Научная статья на тему 'Образовательная среда вуза как фактор качества образовательных услуг'

Образовательная среда вуза как фактор качества образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович Е. П., Суржик С. С., Доронина Н. А.

Статья посвящена актуальной проблеме качества образовательных услуг, предоставляемых вузами в условиях реформирования профессионального образования. Преодоление данной проблемы зависит от состояния образовательной среды и соответствия ожиданиям потребителей. В качестве потребителей образовательных услуг выступают: покупатель-заказчик, которым является государство и потребитель-клиент в лице обучающихся. Существующие методы оценки качества образовательных услуг базируются на анализе компонентов образовательной среды. Авторский коллектив данной статьи изложил свое видение содержания образовательной среды, способной обеспечить высокое качество образовательных услуг, обосновал эффективность ее элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES

The article focuses on a relevant problem of quality of the educational services provided by higher education institutions in conditions of professional education reforming. The process of overcoming this problem depends on a condition of the educational environment and its compliance to the expectations of consumers. A consumer of educational services is a buyer customer (the state) and the consumer client in the person of students. The existing methods of assessment of quality of educational services are based on the analysis of components of the educational environment. The group of authors of the article has offered their own vision for maintenance of the educational environment capable to provide high quality of educational services, and has proved the efficiency of its elements.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда вуза как фактор качества образовательных услуг»

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES. The article focuses on a relevant problem of quality of the educational services provided by higher education institutions in conditions of professional education reforming. The process of overcoming this problem depends on a condition of the educational environment and its compliance to the expectations of consumers. A consumer of educational services is a buyer customer (the state) and the consumer client in the person of students. The existing methods of assessment of quality of educational services are based on the analysis of components of the educational environment. The group of authors of the article has offered their own vision for maintenance of the educational environment capable to provide high quality of educational services, and has proved the efficiency of its elements.

Key words: professional education, students, educational environment, educational services, quality management, quality of educational services.

Е.П. Якимович, канд. пед. наук, доц. каф. географии, экологии и охраны здоровья детей филиала Дальневосточного

федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]

С.С. Суржик, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск,

E-mail: [email protected]

Н.А. Доронина, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск,

E-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья посвящена актуальной проблеме качества образовательных услуг, предоставляемых вузами в условиях реформирования профессионального образования. Преодоление данной проблемы зависит от состояния образовательной среды и соответствия ожиданиям потребителей. В качестве потребителей образовательных услуг выступают: покупатель-заказчик, которым является государство и потребитель-клиент в лице обучающихся. Существующие методы оценки качества образовательных услуг базируются на анализе компонентов образовательной среды. Авторский коллектив данной статьи изложил свое видение содержания образовательной среды, способной обеспечить высокое качество образовательных услуг, обосновал эффективность ее элементов.

Ключевые слова: профессиональное образование, студенты, образовательная среда, образовательные услуги, менеджмент качества, качество образовательных услуг.

В настоящее время заметно повысилась роль высшего образования, которое является основным фактором социального, политического и экономического развития нашего государства. Кроме того, высшее образование является социальным лифтом, на котором можно подняться на любой социальный, политический уровень. Необходимость в оценке качества образовательных услуг, предоставляемых вузом, значительно возросла в условиях ужесточения конкуренции среди образовательных учреждений на национальном и международном уровнях, повышения требований к прозрачности и информационной открытости их деятельности. Многочисленные исследования показывают, что в действительности далеко не все выпускники вузов отвечают требованиям, предъявляемым к ним работодателями, что свидетельствует о низком качестве образовательных услуг, предоставляемых университетами.

Анализ состояния исследуемой проблемы в науке показал, что к настоящему моменту существует достаточно большое количество работ, посвященных оценке качества образовательных услуг в вузе [1]. Малое количество российских вузов, входящих в международные рейтинги также свидетельствует о низком качестве образования [2; 3].

