Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной экономической безопасности'

Совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1057
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ОРГАНИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ORGANIZED ECONOMIC CRIME / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / LEGISLATIVE INNOVATIONS / POLICING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торопин Ю. В., Васильев Ф. П.

В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности России. Авторами охарактеризованы некоторые новейшие законодательные инновации, важные для организации противодействия организованной экономической преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the performance of the internal affairs bodies as providing national economic security

The article considers the current problems of economic security of Russia. The authors describe some recent legislative innovations as important for the fighting against organized economic crime.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной экономической безопасности»

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

¡Ü

<

а С

к S а

О и н

62

Ю.В. ТОРОПИН,

первый заместитель начальника Академии, кандидат юридических наук

Ф.П. ВАСИЛЬЕВ,

доцент кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,

доктор юридических наук (Академия управления МВД России)

Совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной экономической безопасности

В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности России. Авторами охарактеризованы некоторые новейшие законодательные инновации, важные для организации противодействия организованной экономической преступности. Экономическая безопасность, организованная экономическая преступность, деятельность полиции, законодательные инновации.

Y.V. TOROPIN,

first deputy of the head of the Academy, candidate of legal sciences.

F.P. VASILYEV,

docent of the chair of public safety management, doctor of science (law) (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)

Improvement of the performance of the internal affairs bodies as providing national economic security

The article considers the current problems of economic security of Russia. The authors describe some recent legislative innovations as important for the fighting against organized economic crime. Economic security, organized economic crime, policing, legislative innovations.

Национальная экономическая безопасность, позволит ослабить одну из наиболее значимых

рассматриваемая как важнейшая состав- угроз экономической безопасности государства.

ная часть национальной безопасности России, Проблема актуальна: в современной России

объективно зависит от состояния преступности образовался целый сегмент предприятий и ор-

в стране — прежде всего, от криминализации ганизаций, причастных к экономической дея-

экономики и эффективности системы профи- тельности только по названию и декларируемой

лактики экономических преступлений. В по- в регистрационной документации форме дея-

следние годы Президент и члены Правительства тельности, но на деле полностью ориентиро-

Российской Федерации многократно выступа- ванных на теневой сектор экономики или — от-

ли с требованиями, направленными на всемер- кровенно преступную деятельность.

ное пресечение коррупции, без чего принципи- Развитие организованной экономической

ально невозможно укрепление экономической преступности (организованной преступности

мощи страны. Поэтому обеспечение экономи- в сфере экономики) проявляется в следующих

ческой безопасности — одно из основных на- явлениях:

правлений деятельности правоохранительных — нарушение прав человека в сфере экономической

органов России [11]. деятельности;

На уровень экономической безопасности — расширение и углубление процесса криминализа-

государство воздействует, в частности, с по- ции экономических отношений (когда преступ-

мощью норм уголовного права и посредством ные сообщества в своих интересах используют

организации уголовной политики, реализация хозяйствующие субъекты, банковские струк-

которой возложена на правоохранительные ор- туры);

ганы [10, с. 64]. — проникновение коррупции во все сферы деятель-

Уменьшение криминализации экономики, ности органов власти, управления, а также —

максимальное ограничение ее теневого сектора правоохранительные органы.

Продолжающиеся процессы криминального передела сфер и территорий влияния, а также переход значительной части организованных преступных структур в сферу легального бизнеса формируют повышенный интерес представителей организованного криминалитета к установлению коррупционных связей с представителями органов власти и управления, а также к непосредственному вхождению в выборные органы власти различных уровней. Всем этим тенденциям необходимо противопоставить скоординированную деятельность полиции. При этом необходимо постоянно помнить, что низкая результативность борьбы с преступностью приводит к формированию у значительной части населения мнения о неспособности органов власти и управления защитить их от преступников, что абсолютно недопустимо.

