Научная статья на тему 'Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза'

Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
729
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОНИТОРИНГ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА / PHYSICAL EDUCATION / MONITORING / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шпорин Эдуард Григорьевич, Колокольцев Михаил Михайлович, Лебединский Владислав Юрьевич, Власов Евгений Анатольевич

Приведены данные мониторинговых исследований физического развития и физической подготовленности более 5 тыс. студентов Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета. Проведенные мониторинговые исследования физического здоровья студентов университета в течение 20082011 годов позволили разработать стандарты физического развития и физической подготовленности студентов для всех возрастных групп и уровня здоровья. Использование полученных результатов мониторинга позволяет внести коррективы и усовершенствовать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в вузе, а также провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисц иплине «физическая культура»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шпорин Эдуард Григорьевич, Колокольцев Михаил Михайлович, Лебединский Владислав Юрьевич, Власов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING PHYSICAL HEALTH OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article provides data of monitoring studies of physical development and physical fitness of over five thousand stu-dents of the National Research Irkutsk State Technical University. The monitoring studies of physical health of university students conducted in 2008-2011 allowed to develop the standards of physical development and physical fitness for stu-dents of all ages and levels of health. The use of monitoring results provides the possibility to make adjustments and improve the teaching and educational process in physical education at the university, as well as to evaluate the effective-ness of teachers in forming educational process on the discipline "Physical Education".

Текст научной работы на тему «Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза»

УДК 796.01:61

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Э.Г.Шпорин1, М.М.Колокольцев2, В.Ю.Лебединский3, Е.А.Власов4

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены данные мониторинговых исследований физического развития и физической подготовленности более 5 тыс. студентов Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета. Проведенные мониторинговые исследования физического здоровья студентов университета в течение 20082011 годов позволили разработать стандарты физического развития и физической подготовленности студентов для всех возрастных групп и уровня здоровья. Использование полученных результатов мониторинга позволяет внести коррективы и усовершенствовать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в вузе, а также провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура» Ил. 13. Табл. 4. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: физическая культура; мониторинг; физическое развитие; физическая подготовленность; студенты университета.

MONITORING PHYSICAL HEALTH OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS E.G. Shporin, M.M. Kolokoltsev, V.Yu. Lebedinsky, E.A.Vlasov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article provides data of monitoring studies of physical development and physical fitness of over five thousand students of the National Research Irkutsk State Technical University. The monitoring studies of physical health of university students conducted in 2008-2011 allowed to develop the standards of physical development and physical fitness for students of all ages and levels of health. The use of monitoring results provides the possibility to make adjustments and improve the teaching and educational process in physical education at the university, as well as to evaluate the effectiveness of teachers in forming educational process on the discipline "Physical Education". 13 figures. 4 tables. 9 sources.

Key words: physical education; monitoring; physical development; physical fitness; university students.

В настоящее время мониторинг как определенный вид научного исследования охватил различные сферы деятельности людей: экологию, социологию, психологию, политику, экономику, образование. Основная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности [3,5]. Сегодня можно говорить об определенном уровне совершенства в решении проблем мониторинга как на прикладном, так и на теоретическом уровне в сфере физического воспитания и спорта. В этом случае понятие «мониторинг» принимается большинством научного сообщества, а статус его закреплен на законодательном уровне (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №916

«Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи»).

Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее - мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Показатели физического развития и физической подготовленности, полученные при обследовании однородных групп молодежи, необходимы для построения региональных нормативов их физического развития, физической подготовленности и для совершенствования системы здоро-

1Шпорин Эдуард Григорьевич, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, декан факультета физической культуры и спорта, тел.: (3952) 405022, 405023, e-mail: shporin@istu.irk.ru

Shporin Eduard, Head of the Department of Physical Education, Dean of the Faculty of Physical Education and Sports, Associate Professor, tel.: (3952) 405022, 405023, e-mail: shporin@istu.irk.ru

2Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru

Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru

3Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, зам. декана по НИР факультета физической культуры и спорта, e-mail: lebedinskiy@istu.edu

Lebedinsky Vladislav, Deputy Dean for Research of the Department of Physical Education and Sports, Doctor of Medicine, Professor, e-mail: lebedinskiy@istu.edu

4Власов Евгений Анатольевич, старший преподаватель кафедры физической культуры. Vlasov Evgeny, Senior Lecturer of the Department of Physical Education.