На данный момент нет единой позиции в определении понятия «качество образовательных услуг», которое часто отождествляют с понятием «качество образования». Однако нельзя между ними ставить знак равенства. Услуга может быть оказана качественно, но образование при этом будет характеризоваться низкими показателями ввиду слабой активности обучающихся, получающих данную услугу. В то же время, потребитель, получающий образовательную услугу, ожидает обрести качественное образование, поэтому между двумя этими понятиями существует неразрывная связь.

Кроме того, существуют противоречия и относительно структуры качества образовательных услуг.

Казакова И.А. выделяет следующие составляющие качества образовательной деятельности:

- качество объекта получения образовательных услуг;

- качество процесса предоставления образовательных услуг;

- качество субъекта предоставления образовательных услуг;

- степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг [1].

Выделенные составляющие находятся в синергетическом взаимодействии друг с другом. Низкий уровень одного из них

приведет к снижению качества всех остальных и, в конечном, итоге к неудовлетворенности потребителей.

Основным критерием для оценки качества образовательных услуг является степень удовлетворенности ими потребителей, так как она находится в зависимости от остальных выделяемых компонентов. Чтобы образование соответствовало высокому уровню и являлось конкурентоспособным, необходимо знать ожидания потребителей образовательных услуг, это позволит создать эффективную образовательную среду.

При этом остается открытым вопрос: кто же является потребителем образовательных услуг? С одной стороны это государство, которое затрачивает бюджетные средства, на подготовку студентов исходя из потребностей, определенных особенностями социально-экономического развития страны, а с другой стороны - это обучающиеся, которые осознано, выбрали направление подготовки и ожидают получить конкретный результат, кроме того, некоторые студенты сами оплачивают свое обучение.

Таким образом, относительно рынка образовательных услуг, целесообразнее различать покупателя-заказчика и потребителя-клиента.

В качестве покупателя-заказчика выступает государство. Необходимость осуществления оценки качества образовательных услуг со стороны потребителя-заказчика (государства), привело к внедрению в практику вузов системы менеджмента качества, которая регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом, где изложены требования к реализации программ высшего образования, приказом Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547, в котором приведен перечень показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций и многими другими нормативными актами. Если вузом выполняются данные требования, то можно говорить о хорошем качестве образовательных услуг, но без учета мнения потребителя-клиента, на которых непосредственно направлена услуга, такое утверждение будет необъективным.

Потребителями-клиентами выступают обучающиеся, которые влияют на качество образования. Одним из специфических свойств образовательной услуги является то, что ее качество зависит от готовности потребителя к ее получению, т.е. потребитель должен к началу обучения в вузе обладать определенным знаниями и умениями, иначе желаемый результат не будет достигнут.

Таким образом, степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг должна оцениваться двусторонне: со стороны потребителя-заказчика и потребителя-клиента.

Оценка качества образовательной деятельности потребителями осуществляется на основе анализа качества процесса предоставления образовательных услуг и качества субъекта предоставления образовательных услуг, которые в свою очередь составляют образовательную среду, включающую внешнюю и внутреннюю часть. Поэтому целесообразно рассматривать состояние компонентов образовательной среды вуза как основной критерий качества образовательной услуги [4; 5].

К внутренним ресурсам образовательной среды относят:

- учебно-методические ресурсы, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности;

- кадровые ресурсы, сопровождающие процесс оказания образовательной услуги;

- студентов, являющихся объектами получения образовательных услуг;

- научно-технологические ресурсы, позволяют обучающимся заниматься научной деятельностью;

- финансовые ресурсы, направлены на развитие компонентов образовательной среды;

- материально-технические, обеспечивают удобство получения образовательных услуг;

- психологические ресурсы, создают комфортные психологические условия для погружения в образовательную среду и получение образовательной услуги;

Библиографический список

- политика учебного заведения по отношению к процессу предоставления образовательных услуг.

К внешним ресурсам относят: сложившийся рынок труда в России и регионе, профиль вуза, специфику специальности, молодежную политику органов государственной власти на городском и региональном уровне, социокультурное окружение [6; 7].

