Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВГУСТ - ОКТЯБРЬ • 2012'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВГУСТ - ОКТЯБРЬ • 2012 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Подоплелова Ольга, Ульбашев Алим, Гулина Ольга, Заикин Сергей

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВГУСТ - ОКТЯБРЬ • 2012»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

АВГУСТ - ОКТЯБРЬ • 2012

Ангола

31 августа 2012 года в Анголе прошли парламентские выборы — вторые после завершения в 2002 году двадцатисемилетней гражданской войны. В соответствии с принятой в 2010 году Конституцией Республики Ангола прямые президентские выборы были отменены: сейчас Президентом становится лидер партии, победившей на выборах в однопалатную Национальную Ассамблею.

Победа МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы — Партия труда), набравшей 71,84 % голосов избирателей, означает, что Эдуарду душ Сантуш, который правит страной уже 33 года, еще 5 лет будет стоять во главе государства. Напомним, что МПЛА является правящей партией с момента обретения Анголой независимости от Португалии в 1975 году.

В этом году в выборах принимали 9 политических партий и коалиций, включая партию УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы), получившую 18,66 % голосов в свою поддержку. Необходимо отметить также, что лишь 9,7 миллионов граждан (при населении Анголы порядка 21 миллиона) голосовали в день выборов.

Наблюдатели от Африканского Союза оценили голосование как «свободное, честное, прозрачное и засуживающее доверия», несмотря на заявления оппозиции о фальсификациях и незаконных действиях власти. Перед выборами УНИТА неоднократно критиковала ход избирательной кампании, рав-

но как и саму избирательную систему. Оппозиционно настроенные блоки выдвигали целый ряд требований, в ответ на которые Центральная избирательная комиссия Анголы вынуждена была отменить голосование на участках за рубежом и досрочное голосование с целью избежать массовых фальсификаций.

Педро Пиреш, глава миссии Африканского Союза, обозначил перед правительством проблемы, связанные с получением оппозиционными силами равного доступа к средствам массовой информации.

На некоторых избирательных участках в избирательных списках отсутствовало значительное количество граждан, обладающих правом выбора.

В настоящее время впервые после гражданской войны Ангола переживает экономический рост; отмечается также тенденция к формированию политического плюрализма.

Белоруссия

23 сентября 2012 года в Белоруссии состоялись парламентские выборы. В Палату представителей (нижняя палата парламента) Национального собрания Республики Беларусь избирались 110 депутатов по одномандатным округам.

Регистрация кандидатов в депутаты завершилась за месяц до выборов, 23 августа. В Центральную избирательную комиссию Республики Беларусь заявки подали 494 кандидата, из которых только 363 были допущены к участию в выборах. 204 кандидата были

выдвинуты восемью основными политическими силами страны. В регистрации было отказано оппозиционным политическим лидерам, таким, например, как Александр Милинкевич и Анатолий Левкович.

В четырех округах заявку на участие в выборах подал лишь один депутат. В соответствии с действующим белорусским избирательным законодательством такие кандидаты должны были набрать более половины голосов избирателей, в противном случае выборы по этим одномандатным округам были бы признаны несостоявшимися.

В предвыборный период оппозиционные лидеры призывали граждан бойкотировать предстоящие выборы. Оппозиция полагала, что бойкот выборов со стороны значительной части населения поставит под сомнение легитимность голосования.

По данным Центральной избирательной комиссии страны, явка составила 74,2 %. Наибольшая явка была отмечена в Быхов-ском избирательном округе (93 %), наименьшая — в Свислочском округе № 94 в Минске (53,6 %).

По итогам выборов ни один представитель оппозиционных политических сил в Палату представителей не прошел.

Депутатский корпус обновлен более чем на 4/5: только 21 депутат прежнего созыва продолжит работу в нижней палате представительного органа страны. Членами Палаты стали 30 руководителей административных структур (председатели и заместители председателей районных и областных исполнительных комитетов, начальники отделов и т. д.), 15 представителей науки и образования (директора школ, деканы факультетов и ректоры вузов), 6 представителей учреждений здравоохранения, 10 — от разных промышленных предприятий. Примечательно, что только 5 депутатов представляют политические партии (Коммунистическую, Аграрную партии, а также Республиканскую партию труда и справедливости). Все остальные в каких-либо политических партиях не состоят.