вьесберегающих технологий при занятиях физической культурой. Изучение динамики показателей физического здоровья студентов позволяет внести корректировку в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию молодежи в вузах [4,9]. Вместе с тем, до настоящего времени в Иркутской области отсутствуют стандарты физического развития и физической подготовленности студентов высших учебных заведений, что затрудняет проведение оздоровительных мероприятий.

Цель работы - разработка стандартов физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи (на примере ИрГТУ) для совершенствования учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов вуза.

Материал и методы исследования. В соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2002-2005 гг.), подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002-2005гг.) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга», на кафедре физической культуры ИрГТУ организована лаборатория мониторинга физического здоровья студенческой молодежи. Мониторинг в вузе проводится с 2008 года 2 раза в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс по предмету.

Сотрудниками кафедры разработан учебно-методический комплекс, вариативной частью которого является мониторинг физического здоровья студентов. Оценка физического развития проводится по следующим антропометрическим и физиометрическим показателям: длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), динамометрия силы кистей рук. Согласно поставленной цели, по общепринятой методике В.В. Бунака [1], с учетом требований НИИ антропологии Московского государ-

ственного университета (1982), а также с использованием методических рекомендаций «Физическое развитие и физическая подготовленность детей, подростков и молодежи» [8] проведены антропометрические измерения (длина и масса тела, окружность грудной клетки в покое) и функциональные пробы (ЖЕЛ, сила мышц кистей рук) у более 5 тыс. студентов ИрГТУ. Измерения проводились утром в помещении кабинета врачебного контроля вуза, с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ.

Для оценки основных двигательных качеств студентов использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [2,3,7,8]: челночный бег (дев., юн.), сек; бег 20 м с хода (дев.), 30 м с хода (юн.), сек; вис - девушки (сек), подтягивание - юноши (раз); подъем туловища (дев., юн.), раз; наклоны туловища (дев., юн.), см; прыжок в длину с места (дев., юн.), см; бег 5 мин (дев.), м, 1000 м (юн) м,сек. Характеристики уровня физического развития и физической подготовленности определялись по методу сигмальных отклонений с использованием среднего арифметического значения показателей (М) и среднеквадратичного отклонения (б). Выборка делилась на 5 сигма классов: М±0,67Б-«среднее» значение показателей для выборки. Если они находятся в ин-тервале от ±0,67б до ±1,34б, признак оценивался как «выше среднего» или «ниже среднего». Если данные выходят за пределы ±1,34б, признак оценивался как «высокий» или «низкий». В соответствии с рекомендациями [6] и учетом нормального распределения изучаемых количественных признаков были использо-ваны параметрические методы обработки полученного цифрового материала.

Результаты исследования. Ниже приводится пример одного из стандартов основных показателей физического развития студентов - юношей ИрГТУ, отделения общефизической подготовки 1 -ой функциональной группы (табл. 1) и их распределение по уровням физического развития (табл. 2 и рис. 1-6).

Стандарты физического развития юношей (1-я функциональная группа)

Таблица 1

Возраст Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Рост(см)

17 лет и младше < 169,9 169,9 - 173,7 173,8 - 181,5 181,6 - 185,4 > 185,4

18 лет < 168,9 168,9 -173,1 173,2 - 181,8 181,9 - 186,1 > 186,1

19 лет < 169,7 169,7 - 173,8 173,9 - 182,3 182,4 - 186,5 > 186,5

20 лет < 169,2 169,2 - 173,4 173,5 - 182,1 182,2 - 186,4 > 186,4

21 год < 170,0 170,0 - 173,6 173,7 - 181,3 181,4 - 185,1 > 185,1

22 года и старше < 166,7 166,7 - 171,1 171,2 - 180,2 180,3 - 184,7 > 184,7

Вес (кг)

17 лет и младше < 54,0 54,0-59,4 59,5-70,5 70,6-76,1 > 76,1

18 лет < 55,3 55,3-61,0 61,1-72,7 72,8-78,4 > 78,4

19 лет < 56,0 56,0-62,4 62,5-75,4 75,5-81,8 > 81,8

20 лет < 55,8 55,8-62,6 62,7-76,6 76,7-83,5 > 83,5

21 год < 57,6 57,6-64,0 64,1-76,8 76,9-83,3 > 83,3

22 года и старше < 54,8 54,8-61,4 61,5-75,0 75,1-81,8 > 81,8

Обхват грудной клетки (см)

