Научная статья на тему 'Влияние занятий физической культурой оздоровительной направленности на показатели физического развития студентов вузов'

Влияние занятий физической культурой оздоровительной направленности на показатели физического развития студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
681
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власов Евгений Анатольевич, Лебединский Владислав Юрьевич

Дан анализ использования мониторинговых технологий в исследовании физического развития и физической подготовленности студентов НИ ИрГТУ на протяжении всего периода их обучения в рамках диагностики уровня их здоровья и совершенствования учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием стандартных тестов и простейших индексов. Рассмотрено влияние обязательных занятий по физическому воспитанию на морфофункциональные характеристики обучающихся в вузе, в частности, изменение данных характеристик под влиянием каникулярного времени и в зависимости от объема и интенсивности их двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Власов Евгений Анатольевич, Лебединский Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF RECREATIONAL PHYSICAL TRAINING ON THE INDICES OF UNIVERSITY STUDENTS PHYSICAL DEVELOPMENT

The article analyzes the use of monitoring technologies in the study of physical development and physical fitness of NR ISTU students throughout the entire period of their education within the diagnosis of their health level and the improvement of the educational process on the discipline Physical Education, using standardized tests and simple indices. The effect of obligatory classes of physical training on morphofunctional characteristics of university students, in particular, changes in these characteristics under the influence of vacation time and depending on the volume and intensity of physical activity is examined.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий физической культурой оздоровительной направленности на показатели физического развития студентов вузов»

УДК 796.011.1

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

1 О

Е.А. Власов1, В.Ю. Лебединский2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дан анализ использования мониторинговых технологий в исследовании физического развития и физической подготовленности студентов НИ ИрГТУ на протяжении всего периода их обучения в рамках диагностики уровня их здоровья и совершенствования учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием стандартных тестов и простейших индексов. Рассмотрено влияние обязательных занятий по физическому воспитанию на морфофункциональные характеристики обучающихся в вузе, в частности, изменение данных характеристик под влиянием каникулярного времени и в зависимости от объема и интенсивности их двигательной активности.

Табл. 2. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: здоровье; физическая культура; студенты; физическое развитие.

THE EFFECT OF RECREATIONAL PHYSICAL TRAINING ON THE INDICES OF UNIVERSITY STUDENTS PHYSICAL DEVELOPMENT E.A. Vlasov, V.Yu. Lebedinsky

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article analyzes the use of monitoring technologies in the study of physical development and physical fitness of NR ISTU students throughout the entire period of their education within the diagnosis of their health level and the improvement of the educational process on the discipline "Physical Education", using standardized tests and simple indices. The effect of obligatory classes of physical training on morphofunctional characteristics of university students, in particular, changes in these characteristics under the influence of vacation time and depending on the volume and intensity of physical activity is examined. 2 tables. 11 sources.

Key words: health; physical education; students; physical development.

На сегодняшний день ситуация, связанная со здоровьем студентов, требует более тщательного контроля уровня физического развития. За последнее время резко увеличилось число подростков и молодежи с хроническими заболеваниями пищеварительной системы (с 3,0 до 20,0%), нервной системы (с 6,2 до 14,5%), аллергическими заболеваниями (с 2,5 до 7,5%), нарушениями обмена веществ, анемией, миопией (до 27-33%). Первая группа здоровья (полностью здоровые) выявлена всего у 8-12% обследованных, более половины были отнесены к 3-й функциональной группе (имеющие хронические болезни). Общая заболеваемость обучающихся увеличилась в 1,66 раза или в 3,5 раза по сравнению со взрослыми [10].

Физическая культура в «Основах законодательства РФ о физической культуре и спорте» представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина - важнейший компонент целостного развития личности. Она является составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения. Физическая культура

- обязательный раздел в гуманитарном комплексе образования, значимость которого проявляется через гуманизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье и физическое совершенство [1].

В то же время занятия на кафедре физической культуры - ограниченная во времени единица учебно-воспитательного процесса, ориентированная на достижение основной задачи предмета «Физическая культура» - укрепление здоровья.

На учебных занятиях по физической культуре реализуются во взаимосвязи и взаимозависимости образовательно-инструктивные, оздоровительно-рекреационные и воспитательно-развивающие задачи. Учебно-воспитательный процесс проходит дифференцированно с учетом особенностей возраста, пола, физического развития, состояния здоровья, двигательной подготовленности обучающихся в вузе. Занятия могут быть организованы на площадках, в спортивных залах, в бассейне, на местности при различных температурных режимах с использованием специального

1 Власов Евгений Анатольевич, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89027670609, e-mail: [email protected]

Vlasov Evgeny, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89027670609, e-mail: [email protected]

2Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]

Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medical sciences, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]

инвентаря и оборудования [9].