Выборы признаны состоявшимися в 109 из 110 округов. Лишь в Новобелицком округе Гомеля, где зарегистрированный кандидат оказался в центре коррупционного скандала, выборы признаны не состоявшимися, поэтому там будет проведено повторное голосование.

Германия

19 сентября 2012 года Федеральное правительство представило законопроект об электронном обслуживании граждан. Цель законопроекта — облегчить коммуникацию между жителями страны и органами государства, способствовать выполнению административных функций государства круглосуточно, содействовать исполнению частных, профессиональных и иных запросов лиц посредством Интернета1.

21 сентября 2012 года Бюргершафт (законодательный орган) Гамбурга утвердил законопроект о введении 40 % квоты для женщин в совете директоров и/или иных наблюдательных советах коммерческихи предприятий, чьи акции торгуются на биржах. Данные требования должны быть введены в компаниях в два этапа к 1 января 2023 года2.

В тот же день представители земли Саксония выступили в Бундесрате с законодательной инициативой об автоматическом наделении равными правами родителей3, не состоящих в браке, в отношении общего рожденного ребенка. Необходимо отметить, что еще 21 июля 2010 года Федеральный конституционный суд ФРГ признал противоречащей статье 6 Основного закона практику наделения исключительными правами матери ребенка, в том числе по определению имени и фамилии ребенка, его места жительства и иных жизненных требований, в случае отсутствии законного брака между родителями ребенка.

4 сентября 2012 года Высший административный суд ФРГ принял решение о смягчении требований о знании языка как необходимого элемента для воссоединения одного из супругов, не имеющего гражданства ЕС, с супругом — гражданином ФРГ. Государственные органы ФРГ должны выдавать визу для въезда в Германию для воссоединения с семьей каждому гражданину третьих стран, воссоединяющихся с супругом — гражданином ФРГ даже в случаях, когда знание немецкого языка отсутствует, а равно нет возможности рассчитывать на их успешное приобретение в течение одного года4. Помимо этого, в Бундесрате идет обсуждение отмены требования о наличии элементарных знаний немецкого языка для супругов — поздних переселенцев, так называемых этнических нем-

цев — граждан стран СНГ, получающих гражданство ФРГ в порядке статьи 116 Основного закона5.

Грузия

1 октября 2012 года в Грузии состоялись парламентские выборы, проводившиеся не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам, в которых шла борьба за 73 из 150 мест в парламенте. По результатам выборов в Парламент вошли представители лишь двух политических сил — коалиции «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» и теперь уже бывшей правящей партии «Единое национальное движение», получивших 86 и 64 места соответственно. Октябрьская парламентская кампания дала начало новому избирательному циклу, который завершится в следующем году выборами Президента.

Парламентские выборы проводились в соответствии с новым Избирательным кодексом, принятым в конце декабря 2011 года. Конституционная реформа 2010 года предусматривает вступление в силу поправок к Основному закону по завершении всего избирательного цикла в 2013 году. Реформа нацелена на перераспределение властных полномочий между Президентом, премьер-министром и Парламентом (подробнее см.: СКО. 2010. № 6 (79)).

Первое заседание вновь избранного Парламента должно быть проведено к 20 октября. Его председателем может стать лидер Республиканской партии Грузии Давид Усу-пашвили, чью кандидатуру 8 октября представил журналистам лидер победившей на выборах коалиции «Грузинская мечта» Бид-зина Иванишвили.

В свою очередь, Давид Усупашвили заявил, что у Президента по Конституции осталась серьезная власть и очередная конституционная реформа в Грузии неизбежна. Он подчеркнул также, что для этой цели будет создана конституционная комиссия.

Европейский Союз

8 сентября 2012 года Европейский Союз совместно с Советом Европы утвердили документ об использовании европейской символики данных институций6. Соглашение гаран-

тирует каждому юридическому и физическому лицу свободное использование эмблем ЕС и СЕ (ст. 1), независимо от целей — общественно полезного и/или коммерческого характера, при соблюдении ряда условий, как то: применение эмблем и/или символики не ведет к ошибочному представлению о наличии связи между институциями, органами, учреждениями, агентствами ЕС, СЕ и приме-нителем; подобное использование не склоняет общественность к ошибочному представлению об одобрении, согласии и/или поддержки действий применителя; использование эмблем и символики не противоречит целям и мероприятиям, принципам деятельности ЕС и СЕ (ст. 2).

