает, что практически весь объем законодательной власти переходит в руки главы государства. Разумеется, оппозиция выступила с протестами.

Статья 236-8 Конституции Венесуэлы дает Президенту право издавать указы, имеющие силу закона. Правда, затем эти акты должны быть одобрены тремя пятыми голосов членов Национальной ассамблеи (ст. 204 Конституции). В 2007—2008 годах Чавес уже использовал это право, и в основном оно служило ему инструментом подавления политической оппозиции. Опасность повторения этого присутствует и сейчас.

Любопытно отметить, что средний «возраст» конституций в Латинской Америке составляет примерно 10—12 лет и в то время, когда в большинстве стран этого региона правили диктаторы, происходили перевороты

и осуществлялись репрессии, Венесуэла почти сорок лет оставалась островком демократии и спокойствия. С 1961 по 1999 год Конституция Венесуэлы практически не менялась (в 1983 году были внесены незначительные поправки, носившие демократический характер). Теперь же складывается обратная ситуация: режим в Венесуэле все больше и больше приобретает черты диктаторского, между тем в других странах этого региона — Чили, Бразилии или Мексике — идет постепенный процесс демократизации.

Гондурас

В конце декабря 2010 года Национальный Конгресс (парламент) Гондураса поддержал абсолютным большинством голосов реформу статьи 5 Конституции. Данная статья касается требований к инициативе проведения референдума, а также вопросов, по которым он может быть проведен. Однако для того, чтобы конституционная поправка была принята, новый состав Национального Конгресса, начавший свою работу 25 января 2011 года, также должен одобрить ее абсолютным большинством голосов.

Новая редакция статьи облегчает условия выдвижения инициативы по проведению референдума — теперь инициаторами могут выступить 2 % населения страны, обладающих соответствующим правом, вместо прежних 6 %. Предлагается также расширить перечень вопросов, которые могут быть решены на референдуме. В частности, появится возможность изменить положения статьи 374 Конституции, которая пока относится к числу неизменяемых и гласит, что не подлежат изменению ни при каких обстоятельствах положения о процедуре внесения поправок в Конституцию, а также другие статьи, касающиеся формы правления,территориального устройства, сроков президентских полномочий и невозможности переизбрания Президента.

Оставляя в стороне различные политические факторы, в том числе и судьбу бывшего Президента Зелайи, свергнутого в 2009 году как раз из-за того, что он хотел отменить запрет на переизбрание, можно задаться вопросом — может ли реформа конституционного законодательства о формах прямой демократии приводить к изменению положений, объявляемых неизменными.

С одной стороны, народ, как носитель суверенитета, может «напрямую» решать вопрос о внесении изменений в Конституцию. С другой стороны, согласно все тем же «неизменяемым» положениям, Конституционный суд Гондураса может (должен?) объявить, что инициатива об изменении таких положений путем референдума неконституционна. Возможно ли такое вообще (хотя бы теоретически)? Или необходимо «просто» принять новую конституцию, где таких положений не будет? Вполне можно допустить, что в случае одобрения данной поправки Национальным Конгрессом и выдвижения народом инициативы об изменении «неизменных» положений Конституции Гондурас снова встает на путь конституционного кризиса.

Египет

В конце января 2011 года в Египте вслед за «жасминовой революцией» в Тунисе начались массовые волнения с требованием отставки Президента Хосни Мубарака, находившегося у власти с 1981 года. Египет стал вторым государством в цепочке стран, где вспыхнули настоящие восстания. 11 февраля 2011 года главы государства сложил с себя полномочия. Сейчас власть в Египте перешла к Высшему военному совету. С конституционной точки зрения уход Мубарака автоматически породил большие трудности с проведением предвыборной кампании и самих выборов по действующей Конституции Египта. Все дело в своеобразных «отравленных пилюлях», содержащихся в конституционном тексте.

