Научная статья на тему 'Основы методического обеспечения участия органов внутренних дел в Федеральной системе управления рисками в области экономической безопасности'

Основы методического обеспечения участия органов внутренних дел в Федеральной системе управления рисками в области экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗЫ И РИСКИ / THREATS AND RISK / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMICAL SECURITY / МОНИТОРИНГ И УПРАВЛЕНИЕ / MONITORING AND MANAGEMENT / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылов А. А.

В статье раскрываются некоторые методологические и методические проблемы формирования в Российской Федерации системы управления рисками в области экономической безопасности. Автор показывает, как будущая система управления рисками должна работать на федеральном и отраслевом уровнях, в частности, в органах внутренних дел, и что в этом плане уже сделано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крылов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Basics of the Methodological Support for Participation of Law Enforcement Bodies in the Federal System of a Risk Management in the Field of the Economical Security

The article reveals some methodological and methodical problems of formation in the Russian Federation of a risk management system in the field of economical security. The author shows how the future risk management system should work on the federal and sectoral levels, in particular, in the law enforcement bodies and what has already been done in this plan.

Текст научной работы на тему «Основы методического обеспечения участия органов внутренних дел в Федеральной системе управления рисками в области экономической безопасности»

Основы методического обеспечения участия органов внутренних дел в Федеральной системе управления рисками в области экономической безопасности

А. А. КРЫЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник (ФГКУ «ВНИИ МВД России») E-mail: [email protected]

The Basics of the Methodological Support for Participation of Law Enforcement Bodies in the Federal System of a Risk Management in the Field of the Economical Security

A. A. KRYLOV,

Doctor of Economic, Professor, Chief Researcher (Federal National Official Institution, Russian Scientific Research Institute of the Interior Ministry of Russia)

УДК 338.242.42

В статье раскрываются некоторые методологические и методические проблемы формирования в Российской Федерации системы управления рисками в области экономической безопасности. Автор показывает, как будущая система управления рисками должна работать на федеральном и отраслевом уровнях, в частности, в органах внутренних дел, и что в этом плане уже сделано.

Угрозы и риски, экономическая безопасность, мониторинг и управление, органы внутренних дел.

The article reveals some methodological and methodical problems of formation in the Russian Federation of a risk management system in the field of economical security. The author shows how the future risk management system should work on the federal and sectoral levels, in particular, in the law enforcement bodies and what has already been done in this plan.

Threats and risk, economical security, monitoring and management, law enforcement bodies.

За последние три года в стране было принято несколько принципиальных документов, которые определяют порядок и перспективы обеспечения национальной и экономической безопасности в среднесрочной и долгосрочной перспективе: Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (№ 172-ФЗ от 28 июня 2014 г.); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента России № 683 от 31 декабря 2015 г.) и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента России № 208 от 13 мая 2017 г.) [2, 3, 4].

В рамках реализации этих документов поставлена задача разработать Федеральную систему управления рисками в области экономической безопасности (далее — ФСУР), которая должна стать одним из компонентов системы обеспечения национальной и экономической безопасности Российской Федерации и системы стратегического планирования.

ФСУР должна обеспечить внедрение в систему государственного управления механизмов выявления вызовов и угроз экономической безопасности, выработку органами государственного управления решений по оперативному реагированию на выявленные вызовы и угрозы.

Предполагается, что ФСУР будет выполнять следующие функции:

— анализ основных системообразующих факторов экономики с точки зрения выявления угроз и рисков экономической безопасности;

— оценку выявленных вызовов и угроз экономической безопасности;

— оценку ресурсов, которые необходимы для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности;

— планирование мер по обеспечению экономической безопасности;

— мониторинг эффективности мер по противодействию вызовам и угрозам в сфере экономической безопасности.

Следует отметить, что все эти проблемы уже неоднократно обсуждались в научной и методической литературе [6, 9, 11, 12]. Поэтому потенциал для решения поставленных задач в стране имеется.

В настоящее время Министерство экономического развития совместно с Финансовой академией разрабатывают методологические и методические основы будущей системы управления рисками и угрозами [7]. Предполагается, что ФСУР позволит систематически готовить и предоставлять заинтересованным субъектам государственного управления следующие документы:

1. Ежегодные доклады президенту страны о состоянии экономической безопасности (общая оценка состояния экономической безопасности и тенденции ее изменения; наиболее опасные угрозы; наиболее уязвимые объекты и субъекты в экономике страны; предложения по нейтрализации угроз, минимизации рисков, повышению потенциала обеспечения экономической безопасности).

2. Предложения по совершенствованию стратегических планов развития российской экономики с точки зрения безусловной реализации необходимого уровня экономической безопасности.

3. Оперативную информацию о возникших кризисных ситуациях в хозяйственной сфере.

