Научная статья на тему 'Удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг (на примере опроса студентов-магистрантов экономического направления)'

Удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг (на примере опроса студентов-магистрантов экономического направления) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL PREPARATION / УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ / MASTER''S LEVEL / ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / EDUCATIONAL SERVICE / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧАЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / SATISFACTION WITH EDUCATIONAL SERVICES QUALITY / MASTER''S PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

В последние годы на государственном уровне все большее внимание уделяется разработке критериев качества предоставляемых образовательных услуг. Кроме того, в оценке качества особое место занимает не только образовательное учреждение как «поставщик» образовательных услуг, но и «потребитель» образовательных услуг, т.е. студент. В настоящей статье под качеством мы понимаем показатель, носящий не количественный характер, а вербально описывающий степень соответствия существующих свойств исследуемого объекта требуемым или желаемым свойствам, позволяющий говорить о степени достижения желаемого результата. По определению стандартов серии ИСО, услуга это результат непосредственного взаимодействия «поставщика» и «потребителя», и внутренней деятельности «поставщика» по удовлетворению потребностей «потребителя», а образовательная услуга предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда. В свою очередь, удовлетворенность эмоционально окрашенное психическое состояние человека, возникающее на основе соответствия его намерений, установок, потребностей результатам деятельности, взаимодействия с социальным и природным окружением. В рассматриваемом нами контексте удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг эмоционально окрашенное психическое состояние студента, возникающее на основе соответствия его образовательных ожиданий и потребностей предоставляемым образовательным учреждением возможностям получения образования, улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда. Достижение высокого уровня удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг это системная проблема, зависящая от многочисленных взаимосвязанных факторов внешней и внутренней среды образования. Для решения этой проблемы государством разработана система, включающая в себя следующие элементы: Министерство образования и науки РФ, Министерства образования субъектов РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), образовательные учреждения, студенческое сообщество, профессорско-преподавательский состав и регламентирующая деятельность выше перечисленных элементов нормативно-правовая база. В данной статье при исследовании удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг по программам магистратуры акцент делается на оценке студентами созданных в вузах условий соответствующих образовательным ожиданиям и потребностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION WITH THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES RECEIVED (BASED ON THE SURVEY OF STUDENTS OF ECONOMIC DEPARTMENT)

In recent years more attention has been paid to the development of criteria of educational services quality at the state level. In addition, not only an educational institution as the "provider" of educational services but a student as the consumer of education services becomes a part of educational services quality assessment. In this article we interpret “quality” not as a quantity indicator, but as a verbal one describing the degree of correspondence of factual properties of the studied object with the desired ones and enable to say whether or not the desired result is achieved. According to ISO definition, service is the result of direct interaction between "provider" and "consumer" and the internal activities of "supplier" to satisfy consumer's needs; educational service is educational opportunities provided by an educational institution that increase labor costs of the consumer and improve competitiveness on the labor market. Satisfaction is an emotionally colored psychological condition of a person as a result of the correspondence of intentions, attitudes, and needs with the results of activities and interactions with social and natural environment. In our context, satisfaction with the educational services quality is an emotive psychological condition of a student that appears as a result of correspondence of educational expectations and needs with educational opportunities provided by an educational institution to improve students' competitiveness on the labor market. Achieving high level of satisfaction with the educational services quality is a systemic problem that depends on numerous interrelated internal and external factors of educational environment. To solve this problem, the government developed a system that includes the following elements: the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Ministries of Education of the Federal Subjects of Russia, the Federal Service for Supervision in Education and Science (Rosobrnadzor), educational institutions, student community, professors and teachers community, legal basis for regulating activities of the above elements. The current article focuses on the master students satisfaction by studying their assessment of the conditions created by institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг (на примере опроса студентов-магистрантов экономического направления)»

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧАЕМЫХ ...

