УДК 378.1-021.465
Киселева Марина Владиславовна
кандидат технических наук Костромской государственный технологический университет
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В ОЦЕНКУ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Одна из тенденций современного высшего образования - это его информационная открытость и вовлечение в оценку качества образования потребителей образовательных услуг, а также всех заинтересованных лиц и партнеров вузов. Поднять престиж университета и привлечь в вуз обучающихся можно высоким качеством предоставляемых услуг и продукции, удовлетворенность которыми выявляется установлением обратной связи с потребителями. В статье приведены эмпирические данные социологического исследования по качеству образования, проведенного в КГТУ в 2015 году, и динамика удовлетворенности студентов качеством образования в вузе за 5 лет.
Ключевые слова: качество образования, ориентация на потребителя, удовлетворенность качеством образова-
тельных услуг.
В настоящее время в стране активно идет процесс формирования системы независимой оценки качества образования. Министерство образования и науки издает различные руководящие и рекомендательные документы федерального уровня в части формирования независимой оценки качества образования: методические рекомендации Минобрнауки России по проведению независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность от 01.04.2015; Приказ Минобрнауки РФ от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Федеральный закон от 21.07.2014 г. №256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»; Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013 № 487-р «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы» (в ред. распоряжения Правительства РФ от 20.01.2015 № 53-р); Указ Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Выходят в свет Поручения президента Российской Федерации, посвященные вопросам повышения качества образования, так в одном из них (Поручение 1148, п.2 от 22 мая 2014 года) прямо указывается на необходимость разработки механизмов включения студентов в оценку качества образования, учета их мнения - как главных потребителей, а, значит, и оценщиков образовательных услуг. Активно действует в этом направлении Общероссийская общественная организация «За качественное образование», работает Комиссия по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Минобрнауки России.
Проводится апробация различных механизмов независимой оценки качества образовательной деятельности вузов, в том числе средствами опросов обучающихся. Данная инициатива направлена на информационную открытость в образовании и вовлечение в оценку качества образования потребителей образовательных услуг, а также всех заинтересованных лиц и партнеров вузов.
В целом «качество» это степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям, объектом может быть деятельность, процесс, продукция или результат предоставления какой-либо услуги, в частном случае образовательной. Установленными требованиями являются стандарты, нормативы, технические условия (в высшем образовании - ФГОС, профессиональные стандарты, регламентирующие требования Минобрнауки и Рособрнадзора, распорядительные документы профильных департаментов, вуза и т.д.), а также требования потребителей к качеству продукции или услуги, применительно к системе высшего образования - к качеству образовательного процесса и подготовки обучающихся.
В широком понимании «качество» продукции или услуги предполагает сочетание двух аспектов: отсутствие дефектов/брака, т.е. соответствие всем требованиям, установленным государством, министерствами и ведомствами, самой организацией, в частном случае вузом и удовлетворенность потребителей. Отсутствие «дефектов» в образовании обеспечивается хорошей организацией учебного процесса, качеством образовательных программ, наличием квалифицированного педагогического персонала, материальным и методическим обеспечением в строгом соответствии с федеральными образовательными стандартами, выполнением всех внешних и локальных нормативных актов и т.д. В итоге университет получает высокие образовательные достижения студентов и реализует подготовку выпускника со всеми требуемыми компетенциями, знаниями и умениями, с активной гражданской позицией, востребованного и конкурентоспособного. В данном случае мы говорим о взаимосвязи качества
процессов вуза, его системы управления и качества результатов деятельности. Очевидно, что качественный образовательный процесс и качественный менеджмент университета на всех уровнях в большой степени гарантирует высокое качество результата образовательной деятельности.
А удовлетворенность потребителей - это удовлетворенность общества, в частности, работодателей уровнем подготовки молодых специалистов-выпускников, их профессиональными, социальными компетенциями, развитием их личностных характеристик, а также удовлетворенность самих обучающихся, их семей качеством полученного образования по конкретным направлениям подготовки, уровнем знаний и практических навыков, достаточных для успешной профессиональной карьеры и реализации способностей выпускников в трудовой и социальной жизни. Ориентация деятельности организации на наиболее полное удовлетворение существующих и ожидаемых потребностей (запросов) потребителей лежит в основе международных стандартов по менеджменту качества серии ИСО, принципов Всеобщего менеджмента качества и многих других моделей систем качества, поскольку любая организация зависит от своих потребителей и должна стремиться понимать их потребности, выполнять имеющиеся требования.
