УДК 339.9
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
С.В. Мирекина (КамчатГТУ)
Обсуждаются вопросы, связанные с национальной, экономической и продовольственной безопасностью. Продовольственная безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, в том числе путем устойчивого обеспечения его продовольствием.
This article covers the problems connected with national, economic and food supply guaranteeing. Food supply guaranteeing is the most important characteristics of an economic system that determines the system ability to keep up normal living conditions.
Острая необходимость серьезно поговорить о безопасности России, ее слагаемых, состоянии, угрозах, мерах по их нейтрализации или устранению возникла в начале 90-х гг. после глубочайших преобразований, охвативших все стороны жизни общества - экономику, политику,
идеологию. В наибольшей степени она обострилась в конце XX и начале XXI вв. Весьма тревожной остается сложившаяся ситуация в области безопасности страны и по сей день.
Вообще безопасность - это философская категория. Она не является чем-то предметным, материальным, а выступает в виде некой абстрактной формы выражения жизнеспособности объектов конкретного мира. Представления о безопасности развивались от поверхностного к более глубокому, построенному на научной основе. Сегодня существует множество определений безопасности, и каждое из них по-своему раскрывает природу этого явления.
Результаты анализа существующей терминологии в области безопасности позволяют вполне оправданно рассматривать понятие «безопасность» как главным образом защищенность систем, объектов, существ, изделий, товаров от какого-либо «поражающего фактора» или их совокупности. Однако, несомненно, данное определение - это лишь один из вариантов (хотя и наиболее частый) реагирования на какую-либо угрозу, опасность, которые можно избежать, предотвратить или локализовать, сохраняя при этом способность защищаться в активной или пассивной формах. Так, безопасность может выступать как свойство любой системы, условие ее существования и развития, как процесс и как результат самой деятельности. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «безопасность» носит конкретно-исторический характер, т. е. имеет прошлое, настоящее и будущее, рассматривается в пространстве и времени, имеет духовную и материальную составляющие. Кроме того, безопасность можно охарактеризовать как сложное, системное, многоаспектное явление, как и сама жизнь, с признаками «общего», «особенного» и «единичного».
Как известно, в глобальной системе «природа и человек» можно выделить пять взаимодействующих подсистем: природа, объединяющая гео-, гидро-, атмо- и биосферу; человек (этносфе-ра), техносфера и социосфера, выступающие как плоды его деятельности; ноосфера, представляющая собой всеобщее информационное пространство, объективно складывающееся благодаря еще не до конца осознанному человеком всеобщему обмену информацией. Все эти подсистемы являются объектами и субъектами безопасности. Они испытывают на себе взаимодействие друг друга, которое может быть как положительным, так и отрицательным, и в своем развитии создают предпосылки для успешного функционирования или разрушения как самих себя, так и других подсистем, входящих в глобальную систему «природа и человек».
Важнейшим объектом безопасности, на сохранность которого ориентирована безопасность всех остальных объектов и субъектов, а также каждого из нас, является, безусловно, биосфера. Последняя представляет собой комплексную и специфическую оболочку планеты, наличие, функционирование и сохранность которой и делает возможным существование на Земле современных форм жизни, включая человека и любую его деятельность. Тем не менее главным объектом и субъектом безопасности сегодня провозглашен человек. Именно он считается сегодня самым ценным и уязвимым, но и наиболее опасным как для себя, так и для среды обитания на Земле. Человек, по сути, представляет собой исходную начальную категорию для всех структур безопасности. Непосредственно близки к нему семья и этнос. Семья является основным социальным узлом, связывающим человека с этносом. Этнос - это четкая устойчивая категория, определяющая для нас язык, культуру, жизненный уклад. Человек и этнос вместе с биосферой определяют и характеризуют конкретный населенный пункт или его часть.
Среди более крупных категорий объектов и субъектов рассматриваются общество, народ, нация (в устоявшихся представлениях как страна), государство. В связи с тем что они непостоянны и преходящи даже в непродолжительной исторической ретроспективе, а потому аморфны и менее устойчивы, к базисным общественным категориям относятся только три - человек, семья и этнос [8].
Исходя из системности и комплексности понятия «безопасность» различают множество видов и аспектов безопасности. Важнейшие из них представлены на рис. 1.
