Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АРГЕНТИНА, АРМЕНИЯ, БОЛГАРИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИСПАНИЯ, КИТАЙ, КОСТА-РИКА, РОССИЯ, УГАНДА, УЗБЕКИСТАН, УКРАИНА.'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АРГЕНТИНА, АРМЕНИЯ, БОЛГАРИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИСПАНИЯ, КИТАЙ, КОСТА-РИКА, РОССИЯ, УГАНДА, УЗБЕКИСТАН, УКРАИНА. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» – это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача – дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АРГЕНТИНА, АРМЕНИЯ, БОЛГАРИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИЗРАИЛЬ, ИСПАНИЯ, КИТАЙ, КОСТА-РИКА, РОССИЯ, УГАНДА, УЗБЕКИСТАН, УКРАИНА.»

мониторинг конституционных НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ИЮНЬ - ОКТЯБРЬ • 2014

Аргентина

18 сентября 2014 года Палата депутатов Национального конгресса Аргентины (двухпалатного парламента страны) приняла спорный законопроект № 26991 «Новые правила производственно-потребительских отношений». Ранее законопроект был одобрен Сенатом страны и должен вступить в силу после его подписания Президентом страны Кристиной Киршнер. Этот законопроект предоставляет Правительству дискреционные полномочия по вмешательству в деятельность внутреннего рынка и в процесс принятия решений крупными компаниями.

По утверждению разработчиков, рассматриваемый законопроект принимается исключительно с целью конкретизации полномочий правительства, закрепленных в статье 42 Конституции. В соответствии с ней потребители и пользователи товаров и услуг имеют право на защиту их здоровья, безопасности и экономических интересов, на достоверную информацию, на свободу выбора, а органы государственной власти обязаны обеспечить защиту указанных прав, а равно обучение потребителей, защиту конкуренции, контроль за естественными и законными монополиями, контроль за качеством и эффективностью коммунальных услуг. Кроме того, данная статья регламентирует необходимость принятия последующих законодательных актов в целях установления эффективных процедур для предотвращения конфликтов и их урегулирования.

Сторонники законопроекта утверждают, что он является гораздо более мягким, чем

действовавший ранее Закон о поставках № 20680, принятый еще в 1974 году, и в отличие от последнего не позволяет государству вмешиваться в деятельность рынков экспорта и импорта, а также забирать управление компаниями в свои руки. Однако противники законопроекта опасаются, что с его помощью будут достигнуты цели, прямо противоположные декларируемым: рост инфляции, продолжение девальвации песо и снижение объемов внешних инвестиций. Против принятия законопроекта в существующем виде выступают также и главы крупных компаний частного сектора, поскольку, по их мнению, он нарушает принцип частной собственности.

В случае подписания законопроекта Президентом правительство получит такие полномочия, как: определение размеров прибыли, установления минимальных и максимальных цен, определение квот на производство продукции, право на конфискацию товаров, право на получение и изучение коммерческой документации. В законе также будут предусмотрены случаи, когда в отношении крупных компаний, будь то национальные или иностранные, могут быть применены подобные меры, например, если компания «искусственно завышает» или «безосновательно» меняет уровень цен, производит переоценку инвентарной стоимости предприятия без предварительного одобрения соответствующим государственным органом, безосновательно ограничивает продажи товаров или оказание услуг и др. При этом для компаний-нарушителей предусматривается ряд наказаний, например штраф в размере до 10 млн песо (около 1 млн долларов), закрытие помещений на срок до

90 дней, запрет на получение новых или продление уже имеющихся банковских займов на срок до двух лет и др.

Армения

Указом Президента Республики Армения от 4 сентября 2013 года была сформирована Специализированная комиссия по конституционным реформам, которая должна подготовить концепцию и проект указанных реформ (проект будет подготовлен в течение 10 месяцев после одобрения концепции Президентом). Согласно Указу Президента, концепция должна была быть представлена до 20 апреля 2014 года, однако в Указ были внесены изменения, и дата представления концепции Президенту была изменена на 1 июля. 26 июня 2014 года в Указ Президента были внесены новые изменения, и срок представления концепции был перенесен до 15 октября 2014 года. Отметим, что проект концепции был обнародован Специализированной комиссией уже 10 апреля 2014 года.

После представления проекта были организованы общественные слушания по проекту концепции как со специалистами и представителями политических сил, так и с широкой общественностью. Следует подчеркнуть, что это был беспрецедентный случай, так как впервые на такие широкомасштабные слушания была представлена не сама концепция или проект конкретных реформ, а проект концепции. Целью данного процесса было подготовить окончательный вариант концепции, принимая во внимание также результаты указанных слушаний и обсуждений.