Нормы Конституции, регулирующие порядок избрания нового Президента, сконструированы так, что преимущество получает нынешняя правящая партия — Национально-демократическая партия Египта (НДП). Согласно статье 76 Конституции, кандидатами на пост Президента могут быть члены только зарегистрированных политических партий. Более того, на предстоящих выборах, которые должны пройти в сентябре 2011 года, выдвигать кандидатов могут только партии, с момента создания которых прошло 5 лет и которые имеют 5 % мест в Народном собрании (нижняя палата парламента) и 5 % мест в Совете Шуры (верхняя палата парламента). Между тем все крупные оппозиционные

фигуры представляют те политические силы, которые не имеют права выдвигать кандидатов. Независимые же кандидаты должны заручиться поддержкой не менее 250 депутатов законодательных органов различного уровня. Сегодня большинство в этих органах составляют представители НДП.

Точно также сохраняется преимущество правящей партии, если Президент временно либо постоянно не способен исполнять свои обязанности. В первом случае власть переходит к вице-президенту (29 января 2011 года Мубарак назначил на этот пост бывшего главу военной разведки страны Омара Сулейма-на), а во втором — к председателю Народного собрания. Если Народное собрание в данный момент распущено, полномочия Президента временно осуществляет председатель Верховного конституционного суда, при этом кандидатуры указанных лиц не выдвигаются на пост Президента Республики. Затем Народное собрание провозглашает пост Президента Республики вакантным. Выборы Президента Республики осуществляются в период, не превышающий 60 дней с даты объявления поста Президента вакантным.

Таким образом, если народ хочет не просто избрать нового Президента, но и желает, чтобы им стал человек, не являющийся членом НДП, то для этого необходимо внести поправки в Конституцию. Однако статья 189 Конституции предусматривает, что инициативой по внесению изменений в Конституцию обладают Президент и одна треть депутатов Народного собрания. В случае, если Народное собрание одобрит в принципе требуемые изменения, статьи, в которые предложено внести изменения, рассматриваются Собранием по прошествии двухмесячного срока. Если Народное собрание большинством в две трети голосов депутатов одобрит эти изменения, то они выносятся на всеобщий референдум и в случае их одобрения вступают в силу с момента объявления результатов референдума.

Этот краткий обзор конституционных положений высвечивает дилемму, перед которой рано или поздно оказываются те, кто желает осуществить демонтаж авторитарной системы без нарушения закона. Нужно ли искажать что-либо ради формального соблюдения законности? Египет сделал свой выбор: 5 февраля 2011 года руководство правящей

партии подало в отставку, Высший военный совет принял решение о роспуске египетского парламента, приостановлении действия Конституции и создании Конституционной комиссии для разработки нового Основного закона Египта. Высший военный совет Египта планирует оставаться у власти в течение 6 месяцев, или до срока проведения новых президентских и парламентских выборов. Руководить внутренней и внешней политикой страны в это время будет глава Высшего военного совета, министр обороны генерал Мо-хаммед Тантави.

Ирландия

Европейский Суд по правам человека 16 декабря 2010 года провозгласил решение по делу A, B and C v. Ireland, в котором указал, что ирландское законодательство, строго запрещающее аборты во всех случаях, кроме тех, когда существует реальная угроза жизни матери, противоречит статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (право на неприкосновенность личной и семейной жизни).

Следует указать, что нарушение было признано только в отношении одной из заявительниц, гражданки Литвы, страдающей от редкой формы рака. Она приехала делать аборт в Великобританию, так как ирландские врачи отказали ей даже в предоставлении информации относительно того, подвергается ли ее здоровье опасности ввиду беременности. Суд признал, что государство не предоставило возможности женщине реализовать свое право на законное производство аборта.

Что же касается двух других заявительниц, Суд решил, что хотя в их делах вмешательство в частную и семейную жизнь и имело место, но оно может быть признано правомерным, так как оно преследует легитимную цель защиты общественной морали, какой она понимается в Ирландии. Шестеро судей Большой палаты не согласились с таким выводом своих коллег (дело рассматривалось Большой палатой, состоящей из 17 судей, ввиду его важности и значимости).