4. Оценку всех экономических проектов стратегического значения с точки зрения их влияния на экономическую безопасность страны, отдельных ее регионов и отраслей народного хозяйства.

Помимо сказанного конкретное содержание деятельности будущей ФСУР должно в себя включать следующие действия.

Мониторинг текущих значений основных показателей, используемых для оценки экономической безопасности (в том числе уровень экономической и коррупционной преступности).

Анализ реализации стратегических планов в части, касающейся выявления угроз и рисков в сфере экономической безопасности.

Прогнозирование мировых цен на основные экспортные и импортные продукты.

Анализ неудовлетворенности социально-экономических ожиданий населения России.

Анализ ликвидности кредитно-банковского сектора страны.

Выявление вызовов, угроз и рисковых событий в обрабатываемых массивах неструктурированной информации, поступающей по каналам СМИ, глобальной телекоммуникационной сети, научных публикаций, экспертных мнений и специальных источников.

Оценку рисков и ранжирование угроз по критерию актуальности.

Разработку мер по минимизации ущербов от неизбежных угроз и рисков.

Известно, что практически все правоохранительные органы России являются субъектами обеспечения экономической безопасности различного уровня. Так, в МВД это является прямой функциональной обязанностью подразделений по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также полиции общественной безопасности в части борьбы с правонарушениями на потребительском рынке. Кроме того, полиция обязана заниматься профилактикой правонарушений, в том числе и в экономической сфере [1]. В этом смысле полиция может и должна найти свое место в будущей Федеральной системе управления рисками в области экономической безопасности.

Фактически сегодня полиция этим уже занимается. Так, в приказе МВД России «Об организации научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации» [5] прямо сказано, что в число направлений научного обеспечения деятельности ОВД входят:

— мониторинг экономической безопасности крупнейших инвестиционных проектов;

— подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ; противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, преступлениям, связанным с незаконным вывозом капитала за рубеж;

— оценка влияния теневой экономики на социально-экономическое состояние российской экономики; мониторинг факторов взаимосвязи между теневой экономикой, коррупцией и терроризмом;

— прогноз развития в стране преступности экономической направленности.

Причем, многое из этого уже сделано. Например, в ФГКУ «ВНИИ МВД России» уже разработан методический инструментарий для мониторинга угрозообразующих факторов, способствующих криминализации хозяйствующих субъектов в различных отраслях экономики [10]. Подобные исследования в ФГКУ «ВНИИ МВД

России» проводятся уже несколько лет. Фактически — это исследования по экономической безопасности, направленные на оценку уровня экономической безопасности и разработку новых криминологических методик. В основе этих исследований лежат достижения теории экономической безопасности, информационные технологии, результаты исследований по ОРД в различных отраслях экономики.

На данный момент уже подробно проработаны вопросы мониторинга угрозообразующих факторов на промышленных предприятиях и на объектах

строительства. Стоит задача разработать методическое обеспечение для мониторинга экономической безопасности на предприятиях других отраслей экономики, которые больше всего подвержены криминализации, например, для торговых предприятий, транспортных организаций, для организаций жилищно-коммунального хозяйства и т. п. [8].

Все эти работы могут быть положены в основу методического обеспечения участия органов внутренних дел в будущей Федеральной системе управления рисками и угрозами в области экономической безопасности.

Список литературы:

1. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102354386 (дата обращения: 06.05.2018).

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // СПС КонсультантПлюс.

4. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41921/page/1 (дата обращения: 06.05.2018).

5. Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 апреля 2016 г. № 155 // СПС КонсультантПлюс.

6. Борин Б. В., Крылов А. А. Мониторинг экономической безопасности в строительных организациях // Микроэкономика. 2018. № 1.

7. Заседание экспертной сессии симпозиума «Проблемы стратегического управления» в Фи-

нансовой академии при Правительстве Российской Федерации. URL: http://www.fa.ru/ org/science/epipeb/News/2018-02-21-11. aspx (дата обращения: 06.05.2018).

8. Княжев В. Б., Майдыков А. Ф. О стратегии деятельности органов внутренних дел МВД России в условиях новых угроз национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

9. Крылов А. А., Селиванов А. И. Организация государственной системы мониторинга экономической безопасности // Микроэкономика, 2016. № 1.

10. Организация и правовое обеспечение мониторинга состояния экономической безопасности промышленных предприятий органами внутренних дел: научн.-практ. пособие. М., 2014.

11. Сенчагов В. К. и др. Экономическая безопасность регионов России: монография. Н. Новгород: Растр-НН, 2012.

12. Филеткин О. С. Разработка системы мониторинга экономической безопасности региона // URL: http://www.rusnauka.com/ONG/ Economics/13_filetkin (дата обращения: 06.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.