Как правило, в большинстве вузов (за исключением тех, где внедрены системы менеджмента качества) достаточно большое внимание уделяется первому аспекту качества - отсутствию «дефектов/ брака», что заключается в контроле за реализацией учебного процесса, мониторинге успеваемости в межсеместровые и промежуточные аттестации (например, наличие неудовлетворительных оценок и процента отчисляемых студентов), выявлении срывов учебных занятий, отслеживании посещаемости, оценивании результатов итоговых испытаний, в реализации процедур аттестации и перевыборов преподавательского состава и т.п. В плане предоставления вузом качественных образовательных услуг одним из определяющих критериев является обеспеченность учебного процесса педагогами-профессионалами соответствующего профиля. Поэтому вуз приветствует получение ученых степеней профессорско-преподавательским составом, отслеживает их базовое образование, организует процесс повышения квалификации преподавателей, от которых зависит качество реализации учебных дисциплин. Обычно достаточно большое внимание уделяется руководством вуза материально-техническому оснащению образовательных программ, их учебно-методическому обеспечению, доступу к информационным интернет-ресурсам, состоянию учебных помещений и т.д. Контроль за большинством из этих показателей осуществляет Рособрнадзор в рамках процедур ли-
цензирования и аккредитации вуза в целом или его отдельных образовательных программ.
И далеко не во всех вузах уделяется внимание удовлетворенности потребителей, как внутренних, так и внешних, качеством образования. Хотя в современных условиях конкуренция на рынке образовательных услуг просто вынуждает вузы бороться за потребителя, за то, чтобы потенциальный абитуриент выбрал именно этот вуз, а не соседний. В высшем образовании потребитель находится в начальной точке отсчета со своими потребностями и ожиданиями (при выборе вуза и поступлении), затем - в процессе обучения студент является непосредственным получателем предоставляемых образовательных услуг и на конечном этапе образовательного процесса - подготовленный вузом, востребованный и конкурентоспособный на рынке труда выпускник, удовлетворенный реализацией своих ожиданий. Студент в вузе выступает во множестве ролей: он потребитель образовательных услуг, он, безусловно, участник образовательного процесса, и в итоге он же своеобразный конечный результат всего жизненного цикла подготовки готового специалиста в вузе - выпускник, молодой специалист, бакалавр, магистр, ученый.
В связи с этим, ориентируясь на современный подход к качеству образования, когда одним из основных критериев выступает степень удовлетворения потребностей личности и общества, в вузах есть необходимость измерять удовлетворенность своих потребителей. При этом не только измерять этот показатель, осуществлять его мониторинг, но в идеале предвосхищать имеющиеся потребности потребителей, опережая в этом конкурентов. В решении этой задачи социологические исследования уже давно являются традиционным инструментом изучения общественного мнения, в том числе студенческого в отношении качества образования.
В вузах, имеющих опыт социологического мониторинга качества образовательного процесса, он реализуется с целью выявления факторов, влияющих на качество образования и последующего учета полученных данных в процессах управления. Таким образом, целью социологического мониторинга качества образовательного среды является изучение представлений участников образовательного процесса и заинтересованных в нем сторон о качестве отдельных элементов образовательной среды, учебно-воспитательного процесса и возможных путях его повышения [1; 9].
