Научная статья на тему 'Об одном алгоритме оценки уровня устойчивого развития региона'

Об одном алгоритме оценки уровня устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
175
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ли Анна Станиславовна

Описана концептуальная модель паспорта устойчивого развития региона, обоснованная с точки зрения концепции устойчивого развития и теории эаинтересованных сторон. Представлен алгоритм оценки уровня устойчивого развития региона на основе предложенной модели паспорта с описанием ключевых этапов оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual model of a region sustainable development passport grouded in sustainable development concept and stakeholder's theory point of view is described in the article. The algorithm of a region sustainable development rate estimation with its key steps description on the base of proposed passport model is displayed.

Текст научной работы на тему «Об одном алгоритме оценки уровня устойчивого развития региона»

^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГПУ.6.2211.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУКИ

к решению комплексных социально-экономических проблем в углепромышленных территориях, а также на принципах рационального природопользования [4].

Данные направления деятельности актуальны и для экономики Кизеловского угольного бассейна, по всей территории которого расположены огромные терриконы углепромышленных отходов. Современные технологии и зарубежный опыт использования углепромышленных отходов в качестве исходного сырья дают возможность

эффективно применять их в хозяйственной деятельности территории и края(например, в строительстве). Процесс вовлечения отходов целесообразно осуществлять с учетом всех факторов региона, позволяющих принимать своевременные и обоснованные решения по рациональному природопользованию и улучшению состояния природной среды.

Работа выполнена в рамках Темплана-2011 ГОУ ВПО ПГУ по заказу Федерального агентства по образованию (тема № 1.5.10).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лексин, В.Н. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика [Текст] : в 5 т., 12 кн. / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. -М.: Эдиториал УРСС, 2000.

2. Мингалева, Ж.А. Инвестирование прогрессивных структурных сдвигов в промышленности [Текст] / Ж.А. Мингалева // Экономика региона. - 2006. -№ 3(7). - С. 66-82.

3. Мингалева, Ж. А. Инвестиционные механизмы управления прогрессивными структурными сдвигами: некоторые теоретические аспекты анализа сдвигов [Текст] / Ж.А. Мингалева // Журнал экономической теории. - 2006. - № 2. - С. 121-136.

4. Мингалева, Ж.А. Государственные инвестиции

в инфраструктуру как фактор регионального экономического развития [Текст] / Ж.А. Мингалева, Е.В. Подгорнова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2010. -№ 2(96). - С. 115-119.

5. Основные направления реструктуризации угольной промышленности России [Текст]. - М., 1995. - 17 с.

6. Попов, В.Н. Занятость в угольной промышленности: реальность и перспективы [Текст] / В.Н. Попов, А.А. Рожков // Уголь. - 1997. - № 4.

7. Социальные вопросы при ликвидации предприятий в ходе реструктуризации угольной промышленности России [Текст]. - М.: Росуглепрофсоюз, 1997.

УДК 332.1

А.С. Ли

ОБ ОДНОМ АЛГОРИТМЕ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Качественное развитие экономики региона, позволяющее учитывать социальные и экологические требования, возможно только в рамках концепции устойчивого развития, в основе которой лежит баланс ключевых составляющих (экономической, социальной, экологической). Достигнуть баланса можно при учете требований заинтересованных сторон. Возникает необходи-

мость управления развитием региона в целях достижения высокого уровня устойчивого развития. Управление должно осуществляться на основе реальных данных об уровне устойчивого развития (обратная связь). Для реализации мониторинга и оценки уровня устойчивого развития региона необходима разработка адекватного ин-струментарно-методического обеспечения.

Проведенный анализ зарубежного и отечественного опыта разработки инструментарно-методического обеспечения оценки устойчивого развития [1-3] выявил ряд недостатков, которые позволили сформировать требования к оценке уровня устойчивого развития, а именно: системность исследования (все индикаторы должны быть взаимоувязаны в единую систему оценки, позволяющую свернуть ее в единый интегральный показатель), комплексность анализа (позволяет учитывать экономическую, социальную и экологическую составляющую устойчивого развития в едином комплексе показателей), сбалансированность (интегральный показатель должен отражать степень сбалансированности составляющих устойчивого развития), периодичность и регламентированность (оценка должна проводиться с определенной периодичностью и быть обязательной на всех уровнях).