Таким образом, занятия физической культурой на кафедре в учебное время являются основной формой организации учебно-воспитательного процесса по дисциплине и обеспечивают базовый объем двигательной активности студентов вузов.

Один из обязательных компонентов в управлении физическим состоянием студентов на учебных занятиях оздоровительной направленности - определение у занимающихся уровня физического развития с целью осуществления более индивидуального подхода и эффективного контроля учебно-тренировочных воздействий [5].

В процессе регулярных занятий физической культурой в организме студента происходят функциональные и структурные изменения. В первую очередь это сказывается на работе основных функциональных систем, таких как сердечно-сосудистая и дыхательная. В результате выполнения физических упражнений улучшается сократительная функция миокарда, что выражается в уменьшении частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое, а также повышается эластичность сосудов. Это в свою очередь сказывается на нормализации артериального давления. Улучшается пропускная способность респираторного отдела легких, и происходит их увеличение в размерах, что отражается на частоте дыхания, их жизненной емкости и экскурсии грудной клетки [6].

Целью данной работы является определение с использованием мониторинговых технологий степени воздействия обязательных занятий физической культурой оздоровительной направленности на показатели физического развития студентов НИ ИрГТУ. Для ее достижения поставлены следующие задачи: 1) выявить динамику изменения показателей физического развития студента в процессе обучения в вузе; 2) определить, как отсутствие плановых занятий по физической культуре влияет на физическое развитие студентов; 3) проследить изменения показателей физического развития студентов в зависимости от интенсивности физической нагрузки.

Впервые изучена и проанализирована динамика морфофункциональных характеристик физического развития студентов вуза за период их обучения на кафедре физической культуры, а именно с первого по четвертый курс. Проведен сравнительный анализ изменений изучаемых параметров в зависимости от величины учебно-тренировочной нагрузки (занятия по физической культуре проводились на первом, втором курсах два раза в неделю, на третьем, четвертом -один). Показана степень влияния длительных перерывов (каникулярное время) в процессе обучения на характеристики физического здоровья студентов. Определено, что мониторинг физического развития и физической подготовленности является не только неотъемлемой частью учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», позволяя оценить степень воздействия физических упражнений на организм занимающихся, но и представляет собой основной и оперативный инструмент контроля уровня физического здоровья студенческой молодежи, а также помогает

выявить профессиональную компетентность и эффективность организации учебно-тренировочного процесса по предмету.

Организация исследования. Контроль физического развития студентов НИ ИрГТУ проводился в рамках реализации государственного проекта «Мониторинг здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» на основании постановления Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [7]. В течение четырех лет (семь семестров) два раза в год фиксировался уровень физического развития и отслеживалась динамика изменения основных морфофункциональных характеристик у студентов мужского состава, имеющих первую функциональную (основную) группу. В исследовании приняло участие 150 студентов различных специальностей, за время выполнения работы было проведено 1033 комплексных обследования.

Методы исследования. Для определения уровня физического развития студентов использовались стандартные пробы [7, 11]: измерение роста производилось при помощи стандартного ростомера с подвижной горизонтальной планшеткой; вес измерялся на десятичных медицинских весах рычажной системы чувствительностью до 50 грамм; жизненная емкость легких (ЖЕЛ) определялась при помощи спирометра «ССП»; измерение артериального давления (АД) проводилось при помощи механического тонометра и оценивалось по методу Короткова, у каждого студента давление замерялось 2-3 раза и регистрировалось среднее значение, фиксировалось как систолическое, так и диастолическое АД; частота сердечных сокращений (ЧСС) измерялась пальпаторным методом (подсчитывалось количество пульсаций в лучевой артерии за 1 мин); окружность грудной клетки (ОГК) измерялась сантиметровой лентой при вертикальном положении обследуемого, учитывалось значение в покое, а также на вдохе и выдохе; измерялась длительность задержки дыхания: проба Штанге и проба Генче; кистевая динамометрия проводилась посредством сжатия динамометра «ДК-100» вытянутой в сторону рукой.