Рассмотрение видов и аспектов безопасности позволяет выделить главные структурные элементы, в том числе такие как человек (личность), семья (социальная группа), общество (нация) в целом, государство (группы государств, мировое сообщество), природа, а также уточнить соответствующую терминологию - безопасность личная, групповая, государственная, национальная (для страны), коллективная (для групп стран), всеобщая коллективная (для планеты). При этом нельзя не отметить, что человек (личность), будучи сам объектом и субъектом системы безопасности, присутствует во всех других подсистемах безопасности, играя системообразующую роль. Другими словами, обеспечение его безопасности рассматривается как условие обеспечения всех других форм и уровней безопасности. Необходимо заметить, что положение лич-
ности определяется, в свою очередь, состоянием общества, государства и природы. Личность находится в зоне влияния всех угроз и опасностей, ибо именно и в первую очередь в результате действия различного рода деструктивных социально-экономических, политических, экологических и технических событий страдает человек.
Классификация аспектов безопасности
/ 'Г 1 г 1 г ч
Географический (территориальный) Социальный Этнический Технический Физиологиче- ский
Объекты безопасности в планетарном, региональном, местном масштабе
Субъекты
безопас-
Экономические условия жизни
г
Объекты безопасности личность, семья, общество, государство
I
Субъекты
безопасно-
Объекты Экологи-
внешней О ческие
среды условия
жизни
Междуна-
родные
отношения
ПІ
Управление
жизнеобес-
печением
общества
_С
Объекты безопасности: народонаселение планеты
Е
Этносы,
субэтносы,
диаспоры,
этнические
группы
Субъекты
безопасно-
Объекты техносферы, ноосферы
5
Субъекты Объект
безопас- безопас-
ности ности -
человек
Системы инфраструктур, средства массовой информации
ность в воде, пище, одежде
Потребности в культурном и духовном развитии
сти
сти
Рис. 1. Классификация видов и аспектов безопасности
Кроме того, личность, представляющая собой биосоциальную систему, выступает одновременно в роли человека как члена общества и как живого организма, существующего в ограниченных параметрах окружающей среды. Если в первом случае речь идет о правовой, материальной и бытовой безопасности, то во втором случае безопасность обеспечивается в зависимости от среды обитания (физическая, химическая, биологическая, радиационная и др.), характера воздействия (соматическая или защищенность тела от травм и прочих поражений, психическая, физиологическая, энергетическая).
Основным и наиболее комплексным универсальным инструментом обеспечения безопасности следует считать государство. Оно призвано дополнять усилия граждан и общественных организаций по защите всех индивидуумов, всех социальных групп, всего общества (нации) в целом. Это и есть его основное предназначение.
Объективная необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей и интересов, преодоления опасностей и угроз обусловливает стремление к созданию, функционированию и развитию системы обеспечения безопасности страны, национальной безопасности.
Под термином «безопасность страны» понимается такой уровень и состояние общественных (в том числе и международных) отношений, материальных и духовных возможностей, способностей ее народов, которые обеспечивают процесс устойчивого, независимого, самостоятельного и свободного развития общества, реализацию выбранного им пути. Система безопасности страны включает управляющую и управляемую подсистемы, субъекты и объекты, цели и задачи, методы, способы и средства, механизмы и технологии обеспечения безопасности личности (человека), семьи, этноса, общества, государства и природной среды. Она определяет национальный вид безопасности, непосредственно связана с другими видами безопасности (политической, экономической, социальной, продовольственной, военной, экологической, демографической, региональной, информационной), различными аспектами безопасности (рис. 1), включает сложный механизм сохранения и развития ценностей и интересов населения данной
страны, является организационной основой для принятия нормативных правовых актов и мер по применению соответствующих сил и средств.
В качестве предметов безопасности страны выступают жизнь и здоровье людей, их политические, социальные, экономические, социокультурные и иные права и свободы, политическая организация, ресурсы, условия функционирования и развития общества, пространственные границы.
Основой государственной политики в области безопасности страны является концепция национальной безопасности, под которой понимается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности [4]. В ней формулируются основные понятия и важнейшие направления государственной политики страны в области национальной безопасности.
Национальная безопасность Российской Федерации - это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации [1].