В качестве эффективного способа организации мониторинга и учета уровня устойчивого развития на регулярной основе, обладающего объективными преимуществами, содержание которого в полной мере соответствует концепции устойчивого развития, отвечающего всем необходимым требованиям, выбран метод паспортизации устойчивого развития региона. Концептуальная модель паспорта содержит следующие разделы: экономический, социальный, экологический (в соответствии с концепцией устойчивого развития). Содержательное наполнение паспорта показателями производилось прямым методом (идентификация заинтересованных сторон -выявление требований - формирование характеристик - выбор показателей) в сочетании с косвенным (анализ принципов концепции устойчивого развития - использование существующей информационной базы - выбор показателей). В результате выделены заинтересованные стороны в устойчивом развитии. Принципы устойчивого развития на региональном уровне определены как требования этих сторон, поскольку их соблюдение обеспечивает баланс всех составляющих. Принципы разбиты на характеристики. На основе выделенных характеристик определен набор индикаторов паспорта устойчивого развития региона (85 показателей).

Экономический раздел паспорта устойчивого развития региона содержит 36 индикаторов, оценивающих степень развития производственного, инновационного и трудового потенциалов, эффективность экономики региона и степень интенсификации производства, рациональность структуры производства и потребления природных ресурсов, экологическую ответственность бизнеса за негативное воздействие на окружающую среду.

Социальный раздел включает 24 индикатора, которые отражают демографическое состояние, уровень жизни и благосостояния населения, состояние здравоохранения и образования в регионе, социальную справедливость в распределении доходов, стабильность и защищенность.

В состав экологического раздела паспорта входит 25 индикаторов, характеризующих состояние окружающей среды (водные, земельные ресурсы, атмосферный воздух, отходы), рациональность природопользования (экологический аспект), сохранность природных зон региона, эффективность экологического контроля и обеспеченность государственной поддержкой в области охраны окружающей среды.

Для реализации оценки мониторинга уровня устойчивого развития нами разработан алгоритм, который содержит восемь взаимосвязанных между собой этапов. Первый этап предполагает сбор первичных данных, необходимых для расчета индикаторов паспорта устойчивого развития региона (второй этап). На третьем этапе определяются интервалы допустимых значений (верхняя граница, нижняя граница) каждого индикатора на основе установленных нормативов (исследование нормативной базы) или дисперсионного анализа в случае, если нормативы для индикатора не установлены. Далее формируем комплексные индикаторы по каждому разделу паспорта устойчивого развития (четвертый этап). Вначале необходимо все индикаторы паспорта устойчивого развития региона (паспорт УРР) привести в сопоставимый вид. Воспользуемся определенными на третьем этапе интервалами допустимых значений (ИДЗ). Если между индикатором и результатом существует прямо пропорциональная зависимость, то используем

^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуб'^20

следующую формулу приведения его в сопоставимый вид [4]:

In =

Fact - min (ИДЗ) max (ИДЗ)- min (ИДЗ)'

(1)

где In - значение n-го индикатора в сопоставимом виде; Fact - фактическое значение n-го индикатора; тш(ИДЗ) - нижняя граница ИДЗ n-го индикатора; тах(ИДЗ) - верхняя граница ИДЗ n-го индикатора.

Как видим, в результате использования данной формулы значения всех индикаторов будут соотнесены с их ИДЗ. Или, если значение индикатора попадает в ИДЗ, то в сопоставимом виде оно будет лежать в промежутке от 0 до 1 (зона устойчивого развития). Если значение не удовлетворительно (лежит ниже нижней границы ИДЗ), то в сопоставимом виде оно будет лежать ниже 0. Если значение показателя в сопоставимом виде лежит выше 1, то следует провести дополнительный анализ данного индикатора, поскольку его значения в регионе сильно превышают общую по стране практику. Если же между индикатором и результатом обратно пропорциональная зависимость, то для вычисления используем формулу [4]

In = 1 -

Fact - min (ИДЗ)

max (ИДЗ)- min (ИДЗ)

с теми же обозначениями, см. формулу (1).

