Научная статья на тему 'Разработка концептуальной схемы мониторинга региональной продовольственной безопасности'

Разработка концептуальной схемы мониторинга региональной продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / МОНИТОРИНГ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ARCTIC REGION / MONITORING / CONCEPTUAL SCHEME / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марецкая А.Ю.

Тема. Недостаточная проработанность механизма управления процессами обеспечения продовольственной безопасности в регионе существенно снижает эффективность регулирования этими процессами, что может привести к нерациональному использованию имеющихся ресурсов и возникновению негативных факторов и угроз. Особенно данная проблема обостряется «арктической» спецификой, ограничивающей возможности производства сельскохозяйственной продукции. Настоящее исследование посвящено разработке концептуальной схемы мониторинга региональной продовольственной безопасности. Цели. Своевременное выявление рисков и угроз в сфере продовольственной безопасности, оценка ее текущего и прогнозируемого состояний. Попытка разработки механизма обеспечения органов власти полной, всесторонней и объективной информацией о текущем состоянии и тенденциях развития региональной продовольственной системы для выработки и реализации мер государственной аграрной политики в области обеспечения продовольственной безопасности региона. Методология. Концептуальная схема мониторинга предполагает использование методов экономического анализа, авторскую методику оценки региональной продовольственной безопасности с помощью интегрального показателя, а также такого метода стратегического планирования, как SWOT-анализ. Результаты. Выявлена необходимость разработки и апробации концептуальной схемы мониторинга региональной продовольственной безопасности применительно к Арктическому региону РФ. Разработана концептуальная схема мониторинга региональной продовольственной безопасности для постоянного анализа и оценки устойчивости системы продовольственного обеспечения к возникающим угрозам и предупреждения кризисных ситуаций в продовольственной сфере региона. Предлагаемая схема актуализирует определенные составляющие проблемной ситуации в сфере продовольственной безопасности именно Арктического региона. Выводы. Ежегодное проведение мониторинга существенно повысит качество информационного обеспечения региональных органов власти и эффективность принятия управленческих решений по обеспечению региональной продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марецкая А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing a conceptual scheme for regional food security monitoring

Importance This research focuses on the development of the conceptual scheme for monitoring the regional food security. Objectives The research pursues timely identification of risks and threats in food security, and evaluation of the current and projected situations. I also attempt to devise a mechanism to furnish authorities with complete, comprehensive and unbiased information on the current state of the regional food security and its development trends so to elaborate and undertake measures of the State agricultural policy and subsequently ensure the region's food security. Methods The conceptual monitoring scheme involves methods of economic analysis, my own techniques for evaluation of the regional food security through integral indicators, and SWOT analysis. Results I found the need to develop and test the conceptual scheme for monitoring the regional food security of the Arctic region of the Russian Federation. I devised the conceptual monitoring scheme to analyze and evaluate whether the food security system is susceptible to threats, and prevent the crisis situation in the region's food sector on an ongoing basis. The proposed scheme updates certain aspects of the challenging situation in the food security of the Arctic region specifically. Conclusions and Relevance Annual monitoring practices will significantly increase the quality of information provided to regional authorities, and efficiency of managerial decisions taken to ensure the food security.

Текст научной работы на тему «Разработка концептуальной схемы мониторинга региональной продовольственной безопасности»

ISSN 2311-875X (Online) Продовольственная безопасность

ISSN 2073-2872 (Print)

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СХЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*

Анна Юрьевна МАРЕЦКАЯ

младший научный сотрудник,

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН,

Апатиты, Российская Федерация

anna_maretskaya@mail.ru

История статьи:

Принята 04.08.2016 Принята в доработанном виде 22.08.2016 Одобрена 18.09.2016 Доступна онлайн 27.01.2017

УДК 338.439(470.21) JEL: Q01, Q16, Q18, Q28

Ключевые слова:

Арктический регион, мониторинг, концептуальная схема, продовольственное обеспечение

Аннотация

Тема. Недостаточная проработанность механизма управления процессами обеспечения продовольственной безопасности в регионе существенно снижает эффективность регулирования этими процессами, что может привести к нерациональному использованию имеющихся ресурсов и возникновению негативных факторов и угроз. Особенно данная проблема обостряется «арктической» спецификой, ограничивающей возможности производства сельскохозяйственной продукции. Настоящее исследование посвящено разработке концептуальной схемы мониторинга региональной продовольственной безопасности.