По результатам проведения проб были рассчитаны следующие индексы:

Индекс Кетле 2 К2 = Вес тела (кг) / Рост (м);

Силовой индекс СИ = Мышечная сила ведущей кисти (кг) / Вес тела (кг) х 100%;

Экскурсия грудной клетки ЭГК = ОГК(вдох) -ОГК(выдох);

АД пульсовое АДп = АДс - АДд;

Адаптационный потенциал по Апанасенко Л.Г. [2] АП=0,011ЧСС + 0,014АДс + 0,008 АДд + = = 0,014Возраст + 0,009 Вес - (0,009 Рост + 0,27) .

Полученные в результате тестирования данные были обработаны с помощью параметрических методов математической статистики. Достоверность различий определялась посредством двухвыборочного t-теста Стьюдента [8].

Результаты исследования. В ходе исследования были получены следующие данные (табл. 1).

Рост у студентов НИ ИрГТУ увеличивается практически пропорционально в каждом семестре, хотя его изменения не достоверны. За период обучения с первого по седьмой семестр среднее значение роста увеличивается с 176,7 до 178,2 см (Р = 0,039).

У большинства студентов вес увеличивается за летнее время, причем за учебное время он либо не изменяется, либо незначительно увеличивается, а у некоторых даже снижается. За первый год обучения с сентября по сентябрь средний вес увеличивается с 64,73 кг до 66,13 кг (Р = 0,049). За второй год обучения он увеличился еще на 2,18 кг (Р = 0,01). На третьем курсе масса тела стабилизируется и изменяется незначительно.

ЖЕЛ в каждом семестре изменяется незначительно, хотя у большинства студентов она увеличивается за учебное время (Р = 0,18), а в каникулярное время практически не изменяется (Р = 0,41). За период обучения ЖЕЛ увеличивается с 4,12 (1 курс) до 4,38 (4 курс) литров (Р = 0,0004).

ОГК в покое за период обучения на первом курсе увеличивается с 89,23 до 89,95 см (Р = 0,08), за летний период практически не изменяется (Р = 0,32). На втором курсе он увеличивается с 90,30 до 91,31 см (Р = 0,037), за каникулы возрастает незначительно. На третьем курсе он не увеличивается (Р = 0,1) и за лето также не изменяется.

Систолическое давление на первом курсе практически не изменяется, а вот за летний период выраста-

ет с 128,1 до 132,3 мм рт. ст. (Р = 0,02). На втором курсе оно стабилизируется, а за лето вырастает с 130,9 до 134,9 мм рт. ст. (Р = 0,005). За период от пятого к седьмому семестру достоверных изменений значений этого показателя не прослеживается.

Диастолическое давление за первый учебный год уменьшается с 70,3 до 68,0 мм рт. ст. (Р = 0,009), а за период летних каникул увеличивается на 1,5 мм рт. ст. (Р = 0,057). За второй год обучения оно падает с 69,5 до 65,9 мм рт. ст. (Р = 0,0001), а за лето вырастает на 2,4 мм рт. ст. (Р = 0,009). За период от пятого к седьмому семестру его достоверных изменений не происходит.

После обработки полученных данных рассчитаны следующие индексы (табл. 2).

Частота сердечных сокращений в покое значительно снижается за время обучения на первом, втором курсах (Р = 0,001 и Р = 0,01, соответственно), а вот на третьем курсе практически не изменяется. В летний промежуток между третьим и четвертым курсами ЧСС значительно увеличивается с 72,58 до 77,43 ударов в минуту с достоверностью Р = 0,0002.

Проба Штанге за первый год обучения с сентября по сентябрь увеличивается с 1 мин 5,3 сек до 1 мин 12,0 сек (Р = 0,025), за второй год увеличивается незначительно (Р = 0,09), а за третий практически не изменяется (Р = 0,3). Проба Генче за период обучения практически не изменяется, с первого по седьмой семестр ее изменения составляют всего 2,7 секунды (Р = 0,2).

Таблица 1

Уровень ф физического рразвития студентов вузов

Параметр 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. 7 сем.

