Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ЗАЩИТЫ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьева Татьяна Вячеславовна

Рассматривается нормативно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности государства, проводится системный анализ правовой категории экономической безопасности. В результате анализа содержания криминализации экономики как одной из основных угроз экономической безопасности делается вывод о признании последней в качестве объекта оперативно-розыскной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокофьева Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY AS AN OBJECT OF LEGAL AND OPERA-TIVE-AND-SEARCH PROTECTION

The normative legal regulation for ensuring national economic security is viewed, systems analysis of the legal category ‘economic security’ is conducted. Arising from the analysis of the content of the economy criminalization being one of the main threats to the economic security, the conclusion of recognizing the latter as an object of operative-and-search protection was drawn.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ЗАЩИТЫ»

ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ПРОКОФЬЕВА,

кандидат юридических наук, доцент, докторант ФГКУ «ВНИИ МВД России»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ЗАЩИТЫ

Рассматривается нормативно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности государства, проводится системный анализ правовой категории экономической безопасности. В результате анализа содержания криминализации экономики как одной из основных угроз экономической безопасности делается вывод о признании последней в качестве объекта оперативно-розыскной защиты.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, криминализация экономики, обеспечение экономической безопасности, оперативно-розыскная деятельность.

T. V. Prokofieva, PhD (Law), Associate Professor, Doctoral Candidate, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: rc3vnii@mail.ru, tel.: 8 (495) 667-15-08.

Economic security as an object of legal and operative-and-search protection.

The normative legal regulation for ensuring national economic security is viewed, systems analysis of the legal category 'economic security' is conducted. Arising from the analysis of the content of the economy criminalization being one of the main threats to the economic security, the conclusion of recognizing the latter as an object of operative-and-search protection was drawn.

Key words: economic security, threats to the economic security, criminalization of economy, providing national economic security, operative-and-search activities.

Основы экономической безопасности, как любого иного важного государственного правового института, закреплены в Конституции РФ1, в соответствии с положениями которой (ст. 8, 9, 34, 35) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (п. 7, 37)2 обеспечение экономической безопасности признано одним из основных направлений деятельности государственных органов в обеспечении национальной безопасности России.

Бесспорно, ключевой категорией при рассмотрении экономической безопасности как важной составляющей части структуры национальной безопасности страны является само понятие «безопасность», легальное определение которого изначально было дано в ранее действовавшем Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»3, где безопасность понималась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ч. 1 ст. 1 Закона). Как показывает анализ данного определения, речь

идет прежде всего об обеспечении национальной безопасности России, хотя сам термин в Законе не был употреблен. Несмотря на то, что термин «национальная безопасность» с начала 90-х годов вошел в научный оборот и практику, впервые он был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите ин-формации»4 только в 1995 г. и уже впоследствии данная дефиниция была закреплена в Концепции национальной безопасности России, утвержденной Указом Президента от 17 декабря 1997 г. № 13005, а затем и в ее новой редакции6, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 247.

Необходимо отметь, что в новой редакции Закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»8 отсутствует определение безопасности. Возможно, это связано с тем, что близкое (тождественное) по содержанию определение было включено в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г (п. 6 раздела 1) при раскрытии термина «национальная безопасность», под которой на сегодняшний день понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Рос-

сийскойФедерации, оборону и безопасность государства.

Следует констатировать, что именно определение национальной безопасности, содержащееся в Стратегии национальной безопасности, является основополагающей правовой категорией, служащей отправной точкой для научного осмысления ее сущности.

В связи с этим рассматриваемый подход к пониманию безопасности необходимо транслировать и на категорию экономической безопасности, поскольку она является наиболее важной составляющей, материальной частью структуры национальной безопасности страны, более того, без достаточного экономического обеспечения не может идти речи о национальной безопасности вообще. Без преувеличения можно говорить о том, что экономическая безопасность, по сути, является базисом для всех иных видов национальной безопасности (военной, экологической, информационной, социальной, энергетической и др.).

Как показал анализ нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности государства, впервые нормативно закрепленное определение экономической безопасности появилось в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г № 6089, которая в свою очередь развила и конкретизировала положения Концепции национальной безопасности страны. Указанная Стратегия определяла экономическую безопасность как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.

Кроме того, законодателем соответствующее определение было закреплено также в уже утратившем силу федеральном законе 1995 г «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»10. В ст. 2 данного закона экономическая безопасность определялась как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Упомянутые определения подвергались совершенно справедливой критике со стороны научного сообщества, указывавшего на излишнее увлечение законодателя употреблением достаточного объема оценочных категорий, таких как «достаточный уровень»,

«неуязвимость» и т.д., нуждающихся в дополнительном разъяснении11.