Канада

4 сентября 2012 года в Канаде состоялись выборы в Национальное собрание провинции Квебек. По предложению премьер-министра Квебека Жана Шаре лейтенант-губернатор Пьер Дюшен 1 августа 2012 года распустил Национальное собрание провинции.

По результатам состоявшихся выборов относительное большинство в законодательном органе Квебека получила сепаратистская Квебекская партия, отстаивающая национальный суверенитет провинции и борющаяся за сохранение французского языка, набрав 43,2 %, что принесло партии 54 мандата в Национальном собрании. Квебекская либеральная партия набрала ровно 40 % голосов избирателей и 50 мандатов соответственно. Незначительное на первый взгляд отставание стало существенным поражением для либералов, поскольку на прошлых выборах в 2008 году у них было 66 депутатских мест. Коалиция за будущее Квебека набрала 15,2 % от общего числа голосов, в результате у Коалиции 19 мест в Национальном собрании. Партию левых «Солидарный Квебек» поддержали всего 1,6 % избирателей. Тем не менее левые также получили 2 места в Национальном собрании.

По конституционной традиции Квебека пост премьер-министра занимает лидер победившей партии. Поэтому новым главой провинциального правительства стала Полин Маруа.

Новому созыву Национального собрания предстоит, в частности, решать проблемы

студентов, среди которых усилились протест-ные настроения в связи с увеличением платы за обучение в вузах.

Латвия

6 сентября 2012 года Сейм Латвии принял во втором чтении законопроект, вносящий изменения в Закон Латвийской Республики «О гражданстве» от 22 июля 1994 года. Поправки поддержали 65 депутатов из 100. За законопроект голосовали представители правящей коалиции, состоящей из Партии реформ Затлерса, партии «Единство» и национального объединения «Все для Латвии!», а также оппозиционного Союза «зеленых» и крестьян. Голосование по данному закону вызвало раскол в оппозиционной фракции «Центр согласия»: некоторые депутаты от фракции голосовали «против», другие — воздержались.

Новый закон, который должен вступить в силу с 1 января 2013 года, предусматривает получение двойного гражданства теми жителями, которые в период с 1940 по 1990 год были вынуждены эмигрировать из страны или стали жертвами депортаций, а также их потомкам. Этнические латыши и ливы, постоянно проживающие за рубежом, также имеют право на гражданство.

Гражданам Латвии будет предоставлена возможность становиться гражданами другого государства в случаях, если это второе государство относится к Европейскому Союзу или блоку НАТО, а также относится к странам, с которыми Латвия заключила соглашения о признании двойного гражданства. Если речь идет о государстве, не относящемся к упомянутым выше, то гражданину Латвии для того, чтобы получить двойное гражданство, нужно будет обратиться за специальным разрешением к правительству страны.

Законопроект изменяет статус латвийских неграждан. Гражданами Латвии будут признаны дети неграждан, родившиеся после 21 августа 1991 года (после провозглашения независимости Латвии от СССР) и при этом постоянно проживающие на территории республики.

Документ также предусматривает, что гражданство Латвии в дальнейшем будет присваиваться всем детям, рожденным в стране вне зависимости от статуса их родителей.

При этом для родителей будет установлено требование обучить детей латышскому языку и привить им уважение к латвийскому государству.

Напомним, что по действующему законодательству дети неграждан имеют право получить гражданство Латвии, но автоматически оно им не предоставляется. До достижения ребенком 15-летнего возраста соответствующее заявление могут подать его родители. С 15 лет ребенок неграждан подает заявление на гражданство сам (при этом от него уже требуется документ, свидетельствующий о владении латышским языком).

Латвийский закон о гражданстве не менялся в течение последних 15 лет. С предложением внести в него изменения выступили депутаты прежнего, десятого созыва Сейма. Работу над поправками продолжил Сейм нынешнего, одиннадцатого созыва.

Законопроект должен пройти еще третье и финальное чтение, как и предусмотрено законодательным процессом Латвии. По мнению экспертов, существенные изменения в законопроект уже вноситься не будут.