Цели. Своевременное выявление рисков и угроз в сфере продовольственной безопасности, оценка ее текущего и прогнозируемого состояний. Попытка разработки механизма обеспечения органов власти полной, всесторонней и объективной информацией о текущем состоянии и тенденциях развития региональной продовольственной системы для выработки и реализации мер государственной аграрной политики в области обеспечения продовольственной безопасности региона.

Методология. Концептуальная схема мониторинга предполагает использование методов экономического анализа, авторскую методику оценки региональной продовольственной безопасности с помощью интегрального показателя, а также такого метода стратегического планирования, как SWOT-анализ.

Результаты. Выявлена необходимость разработки и апробации концептуальной схемы мониторинга региональной продовольственной безопасности применительно к Арктическому региону РФ. Разработана концептуальная схема мониторинга региональной продовольственной безопасности для постоянного анализа и оценки устойчивости системы продовольственного обеспечения к возникающим угрозам и предупреждения кризисных ситуаций в продовольственной сфере региона. Предлагаемая схема актуализирует определенные составляющие проблемной ситуации в сфере продовольственной безопасности именно Арктического региона.

Выводы. Ежегодное проведение мониторинга существенно повысит качество информационного обеспечения региональных органов власти и эффективность принятия управленческих решений по обеспечению региональной продовольственной безопасности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Актуальность разработки схемы комплексного мониторинга продовольственной безопасности обусловлена отсутствием концептуального замысла обеспечения региональной продовольственной безопасности Мурманской области на фоне экономических трудностей, переживаемых страной и регионами Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)1 [1, 2]. Это создает опасность нерационального использования имеющихся ограниченных финансовых,

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 15-02-00127 «Системная динамика информационно-коммуникационного пространства и социально-экономическое развитие Северо-Арктических территорий России», грант № 16-32-00019 «Новые проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов российской Арктики в условиях кризиса».

1 Семухина Е.В. Туристский потенциал арктической зоны

Российской Федерации // Концепт. 2015. Т. 22. С. 26-30.

URL: http://e-koncept.ru/2015/95228.htm

130

материальных и других ресурсов и, как следствие, дальнейшее ухудшение ситуации в аграрной сфере экономики региона. Еще более усиливается актуальность данной проблемы для АЗРФ в связи с необходимостью учета социальной составляющей развития этих территорий .

В настоящее время основополагающими нормативно-правовыми документами системы управления в сфере реализации региональной аграрной политики Мурманской области являются: государственная программа Мурманской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья

2Анфиногентова А.А. Теоретико-методологические основы формирования единой агропродовольственной политики // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2009. № 1. URL: http: //iagpran.ru/j ournal.php?id=35

и продовольствия» на 2014-2020 гг. от 30.09.2013 № 563-ПП3 и Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 г. и на период до 2025 г. (утверждена постановлением правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20)4.

При реализации государственной программы осуществляются меры, направленные на поддержку агропромышленного производства, выработку прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления курируемых отраслей, меры по адаптации сельского хозяйства к условиям Всемирной торговой организации (ВТО), созданию условий для скорейшего перевода отраслей агропромышленного комплекса на новую технологическую основу, повышения их конкурентоспособности.

Стратегия социально-экономического развития Мурманской области предполагает реализацию целей и задач социально-экономического развития региона. Одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение населения региона высококачественной сельскохозяйственной продукцией и

продовольствием местного производств на основе:

— улучшения общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства;

— поддержки малых форм хозяйствования и кооперации на селе;

— повышения конкурентоспособности сельского хозяйства;

— повышения уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;

— создания условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;

— повышения эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе улучшения почвенного плодородия,

3 Государственная программа Мурманской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 гг.: постановление правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 563-ПП.