УДК 378.1

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧАЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ОПРОСА СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ)

© 2017

Полевая Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Ситникова Виктория Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, улица Институтская, 26/1, e-mail: vikatk@mail.ru)

Аннотация. В последние годы на государственном уровне все большее внимание уделяется разработке критериев качества предоставляемых образовательных услуг. Кроме того, в оценке качества особое место занимает не только образовательное учреждение как «поставщик» образовательных услуг, но и «потребитель» образовательных услуг, т.е. студент. В настоящей статье под качеством мы понимаем показатель, носящий не количественный характер, а вербально описывающий степень соответствия существующих свойств исследуемого объекта требуемым или желаемым свойствам, позволяющий говорить о степени достижения желаемого результата. По определению стандартов серии ИСО, услуга - это результат непосредственного взаимодействия «поставщика» и «потребителя», и внутренней деятельности «поставщика» по удовлетворению потребностей «потребителя», а образовательная услуга - предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда. В свою очередь, удовлетворенность - эмоционально окрашенное психическое состояние человека, возникающее на основе соответствия его намерений, установок, потребностей результатам деятельности, взаимодействия с социальным и природным окружением. В рассматриваемом нами контексте удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг - эмоционально окрашенное психическое состояние студента, возникающее на основе соответствия его образовательных ожиданий и потребностей предоставляемым образовательным учреждением возможностям получения образования, улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда. Достижение высокого уровня удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг - это системная проблема, зависящая от многочисленных взаимосвязанных факторов внешней и внутренней среды образования. Для решения этой проблемы государством разработана система, включающая в себя следующие элементы: Министерство образования и науки РФ, Министерства образования субъектов РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), образовательные учреждения, студенческое сообщество, профессорско-преподавательский состав и регламентирующая деятельность выше перечисленных элементов нормативно-правовая база. В данной статье при исследовании удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг по программам магистратуры акцент делается на оценке студентами созданных в вузах условий соответствующих образовательным ожиданиям и потребностям.

Ключевые слова: высшее образование; профессиональная подготовка; уровень магистратуры; программа магистратуры; учебный процесс; качество образования; образовательная услуга; удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг.

SATISFACTION WITH THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES RECEIVED (BASED ON THE SURVEY OF STUDENTS OF ECONOMIC DEPARTMENT)

© 2017

Polevaya Natalia Mihailovna, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of social work Sitnikova Viktoria Vladimirovna, PhD in Sociological Sciences, associate Professor of social work

Amur state University (675027, Russia, Blagoveshensk, streetInstitutskaya,26/1, e-mail: vikatk@mail.ru)

Abstract. In recent years more attention has been paid to the development of criteria of educational services quality at the state level. In addition, not only an educational institution as the "provider" of educational services but a student as the consumer of education services becomes a part of educational services quality assessment. In this article we interpret "quality" not as a quantity indicator, but as a verbal one describing the degree of correspondence of factual properties of the studied object with the desired ones and enable to say whether or not the desired result is achieved. According to ISO definition, service is the result of direct interaction between «provider» and «consumer» and the internal activities of «supplier» to satisfy consumer's needs; educational service is educational opportunities provided by an educational institution that increase labor costs of the consumer and improve competitiveness on the labor market. Satisfaction is an emotionally colored psychological condition of a person as a result of the correspondence of intentions, attitudes, and needs with the results of activities and interactions with social and natural environment. In our context, satisfaction with the educational services quality is an emotive psychological condition of a student that appears as a result of correspondence of educational expectations and needs with educational opportunities provided by an educational institution to improve students' competitiveness on the labor market. Achieving high level of satisfaction with the educational services quality is a systemic problem that depends on numerous interrelated internal and external factors of educational environment. To solve this problem, the government developed a system that includes the following elements: the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Ministries of Education of the Federal Subjects of Russia, the Federal Service for Supervision in Education and Science (Rosobrnadzor), educational institutions, student community, professors and teachers community, legal basis for regulating activities of the above elements. The current article focuses on the master students satisfaction by studying their assessment of the conditions created by institutions of higher education.

Keywords: higher education; professional preparation; Master's level; Master's programs; educational process; quality of education; educational service; satisfaction with educational services quality.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях рыночной экономики система образования, обеспечивающая воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как субъект оказания образовательных услуг. Образовательная услуга воспринимается обществом как товар, имеющий обяза-

тельные параметры, подлежащие измерению и оценке. Измерение и оценка образовательных услуг неотделима от измерения и оценки образовательного процесса, т.е. должны учитываться особенности самих образовательных услуг и специфика условий образовательной деятельности. Особое место в оценке качества получаемых образовательных услуг приобретает удовлетворенность

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧАЕМЫХ ...