10—11 октября 2014 года Европейская комиссия за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия) приняла Заключение относительно проекта концепции конституционных реформ Республики Армения. Основные направления, по которым в проекте концепции представлены подходы конституционных реформ, следующие: 1) гарантирование, обеспечение и реализация принципа верховенства права в конституционных решениях, укрепление конституционно-правовых предпосылок правового государства; 2) обеспечение непосредственного действия основных прав и свобод человека и гражданина, конституционные решения ограничения прав; 3) гарантии реализации кон-

ституционного принципа социального государства; 4) разделение и баланс властей; 5) избирательное право и избирательная система; 6) судебная власть; 7) конституционные гарантии референдума; 8) основные концептуальные положения конституционно-правовых реформ местного самоуправления; 9) структура Конституции, устранение внут-риконституционных неточностей, обеспечение мониторинга конституционализма.

Болгария

9 октября 2014 года Центральная избирательная комиссия Болгарии официально объявила результаты распределения мандатов между политическими структурами, вошедшими в Народное собрание по результатам выборов, состоявшихся 5 октября.

Набравшая больше всего голосов правоцентристская партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) получает право на 84 депутатских места. Болгарская социалистическая партия — 39 мест; партия этнических турок «Движение за права и свободы» (ДПС) — 38 мест; объединение правых сил «Реформаторский блок» (РБ) — 23 места; «Патриотический фронт», объединяющий две патриотические партии — «Национальный фронт спасения Болгарии» (НФСБ) и «Внутреннюю македонскую революционную организацию» (ВМРО) — 19 мест; «Болгария без цензуры» (ББЦ) — 15 мест; националистическая партия «Атака» — 11 мест; партия «Альтернатива для болгарского возрождения» (АБВ) — 11 мест.

Следует отметить, что объявленные результаты во многом совпадают с результатами социологических опросов, проводившихся до выборов, согласно которым предполагалось, что в парламент Болгарии войдут шесть партий — три больших и три маленьких. Большие — это основные игроки болгарской политической сцены — ГЕРБ, БСП и ДПС, а маленькие — это новые или реструктурированные политические общности страны — «Патриотический фронт», «Болгария без цензуры» и правый «Блок реформаторов».

В ЦИК отмечают рекордное число недействительных бюллетеней — 218 тысяч, что в два раза выше, чем в предыдущие выборы. Кроме того, число избирателей, пришедших проголосовать, на этот раз даже недотягивает

до 50 % от числа всех болгарских граждан, имеющих право на голосование.

Социологические опросы также показали растущий пессимизм избирателей. Так, по данным агентства «Медиана», доверие к крупным политическим партиям Болгарии (ГЕРБ и БСП) снижается, что было заметно и в ходе предвыборной кампании. Возврат любой из этих двух партий к власти рассматривается большинством болгар как плохой, и даже катастрофический сценарий. Все это свидетельствует о недостаточном уровне общественного доверия к политическим партиям и их лидерам.

Кроме того, более 30 % избирателей заявляют, что в Болгарии нет ни одной партии, которую они хотели бы видеть в управлении страной. А это уже свидетельствует о глубоком политическом кризисе в Болгарии.

Результаты прошедших выборов показывают, что при таком пестром депутатском составе могут возникнуть трудности с формированием Правительства. В Парламенте Болгарии 240 депутатских мест и для получения права формировать Правительство число депутатов определенной партии или коалиции депутатов нескольких партий должно быть не менее чем 121. Однако результат победившей партии ГЕРБ позволяет им иметь, в лучшем случае, около 90 мест.

Германия

В конце августа — середине сентября в Германии прошли выборы в региональные парламенты - ландтаги — трех земель: Саксонии, Тюрингии и Бранденбурга. Традиционно такие выборы выполняют роль барометра политических настроений в стране. Выборы подтвердили критическую ситуацию, в которой оказалась одна из системных партий: Свободная демократическая партия Герма-нии, которая изначально была представлена во всех трех ландтагах, не прошла пятипроцентный барьер ни в одной из земель. Неонацистская Национал-демократическая партия Германии (НДПГ) также потерпела неудачу и покинула ландтаг Саксонии. Представленная здесь, теперь уже расформированная фракция неонацистов принимала в мае 2013 года делегацию украинской партии «Свобода», обеспечивая последней доступ к европейским связям и ценностям. В настоящий момент

НДПГ сохранила свое присутствие лишь в одном ландтаге, а именно в земле Меклен-бург-Передняя Померания.