URL: http://agro.gov-murman.ru/activities/archive/dol

4 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 г. и на период до 2025 г.: утверждена постановлением правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20. URL: http://minec.gov-murman.ru/activities/strat_plan/sub02

модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель;

— создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

— повышения конкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности за счет повышения производительности труда на основе с т им ули р о в ан и я к те хн и ч е с ко й и технологической модернизации;

— экологической безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

— предотвращения возникновения и распространения заразных болезней животных, реализации некачественных и опасных пищевых продуктов животного происхождения.

Таким образом, действующие правовые акты регионального уровня определяют цели, задачи и методы организации продовольственного обеспечения, но совершенно не учитывают регулирование отношений по обеспечению продовольственной безопасности.

Согласно п. 24 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее -Доктрина), необходима реализация с учетом р е г ио наль ны х о с о бе нно с те й е дино й государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности, включающая в том числе разработку и принятие нормативно-правовых актов на уровне субъектов РФ по вопросам обеспечения продовольственной безопасности5.

В конце 2010 г. в соответствии с Доктриной был разработан проект закона Мурманской области «Об обеспечении продовольственной безопасности Мурманской области»6. Настоящий проект закона содержит положения, регламентирующие комплексное законодательное регулирование отношений по обеспечению продовольственной безопасности региона, а также его важнейшие экономические аспекты (такие как понятия и критерии продовольственной безопасности, механизмы обеспечения

продовольственной безопасности Мурманской области). Однако данный закон до сих пор не принят.

5 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г.: Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120.

6 Проект закона Мурманской области «Об обеспечении

продовольственной безопасности Мурманской области» № 120. URL: http: //agro. gov-murman.ru/NPA/NPAReg

Таким образом, в настоящее время законодательное регулирование продовольственной безопасности остается вне правового поля региона. Из этого следует, что информационное обеспечение принятия управленческих решений в сфере обеспечения продовольственной безопасности Мурманской области крайне ограниченно и требует серьезной проработки. Именно поэтому актуальной задачей остается разработка и принятие на региональном уровне соответствующего нормативно-законодательного акта, позволяющего обобщить отдельные направления деятельности в области обеспечения продовольственной безопасности [3].

Важным аспектом в регулировании вопросов продовольственной безопасности является необходимость постоянного анализа и оценки устойчивости системы продовольственного обеспечения к возникающим угрозам для предупреждения кризисных ситуаций в продовольственной сфере региона [4]. На наш взгляд, таким инструментом может служить комплексный мониторинг продовольственной безопасности Мурманской области, который позволит отслеживать процесс производства и распределения продуктов питания, контролировать и прогнозировать эффективность функционирования региональной продовольственной системы.

Комплексный мониторинг продовольственной безопасности - это система мер по непрерывному анализу устойчивости системы продовольственного обеспечения к возникающим угрозам [5]. При этом мониторинг должен осуществляться на основе индикаторов, соответствующих следующим основным критериям: измеримость, доступность информации, пригодность, объективность7.

Постоянно действующий мониторинг позволяет отслеживать процесс производства и распределения продуктов питания, контролировать и прогнозировать эффективность функционирования региональной продовольственной системы в долгосрочной перспективе. При этом система мониторинга должна отвечать следующим требованиям:

• иметь многоуровневую структуру;

• обеспечивать комплексный охват всех аспектов развития системы продовольственного обеспечения [6].

7 Никифорова И.В. Формирование системы мониторинга продовольственной безопасности (на примере Калининградской области) // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 3. С. 111-115.