ими такого важного субъекта образовательного процесса как студент. Удовлетворенность студентов качеством получаемых образовательных услуг формируется на основе следующих показателей: структура программы магистратуры, выборность дисциплин, участие в научно-исследовательской работе, организация практик и стажировок, информационная обеспеченность учебного процесса и внеучебных мероприятий, качество учебно-методического обеспечения, материально-техническое обеспечение учебного процесса, доступная среда для инвалидов и ЛОВЗ, удовлетворенность обучением в вузе. На сегодняшний день совершенно очевидна необходимость комплексного исследования валидности и достаточности выше перечисленных показателей удовлетворенности студентами качеством получаемых образовательных услуг. Это, на наш взгляд, предполагает как теоретический анализ указанной проблемы, так и ее эмпирическую проработку в пределах территории всей страны, регионов и отдельно взятых вузов. В данной научной статье предпринята попытка изучения проблемы удовлетворенности студентами качеством получаемых образовательных услуг на примере опроса студентов-магистрантов экономического направления. Изучение данного аспекта возможно с применением социологических методов исследования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Определение понятия «качество образования» и факторы влияющие на него освещались в трудах Д.В. Макарычева [1], А.И. Адамского [2], Н.Ф. Ефремовой [3]. Различные научные подходы к определению понятия «образовательная услуга» рассматривались следующими авторами Е.Д. Липкиной [4], С.А. Зайчиковой [5], Т.А. Полововой [6], О.С. Баталовой [7], А.М. Стрижовым [8], Р.Н. Джапаровой [9] и др. Генезис понятия «качество образования» раскрывается в работе В.Н. Пугача [10]. Такие исследователи как М.Г. Миронов [11], Н.Г. Сухорукова [12], Е.И. Шепетова, Е.Л. Соколова [13], И.И. Борисова, Е.Ю. Ливанова [14], Т.А. Шалюгина [15], Е.В. Демина, Е.Н. Михайлова [16], И.А. Федосеева [17], Н.В. Харина [18] и другие [19-27] обосновывали необходимость мониторинга качества образования. Нормативно-правовые основы образовательной подготовки по программам магистратуры закреплены в ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.06.2016) [28], Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 года № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки» [29], федеральных государственных образовательных стандартах.

В данных работах анализируются понятия «качество образования», «образовательная услуга», рассматривается генезис качества образования, а также обосновывается необходимость мониторинга качества образования. Однако, удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг требует дополнительного изучения.

Формирование целей статьи (постановка задания). Данная статья имеет целью обобщение материалов, полученных в ходе проведения эмпирического исследования удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг (на примере опроса студентов-магистрантов экономического направления).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В ноябре 2016 г. на базе ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось методом опроса в форме анкетирования. Анкета включала в себя вопросы отражающие следующие показатели удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг: структура программы магистратуры, выборность дисциплин, участие в научно-исследовательской работе,

организация практик и стажировок, информационная обеспеченность учебного процесса и внеучебных мероприятий, качество учебно-методического обеспечения, материально-техническое обеспечение учебного процесса, доступная среда для инвалидов и ЛОВЗ, удовлетворенность обучением в вузе.

В анкетировании приняли участие 45 студентов, обучающихся на первом и втором курсе по реализуемым на экономическом факультете ФГБОУ ВО «АмГУ» магистерским программам (Государственное и муниципальное управление, Менеджмент, Туризм).

Для оценки степени удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг используется шкала, разработанная в соответствии с требованиями к аккредитационным экспертизам, представленными в материалах по содержанию и качеству подготовки обучающихся по программам магистратуры. Согласно данным требованиям выделены следующие степени удовлетворенности и соответствующие им ее процентные интервалы: «Неудовлетворенность - до 50%», «Частичная неудовлетворенность - от 50% до 65%», «Частичная удовлетворенность - от 65% до 80%», «Полная удовлетворенность - от 80% до 100%».

Цель исследования - выявление степени удовлетворенности получаемых образовательных услуг у студентов-магистрантов экономического направления ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет».

Задачи исследования:

1. Проанализировать количественные и качественные показатели характеристики социального портрета магистранта АмГУ экономического направления.

2. Выявить цели поступления в магиструтуру экономической направленности и определить их приоритетность для студентов.

