Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЛАТЕНТНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЛАТЕНТНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ И УГРОЗООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Эдуард Анатольевич, Крылов Алексей Аркадьевич

Обсуждается вопрос о необходимости выработки новых криминологических методик для оценки экономической безопасности объектов экономики. Предлагается новый подход к решению этого вопроса и система методических и организационных мер по мониторингу экономической безопасности на различных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильев Эдуард Анатольевич, Крылов Алексей Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY MONITORING - INFORMATIONAL BASIS FOR PREVENTING LATENT ECONOMIC CRIMINALITY

The need of working out new criminological methods for assessing economic security of economy objects is discussed. A new approach to solving this question and a system of methodical and organizational means for economic security monitoring at various enterprises are suggested.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЛАТЕНТНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

РАЗДЕЛ II

коррупция

И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ ВАСИЛЬЕВ,

доктор юридических наук, доцент, начальник научно-исследовательского центра ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ КРЫЛОВ,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЛАТЕНТНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Обсуждается вопрос о необходимости выработки новых криминологических методик для оценки экономической безопасности объектов экономики. Предлагается новый подход к решению этого вопроса и система методических и организационных мер по мониторингу экономической безопасности на различных предприятиях.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы и угрозообразующие факторы, показатели и индикаторы, информационные базы данных, мониторинг

E.A. Vasilyev, DSc (Law), Assistant Professor, Head of the Center, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: rc3vnii@mail.ru, tel.: 8 (495) 667-39-47;

A.A. Krylov, DSc (Economy), Professor, Chief Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: rc3vnii@mail.ru, tel.: 8 (495) 667-39-47.

Economic security monitoring - informational basis for preventing latent economic criminality. The need of working out new criminological methods for assessing economic security of economy objects is discussed. A new approach to solving this question and a system of methodical and organizational means for economic security monitoring at various enterprises are suggested.

Key words: economic security, threats and threatening factors, indices and indicators, informational data base, monitoring.

Проведенные в стране за последние 20 лет экономические и правовые реформы принципиально изменили структуру производственных отношений. Сегодня многократно увеличилось количество хозяйствующих субъектов и повысился уровень их экономической свободы. Это привело к тому, что многие традиционные методы оперативного обслуживания предприятий и организаций различных форм собственности уже не являются столь же эффективными, как это было прежде, в условиях административно-командной системы и господства государственной

собственности. С одной стороны, у оперативных сотрудников возникают серьезные проблемы с получением необходимой оперативной информации традиционными административными методами. С дугой стороны, в современном обществе, которое часто называют «информационным», недостатка в информации нет и не может быть. Однако на практике аналитик часто просто «утопает» в информации. Обилие «информационного мусора», незнание адресов и ключей доступа, полезных для оперативно-розыскной деятельности информационных ресурсов, неумение пользо-

ваться специальным инструментарием для поиска и обработки информационных ресурсов - все это сильно снижает криминологическое значение информационно-аналитической работы в ОВД. Поэтому подразделениям полиции сегодня необходимы новые оперативно-розыскные технологии, учитывающие современные нормативные требования, новый формат экономических отношений и новый уровень производительных сил общества.

Особенно это актуально для профилактики латентной экономической преступности1, масштабы которой в экономической сфере многократно превышают количество регистрируемых преступлений2. В связи с этим работа подразделений по экономической безопасности и противодействию коррупции должна строиться таким образом, чтобы аналитики этих подразделений при помощи специального инструментария и новых технологий могли бы оперативно «сканировать» любую открытую информацию, перерабатывать ее и выдавать оперативным сотрудникам конкретные рекомендации на предмет того, где и какие появляются угрозы, способные породить различные преступления, где в данный момент наиболее высока вероятность совершения правонарушений.