Нидерланды

12 сентября 2012 года в Нидерландах состоялись досрочные парламентские выборы. В Палату представителей Генеральных штатов Нидерландов было избрано 150 депутатов. Выборы были назначены после распада в апреле 2012 года правящей коалиции во главе с премьер-министром Марком Рютте из-за невозможности согласования плана по снижению бюджетного дефицита с 4,7 до 3,0 % за счет уменьшения расходной части.

17 сентября были опубликованы окончательные результаты выборов. Эксперты обратили внимание на то, что избиратели отдавали свои предпочтения тем политическим партиям, которые поддерживали евроинтег-рацию. Партия свободы, выступавшая за выход из Европейского Союза, напротив, потерпела поражение. Прошедшие выборы также стали ответом на вопрос, поддерживают ли голландцы меры жесткой экономии и политику кредитования стран еврозоны, испытывающих финансовые трудности.

Народная партия за свободу и демократию, которую возглавляет премьер-министр Рютте, получила 26,6 % голосов избирате-

лей, что принесло партии 41 место в парламенте. С небольшим отставанием второе место заняла левоцентристская Партия труда, заручившись поддержкой 24,8 % голосов электората, что дало партии 38 мандатов. У Партии свободы 10,1 % и 15 депутатских мест, то есть представительство в Палате представителей уменьшилось почти вдвое. Третье место Партия свободы разделила с социалистами, у которых 9,7 % и 15 мест соответственно. У партии «Христианско-де-мократический призыв» — 8,5 % и 13 мест; у леволиберальной партии «Демокра-тия-66» — 8 % и 12 мест. Христианскому союзу укрепить позиции не удалось: у него, как и в предыдущем созыве, 5 мест (3,1 %). У Зеленых правых — 4 мандата форматской партии — 3 (2,1 %), Партии защиты животных — 2 (1,9 %). У партии «50 Плюс» — 2 места (1,9 %), причем в прошлом созыве партия не была представлена вовсе.

Не оправдались опасения наблюдателей о том, что усиление левого блока приведет к отказу страны от жесткой экономии в условиях кризиса, а как следствие, и то, что Нидерланды могли бы более не требовать у других стран придерживаться такой же экономии (речь о таких государствах, как Греция, Испания, Италия и т. д.)

Премьер-министр Рютте воспринял свою победу как кредит доверия, поддержку населением его государственной политики на посту премьер-министра. Он пообещал продолжать политику сокращения дефицита страны и стимулирования экономики посредством инвестиций в инфраструктуру. Рютте сообщил, что в ближайшие сроки приступит к формированию коалиционного правительства.

Дидерик Самсом, лидер Партии труда, отстаивающий идею значительных ассигнований в сферу создания новых рабочих мест, подтвердил, что не будет отказываться от предвыборных обещаний при формировании коалиции. «Никто не знает точно, что случится завтра, но одно известно. Курс можно изменить. Курс нужно изменить, потому что меры, принятые правыми за последние два года, больше не могут оставаться в силе», — сказал он.

По мнению экспертов, взгляды Самсома сродни курсу нового Президента Франции

Франсуа Олланда, который выступает за рост государственных расходов и увеличение налога на богатых.

Предложения Рютте, напротив, перекликаются с планами канцлера Германии Ангелы Меркель по введению политики жесткой экономии для сокращения расходной части бюджета.

Как ожидается, формирование кабинета представит собой непростой поиск комбинации из трех или даже четырех политических сил.

Россия

Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"» установлен единый день голосования для выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Таким днем определено второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий данных органов или депутатов этих органов. Последние выборы состоялись в октябре 2012 года, а все дальнейшие выборы, начиная с 2013 года, будут проходить в сентябре.

20 сентября Распоряжением Правительства РФ № 1735-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы». Она направлена на дальнейшее повышение качества отправления правосудия, а также совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Программа предусматривает проведение мероприятий в сфере информатизации судебной системы, материально-технического оснащения судов, Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции, обеспечения судей мобильными устройствами тревожной сигнализации, действующей вне зданий судов. Особое место отводится вопросам внедрения современных технологий в систему исполнения судебных актов, включая создание единой автоматизированной информационной системы ФССП.

Неоднозначную реакцию общества вызвал принятый 26 сентября Государственной Думой в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний». Указанные поправки были разработаны в развитие положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» для устранения пробелов в правовом регулировании в части, касающейся ответственности лиц, оскорбляющих религиозные убеждения граждан.

