^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2010. Экономические науки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блудова, С.Н. О классификации регионов РФ на основе оценки внешнеэкономического потенциала [Электронный ресурс] / С.Н. Блудова. - Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/econom/8/41.pdf /file_ download
2. Внешнеэкономическая деятельность Пермского края в январе-декабре 2008 года [Текст]. - Пермь: Тер. орган Фед. службы гос. стат. по Пермскому краю, 2009.
3. Доклад о развитии человеческого капитала в Пермском крае в 2009 году. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://blog59.ru/
4. Курсы валют [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kurs-dollara.ru/dollar-12-08.html
5. Мингалева, Ж.А. Инвестирование прогрессивных структурных сдвигов в промышленности [Текст] / Ж.А. Мингалева // Экономика региона. -2006. - № 3(7). - С. 66-82.
6. Отраслевая структура ВРП по видам экономической деятельности за 2008 год в процентах [Электронный ресурс] : матер. Фед. службы гос. стат. - Режим доступа: http://www.gks.ru
7. Регионы России: социально-экономические показатели за 2009 год [Текст] : стат. сб. - М., 2010.
УДК 338.439.025
Ю.Ю. Тиунова
Мониторинг факторов продовольственной безопасности
региона
Обеспечение продовольственной безопасности, надежное снабжение населения продуктами питания - одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности, что закреплено в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации [5].
Современное состояние продовольственного обеспечения населения России характеризуется рядом острых проблем из-за кризисного состояния аграрной структуры страны. За последние десять лет ХХ в. производство мяса в России сократилось в 5 раз, среднедушевое потребление мясных продуктов уменьшилось с 75 кг в 1990 г. до 47 кг в 2001 г. и сегодня составляет менее 77 % от рациональной нормы; быстрыми темпами растет импорт мяса и мясопродуктов - более 60 % от объема внутреннего потребления. Основные факторы такого положения: неэффективное сельскохозяйственное производство; диспаритет цен; высокий уровень износа основных фондов предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности; значительное сокращение государственной поддержки агропромышленного комплекса, особенно сельского хозяйства; недоступность кредитных ресурсов; низкий
уровень развития товаропроводящей инфраструктуры рынка; низкая покупательная способность населения.
Объективная необходимость преодоления негативных тенденций в продовольственном обеспечении населения обусловливает поиск наиболее совершенных организационно-экономических механизмов управления обеспечением продовольственной безопасности, позволяющих оперативно реагировать на изменения внутренних и внешних социально-экономических условий [4]. С утверждением доктрины продовольственной безопасности РФ актуально внедрение в практику деятельности региональных органов власти такой функции управления как мониторинг [1].
Постоянно действующий мониторинг позволяет отслеживать процесс производства и распределения продуктов питания, а также контролировать и прогнозировать эффективность функционирования региональной продовольственной системы в долгосрочной перспективе [2]. При этом система мониторинга должна иметь многоуровневую структуру, обеспечивать комплексный охват всех аспектов развития системы продовольственного обеспечения, базиро-
ваться на международном и отечественном опыте организации мониторинговых исследований [3]. Комплексный характер мониторинга позволит обнаруживать зоны отставания и препятствия к обеспечению продовольственной безопасности; разрабатывать адекватную систему мероприятий, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, негативно влияющих на устойчивость продовольственной безопасности региона.
Мониторинг факторов продовольственной безопасности - система мер по систематическому наблюдению и непрерывному анализу устойчивости системы продовольственного обеспечения к возникающим угрозам. Основной целью проведения мониторинга продовольственной безопасности является обеспечение органов власти и управления полной, всесторонней и объективной информацией о текущем состоянии и тенденциях развития региональной продовольственной системы для принятия эффективного управленческого решения. Мониторинг продовольственной безопасности должен решать следующие задачи:
- производить наблюдения за изменением состояния продовольственной безопасности региона, формировать информационную базу, необходимую для выявления основных тенденций в развитии системы продовольственного обеспечения;
- давать объективную оценку происходящим изменениям, исходя из региональных интересов и с учетом общефедеральных проблем;
- выявлять факторы, негативно влияющие на устойчивость продовольственной безопасности региона;
- прогнозировать изменения состояния продовольственной системы на ближайшую и отдаленную перспективу;
- определять устойчивые тенденции в развитии системы продовольственного обеспечения;
- осуществлять регулярную корректировку региональной продовольственной стратегии.
Для получения объективных выводов мониторинг продовольственной безопасности региона должен осуществляться с соблюдением ряда основополагающих принципов [6]:
- целевой направленности информационных процессов,
- непрерывности наблюдений,
»
- независимости и беспристрастности регистраторов и аналитиков,
- достоверности и оперативности исходной информации,
- максимальной репрезентативности информации и методов ее обработки,
- периодичности снятия информации о происходящих изменениях;
- гибкости системы мониторинга и ее интег-рированности с общей системой управления регионом,
- сопоставимости применяемых показателей мониторинга во времени, и других.