Проведенные в ФГКУ «ВНИИ МВД России» в 2012-2013 гг. исследования по заявке ГУ МВД России по Приволжскому федеральному округу показали, что одной из доступных и эффективных форм информационного обеспечения профилактической работы на различных предприятиях является мониторинг состояния экономической безопасности.

Анализ действий субъектов латентной экономической преступности выявил интересную закономерность: чаще всего латентные экономические преступления маскируются совершенно нормальными законными действиями участников экономических процессов. Для этого изготовляются фиктивные документы, искажаются реальные сведения о производственных процессах, уничтожаются следы движения материальных и денежных средств в отчетных и сопроводительных документах, различные корыстные действия обосновываются мнимой экономической или производственной необходимостью, искажается информация, на основе которой принимаются экономические решения, и т.п. Все эти внешне кажущиеся нормальными и законными многообразные действия в экономической сфере позволяют преступникам присваивать чужие материальные и денежные средства.

Исследования также показали, что в действи-

ях субъектов латентной экономической преступности всегда можно выделить некие признаки, которые свидетельствуют о замаскированных совершенных преступлениях. В теории оперативно-розыскной деятельности они называются признаками преступлений3. В криминологии близким к этому является понятие «условия, способствующие преступлению». Конечно, обнаружение этих признаков и условий еще не означает, что преступление действительно имело место. Для выявления и раскрытия такого преступления необходимо проведение специальной оперативно-розыскной работы. Однако постоянный мониторинг экономических процессов, связанных с возможными правонарушениями, может своевременно подсказать оперативному работнику, где в первую очередь следует развернуть свою работу.

Новизна проведенного исследования состоит в том, что на основе анализа большого объема эмпирических данных доказано: при определенных условиях практически любая хозяйственная операция может породить угрозы криминального характера и даже правонарушения. В связи с этим предложено новое понятие - «угрозообра-зующий фактор», которое предлагается понимать как некие действия, процессы (правового, экономического, технического, социального и иного характера), внешне представляющиеся как нормальная хозяйственная деятельность или обычное явление, способные привести к появлению реальной криминальной угрозы и таким образом стать причиной или условием, способствующим различным правонарушениям. Например: получение кредита - угрозообразующий фактор; невозврат кредита - криминальная угроза; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности - преступление (ст. 177 УК РФ). Если использовать такой подход, можно составить перечень угрозообразующих факторов для предприятий любой сферы и отрасли экономики.

В основе проведенных исследований лежат достижения теории экономической безопасности, возможности современных информационных технологий, результаты исследований ОРД ОВД в некоторых отраслях экономики и основы информационно-аналитической работы, которые были разработаны еще несколько десятилетий назад. В частности, из теории экономической безопасности взят ряд базовых положений. Во-первых, использованы некоторые категории теории экономической безопасности: угрозы, их показатели и индикаторы. Во-вторых, использованы закономерности, доказанные теорией экономической безопасности: взаимообусловленность угроз и правонарушений; взаимосвязь специфики управ-

дз н

и о

X

и <

с

о

0Q И РЭ

и и т S

о

X

о ы

сь

S

э

с

^

а а О

ления предприятием и появления различных угроз, в том числе криминального характера; объективная зависимость потенциальных и реальных угроз экономической безопасности от различных социальных и экономических показателей; возможность трансформации любых экономических процессов в угрозообразующие факторы.

Из теории ОРД взяты наработки, связанные с выявлением криминальных схем, используемых участниками организованных преступных формирований при совершении преступных посягательств в отношении экономических объектов4. Из информационно-аналитической работы взяты методики оценки оперативной обстановки на основе социально-экономической информации. Из новых информационных технологий используются: современные методы обработки информационных ресурсов; модели представления данных; интегрированные банки данных и системы управления ими. Все это сегодня активно используется подразделениями УОРИ МВД России и специализированными информационно-аналитическими компаниями, например, «КРОНУС-ИНФОРМ»5.