Национальные интересы России представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с общественными организациями, действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации. Система обеспечения национальной безопасности страны создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, федеральными программами в этой области. Ее основу составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества, государства. В формировании политики в области обеспечения национальной безопасности страны принимают участие Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Совет Безопасности, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, Министерство внутренних дел, Прокуратура, Федеральная служба безопасности, имеющая Управление экономической контрразведки. Совет Безопасности проводит работу по упреждающему влиянию и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовит для Президента проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности страны, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности, координирует деятельность сил и органов ее обеспечения, контролирует реализацию решений в этой области федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации [7].
Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической деятельности являются приоритетными направлениями политики государства, в том числе во внешнеэкономической - создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участницами СНГ; внутриэкономической - правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства РФ, усиление государственного регулирования в экономике, принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научнотехнического, технологического и производственного потенциалов, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.
Концепция национальной безопасности основывается на целостной системе знаний в области теории и практики безопасности. Она является по сути выражением официальных взглядов по вопросам ее обеспечения. В настоящее время наиболее распространенной методологией в области безопасности остается материалистическая диалектика, т. е. понимание безопасности как процесса борьбы противоположностей, который развивается по спирали, через отрицание отрицания, через переход количественных изменений в новое качество. Наиболее полно систему безопасности характеризуют принципы ее построения и функционирования (рис. 2).
Рис. 2. Основные принципы обеспечения безопасности
Функционирование системы безопасности предполагает следующие этапы: получение информации об опасности или угрозе; оценка и анализ ее; выработка решений и мер по реагированию; определение исполнителей на применение соответствующих сил и средств; конкретные действия исполнителей по устранению, нейтрализации или минимизации опасностей и угроз; извлечение уроков и формулирование выводов из полученного опыта; учет их в повседневной жизнедеятельности.
Изучение истории человеческой жизнедеятельности показывает, что в соответсвии с характером проявления опасностей и угроз довольно четко просматриваются два периода - доком-фортный и комфортный [8]. Они тесно связаны с природной средой, использованием ее в процессе жизнедеятельности человека, но на различных уровнях их общения и взаимодействия. Если в докомфортный период человек полностью зависел от окружающей природы, боялся ее, а потому относился к ней с почтением, обожествлял ее, то с появлением у него первых комфортных технологий, с переходом к домашнему образу жизни и ведению сельского хозяйства (а это всего лишь 7-10 тыс. лет тому назад) человек стал активно отгораживаться от природы, приспосабливать ее к своим нуждам. По мере объединения людей в сообщества и создания государственных образований, которые становились своего рода формой выживания и вместе с тем средством покорения окружающей среды, возможности человека в плане адаптации к природе неизмеримо возрастали. Благодаря научно-техническому прогрессу человек соорудил массу защитных оболочек (одежду, щит, дом, огород и т. п.), создал искусственное окружение, которое в определенной степени гарантировало ему некоторую безопасность и комфортное существование. Однако благие пожелания, связанные со стремлением к лучшей, безопасной и комфортной жизни, обернулись сегодня для людей обратной стороной. Пытаясь защититься от опасностей и угроз, человек неизменно создавал для себя новые, порой еще большие опасности. Объединившись в сообщества, создав государства, люди могли организовать системы, способные выполнять защитные функции их жизнеобеспечения. Вместе с тем человек попал в среду, где опасности и угрозы исходили уже со стороны их членов, самого государства, других сообществ,
государств. Несомненно, общий процесс приводил к определенному росту комфорта, совершенствованию систем жизнеобеспечения (качество жилищ, обогрев, водопровод, канализация, дороги, транспорт и т. п.). Но одновременно утрачивались приобретенные навыки и способности общения человека с природой. При этом человек все более отдалялся как от природы, так и от человека. Все это сопровождалось деградацией врожденного чувства опасности, инстинкта самосохранения, закреплением самоуспокоенности, беспечности, ощущения превосходства над силами природы. Казалось бы, что при развитии цивилизации будут ослабевать опасности и угрозы существованию человечества, странам, народам и каждой личности. Однако произошло обратное. В силу своего легкомыслия, беспечности, отсутствия соответствующей информации и других обстоятельств человек, оставаясь существом разумным, а человечество, обладая коллективным разумом, оказались, по сути, неспособными правильно осознавать складывающиеся реальности, адекватно реагировать на новые опасности и угрозы. Именно собственным поведением людей и можно объяснить катастрофичность нынешней ситуации в мире, подошедшей к роковой черте, когда перед цивилизацией встает выбор - либо погибнуть, либо, используя накопленный потенциал, выйти на принципиально иные решения своего существования и развития. За беспечность надо отвечать, и в этом плане катастрофы являются проявлением закономерностей: не только предостережением, но и возмездием за неразумное, безнравственное поведение.