Партия «Альтернатива для Германии» (АдГ), впервые принявшая участие в региональных выборах в этих трех землях, получив от 9,7 % (Саксония) до 12,2 % (Бранденбург) голосов, теперь будет представлена в немецких парламентах. По сравнению с выборами в Европарламент, прошедшими в мае 2014 года, АдГ получила существенный прирост абсолютного числа голосов в двух из земель: с 68 тыс. до 99,5 тыс. (Тюрингия) и с 79,3 тыс. до 120 тыс. (Бранденбург), сохранив почти неизменным результат в Саксонии — 164,3 и 159,6 тыс. соответственно. Это свидетельствует о росте популярности АдГ, которая может стать определенной альтернативой Христиан-ско-демократическому союзу (ХДС) и занять опустевшую нишу умеренно-консервативной партии. Результаты других партий остались в рамках ожиданий (далее приведены результаты голосования по партийным спискам). Саксония: ХДС - 39,4 %, «Левые» - 18,9 %, Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) - 12,4 %, «Зеленые» - 5,7 %. Тюрингия: ХДС - 33,5 %, «Левые» - 28,2 %, СДПГ - 12,4 %, «Зеленые» - 5,7 %. Бранденбург: ХДС - 23,0 %, «Левые» - 18,6 %, СДПГ - 31,9 %, «Зеленые» - 6,2 %.

Другой особенностью прошедших выборов явилась низкая явка, составившая от 47,9 % (Бранденбург) до 52,7 %. (Тюрингия) В итоге образованные по результатам выборов правительственные коалиции будут пользоваться поддержкой в среднем около четверти от общего числа избирателей.

Израиль

21 сентября 2014 года стали известны имена новых судей Верховного суда Израиля. В состав судей высшего судебного органа государства вошли бывший генеральный прокурор страны Менахем Мазуз и действующая судья окружного суда Тель-Авива Анат Барон. Необходимость избрания новых судей возникла в связи с уходом на пенсию судей Эдны Арбель и Ашера Груниса.

В соответствии со статьей 4 Основного закона Израиля о судопроизводстве 1984 года отбор судей осуществляется специальной Комиссией, состоящей из 9 членов. За кандида-

туру каждого из претендентов должно быть отдано не менее 7 голосов для того, чтобы тот смог занять кресло судьи Верховного суда. В последующем кандидатуры, избранные Комиссией, формально утверждаются Президентом Израиля.

Комиссия по отбору судей была сформирована в составе действующего председателя Верховного суда Ашера Груниса, судей Верховного суда — Элиахима Рубинштейна и Эштер Хают, членов правительства — министра юстиции Ципи Ливни и министра связи Гилада Эрдана, депутатов Кнессета Ицхака Коэна и Исаака Херцога, а также двух представителей адвокатского сообщества — Ракель Бен Ари и Халеда Зоаби.

Сначала Комиссия по отбору судей приняла «техническое решение» по назначению Мириам Наор следующим председателем Верховного суда (она вступит в свои полномочия в январе 2015 года с уходом в отставку действующего председателя Ашера Груниса).

На два вакантных места в Верховном суде претендовали сразу 15 кандидатов.

При этом трое кандидатов на должности судей не имели ранее прямого отношения к судейской работе — профессор Еврейского университета Барак Медина, генеральный прокурор Израиля в отставке Менахем Ма-зуз и единственный среди кандидатов частнопрактикующий адвокат Эял Розовски, представлявший в свое время интересы бывшего Премьер-министра Эхуда Ольмерта и Рабби Иошиаху Пинто по коррупционным делам.

Бесспорно, Мазуз — один из наиболее авторитетных юристов Израиля. Он известен как борец с коррупцией, лично поддерживавшим государственное обвинение в судах по данной категории уголовных дел в отношении чиновников. Но оппоненты Мазуза нередко упрекали его также и в прямо противоположном поведении — политической и личной заинтересованности в снятии обвинений и закрытии дел в отношении близких ему политиков (Ариэля Шарона, Моше Кацава и др.).

Поэтому в целом у израильской общественности не было сомнений в том, что именно Менахем Мазуз и Анат Барон смогут одеть мантии судей Верховного суда.

Уже после подсчета голосов и объявления результатов Ливни, обращаясь к «лучшим судьям», призвала их «защищать демократию и простых людей».

Тем не менее представитель правящей парламентской коалиции Ярив Левин («Ли-куд») критически отозвался о прошедшей сессии Комиссии по отбору судей. Он констатировал предвзятость, небеспристрастность «выборщиков», излишнюю активность и настойчивость Ливни в продвижении конкретных кандидатур, а также отметил то, что отсутствие прозрачности отбора судей угрожает авторитету судебной системы Израиля и доверию простых израильтян правосудию.

Испания

Приближается дата проведения референдума о статусе Каталонии, которая была объявлена еще 12 декабря 2013 года Председателем Правительства автономного региона Каталонии Артуром Мас-и-Гаварро.