3. Проанализировать показатели удовлетворенности студентов качеством получаемых образовательных услуг.

Результаты исследования и их обсуждение.

Во-первых, опрошенные студенты-магистранты обучаются преимущественно по программе «Государственное и муниципальное управление» (53,8%), 27% обучаются по программе «Туризм», 19,2% по программе «Менеджмент». Большинство студентов-магистрантов обучается по программе прикладной магистратуры (80,8%). Форма обучения - очно-заочная у всех 100% студентов-магистрантов. По уровню предыдущего образования студенты-магистранты распределились следующим образом: 65,4% имеют высшее образование (бакалавриат), 34,6% - высшее образование (специалитет). Из числа опрошенных студентов-магистрантов большинство 73% - женщины в возрасте 20-29 лет (84,6%).

Таким образом, студент-магистрант АмГУ экономического направления - это женщина 20-29 лет, которая обучается преимущественно по программе прикладной магистратуры направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», на очно-заочной форме обучения и имеет высшее образование (бакалавриат).

Во-вторых, по приоритетности цели поступления в магистратуру экономического направления у студентов-магистрантов распределились следующим образом. На первое место студенты поставили «возможность профессионального роста» (69%), на второе место - «расширение сферы профессиональных знаний и навыков» (42%), на третьем месте - «продолжение образования» (27%), на четвертом - «получение престижного образования» (15%), на пятом месте - «личный интерес» (11,5%) (общий процент ответов более 100%, т.к. вопрос предполагал выбор нескольких вариантов ответов).

Итак, обучение в магистратуре рассматривается большинством студентов как возможность профессионального роста, что в свою очередь может свидетельствовать о зрелом выборе продолжения образования по

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧАЕМЫХ ...

уровню магистратуры, а также о желании занять более выгодные конкурентные позиции на рынке труда.

В-третьих, удовлетворенность студентов качеством получаемых образовательных услуг можно оценить на основе следующих показателей:

1. Структура программы магистратуры. Оценивая структуру программы магистратуры, 77% студентов-магистрантов отметили, что она полностью соответствует их ожиданиям, т.е. присутствуют все дисциплины, изучение которых необходимо для ведения будущей профессиональной деятельности; нет дублирования дисциплин; нет нарушения логики преподавания дисциплин и т.п.

2. Выборность дисциплин. Положительно оценивают возможность выбора дисциплин по программе магистратуры 92,4% студентов, 7,6% студентов затруднились с ответом на данный вопрос, что свидетельствует о том, что выборность дисциплин имеет важное значение для формирования удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг.

3. Участие в научно-исследовательской работе. В научно-исследовательской работе участвуют 80,7% студентов-магистрантов, из них 30,9% выступаю на научных семинарах, конференциях в качестве докладчиков о результатах НИР. Интересе факт, что студенты-магистранты демонстрируют высокий уровень заинтересованности в научно-исследовательской работе не смотря на то, что тип программы магистратуры - прикладная. Данный тип ориентирован на организационно-управленческий, социально-проектный, социально-технологический виды профессиональной деятельности как основные.

4. Организация практик и стажировок. В процессе организации практик и стажировок 61,5% студентов были обеспечены местами практик вузом, в свою очередь 38,5% определяли базы практик самостоятельно. Организуя практики и стажировки образовательное учреждение ориентируется на индивидуальные потребности студентов. Поэтому обеспечение студентов базами практик со стороны вуза и возможность выбора места прохождения практики самостоятельно, способствуют повышению удовлетворенности получаемыми образовательными услугами.

5. Информационная обеспеченность учебного процесса и внеучебных мероприятий. Высоко оценили доступность необходимой информации, касающейся учебного процесса, внеучебных мероприятий 88,6% студентов. Это связано с тем, что 92,4% студентов имеют возможность подключения к электронно-библиотечной системе вуза, а также официальному сайту образовательного учреждения из любой точки, где есть сеть Интернет.

6. Качество учебно-методического обеспечения. Большинству опрошенных студентов-магистрантов экономической направленности доступны учебники, методические пособия, лекции и т.д. в электронной и печатной формах (96,2%). При этом качеством предоставляемых учебников, методических пособий, лекции в электронной и печатной формах полностью удовлетворены (61,5%), удовлетворены в большей мере 38,5% студентов. Это свидетельствует, что вуз уделяет большое внимание качеству учебно-методического обеспечения учебного процесса, способствуя повышению удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг.