17 лет и младше < 80,0 80,0-83,8 83,9-91,7 91,8-95,5 > 95,5

18 лет < 81,3 81,3-85,2 85,3-93,2 93,3-97,2 > 97,2

19 лет < 79,5 79,5-85,3 85,4-97,2 97,3-103,2 > 103,2

20 лет < 82,4 82,4-87,1 87,2-96,7 96,8-101,5 > 101,5

21 год < 83,3 83,3-88,0 88,1-97,6 97,7-102,3 > 102,3

22 года и старше 22 года и старше 22 года и старше 22 года и старше 22 года и старше 22 года и старше

Жизненная емкость легких (л)

17 лет и младше < 2,9 2,9 - 3,2 3,3 - 4,2 4,3 - 4,7 > 4,7

18 лет < 3,0 3,0 - 3,3 3,4 - 4,4 4,5 - 4,8 > 4,8

19 лет < 3,0 3,0 - 3,4 3,5 - 4,5 4,6 - 5,0 > 5,0

20 лет < 3,0 3,0 - 3,4 3,5 - 4,5 4,6 - 5,0 > 5,0

21 год < 3,1 3,1 - 3,5 3,6 - 4,6 4,7 - 5,0 > 5,0

22 года и старше < 2,9 2,9 - 3,3 3,4 - 4,4 4,5 - 4,9 > 4,9

Динамометрия правой руки (раз)

17 лет и младше <35,7 35,7 - 40,0 40,1-48,7 48,8-53,0 >53,0

18 лет <36,2 36,2-40,7 40,8-50,1 50,2-54,7 >54,7

19 лет <37,7 37,7-42,4 42,5-52,0 52,1-56,8 >56,8

20 лет <37,5 37,5-42,3 42,4-52,3 52,4-57,2 >57,2

21 год <38,2 38,2-42,9 43,0-52,7 52,8-57,5 >57,5

22 года и старше <34,9 34,9-40,3 40,4-51,4 51,5-56,8 >56,8

Динамометрия левой руки (раз)

17 лет и младше <33,8 33,8 - 37,7 37,8-45,8 45,9-49,8 >49,8

18 лет <33,5 33,5-38,1 38,2-47,6 47,7-52,3 >52,3

19 лет <35,8 35,8-40,3 40,4-49,7 49,8-54,3 >54,3

20 лет <35,6 35,6-40,1 40,2-49,5 49,6-54,1 >54,1

21 год <35,3 35,3-40,3 40,4-50,6 50,7-55,8 >55,8

22 года и старше <33,9 33,9-38,7 38,8-48,8 48.8-53,8 >53.8

Таблица 2

Распределение студентов по уровням физического развития (в %)_

Уровень Рост Вес ОГК ЖЕЛ Динамометрия правой руки Динамометрия левой руки

17 лет и младше

Высокий 11,0 6,0 7,3 8,3 7,6 4,2

Выше среднего 12,0 20,0 17,5 20,5 21,0 18,0

Средний 53,0 54,0 52,5 44,5 48,6 50,2

Ниже среднего 16,0 12,0 13,7 17,8 19,0 22,0

Низкий 8,0 8,0 9,0 8,9 3,8 5,6

18 лет

Высокий 7,3 5,2 4,2 8,8 7,5 6,0

Выше среднего 15,8 19,6 20,4 17,4 24,0 24,5

Средний 53,9 55 52,4 56,6 44,5 44,9

Ниже среднего 17,8 10,6 14,6 10,6 13,0 12,1

Низкий 5,2 9,6 8,4 6,6 11,0 12,5

19 лет

Высокий 4,8 4,8 1,8 5,8 7,0 8,8

Выше среднего 12,5 18,0 17,2 14,8 18,9 20,4

Средний 49,0 56,2 60,8 54,4 55,4 43,2

Ниже среднего 23,7 14,8 16,2 18,0 10,6 20,6

Низкий 10,0 6,2 4,0 7,0 8,1 7,0

20 лет

Высокий 7,8 5,2 4,2 6,8 7,2 8,0

Выше среднего 15,8 19,6 21,4 18,0 19,6 20,4

Средний 52,0 54,8 51,0 58,0 52,6 44,8

Ниже среднего 16,2 10,8 15,0 10,6 9,6 20,6

Низкий 8,2 9,6 8,4 6,6 11,0 6,2

21 год

Высокий 9,5 4,0 5,0 8,5 7,5 6,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выше среднего 13,0 26,0 25,5 16,0 25,0 24,5