В КГТУ уже более десяти лет внедрена в действие и активно работает система обратной связи с обучающимися, преподавателями, сотрудниками и работодателями - система социологического мониторинга качества образования. В рамках этой системы определяются цели конкретных исследований, объекты и субъекты оценивания, показатели качества реализации образовательного
процесса, осуществляются процедуры сбора социологической информации, ее обобщение, анализ, последующее распространение и мониторинг динамики изменения основных показателей [3; 4]. Метод сбора эмпирической информации - электронное групповое анкетирование обучающихся посредством заполнения анкеты в электронном формате в компьютерных классах вуза (локальной внутривузовской сети). Обработка электронного анкетного массива данных проводится в программе «Качество вузовской жизни» - оригинальной разработке КГТУ, которая позволяет максимально снизить финансовые и временные затраты на исследовательские процедуры и обеспечить надежность результатов за счет автоматизированной обработки статистических данных. В зависимости от целей исследований, основное внимание при формировании анкет уделяется оценке основных факторов, влияющих на качество подготовки, таких как: современный уровень содержания образования; применяемые образовательные технологии; уровень профессиональной квалификации преподавателей вуза; развитие материально-технической базы учебного процесса и научных исследований, а также его обеспеченность актуальной учебно-методической литературой; внедрение новых информационных технологий в учебный процесс; качество организации всех видов практик; сбалансированность учебных планов и расписания учебного процесса; возможность трудоустройства после окончания вуза, качество медицинского обслуживания и организации питания и т.д.
На февраль 2016 года службой лицензирования, аккредитации и менеджмента качества образования КГТУ организовано и проведено в рамках системы социологического мониторинга качества образования 36 анкетных опросов, в которых приняли участие 14703 респондента (абитуриенты, студенты, иностранные обучающиеся, преподаватели, сотрудники, работодатели). В результате полученной информации университет выявляет характеристики учебного процесса, значимо влияющие на совершенствование его качества и требующие внимания администрации. Если говорить об анкетировании студентов, то все их мнения и оценки представляют-
ся в итоговых аналитических отчетах, как в общей выборке, так и в распределении по направлениям подготовки и факультетам/институтам респондентов. Результаты представляются вниманию руководства вуза и преподавателей кафедр на методических советах в виде печатного раздаточного материала, докладов-презентаций, а также кратких отчетов на сайте университета. Поэтому можно говорить о сложившейся культуре мониторинговых исследований в области качества образования в КГТУ
В 2015/16 учебном году в рамках системы социологического мониторинга уже традиционно выявлялась удовлетворенность обучающихся качеством образования в КГТУ В анкетировании 2015 года приняли участие 457 респондентов - студентов КГТУ. Распределение респондентов по факультетам представлено в таблице 1.
Ниже приводятся некоторые данные, полученные в ходе данного анкетного опроса. Одним из важнейших факторов, определяющих качество подготовки молодого специалиста, является прак-тикоориентированность подготовки, а, следовательно, качество всех видов практик, которые одновременно можно отнести к одной из самых сложных форм организации учебного процесса, так как для их осуществления необходимо объединить интересы университета с интересами других организаций и предприятий города, области и региона. В ходе проведенного исследования 61% респондентов отметили, что университет предоставляет обучающимся места для прохождения практик, и 24% опрошенных высказали мнение, что они использовали другие возможности для устройства на практику, находили места практик сами. 15% респондентов выбрали «другой вариант» ответа на данный вопрос, что позволяет предположить, как другие возможности устройства на практики, так и ответы первокурсников (тоже участвовавших в данном опросе), которые еще не были на практиках.
Практическая подготовка является одним из основных факторов качественного образования вуза и конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда. Как показали наши предыдущие опросы, в этом уверены как студенты, так и работо-
Таблица 1
Структура общей выборки в распределении по факультетам (2015 г)
Факультет/институт % от общего количества респондентов Количество респондентов
Институт промышленных технологий 17,29 79
Институт управления, экономики и финансов 10,94 50
Технологический факультет 18,60 85
Факультет автоматизированных систем и технологий 19,91 91
Факультет социальных технологий 3,28 15
Юридический институт 29,98 137
Итого 100,00 457
Таблица 2
Удовлетворенность студентов уровнем преподавания в университете (данные по общим выборкам 2013 и 2015 гг.)