Сформулируем ряд приоритетных направлений деятельности территориальных органов внутренних дел:

— активизировать работу по пресечению преступлений, связанных с рейдерством, коррупцией, деятельностью «финансовых пирамид», легализацией преступных доходов, а также — реализацией целевых программ и инвестиционных проектов;

— решить вопросы совершенствования внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, качественного повышения уровня оперативного обслуживания линий и объектов оперативной заинтересованности;

— повысить эффективность предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых в бюджетообразующих отраслях;

— усилить комплексное воздействие на сферу интересов организованных преступных формирований в экономике, направленное на вывод из-под их контроля предприятий и организаций, подверженных криминальному влиянию;

— продолжить проведение мероприятий по выявлению хищений бюджетных средств, выделяемых на реализацию общественно значимых мероприятий; в частности, надо обеспечить постоянное оперативное сопровождение реализации Федеральной целевой программы «Сочи-2014»; не снимать с контроля формирование и работу госкорпораций («Росатом», «Олимпстрой», «Роснанотех», «Ростехнологии» и др.), а также осуществлять постоянный контроль за этапами реализации наиболее крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала;

— принимать меры к предотвращению криминального передела собственности, и в этих целях наращивать арсенал средств против использования мошеннических комбина-

ций, направленных на незаконный захват (рейдерство) предприятий различных форм собственности; организовать эффективное участие в реализации государственной политики в сфере управления собственностью, обеспечении целевого использования земель сельскохозяйственного назначения и лесных фондов; проводить мероприятия по пресечению фактов их незаконного перевода в другие категории;

— разворачивать, с учетом специфики регионального развития, системную работу по защите государственных интересов в налоговой сфере, направляя усилия на совершенствование организационно-методической и правовой основы противодействия нарушениям налогового законодательства, борьбу с сокрытием и занижением объемов налогооблагаемой базы, необоснованным возмещением НДС;

— наращивать усилия по борьбе с преступностью в кредитно-финансовой и страховой сферах;

— повышать эффективность работы по обеспечению защиты авторских прав и прав интеллектуальной собственности, осуществлять меры, направленные на снижение производства и оборота на потребительском рынке фальсифицированной фармацевтической, алкогольной, спиртосодержащей, мясной, табачной продукции и др.

Для более эффективного выполнения поставленных перед органами внутренних дел задач по обеспечению экономической безопасности, предупреждению, выявлению и раскрытию экономических преступлений необходимо обратить внимание на решение следующих проблем:

1. Дальнейшее совершенствование правоохранительной системы и грамотное распределение функциональных обязанностей органов внутренних дел разного уровня. Отметим, что этот процесс уже начался между структурными звеньями, но пока коснулся только уровня подразделений центрального аппарата МВД.

2. Устранение пробелов действующего законодательства во избежание сложностей в идентификации противоправной деятельности. Дело в том, что методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются соответствующими правомерной практике, что либо приводит к бездействию органов внутренних дел при получении информации о готовящемся преступлении, либо — к неправомерному вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий.

3. Разработка единой информационно-справочной системы по обеспечению эконо-

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

63

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

64

мической безопасности страны и регионов, методик подачи информации в эту систему. Для этого необходимо формирование структуры аналитических подразделений в рамках службы уголовного розыска на уровне ГУФО и территориальных органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Полагаем, что для этого МВД России необходимо давать статистическую информацию о совершенных экономических правонарушениях (согласно нормам УК РФ и КоАП РФ), с разбивкой по отраслевым направлениям, на электронных сайтах в сети Интернет. Это будет способствовать мониторингу не только законодательной политики и правоприменительной практики, но и реализации непосредственных статей [1, 5].

4. Наработка практического опыта и необходимых методик по предупреждению новых видов экономических преступлений, разработка методических рекомендаций для территориальных органов внутренних дел по видам угроз экономической безопасности, их проявлениям и носителям, мерам реакции на них сотрудников полиции.

5. Повышение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, что позволит противостоять профессионалам из сферы экономической преступности, и преодоление их объективной неготовности работать в условиях свободы предпринимательства.

6. Усиление социальной защищенности сотрудников полиции.

Реализация этих мер в кратчайшие сроки представляется важной и в какой-то степени определяет темп снижения уровня экономической преступности в стране. Данные меры, по нашему мнению, позволят устранить факторы, крайне негативно сказывающиеся на деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности. В частности, невысокая эффективность оперативной работы связана во многом с недостаточной квалифицированностью оперативных работников, их неумением организовать глубокую работу с организаторами преступных групп, слабым контролем со стороны руководителей уголовного розыска за работой своих подчиненных по делам оперативного учета.