К сожалению, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 10 января 2000 г. № 24, несмотря на констатацию того факта, что «защита интересов России в экономической сфере» является приоритетным направлением политики государства, признания экономической безопасности в качестве главного элемента национальной безопасности, непосредственно самого определения экономической безопасности уже не содержалось.

Более того, ныне действующий Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»12 не содержит определения экономической безопасности.

Ретроспективный анализ предпринятых в рассматриваемый период времени со стороны государства мер правового и организационно-управленческого характера с целью определения момента признания экономической безопасности в качестве объекта правовой защиты, а значит, и ее понимания не только как экономической, но и правовой категории позволяет в качестве ключевых выделить: принятие 5 марта 1992 г Закона Российской Федерации «О безопасности», а также образование Совета Безопасности Российской Федерации13, в состав которого вошла межведомственная комиссия по экономической безопасности.

Тем не менее, следует констатировать, что в законодательстве Российской Федерации сегодня отсутствует содержательное определение понятия экономической безопасности, несмотря на то, что оно является устоявшейся в правовом поле категорией. Вместе с тем, нельзя не признать необходимость легитимного определения данной правовой категории. Ведь если сначала-законодатель в процессе нормотворчества основывается на существующей научной доктрине, то впоследствии именно легитимное определение ложится в основу научных изысканий, выводов и предложений по ее совершенствованию.

Как уже ранее нами было отмечено, в ряду определений, данных российским законодателем, основополагающим, в том числе и для понимания экономической безопасности, является определение национальной безопасности, содержащееся в п. 6 раздела 1 «Общие положения» Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г, хотя оно, безусловно, не может отразить всю сложность данного явления.

В целом позиция российского законодателя в части современного понимания и определения приоритетов в процессе обеспечения национальной безопасности и ее экономической составля-

ла Н и О X

и <

с

о

09 И РЭ

и

И

т к

о

X

о ы

сь

к э

с

^

а а О

ющеи подвергается со стороны специалистов и ученых справедливой и конструктивной критике. По справедливому замечанию Ю.Г. Наумова, если исходить из содержания основополагающих документов, определяющих политику России в сфере обеспечения национальной безопасности, раньше (согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации 2000 г) экономическая безопасность признавалась главным элементом национальной безопасности России. Если же исходить из смысла положений ныне действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г, «основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность, в то время как экономическая безопасность выступает средством обеспечения „основных приоритетов"»14.

Независимо от места, концептуально определяемого законодателем для экономической безопасности в общей системе национальной безопасности Российской Федерации, научные подходы к раскрытию ее сущности и содержания, как показало исследование, кардинальным образом не изменились. В конечном счете практически все ученые в области юриспруденции в понимании сущности экономической безопасности так или иначе приходят к выводу об устойчивом состоянии экономики, характеризующемся защищенностью интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз15.

Синтез существующих подходов к пониманию экономической безопасности позволяет заключить, что речь идет о состоянии защищенности от внутренних и внешних угроз экономической системы, которая характеризуется (через определенные качественные показатели) благоприятными условиями жизни людей, развития и функционирования национальной экономики, а также различными аспектами взаимодействия этой системы с внешней средой, в том числе при возникновении и соответствующем реагировании на угрозы экономической безопасности.

Анализ содержания экономической безопасности с позиции системного подхода позволяет нам указать на приоритетность самого процесса защиты от угроз, т.е. деятельность субъектов обеспечения экономической безопасности посредством применения системы мер правового, политического, организационного, экономического, правоохранительного и иного характера в рамках реализации взаимосвязанной совокупности общеэкономических, контрольных и правоохранительных механизмов, соответствующих угрозам экономическим интересам личности, общества, государства16.

Такие угрозы представляют собой явления и процессы, отрицательно воздействующие на эко-

номику страны и ограничивающие экономические интересы государства, регионов, предприятий, отдельных граждан.

По различным оценкам специалистов наибольшую опасность для экономики представляют внутренние угрозы17, где наряду с неполнотой правового регулирования, несовершенством налоговой системы, отсутствием механизмов стимулирования инвестиционного процесса в реальном секторе экономики, а также структурной деформацией производственной сферы национальной экономики в числе ключевой угрозы определяется воздействие экономической преступности, принявшее характер прогрессирующего, зачастую латентного, процесса криминализации экономических отношений, на функционирование национальной экономики (на это указали 78% респондентов)18. Криминализация экономики определяется как новое состояние всей экономической системы, как процесс вытеснения легитимных экономических отношений их криминальными разновидностями19.