29 сентября 2014 года Конституционный суд Испании единогласным решением отложил проведение референдума в Каталонии, приняв к рассмотрению жалобу Правительства Испании о неконституционности Закона Каталонии от 26 сентября 2014 года № 10/2014 о проведении консультативного плебисцита населения, а также Декрет Председателя Правительства Каталонии от 27 сентября 2014 года № 129/2014 по тому же вопросу. В информационном сообщении от 29 сентября 2014 года № 74/2014 Конституционный суд отметил, что в соответствии с частью 2 статьи 161 Конституции Испании Правительство имеет право оспаривать в Конституционном суде акты органов автономных сообществ. В этом случае действие оспариваемого акта прекращается. А по решению Конституционного суда оспариваемый акт либо прекращает свое действие, либо признается не нарушающим Конституцию и вновь становится действующим. На принятие решения Конституция отводит Суду 5 месяцев.

Против проведения референдума настроено также центральное правительство Королевства. Так, Премьер-министр Испании Ма-риано Рахой заявил прессе, что считает проведение референдума в Каталонии с обозначенными формулировками вопросов «грубым нарушением прав всех испанцев». Он также подчеркнул, что в соответствии с Конституцией страны вопросы, затрагивающие суверенитет государства, должны решаться всей нацией, а не только жителями Каталонии.

Китай

В сентябре 2014 года изменения избирательного законодательства в Китае спровоцировали массовые протесты с участием профессоров, студентов и правозащитных активистов в Гонконге. Гонконг, являясь специальным административным округом Китая с 1997 года (после завершения деколонизации), рассчитывал на развитие собственных демократических процедур по образцу Тайваня («одно государство — две политические системы»). В 2007 году Всекитайское собрание народных представителей утвердило план перехода в 2017 году к прямым выборам главы исполнительной власти Гонконга, а к 2020 году к прямым выборам законодательного органа. Однако процедура проведения выборов главы округа была принята только в августе 2014 года и не оправдала ожидания демократически настроенных групп Гонконга. Данная процедура проведения выборов для введения в действие подлежит одобрению государственными органами Гонконга. Аналитики не сомневаются в ее одобрении ввиду лояльности региональной элиты к центральной власти.

Согласно законодательным изменениям, избирательный комитет (имеющий состав, аналогичный для избрания действующего главы округа) выбирает трех кандидатов на пост главы округа, при этом за каждого кандидата должно быть отдано не менее половины голосов. Только из числа данных трех кандидатов жители Гонконга имеют права выбирать главу округа. Выбор из кандидатов, фактически избранных по решению центральной политической власти (определяющей состав избирательных комитетов и их предпочтения), рассматривается противниками изменений законодательства как нарушающий принцип прямого избирательного права и свободных, честных выборов. Кроме того, изменения предусматривают подотчетность главы Гонконга не населению, а Центральному народному правительству (Государственный совет КНР).

Коста-рика

27 августа 2014 года парламентарии Коста-Рики в первом чтении одобрили законопроект о внесении изменений в Конститу-

цию. Нововведения коснутся формулировки статьи первой основного закона, в соответствии с которой «Коста-Рика является свободной и независимой демократической республикой». Законодатели решили к данным основным характеристикам государства добавить еще две: его мультиэтнический и многонациональный характер. Эта конституционная реформа может стать базой для дальнейшего развития законодательства относительно прав и свобод костариканцев африканского и индейского происхождения. Так, уже в августе 2014 года Президент страны Луис Гилльермо Солис представил на рассмотрение Законодательной ассамблеи законопроект о ратификации Межамериканской конвенции против расизма, расовой дискриминации и сходных форм нетерпимости. В случае одобрения проекта закона парламентариями Коста-Рика станет первым из государств — членов Организации американских государств, подписавшая соглашение.

россия

Одним из главных конституционно-правовых событий осени стал единый день голосования, который в этом году был назначен на 14 сентября 2014 года. Выборы различного уровня прошли во всех регионах страны, за исключением Ингушетии. Впервые голосование состоялось в новых субъектах Федерации — Крыму и Севастополе. В 30 регионах избрали губернаторов, в 14 - депутатов законодательных органов государственной власти, в 20 — депутатов административных центров.

В Благовещенске, Южно-Сахалинске и Анадыре выбирали мэров. «Единая Россия» заняла первое место на выборах во всех 14 региональных законодательных собраниях. Так, в Московской городской Думе 28 мест из 45 получили кандидаты от партии «Единая Россия», 10 мест заняли самовыдвиженцы, также прошли пять кандидатов от партии КПРФ и по одному кандидату — от «Родины» и ЛДПР. Явка на выборах составила 20,86 %. На выборах в Государственный совет Крыма «Единая Россия» заняла 70 из 75 кресел, а в Законодательном собрании Севастополя получила 23 из 24 мест. В Республике Татарстан в Государственный совет прошли «Единая Россия» (84,2 %) и КПРФ (5,5 %). В

Республике Алтай «Единая Россия» набрала 44,07 %, КПРФ - 12,11 %, «Справедливая Россия» - 7,77 %, ЛДПР - 7,48 %, «Патриоты России» — 6,21 %.