Варианты ответов Выпускники 2013 год Студенты 2015 год
% от общего количества ответов Количество ответов % от общего количества ответов Количество ответов
Да, удовлетворен, все преподаватели являются высококвалифицированными специалистами 49,07 291 49,45 226
Затрудняюсь ответить 2,02 12 2,19 10
Не удовлетворен 3,37 20 4,81 22
Удовлетворен, но не в полной мере 45,53 270 43,54 199
Итого 100,00 593 100,00 457
датели [5]. Однозначно удовлетворены качеством практической подготовки в нашем вузе в 2015 году только треть респондентов, еще 40,5% выбрали вариант ответа «скорее да, чем нет», 20% высказали неудовлетворенность по данному вопросу (сумма вариантов «нет» и «скорее нет»). Отдельного внимания деканов заслуживает распределение ответов респондентов на данный вопрос о качестве практической подготовки по факультетам.
Ответы на вопрос о качестве педагогического состава и удовлетворенности качеством преподавания независимо от года проведения анкетирования дают практически один и тот же положительный результат. Мнение студентов на протяжении многих лет по этому вопросу стабильно (табл. 2).
Также одним из важнейших условий качественного образовательного процесса является состояние инфраструктуры или «образовательной среды» университета, которое охватывает всю совокупность вузовской деятельности, включая компьютерные сети и доступность интернет-ресурсов, современные библиотеки, лаборатории, исследовательские центры и т.п. Полностью удовлетворены этими условиями 40% респондентов, еще удовлетворены, но не в полной мере 23% опрошенных студентов. Вузу в этой части есть к чему стремиться, так как не удовлетворены по этому показателю и удовлетворены не в полной мере в сумме более трети респондентов. Значение этого показателя падает от 1 курса к 4-му, т.е. по мере перехода обуча-
ющихся из аудиторий истории, математики и т.п. в специализированные лаборатории на выпускающих курсах. В то же время обеспеченность студентов доступом ко всем ресурсам процесса обучения (библиотеки, компьютерные классы, оборудование лабораторий) в университете на хорошем уровне. Анкетирование показало, что студенты высоко оценили доступность электронных учебных книг, пособий и методических разработок, удовлетворенность по данному показателю - 88,9%.
Центральный вопрос исследования - удовлетворенность студентов качеством образования в университете. Под удовлетворенностью мы понимаем меру реализации индивидом (студентом) своих ожиданий от образования в вузе. При этом в исследованиях университета при составлении анкет разделяется удовлетворенность качеством образования в целом и удовлетворенность конкретными его аспектами - содержанием теоретического материала, практической подготовкой, оснащенностью лабораторий, обеспеченностью учебно-методической литературой, уровнем преподавания и т.д. Проведенное анкетирование показало, что показатель «удовлетворенность качеством образования» в КГТУ в 2015 году находится на высоком уровне - 81%. Однако важную информацию дает рассмотрение данного показателя в динамике за несколько лет (табл. 3).
Удовлетворенность образовательной услугой складывается из многих компонентов, восприятие
Таблица 3
Удовлетворенность студентов качеством образования КГТУ с 2010 по 2015 годы
(данные по общим выборкам за пять лет)
Год проведения анкетирования студентов Доля респондентов, выбравших однозначное «Да», % Доля респондентов, выбравших «Скорее да», % Доля респондентов удовлетворенных качеством образования, % Количество респондентов, участвовавших в анкетировании, чел.
2010 32,9 49,9 82,8 787
2011 37,0 49,0 86,0 794
2012 40,6 45,9 86,5 836
2013 43,8 42,7 86,5 594
2015 32,17 49,02 81,19 457
качества образования как процесса и результата студентами разных лет (а это совершенно разные личности) естественно отличается, но, тем не менее, на протяжении пяти лет показатель «удовлетворенность качеством образования в КГТУ» не снижался с уровня 81-87%.
Необходимо подчеркнуть, что выборка респондентов, как правило, составлялась методом основного массива (исключение составила выборка исследования 2015 года). В 2010 году участниками анкетирования были 787 выпускников университета, которые составили 81% от всех выпускников-очников КГТУ 2010 года; в 2011 году в целом по вузу было опрошено 85,6% выпускников вуза очной формы обучения - 794 студента; в 2012 году 91% всех выпускников университета стали участниками электронного анкетирования; в 2013 году 76,2% всех выпускников КГТУ выступили в качестве респондентов в электронном опросе о качестве образования в вузе. Такие представительные выборки позволяют считать полученную социологическую информацию достоверной и распространять ее на всю генеральную совокупность выпускников университета при формировании выводов и рекомендаций по итогам проведенных исследований.