Средний 53,5 48,5 47,0 55,5 42,0 45,5

Ниже среднего 17,0 11,5 13,5 11,5 14,5 16,0

Низкий 7,0 10,0 9,0 8,5 11,0 8,0

22 года и старше

Высокий 7,1 10,0 9,0 4,0 4,5 5,0

Выше среднего 14,3 16,0 16,0 19,0 20,5 14,0

Средний 57,1 46,0 51,0 57,5 58,0 57,0

Ниже среднего 17,2 16,0 14,0 12,0 12,0 15,0

Низкий 4,3 12,0 10,0 7,5 5,0 9,0

Анализ физического развития студентов позволяет отметить:

1. Рост студентов закономерно увеличивается и количество обучающихся со средним уровнем этого показателя увеличивается от 17 до 22 лет с 52 до 60%. В возрасте 19 лет отмечается значимое увеличение количества студентов (более 30%) с уровнем развития этого показателя ниже среднего (рис 1).

2. Вес студентов в 17-20 лет сохраняется на одном уровне, в 21-22 года (когда практически нет занятий по физкультуре) характеризуется снижением количества юношей с уровнем этого показателя «средний»

- меньше 50% (рис. 2) и от-мечается возрастание их количества с уровнем «ниже среднего» (почти до 30%).

3. Окружность грудной клетки у студентов с уровнем развития «выше» и «ниже среднего» в 17-18 лет практически не изменяется (незначительно снижаясь - до 20%), а с уровнем развития «средний»

- возрастает до 60%, что, вероятно, определяется наиболее интенсивным периодом в проведении занятий по физической культуре. В 19-22 года количество студентов с уровнем «средний» снижается почти на 10%, а количество студентов с уровнем «ниже среднего» и «выше среднего» возрастает практически на 5% каждый (рис. 3).

4. Анализ изменения характеристики жизненной емкости легких свидетельствует, что они в 17-20 лет увеличиваются с 43 до 60%, а количество обучающихся с уровнем «выше» и «ниже среднего» уменьшается до значений около 20% каждый.

10 -

0 -

17 18 19 20 21 22

возраст

• Выше среднего Средний А Ниже сред

Рис.1

Наиболее значимые изменения происходят в 17-18 лет, когда обучение на кафедре физической культуры идет наиболее активным образом. В 21 -22 года характеристики значений ЖЕЛ сохраняются практически на одном уровне (рис.4).

5. Анализ изменений показателей динамометрии правой и левой руки имеют хоть и несколько разнонаправленный характер, но в целом отражают их зависимость от характера учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Количество студентов с уровнем их развития «выше среднего» значимо возрастает к 18 годам и уменьшается к 20-21 году (рис. 5, 6).

Стандарты физической подготовленности студентов - юношей ИрГТУ приведены в табл. 3, а их распределение по уровням физической подготовленности - в табл. 4 и рис. 7-13.

1. Результаты тестирования скоростной выносливости и ловкости (челноч-ный бег 10х5) свидетельствуют, что в 17-20 лет, когда идет учебный процесс по физическому воспитанию, почти в полтора раза возрастает количество студентов со «средним» уровнем развития этого качества, а с уровнем «выше» и «ниже среднего» снижается менее чем до 20%. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в 1719 лет и стабилизируется у 21 -22 летних студентов (выпускники). Количество студентов со «средним» уровнем снижается вновь до 50%, а их количество с уровнем «выше» и «ниже» среднего возрастает до 25% (рис 7).