Конфликт выражается в различных формах - от индивидуального поведения на почве вражды, нетерпимости и откровенной дискриминации на межличностном уровне до общественнополитических выступлений, выплескивающихся в мятежи, бунты, резню, терроризм, гражданские и локальные войны. При этом опасности традиционно персонифицировались и выступали в виде врага (противника) - внутреннего и внешнего. Им объявлялись страны, народы, классы, социальные группы, отдельные лица. Образ врага формировался путем инверсии (перенесения) собственных страхов и негативных черт, свойственных как человеку, так и его сообществу. Сейчас в мире проявляются определенные попытки строить безопасность, отталкиваясь не от понятия врага, а от опасности, угрожающих действий в любых их проявлениях. Такой подход следует считать перспективным.
Опасности и угрозы по своему характеру и масштабам могут быть глобальными, региональными; по источникам возникновения - внутренними и внешними; в зависимости от вероятности и времени наступления негативных последствий - реальными, потенциальными и мнимыми.
Важным составным элементом системы безопасности является экономическая безопасность -это материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости [6]. В настоящее время используется немало различных определений понятия «экономическая безопасность». Так, в Концепции национальной безопасности отмечено, что экономическая безопасность - это состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне определять пути и формы своего экономического развития [4]. По мнению известного российского ученого академика Л.И. Абалкина, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [5]. Обобщенно экономическая безопасность представляет собой такое состояние народного хозяйства, которое позволяет удовлетворить всю совокупность реальных, действительных экономических потребностей общества, обеспечивает его экономическую независимость, стабильное и устойчивое развитие, прогресс, достойное равноправное положение в мировом хозяйстве, надежную, т. е. не позволяющую скатываться за критический предел защищенность от внутренних и внешних угроз и влияния непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов [6].
Одним из важнейших видов безопасности является продовольственная безопасность, выступающая как составная часть национальной безопасности и находящаяся в тесной взаимосвязи с другими видами безопасности и ее аспектами.
Действительно, при определении сущности, места и роли в реальном мире понятие безопасности в различных литературных источниках (как зарубежных, так и отечественных) достаточно четко трактуется как определенное состояние защищенности конкретных объектов, процессов от каких-либо «поражающих факторов» или их совокупности, а также защищенности жизненных интересов страны, общества, государства, личности, семьи, этноса от внутренних и внешних угроз [8]. В этой связи возникает закономерный вопрос по сути самого продовольствия, процессов
его производства, распределения, обмена и потребления. Исторически и логически они являются основой процессов как таковых, входящих и определяющих жизненно важные интересы страны, общества и государства, обеспечивающих первейшие потребности их граждан. В современном политически и экономически разобщенном мире национальные производители и внутренние рынки продовольствия являются сутью объекта защиты со стороны государства.
При формулировании основных угроз в «Основных положениях государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», одобренных Президентом РФ (указ № 608 от 29 апреля 1996 г.), а также при уточнении их в 2000 г. в рамках Концепции национальной безопасности Российской Федерации [4, 7] в составе основных угроз отмечались: рост имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; деформированность структуры российской экономики и завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; усиление неравномерности социальноэкономического развития регионов. Ясно, что перечисленные угрозы национальной безопасности страны существенно связаны с ее продовольственной безопасностью. Так, увеличение имущественной дифференциации влечет за собой снижение платежеспособного спроса на продовольствие и соответствующее сокращение его потребления значительными слоями населения. Гипертрофированный импорт продовольствия и сырья для его производства наносит ущерб отечественным производителям. Перекосы в региональном социально-экономическом развитии России нарушают единство продовольственного рынка, провоцируют нелегитимные запреты и ограничения на перемещение продуктов питания, снижают надежность снабжения промышленно развитых регионов, традиционно ввозящих продовольствие.