Италия

13 января 2011 года Конституционный суд Италии частично лишил неприкосновенно-

сти премьер-министра Сильвио Берлускони. Действующий запрет на возбуждение дела в отношении главы правительства высшая инстанция сочла не соответствующим Конституции и нарушающим принцип равенства всех граждан перед законом.

15 членов Конституционного суда совещались в течение двух дней. Главным следствием этого решения может стать возобновление судебных процессов в отношении Берлускони, в том числе и по обвинениям в коррупции. Сам Берлускони заявил, что решение Суда является политическим и подчеркнул, что чувствует себя уверенно и не сомневается в поддержке граждан страны.

Закон, наделяющий иммунитетом премьер-министра, Президента и спикеров двух палат парламента на то время, пока они занимали соответствующие должности, был предложен министром юстиции Италии Анджели-но Альфано в июле 2008 года. При этом в 2004 году Конституционный суд Италии уже отменял аналогичный закон на том основании, что он нарушал статью 3 Конституции, гарантирующую равенство всех граждан перед судом. Премьер-министр всегда утверждал, что иммунитет позволяет ему управлять государством, не отвлекаясь на юридические тяжбы и проблемы.

Киргизия

Оппозиционная партия «Республика» 17 декабря 2010 года объявила о создании правящей коалиции в парламенте Киргизии. «Республика», Социал-демократическая партия (СДПК) и «Ата-Журт» — так выглядит состав альянса, который должен взять на себя управление страной на ближайшие четыре года.

Первая попытка создать коалицию, предпринятая СДПК, провалилась — депутаты не поддержали кандидатуру Омурбека Текебае-ва при голосовании на должность спикера, после чего право повторно формировать коалицию перешло 4 декабря 2010 года к «Республике». Ее лидер Омурбек Бабанов изначально объявил о желании собрать в коалицию все пять партий, чуть позже разговор пошел уже о четырех (предполагалось объединить все партии, кроме «Ата-Мекен»). Итогом усилий, предпринятых «республиканцами», стало то, что «Ата-Журт» присо-

единился к изначально сложившемуся блоку СДПК — «Республика», лидер «Ар-Намыс» Феликс Кулов от подобной чести отказался, предпочтя остаться оппозиционером.

Новым председателем парламента стал сопредседатель партии «Ата-Журт» Ахмад-бек Кельдибеков, который при Бакиеве возглавлял Государственный комитет по налогам, а кресло премьер-министра занял лидер СДПК Алмазбек Атамбаев. В 2007 году он руководил кабинетом министров, но после отстранения от должности ушел в оппозицию тогда Президенту Бакиеву, влившись в ряды Объединенного народного движения, которое добивалось его отставки. Первым заместителем Атамбаева стал председатель партии «Республика» Омурбек Бабанов, который во времена Бакиева занимал кресло вице-премьера. Остальные министерские посты соратники по коалиции также разделили между собой. Перешедшим в оппозицию партиям «Ата-Мекен» и «Ар-Намыс» портфелей не досталось.

27 января 2011 года Президент Киргизии Роза Отунбаева приняла присягу премьер-министра Алмазбека Атамбаева и членов кабинета министров на верность и служение народу.

Литва

Европейский Суд по правам человека 6 января 2011 года провозгласил решение по делу Paksas v. Lithuania, в котором признал, что пожизненный запрет на избрание в парламент является нарушением статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. По мнению Европейского Суда, такой запрет «непропорционально ограничивает» право свободно избирать и быть избранным. В то же время Суд счел находящимся вне своей компетенции вопрос о правомерности запрета на выдвижение кандидатуры на пост Президента.