В итоге разработан инструментарий, позволяющий находить, сканировать и эффективно оценивать целевую информацию. Таким образом, сопоставляются различные события, находятся связи между объектами, разрозненные оперативно-розыскные сведения приводятся в логически стройную и обоснованную систему зависимостей. Фактически речь идет об осуществлении в новом формате оперативно-розыскной идентификации и диагностики, оперативно-розыскного прогнозирования и аналитического поиска.

Все вышесказанное представлено в виде специальных матриц и алгоритмов действий. Если к этому прибавить общедоступное программное обеспечение и ряд специальных программных продуктов, то этого будет вполне достаточно для организации в любом оперативном подразделении ОВД системы мониторинга экономической безопасности хозяйствующих субъектов.

Первым шагом такого мониторинга является криминологический анализ оперативной обстановки территории, на которой работает хозяйствующий субъект. Рекомендации по проведению такого анализа давно разработаны учеными ФГКУ «ВНИИ МВД России» и успешно применяются различными территориальными и отраслевыми подразделениями полиции6.

Вторым шагом мониторинга состояния экономической безопасности может быть экономико-правовой анализ хозяйственной деятельности, методика проведения которого разработана также учеными института7.

Третьим шагом данного мониторинга являются определение угрозообразующих факторов, их оценка, а затем выявление и нейтрализация угроз экономической безопасности, в том числе и криминального характера.

Информацию для мониторинга экономической безопасности можно получить на сайтах территориальных администраций, отраслевых ведомств, также непосредственно на предприятиях (табл. 1).

Все многообразие хозяйственных действий на предприятиях следует объединить в несколько групп, например: процессы, происходящие в производственной части предприятия; финансовые операции; организационно-управленческие и кадровые решения, снабжение и сбыт, социально-культурные и бытовые мероприятия. Для каждой группы хозяйственных действий необходимо составить максимально исчерпывающий перечень возможных угрозообразующих факторов. Всю эту информацию следует представить в виде специальных матриц (табл. 2). Структура каждой матрицы должна быть построена таким образом, чтобы аналитик, переходя в строке от столбца к столбцу, мог оценить происходящие на предприятии события с точки зрения возможно скрываемых правонарушений. Если анализ происходящих событий показывает, что за данным событием могут скрываться какие-то правонарушения, то в дальнейшем для их выявления следует использовать специальные оперативно-розыскные меры.

В качестве примера в таблице 2 представлена выдержка из матрицы угрозообразующих факторов и их индикаторов для мониторинга организационно-управленческих решений на предприятиях. В строке этой матрицы содержится следующая информация:

угрозообразующие факторы в организационно-управленческой сфере работы акционерного предприятия и возможные источники информации;

показатель угрозообразующего фактора, т.е. событие или явление, свидетельствующее о наличии данного угрозообразующего фактора;

индикатор угрозообразующего фактора, т.е. некое значение показателя данного угрозообра-зующего фактора, которое свидетельствует о критическом состоянии дел на предприятии и о превращении нормального социального, экономического или какого-либо иного явления или процесса в угрозообразующий фактор;

реальное значение показателя угрозообразу-ющего фактора. Это - количество анализируемых событий или явлений, имеющих место на данном предприятии;

возможные угрозы. Имеется в виду перечень наиболее распространенных (вероятных) угроз, связанных с данным угрозообразующим фактором;

возможные правонарушения, т.е. наиболее вероятные правонарушения, которые могут быть связаны с данным угрозообразующим фактором.

Алгоритм мониторинга экономической безопасности можно представить следующим образом. Первоначально определяется одно или несколько направлений работы предприятия, где по какой-либо информации могут иметь место правонарушения. Например: если на предприятии имеется трудоемкое производство, то большой будет вероятность наличия нарушений в использовании рабочей силы; если на предприятии используется дорогостоящее сырье, то следует искать нарушения в сфере закупки и использования материалов; если производство является энергоемким, то большая вероятность нарушений в сфере использования энергоресурсов; если предприятие имеет организационно-правовую форму - открытое акционерное общество с большим количеством акционеров и ликвидных активов, то следует специально проверить соблюдение законодательства об акционерных обществах и т.д.