Стоит отметить, что внешняя часть образовательной среды выполняет регулирующую функцию: если в результате получения образовательной услуги выпускники не смогут устроиться на работу по полученной специальности из-за отсутствия соответствующих вакансий, то востребованность такой образовательной услуги снизится. Это приведет к ухудшению качества объекта получения образовательной услуги и к снижению качества самой услуги. При условии наличия вакансий на рынке труда и мер социальной поддержки молодых специалистов повышается и качество образовательной услуги ввиду высокой конкуренции абитуриентов за право ее получения.

Результаты проведенного исследования показали, что качество образовательной деятельности находится в зависимости от условий, создаваемых образовательной средой вуза. Основным критерием качества образовательных услуг является степень удовлетворенности ими потребителем-заказчиком и потребителем-клиентом. Общая оценка качества образовательных услуг складывается из анализа отдельных компонентов образовательной среды, которая состоит из внешней и внутренней частей.

1. Казакова И.А. Показатели качества образовательных услуг вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; Т. 11: 2901 - 2905. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86613.htm

2. Величкович К.В. Экономическое содержание образовательной услуги сравнительный анализ концептуальных подходов. Вестник БДУ. Сер. 3. 2007; № 3: 79 - 84.

3. Завалько Н.А. Специфические особенности образовательных услуг в аспекте маркетинговых отношений. Креативная экономика. 2011; Т. 5, № 6: 80 - 84.

4. Романов Д.А. Современные модели образовательной среды. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015; 4: 15 - 29.

5. Шувалова Н.В. Акмеологическая образовательная среда как формирование пространства образовательного учреждения. Вестник МГУКИ. 2013; 4 (54): 151 - 155.

6. Шабельник В.В. Формирование модели образовательной среды высшего учебного заведения. Известия Смоленского государственного университета. 2013; 2 (22): 369 - 377.

7. Якимович Е.П. Образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011; 5 (75): 140 - 144.

References

1. Kazakova I.A. Pokazateli kachestva obrazovatel'nyh uslug vuza. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2016; T. 11: 2901 - 2905. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86613.htm

2. Velichkovich K.V. 'Ekonomicheskoe soderzhanie obrazovatel'noj uslugi sravnitel'nyj analiz konceptual'nyh podhodov. Vestnik BDU. Ser. 3. 2007; № 3: 79 - 84.

3. Zaval'ko N.A. Specificheskie osobennosti obrazovatel'nyh uslug v aspekte marketingovyh otnoshenij. Kreativnaya 'ekonomika. 2011; T. 5, № 6: 80 - 84.

4. Romanov D.A. Sovremennye modeli obrazovatel'noj sredy. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2015; 4: 15 - 29.

5. Shuvalova N.V. Akmeologicheskaya obrazovatel'naya sreda kak formirovanie prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Vestnik MGUKI. 2013; 4 (54): 151 - 155.

6. Shabel'nik V.V. Formirovanie modeli obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 2 (22): 369 - 377.

7. Yakimovich E.P. Obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor lichnostno-professional'nogo razvitiya uchitelej fizicheskoj kul'tury. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta. 2011; 5 (75): 140 - 144.

Статья поступила в редакцию 27.05.18

УДК 37.07

Yakimovich E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geography, Ecology and Children Health Protection, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected] Borisenko I.V., MA student, School of Pedagogy, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]

Semyonova D.V., MA student, School of Pedagogy, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]

THE IMAGE OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AS AN INDICATOR OF THE PROVIDED QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES. The article considers a problem of evaluation and estimation the quality of educational services, provided by a preschool educational institution. Nowadays there are many studies dedicated to this issue. This research is focused on difficulty in determining the indicators of the quality of educational services. The results are based on authors' conclusion that the image of the educational organization represented by the system of perceptions (reflection) of the educational institution is the most important indicator of the quality of educational services. However, the image consists of fixed and variable components and its creation requires time and forward planning.

Key words: preschool educational institution, image, components of image of educational organization, educational services, quality of educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.