Напомним, что в 2004 году Президент Литвы Роландас Паксас был отстранен от должности в результате процедуры импичмента. В начале мая 2004 года Сейм (парламент) внес в Закон о выборах Президента изменения, согласно которым лицо, смещенное с должности в порядке процедуры импичмента, не может участвовать в президентских выборах в течение 5 лет с момента смещения. А

в конце того же месяца Конституционный суд в своем решении указал, что лицо, смещенное с должности Президента в порядке процедуры импичмента за серьезные нарушения Конституции или нарушение президентской присяги, навсегда лишается права быть избранным в парламент, быть избранным Президентом или быть членом правительства.

Россия

По всем приметам можно утверждать, что неофициально и президентская, и парламентская предвыборные гонки в России уже стартовали. Конец 2010 года и начало 2011 года ознаменовался принятием большого количества федеральных законов, регулирующих создание новых институтов или вносящих изменения в статус уже функционирующих. Пожалуй, наиболее значимыми в конституционной сфере оказались стремительно принятые поправки в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», вступившие в силу 11 февраля 2011 года. В пояснительной записке к закону о внесении поправок указывалось, что они направлены на оптимизацию процедуры конституционного судопроизводства в целях повышения ее эффективности, создают условия для ускорения рассмотрения дел, способствуют устранению возможности возникновения коллизий в судебной системе.

Между тем судья Конституционного Суда РФ в отставке Т. Г. Морщакова подвергла критике многие изменения. В частности, по ее мнению, положение, снимающее возрастные ограничения для занятия должности председателя Конституционного Суда РФ, одновременно меняет и статус главы судебного органа конституционного контроля, и отношение к самому принципу равенства судей — он уже больше не будет существовать.

Кроме того, поправками предусматривается, что жалоба гражданина станет признаваться допустимой, если оспариваемая норма закона уже применена судом в конкретном деле. Суд же будет вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом, только если норма закона лишь подлежит применению, но еще не применена. Т. Г. Морщакова считает, что суть данной поправки в следующем: уже примененный закон суд a priori должен признавать конституционным.

В числе других законодательных актов, принятых Федеральным Собранием и подписанных Президентом РФ в этот период времени, следует выделить Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Первый из них вступил в силу 15 января 2011 года, за исключением статьи 36 (она вступит в силу с 1 июля 2011 года), а второй начнет действовать только с 1 сентября 2012 года.

Согласно новому Федеральному закону, Следственный комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, руководство которым осуществляет Президент РФ. Главным принципом деятельности Следственного комитета является его независимость от иных государственных органов, а также общественных объединений и организаций. Следственный комитет назван в законе «федеральным государственным органом». Можно утверждать, что это не просто законодательная неточность — Следственный комитет отсутствует в структуре федеральных органов исполнительной власти. Поэтому неясно, какой статус будет иметь этот «федеральный государственный орган». Большая же часть документа посвящена вопросам государственной службы в Следственном комитете и его структурных подразделениях (нужно заметить, что при этом не указан вид государственной службы: гражданская, военная или правоохранительная).

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяет две категории информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей: информация, запрещенная для распространения среди детей, и информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. Законом вводятся возрастные ограничения в отношении изображения (описания) насилия, преступлений, смерти, заболеваний, самоубийств, несчастных случаев, аварий, катастроф, их последствий, а также половых отношений. Информационная продукция, ограниченная в обороте, подразделяется на четыре вида в соответствии с этими возрастными

ограничениями. Отнесение информации к тому или иному виду осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно, в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций. Нормативно определен также порядок экспертизы информационной продукции.

