Научная статья на тему 'Мониторинг как инструмент повышения качества условий образовательной деятельности'

Мониторинг как инструмент повышения качества условий образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ОПРОС / SURVEY / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ / CUSTOMER SATISFACTION / ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ / CUSTOMER FOCUS / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоншакова Н. А., Именнова Л. С., Арсений Р. М.

Представлены результаты социологического мониторинга мнений студентов РМАТ о качестве условий осуществления образовательной деятельности. Удовлетворенность студентов рассматривается авторами как один из основных принципов системы менеджмента качества, что позволяет совершенствовать все виды образовательной деятельности и ее ресурсные составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring as an education quality and learning environment improvement tool

The article presents the results of sociological monitoring of the RIAT students’ opinions about the conditions of realization of educational activity. Student satisfaction is viewed as one of the basic principles of the quality management System, which allows to improve all kinds of educational activities and its resource component

Текст научной работы на тему «Мониторинг как инструмент повышения качества условий образовательной деятельности»

УДК 378.14

Н. А. ЛОНШАКОВА, Л. С. ИМЕННОВА, Р. М. АРСЕНИЙ

МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены результаты социологического мониторинга мнений студентов РМАТ о качестве условий осуществления образовательной деятельности. Удовлетворенность студентов рассматривается авторами как один из основных принципов системы менеджмента качества, что позволяет совершенствовать все виды образовательной деятельности и ее ресурсные составляющие.

Ключевые слова: система менеджмента качества, мониторинг, опрос, удовлетворенность потребителя, ориентация на потребителя, оценка качества.

The article presents the results of sociological monitoring of the RIAT students' opinions about the conditions of realization of educational activity. Student satisfaction is viewed as one of the basic principles of the quality management System, which allows to improve all kinds of educational activities and its resource components.

Keywords: the quality management system, monitoring, survey, customer satisfaction, customer focus, quality assessment.

Принятые в последние годы на государственном уровне документы свидетельствуют об особом внимании, которое уделяется качеству в разных сферах деятельности. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р, ведущим направлением деятельности названо повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне. Одним из существенных направлений в реализации программы является решение вопроса об оценке качества образования. Участники образовательной деятельности и независимые эксперты разработают новые инструменты и процедуры для исследования качества образования [1].

© Лоншакова Н. А., Именнова Л. С., Арсений Р. М., 2017

Одним из направлений проведенного в 2016/2017 учебном году в РМАТ мониторинга стало исследование системы обеспечения качества образовательного процесса. Удовлетворенность потребителя рассматривается как один из основных принципов системы менеджмента качества, поэтому целью исследования была определена социологическая диагностика мнений студентов Академии о качестве условий осуществления образовательной деятельности.

Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования - это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения.

Объектом исследования стала система качества профессионального образования в сфере туризма в РМАТ.

Предметом исследования - результаты социологического мониторинга мнений студентов о качестве условий осуществления образовательной деятельности.

Метод заполнения анкеты - индивидуальная форма ответов обучающихся на вопросы анкеты в электронном формате. Анкета заполнялась в онлайн-режиме.

Вопросы, касающиеся условий осуществления образовательной деятельности, составили второй блок анкеты [7]. Далее будут представлены ответы по этому блоку. О результатах по первому блоку мы говорили в первой статье, опубликованной в предыдущем номере журнала.

Вопрос 2.1. Материально-техническое и информационное обеспечение организации касается материальных и технических условий, обеспечивающих реализацию информационного взаимодействия (рис. 1).

Рис. 1. Результаты ответов на вопрос 2.1

Состоянием материально-технического и информационного обеспечения в целом удовлетворены 71% респондентов (оценили его на «отлично» и «в целом хорошо»). Полученные показатели свидетельствуют об устойчивой позитивной оценке студентами современного состо-

яния сайта РМАТ, открытости и доступности информации, что выражается в совокупном положительном показателе по выбору вариантов ответа А и Б. В своей первой статье мы подробно говорили об этом.

