Научная статья на тему ' Ученые об оценке рисков и угроз экономической безопасности современной России'

Ученые об оценке рисков и угроз экономической безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
967
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И. В. Караваева, И. А. Колпакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « Ученые об оценке рисков и угроз экономической безопасности современной России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2018

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

И.В. КАРАВАЕВА

доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, руководитель Сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН, главный научный сотрудник Института экономики РАН

И.А. КОЛПАКОВА

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН

УЧЕНЫЕ ОБ ОЦЕНКЕ РИСКОВ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Поиск путей совершенствования стратегии экономической безопасности для современной России привлекает все большее внимание экономистов, как ученых, так и практиков. Направления отечественных исследователей в этой сфере четко координируются с задачами, сформулированными в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. и в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Помимо различных научных форумов, на которых обсуждаются актуальные проблемы экономической безопасности страны, увеличивается число специальных научных конференций, на которых рассматриваются во многих аспектах насущные задачи экономической безопасности регионального и отраслевого уровней. Периодичность подобных форумов и высокий научный уровень их участников отражают наличие в России сформировавшихся научных школ, развивающих данную проблематику.

По сложившейся традиции серию конференций открыли «Вторые Сенчаговские чтения: оценка рисков и угроз экономической безопасности России 2018-2020 гг.», которые в этом году проводи-

Вестник ИЭ РАН. №6. 2018 С. 195-203

лись 10-11 апреля 2018 года в Москве на базе Института экономики РАН и Института проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова, при организационном и научном участии Секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства Российской академии естественных наук. В работе данного форума приняли участие российские и зарубежные представители научных институтов и высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Алма-Аты, Грозного, Хабаровска, магистранты Московского финансово-юридического университета по направлению экономической безопасности. Число участников конференции составило 125 человек. Необходимо отметить, что «Сенчаговские чтения» в этом году приобрели статус международной конференции и расширили тематику обсуждений. В рамках конференции работали четыре секции: «Современные угрозы и вызовы национальной безопасности России», «Организационно-плановые и организационно-финансовые методы парирования рисков и вызовов экономической безопасности России», «Оценка рисков и угроз экономической безопасности на уровне регионов и хозяйствующих субъектов», «Роль института страхования в обеспечении национальной экономической безопасности».

Другим знаковым мероприятием стала VI Международная научно-практическая конференция «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы», проведенная 29-31 мая 2018 года в Нижнем Новгороде на базе Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) в рамках реализации Программы развития опорного университета при организационном и научном участии Аппарата Совета Безопасности России, Института экономики Российской академии наук, Финансового университета при Правительстве России, Российской академии естественных наук, Вольного экономического общества России. В рамках этой конференции был проведен круглый стол «Результаты инициативных исследований опорного университета в целях обеспечения экономической безопасности региона», а также три секции: «Макроэкономические аспекты экономической безопасности»; «Региональные аспекты экономической безопасности»; «Экономическая безопасность предприятий». В конференции приняли участие российские и зарубежные представители научных и высших учебных заведений Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы, Воронежа, Владимира, Новосибирска, Перми, а также студенты НГТУ - всего более 120 человек.

В докладах на пленарных заседаниях обеих конференций были затронуты серьезные проблемы, связанные с реализацией принятой в 2017 г. Стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Основное внимание на конференциях было уделено вопросам выявления, анализа, оценки и управления рисками для предотвра-

щения и нейтрализации угроз экономической безопасности. Продолжилось начатое в прошлом обсуждение вариантов создания системы управления рисками на макроуровне - Национальной системы управления рисками (А.Е. Городецкий) и Федеральной системы управления рисками - ФСУР (С.Н. Сильвестров, В.Г. Старовойтов). Рассматривались политэкономические аспекты проблематики экономической безопасности в контексте существования парадигмы устойчивого неравновесия и действия фактора ухудшающего отбора в неравновесной экономике (Р.М. Нижегородцев). Среди наиболее серьезных рисков был рассмотрен риск сдерживания темпов экономического роста как результата принятых и осуществляемых бюджетной и налоговой концепций (И.В. Караваева). Уделено внимание оценке рисков экономической безопасности со стороны страховой пенсионной реформы в России (А.К. Соловьев), а также роли инновационной налоговой политики для снижения угроз экономической безопасности России (Д.Г. Черник). Большое внимание было уделено вопросам экономической безопасности регионов. Проблемой развития регионов является игнорирование стратегии экономической безопасности при разработке стратегий развития регионов. Важным средством укрепления региональной экономической безопасности станет цифровизация экономики (Г.А. Морозова). Была показана важная роль налогового фактора в обеспечении экономической безопасности на уровне государства, региона и хозяйствующего субъекта, сформулировано понятие «налоговая безопасность» (О.Н. Миронова). Также рассматривались средства и методы укрепления экономической безопасности на уровне крупных корпораций, в частности Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» (Ф.Ф. Юрлов, Н.Я Леонтьев, А.Ф. Плеханова).