На губернаторских выборах в большинстве регионов также победили представители «Единой России». Так, в Санкт-Петербурге губернатор Георгий Полтавченко получил 79,3 % голосов. Явка составила около 39 %, причем из них 7 % проголосовали досрочно. Представители «Единой России» одержали победу не во всех регионах — в Орловской области врио губернатора Вадим Потомский (КПРФ) набрал более 89 % голосов.

Выборы мэров в Благовещенске завершились победой кандидата «Единой России» Александра Козлова (38,68 %). В Анадыре на первом месте кандидат от «Единой России» Илья Давыденко с 83,08 % голосов, явка составила 39,07 %. В Южно-Сахалинске также победил кандидат от «Единой России» Сергей Надсадин, набравший 79,40 % голосов при явке 21,08 %.

Другим не менее важным событием можно назвать подписание 21 июля 2014 года Президентом Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях)». Авторы законопроекта утверждают, что нововведения помогут защитить персональные данные российских граждан. Однако возможен и противоположный эффект. Интересен тот факт, что в Пояснительной записке к законопроекту одной из целей законопроекта является приведение российского законодательства в соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека и ссылаются на решение 13 мая 2014 года. Однако решение, о котором идет речь, вынесено не Европейским Судом по правам человека, а Судом Европейского Союза, который является высшей инстанцией ЕС. Это дело от 13 мая 2014 года, в котором Суд Европейского Союза удовлетворил иск физического лица к интернет-ресурсу Google (Испания) в связи с отказом удалить из открытого доступа персональную информацию.

Закон возлагает на оператора персональных данных обязанность при работе с персональными данными граждан Российской Федерации использовать только базы данных,

расположенные на территории Российской Федерации, а также указывать сведения о месте расположения таких баз данных. Российские граждане могут требовать удаления из Интернета их персональные данные, если ранее суд установит, что они оказались там незаконно. Для удаления информации человек должен обратиться в суд и, получив решение суда, будет вправе обратиться в Роскомнад-зор с просьбой ограничить доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных. Затем Роскомнадзору предоставлено три дня для извещения провайдера хостинга или другого лица, обеспечивающего обработку информации в Интернете, с требованием устранить нарушение, зафиксированное судебным актом. Провайдеру в течение одного рабочего дня должен разыскать владельца ресурса и проинформировать его о наличии претензий. Владельцу ресурса предоставляется 24 часа для устранения нарушения. В противном случае провайдер ограничит доступ к соответствующему информационному ресурсу. Также закон предусматривает «в целях ограничения доступа к информации в сети "Интернет", обрабатываемой с нарушением законодательства» создание «Реестра нарушителей прав субъектов персональных данных». В реестре будут собраны сведения о доменных именах и указатели на страницы сайтов в Интернете, содержащие информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства, вступившие в силу судебные акты, информация об устранении нарушения. Закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

1 января 2015 года начинает работать Евразийский экономический союз, созданный на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Следует сказать несколько слов об истории межгосударственной интеграции в сфере экономики на постсоветском пространстве. 26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. 10 октября 2000 года было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (договор вступил в силу 30 мая 2001 года). В 2002 году статус наблюдателей при ЕврАзЭС получили Украина и Молдавия, в 2003 году — Армения. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюда-

теля в Генеральной Ассамблее ООН. 16 августа 2006 года главы государств — членов ЕврАзЭС приняли решение о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза трех государств — Белоруссии, Казахстана и России. Таможенный союз начал функционировать с 1 июля 2011 года. Новой ступенью межгосударственной интеграции стало подписание 18 ноября 2011 года президентами России, Белоруссии и Казахстана декларация о Евразийской экономической интеграции, в которой в качестве одной из основных перспективных целей евразийской экономической интеграции было провозглашено создание Евразийского экономического союза. 29 мая 2014 года в Астане Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступает в силу 1 января 2015 года. 26 сентября 2014 года Договор о Евразийском экономическом союзе ратифицировала Государственная Дума РФ, 1 октября ратифицировал Совет Федерации, и 3 октября подписал Президент подписал закон о ратификации о ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе. Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал закон о ратификации договора о создании ЕАЭС после того, как его ратифицировала Палата представителей Национального собрания Беларуси (нижняя палата парламента) и одобрил Совет республики Национального собрания Беларуси (верхней палатой парламента). Парламент Казахстана также ратифицировал Договор о Евразийском экономическом союзе, после этого Президент Казахстана подписал его. 10 октября 2014 года Главы государств — членов Евразийского экономического союза подписали договор о присоединении Армении к ЕАЭС. О намерении присоединиться к евразийской интеграции заявила также Киргизия.