Сложившаяся ситуация в сфере информационного обеспечения принятия управленческих решений требует совершенствования существующей системы мониторинга. При модернизации информационного обеспечения органов исполнительной власти предлагается использовать системный подход и, прежде всего, разработать концепцию мониторинга. Так, нами разработана концептуальная модель мониторинга, синтезирующая цель, задачи, методы и принципы организации мониторинга, систему информационного обеспечения принятия управленческих решений и банка данных (см. схему). Разработанная концептуальная модель мониторинга обеспечивает системность мониторинга и предполагает с одной стороны мониторинг существующего положения дел в обеспечении продовольственной безопасности региона, с другой - создание на основе мониторинга скорректированной системы управления устойчивостью продовольственной системы.
На первом этапе мониторинга определяются: цели и задачи мониторинга, предмет и объекты наблюдения, субъект проведения мониторинга, структура показателей (индикаторов), по которым будет проводиться мониторинг, методы обработки данных мониторинга,
программа организации и проведения мониторинга. Проведение мониторинга можно возложить на одно из подразделений правительства региона или привлечь через механизм аутсорсинга внешнюю организацию (консалтинговую фирму).
На следующем этапе формируется информационная база мониторинга: производится сбор внешней и внутренней информации о состоянии продовольственной системы региона. Источни-
Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2010. Экономические науки
Определение цели и задач мониторинга, предмета и объектов наблюдения, разработка и утверждение инструментария
Формирование информационной базы мониторинга
Аналитическая обработка информации
Комплексная оценка устойчивости системы продовольственного обеспечения
Выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
Разработка сценариев развития продовольственной системы в средне-и долгосрочной перспективе
Выбор целевого сценария
Разработка продовольственной стратегии
Принятие управленческого решения по усилению продовольственной безопасности
Организационная схема проведения мониторинга продовольственной безопасности региона
МОНИТОРИНГ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
ками информации служат федеральные и региональные нормативно-правовые документы по вопросам продовольственного обеспечения населения; данные Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального органа; материалы региональных министерств сельского хозяйства, промышленности и торговли; данные социологических исследований.
Третий этап предполагает систематизацию собранной информации и ее обработку по основным направлениям мониторинга при помощи различных методов, прежде всего, сравнения и анализа. Анализу подвергаются все элементы продовольственной системы: организационная подсистема, ресурсная подсистема, производственно-технологическая подсистема, подсистема экономической доступности продовольствия, подсистема потребления, товаропро-
водящая инфраструктура, подсистема управления, подсистемы финансового, информационного, материально-технического и технологического обеспечения, подсистема формирования продовольственного резерва. При проведении анализа могут быть использованы разные комбинации методов многомерного экономико-статистического анализа (кластерного, факторного, регрессионного, дисперсионного анализа, трендовых моделей региональных систем и т. д.), которые позволяют получить достоверные результаты исследования.
На следующем этапе на основе предшествующего анализа осуществляется комплексная оценка устойчивости системы продовольственного обеспечения региона через систему индикаторов. Сравнительный анализ индикаторов позволяет поставить окончательный диагноз системе продовольственного обеспечения региона -
»
обозначить уровень продовольственной безопасности региона. Посредством интегральной оценки выявляют существующие проблемы и потенциальные угрозы в продовольственном обеспечении региона.
После выявления проблем и угроз продовольственного обеспечения региона разрабатывается и анализируется несколько сценариев дальнейшего развития продовольственной системы при сложившейся конъюнктуре рынка, а также возможных ее изменениях в ближайшей и отдаленной перспективе; затем производится выбор целевого сценария, служащий основой разработки стратегии развития продовольственной системы региона. Результаты работ на данном этапе оформляют в виде итогового отчета. Сводный отчет должен содержать рекомендации по повышению эффективности продовольственной системы региона.
Заключительным этапом является осуществление выбора оптимального управленческого решения по усилению продовольственной безопасности региона при условии соблюдения баланса интересов региона с общенациональными интересами.
Внедрение в практику регулирования социально-экономического развития региона предложенной системы мониторинга продовольственной безопасности позволит проводить анализ состояния и тенденций развития системы продовольственного обеспечения на качественно новом уровне и ставить комплексный развернутый диагноз, повышать качество и оперативность принятия управленческих решений, решать задачи по обеспечению динамичного и устойчивого развития региональной продовольственной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Текст] : утв. Указом Президента РФ № 120 от 30.01.10 г.
2. Кондратенко, С.А. Модель устойчивости регионального продовольственного рынка [Текст] / С.А. Кондратенко // Вестник Национальной академии наук Беларуси. Серия: Аграрные науки. - 2009. - № 4. - С. 26-34.
3. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации [Текст] / С.И. Не-делько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретин-ская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой; под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. - М., 2008. - 321 с.
4. Рычихина, Э.Н. Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муниципального образования [Электронный ресурс] / Э.Н. Рычихина // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. - Киров: Междунар. центр науч.-исслед. проектов, 2008. - № 1 (13). - Режим доступа: http://region.mcnip.ru
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст] : утв. Указом Президента РФ № 537 от 12.05.09 г.
6. Шишкин, А.И. Сущность, задачи и принципы мониторинга социально-экономических процессов в регионе [Текст] // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2004. - № 1 (19). -С. 16-30.