Дальнейшую работу необходимо проводить с соответствующей матрицей. Определив направление мониторинга, аналитик должен оценить данное предприятие по каждому угрозообразую-щему фактору из перечисленных в соответствующей матрице. Если на данном предприятии имел место какой-либо из факторов, перечисленных в матрице, надо его оценить, двигаясь по соответствующей строке слева направо. В таблице 2 в качестве одного из возможных угрозообразую-щих факторов обозначен факт передачи кому-либо ценных активов предприятия. Источником этой информации может быть официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации. Адрес сайта: https://rosreestr.ru/wps/portal.

Если аналитик обнаружил подобный факт на предприятии, которое входит в поле его контроля, он должен понимать, что за этим фактом могут скрываться реальные криминальные угрозы. Дело в том, что за передачей ценных активов предприятия дочерним организациям или каким-либо сторонним организациям могут скрываться корыстные интересы менеджмента. Выявление и раскрытие этих правонарушений - специальная задача оперативно-розыскной работы.

В таблице 2 приведен еще один из возможных угрозообразующих факторов - перерегистрация учредительных документов в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Возможный источник информации: журнал «Вестник государственной регистрации», адрес сайта: http://www.vestnik-gosreg.ru. За этим фактом может скрываться фальсификация учредительных документов, особенно когда в этих документах речь идет о регистрации нового руководства предприятия. Обнаружив такой факт, оперативник должен провести ряд поисковых, разведывательных мероприятий, чтобы убедиться, что за этим фактом нет ничего криминального.

Работа аналитика оперативного подразделения с подобными матрицами позволяет определиться с направлением, по которому следует развернуть оперативно-розыскную работу и сбор дополнительной информации, которая впоследствии может войти в доказательственную базу выявленных правонарушений.

1 Латентная экономическая преступность - незаконные действия, которые специально маскируются нормальными формами экономических отношений и могут долго оставаться незамеченными.

2 Так, профессор В.В. Лунеев отмечает, что регистрируемая величина экономической преступности в современной России составляет не более сотой, а по некоторым видам и тысячной своей части. (Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 502).

3 На эту тему немало работ было опубликовано профессором Г.К. Синиловым и его многочисленными учениками. (Напр.: Синилов Г.К. Профилактике хищений - научную основу // Советская милиция. 1986. № 10; Васильев Э.А., Корнилов Г.А. Экономико-правовой анализ в борьбе с преступлениями в рыбной отрасли. - М.: ВНИИ МВД России, 2007; Теоретические основы предупреждения преступлений экономической направленности: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.Д. Ларичева. - М.: Юрлитинформ, 2012; и др.).

4 Основные виды криминальных схем, используемых участниками ОПГ при совершении преступных посягательств в отношении объектов промышленности (машиностроение, авиастроение, автомобильная промышленность): Аналитический обзор / Горенская Е.В., Пинашина А.Ю., Кувалдин П.В., Гильмутдинов А.Р., Благов О.Б. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2010.

5 Контактная информация: ЗАО «Научно-производственная компания «КРОНОС-ИНФОРМ». Адрес: 125130, Москва, ул. Приорова, д. 30. Телефон: (495) 276-12-11 (многоканальный). Факс: (499) 156-25-15, доб. 127. URL: www.cronos.ru

6 Напр.: Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки: Методич. пособие / Под общ. ред. М.М. Бабаева. - М.: ВНИИ МВД России, 1999.

7 Васильев Э.А., Корнилов Г.А. Указ. соч. С. 34.