Помимо перечисленных новелл, 3 января 2011 года Президент РФ подписал указ «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов», предусматривающий поэтапное сокращение предельной численности госслужащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Правительство РФ, в течение 2011—2013 годов не менее чем на 20 %. При этом в 2011 и 2012 годах предлагается сократить по 5 %, а в 2013 году — 10 % предельной численности гражданских служащих и работников названных аппаратов и органов. В отношении сокращения в 2011—2013 годах предельной численности гражданских служащих и работников федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент РФ, а также Генеральной прокуратуры и Следственного комитета в указе содержится поручение Правительству представить согласованные в установленном порядке соответствующие предложения. Кроме того, указом предлагается палатам Федерального Собрания, Счетной палате и Центризбиркому РФ рассмотреть вопрос об оптимизации численности гражданских служащих и работников и внести в Правительство соответствующие предложения. Указом предусматривается также установить, что 50 % бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда гражданских служащих и работников и на начисления на оплату их труда, высвободившихся в результате мероприятий по сокращению предельной численности федеральных государственных органов, направляется на материальное стимулирование гражданских служащих и работников этих органов.

В контексте грядущих выборов заслуживают внимания и весьма неоднозначные политико-правовые процессы, протекающие в российских регионах, в том числе и на уровне местного самоуправления. Так, в январе

2011 года в Приморском крае была сделана попытка модернизировать порядок формирования партийных списков на выборах в Законодательное собрание. Но Генеральный совет «Единой России» отверг эту инициативу своих региональных партийных товарищей. Приморские «единороссы» получили письмо с указанием придерживаться прежней системы. Нынешний созыв Законодательного собрания был сформирован в октябре 2006 года по смешанному принципу: 20 депутатов — по одномандатным округам, 20 депутатов — по партийным спискам. Очередные выборы состоятся 4 декабря 2011 года и будут совмещены с выборами в Государственную Думу. Вице-губернатор Александр Шемелев, курирующий в администрации внутреннюю политику, предложил при формировании списков от партии власти разбить территорию края на 10 частей, которым будут соответствовать столько же региональных списков. Условно схему можно назвать «3+10». Три первых кандидата — лидеры общественного мнения — не были бы депутатами краевого парламента, но один из них мог бы стать представителем Приморья в Совете Федерации, и десять региональных групп с их лидерами во главе. Реакция Генерального совета на идею приморцев изложена в письме руководителя Дальневосточного межрегионального координационного совета «Единой России» Ростислава Гольдштейна на имя лидера фракции партии власти в парламенте Приморья Владимира Курилова. По словам депутата Николая Марковцева, в письме говорится, что избирательный барьер, действующий в регионе, и установленная избирательная система не подлежат изменению. Список кандидатов по единому избирательному округу в обязательном порядке должен состоять из общей части — не более пяти кандидатов — и региональных частей. Количество и территории региональных групп списков кандидатов по единым избирательным округам должно соответствовать количеству и территориям одномандатных избирательных округов. Разделение депутатских мандатов между списками кандидатов по единому избирательному округу должно производиться по методу Империали. Теперь списки на выборы в краевой парламент будут формироваться по схеме «5+20» или «3+20» — то есть сколько в Приморье одномандатных округов, столько

будет сформировано и региональных групп. В парламент пройдут те партийцы-лидеры, региональные группы которых в округах получат большинство в процентном отношении ко всей территории.

В другом субъекте Федерации, в Волгоградской области, 28 января 2011 года большинством голосов депутаты думы Городи-щенского района прекратили свои полномочия. Несогласные депутаты считают, что решение было принято с нарушениями, и намерены оспорить его в суде. Городищенская районная дума, избранная полтора года назад, прекратила свою работу внезапно. Депутатов собрали на внеочередное собрание, в повестке дня которого вопрос о самороспуске не стоял. По признанию одного из уже бывших народных избранников Андрея Капустина, откуда этот вопрос возник, непонятно. Но за него тут же, практически без обсуждения, проголосовали 12 из 17 присутствующих депутатов. Глава района, также являющийся членом законодательного органа, Андрей Паскаль заявил, что решение о самороспуске было принято потому, что последнее время городищенские депутаты работали в сложной обстановке прежде всего из-за регулярного вмешательства региональных властей и партийного актива «единороссов» в вопросы местного самоуправления. Чтобы прекратить давление, депутатам пришлось пойти на этот вынужденный шаг. Своей отставкой и объявлением новых выборов они апеллируют напрямую к народу. Если жители района вновь окажут им доверие, у думы будет больше оснований проводить самостоятельную политику, как того и требует федеральный закон о местном самоуправлении. Однако оппозиция считает, что решение о самороспуске было принято с нарушениями регламента. Поэтому бороться за возобновление работы районной думы в прежнем составе они намерены в суде. Что будет дальше — восстановление думы в правах или объявление новых выборов, покажет время. Однако сейчас многих волнует вопрос управляемости одного из самых крупных и динамичных муниципальных районов Волгоградской области.