176,7 176,9 ± 0,59 177,1 ± 0,59 177,3 ± 0,60 177,6 ± 0,59 177,9 ± 0,59 178,2 ± 0,59

Рост ± 0,58 д = 6,16 д = 6,19 д = 6,28 д = 6,16 д = 6,23 д = 6,20

д = 6,16 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1

64,73 64,86 ± 0,63 66,13 ± 0,65 66,86 ± 0,70 68,31 ± 0,68 68,40 ± 0,74 69,08 ± 0,72

Вес ± 0,63 д = 6,58 д = 6,80 д = 7,36 д = 7,17 д = 7,73 д = 7,54

д = 6,59 Р>0,1 Р=0,09 Р>0,1 Р=0,06 Р>0,1 Р>0,1

4,12 4,19 ± 0,05 4,21 ± 0,05 4,27 ± 0,05 4,29 ± 0,05 4,37 ± 0,06 4,38 ± 0,06

ЖЕЛ ± 0,05 д = 0,57 д = 0,57 д = 0,56 д = 0,57 д = 0,58 д = 0,58

д = 0,58 Р=0,18 Р=0,39 Р=0,21 Р=0,42 Р=0,16 Р=0,41

126,1 128,1 ± 1,00 132,3 ± 1,09 130,9 ± 0,90 134,9 ± 1,21 134,2 ± 0,88 133,3 ± 1,08

АДс ± 1,00 д = 10,47 д = 11,42 д = 9,48 д = 12,67 д = 9,18 д = 11,29

д = 10,47 Р=0,11 Р=0,02 Р=0,16 Р=0,005 Р=0,34 Р=23

70,3 68,0 ± 0,75 69,5 ± 0,75 65,9 ± 0,65 68,3 ± 0,79 68,3 ± 0,67 69,3 ± 0,69

АДд ± 0,60 д = 7,89 д = 7,87 д = 6,82 д = 8,30 д = 7,04 д = 7,25

д = 6,32 Р=0,009 Р=0,057 Р<0,001 Р=0,009 Р=0,5 Р=0,16

76,10 72,50 ± 0,95 74,55 ± 0,96 71,45 ± 0,93 73,05 ± 0,96 72,58 ± 0,93 77,43 ± 0,94

ЧСС ± 0,71 д = 9,98 д = 10,06 д = 9,73 д = 10,06 д = 9,72 д = 9,82

д = 7,40 Р=0,001 Р=0,04 Р=0,01 Р=0,1 Р>0,1 Р<0,001

ОГК (вдох) 93,78 94,54 ± 0,39 94,97 ± 0,39 96,43 ± 0,41 97,34 ± 0,42 97,90 ± 0,45 98,00 ± 0,45

± 0,38 д = 4,06 д = 4,08 д = 4,29 д = 4,38 д = 4,75 д = 4,68

д = 3,98 Р=0,08 Р=0,23 Р=0,004 Р=0,09 Р>0,1 Р>0,1

ОГК (покой) 89,23 89,95 ± 0,39 90,30 ± 0,38 91,31 ± 0,41 92,03 ± 0,41 92,75 ± 0,45 93,13 ± 0,44

± 0,39 д = 4,03 д = 4,03 д = 4,32 д = 4,32 д = 4,67 д = 4,66

д= 4,09 Р=0,08 Р=0,32 Р=0,037 Р>0,1 Р>0,1 Р>0,1

Таблица 2

ОГК (выдох) 86,35 ± 0,38 д = 3,94 87,46 ± 0,38 д = 3,97 Р=0,07 87,39 ± 0,38 д = 4,02 Р=0,3 88,35 ± 0,41 д = 4,25 Р=0,044 88,92 ± 0,41 д = 4,29 Р>0,1 89,72 ± 0,43 д = 4,56 Р>0,1 90,13 ± 0,44 д = 4,58 Р>0,1

Проба Штанге 01:05,3 ± 00:02,3 д=00:23,5 01:08,0 ± 00:02,5 д = 00:25,9 Р>0,1 01:12,0 ± 00:02,5 д = 00:25,9 Р>0,1 01:13,1 ± 00:02,5 д = 00:25,9 Р>0,1 01:15,8 ± 00:02,4 д = 00:24,7 Р>0,1 01:18,7 ± 00:02,5 д = 00:25,0 Р>0,1 01:17,8 ± 00:02,5 д = 00:25,6 Р>0,1

Проба Генче 00:32,8 ± 00:03,2 д=00:14,8 00:33,0 ± 00:03,2 д = 00:14,6 Р>0,1 00:33,4 ± 00:01,5 д = 00:15,3 Р>0,1 00:33,7 ± 00:01,5 д = 00:14,9 Р>0,1 00:34,7 ± 00:01,4 д = 00:14,3 Р>0,1 00:35,7 ± 00:01,4 д = 00:14,7 Р>0,1 00:35,5 ± 00:01,4 д = 00:14,5 Р>0,1