да Н и О X

и <

с

о

0Q И РЭ

и и т X

о

X

о ы

сь

CS X

э

X

^

а а О

Таблица 1

Перечень некоторых общедоступных информационных ресурсов, используемых при мониторинге экономической безопасности

да Н и О X

и <

с

о

0Q И да

X

¡3

X

^

а а О

ы

Адрес источника Информационные ресурсы

http://dmpmos.ru/viewer. aspx?obj=reestrsearch Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы

http://fedresurs.ru/DebtorsSearch.aspx Объявления о несостоятельности (банкротстве)

http://www.vestnik-gosreg.ru/search/ Информация о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.kommersant.ru/bankruptcy/ Объявления о несостоятельности (банкротстве)

http://zol.ru/debtor Список сельхозпредприятий, которые имеют просроченные непогашенные задолженности

http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/ contracts/search/simple/run Единый реестр государственных и муниципальных контрактов

http://www.autoins.ru/ru/tech_inspection/ register_.wbp Реестр операторов технического осмотра транспортных средств

http://www.audit-it.ru/sro/list.php Поиск по реестру аудиторских фирм России

http://www.reestrtpprf.ru/ Реестр надежных партнеров

http://rnp.fas.gov.ru/ Реестр недобросовестных поставщиков

http://reestr.fas.gov.ru/ Реестр организаций, доминирующих на рынке

http://services.fms.gov.ru Реестр утраченных документов электронного учета ФМС России

http://service.nalog.ru/disfind.do Сведения о юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица

http://www.fsvps.ru/fsvps/regLicensing Реестр лицензий на производство фармацевтической продукции

http://fp.crc.ru Набор реестров Роспотребнадзора

http://www.roszdravnadzor.ru/rl/search Сведения из сводного реестра лицензий

http://fsrar.ru/licens/reestr Сведения из государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

http://fcsm.ru/ru/contributors/accredited/ unnull/ Реестр квалификационных аттестатов, аннулированных за грубые и неоднократные нарушения аттестованными физическими лицами законодательства о ценных бумагах ФСФР России

http://www.mumcfm.ru/ Логин - expert Пароль - nor2012 Сведения по вопросам национальной оценки рисков в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

http://mos.gosnadzor.ru/licensing/reestr/ Реестр лицензий

http://www.fssprus.ru/dolgniki.html Реестр должников Федеральной службы судебных приставов

http://reestr.russiatourism.ru/ Единый федеральный реестр туроператоров

Таблица 2

Пример матрицы угрозообразующих факторов

№ п/п Угрозообразующий фактор Показатель Индикатор Реальное значение показателя Возможные угрозы Возможные правонарушения

1 Передача кому-либо ценных активов предприятия Источник информации: http://www.vestnik-gosreg.ru/ search/ https: //rosreestr. ru/wps/portal Количество подобных фактов Один и более фактов За передачей ценных активов предприятия создаваемым дочерним организациям или каким-либо сторонним организациям могут скрываться корыстные интересы менеджмента Ст. 159 УК РФ Ст. 160 УК РФ Ст. 196 УК РФ

2 Перерегистрация учредительных документов в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) Источник информации: http://www.vestnik-gosreg.ru/ search/ Передача новых документов в ЕГРЮЛ Один и более фактов Регистрационные документы, предоставляемые в ЕГРЮЛ, могут быть фальсифицированы, особенно когда в этих документах речь идет о регистрации нового руководства предприятия Ст. 159 УК РФ Ст. 160 УК РФ Ст. 170.1 УК РФ Ст. 185.5 УК РФ Ст. 285.3 УК РФ

3 Принятие решений о реорганизации акционерного общества или об избрании нового генерального директора Источник информации: http://www.vestnik-gosreg.ru/ search/ Количество решений в год или принятие таких решений на внеочередном собрании акционеров Одно и более Фальсификация документов акционерного общества или нарушение прав и законных интересов акционеров, угроза рейдерского захвата Ст. 159 УК РФ Ст. 160 УК РФ Ст. 170.1 УК РФ Ст. 185.5 УК РФ Ст. 285.3 УК РФ

КОРРУПЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.