В конце 2013 г., в соответствии с планом мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, принято распоряжение «О мерах по формированию государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации», в котором были утверждены состав и структура базовых показателей мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации, разработанных Министерством сельского хозяйства РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Утвержденные показатели являются основой для формирования информационной системы, которая позволит обеспечить оценку текущего и прогнозируемого состояния продовольственной безопасности, своевременное выявление рисков и угроз, информационно-аналитическую поддержку

принятия решений в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации8. В свою очередь, эти показатели могут стать основой для формирования системы мониторинга продовольственной безопасности в Мурманской области.

Основной целью проведения комплексного мониторинга продовольственной безопасности является обеспечение органов власти и управления полной, всесторонней и объективной информацией о текущем состоянии и тенденциях развития региональной продовольственной системы для принятия эффективного управленческого решения9.

На основе рассмотренного опыта других регионов была составлена схема проведения мониторинга для Мурманской области10 (рис. 1).

Предлагаемая схема основана на универсальной концептуальной схеме мониторинга, которая в данном случае актуализирует определенные составляющие проблемной ситуации,

сложившейся в сфере продовольственной безопасности именно Мурманской области,

8 О мерах по формированию государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации: распоряжение Минсельхоза России от 18.11.2013 № 2138-р.

9 Полбицын С.Н., Дрокин В.В., Журавлёв А.С. Основные направления в организации продовольственного обеспечения населения северных, полярных и арктических территорий

// Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. 2014. № 10.

10 Никифорова И.В. Формирование системы мониторинга продовольственной безопасности (на примере Калининградской области) // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 3. С. 111-115.

и описываемые комплексом показатели. Схема синтезирует в себе цель, задачи, методы и принципы организации мониторинга, систему информационного обеспечения принятия управленческих решений. Данный подход позволит обеспечивать системность мониторинга, определять текущую ситуацию в обеспечении продовольственной безопасности региона и на основе данных мониторинга корректировать направления действий в данной сфере [7].

Первый блок мониторинга представлен в виде подсистемы интеграции информации, которая включает в себя следующие пункты:

1) определение цели и задач мониторинга, предмета и объектов наблюдения;

2) формирование информационной базы мониторинга;

3) разработка системы критериев, показателей продовольственной безопасности региона и их пороговых значений.

Целью проведения мониторинга продовольственной безопасности является своевременное выявление рисков и угроз в данной сфере, оценка ее текущего и прогнозируемого состояния, информационно-аналитическая поддержка выработки и реализации мер государственной аграрной политики в области обеспечения продовольственной безопасности Мурманской области.

Задачами мониторинга являются:

— оценка текущего состояния продовольственной безопасности с анализом сложившихся тенденций;

— оперативный мониторинг, а также контроль (в случае возникновения угроз) на региональном уровне состояния продовольственной безопасности;

— выявление узловых проблем в сфере обеспечения продовольственной безопасности;

— оценка существующих и прогнозируемых рисков и угроз обеспечения продовольственной безопасности;

— прогнозирование состояния продовольственной безопасности в рамках сценарных условий и прогнозов социально-экономического развития региона;

— информационно-аналитическая поддержка процессов выработки и реализации на

региональном уровне мер по обеспечению продовольственной безопасности11 [8].

Предметом исследования являются механизмы формирования, функционирования, регулирования и управления продовольственной безопасностью региона.

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты сельского хозяйства и продовольствия всех форм собственности Мурманской области.

Формирование информационной базы

мониторинга происходит на основе официальных статистических данных территориального органа Росстата, а также Минсельхоза России и включает в себя данные о состоянии агропромышленного комплекса региона и его отрасли - сельского хозяйства [9].