США

Осенью 2010 года жители штата Айова проголосовал против переизбрания трех из семи

судей Верховного суда штата. Несмотря на то что это произошло 2 ноября прошлого года, споры вокруг этого события не утихают до сих пор, ведь ничего подобного ранее не случалось. Результаты голосования с огромной долей вероятности были вызваны принятым ранее единогласным решением Суда, разрешившим в Айове однополые браки. Без сомнения, сыграли свою роль и значительные суммы денег, пожертвованные неправительственными организациями консервативного толка на эту «негативную» избирательную кампанию. Четверо оставшихся судей будут исполнять свои полномочия в течение последующих лет, а в Айове теперь предстоит выбрать трех новых судей по следующей схеме: сначала специальная комиссия предлагает 9 кандидатов губернатору штата, а он затем выбирает из этого числа троих.

Тем временем раздаются голоса относительно того, чтобы объявить импичмент и оставшимся четверым. Несколько членов местного парламента, республиканцы, подумывают о том, чтобы возбудить процедуру отрешения судей от должности, что вызывает опасения по нескольким причинам. Во-первых, это может сломать понимание того, что судья в США не может лишиться своей должности в порядке импичмента из-за того, что он принял решение, с которым просто кто-то не согласен. Сейчас это даже трудно себе представить, ведь в качестве основания для инициирования подобной процедуры может служить только совершение серьезного должностного преступления. Во-вторых, можно сделать вывод, что кое-кто из членов законодательного собрания штата не считает принцип разделения властей и независимость судебной власти столь уж значимыми конституционными ценностями. В-третьих, Суд все так же должен подходить со всей тщательностью к любым решениям, в то время как почти половине состава требуется переизбрание, а за спинами остальных судей маячит тень импичмента. Пока ясно одно — дебаты вокруг решения Суда и необходимости возбуждения процедуры импичмента будут продолжаться. Тем временем губернатор Айовы заявил, что он против применения процедуры импичмента к судьям.

А в штате Аризона происходят не менее интересные события, также связанные с судебной ветвью власти. В первой половине января 2011 года на рассмотрение местного за-

конодательного собрания была внесена поправка к Конституции штата, согласно которой суды в Аризоне могут осуществлять правосудие в соответствии с федеральным законодательством и законодательством штата, а также имеют право обращаться к нормативно-правовым актам соседнего штата, но при условии, что эти акты не содержат положений международного права. Более того, судам Аризоны фактически запрещается ссылаться при рассмотрении дела на юридические принципы и нормы иностранного и международного права, а также сравнивать их с собственным законодательством и правоприменительной практикой.

Если сравнивать эту ситуацию с практикой других стран, то, например, в ЮАР существуют две модели судебной компаративистики. Статья 39 главы 2 «Права и свободы» Конституции ЮАР, прямо предписывает, что при истолковании положений главы 2 Конституции суд обязан принимать во внимание нормы и принципы международного права, а также может принять во внимание нормы и принципы иностранного права. Условно эти модели можно назвать «обязательной» и «дискреционной» компаративистикой. Однако если аризонская поправка будет принята, то это будет означать появление третьей модели — «запрещенной» компаративистики.