В докладах на секционных заседаниях и на круглых столах обсуждались следующие актуальные вопросы: оценка рисков и угроз экономической безопасности России в 2018-2020 гг. (Е.А. Иванов); проблемы и противоречия, возникающие при реализации Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года (В.И. Павлов); роль стратегического планирования в решении задач встраивания России в глобальную экономику и обеспечения ее экономической безопасности (С.Н. Наумов); методы нейтрализации угроз национальной экономической безопасности на этапе выхода российской экономики из кризиса (А.Г. Коломиец); угрозы и риски при цифровизации экономики (Т.Г. Философова, М.Н. Власенко), методология оценки глобальных рисков (А.И. Соловьев); финансовые войны против России как угроза национальной безопасности страны (В.А. Сплендер); новые подходы к оценке уровня внешнеэкономической безопасности РФ (Ю.Г. Лещенко); мониторинг угрозообразующих факторов в сфере борьбы с экономической преступностью (А.А Крылов.); риски и огра-

ничения в развитии производственных мощностей российской промышленности (Т.Н. Маршова); активизация инвестиционных процессов и усиление вовлеченности в них потенциалов регионов как необходимые условия обеспечения экономической безопасности страны (И.А. Кириченко, А.В. Смирнов); влияние международных санкций на обеспечение экономической безопасности РФ (С.В. Казанцев, Л.В. Шуб-цова); новые возможности развития банковского сектора как фактор обеспечения экономической безопасности Казахстана (А.Д. Челекбай); цены и налоги, государственное регулирование цен в системе экономической безопасности страны (И.А. Колпакова, М.Ю. Лев); таможенные методы регулирования экономической безопасности России (Г.И. Немирова, С.В. Новиков); оценка перемещения трудовых ресурсов по территории Московской агломерации как вопрос безопасности развития территорий (Ю.Ю. Шитова); социальный аспект экономической безопасности региона и другие проблемы формирования эффективной системы экономической безопасности регионов России (О.С. Попова); мониторинг экономической безопасности старопромышленных регионов (Н.Ю. Сорокина); некоторые подходы к определению сфер предпринимательской деятельности с избыточным и недостаточным государственным регулированием (И.В. Томашицкая); культура как фактор экономического развития и обеспечения национальной безопасности (Ю.И. Бундин); оценка экономической политики России (А.Е. Алтунян); недостаточная финансовая и кадровая поддержка научной деятельности в России как угроза ее национальной безопасности (Ю.Г. Павленко); механизмы обеспечения экономической безопасности ОПК при реализации проектов гражданского назначения (О.В. Глебова, И.Б. Гусева, А.В. Симонов); отраслевые особенности экономической безопасности муниципалитета на примере транспортной отрасли (И.О. Ганин); возможности управления экономической безопасностью проектно-изы-скательских организаций по слабовыраженным сигналам угроз (Ю.В. Коновалов, Д.Н. Лапаев); анализ динамики краткосрочных экономических показателей России для выявления угроз экономической безопасности (С.Н. Митяков); опыт формирования стратегии регионального развития с учетом приоритетных факторов экономической безопасности в Воронежской области (А.И. Хореев, Ю.А. Саликов); проблемы восстановления и модернизации моногородов, относящихся к «красной зоне» (Д.А. Корнилов); роль страхования в укреплении экономической безопасности (Р.Т. Юлдашев) и многие другие.