17 18 19 20 21 22

возраст

Выше среднего Средний А Ниже средж

Рис.2

70 60 50 40 30 20 10 0

Окружность грудной клетки

Выше среднего

■ Средний

Рис. 3

нижвозраст э

70 60 50 40 30 20 10 0

Жизненная емкость легких

17 18 19 20

• Выше среднего Средний

21 22 Ниже среВОЗраСГ

Рис. 4

Рис.5

Динамометрия левой руки

" Выше среднего

" Ниже среднего

Рис.6

Таблица 3

Возраст Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Челночный бег 10х5 (сек)

17 лет и младше >17,3 17,3-16,9 16,8-15,7 15,6-15,1 <15,1

18 лет >17,3 17,3-16,8 16,7-15,5 15,4-14,9 <14,9

19 лет >17,9 17,9-17,1 17,0-15,2 15,1-14,3 <14,3

20 лет >19,1 19,1-17,9 17,8-15,2 15,1-13,9 <13,9

21 год >17,9 17,9-17,2 17,1-15,5 15,4-14,7 <14,7

22 года и старше >18,1 18,1-17,4 17,3-15,7 15,6-14,9 <14,9

Бег на 100 м (сек)

17 лет и младше >15,3 15,3-14,8 14,7-13,6 13,5-13,1 <13,1

18 лет >15,3 15,3-14,8 14,7-13,5 13,4-12,9 <12,9

19 лет >15,1 15,1-14,6 14,5-13,4 13,3-12,8 <12,8

20 лет >15,8 15,8-15,0 14,9-13,2 13,1-12,3 <12,3

21 год >15,1 15,1-14,6 14,5-13,4 13,3-12,8 <12,8

22 года и старше >15,6 15,6-15,1 15,0-13,7 13,6-13,1 <13,1

Подтягивания(раз)

17 лет и младше <4 4-6 7-13 14-16 >16

18 лет <4 4-6 7-13 14-16 >16

19 лет <4 4-7 8-14 15-17 >17

20 лет <5 5-7 8-14 15-17 >17

21 год <6 6-8 9-14 15-17 >17

22 года и старше <5 5-7 8-14 15-17 >17

Подъем туловища за 30 сек (раз)

17 лет и младше <25 25-26 27-32 33-35 >35

18 лет <25 25-26 27-32 33-35 >35

19 лет <26 26-27 28-33 34-35 >35

20 лет <25 25-26 27-32 33-35 >35

21 год <24 24-26 27-33 34-36 >36

22 года и старше <23 23-24 25-30 31-33 >33

Наклон (см)

17 лет и младше < 0,0 0,0 - 5,1 5,2-15,5 15,6-20,6 > 20,6

18 лет < -0,2 (-0,2) - 5,3 5,3-16,6 16,7-22,2 > 22,2

19 лет < 3,4 3,4- 8,6 8,7-19,3 19,4-24,6 > 24,6

20 лет < 3,0 3,0- 8,2 8,3-18,9 19,0-24,1 > 24,1

17

18

19

20

21

22

17

18

19

20

21

22

21 год < 4,5 4,5-9,3 9,4-19,2 19,3-24,1 > 24,1

22 года и старше < -0,1 (-0,1) - 5,8 5,8-17,7 17,8-23,6 > 23,6

Прыжок в длину с места (см)

17 лет и младше <216,6 216,6-227,4 227,5-249,2 249,3-260,1 >260,1

18 лет <215,7 215,7-226,7 226,8-248,9 249,0-260,0 >260,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 лет <216,8 216,8-227,9 228,0-250,5 250,6-261,8 >261,8

20 лет <212,5 212,5-224,1 224,2-247,7 247,8-259,5 >259,5

21 год <213,1 231,1-225,1 225,2-249,6 249,7-261,8 >261,8

22 года и старше <213,6 213,6-224,9 225,0-248,0 248,1-259,4 >259,4

Бег на 1000 м (мин, сек)

17 лет и младше >04:26,6 04:26,6-04:08,6 04:08,5-03:32,4 03:32,3-03:14,2 <03:14,2

18 лет >04:37,1 04:37,1-04:13,2 04:13,1-03:25,1 03:25,0-03:01,0 <03:01,0

19 лет >04:40,0 04:40,0-04:16,9 04:16,8-03:30,4 03:30,3-03:07,0 <03:07,0

20 лет >04:48,6 04:48,6-04:23,3 04:23,2-03:32,4 03:32,3-03:06,9 <03:06,9

21 год >04:35,6 04:35,6-04:17,9 04:17,8-03:42,3 03:42,2-03:24,4 <03:24,4

22 года и старше > 04:33,9 04:33,9-04:17,3 04:17,2-03:43,9 03:43,8-03:27,1 <03:27,1