За принятие документа проголосовали 414 депутатов из всех четырех фракций парламента (при необходимых 226 голосах). Законопроект предлагает дополнение Уголовного кодекса статьей 243.1 «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и (или) осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний». Предполагается, что публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, а также оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан теперь будут наказываться штрафом до 300 000 рублей, обязательными работами на срок до 200 часов или лишением свободы на срок до 3 лет. Осквернение объектов и предметов религиозного почитания или мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов, как и повреждение или разрушение таких предметов, может повлечь наложение штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей, наказание в виде обязательных работ на срок до 400 часов или лишение свободы на срок до 5 лет.

Кодексом об административных правонарушениях существенно повышена ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него. Указанные деяния будут наказываться штрафом для граждан от 10 000 до 30 000 рублей, для должностных лиц — от

50 000 до 100 000 рублей. Сейчас штраф за эти действия может быть назначен в размере от ста до трехсот рублей и от трехсот до восьмисот рублей соответственно. Административным правонарушением будет считаться также осквернение религиозной и богослужебной литературы, знаков и эмблем мировоззренческой символики и их порча. За такое правонарушение гражданам придется уплатить штраф от 30 000 до 50 000 рублей.

Сомали

25 июля 2012 года в Могадишо начала работать Учредительная ассамблея, призванная в предельно сжатые сроки разработать и принять новую Конституцию. В состав Учредительной ассамблеи вошли 825 человек, в том числе 256 женщин, назначенных старейшинами различных кланов в ходе процесса, проходившего при поддержке ООН. Основным критерием отбора в Учредительную ассамблею стало отсутствие судимости за серьезные преступления либо преступления против человечности. Несмотря на попытку теракта, 1 августа Учредительная ассамблея приняла новую Конституцию Сомали.

Основной закон основывается на принципах федерализма и политического плюрализма, закрепляет равенство граждан, а также исходит из необходимости обеспечения представительства женщин во всех институтах власти. Особое значение ввиду многочисленных вооруженных конфликтов с Кенией и Эфиопией имеет установление принципа мирного урегулирования территориальных споров и запрета на вербовку и использование детей вооруженными силами.

В то же время основанная на общих принципах шариата Конституция устанавливает ислам в качестве государственной религии и вводит запрет на проповедование прочих религий, однако частным лицам позволено придерживаться иных вероисповеданий.

Новый парламент, получивший название Народная палата, состоит из двух палат. В верхней палате — 54 депутата, в нижней — 171. Срок полномочий Народной палаты составляет 4 года. В составе прежнего переходного парламента было 550 депутатов.

Специальный технический комитет по отбору, в который вошли представители кланов, проживающих на территории Сомали,

избрал в парламент старейшин от четырех основных кланов — дарод, хавийе, дир и ра-ханвайн — и от коалиции миноритарных кланов.

27 августа новый парламент Сомали собрался с целью избрания спикера. Им стал Мохаммед Осман Джавари, возглавлявший Учредительную ассамблею. Президентские же выборы прошли в стране 10 сентября. Согласно статье 89 новой Конституции, Президент избирается Народной палатой, для избрания необходимо получить 2/3 голосов членов обеих палат. Хасан Шейх Махмуд стал первым Президентом Сомали с момента сложения полномочий Переходным федеральным правительством.

США

28 августа 2012 года Федеральный окружной суд округа Колумбия постановил, что политическая карта Техаса, содержащая деление штата на избирательные округа, утвержденная законодательным органом штата летом прошлого года, не соответствует требованиям федерального законодательства и ограничивает реализацию избирательных прав этнических меньшинств.

Депутаты легислатуры штата, большинство которых составляют республиканцы, объяснили необходимость изменения прежних границ избирательных округов ростом численности населения штата. По этой причине штат ранее получил четыре дополнительных места в Конгрессе США.

Причиной рассмотрения этого дела в суде стало обращение групп этнических меньшинств, главным образом, афроамерикан-ского и испанского происхождения. Как показала перепись населения, проведенная в 2010 году, 90 % от прироста населения в Техасе приходится на небелых граждан. Изменение же границ избирательных округов не учло этнический состав отдельных округов штата. Это дало заявителям основание полагать, что концепция изменения границ имела цель ограничить доступ избирателей от меньшинств к представительству в федеральных органах законодательной власти, предоставив больше возможностей для белого большинства.