Как показывают результаты анализа функционирования отраслей экономики страны, их взаимной связи и обусловленности в период становления и развития рыночных отношений, теснейшая сопряженность продовольственной безопасности с национальными интересами в социальной сфере, равно как и во внешнеэкономических отношениях, вполне очевидна. Понятно также, что финансовый кризис в продовольственном комплексе (несостоятельность большинства предприятий, организаций, хозяйств) порождают «цепочку» неплатежей во всей экономике страны, подрывая ее финансовую устойчивость. Налицо прямая связь продовольственной безопасности с состоянием экологии.
Все это является определенным аргументом в пользу разработки, принятия и последующего развития специальных нормативных правовых актов в области продовольственной безопасности, создания соответствующих особых организационных структур и механизмов, а значит, в конечном счете, в формировании и реализации национальной модели продовольственной безопасности. Исходная методико-теоретическая задача по формированию понятийного аппарата в области продовольственной безопасности может и должна быть решена. При этом следует иметь в виду, что именно на основе концепции продовольственной безопасности и соответствующих программ на различных уровнях иерархии по реализации ее в кратко-, средне- и долгосрочном периодах должна строиться современная политика большинства стран в области продовольственного обеспечения, развития продовольственного комплекса и смежных с ним отраслей экономики страны.
Как известно, термин «продовольственная безопасность» введен в международную практику в 70-х гг. после глубокого зернового кризиса в 1972-1973 гг. Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) был создан постоянно действующий Комитет продовольственной безопасности при ФАО. Официально принятый в мировой практике термин сейчас используется для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы интегрированных стран, а также мирового рынка продовольствия [9]. Проблемы стабильного продовольственного обеспечения населения были предметом пристального внимания правительств на протяжении всей истории человечества. Но в 90-х гг. вопросы международной, национальной, экономической, продовольственной безопасности постепенно стали занимать одно из центральных мест в политике многих государств мира. В 1966 г. начались многолетние переговоры в рамках ГАТТ, состоялся Уругвайский раунд. Эти меры были вызваны неудовлетворительным состоянием дел в области международной сельскохозяйственной торговли. Было принято специальное решение «Большой семерки», состоялся доклад трехсторонней комиссии, посвященный этим проблемам. Вопросы по продовольственному обеспечению населения постоянно входили в повестку дня в двухсторонних отношениях США с Европейским союзом, Японией и Россией.
Раньше, как известно, зерно было орудием политики в отношениях между США и Советским Союзом. На состоявшемся в ноябре 1996 г. в Риме Всемирном форуме по проблемам продовольствия была разработана и принята «Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности». ФАО надеялось, что с учетом принятых решений в рамках достигнутых договоренностей по механизмам обеспечения продовольственной безопасности удастся к 2015 г. вдвое снизить численность регулярно недоедающих людей, которая к середине 90-х гг. составила более 800 млн человек [9].
В целях обеспечения своевременного мониторинга проблем, связанных с всемирной продовольственной безопасностью, при штабе ФАО в Риме постоянно действует Комитет по всемирной продовольственной безопасности (ОБ8). На сессиях, проходящих примерно раз в месяц, обсуждаются вопросы по улучшению обеспечения продовольствием среднего класса и неимущих; состоянию выполнения специальных программ по продовольственной безопасности для стран-участниц; мониторингу мировой ситуации с запасами зерна и возможному воздействию цен мирового рынка на всемирную (глобальную) и национальную продовольственную безопасность.
Существенно то, что в настоящее время проблема обеспечения продовольственной безопасности все больше начинает привлекать внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. Существуют различные подходы к проблеме в области международной продовольственной безопасности. По мнению американских специалистов, многие государства в целях самообеспечения продовольствием платят слишком высокую цену в виде субсидий сельскому хозяйству, импортных ограничений, создают весьма большие резервы продуктов, в то время как международная продовольственная безопасность должна строиться на таких принципах, как отказ от аграрных субсидий, свободная торговля сельскохозяйственными продуктами. Специалисты США считают, что потенциал США, Канады и Австралии достаточен для гарантированного обеспечения продовольствием всего мира.
С ними не соглашаются специалисты стран Западной Европы и Японии. Страны, входящие в ЕС, Япония и особенно Швейцария, Швеция и Финляндия придерживаются иной концепции национальной продовольственной безопасности, предусматривающей поддержание определенного уровня продовольственной самообеспеченности с использованием государственных программ поддержки. Именно эти меры позволили странам ЕС к началу 80-х гг. добиться самообеспеченности зерном. Это было достигнуто за счет значительных вложений, поддержания внутренних цен на уровне, который в 2-3 раза превышал мировой. На первый взгляд, это экономически неэффективно. Однако если эту проблему рассматривать шире и не только по содержанию, но и по времени, а также учитывать, что такие меры отвечают интересам национальной безопасности, позволяют не опасаться эмбарго, прекращения поставок, то оценка эффективности кардинально изменяется. Европейцы и японцы испытали это в 1973 г. при неурожае сои.