Договор состоит из двух частей. В первой части содержаться цели и задачи евразийской интеграции и закреплен статус союза как полноправной международной организации. Вторая часть Договора определяет структуру, полномочия и порядок работы органов Союза — Высшего Евразийского экономического совета, куда входят главы государств, Евразийского межправительственного совета, состоящего из глав правительств государств-членов, Евразийской экономической комиссии и Суда Евразийского экономического со-

юза. Штаб-квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, Суда Евразийского экономического союза — в Минске, а финансовый регулятор — в Алма-Ате.

Договор предусматривает передачу осуществления части полномочий Российской Федерации на наднациональный уровень. Отдельный раздел договора посвящен бюджету Союза, который будет формироваться в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов. Размеры взносов установит Высший совет. Рабочим языком Союза определен русский.

Серьезные последствия может повлечь законопроект № 607554-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"», который внесен в Государственную Думу. Следует заметить, что в марте 2013 года была предпринята попытка внести близкие по содержанию изменения в этот закон, однако законопроект был возвращен авторам. Новый законопроект впервые за последнее время вызвал острую дискуссию в Государственной Думе. За документ проголосовали 233 депутата, 202 — против, двое — воздержались. По мнению авторов закона, изменения направлены на защиту имущества российских граждан в Крыму и Севастополе от решений украинских судов. Однако такой позиции придерживаются далеко не все.

Законопроект предусматривает признание заведомо неправосудными актом иностранных судов, если в соответствии с российским законодательством и международными договорами соответствующие споры должны были рассматриваться судом Российской Федерации. Российский гражданин может обратиться в российский суд с требованием о возмещение компенсации, если по решению иностранного суда на его имущество будет наложено взыскание или иное ограничение. На обращение в российский суд гражданину предоставляется один год «с момента, когда российское лицо узнало или должно было узнать о вступлении вынесенного в отношении него неправосудного судебного акта в силу». Размер компенсации определяется в размере суммы потерь, которые заявитель понес или может понести вследствие принудительного исполнения заведомо неправосудного акта

иностранного суда. Законопроект предусматривает, что компенсация будет выплачиваться из средств федерального бюджета, а полномочием по представлению интересов Российской Федерации наделяется Министерство финансов РФ. Также предусмотрено право регрессного требования России к иностранному государству, суд которого вынес такой неправосудный судебный акт. В первую очередь взыскание будет обращено на имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее лицу, по требованию которого иностранным судом был вынесен неправосудный судебный акт. В случае, если такого имущества недостаточно или оно отсутствует, то взыскание будет обращено на имущество иностранного государства, суд которого вынес неправосудный судебный акт. Законопроект предусматривает возможность взыскания даже на имущество дипломатических представительств, что вызывает много вопросов, поскольку на такие объекты распространяется иммунитет в соответствии с международными договорами.

Уганда

Запрет пропаганды и практики гомосексуальной ориентации признан неконституционным в конце августа Конституционным судом Уганды. В решении Суда отмечается, что закон, принятый в феврале 2014 года, одобрен при нарушении требований законодательных процедур. В частности, законопроект был внесен на рассмотрение без предварительного уведомления членов парламента, в день голосования отсутствовал необходимый кворум для принятия решения. Целью принятия закона выступала защита традиционного образа жизни жителей Уганды, нравственного здоровья детей. В качестве мер наказания было предусмотрено тюремное заключение, в том числе пожизненное. После принятия закона под вопросом оказалась репутация и компетентность Председателя Генеральной Ассамблеи ООН Сэма Кутеса (избран в июне 2014 года), который, будучи министром иностранных дел Уганды, поддержал закон против гомосексуализма. Правозащитники, подавшие петицию, отметили, что принятое решение касается только технической стороны принятия закона, не рассматривает вопросы о нарушении прав человека по суще-

ству, что не исключает в будущем повторное введение запретов и санкций. Введение аналогичных законов, касающихся прав сексуальных меньшинств, является устойчивой тенденцией в странах Африки (38 из 54 стран ввели запреты и санкции), что тесно связано с активностью религиозных движений в первую очередь христианского направления.