К сожалению, территориальные органы внутренних дел в нашей стране действуют в правовом поле, где нет (и даже не ожидается в обозримом будущем) антикриминальных законов, аналогичных принятым в США. Там еще в 1970 г. появился Закон о контроле над организованной преступностью, в 1984 г. его дополнил закон «О конфискации ценностей и имущества», нормы которого предусматри-

вали применение больших денежных штрафов и конфискаций в отношении «организаций, находящихся под влиянием рэкета и коррупции». Считаем, что в российских условиях, когда проблемы бегства многомиллионных и миллиардных капиталов, собираемости налогов, да и самой национальной экономической безопасности напрямую зависят от того, как будет организованы противодействие организованным преступным формированиям, борьба с коррупцией, необходимо от дискуссий переходить к исполнению принятых аналогичных законодательных актов. Однако Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью», проект которого был разработан в 2006 г. по инициативе МВД России, еще так и не принят. Законодатель счел достаточными мерами уже принятые федеральные законы «О банкротстве» и «О полиции», а также — пересмотр федеральных законов «Об оперативно-розыскной деятельности», «О противостоянии коррупции» и т. д. Но отсутствие наиболее важных законов, направленных против организованной экономической преступности, не дает возможности «поставить на место» нынешних чи-новников1.

Тем не менее следует отметить активизацию правотворческой деятельности в данной сфере. Проводимая Президентом и Правительством Российской Федерации последовательная планомерная инициативная работа в области укрепления государственной дисциплины и повышение правосознания [7], укрепления авторитета власти2 находит закрепление в федеральных законах. Подтверждением этому является, например, Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 [1].

Среди законодательных инноваций, осуществленных в 2013 г., следует обратить внимание на изменения, внесенные в ч. 3 ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» [2]. Так, например, была введена норма о том, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность (далее — ОРД),

1 Ранее (еще в 1998 г.) одним из авторов статьи неоднократно выражалось мнение, что все финансовые и банковские операции необходимо осуществлять с применением дактилоскопических методов идентификации. Это позволило бы пресекать любое экономическое преступление за считанные минуты, повысив их раскрываемость до 95-97 %.

2 В этой связи следует обратить внимание на труды Н.Ф. Бережковой [8, с. 8-12; 9, с. 24-29].

при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [3]. Требуемая информация выдается только в случае, когда заинтересованные органы обладают сведениями о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти3.

Новые требования появились также и в п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [4]. Теперь органы внутренних дел (полиция) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также — проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, и об административных правонарушениях могут запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. В порядке, определяемом МВД России и Минздравом России, можно также запрашивать и получать от медицинских орга-

3 В рамках рассматриваемой темы следует учитывать приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», изданный в соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [6].

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: Федеральный закон РФ от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ // Рос. газ. 2013. 2 июля.

2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 2 декабря 2012 г.

низаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

Новые нормы появились также и в ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [3]. Согласно новым нормам результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Современная правоприменительная деятельность органов внутренних дел (полиции — ОРМ и ОРД) требует от руководства МВД России дальнейших усилий по совершенствованию структуры и распределению функциональных обязанностей между структурными звеньями системы различного уровня, начатое в ходе реформирования МВД России. Необходимо формирование единой информационно-справочной системы по обеспечению экономической безопасности страны и регионов, методик подачи информации в эту систему, для чего нужно предусмотреть наличие структур аналитических подразделений уголовного розыска на разных уровнях управления.

По мнению авторов, сложившемуся на основе анализа новых федеральных законов в области обеспечения экономической и других видов безопасности (только в июле 2013 г. их было свыше 60), руководителям территориальных органов внутренних дел следует (кроме вышеназванных предложений), с учетом законодательных инноваций, пересмотреть ведомственные приказы не только в области обеспечения ОРД и ОРМ, деятельности тех или иных оперативных служб и подразделений, но и вопросы профессиональной подготовки сотрудников.

№ 395-1 (в ред. от 1 сентября 2013 г.) // СПС КонсультантПлюс.

3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

65

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

5. О мониторинге правоприменения в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 // СПС КонсультантПлюс.

6. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608.

7. Вопросы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России: приказ МВД России от 20 октября 2011 г. № 1090.

8. Бережкова Н.Ф. Юридическое образование и этические нормы // Алтайский юридический вестник. 2013. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Бережкова Н.Ф. Этические нормы в посланиях Президента России // Актуальные

вопросы совершенствования административной деятельности органов внутренних дел: сб. науч. ст. М.: Академия управления МВД России, 2013.

10. Булатова Л.А, Васильев Ф.П., Мусаев М.Г. Правовое воспитание в России и как его преодолеть? // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 1.

11. Марченко Р.Н. Основы теории экономической безопасности и уголовная политика // Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел. Труды Академии управления (юбилейный выпуск). М., 1999.

E-mail: [email protected]

к S а

О и н

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.