Несмотря на существенные различия в подходах к определению продовольственной безопасности, общим для всех стран требованием является поддержание на необходимом уровне таких показателей продовольственного снабжения населения, которые гарантировали бы устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в обществе.
Подход ФАО к международной продовольственной безопасности строится на разработке четких критериев порогов стабильности, способов уменьшения напряженности, предотвращения кризисов в области производства, распределения и торговли продовольствием в мире. Результаты обобщения и систематизации зарубежных и отечественных материалов исследований в области национальной безопасности позволяют выделить общие критерии и показатели оценки продовольственной безопасности. При этом национальная продовольственная безопасность рассматривается как важная составляющая национальной безопасности. Она предполагает способность государства обеспечивать экономическую устойчивость и политическую независимость, элементарные первичные потребности своих граждан без ущерба национальным интересам. В такой трактовке понятия продовольственной безопасности рассматриваются два аспекта.
Первый аспект - социально-экономический - характеризует способность государства обеспечивать своих граждан основными продуктами питания в соответствии с принятыми стандартами и нормами. Этот аспект трактуется Римской декларацией по всемирной продовольственной безопасности как необходимость обеспечивать «право каждого на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и основным правом на жизнь» [10].
Второй аспект - политико-экономический - определяет способность государства мобилизовать внутренние ресурсы и агроэкономический потенциал страны для организации снабжения населения продовольствием преимущественно за счет собственного производства и тем самым гарантировать экономическую самостоятельность и политический суверенитет.
Условия продовольственной безопасности предлагается классифицировать в четырех направлениях (рис. 3).
Рис. 3. Классификация условий продовольственной безопасности
Национальную продовольственную безопасность следует рассматривать также и как элемент международной продовольственной безопасности. При этом благополучные в отношении продовольственного обеспечения страны являются стабилизаторами мирового продовольственного рынка и источниками поддержания продовольственной безопасности государств с неблагоприятными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства.
В Римской декларации [10] основные направления обеспечения продовольственной безопасности с помощью национальных систем регулирования аграрного производства выражены двумя главными тезисами:
1) следование устойчивой политике и практике продовольственного, сельскохозяйственного, рыболовного, лесоводческого и сельского развития на территориях с высоким или низким потенциалом возможностей, т. е. мобилизация и максимальное использование ресурсов и национального агроэкономического потенциала каждого государства, что в конечном счете ведет к увеличению общемировых ресурсов продовольствия;
2) создание условий для того, чтобы продовольственная, сельскохозяйственная и общеторговая политика вела к установлению продовольственной безопасности для всех путем честной и ориентированной на рынок мировой торговой системы.
Наиболее полно понятие продовольственной безопасности сформулировано в документах вышеупомянутой Римской (всемирной) встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия. Согласованный представителями 185 стран, 80 неправительственных организаций и различных международных учреждений «План совместных действий» гласит, что «продовольственная безопасность существует (реализуется), когда все люди и в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пище, чтобы удовлетворять свои диетические потребности и вкусовые предпочтения для ведения активной и здоровой жизни» [10]. В Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности («Rome Declaration on World Food Security») речь уже идет об обязанности любого национального государства обеспечивать «право каждого на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и основным правом на жизнь» [10].
Приведенные выше определения продовольственной безопасности, сформулированные на Римской встрече, содержат указания на следующие моменты:
1) достаточное предложение продовольствия на внутреннем рынке, включая импорт;
2) эффективный платежеспособный спрос и адекватные («справедливые») распределение и потребление продовольствия;
3) стабильность национальной продовольственной системы, минимизирующая влияние различного рода эндогенных колебаний на ситуацию на внутреннем продовольственном рынке.