Дин. прав. 44,19 ± 0,55 д = 5,76 45,08 ± 0,55 д = 5,73 Р>0,1 46,51 ± 0,57 д = 5,96 Р=0,03 48,11 ± 0,53 д = 5,51 Р=0,02 49,33 ± 0,56 д = 5,89 Р=0,06 49,65 ± 0,58 д = 6,09 Р>0,1 50,04 ± 0,61 д = 6,35 Р>0,1

Дин. лев. 42,08 ± 0,52 д = 5,50 42,79 ± 0,52 д = 5,47 Р>0,1 43,81 ± 0,52 д = 5,47 Р=0,0,9 45,20 ± 0,52 д = 5,51 Р=0,03 46,08 ± 0,56 д = 5,85 Р>0,1 46,36 ± 0,57 д = 5,99 Р>0,1 47,20 ± 0,60 д = 6,28 Р>0,1

Р - достоверность различий

Индексы физического развития студентов вузов

Параметр 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. 7 сем.

20,74 20,81 ± 0,18 21,10 ± 0,19 21,28 ± 0,20 21,66 ± 0,19 21,61 ± 0,22 21,77 ± 0,21

Кетле 2 ± 0,18 д = 1,92 д = 1,97 д = 2,11 д = 2,04 д = 2,26 д = 2,19

д = 1,92 Р=0,4 Р=0,1 Р=0,3 Р=0,08 Р=0,4 Р=0,3

69,34 70,88 ± 0,81 71,22 ± 0,81 72,81 ± 0,82 72,85 ± 0,78 73,40 ± 0,80 73,24 ± 0,84

СИ ± 0,87 д = 8,50 д = 8,50 д = 8,58 д = 8,20 д = 8,43 д = 8,84

д = 9,14 Р=0,09 Р=0,3 Р=0,08 Р=0,5 Р=0,3 Р=0,4

7,43 7,02 ± 0,22 7,58 ± 0,19 8,08 ± 0,20 8,41 ± 0,21 8,19 ± 0,17 7,87 ± 0,18

ЭГК ± 0,19 д = 2,27 д = 2,04 д = 2,10 д = 2,18 д = 1,82 д = 1,94

д = 1,96 Р=0,08 Р=0,02 Р=0,04 Р=0,1 Р=0,2 Р=0,1

55,76 60,04 ± 1,0 62,77 ± 0,96 65,05 ± 0,90 66,58 ± 1,22 65,35 ± 1,07 63,98 ± 1,52

АДп ± 0,98 д = 10,53 д = 10,09 д = 9,42 д = 12,75 д = 11,19 д = 15,89

д = 10,28 Р=0,001 Р=0,02 Р=0,04 Р=0,1 Р=0,22 Р=0,18

2,13 2,12 ± 0,02 2,22 ± 0,02 2,15 ± 0,02 2,26 ± 0,03 2,16 ± 0,04 2,30 ± 0,03

АП ± 0,02 д = 0,21 д = 0,25 д = 0,22 д = 0,26 д = 0,38 д = 0,30

д = 0,21 Р>0,1 Р<0,001 Р=0,01 Р<0,001 Р=0,01 Р<0,001

Р - достоверность различий

Сила кисти увеличивается пропорционально весу студентов. В процессе увеличения веса кистевая динамометрия правой руки увеличивается с 44,19 до 46,51 кг (Р = 0,002) на первом и до 49,33 кг (Р < 0,001) на втором курсе. Кистевая динамометрия левой руки увеличивается с 42,08 до 43,81 кг (Р = 0,01) на первом и до 46,08 кг (Р < 0,01) на втором курсе. На третьем курсе изменения результатов динамометрии правой и левой рук недостоверны Р = 0,2 и Р = 0,1, соответственно. Установлено, что сила правой руки на первом и втором курсах увеличивается с большими темпами, чем левой. Разница между ними увеличивается с 2,1 до 3,2 кг (Р = 0,008). На третьем же курсе разница сокращается, но незначительно (Р = 0,2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К моменту поступления в университет весоросто-вые показатели находятся около нижних границ нормы по сравнению с рекомендациями ВОЗ. К началу третьего курса вырастают до средних значений и стабилизируются.

Силовой индекс за период обучения на первом курсе незначительно увеличивается (Р = 0,09), за летнее время не изменяется (Р = 0,3). На втором курсе также увеличивается незначительно (Р = 0,08) и за весь последующий период обучения на факультете физической культуры и спорта практически не изменяется.