Таблица 4

Распределение студентов по уровню физической подготовленности (в %)_

Уровень Челночный Бег на Подтяги- Подъём туло- Наклон Прыжок в Бег на

бег 10x5 100 м вание вища за 30 сек длину с места 1000 м

17 лет и младше

Высокий 3,6 4,2 4,0 4,8 3,6 6,0 14,0

Выше среднего 18,0 21,0 21,4 16,0 24,0 22,2 17,5

Средний 50,4 48,8 48,0 52,0 47,0 47,2 42,5

Ниже среднего 22,0 20,0 22,4 19,2 24,0 21,4 19,0

Низкий 6,0 6,4 4,2 8,0 1,4 3,2 7,0

18 лет

Высокий 10,0 6,4 6,2 5,5 7,2 8,0 7,0

Выше среднего 7,2 13,0 15,6 14,0 15,3 10,0 12,0

Средний 57,6 49,0 45,0 63,0 47,5 57,0 53,7

Ниже среднего 22,2 27,0 25,4 12,7 22,0 18,0 15,3

Низкий 3,0 4,6 7,8 4,8 8,0 7,0 12,0

19 лет

Высокий 4,4 4,4 11,0 10,6 7,2 10,0 4,9

Выше среднего 10,8 13,7 16,0 12,7 17,0 13,9 11,8

Средний 66,4 62,1 47,4 51,0 49,6 52,1 63,4

Ниже среднего 15,0 17,2 19,4 18,3 18,0 14,8 16,0

Низкий 3,4 2,6 6,2 7,4 8,2 9,2 3,9

20 лет

Высокий 5,4 4,4 11,0 10,6 7,2 10,0 12,6

Выше среднего 11,0 16,0 14,8 12,4 15,8 14,6 21,5

Средний 65,2 60,4 49,0 53,2 51,0 50,4 43,0

Ниже среднего 14,0 17,2 19,0 16,4 17,8 14,8 14,5

Низкий 4,4 2,0 6,2 7,4 8,2 10,2 8,4

21 год

Высокий 8,8 6,4 6,2 5,5 5,2 7,0 5,8

Выше среднего 17,2 14,0 15,6 18,0 17,4 14,0 15,9

Средний 49,0 48,0 47,0 55,0 47,0 49,0 52,4

Ниже среднего 22,0 25,0 23,4 16,7 22,0 22,0 21,2

Низкий 3,0 6,6 7,8 4,8 8,4 8,0 4,7

22 года и старше

Высокий 8,0 5,0 11,5 8,5 6,8 6,8 9,0

Выше среднего 14,0 12,0 17,0 13,6 13,0 18,7 13,3

Средний 54,0 65,0 38,0 54,2 53,9 47,2 44,4

Ниже среднего 20,0 13,0 27,0 18,7 16,3 15,3 27,8

Низкий 4,0 5,0 6,5 5,0 10,0 12,0 5,5

Челночный бег 10x5

Бег на 1000 метров

18

-Выше среднего

19 20

Средний —

Рис. 7

21 22 -Ниже срВОЗраст

-Выше среднего

Рис.8

21 22 Ниже среднего

2. Анализ изменения характеристик общей выносливости (бег на 1000м), свидетельствует, что к возрасту 18 лет отмечается увеличение количества студентов с уровнем «средний», рост количества с уровнем «ниже среднего» и снижение с уровнем «выше среднего». Второй важной особенностью этого показателя является то, что к 20 годам отмечается значимое увеличение количества студентов с уровнем «выше» и снижение «ниже среднего», а также снижение показателя «средний» до 43%. Это можно интерпретировать и связывать с особенностями построения учебного процесса по физическому воспитанию в вузе (рис. 8). В 22 года происходит вновь снижение показателя «средний» и «выше среднего», а также увеличение числа студентов с показателем «ниже среднего».

3. Силовая выносливость мышц плечевого пояса имеет негативную тенденцию в зависимости от возраста. Наиболее ярко эта тенденция просматривается в изменении количества студентов со «средним» уровнем развития. Отмечается снижение их количества с 50 до менее чем 40% и увеличение с незначительными колебаниями количества с уровнем развития «ниже среднего» с 25 до 35%. Количество студентов с уровнем развития этого качества «выше среднего» с небольшими изменениями находится на уровне от 25 до 29% (рис.9).