7. Материально-техническое обеспечение учебного процесса. Качество аудиторий, помещений кафедр, фондов читального зала и библиотеки, учебных лаборатории и оборудования удовлетворяет 96,2% опрошенных, а компьютерное обеспечение учебного процесса вызывает у студентов нарекания в части его технических характеристик.

8. Доступная среда для инвалидов и ЛОВЗ. Среди опрашиваемых студентов-магистрантов нет инвалидов

и лиц с ограниченными возможностями здоровья с видимыми отклонениями, а трансляция инвалидности в процессе обучения является добровольной, поэтому студенты-магистранты не владеют информацией об обучающихся с ними инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья. Однако о специальных условиях, созданных для инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательном учреждении студенты осведомлены. В качестве элементов доступной среды студенты отмечают: лифты, пандусы, специально оборудованные туалеты, предупредительные знаки для слабовидящих людей и пр.

9. Удовлетворенность обучением в вузе в целом и по программе магистратуры - в частности. Полностью удовлетворены обучением в данном вузе и на данном направлении подготовки 84,6% опрошенных. Качество образования по программе магистратуры на отлично и хорошо оценивают 50%, а 50% на удовлетворительно и неудовлетворительно. Более низкие оценки качества образования по магистерским программам экономического направления может быть связано с тем, что около 50% опрошенных считают, что их мнение не всегда влияет на повышение качества образовательных ресурсов, используемых при реализации магистерских программ.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В процессе проведения эмпирического исследования была достигнута поставленная цель и решены задачи, в связи с чем можно сделать следующие выводы:

1. Информация об основных параметрах социального портрета студента-магистранта, обучающегося по программам магистратуры экономической направленности, позволяет: выбирать методы и средства профориента-ционной работы, а также целевую группу; определить необходимость выбора той или иной траектории обучения; учитывать состояние здоровья обучающихся; определить наиболее удобное время и график посещения занятий при формировании расписания.

2. Цели поступления в магистратуру экономического направления у студентов- магистрантов по приоритетности распределились следующим образом: возможность профессионального роста, расширение сферы профессиональных знаний и навыков, продолжение образования, получение престижного образования, личный интерес.

3.Удовлетворенность студентов качеством получаемых образовательных услуг оценивается на основе следующих показателей.

Таблица 1 - Показатели удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг

Компоненты удовлетворенности Оцениваемый показатель

Удовлетворенность структурой программы — структура программы магистратуры; — выб орно ста дисциплин; — участие в научно-исследовательской работе; — организация практик и стажировок.

Удовлетворенность общесистемными требования к реализации программы — информационная обеспеченность учебного процесса ивнеучебных мероприятий.

Удовлетворенность учебно-методическим обеспе- — качество учеоно-методнческого обеспечения; -доступная среда для инвалидов н ЛОВЗ.

Удовлетворенность материально-техническим — материально-техническое обеспечение учеоного процесса; — доступная среда для инвалидов н ЛОВЗ.

Общая удовлетворенность качеством предоставления образовательных услуг по программе — удовлетворенность ооученнем в вузе в целом и по программе магистратуры-б частности.

Таким образом, в рамках поставленной цели была определена степень удовлетворенности студентов-магистрантов экономической направленности. По ее основным компонентам были получены следующие значения:

- удовлетворенность структурой программы (65,4% - «частичная удовлетворенность»);

- удовлетворенность общесистемными требования к реализации программы (89,8% - «полная удовлетворенность»);

- удовлетворенность учебно-методическим обеспечением программы (98,1% - «полная удовлетворенность»);

- удовлетворенность материально-техническим обеспечением программы (52,9% - «частичная неудовлетворенность»);

- общая удовлетворенность качеством предоставле-

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна педагогические

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧАЕМЫХ ... науки

ния образовательных услуг по программе (54% «частичная неудовлетворенность»);

Итак, общая степень удовлетворенности студентов-магистрантов экономической направленности равна 72,04%, что соответствует частичной удовлетворенности.