Узбекистан

Законом ЗРУ-373 от 4 сентября 2014 года в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан включена новая мера пресечения — домашний арест, который заключается в нахождении подозреваемого, обвиняемого или подсудимого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов (ограничений), а также осуществлением за ним контроля. Домашний арест применяется к подозреваемому, обвиняемому или подсудимому при наличии оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, при условии, что заключение под стражу признано нецелесообразным с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств. Домашний арест может сопровождаться запретами (ограничениями) на контакты с определенными лицами, на получение и отправление корреспонденции или на использование и ведение переговоров с помощью любых средств связи. Место жительства арестованного может охраняться. За его поведением при необходимости устанавливается надзор. При необходимости в отношении лица, к которому применена мера пресечения в виде домашнего ареста, могут быть применены электронные средства слежения. Исполнение домашнего ареста возлагается на орган внутренних дел по месту жительства подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

Этим же Законом Кодекс Республики об административной ответственности дополнен восемью нормами, предусматривающими административную ответственность за правонарушения в области организации и проведения выборов и референдума. Среди них вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии, избира-

тельных комиссий, комиссий по проведению референдума, неисполнение решений указанных органов, нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии, нарушение условий и порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам, вынесенным на референдум и другие нарушения.

Кроме того, Законом ЗРУ-373 внесены изменения в Закон от 11 декабря 2003 года № 560-11 «Об информатизации». В законодательство введено понятие «блогер», под которым понимается физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации. Согласно Закону, владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе бло-гер, обязан не допускать использование своих веб-сайта и (или) страницы веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, в целях:

1) призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;

2) пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

3) разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

4) распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;

5) пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

6) пропаганды порнографии;

7) совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.

В случае неисполнения владельцем вебсайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогером, этой обязанности, доступ к указанным веб-сайту и (или) странице веб-сайта

может быть ограничен уполномоченным государственным органом в установленном порядке. Кроме того, такое нарушение влечет за собой административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством за соответствующие виды правонарушений.

Закон ЗРУ-373 вступил в силу со дня его официального опубликования 5 сентября 2014 года.

украина

Решающее влияние на развитие украинского права в рассматриваемый период продолжала оказывать политическая трансформация в стране, начавшаяся в декабре прошлого года.

В первую очередь этот процесс затрагивает конституционно-правовые аспекты, в том числе касающиеся конституционно значимых прав и свобод человека и гражданина, а равно осуществления полномочий публичной власти.

Основные законодательные изменения в области конституционного права были связаны с затяжным вооруженным конфликтом на территории Донецкой и Луганской областей, а также с de facto выходом Автономной Республики Крым и города Севастополя из-под юрисдикции Украины.

24 июля 2014 года в Верховной Раде Украины произошел распад коалиции фракций «Европейский выбор», из которой вышли Всеукраинское объединение «Свобода» и партия «УДАР», что в свою очередь послужило поводом к роспуску парламента Президентом Украины Петром Порошенко 25 августа. Досрочные выборы были назначены на 26 октября. В связи с de facto выходом из состава Украины Крыма и города Севастополь, а также из-за невозможности проведения референдума в зоне боевых действий, было принято решение о том, что на этих территориях выборы проводиться не будут. Также было решено, что будет выбрано 420 депутатов вместо 450, оставшиеся места в Парламенте предполагается зарезервировать для представителей территорий, не участвующих в данных выборах.

12 августа был принят Закон Украины «О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенностях осуществления экономической деятельности на

временно оккупированной территории Украины». Данный акт любопытен тем, что при внешнем сохранении политической риторики непризнания выхода данных территорий из-под юрисдикции Украины фактически данным актом в отношении субъектов-резидентов, с точки зрения украинского права, был установлен режим, аналогичный действующему в отношении иностранных субъектов. Украина отказалась от взимания на данных территориях налогов, физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Крыма и города Севастополь, были приравнены к нерезидентам. Также в соответствии с данным законом была создана особая административная граница свободной экономической зоны «Крым», правила пересечения которой аналогичны правилам пересечения государственной границы Украины.

В связи с вступлением в законную силу Указа Президента Украины от 14 апреля 2014 года № 405/2014 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины"» Верховной Радой Украины был принят Закон от 12 августа 2014 года «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», который коренным образом изменил положение хозяйствующих субъектов, находящихся в зоне проведения так называемой АТО. Так, в соответствии со статьей 2 данного закона был введен мораторий на начисление пени и штрафов на основную сумму задолженности по кредитным договорам и договорам займа с 14 апреля 2014 года гражданам Украины, которые зарегистрированы и проживают или переселились в период с 14 апреля 2014 года из населенных пунктов, определенных в утвержденном Кабинетом министров Украины перечне, где проводилась антитеррористическая операция, а также юридическим лицам и физическим лицам — предпринимателям, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории населенных пунктов, определенных в утвержденном Кабинетом министров Украины перечне, где проводилась антитеррористическая операция. Изменена была и процедура регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей для хозяйствующих субъектов юго-

востока, например, лицам, которые зарегистрированы и переселились с территории силовой операции в период ее проведения, регистрация физического лица-предпринимателя осуществляется государственными регистраторами по адресу временного проживания, а также вводится запрет на проведение регистрационных действий, связанных с изменением состава учредителей (участников) и руководителя юридического лица, местонахождению которой является территория проведения антитеррористической операции.