В результате активного обсуждения заявленной проблематики экономической безопасности были выявлены:

- угрозы и риски экономической безопасности страны, связанные с резким ухудшением внешнеэкономических условий для России: угрозы и риски неэффективного позиционирования России в новой кон-

фигурации многополярного мира, а также риск утраты контроля над оборотом продовольственных и потребительских товаров в рамках национального рынка и риск нивелирования значения национальной валюты. Среди внешних факторов, отрицательно влияющих на экономическую безопасность России, выделяются усиление санкционного давления, зависимость экономики страны от цен на энергоносители и др.

- базовые внутренние угрозы и риски экономической безопасности страны, связанные с реализацией сложившихся бюджетной и управленческой концепций, а именно: риски технологического развития; угроза отсутствия скоординированного стратегического управления; финансово-инвестиционные риски; риски и угрозы социальной безопасности; риски региональной экономической безопасности; риски развития коррупционной составляющей российской экономики.

Среди внутренних проблем экономической безопасности страны, создающих риски и угрозы, наиболее острую дискуссию вызвали проблемы:

- недостаточной эффективности государственного управления в России;

- несовершенства проводимой экономической политики, которая не стимулирует развитие реального сектора экономики;

- наличия в стране явных сдерживающих факторов формирования наукоемкой инновационной экономики, подготовки кадров для развития цифровой экономики;

- проблема необходимости возрождения институтов государственного регулирования ценовой политики и налоговой безопасности;

- необходимости расширения и роста эффективности рынка страхования как важного фактора национальной и региональной экономической безопасности;

- трансформации систем образования, науки и культуры как важнейших факторов обеспечения экономической безопасности человеческого капитала;

- проблема «интеллектуальной безопасности» (утечка мозгов, снижение интеллектуального уровня подготовки специалистов в школах и вузах, проблема защиты интеллектуальной собственности);

- обоснования полноценной теоретической концепции эффективной системы региональной экономической безопасности;

- исследования современной специфики процессов углубления социально-экономической дифференциации российских регионов; восстановления и модернизации моногородов; диверсификации деятельности предприятий ОПК.

С учетом выявленных проблем участниками конференций были предложены мероприятия, направленные на обеспечение экономической безопасности.

В области геополитики: разработать долгосрочную стратегию социально-экономического развития России с учетом изучения документов стратегического планирования ведущих зарубежных стран; интегрировать в долгосрочную стратегию социально-экономического развития весь пакет проектов и государственных программ, связанных с Национальной технологической инициативой, долгосрочными прогнозами научно-технического и технологического развития, ориентированных на идеологию «прорыва» и ускоренного роста экономики и производительности труда на основе инноваций, экспансии на мировые рынки научных и технологических разработок; разработать концепцию внешнеэкономической доктрины России, позволяющей эффективно использовать ее экспортные возможности и адекватно ответить на вызовы и новые интеграционные инициативы США и других стран Запада.

В области стратегического планирования и управления: разработать План действий по реализации основных положений Стратегии экономической безопасности и представить его в Правительство РФ; сформировать единую структурно взаимоувязанную систему промышленного, научно-технического, бюджетного, социального и пространственного планирования с четко поставленной задачей обеспечения форсированного роста отечественной экономики с учетом сохранения социальной стабильности общества; создать механизмы персональной ответственности соответствующих министерств и ведомств за обеспечение экономической безопасности.

В области обеспечения социальной безопасности была подчеркнута необходимость реализация целого комплекса финансово затратных мероприятий, сопровождаемых значительными управленческими преобразованиями, а именно: базовым приоритетным направлением бюджетной политики должен стать рост уровня жизни всех возрастных групп населения, отражаемый в реальных денежных доходах граждан и формировании адресной (индивидуализированной) системы социальной поддержки населения; суммы увеличения бюджетных расходов должны быть примерно в равных объемах направлены на рост бюджетных инвестиций и реальных денежных доходов населения; необходимо повысить уровень социально-экономической безопасности путем развития здравоохранения, образования, науки и культуры, развития человеческого потенциала и мотивации творчества.