Ежегодное сравнение значений удовлетворенности качеством образования не только в общей выборке по вузу, но также и по всем факультетам/ институтам в динамике за пять лет, позволяет выявлять снижение или повышение данного показателя в конкретных учебных подразделениях университета.
Данные по 2014 году в данной статье не приводятся, так как тогда было проведено исследование не в целом по вузу, а в отношении только одного направления подготовки - «Товароведение» и сравнение в данном случае было бы некорректным. В 2014 году респондентами в исследовании выступили студенты «товароведы-специалисты» последнего выпуска данной специальности - пятикурсники и выпускники «товароведы-бакалавры» четвертого года обучения этого же года выпуска, при последующей обработке данных мнения этих двух категорий выпускников сравнивалось с мнением первого выпуска специальности «Товароведение». Проведен сравнительный анализ оценок и суждений студентов, обучающихся по одному и тому же направлению подготовки/специальности «Товароведение», но по разным образовательным программам и в разные годы обучения, выявлена динамика в их мнениях по многим параметрам образовательного процесса [6].
Также свою оценку качеству образования в КГТУ в разные годы давали студенты заочной формы обучения. Так в 2011 году выборка студентов-зочников составила 525 респондентов, в 2013 году в аналогичном опросе среди обучающихся заочного факультета приняли участие 177 студентов. Проведен сравнительный анализ полученной информации,
выявлена динамика по большому кругу показателей. Например, при сравнении данных по показателю «удовлетворенность содержанием обучения и его приближенностью к практике» за 2011 и 2013 годы, выявлено, что данный показатель вырос с 82% до 90,4%. Удовлетворены качеством преподавания 70,6% и 28,3% удовлетворены частично. В сумме 98,9% опрошенных студентов заочного факультета высоко оценивают качество преподавания в КГТУ. На вопрос о соответствии обучения в университете ожиданиям студентов большинство респондентов ответили положительно: около 70% участников опроса 2013 года выбрали вариант ответа «Да» [7].
Хочется отметить, что количественная информация в ходе социологических опросов дополняется подробными суждениями и мнениями обучающихся, высказываемых в ответах на открытые вопросы анкет, что позволяет получить более полную информацию в отношении качества различных элементов образовательного процесса вуза, в частности о трудностях, возникающих в процессе обучения в университете. Количественные данные по удовлетворенности выпускников КГТУ качеством образования в вузе периодически сравниваются с результатами подобных исследований в других вузах [3, с. 64].
Сегодня на международном уровне достигнуто соглашение о том, что качество высшего образования - это динамическая концепция, и взгляды заинтересованных сторон на то, что есть качество образования, могут как совпадать, так и разниться. При этом количественные показатели также могут приводить к различным формулировкам и заключениям о качестве образования. Вместе с тем разнообразные качественные показатели (степень удовлетворенности, экспертные мнения, ожидания и прочие) должны также учитываться при анализе эффективности процессов гарантии качества [2].
Удовлетворенность студентов качеством образования в вузе является компонентом и индикатором внутривузовской системы качества университета, а также элементом независимой оценки качества образования в КГТУ [8].
Значимость исследований, проведенных в разные годы в рамках системы социологического мониторинга, заключается в том, что полученные результаты позволяют:
- провести анализ основных ожиданий и требований к образовательному процессу студентов, в интересах которых и осуществляется образовательная деятельность;
- измерить реальную степень удовлетворенности студентов-потребителей различными аспектами учебного процесса и в целом качеством образования в вузе; проанализировать полученные результаты как в целом по вузу, так и по факультетам и курсам обучения респондентов;
- разработать и реализовать мероприятия, направленные на совершенствование деятельности
университета с целью повышения удовлетворенности потребителей, основываясь на их мнении;
- предоставить руководству вуза, ректорату, деканам достоверную информацию по широкому кругу показателей образовательного процесса с целью принятия обоснованных управленческих решений;
- обеспечить доступность и открытость сведений о качестве образования в вузе не только для руководства, но и для всех заинтересованных субъектов (абитуриентов, работодателей и др.) и других представителей общественности посредством публикации полученных результатов в открытой печати.