Таким образом, данный нормативный правовой акт изменил экономико-правовое положение хозяйствующих субъектов, находящихся в зоне боевых действий.

14 августа Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О санкциях», которым предусмотрена возможность применения специальные экономических и других ограничительных мер в отношении иностранных юридических лиц, юридических лиц-резидентов, с преобладанием иностранного капитала, а равно физических лиц-нерезидентов во внесудебном порядке. Решение о применении санкций в этом случае принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины и вводится в действие указом Президента Украины. Также данное законоположение делает возможным одностороннее прекращение Украиной международных договоров.

6 сентября при активном содействии Российской Федерации и Европейского Союза, заинтересованных в стабилизации и мирном урегулировании ситуации на юго-востоке Украины, в Минске состоялась встреча представителей официальных украинских властей с представителями повстанцев Донецкой и Луганской областей Украины. По итогам данной встречи был подписан минский меморандум о взаимном прекращении огня. С точки зрения международного права подобное соглашение может расцениваться как признание ad hoc Украиной самопровозглашенных ДНР и ЛНР.

Во многом с этим согласуется и принятый 16 сентября Верховной Радой Украины Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», весьма значимо изменяющий порядок осуществления местного и муниципального управления в районах боевых действий юго-востока государства. Так,

в соответствии с данным нормативно-правовым актом в отдельных районах Донецкой и Луганской областей местное самоуправление осуществляется соответствующими территориальными общинами непосредственно и через органы местного самоуправления. Полномочия же депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, назначенных Верховной Радой Украины не могут быть досрочно прекращены.

Также предусматривается возможность создания отрядов народной милиции, с целью охраны общественного порядка в населенных пунктах этих районов. Координация деятельности отрядов народной милиции по охране общественного порядка в населенных пунктах осуществляется соответствующим сельским, поселковым, городским головой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, данным законом запрещается органам власти и их должностным лицам дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, которые имели место в Донецкой, Луганской областях. При этом стоит отметить, что из содержания данной законодательной нормы до конца не ясен круг лиц и деяний, «амнистированных» этим законом.

16 сентября был принят Закон Украины «Об очищении власти», широко известный как закон о люстрации. В соответствии с этим законом, под люстрацией стоит понимать установленный данным нормативно -правовым актом или решением суда запрет отдельным физическим лицам занимать определенные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Запрет на замещение должностей осуществляется с целью недопущения к участию в управлении государственными делами лиц, чьи действия были направлены на «узурпацию власти Президентом Украины Виктором Януковичем». Так, в соответствии с данным законом запрет применяется к лицам, которые занимали совокупно не менее одного года должности, указанные в статье 3 «Об очищении власти» в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, были избраны и работали на руководящих должностях Коммунистической партии Советского Союза, Коммунистической партии Украины, Коммунистической партии другой союзной республики бывшего СССР, начиная с должности

секретаря районного комитета и выше, были избраны и работали на руководящих должностях, начиная с должности секретаря ЦК ЛКСМУ и выше, были штатными работниками или негласными агентами в КГБ СССР, КГБ СССР, КГБ других союзных республик бывшего СССР и т. д. Таким образом, Законом были введены значительные ограничения прав отдельных категорий граждан, признаваемых в соответствии с данным нормативно-правовым актом неблагонадежными.

Данным законом предусмотрено создание Единого государственного реестра лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины «Об очищении власти».

Швеция

14 сентября 2014 года в Швеции состоялись общенациональные парламентские выборы, победу на которых одержала Социал-демократическая партия. Социал-демократы совместно с Партией зеленых сформировали коалиционное Правительство, имея в совокупности 138 из 349 депутатских мест Риксдага (парламента).

Партия социал-демократов являлась доминирующей политической силой в Швеции на протяжении всего XX столетия, а в современной истории в период с 1994 по 2006 год формировала однопартийное правительство. Однако на выборах 2006 года партия была оттеснена Альянсом за Швецию, состоящим из Умеренной коалиционной партии, Народной либеральной партией, Центристской партией, а также христианских демократов.

Новый премьер-министр Стефан Лёвин объявил новое Правительство «феминистическим»: из 24 министров 12 постов занимают женщины, в том числе единственного заместителя премьер-министра и министра иностранных дел. Примечательно, что в новом Правительстве также соблюдена миграционная пропорция, существующая в шведском обществе: 16 процентов министров являются натурализованными гражданами.

Обзор подготовили: Ярослав Болди-нов, Ярослава Гребенщикова, Ильсур Зи-ганшин, Анаит Манасян, Артем Маркин, Юлия Рудт, Андрей Румянцев, Анастасия Шашкова, Алим Ульбашев. Редактор мониторинга: Сергей Заикин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.