При разработке системы критериев и показателей продовольственной безопасности региона используются основные аспекты понятия продовольственной безопасности, а именно:

• физическая доступность - оценивается с помощью показателя самообеспечения региона продовольствием (коэффициент самообеспечения), а также через соотношение экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства к их импорту в регионе (коэффициент покрытия импорта);

• экономическая доступность - рассчитывается с помощью таких показателей, как соотношение стоимости прожиточного минимума и среднего душевого дохода (коэффициент покупательной способности доходов населения региона), доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (коэффициент бедности);

• достаточность потребления - определяется калорийностью фактического дневного рациона питания (коэффициент калорийности), величиной отклонений от рекомендуемых медицинских норм потребления значимых для населения региона продуктов - мяса, молока, рыбы, фруктов, овощей (коэффициент структуры питания);

• качество продовольствия - измеряется долей забракованных товаров (коэффициент качества);

11 Ларионов В.Г. Продовольственная безопасность России // Продовольственная политика и безопасность. 2015. Т. 2. № 1. С. 47-58.

• устойчивость продовольственной системы -оценивается с помощью ряда показателей: доли населения и заработной платы работающих в сельском хозяйстве, энергообеспеченностью предприятий сельского хозяйства и их рентабельностью, доли площади, удобренной минеральными удобрениями, доли убыточных сельскохозяйственных организаций в регионе.

Границы значений показателей продовольственной безопасности были определены с учетом сложившихся представлений в отечественной и зарубежной теории и практике [10].

Второй блок мониторинга включает в себя информационно-аналитическую подсистему,

которая содержит следующие пункты:

1) анализ состояния продовольственной системы региона;

2) комплексная оценка состояния региональной продовольственной безопасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

На основе сформированной информационной базы мониторинга производится анализ состояния продовольственной системы региона по следующим направлениям.

Анализ подсистемы производства - позволяет определить состояние производственной сферы в регионе через ряд показателей: количество сельскохозяйственных предприятий, уровень производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, импорт и экспорт п р о д о в о л ь с тв и я , р е н та б е л ь н о с ть

сельскохозяйственных предприятий, структура и качество посевных площадей

сельскохозяйственных культур, количество занятых в сельском хозяйстве и уровень их заработной платы, и т.д.

Анализ подсистемы потребления - производится по ряду показателей, характеризующих достаточность продовольственного потребления в регионе и качество потребляемой продукции: потребление основных видов продуктов питания на душу населения в сопоставлении с рациональными нормами потребления, уровень калорийности суточного рациона, доля выявленных некачественных продуктов в общем количестве пищевых продуктов.

Анализ социальной подсистемы - позволяет оценить социально-экономическое положение

населения в целях выявления наиболее нуждающихся групп и возможность приобретения ими необходимого набора продуктов питания и производится по ряду показателей: доле населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, среднему душевому доходу, стоимости прожиточного минимума и т.д. [10, 11].

В результате анализа формируется общее представление о состоянии продовольственной системы региона, после чего на основе полученных аналитических данных необходимо проведение комплексной оценки

продовольственной безопасности Мурманской области по системе критериев и показателей, разработанных в первом блоке мониторинга.

Для определения уровня региональной продовольственной безопасности нами предлагается использование методики комплексной оценки степени региональной продовольственной безопасности с помощью интегрального показателя [6]. Интегральная оценка несет в себе информацию об уровне региональной продовольственной безопасности в целом, а также о каждом из частных аспектов этого понятия, определяя проблемные зоны. Таким образом, проведенный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны в регулировании

продовольственного рынка, преимущества

12

и недостатки сельхозпроизводства в регионе .

Заключительный этап мониторинга представлен подсистемой стратегического планирования, в рамках которой происходит разработка сценариев развития продовольственной системы. Для выработки прогнозных сценариев развития продовольственной системы и построения стратегии дальнейших действий по обеспечению продовольственной безопасности предполагается использование различных методов

стратегического планирования, в частности SWOT-анализа. На основе результатов формулируются предложения по устранению или смягчению кризисных явлений в сфере продовольственной безопасности.

Ценность мониторинга - в универсальности представленной схемы. Это позволяет решать задачу межрегиональных сопоставлений, то есть делает сравнимыми результаты по Мурманской

12 Семёнова Ф.З., Эльканова Э.Р. Инновации как необходимое условие развития регионального продовольственного рынка // Управление экономическими системами. 2012. № 1. URL: http://uecs.ru/uecs47-472012/item/1669-2012-11-16-06-57-31; Плотникова И.А., Орлова Е.Р. Анализ проблем развития сельского хозяйства России: прошлое и настоящее // Вестник МИЭП. 2015. № 2. С. 64-72.