Поскольку каждый из них, в свою очередь, может быть конкретизирован, появляется возможность установления набора элементов и количество определенных параметров национальной продовольственной безопасности. Эти элементы таковы:
1) способность национальной продовольственной системы производить, импортировать, обеспечивать хранение и продвижение к конечному потребителю продовольственных товаров в объемах, необходимых для удовлетворения рациональных (научно обоснованных) потребностей всех социальных групп населения («физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи»);
2) равенство всех социальных групп в потреблении минимально достаточного в количественном отношении, сбалансированного по ассортименту набора продовольственных товаров, отвечающего принятым стандартам питательности и качества («все люди имеют экономический доступ к продовольствию в должных объемах и должного качества»);
3) максимальная автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы, уменьшающая ее уязвимость по отношению к колебаниям международного рынка и политическому давлению извне (в этом аспекте национальная продовольственная безопасность чаще всего интерпретируется как продовольственная независимость);
4) надежность, под которой понимается способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения всех без исключения регионов страны («все люди всегда имеют доступ к продовольствию»).
При этом под «национальной продовольственной системой» или «продовольственным хозяйством» в данном случае можно понимать единство следующих реальностей:
а) совокупность отраслей, производств, объектов инфраструктуры, участвующих в производстве и реализации продовольствия (отрасли продовольственного комплекса);
б) субъекты продовольственного рынка - производители и потребители продовольственных товаров (в разрезе различных социальных групп), трейдеры и прочие операторы продовольственного рынка, в том числе участники внешнеторговой деятельности;
в) экономические механизмы, регулирующие процессы производства, переработки, внешней торговли, распределения и сбыта продовольственной продукции;
г) механизмы, обеспечивающие устойчивое социальное положение работников продовольственного комплекса, в первую очередь сельских жителей (работников).
Принятый в июле 1997 г. Федеральный закон « О государственном регулировании агропромышленного производства» разграничивает понятия «продовольственная безопасность», «продовольственное обеспечение населения» и «стабилизация и развитие агропромышленного производства». Как отмечается в ст. 1, «задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства» [3]. В одобренной правительственным Постановлением № 917 от 10 августа 1998 г. «Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года» акцент, естественно, сделан на создание условий, «обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения в соответствии с требованиями медицинской науки» [4]. В проекте «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» записано, что «цель продовольственной безопасности - гарантировать удовлетворение потребности населения в продовольствии за счет отечественных продуктов питания на уровне, достаточном для его нормальной жизнедеятельности» [3].
Продовольственная политика должна рассматриваться как комплекс мер, призванных системно и эффективно решать задачи развития не только собственно производства, внешней торговли, хранения и переработки, но и справедливого распределения основных продуктов питания, а также задачи социального развития.
В условиях современной России наиболее значимыми и сложными для решения являются проблемы обеспечения национальной, экономической и продовольственной безопасности. Они охватывают различные уровни: государство, регион, предприятие, сельское домашнее хозяйство, личность. Принятие правильных решений в вопросах обеспечения безопасности должно опи-
раться на научные знания. Разрешение проблем национальной, экономической и продовольственной безопасности связано с экономической независимостью государства, его возможностью решать вопросы национальной безопасности, развития науки, здравоохранения, образования, культуры, улучшения уровня и качества жизни людей.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2003. - 63 с.
2. О безопасности: Федеральный закон от 5 марта 1992 г. № 2446-1. - М.: Инфра-М,
1992. - 15 с.
3. О продовольственной безопасности Российской Федерации: Федеральный закон // СЗ РФ. -1997. - № 53. - Ст. 4156.
4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // СЗ РФ. - 1997. -№ 52. - Ст. 5909.
5. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопр. экономики. - 1997. - № 12.
6. Грунин О.А. Экономическая безопасность организации. - СПб.: Питер, 2002. - 160 с.
7. Мирекина С.В. Сущность, необходимость и основные направления обеспечения продо-
вольственной безопасности Камчатской области // Современное состояние и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Камчатской области в долгосрочной перспективе: Сб. тр. КамчатГТУ. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2001. - С. 61-67.
8. Шпаченков Ю.А. Продовольственная безопасность и роль рыбного хозяйства в ее обеспечении // Рыбное хоз-во. Сер. Биопромысловые и экон. вопр. мирового рыболовства: Обзорная информ. Вып. 2. - М.: ВНИЭРХ, 1999. - 69 с.
9. http:Zwww.fao.org
10. Римская декларация по Всемирной продовольственной безопасности // АПК: экономика и управление. - 1997. - № 2.