Если на протяжении первого и второго курсов экскурсия грудной клетки растет с 7,43 до 8,41 см (Р = 0,0002), то за период от начала третьего до начала четвертого курса уже снижается (Р = 0,03).

Пульсовое давление за первый год обучения увеличивается на 4,64 мм рт. ст. (Р = 0,001), за летнее время - на 2,73 мм рт. ст. (Р = 0,02), за второй год - на 2,28 мм рт. ст. (Р = 0,04), за летние каникулы практически не изменяется (Р = 0,1) и на третьем, четвертом курсах снижается с 66,58 до 62,90 мм рт. ст. (Р = 0,05).

Адаптационный потенциал по Апанасенко на первом курсе практически не изменился (Р=0,3) и к концу учебного года составляет 2,1 балла, что соответствует

нижней границе удовлетворительного уровня адаптации, за летние каникулы значительно ухудшается до 2,22 (Р=0,0007), что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации. За второй курс он улучшается до 2,15 (Р=0,015) (приближается к удовлетворительному уровню), за лето опять удаляется до 2,26 (Р=0,0006). На третьем курсе улучшается до 2,16 (р=0,012) и за лето ухудшается до 2,3 (Р=0,001).

Опираясь на результаты использования мониторинговых технологий изучения характеристик физического развития (как физически детерминированных, так и подверженных влиянию физических упражнений) студентов НИ ИрГТУ (мужского состава) можно сделать следующее заключение:

1. В период их обучения на первом, втором курсах продолжается развитие морфологических свойств организма, о чем свидетельствует увеличение роста и веса (весоростовой индекс стремится к возрастной норме). На третьем курсе эти параметры стабилизируются и выходят на уровень среднестатистических значений для этого контингента обследованных.

2. Ряд показателей, таких как ЖЕЛ, ОГК, кистевая динамометрия, увеличивается пропорционально увеличению веса и роста студентов и также стабилизируется на третьем курсе и не изменяется на четвертом.

3. Показатели, информирующие о функциональных возможностях организма, а также о количестве адаптационных резервов - артериальное давление, пульс в покое, адаптационный потенциал и силовой

индекс - свидетельствуют о повышении уровня тренированности от начала учебного года к его завершению и о снижении уровня тренированности за период летних каникул. К тому же в период одноразовых занятий (третий, четвертый курс) эти сдвиги менее выражены, а в некоторых тестах, например, пульсовое давление, отмечается даже характерный спад функциональных возможностей.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что морфофункциональные характеристики физического развития студентов, обучающихся на первом и втором курсах, продолжают формироваться, а на третьем и четвертом - стабилизируются. За время учебного года и за период летних каникул результаты изучаемых морфологические показателей (рост, вес, ОГК) изменяются пропорционально и взаимосвязанно, а функциональные (ЖЕЛ, пробы Штанге и Ген-че) за летний период значительно снижаются. В связи с этим требуется увеличение объема физической активности студентов в летнее время.

Во время обучения на первом, втором курсах при двухразовых занятиях изменения функциональных показателей организма студентов более выражены, чем при одноразовых уроках на третьем и четвертом курсах. Следовательно, можно рекомендовать увеличение количества учебных часов по дисциплине «Физическая культура» на третьем и четвертом курсах с целью повышения качества здоровья обучающихся в вузе.

Библиографический список

1. Анищенко В.С. Физическая культура. М.: ФиС, 2000. 265 с.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 248 с.

3. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. [и др.]. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / под ред. Б.А. Ашма-рина. М.: Просвещение, 1990. 287 с.

4. Изаак С.И., Панасюк Т.В. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья населения (возрастно-половые особенности студентов) // Теория и практика физ. культуры. 2004. № 11. С. 51-52.

5. Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: автореф. дис. ... д-ра медиц. наук. Томск, 1990. 48 с.

6. Коц Я.М. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС. 1998. 200 с.

7. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.

8. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТА^БТЮА. М.: МедиаСфера, 2002. 312 с.

9. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография. М.: Советский спорт, 2007. 168 с.

10. Соломенцева Г.П. Здоровье детского населения как фактор национальной безопасности России: социологический аспект: дис. .канд. социол. наук. М., 2003. 185 с.

11. Физическое развитие и физическая подготовленность детей, подростков и молодежи: методические рекомендации / под ред. Лебединского В.Ю. Иркутск: БИОФССиТ, 2002. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.