Не умаляя значимости и эффективности общеэкономических (регулятивных) и контрольных механизмов обеспечения экономической безопасности, содержание такой угрозы, как криминализация экономики, предполагает эффективность воздействия правоохранительных механизмов экономической безопасности, заключающихся в выявлении и пресечении незаконных и преступных форм экономической деятельности.

Практически все специалисты в своих ис-следованиях20 приходят к выводу, что источником криминализации экономики является организованная экономическая преступность. Экономическая преступность, организованные формы ее проявления, проникновение в ключевые отрасли экономики, рост уровня коррупции дестабилизируют эффективное функционирование экономической системы страны.

По данным международного журнала ФОБС, доля теневой экономики составляет около 20% от ВВП (со ссылкой на Госкомстат России) и около 52% ВВП (со ссылкой на результаты исследований Всемирного банка - The World Bank)21.

Организованные преступные группы и преступные сообщества в целях расширения своего влияния в экономике используют методы, направленные на ослабление государственного, социального и иного контроля. Как совершенно справедливо отмечает А.Л. Репецкая, «криминализация экономических отношений в России, особенно в организованных формах, угрожает развитию не только легальной экономической системы: она ставит под удар прежде всего социальную сферу, влечет за собой криминализацию общественных отношений в целом»22.

В целях обеспечения правовой защищенности как экономики в целом, так и отдельных секторов бизнеса и безопасности их деятельности требуется создание единой системы противодействия организованной преступности.

Исходя из этой точки зрения основным звеном в системе исполнительных органов государственной власти в целом и правоохранительных в частности как специальных субъектов обеспечения экономической безопасности являются органы внутренних дел.

Будучи неотъемлемой частью государственного правоохранительного механизма обеспечения экономической безопасности, они играют особую роль в ее практическом воплощении. Отметим, что задача выявления и устранения причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности, была возложена на органы МВД России постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений)», одобренным Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г № 608.

На сегодняшний день законодатель, определяя задачи МВД России в соответствующем Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248), указывает в ряду других, которые так или иначе можно соотнести с противодействием организованной преступности, криминализирующей экономику государства, как прямой угрозе экономической безопасности России, на следующие: предупреждение преступлений и административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению; осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскной деятельности; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо преступлений, вызывающих большой общественный резонанс. Таким образом, прямое указание на задачу защиты экономики, противодействия ее криминализации, иными словами, обеспечения экономической безопасности государства, в том числе от угроз со стороны организованной преступности, отсутствует.

Поскольку защита как форма деятельности не обязательно должна ограничиваться «режимом ожидания» противоправного воздействия со стороны преступника или его окружения на защищаемый объект (так называемые пассивные

средства защиты), а, напротив, может и должна являться исключительно активным инструментом преодоления подобного воздействия (активные средства защиты), вполне логично, что эффективно противодействовать организованной преступности в системе обеспечения экономической безопасности России целесообразно с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Данное право предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. 21.12.2013)23 (далее - ФЗ «Об ОРД»).

По справедливому замечанию А.Е. Шарихи-на, «опыт стран с развитыми правовыми системами свидетельствует, что оперативно-розыскная деятельность успешно используется как мощное оружие по предотвращению и борьбе с различными видами преступности, включая коррупцию и организованную преступность»24.

В ФЗ «Об ОРД» в числе задач оперативно-розыскной деятельности (ст. 2) четко указывается на: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации.

В данном случае оперативно-розыскные силы и средства не только позволяют решить в полном объеме названные задачи, но и должны играть главенствующую роль, выступая инструментом упреждения наступления опасных последствий, в том числе для экономических интересов личности, общества, государства.

Основным специальным субъектом в системе оперативных подразделений органов внутренних дел являются подразделения ЭБиПК, в их первостепенные задачи, определяющие правоприменительную деятельность в области обеспечения экономической безопасности государства, входит осуществление оперативно-розыскной деятельности в полном объеме, а также борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями) в различных сферах и отраслях экономики, и др.25

Анализ поставленных перед оперативными подразделениями ОВД задач показывает, что в равной степени важны не только активное оперативно-розыскное противодействие организованной преступности в системе обеспечения экономической безопасности государства, но и выявление, ослабление или нейтрализация дей-

да Н и О X

и <

с

о

09 И РЭ

и и т X

о

X

о ы

сь

X

э

X

^

а а О

да Н и О X

и <

с

о

0Q И да

и и

Т X

О X

О Ы

сь

к, X

¡3

X

^

а а О

ствия причинного комплекса (совокупности условий и факторов), порождающего опасность (угрозу) данного вида.