Вопрос 2.2. Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся. Ответы распределились следующим образом: вариант ответа А соответствовал оценке «отлично, полностью удовлетворен», его выбрали 30% опрошенных; вариант Б «в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (организация оборудована всеми необходимыми спортивными сооружениями (спортзал, стадион и проч.)» - 26%; вариант В «организация оборудована всеми необходимыми спортивными сооружениями, имеются в наличии программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности» - 26%; вариант ответа Г «удовлетворительно, но со значительными недостатками (организация имеет только физкультурный зал)» - 11%; вариант Д «неудовлетворительно, не устраивает (необходимые условия не созданы (отсутствует спортивный зал и спортивные площадки)» - 8% (рис. 2).

а 1 4 с а |в и « ч яв п я » зв » ав

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос 2.2

Студенты высоко (82%) оценили наличие комфортных условий для охраны и укрепления здоровья. По мнению ре-

спондентов, организация оборудована всеми необходимыми спортивными сооружениями (спортзал, стадион и проч.).

Оценку «отлично» за условия организации питания поставили 89% респондентов. В РМАТ оборудовано помещение для питания, для хранения и приготовления пищи, что обеспечивает возможность организации качественного горячего питания.

2.3. Условия для индивидуальной работы с обучающимися. Вариант ответа А соответствовал оценке «отлично, полностью удовлетворен(а)», его выбрали 37% опрошенных; вариант Б «в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (в организации созданы условия для получения образования в рамках сетевой формы (интернет) реализации образовательных программ, а также с применением дистанционных образовательных программ)» - 36%; вариант В «удовлетворительно, но со значительными недостатками» - 18%; вариант ответа Г «неудовлетворительно, не устраивает (в организации не созданы условия для индивидуальной работы с обучающимися)» - 5%; вариант Д «плохо, не соответствует минимальным требованиям» - 5% студентов (рис. 3).

РГ|)[Ы Го*

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос 2.3

Условиями для индивидуальной работы с обучающимися по тем или иным причинам не удовлетворены только 10%.

Зачастую студенты не смогли указать причину.

2.4. Наличие дополнительных образовательных программ. Вариант ответа А соответствовал оценке «отлично, полностью удовлетворен(а) (реализуется более трех дополнительных образовательных программ)», его выбрали 47% опрошенных; вариант Б «в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (реализуется три дополнительные образовательные программы)» - 26%; вариант В «удовлетворительно, но со значительными недостатками (реализуется две дополнительные образовательные программы)» - 20%; вариант ответа Г «плохо, не соответствует минимальным требованиям (реализуется всего одна дополнительная образовательная программа)» - 4%; вариант Д «неудовлетворительно, не устраивает (дополнительные образовательные программы не реализуются)» - 3% (рис. 4).

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос 2.4

В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности Академия может оказывать услуги по дополнительному образованию двух подвидов: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Программы дополнительного профессионального образования реализует такое

структурное подразделение РМАТ, как Центральные туристские курсы, подробная информация имеется на сайте Академии. Дополнительное образование детей и взрослых осуществляется факультетами, кафедрами и другими структурными подразделениями.

В целом 73% опрошенных высказали удовлетворенность дополнительными образовательными программами, оценив их на «отлично» и «хорошо». Варианты ответа «плохо» и «неудовлетворительно» выбрали 7% опрошенных. Скорее всего, это студенты, которых вопросы дополнительного профессионального образования пока не волнуют.

2.5. Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Вариант ответа А соответствовал оценке «отлично, полностью удовлетворен(а) (предоставлены все условия для участия обучающихся в международных и всероссийских олимпиадах и спортивных мероприятиях)», его выбрали 54% опрошенных; вариант Б «в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (предоставлены условия для участия обучающихся в спортивных мероприятиях и в образовательных конкурсах, но только на региональном уровне)» - 29%; вариант В «удовлетворительно, но со значительными недостатками (предоставлены условия для участия обучающихся в спортивных мероприятиях и частично в образовательных (олимпиады, выставки, смотры)» - 12%; вариант ответа Г «неудовлетворительно, не устраивает (условия для развития

творческих способностей не предоставлены)» - 4%; вариант Д «плохо, не соответствует минимальным требованиям (предоставлены условия для участия обучающихся только в спортивных мероприятиях)» - 2% (рис. 5).