области с другими субъектами Российской Федерации [12].

Ежегодное проведение такого мониторинга позволит обеспечить региональные органы власти полной всесторонней информацией о текущем состоянии и тенденциях развития региональной

продовольственной системы, что может послужить основой для корректировки направлений действий в данной сфере и повышения эффективности управленческого решения по обеспечению региональной продовольственной безопасности

[13].

Рисунок 1

Схема мониторинга продовольственной безопасности региона Figure 1

A scheme for monitoring of the region's food security

МонЕгторинг продовольственной безопасности региона

' г

1-й блок. Подсистема интеграции информации

Определение цели и задач мониторинга, предмета и объектов наблюдения

Формирование информационной базы мониторинга

Разработка системы критериев, показателей продовольственной безопасности региона и их пороговых значений

1

2-й блок. Информационно-аналитическая подсистема Анализ состояния продовольственной системы региона

Комплексная опенка состояния региональной продовольственной безопасности

Выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз

3-й блок. Подсистема стратегического планирования Разработка сценариев развития продовольственной системы

Разработка предложений по устранению или смягчению кризисных явлений

Принятие управленческого решения по усилению продовольственной безопасности

Источник: составлено автором Source: Authoring

Список литературы

1. Павленко В.И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны // Арктика: экология и экономика. 2013. № 4. С. 16-25.

2. Махортова В.К. Инновационный потенциал развития Арктической зоны Российской Федерации: материалы IV Международной научной конференции «Экономика, управление, финансы». Пермь: Зебра, 2015. С. 200-203.

3. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность страны: проблемы и возможные пути их решения // Экономика региона. 2008. № 3. С. 33-48.

4. Симонова С.С. Проблемы продовольственной безопасности в современной России // Вопросы безопасности. 2014. № 1. С. 45-63. URL: http://e-notabene.ru/nb/article_10740.html. doi: 10.7256/2306-0417.2014.1.10740

5. Черешнев В.В., Тиунова Ю.Ю., Подкаминская С.Г. Концептуальные основы формирования стратегии продовольственной безопасности регионов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2008. № 5(64).

6. Омелай А.Ю. Оценка продовольственной безопасности Мурманской области // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2014. № 6. URL: http: //science -education.ru/ru/ article/view?id=16809.

7. Шагайда Н., Узун В. Продовольственная безопасность: проблемы оценки // Вопросы экономики. 2015. № 5. С. 63-78.

8. Ворожейкина Т.М. Концепция мониторинга продовольственной безопасности России // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 5. С. 339-343.

9. Нестерова С.И. Интегральная оценка продовольственной безопасности региона (на примере Самарской области) // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-1. С. 165-170.

10. Богер И.Б., Богер Т.Н. Формирование механизма регулирования регионального продовольственного рынка // Российское предпринимательство. 2012. № 7. С. 145-150.

11. Переверзин Ю.Н., Васильева Е.В. Государственное регулирование и саморегулирование продовольственного рынка и его инфраструктурного обеспечения // Экономические науки. 2009. № 11. С. 103-107.

12. Омелай А.Ю. Мониторинг региональной продовольственной безопасности // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 5. С. 171-175.

13. Особенности и сценарии социально-экономического развития современного Севера России: монография / под ред. Т.П. Скуфьина. М.: Экономика, 2010. 238 с.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-875X (Online) Food Security

ISSN 2073-2872 (Print)

DEVELOPING A CONCEPTUAL SCHEME FOR REGIONAL FOOD SECURITY MONITORING Anna Yu. MARETSKAYA

Luzin Institute for Economic Studies of Kola Science Centre of Russian Academy of Sciences,

Apatity, Murmansk Oblast, Russian Federation

anna_maretskaya@mail.ru

Article history:

Received 4 August 2016 Received in revised form 22 August 2016 Accepted 18 September 2016 Available online 27 January 2017

JEL classification: Q01, Q16, Q18, Q28

Keywords: Arctic region, monitoring, conceptual scheme, food security

Abstract

Importance This research focuses on the development of the conceptual scheme for monitoring the regional food security.