Кроме того, результаты проведенного эмпирического исследования подтвердили необходимость исследования в дальнейшем следующих аспектов удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг: уточнение содержания термина «удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг»; дополнение перечня показателей удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг; подробное описание измерения данных показателей и соотнесение их со степенями удовлетворенности получаемыми образовательными услугами. Таким образом, проведенное исследование подтвердило актуальность изучения вопросов, связанных с изучением удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Макарычев Д. В. Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 8. 2006. № 4. С. 973-977.

2. Адамский А. И. Что такое качество образования? М.: Эврика, 2009. 272 с.

3. Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие. М.: Логос, 2007. 368 с.

4. Липкина Е. Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг. Омск: ОмГПУ, 2006. 136 с.

5. Зайчикова С., Маяцкая И. Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования. М.: РГСУ, 2006. 115 с.

6. Половова Т. А., Баталова О. С. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования [Электронный ресурс] // НГУ эконо- мики и управления. Научные записки. 2009. URL: http://nsuem.ru/ science/ publications /science_notes/2009_2/article.php? ELEMENT_ ID=819 (дата обращения:10.06.16).

7. Баталова О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). М.: РИОР, 2011. Т. II. С. 7-12.

8. Стрижов А. М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 3. С. 47-50.

9. Джапарова Р. Н. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. 2005. № 4. С. 55-65.

10. Пугач В. Н. Качество образования: от классических представлений к современным понятиям [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 3 (16). URL: http://naukovedenie.ru/PDF /76evn313.pdf (дата обращения: 10.06.16).

11. Миронов М. Г. Управление качеством: учебное пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 288 с.

12. Сухорукова Н. Г. Мониторинг как элемент системы менеджмента качества вуза: опыт, проблемы, перспективы. URL: www.nsaem.ru.

13. Шепетова Е.И., Соколова Е.Л. Мониторинг в управлении качеством образования // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7monitoring-v-upravlenii-kachestvom-obrazovaniya (дата обращения: 12.12.2016).

14. Борисова И. И., Ливанова Е. Ю. Мониторинг как инструмент гарантии качества образования и обеспечения конкурентоспособности вуза // Власть. 2014. №2. URL: httpy/cyberleninka.ru/artide/n/monitoring-kak-instru ment-garantii-kachestva-obrazovaniya-i-obespecheniya-konkurentosposobnosti-vuza (дата обращения: 12.12.2016).

15. Шалюгина Т.А. Оценка эффективности управления качеством образовательных услуг // ИсОМ. 162

2015. №Приложение 2. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/otsenka-effektivnosti-upravleniya-kachestvom-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 12.12.2016).

16. Демина Е.В, Михайлова Е.Н. Качество образовательных услуг как показатель результативности образовательной деятельности современной школы // Вестник ТГПУ. 2016. №8 (173). URL: http://cyberleninka. ru/article/n/kachestvo-obrazovatelnyh-uslug-kak-pokazatel-rezultativnosti-obrazovatelnoy-deyatelnosti-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 12.12.2016).Поташник С. М. Управление качеством образования: практикоо-риентированная монография и метод. пособие. М. : Педагогическое общество России, 2000.

17. Федосеева И. А. Профессиональная компетентность преподавателя в условиях перехода на двухуровневую систему образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 1 (91). С. 141- 144.

18. Харина Н. В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. 1 (1). С. 8-15.

19. Петриченко Л.А. Методологические аспекты эффективного управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 52-56.

20. Богданова А.В. Возможности моделирования в диагностике качества образования на основе мульти-агентных связей // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 109-113.

21. Еремина Н.Ю., Кислова Н.Н. Высшее образование сегодня: к вопросу о требованиях к качеству // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 20-24.

22. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.

23. Курилова О.Л., Смагин А.А., Липатова С.В., Курилов Ф.М. Мониторинг компетентности выпускников вуза // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 66-79.

24. Ярыгина Н.А. Повышение качества образования в магистратуре посредством формирования исследовательской компетенции магистрантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 235-239.

25. Худяков В.А., Гуськова Т.В. Обеспечение гарантии качества в системе высшего образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 163-169.

26. Богданова А.В. Диагностика качества образования в условиях разработки национальной системы профессиональных стандартов России // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13). С. 19-21.

27. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

28. Об образовании в Российской Федерации // Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc_LAW_173432

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 года № 1061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.