4. При анализе изменения скоростно-силовой выносливости мышц сги-бателей туловища (подъем туловища) отмечается схожая картина. Так количество студентов с уровнем развития этого качества «средний» уменьшается с 62% (18 лет) до 39%, а с уровнями развития «выше» и «ниже среднего» претерпевают незначительные изменения в коридоре значений от 20 до 29% (рис. 10).

5. Изменение активной гибкости позвоночника и в тазобедренных суставах (наклон вперед сидя) незна-

17 18 19 20 21 22

Выше среднего Средний Ниже свеапягт

Рис.9

чительно изменяется с 17 до 22 лет. Количество студентов со «средним» уровнем развития этого качества возрастает к 22 годам до 53%. Количество обучающихся с уровнем развития этого качества «ниже» и «выше среднего» волнообразно изменяется в пределах от 30 до 20% и не связано с характером учебного процесса по физической культуре (рис. 11).

6. Динамическая сила мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места) имеет характерные изменения, которые, вероятно, напрямую связаны с особенностями физического воспитания студентов вуза. Так, количество студентов со средним развитием этого качества значимо уменьшается с 58 (18 лет) до 48% (22 года). В то же время существенно увеличивается количество студентов с уровнем развития этого показателя «ниже среднего» с 25 до 48% (рис.12). Резкий рост увеличения количества студентов этой группы отмечается к 21-22 годам.

7. В тесте «быстрота» (рис.13) выявляется тенденция общего снижения количества студентов с уровнем «ниже среднего» по этому признаку с 24 до 18%, количество юношей со средним уровнем развития этого качества в 17-18 лет находятся практически на одном уровне (50%) и до 31% возрастает количество студентов с уровнем «выше среднего». Это, вероятно, связано с тем, что первые два учебных года занятия по физическому воспитанию обучающихся в вузе идут наиболее интенсивно. В 1920 лет отмечается стабилизация рассматриваемых показателей. У 21-летних юношей увеличивается до 30% их количество с уровнем «выше среднего» за счет уменьшения количества обучающихся с уровнем «средний» (49%). У 22-летних студентов выявляется обратная картина: их количество со средним уровнем развития этого качества увеличивается до 65%, а с уровнем «выше среднего» уменьшается до 19%.

Подъем туловища за 30 сек

10 0

17 18 19 20 21 22

• Выше среднего ■ Средний А Ниже среднего I

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Бег на 100 метров

70 60 50 40 30 20

17 18

• Выше среднего

19 20

И Средний

Рис.13

21 22 ' Ниже среднего

Таким образом, использование мониторинговых исследований в сфере «физическая культура» позволяет:

1) оценить исходный уровень физических и двигательных кондиций обучающихся;

2) внести коррективы в построение учебного и учебно-тренировочного процессов;

3) оценить успешность овладения студентами двигательными навыками;

4) провести сравнительную характеристику физического здоровья у различных групп студентов (группа, курс, факультет, университет);

5) выявить особенности состояния физического здоровья обучающихся в зависимости от разных медицинских групп здоровья;

6) дать характеристику влияния занятий различными видами спорта на особенности физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи;

7) провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура».

Библиографический список

1 .Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. 367 с.

2.Гилясов М.Х. Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательных учреждениях как приоритетная форма сохранения и укрепления здоровья школьников // Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения: Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Нальчик: ВНИИФКиС, 2007. С.69-71.

3.Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2005. 196 с.

4. Колокольцев М.М., Лумпова О.М., Лебединский В.Ю. Некоторые показатели физического развития девушек юношеского возраста Прибайкалья // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2011. №4(80). С.225-229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Маслова Е.С. и др. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья»: монография / под общ. ред. д-

ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.

6. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТА^БТЮА. М.: Медиа Сфера, 2002. 305 с.

7. Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П., Захаров Л.А. и др. Физкультурный паспорт // Методическое руководство по тест - программе. М., 1998. 25 с.

8. Физическое развитие и физическая подготовленность детей, подростков и молодежи. Методические рекомендации / под ред. д-ра мед. наук, профессора Лебединского В.Ю. Иркутск, 2002. 24 с.

9. Шпорин Э.Г., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М. Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона // Вестник ИрГТУ. 2011. №8(55). С.332-337.

10

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.