В области финансовой и промышленной безопасности необходимо осуществить бюджетную и налоговую реформы, направленные на переориентацию финансовых потоков, получаемых в виде доходов предприятий и населения, в направлении стимулирования роста инвестиционных

вложений в реальном секторе экономики и нивелирования социальных рисков; принять комплекс мер, направленных на оживление инвестиционной активности, включая обеспечение долгосрочной стабильности курса национальной валюты, снижение ставок по кредитам, предоставленным нефинансовым организациями, увеличение бюджетных капитальных расходов в инфраструктурные объекты и др.; совершенствовать систему государственного ценового регулирования на основе социального партнерства как партнерства социально ответственного государства, социально ответственного бизнеса и общества; способствовать развитию институтов страхования в рамках создания государственной системы комплексного управления экономической безопасностью страны; стимулировать потребительский и инвестиционный спрос за счет снижения процентной ставки, формировать денежное предложение не за счет привязки к золотовалютным запасам, а под выпуск ценных бумаг и модификацию государственной кредитной политики.

В сфере мониторинга экономической безопасности необходимо разработать методологию количественной идентификации «пороговых значений» индикаторов экономической безопасности и с учетом этого предложить Росстату сформировать блок статистических показателей «Экономическая безопасность Российской Федерации»; создать информационно-аналитическую систему мониторинга рисков и угроз на современной программно-технологической основе с использованием блокчейн-технологий для сфер государственного управления и экономики.

В сфере совершенствования институциональной структуры экономической безопасности необходимо сформулировать концепцию Федеральной системы управления рисками (ФСУР) в Российской Федерации, разработать алгоритмы принятия управленческих решений с учетом существующих рисков, вызовов и угроз и внедрить ФСУР в практику государственного управления; сформировать и развивать институты стратегического планирования и управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; сформировать Федеральную инвестиционную программу в рамках механизмов стратегического планирования экономики РФ.

В сфере экономической безопасности регионов необходимо совершенствовать систему управления социально-экономическим развитием моногородов, обеспечить последовательное развитие инфраструктуры отстающих регионов и территорий.

В сфере отраслевых проблем экономической безопасности необходимо совершенствовать систему мониторинга и оценки реализации высокотехнологичных проектов гражданского назначения предприятий ОПК.

В сфере кадрового обеспечения экономической безопасности необходимо обеспечить требуемое качество подготовки специалистов для совре-

менной экономики, а также обеспечить подготовку кадров в сфере экономической безопасности.

Данные рекомендации было решено направить в законодательные (представительные) и высшие исполнительные федеральные и региональные органы государственной власти Российской Федерации.

Участники конференций заявили, что на данный момент сформировано понимание неотложности создания государственной системы комплексного управления экономической безопасностью на основе реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. Необходимо формирование более совершенных, многофакторных подходов в рамках развития стратегии экономической и социальной безопасности страны и ее регионов.

Реализации данных подходов будут способствовать: во-первых, активно развивающееся научно-практическое сотрудничество институтов Российской академии наук, занимающихся исследованием проблем экономической и социальной безопасности; во-вторых, постоянно ведущийся диалог между органами власти и государственного управления, с одной стороны, и академическим и вузовским сообществом, с другой, по вопросам эффективности системы институтов обеспечения экономической безопасности; в-третьих, работа постоянно действующего методологического семинара Института экономики РАН и секции Проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства РАЕН «Сенчаговские чтения»; в-четвертых, ежегодное проведение на базе Института экономики РАН, Института проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова, других научных структур РАН и РАЕН ежегодной Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения», а также очередных научно-практических конференций «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы», проводимых Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева вместе с его партнерами; в-пятых, организация под руководством директора института экономики и управления НГТУ д.ф.-м.н., профессора С.Н. Митякова выпуска профильного научного периодического издания с последующим размещением его в международные базы цитирования с предварительным названием «Ноосферные вызовы и новая индустриализация».

Подводя итоги Международной научно-практической конференции «Вторые Сенчаговские чтения: оценка рисков и угроз экономической безопасности России 2018-2020 гг.» и VI Международной научно-практической конференции «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы», следует подчеркнуть актуальность, значимость и широкий диапазон рассмотренных вопросов, практико-ори-ентированную направленность выработанных решений, конструктивный характер состоявшегося обсуждения. География участников кон-

ференции неуклонно расширяется и включает десятки профильных научных организаций и высших учебных заведений различных городов страны, а также ведущих зарубежных научных и учебных центров.

ABOUT THE AUTHORS

Irina Vladimirovna Karavaeva - Doctor of Economic Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Head of the Economic Security Sector of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Chief Scientific Associate of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia. ikaravaeva30@yandex.ru

Irina Alekseevna Kolpakova - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.