Тунис

Ситуация в Тунисе, где в результате народных волнений в декабре 2010 года — январе 2011 года Президент Зин эль-Абидин Бен Али подал в отставку и вынужден был уехать из страны, пока трудно поддается оценке. Но если положение стабилизируется, то можно будет говорить об интересном примере соблюдения конституционного порядка при авторитарном режиме (который в будущем, видимо, исчезнет). Согласно статье 57 Конституции Туниса, в случае смерти, отставки или стойкой неспособности Президента исполнять свои обязанности Конституционный совет должен незамедлительно собраться и принять решение о вакантности поста Президента абсолютным большинством голосов. После этого Совет направляет резолюцию председателю Палаты советников (верхняя палата парламента) и председателю Палаты представителей (нижняя палата парламен-

та), который становится временно исполняющим обязанности Президента на срок от 45 до 60 дней. В этот период должны быть проведены президентские выборы. Новый Президент выбирается сроком на 5 лет.

Именно в соответствии с положениями этой статьи временно исполняющим обязанности Президента был провозглашен Фуад Мебазаа, председатель Палаты представителей. Это случилось после того, как в течение одного дня обязанности Президента исполнял премьер-министр Мохаммед Ганнуши. Дело в том, что на момент вступления Ган-нуши в должность законно было применить статью 56 Конституции, согласно которой в случае временной неспособности Президента исполнять свои обязанности его полномочия переходят к премьер-министру. Однако на следующий день прояснились обстоятельства отъезда Бен Али из страны, и Конституционный совет решил, что необходимо применить уже статью 57. Итак, конституционные положения, кажется, соблюдены. Ганнуши остался премьер-министром, но пообещал уйти в отставку после честных и свободных выборов, которые будут проведены, по его словам, через шесть месяцев. Но проблема в том, что срок полномочий временно исполняющего обязанности Президента не шесть, а два месяца. Через 60 дней Мебазаа должен будет уйти, а что же дальше?

Уганда

3 января 2011 года Верховный суд Уганды вынес решение, согласно которому публикация в газете фотографий лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, а также их адресов, сопровождающаяся заголовком «Повесить!», является нарушением конституционных прав, и наложил бессрочный судебный запрет на публикацию подобных материалов. Следует заметить, что на рассмотрении парламента страны с 2009 года находится законопроект, серьезно ужесточающий положение гомосексуалистов. В Уганде мужеложство признается преступлением, максимальное наказание за которое составляет лишение свободы на срок до 14 лет.

Возможно, интерес вызывает не столько само решение, сколько отсылка на решение 2002 года Суда королевской скамьи провинции Саскачеван (Канада), содержащаяся в

нем. Канадский суд вынес решение, по которому ответчик, разместивший в местной газете рекламу, направленную против гомосексуалистов, должен был выплатить истцам компенсацию за моральный ущерб. Достаточно редко можно увидеть подобные отсылки в такой категории дел и на таком уровне. Справедливости ради заметим, что решение 2002 года было пересмотрено в 2006 году Апелляционным судом провинции Саскаче-ван.

Франция

Конституционный совет Франции 28 января 2011 года подтвердил конституционность законодательного запрета однополых браков. Помимо этого, решение интересно и трактовкой отношений между законодательной и судебной ветвями власти.

В своем достаточно кратком решении Конституционный совет указал, что совокуп-

ность семейных прав, являющихся во французской конституционной традиции объектом охраны, не предполагает защиты права на вступление в законный брак в отношении однополых партнеров. Поэтому, по мнению Конституционного совета, законодатель может вводить подобный запрет. В то же время однополые партнеры имеют право проживать в гражданском браке.

Кроме того, согласно решению, Конституционный совет должен признавать право законодателя устанавливать различное регулирование в отношении однополых и разнополых пар.

Обзор подготовлен С. Заикиным с использованием материалов интернет-ресурсов www.comparativeconstitutions.org, www.wikipedia.org,www.globalpost.com, www.rg.ru,www.ng.ru, а также базы решений Европейского Суда по правам человека HUDOC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.