Objectives The research pursues timely identification of risks and threats in food security, and evaluation of the current and projected situations. I also attempt to devise a mechanism to furnish authorities with complete, comprehensive and unbiased information on the current state of the regional food security and its development trends so to elaborate and undertake measures of the State agricultural policy and subsequently ensure the region's food security. Methods The conceptual monitoring scheme involves methods of economic analysis, my own techniques for evaluation of the regional food security through integral indicators, and SWOT analysis.

Results I found the need to develop and test the conceptual scheme for monitoring the regional food security of the Arctic region of the Russian Federation. I devised the conceptual monitoring scheme to analyze and evaluate whether the food security system is susceptible to threats, and prevent the crisis situation in the region's food sector on an ongoing basis. The proposed scheme updates certain aspects of the challenging situation in the food security of the Arctic region specifically. Conclusions and Relevance Annual monitoring practices will significantly increase the quality of information provided to regional authorities, and efficiency of managerial decisions taken to ensure the food security.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant No. 15-02-00127, Systemic

Trends in the Information and Communication Space and Socio-Economic Development of the North Arctic

Areas of Russia, grant No. 16-32-00019, New Issues and Prospects of Socio-Economic Development

of the Regions in the Russian Arctic during the Crisis.

References

1. Pavlenko V.I. [The Arctic zone of the Russian Federation within the system of national interests]. Arktika: ekologiya i ekonomika = The Arctic: Ecology and Economy, 2013, no. 4, pp. 16-25. (In Russ.)

2. Makhortova V.K. [Innovative capabilities for the development of the Arctic zone of the Russian Federation]. Ekonomika, upravlenie, finansy: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Economy, Management, Finance]. Perm, Zebra Publ., 2015, pp. 200-203.

3. Altukhov A.I. [Food security: problems and possible solutions]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2008, no. 3, pp. 33-48. (In Russ.)

4. Simonova S.S. [Food security problems in modern Russia]. Voprosy Bezopasnosti, 2014, no. 1, pp. 45-63. (In Russ.) Available at: http://e-notabene.ru/nb/article_10740.html. doi: 10.7256/2306-0417.2014.1.10740

5. Chereshnev V.V., Tiunova Yu.Yu., Podkaminskaya S.G. [Conceptual principles for formulating the regions' food security strategy]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2008, no. 5. (In Russ.)

6. Omelai A.Yu. [Evaluating the food security of the Murmansk oblast]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 6. (In Russ.) Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16809.

7. Shagaida N., Uzun V. [Food security: problems of assessment]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 5, pp. 63-78. (In Russ.)

8. Vorozheikina T.M. [The concept for monitoring the food security of Russia]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2012, no. 5, pp. 339-343. (In Russ.)

9. Nesterova S.I. [Integrated evaluation of the region's food security: Evidence from the Samara oblast]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 12-1, pp. 165-170. (In Russ.)

10. Boger I.B., Boger T.N. [Forming the mechanism for the State control over regional food markets].

Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 7, pp. 145-150. (In Russ.)

11. Pereverzin Yu.N., Vasil'eva E.V. [Governmental control and self-regulation of the food market and its infrastructure]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2009, no. 11, pp. 103-107. (In Russ.)

12. Omelai A.Yu. [Monitoring of the region's food security]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka = North & Market: Forming the Economic Order, 2014, no. 5, pp. 171-175. (In Russ.)

13. Osobennosti i stsenarii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sovremennogo Severa Rossii: monografiya [The specifics and scenarios of socio-economic development of the Russian North today: a monograph]. Moscow, Ekonomika Publ., 2010, 238 p.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.