Таким образом, механизм, формирующий состояние защищенности и безопасности, начинает эффективно действовать в случае полноценной реализации следующих основных функций системы обеспечения экономической безопасности государства. В первую очередь речь идет о получении и оценке информации об угрозах безопасности в различных сферах и на объектах экономики. Ситуация на данном этапе функционирования системы осложняется тем, что зачастую действия участников организованных преступных формирований в сфере экономики маскируются совершенно нормальными, законными действиями участников экономических процессов, что и позволяет совершать латентные экономические преступления. В связи с этим, по мнению многих специалистов, наряду с использованием возможностей информационно-аналитической работы, а также иных средств и методов ОРД, направленных на выявление действующих в сфере экономики организованных преступных структур, достаточно эффективным является применение в оперативно-розыскной деятельности методики мониторинга угрозообразу-ющих факторов, выступающего важным условием обеспечения экономической безопасности любого хозяйствующего субъекта26. На следующем этапе осуществляется непосредственное противодействие носителям (источникам) указанных угроз посредством реализации соответствующих механизмов. Эффективным является использование сил, средств и методов ОРД, направленной на проверку имеющейся оперативной информации, оперативную разработку ОПФ экономической направленности, привлечение к уголовной ответственности их организаторов, руководителей и участников; разобщение организованных преступных структур; оперативную профилактику их дальнейшей деятельности, а также реализацию возможностей всех иных форм ОРД.

В результате системы соответствующего реагирования на угрозы дальнейшей криминализации экономики, в том числе со стороны организованных преступных структур, и обеспечивается безопасность экономики государства в качестве объекта оперативно-розыскной защиты.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.

2 Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Рос-

сийской Федерации (Основных положениях)» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст. 2117.

3 Российская газета. 1992. № 103. 6 мая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета. 1995. № 39. 22 фев.

5 Российская газета. 1997. № 247. 26 дек.

6 Российская газета. 2000. № 11. 18 янв.

7 Кокорин С.Н. О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности // Вестник ЮУрГУ. Вып. 12. 2007. № 28. Серия: Право. С. 93-95.

8 Российская газета. 2010. № 295. 29 дек.

9 Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст. 2117.

10 Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.

11 Наумов Ю.Г. Институциональная коррупция как угроза экономической безопасности: тенденции и перспективы противодействия. - М., 2012. С. 114.

12 Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

13 Указ Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 547 «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1323.

14 Наумов Ю.Г. Указ. соч. С. 114-115.

15 Гаджиева Л.Э. Налогообложение как особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России: Дис. ... канд. экон. наук. - М., 2003. С. 14; Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007; Паньков В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты // Внешнеэкономические связи. Вып. 8. 1992; Напалкова И.Г. Экономическая безопасность: институционально-правовой анализ: Монография. - Ростов н/Д., 2006. С. 11-12.

16 Вечканов Г.С. Указ. соч.

17 Экономическая безопасность России (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения): Учеб. пособие / Под общ. ред. д-ра эконом. наук, проф. Ю.И. Або-ленцева, Заслуженного юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. В.И. Попова; Вечканов Г.С. Указ. соч.; Что такое «криминализация экономики России» и как с ней бороться / Под общ. ред. А.А. Крылова. - М.: Экономика, 2011.

18 В процессе исследования было опрошено 103 сотрудника подразделений ЭБиПК ГУ (У) МВД России по субъектам Российской Федерации.

19 Что такое «криминализация экономики России» и как с ней бороться. С. 14.

20 Шарихин А.Е. Научные основы обеспечения экономической безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2007; Репецкая А.Л. Организованная преступность. Теневая экономика. Криминальный рынок России. - М.: Юр-литинформ, 2010.

21 Журнал ФОБС. URL: http://www.forbes.ru/ekonomika-opinion/54946-boris-grozovskii-proekonomicheskuyu-politiku

22 Репецкая А.Л. Указ. соч. С. 3.

23 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:

23.12.2013).

24 Шарихин А.Е. Указ. соч.

25 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред.

27.06.2014) // Российская газета. 2011. № 43. 2 марта.

26 Васильев Э.А., Крылов А.А. Мониторинг экономической безопасности - информационная основа профилактики латентной экономической преступности // Научный портал МВД России. 2014. № 2 (26). С. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.