(2)

Если значение индикатора попадает в ИДЗ, то в сопоставимом виде после применения формулы (2) оно будет лежать в промежутке от 0 до 1 (зона устойчивого развития). Если значение неудовлетворительно (лежит выше верхней границы ИДЗ - для показателей с обратно пропорциональной зависимостью), то в сопоставимом виде оно будет лежать ниже 0. Если значение показателя в сопоставимом виде лежит выше 1, то следует провести дополнительный анализ данного индикатора, поскольку его значения в регионе гораздо лучше общей по стране практики. Далее рассчитываем значение комплексных индикаторов (экономического -Кэ , социального - Кс , экологического - Ко) на основе средней арифметической или геометрической (пятый этап). Для оценки и анализа значений комплексных индикаторов также используется интервал допустимых значений в сопоставимом виде. Получив значения комплексных индикаторов по экономическому, экологическому и социальному разделам паспорта, производим интегральную оценку уровня устойчивого развития региона (шестой этап).

Общий вид визуального представления результатов расчета комплексных индикаторов для формирования интегральной оценки уровня устойчивого развития региона показан на рис. 1 (разработано автором).

Рис. 1. Интегральная оценка уровня устойчивого развития региона

Рис. 2. Алгоритм реализации оценки уровня устойчивого развития региона

Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2011. Экономические науки

На рис. 1 изображено трехмерное пространство XYZ в соответствии с составляющими устойчивого развития. Интервалы [0; 0; 1], [0; 1; 0] и [1;0;0] обозначают зону устойчивого развития региона. Если значение какого-либо их трех комплексных индикаторов находится за пределами зоны устойчивого развития региона - нарушен баланс составляющих, и требования заинтересованных сторон не учтены в полной мере, либо требования одной заинтересованной стороны учтены в большей степени и возможно в ущерб другим.

На седьмом этапе анализа полученных результатов, используем метод декомпозиции, чтобы отследить отклонения от зоны устойчивого развития вплоть до первичных показателей. Заключительный, восьмой, этап посвящен совершенствованию предложенного инструмента мониторинга и оценки уровня устойчивого развития региона. В общем виде описанный алгоритм представлен на рис. 2.

В алгоритме оценки уровня устойчивого развития региона выделены входные данные каждого этапа и его результаты (выходные данные). Таким образом, пока не достигнуты результаты, невозможно перейти к следующему этапу. Оценка уровня устойчивого развития региона является циклическим процессом. Анализ уровня устойчивого развития региона позволяет определить зоны, которые возможно усовершенствовать.

Таким образом, разработанный алгоритм оценки уровня устойчивого развития региона мы рассматриваем как важный элемент системы управления устойчивым развитием. Он обеспечивает региональные органы власти обратной связью, основанной на фактах, давая им возможность принимать обоснованные управленческие решения в целях достижения высокого уровня устойчивого развития региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобылев, С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение [Текст] / [пособие по регион. эколог. политике] / С.Н. Бобылев. - М.: Акрополь, ЦЕПР, 2007. - 230 с.

2. Флуд, Н.А. Как измерить «устойчивость развития»? [Текст] / Н.А. Флуд // Вопросы статистики. -2006. - № 10. - С. 19-29.

3. Тарасова. Н.П. Индексы и индикаторы устойчивого развития [Электронный ресурс] / Н.П. Тара-

сова, Е.Б. Кручина. - Режим доступа: www.mnr.gov.ru/ part/8048_indikator.doc

4. Pochekutova, E.N. Procedure for Integral Estimateof Young People's Human Capital (Assets) Development in a Constituent Entity of the Russian Federation [Text] / E.N. Pochekutova // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2011 4) 714-721.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.