Рис. 5. Результаты ответов на вопрос 2.5

Как показали результаты опроса, большая воспитательная работа со студентами, наличие широкого выбора кружков, спортивных секций, творческих коллективов по достоинству оценена студентами.

2.6. Наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся. Вариант ответа А соответствовал оценке «отлично, полностью удовлетворен(а) (имеется возможность качественно оказывать все три вида помощи (психолого-педагогической, медицинской или социальной))», его выбрали 38% опрошенных; вариант Б «в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (имеется возможность качественно оказывать как минимум два вида помощи (психолого-педагогической, медицинской или социальной))» - 32%; вариант В «удовлетворительно, но со значительными недостатками (имеется возможность качественно оказывать один из видов помощи (психолого-педагогической, медицинской или социальной))» - 18%; вариант ответа Г «плохо,

не соответствует минимальным требованиям (вышеуказанные виды помощи оказываются некачественно)» - 8%; вариант Д «неудовлетворительно, не устраивает (отсутствуют условия для оказания вышеуказанных видов помощи)» - 4% (рис. 6).

РфУ/'ЪТЖЬ- 0!Н1<4

Рис. 6. Результаты ответов на вопрос 2.6

Наличие всех трех видов помощи (психолого-педагогической, медицинской и социальной) и их как отличную и хорошую отметили 70% опрошенных; 18% считают, что оказывается только один вид помощи. Психолого-педагогическая и социальная помощь оказывается одним человеком - социальным психологом. При существующем контингенте обучающихся это оправданно. В Академии работает медицинский кабинет.

Ответы «Вышеуказанные виды помощи оказываются некачественно или отсутствуют» высказали 12%. По всей видимости, эти респонденты не обращались за помощью и не знают о ней. Необходимо более активно рассказывать обо всех видах помощи как на сайте Академии, так и на информационных стендах.

2.7. Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Вариант ответа А соответствовал оценке «отлично, полностью

удовлетворен (условия полностью соответствуют потребностям)», его выбрали 35% опрошенных; вариант Б «в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков, отсутствуют сопутствующие услуги (специально оснащенный туалет, специальные места подхода/подъезда)» - 27%; вариант В «удовлетворительно, но со значительными недостатками (организованные рабочие места для обучения и их оснащение удовлетворительны, неудобно время проведения занятий и отсутствуют сопутствующие услуги)» - 20%; вариант ответа Г «плохо, не соответствует минимальным требованиям (имеющиеся условия частично удовлетворяют потребностям обучающихся, в частности предоставлено недостаточное количество мест для обучающихся, неудобное время проведения занятий (вечернее, ночное), организованные рабочие места некомфортны)» - 10%; вариант Д «неудовлетворительно, не устраивает(условия полностью отсутствуют)» - 8% (рис. 7).

Рис. 7. Результаты ответов на вопрос 2.7

В соответствии со ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка

обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и другими нормативными актами в РМАТ созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [3].

Однако лиц с ограниченными возможностями здоровья в некоторые периоды не было совсем, сейчас их количество минимально - 1-2 студента. Низкие оценки опрошенных следуют отнести не к отсутствию условий, а к неосведомленности респондентов.

В ходе исследования была подтверждена правильность методологического подхода к построению системы менеджмента качества в туристском образовании, суть которого состоит в том, что процесс принятия управленческих решений должен быть построен на основе

анализа всесторонней социологической информации о разнообразных параметрах целостной системы туристского образования.

Проведение регулярных социологических исследований позволяют РМАТ на основе созданной эмпирической базы фиксировать динамические изменения по разработанным показателям, определять устойчивые тенденции развития, оценивать характер изменения показателей, сравнивать их с динамикой системы отечественного образования в целом.

Внутриакадемическая система управления качеством ориентирована на учет потребительских мнений; они являются основой для принятия управленческих решений, совершенствования всех видов деятельности и ее ресурсных составляющих. Анализ представленной информации позволяет обеспечить возможность дальнейшей разработки и коррекции деятельности РМАТ.

I ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.14 № 2765-р. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-

3. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». URL: http://kiro46.ru/docs/

ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации». prikaz09.11.2015.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.