Федеральный окружной суд указал на то, что не были соблюдены требования статьи 5

Акта об избирательных правах 1965 года. В соответствии с данной нормой перед рассмотрением законопроектов, касающихся избирательных прав лиц, относящихся к языковым меньшинствам, в число которых входят американские индейцы, азиаты, коренные народы Аляски и испаноязычные народы, власти штата должны получить разрешение из федерального министерства юстиции или федерального суда на внесение подобных изменений. Суд также усомнился в доводах ответчиков в лице властей штата Техас, утверждавших, что изменения границ не нарушали прав меньшинств. По словам Трея М. Фишера, депутата законодательного собрания Техаса от Демократической партии, лицо штата Техас меняется день ото дня, при этом оно не находит отражения в политической реальности.

Прокурор штата Грэг Эббот уже объявил о своем намерении обжаловать данное решение в Верховном суде США. Кроме того, техасские власти напомнили, что штат Техас вошел в состав Соединенных Штатов как суверенное государство, признанное мировым сообществом, а потому имеет все легитимные права выйти из состава союза.

Украина

8 августа 2012 года Президент Украины Виктор Янукович подписал Закон «Об основах государственной языковой политики». Подписанию закона предшествовали бурные общественные обсуждения и акции протеста.

Закон предусматривает процедуру присвоения тем или иным языкам статуса регионального. Региональным, согласно положениям Закона, будет признаваться язык, который имеет в соответствующем регионе более 10 % носителей от общей численности населения, считающих его родным. Признание языка региональным позволяет использовать его наряду с государственным языком — украинским — практически во всех сферах жизни общества региона, в том числе в сфере деятельности органов государственной власти.

Накануне подписания законопроекта Виктор Янукович встретился с представителями интеллигенции. В ходе беседы он пообещал создать рабочую группу, которая должна до сентября 2012 года внести предложения об изменении закона в тех его частях, которые вызвали наибольшую критику общественно-

сти. Такая рабочая группа была сформирована Кабинетом Министров Украины. В нее вошли известные общественные деятели, ученые, работники культуры и искусства, а возглавила ее вице-премьер правительства и министр здравоохранения Украины Раиса Богатырева.

По данным украинских СМИ, уже 30 августа 2012 года рабочая группа подготовила проект закона, вносящий изменения в Закон «Об основах государственной языковой политики».

Законопроект станет новой редакцией действующего Закона, изменит его основные положения. Члены группы предложили изменить даже его название. Так, по их мнению, название «О порядке применения языков на Украине» будет компромиссным.

Законопроект содержит меры по защите государственного языка страны — украинского. Предлагается, что использование государственного языка будет обязательным в судо-и делопроизводстве, в деятельности органов государственной власти, вооруженных сил, в сфере науки и образования, рекламе. В сфере СМИ законопроект устанавливает 75-процентную квоту вещания (сейчас такая норма — не менее 25 %) на украинском языке от общего суточного эфира. Трансляция программ и фильмов на других языках должна сопровождаться обязательным украинским дублированием или субтитрами.

Для языков национальных меньшинств в документе не предусматривается получения статуса «регионального». Указывается, что носители любого неукраинского языка могут принимать «меры, направленные на его защиту», при условии, если на определенной территории (село, поселок, город) проживает не менее 30 % носителей этого языка от общего числа жителей населенного пункта. Сейчас признание регионального языка разрешено там, где число носителей составляет не менее 10 %. Более того, ввести в действие меры по защите языка станет гораздо сложнее. «Носители такого языка могут обратиться с предложением в местные органы власти, те в свою очередь — в областные советы и далее в Верховную Раду, которая уже и примет закон о поддержке и защите регионального языка», — считает один из разработчиков законопроекта Сергей Головатый. Предполагается, что лишь в случае принятия Ра-

дой закона о поддержке того или иного языка на определенной территории его использование будет допускаться во всех сферах наряду с государственным.

Однако законопроекту предстоит пройти экспертизу в Национальной академии наук. По мнению члена рабочей группы Анны Герман, не стоит исключать, что в Академии будут также внесены существенные изменения.

Директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов, который входил в рабочую группу, не согласен с итоговым проектом закона, предложенным рабочей группой. По его мнению, предложенные изменения сужают возможности использования региональных языков и нарушают права граждан. «В отдельных регионах русский сможет использоваться как региональный наряду с государственным, несмотря на квоту в 30 %. Однако это ограничение делает невозможным использование других региональных языков, — заявил он газете "Коммерсантъ-Украина". — К тому же процедурно добиться этого становится очень сложно — сбор подписей, обращения в местные советы. Законопроектом предлагается создавать инициативные группы и подписные листы на основе закона о местных референдумах, которого не существует в природе. Этот законопроект не имеет шансов на принятие Верховной Радой».

Швейцария

23 сентября 2012 года в Швейцарии состоялось три федеральных референдума, посвященных вопросам защиты от пассивного курения (Schutz vor Passivrauchen), программе «Достойное жилье в старости» (Sicheres Wohnen im Alter) и необходимости закрепить в Конституции обязанность государства поддерживать музыкальное образование детей и юношества. Всего за 2012 год в Швейцарии было проведено 12 референдумов.

Инициатива о запрете курения была поддержана 34 % голосов «за» и голосом только одного кантона (согласно ст. 140 Конституции Швейцарии, правом голосовать на общесоюзном референдуме обладают как граждане, так и составные части государства — кантоны). Против проголосовали 66 % избирателей и 21 кантон. Суть инициативы заключалась в предложении запретить курение в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественных местах на всей территории Швейцарии по образцу 8 кантонов, даже если в заведении имеются специально отведенные для курения помещения.

Главным мотивом такого решения послужило то, что в мае 2010 года в силу вступил федеральный закон о защите от пассивного курения (Bundesgesetz zum Schutz vor Passivrauchen), и швейцарский народ не счел нужным вводить новые ограничения, отдавая предпочтение индивидуальной свободе, личной ответственности и минимизации вмешательства государства в личную жизнь.

Также была отвергнута и законодательная инициатива «Достойное жилье в старости», предполагавшая предоставление владельцам недвижимости при выходе на пенсию права самостоятельно решать вопрос об обложении налогом рыночной стоимости своей собственности. Против проекта высказалось 52,6 % голосовавших и 16 кантонов, а за него отдали свои голоса 47,4 % избирателей и 10 кантонов. Согласно действующему законодательству, собственники жилья обязаны уплачивать налог с прибыли, полученной от сдачи своей недвижимой собственности в аренду, даже если никакой прибыли они не имеют и сами живут в своем доме или квартире. Большинство граждан сочли, что положительное решение по предложенной инициативе стало бы очередной налоговой преференцией состоятельным членам общества. Теперь собственники продолжат уплачивать налог на прибыль с недвижимости, но его ставка будет рассчитана из прибыли ниже среднерыночной. Третий проект был направлен на решение вопроса об обязанности го-

сударства поддерживать музыкальное образование детей и юношества. Проект решения федерального правительства предусматривал внесение соответствующих поправок в Конституцию, против чего не выступил ни один кантон. За проект решения высказались 72,7 % избирателей, против — 27,3 %.

Всего в референдумах приняли участие 42,5 % от числа зарегистрированных избирателей.

Обзор подготовлен Ольгой Подоплело-вой, Алимом Ульбашевым, Ольгой Гулиной и Сергеем Заикиным.

При подготовке использованы материалы интернет-ресурсов: www.wikipedia.org;www.elections-ices.org; www.georgiamonitor.org;www.bbc.co.uk; www.nytimes.com;www.polpred.com; www.russian.rfi.fr;www.revue.ch; www.saeima.lv;www.mfa.gov.lv; www.kommersant.ua;www.belta.by; www.komitet2-22.km.duma.gov.ru; www.ria.ru;www.rg.ru;www.regnum.ru; www.lenta.ru;www.iimes.ru; www.forbes.ru;www.spb.rbc.ru

1 Entwurf eines Gesetzes zur Förderung der elektronischen Verwaltung sowie zur Änderung weiterer Vorschriften, in BMI v. 19.9.2012.

2 Senatskanzlei Hamburg v. 21.9.2012.

3 Justiz Sachsen v. 21.09.2012.

4 BVerwG, Urteil v. 4.9.2012, Az.: 10 C 12.12.

5 BT-Drs. 17/10511.

6 Verwaltungsvereinbarung mit dem Europarat über die Verwendung des europäischen Emblems durch Dritte // Amtsblatt der EU 2012/C 271/04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.