Безусловно, результаты социологических опросов по качеству образования являются одним из источников оперативной и достоверной информации для принятия управленческих решений. Одной из трудностей, возникающих на заключительном этапе социологических исследований в области качества образования, является перевод потребностей, ожиданий, полученных мнений и оценок обучающихся в конкретные качественные и количественные параметры, которые возможно учесть при совершенствовании содержания образовательных программ и в целом процесса обучения, а также формирование и реализация на практике управленческих решений по обеспечению качества образовательных услуг в вузе на основе результатов социологических исследований.
Наряду с участием в традиционных внутриву-зовских опросах бакалавры, магистры и аспиранты Костромского государственного технологического университета приняли участие в электронном общероссийском опросе на портале «За качественное образование» в январе 2016 года в рамках мероприятий по вовлечению в оценку качества образования студентов. Наши обучающиеся высказали свое мнение по широкому кругу вопросов, отражающих различные характеристики учебного и воспитательного процессов российской системы высшего образования. Таким образом, комбинируя и сочетая оценки образовательной деятельности из различных источников (данные мониторингов вузов по инициативе Минобрнауки, государственной статистики, социологических опросов основных потребителей образовательных услуг, руководителей и специалистов образовательных организаций), формируется разносторонняя и независимая оценка качества образования в вузах. В итоге независимая оценка качества образования предполагает комплексную оценку, включающую в себя профессиональную, ведомственную экспертизу и общественную оценку на соответствие потребностей юридических и физических лиц.
Интеграция обучающихся в механизмы самообследования и оценки позволяет делегировать им часть ответственности за свое образование, предо-
ставить им возможность участвовать в совершенствовании учебного процесса, а руководству университета планировать стратегическое развитие вуза, основываясь на диалоге со студенческим сообществом.
Библиографический список
1. Гаранина О.Д., Румянцева О.С. Социологический мониторинг качества образовательной среды // Актуальные вопросы современной науки. - Новосибирск: Изд-во ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2010. - № 15. - С. 152159.
2. Гарантия качества: В поиске новых стратегий // Аккредитация в образовании: электронный журнал об образовании. - 2013. - № 62 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akvobr. ru/kachestvo_poisk_strategii.html.
3. Киселева М.В. Образовательный процесс глазами студентов: Социологическое сопровождение внутривузовской системы обеспечения качества. -Кострома: Изд-во КГТУ, 2013. - 99 с.
4. Киселева М.В. Реализация принципов менеджмента качества в деятельности вуза - основа гарантии качества образования // Качество и жизнь: науч. тр. Академии проблем качества. - М., 2014. -С. 174-182.
5. Киселева М.В. Анкетирование представителей рынка труда о взаимодействии с вузом // Вестник Костромского государственного технологического университета. Серия «Технические науки». - 2013. - № 3 (30). - С. 72-76.
6. Киселева М.В. Доверие к качеству образования через обратную связь с потребителями вуза // Вестник Костромского государственного технологического университета. Серия «Технические науки». - 2014. - № 3 (30). - С. 89-95.
7. Киселева М.В. Качество заочного обучения // Вестник Костромского государственного технологического университета. Серия «Технические науки». - 2012. - № 1 (28). - С. 81-85.
8. Киселева М.В. Формирование внутриву-зовской системы оценки качества образования в КГТУ // Роль современного университета в технической и кадровой модернизации Российской экономики: сб. трудов IX Международ. науч.-мето-дич. конф. (23 октября 2015 г.) - Кострома: Изд-во КГТУ, 2015. - 234 с.
9. Русанова А.А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) // СИСП. - 2011. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/udovletvorennost-kak-pokazatel-kachestva-obrazovaniya-v-sovremennom-vuze-iz-opyta-konkretnogo-sotsiologicheskogo-issledovaniya.